Shaftesbury населенный пункт в штате мичиган. Открыть левое меню мичиган

В Америке существует штат, который славится развитой промышленностью и великолепной природой. Сочетание несочетаемого — один из главных факторов, привлекающих туристов в Мичиган. Ценители прекрасного и желающие ощутить адреналин по достоинству оценят штат, символом которого являются лоси, а официальным цветком — яблоневый цвет.

География

Мичиган располагается на Среднем Западе и является 26 штатом , провозглашенным 26 января 1837 года.

Столица штата Мичиган – Лэнсинг. Крупными городами считаются Стерлинг-Хайтс, Детройт, Флинт, Грэнд-Рэпидс, Уоррен и Уэйн.

На площади в 97 000 миль квадратных располагается почти 10 миллионов жителей.

Официальная земля состоит из двух полуостровов, называемых Верхний и Нижний. Почти все города сосредоточены во втором, первый более напоминает природный заповедник. Полуострова связывает мост Макино. Желающим лицезреть удивительную красоту Мичигана, просто необходимо побывать на данном мосту.

Штат граничит с Великими озёрами — Эри, Гурон, Верхнее, а также с одноименным. Последнее, озеро Мичиган, крайне посещаемо туристами, так как отличается величественными пейзажами.

Огромное пространство занимают речки (их насчитывается более 11 000) и леса. Штат Мичиган имеет самое большое разнообразие всевозможных пород деревьев на территории Америки.

История

Изначально местность принадлежала индейцам племен оттава, гуроны и потаватоми. В 1668 году француз, пришедший из Канады, Жак Маркет основал здесь первое поселение европейцев. Спустя почти 100 лет, землю отвоевали англичане. В 1783 году она стала собственностью Соединенных Штатов.

Однако во время войны 1812 года, проходивший между британцами и американцами, Мичиган оказался во власти первых. Впрочем, спустя год её храбро отвоевал американский полководец Оливер Хазард Перри в битве на озере Эри.

Климат

Климат у данного штата континентальный, на повышенную влажность влияет озеро Мичиган. На юге минимальная температура доходит до -8°C, а максимальная до 28°C. На севере более холодно. Максимальная температура короткого лета достигает 24°C, а минимальная температура длинной зимы -16°C.

Штат Мичиган отличается частыми снегопадами, грозами и торнадо. Поэтому тут нужно быть готовым ко всему.

Мичиган наполнен туристами круглый год. Осенью здесь проходит охота на животных, зимой — зимняя рыбалка, катание на лыжах и коньках, весной и летом — катание на байдарках по извилистым речкам штата.

Несмотря на то, что даже летом вода на озерах прохладная, пляжи всегда переполнены. Поэтому летнее время считается курортным.

Население и религия

В последнее время Мичиган активно населяют афроамериканцы, азиаты, а также латиноамериканцы. Поэтому процентное соотношение населения следующее:

  • американцы — 78%;
  • афроамериканцы — 14%;
  • латиноамериканцы — 4,5%;
  • азиаты — 2,5%;
  • коренные американцы (индейцы и эскимосы) — 1%.

Религиозная принадлежность населения Мичигана тоже разнообразна:

  • католики – около 2 000 000;
  • лютеране – почти 250 000;
  • методисты — более 225 000;
  • иудеи – практически 110 000;
  • мусульмане – почти 100 000 человек.

Достопримечательности и интересные места

Мичиган полон достопримечательностей. В каждом из городов штата можно найти что-то необычное, подходящее по вкусу любому туристу.

Одним из популярнейших мест является деревня Гринфилд-Вилидж . Она состоит из старинных домов и исторических зданий. Здесь находится лаборатория известного Томаса Эдисона.

В Траверс-Сити ежегодно проводится фестиваль, именуемый «Вишневым», а в городе Холланд — фестиваль тюльпанов. Эти зрелищные мероприятия привлекают десятки тысяч туристов с каждого уголка планеты.

Особой популярностью пользуется заповедник Пикчед-Рокс . Он располагается вдоль Верхнего озера между двумя городами Гранд-Мараис и Мунизинг. Его достоинствами являются песчаные дюны, арки и водопады, созданные самой природой, а также скальной песчаник, в честь которого заповедник получил своё имя.

Очень красивы курортные острова Ройал и Макинак . Последний знаменит фортом и гигантским мостом.

Небольшой городок Франкенмус копирует баварский. Рестораны Зендхер и Бавариан — самые любимые у туристов, они славятся невероятно вкусным жареным мясом по приятной цене.

Мичиган занимает лидирующую позицию в Америке по производству автомобилей. Здесь расположены три самые крупные компании — General Motors , Chrysler и Ford . Их штаб-квартиры находятся в .

Любителям автомобилей стоит приехать на ежегодное автомобильное шоу под названием . В нем принимают участие около 40 000 раритетных и необыкновенных машин. Данное событие является самым масштабным однодневным автошоу на Земле.

При желании, можно взглянуть и на другие достопримечательности штата Мичиган: космический центр в Джексоне, ветряная мельница Дезвана, озеро Мичиган (его удивительное побережье), исторический музей африканской культуры имени Райта.

Образование

В Мичигане действует множество колледжей и университетов. Россиянину, желающему учиться здесь, стоит обратить внимание на данные заведения:

  1. Hope College
  2. Western Michigan University
  3. Spring Arbor University
  4. Lansing Community College
  5. Ferris State University
  6. Michigan State University
  7. Marygrove College
  8. Northern Michigan University

В последнем присутствуют курсы английского языка.

Однако наиболее известен интернациональный университет Мичигана (University of Michigan). Он является одним из самых крупных учебных заведений, а также исследовательских научных центров Америки. В нем обучаются студенты из 115 стран мира.

В заключение

Официальный девиз Мичигана гласит: «Если желаете увидеть настоящую красоту – оглянитесь вокруг». С этим сложно поспорить.

Стоит окунуться в увлекательную атмосферу данного места, проникнуться его красотами, гостеприимностью жителей – и оно навсегда останется в Вашем сердце.

Смотрите видео про Мичиган:

Расположенный на двух полуостровах, разделенный проливом Макино и окруженный четырьмя Великими озерами, штат Мичиган носит несколько романтичных прозвищ: в народе его называют «водная страна чудес», «штат росомахи», «штат великих озер». Около 40% территории Мичигана приходится на водные просторы.

История штата Мичиган

Территория вокруг великих озер была издревле землей нескольких индейских племен, три из которых составляли сильный союз под названием «Совет трех костров». Первые колонизаторы появились здесь в 20х годах XVII века, но заболоченный Верхний полуостров, исследованный французской экспедицией, не вызвал большого интереса у жителей старого света. Первое европейское поселение было основано здесь лишь спустя почти пол-века. Этот город, Су-Сент-Мари, считается старейшим из сохранившихся населенных пунктов Северо-Запада США. На рубеже XVII и XVIII вв. был основан самый крупный город штата – Детройт.

Вторая половина XVIII века стала для Мичигана периодом французско-британских вооруженных конфликтов за право владения его территориями. В 1815 году земли вокруг Великих озер были завоеваны США, а коренное население, поддерживавшее власть Великобритании, было вынуждено переселиться в резервации. В 1837 году штат Мичиган официально вошел в состав федерации как двадцать шестой штат.

Население штата Мичиган. По количеству жителей Мичиган занимает 8 место среди других штатов США. На двух полуостровах проживает около 10 000 000 человек. Почти миллион из них приходится на Детройт. Столица штата Мичиган - Лансинг , значительно уступает самому крупному городу. Здесь живет всего 115 000 мичиганцев.

Большинство населения (80%) относится к белой расе. Афроамериканцы составляют 14%. Индейцев на территории штата осталось немного – всего пол-процента от общего числа жителей.

Подавляющее большинство мичиганцев – христиане. Иудейская и мусульманская общины насчитывают вместе около 200 000 человек, в то время как одна только католическая церковь имеет 2 000 000 прихожан. Также большие приходы имеют лютеранская, методистская и евангелистская конфессии.

Достопримечательности Мичигана

Географическое расположение штата уже само по себе является достопримечательностью – уникальные природные ландшафты района Великих озер привлекают туристов со всего мира.

Одна из визитных карточек Мичигана – это скала Turnip Rock на озере Гурон, близ города Порт Остин. На тонком, подточенным озерными водами основании, как цветок в вазе, стоит довольно большой остров с богатой растительностью на верхней платформе.
На берегах озера Мичиган находится множество национальных парков и заповедников, где можно познакомиться с уникальными представителями местной флоры и фауны.

Но не только природными достопримечательностями может похвастаться штат Мичиган. В пригороде Детройта, на огромной территории, расположен музей Генри Форда, посещение которого обязательно для интересующихся историей машиностроения. Легковые и грузовые автомобили, сельскохозяйственная техника, авиа- и железнодорожный транспорт – вся эволюция двигателей и транспортных средств (включая мотоциклы и даже велосипеды) представлена в одном месте. Особой гордостью коллекции музея Форда является печально прославленный линкольн, в котором был убит президент Кеннеди.

Туристы ежегодно оставляют в Мичигане 17,2 $ млрд, поддерживая таким образом 193 тыс. рабочих мест в сфере туризма. Туристический сайт Мичигана входит в число самых посещаемых в США. Штат привлекает отдыхающих, охотников и любителей природы со всех концов Соединенных Штатов и Канады.

Охота и рыболовство являются важными отраслями промышленности в государстве. Во многих городах Великих озер добывают лосось, форель, судак и окуня. Мичиган занимает первое место в США по числу лицензированных охотников (более одного миллиона), которые приносят $2 млрд. в год для экономики штата.

Также штат Мичиган имеет самое большое количество полей для гольфа и зарегистрированных снегоходов в стране.

Экономика штата Мичиган

Администрация экономического развития США по оценкам 2016 года установила, что ВВП штата Мичиган составил 470 млрд. долларов США, занимая 13-е место из 50-ти штатов. По данным Бюро статистики труда, по состоянию на март 2017 года, в штате Мичиган с учетом сезонных колебаний уровень безработицы был на уровне 5,1%.

Главный вектор экономического развития Мичигана обозначился на рубеже XVIII и XIX веков. В 1897 году в Лансинге открылся завод Olds Motor Vehicle, в 1903 в Детройте – Ford Motor, спустя 5 лет – General Motors. Сегодня наряду с этими заводами в Детройте работает Chrysler.

Начиная с 2009 года, "большой тройке" автопроизводителей GM, Ford и Chrysler удалось провести значительную реорганизацию своей структуры, которая пострадала от спада производства в начале 2000 - х годов. Сегодня сфера автопромышленности Мичигана прямо или косвенно дает работу для одного из каждых десяти рабочих в США.

Штат Мичиган занимает четвертое место в США по занятости в сфере высоких технологий с 568 тыс. высококвалифицированных рабочих, что включает в себя 70 тыс. в автомобильной промышленности. Мичиган, как правило, занимает третье или четвертое место в общем рейтинге Исследования и разработки (R&D) в Соединенных Штатах. Его научные исследования и разработки, включая и сферу автомобилестроения, содержат более высокий процент от общего валового внутреннего продукта штата, чем для любого другого штата США.

Штат Мичиган имеет 38 глубоководных портов, а также развитую сеть аэропортов.

Значительный вклад в экономику штата вносит добыча полезных ископаемых. Медь, никель, серебро перерабатываются в довольно больших масштабах. Поскольку значительная часть территории Мичигана покрыта водой, здесь сильно развито судоходство. Тридцать восемь портов штата обеспечивают водный путь к Атлантическому океану.

Производство и услуги положенные в основу роста экономики штата включают в себя автомобильную отрасль, продукты питания, информационные технологии, аэрокосмическое произхводство, военную технику, мебель и добычу меди и железной руды. Мичиган является третьим ведущим производителем ели (245 кв.км земли занято насаждениями рождественской ели. Напиток Vernors был изобретен в Мичигане в 1866 году, разделяя титул старейшего безалкогольного напитка с Hires Root Beer.

Штат Мичиган занял третье место в опросе о привлекательности для нового бизнеса. В августе 2009 года, Мичиган и Детройт получил $ 1,36 млрд. в виде грантов от Министерства энергетики США для производства электрических транспортных технологий, которые, как ожидается, будут генерировать до 40 тыс. рабочих мест к 2020 году.

Ведущие научно - исследовательские институты штата: Университет Мичигана, Университет штата Мичиган и Wayne State University являются важными партнерами в экономике штата и его исследовательского потенциала. Университет штата Мичиган ежегодно привлекает более $1,5 млрд. в научно - исследовательские и опытные исследования. Штат Мичиган имеет хорошо образованных и высококвалифицированных специалистов, что делает его привлекательным для компаний. Мичиган является третьим по количеству инженерных выпускников на национальном уровне.

Школы и колледжи Мичигана занимают достойное место среди лучших в США.

Налоги в Мичигане

Подоходный налог в Мичигане устанавливается в фиксированной ставке 4,25%. Кроме того, 22 города имеют свой налог на прибыль; ставки устанавливаются в размере 1% для резидентов и 0,5% для нерезидентов во всех, кроме четырех городов. Налог с продаж штата Мичиган составляет 6%, хотя, такие предметы как продукты питания и лекарства, освобождаются от налога с продаж. Имущественные налоги собираются на местном уровне (в размере $ 6 за $ 1000 от стоимости имущества). В 2011 году Мичиган отменил свой бизнес налог и заменил его налогом с прибыль корпораций в 6% , что существенно уменьшило налоги на бизнеса.

Кроме того, Штат взимает 6% налог с товаров, приобретенных за пределами штата Налог относится к интернет - продажам / покупкам за пределами штата Мичиган, и является эквивалентным налогу с продаж.

Карта штата Мичиган:

Мичига́н (англ. Michigan [ˈmɪʃɨɡən]) - штат на Среднем Западе США, входящий в группу штатов Северо-Восточного Центра. 26-й штат в составе союза. Столица - Лэнсинг. Крупнейший город - Детройт; другие крупные города - Грэнд-Рэпидс, Уоррен, Флинт, Стерлинг-Хайтс, Энн Арбор, Уэйн.

Год образования: 1837 год (26-й по порядку)
Лозунг штата: Если ты ищешь прекрасный полуостров — взгляни вокруг
Формальное название: State of Michigan
Самый большой город штата: Детройт
Столица штата: Лансинг
Население: более 10 миллионов человек (8 место по стране).
Площадь: 251 тысяч кв.км. (11 место по стране).
Еще большие города в штате: Детройт, Гранд-Рапидс, Уоррен, Флинт, Стирлинг-Хайтс, Лансинг, Энн-Арбор, Ливониа, Дирборн, Клинтон.

История штата Мичиган

На протяжении нескольких тысячелетий на территории Мичигана обитали индейские племена. Ко времени появления европейцев здесь обитали индейские племена оджибва (чиппева), Оттава, потаватоми и гурон. Первым европейцем, побывавшим на Верхнем полуострове, был Этьен Брюле (1622). В 1668 году миссионер-иезуит Жак Маркетт основал здесь первое поселение Су-Сент-Мари. В 1679 году Робер да ла Салль осуществил постройку первого европейского парусного судна на Верхнем озере.

В 1701 году французский офицер и исследователь Антуан Кадиллак основал форт Детройт вокруг форта Понтшартрен (назван в честь тогдашнего французского премьер-министра, Луи Фелипо, графа де Понтшартрен).

В середине XVIII века провинция перешла от французов к англичанам в результате Войны с французами и индейцами. После американской Войны за независимость Мичиган вошёл в состав Северо-Западной Территории. В 1794 году американские войска разбили индейцев в Битве у поваленных деревьев и по договору Джея получили контроль над несколькими фортами.

В 1805 году была создана Территория Мичиган. Во время англо-американской войны 1812-1815 годов она временно оказалась в руках англичан. В 1830-х здесь начался массовый приток переселенцев, связанный с созданием канала Эри, дорожной инфраструктуры, а также с развитием сельского хозяйства и добывающей промышленности.

Парк Комерика в Детройте, США

В 1835 году была подписана конституция штата, но из-за территориального спора с Огайо Мичиган вступил в состав союза лишь 26 января 1837 года. Первым губернатором штата стал в 1835 году Стивенс Мейсон.

В Гражданской войне на стороне северян участвовало 23 % мужского населения Мичигана (более 90 тыс. человек), около 14 тысяч из них погибло.

В 1903 году на заводе Генри Форда было основано конвейерное производство автомобилей. В 1926 компания General Motors поставила отраслевой рекорд, доведя годовой объём продаж до $1 млрд.

География штата Мичиган

Штат Мичиган окружён четырьмя из пяти Великих озёр, 41,3% его площади приходится на водное пространство, а сама территория состоит из двух полуостровов - Нижнего и Верхнего, соединённых мостом Макино (Mackinac Bridge), а также множества островов. Из-за очертаний, Нижний полуостров иногда называют «варежкой».

На севере и востоке Мичиган граничит с канадской провинцией Онтарио водами озёр Верхнее и Гурон, соединенных рекой Св. Марии. Сухопутный участок границы с Онтарио проходит по вытекающей из Гурона реке Сент-Клэр, впадающей в озеро Сент-Клэр, и по вытекающей из Сент-Клэра реки Детройт, впадающей в озеро Эри. На юге - граница со штатами Огайо и Индиана. На западе - Нижний полуостров граничит водами озера Мичиган со штатами Иллинойс и Висконсин, а Верхний - сушей с Висконсином и водой Верхнего озера - с Миннесотой.

Общая береговая линия штата имеет длину 5,2 тыс. км (самый большой показатель среди континентальных штатов). На территории Мичигана находится более 11 тысяч внутренних озёр, что существенно влияет на климат штата.

В Мичигане причудливо переплелось прошлое, настоящее и будущее Америки. Футуристические небоскребы детройтского Ренессанс-центра, роботизированные и компьютеризированные автозаводы и их сверкающие хромом и лаком машины, мчащиеся по скоростным магистралям, и в то же время дикие просторы, безмятежная водная гладь, золотые дюны и поросшие соснами пустынные холмы.

Рельеф штата сформировался в ледниковый период. Массы льда сглаживали на своем пути неровности и заполняли впадины. Самая высокая отметка на карте штата (см. 3-ю стр. обложки) - гора Арвон, 604 м. Гряды покатых холмов на севере постепенно редеют и переходят в лесистое плато на юге. Но в любой пейзаж Мичигана обязательно вписывается вода. На долю этого штата приходится 20% запасов пресной воды США. Мичиган омывается четырьмя из пяти Великих озер, на его территории насчитывается еще 11 тыс. озер и сотни рек общей протяженностью около 58 тыс. км. При том, что поверхность внутренних вод составляет менее 2,8% площади суши (4075 кв. км и 147511 кв. км соответственно), не следует забывать, что границы штата «прихватывают» немалую толику акватории Великих озер - Верхнего, Мичиган, Гурон и Эри. По общей протяженности береговой линии (около 5 тыс. км) штат занимает первое место в США.

Пролив Макино между озерами Гурон и Мичиган разделяет штат на две неравные полуостровные части - напоминающий на карте варежку Нижний полуостров и вытянутый с запада на восток, изрезанный аппендикс Верхнего. В 1957 г. завершено строительство подвесного моста через пролив. Облегчив сообщение между северной и южной частью Мичигана, мост как бы подчеркнул их несхожесть, проявляющуюся и в размерах (Нижний полуостров в 2,5 раза больше Верхнего), и в климате, и в ландшафте, и в экономико-демографической структуре.

Климат Верхнего полуострова более суров, среднемесячная температура колеблется здесь между -17 °С в январе и + 17° С в июле. Для района Детройта на Нижнем п-ве соответствующие температуры -4° С и +22° С, а на юго-западе штата климат еще мягче в связи с преобладающим направлением ветров и благотворным воздействием Великих озер.

Несмотря на хищнический лесоповал во второй половине прошлого века, значительная часть территории штата покрыта охраняемыми теперь лиственными и хвойными лесами. Для южной части Нижнего п-ва характерны твердопородные деревья- вяз, дуб, клен, кария. Далее к северу более распространены голубая сосна, береза, осина. Сотни видов цветущих растений радуют глаз с ранней весны до поздней осени. В ягодных местах обильны черника, голубика, ежевика, дикий виноград и крыжовник. В реках и озерах водятся форель, щука, корюшка, сом, окуневые породы; в лесах - олени, медведи, волки, койоты и многие разновид-ности пушного зверя, одно лишь перечисление которых вызывает в воображении дорогие шубы и манто - бобры, ондатры, норки, выдры, куницы, еноты, опоссумы и др. Неофициальное название Мичигана - «штат росомахи» - дань его лесной фауне. Через Мичиган проходят пути миграции перелетных птиц, но круглый год здесь живут дикие утки и гуси, куропатки, американские вальдшнепы. А птицей-символом штата мичиганцы избрали непритязательную малиновку .

Исключительная красота озерного края, широкие возможности, предоставляемые здесь рыбакам, охотникам, любителям спорта и отдыха на природе, привлекают в Мичиган миллионы туристов. На содержание рекреационных зон правительство штата тратит 23 млн. долл. в год (1985). Но эти затраты сторицей возвращаются за счет средств, оставляемых туристами (7,1 млрд. долл. в 1984 г.). Для защиты рекреационных зон от посягательств промышленного капитала под охрану государства взяты один национальный парк (Маунт-Ройал), четыре лесных массива и два протяженных участка побережья Великих озер («Расписные Утесы» и дюны «Спящий Медведь»), Кроме того, под охраной правительства штата находятся 78 парков и рекреационных зон. Одна из достопримечательностей этого рода - остров Макино у северной оконечности Нижнего полуострова, где первозданность природы не оскверняется вторжением автомобиля, а к услугам отдыхающих - конные повозки и велосипеды.

Мичиганский департамент охраны природы проводит большую работу, координируя усилия служб, обеспечивающих порядок в рекреационных зонах, и научные исследования биологов. Благодаря усилиям департамента решается вопрос о воспроизводстве оленьего стада при том, что каждый сезон в Мичиган наезжают до 400 тыс. охотников на оленей. Разумеется, вся эта деятельность не всегда эффективна, когда усилия природоохранных органов сталкиваются с интересами бизнеса. Для судов Мичигана обычное явление - дела о загрязнении рек и озер ядовитыми стоками, разрушении берегов и т. п. Скандальную известность получило массовое отравление жителей штата токсичным препаратом ПББ, распространявшимся с комбикормами в западных и центральных районах Мичигана. По оценке Американской медицинской ассоциации, жертвами отравления, вызывающего болезнь печени и ослабление сопротивляемости организма, в той или иной степени стали 97% населения штата.

Первыми европейцами, проникшими с севера на территорию Мичигана еще в начале XVII в., были французские миссионеры и землепроходцы. Их временные поселения известны с 1641 г., но только в 1668 г. иезуитский священник Жак Маркет заложил первое постоянное поселение Су-Сент-Мари. Оседая на новых землях, колонизаторы не полагались на силу божьего слова и строили укрепленные форты. Первый форпост в устье р. Сент-Джозеф был основан в 1679 г., а в 1701 г. Антуан Кадиллак с отрядом солдат приступил к строительству форта Поншартрен, которому предстояло обеспечивать монополию французской короны на торговлю североамериканской пушниной. На месте форта быстро рос город, всемирно известный ныне под своим новым названием - Детройт.

На протяжении XVIII в. Мичиган находился в центре вооруженной борьбы между Англией и Францией за обладание Северной Америкой, что определялось не только природными богатствами края, но и стратегическим положением, открывающим путь на северо-запад через пролив Макино. К 1763 г., потеснив французские войска и индейские племена, англичане овладели территорией Мичигана. По Парижскому договору 1783 г., утвердившему завершение войны за независимость, эта территория отошла к США, хотя форты Детройт и Макино удерживались англичанами до 1796 г. Американцы не спешили с освоением края, единственным богатством которого представлялись меха. Редкие поселения жались к границам. Землемеры, направляемые вашингтонской администрацией, доносили, что Мичигин являет собой большое болото с редкими вкраплениями пригодной для обработки земли. Сопротивление индейских племен также не способствовало заселению края.

30-е годы прошлого века положили начало активному освоению естественных ресурсов Мичигана. Поначалу объектом экстенсивной эксплуатации стали леса. Освободившиеся после вырубки плодоносные земли Нижнего полуострова способствовали развитию сельского хозяйства. Открытие в 40-е годы медных, а затем железорудных месторождений на западе Верхнего полуострова еще более усилило промышленный бум и обусловило бурный приток населения. За 20 лет - с 1850 по 1870 г.- население штата выросло втрое, за следующее 20-летие увеличилось еще почти на 1 млн. человек. Наряду с переселенцами из штатов Новой Англии в Мичиган хлынули канадцы, шведы, норвежцы, финны и итальянцы. По установленному законом минимуму населения Мичиган уже в начале XIX в. мог бы претендовать на статус штата, но территориальная тяжба с соседним Огайо затянула решение этого вопроса; только в январе 1837 г. Мичиган был принят в союз, став 26-м штатом США, С 1847 г. его столица - г. Лансинг,

До конца XIX в. Мичиган был главным поставщиком железной и медной руды. Для ее транспортировки на промышленный Восток за два года был построен судоходный канал, соединивший озеро Верхнее системой шлюзов с другими Великими озерами. Законченный в 1855 г., канал активно эксплуатируется по настоящее время, пропуская за восемь месяцев навигации больше грузов, чем проходит через Панамский канал за год.

Молодая американская буржуазия без оглядки на будущее торопилась перевести в банкноты казавшиеся неистощимыми природные ресурсы. Опустошительную деятельность «лесных баронов» дополнили крупные лесные пожары 1871 и 1891 гг. Поныне типичны для мичиганского пейзажа заброшенные лесопилки - свидетельство былого насилия над лесными богатствами штата.

К исходу XIX в. экономика Мичигана делает заметный поворот от добычи сырья к его переработке, от сельского хозяйства к промышленности; растет городское население. Если в 1850 г. горожане составляли всего 7,3% жителей штата, то к 1900 г. в городах проживало 39,3%. Но предстояли еще более разительные перемены, основы которых закладывались в двух мичиганских городах. В 1898 г. в механических мастерских Рэнсома Олдса в Лансинге и Генри Форда в Детройте независимо друг от друга были созданы первые самодвижущиеся повозки на бензиновом ходу. «Веселые олдсмобили» первыми пробили дорогу к покупателю, и к 1900 г. Олдсу удалось продать 1400 машин. Форд задержался с выходом на рынок, затратив время на организацию про-изводства и разработку доступной по цене модели автомобиля. Зато к середине 20-х годов заводы Форда выпускали ежегодно уже около 2 млн. автомобилей модели «Т». Автомобильный бум охватил Америку. Новые компании возникали как грибы, но многие из них быстро исчезали, не выдержав конкуренции.

Монополизация автопромышленности вызвала к жизни такие автогиганты, как «Дженерал моторе», который в 1908-1918 гг. поглотил компании «Бюик», «Олдсмобил», «Окленд», «Кадиллак» и «Шевроле». Еще один автоконцерн - «Крайслер» возник в 1925 г. на костях корпораций «Максуэлл» и «Додж бразерс».

Цветущее на первых порах производство вызвало новый приток рабочей силы из южных штатов, а также иммигрантов из Восточной Европы. Бурный рост промышленного пролетариата сопровождался подъемом рабочего движения.

Невиданного размаха достигла во второй половине 30-х годов забастовочная борьба автомобилестроителей за право объединения в профсоюзы, в котором им отказывали монополии. Десятки тысяч рабочих «Дженерал моторе», за которыми последовали трудящиеся заводов Крайслера и Форда, проводили длительные сидячие забастовки, останавливали конвейеры, захватывали заводские корпуса в столкновениях с штрейкбрехерами и полицией. Возглавлявший стачечную борьбу объединенный профсоюз автомобилестроителей и сейчас относится к числу самых массовых американских профсоюзов (более 1 млн. членов). Испытанными методами забастовок при пересмотре коллективных договоров союзу удается удержать заработки рабочих автопромышленности на уровне, превышающем средние заработки других индустриальных р§- бочих. По среднестатистическим доходам Мичиган относится к благополучным штатам. Но следует учитывать составные этой статистики. На 1982 г. в штате насчитывалось 7300 миллионеров, состояние которых исчислялось суммой 17 222 млн. долл. В то же время, по переписи 1980 г., 946 тыс. человек (10,4% населения) и 198 тыс. семей (8,2%) жили ниже официальной черты бедности.

До последнего времени Мичиган характеризовался относительно высоким уровнем образования. Согласно переписи 1980 г., 30% мичиганцев в возрасте 25 лет и старше имели за плечами от одного до трех лет колледжа. В Мичигане издаются 52 ежедневные и 15 воскресных газет.

Успехами образования Мичиган обязан прогрессистским тенденциям, берущим начало еще с первой конституции штата, в которой записано положение о необходимости поощрения школ и учебных заведений. Мичиган первым из американских штатов учредил фонд помощи школам и первым ввел бесплатное среднее образование. В 1984 г. в штате действовали 3804 общедоступные школы, в том числе 2742 со сроком обучения до восьми лет, при том, что полное среднее образование занимает в США 12 лет. На 1983 г. в ведении штата находились 44 вуза, 12 из которых с правом присуждения докторских степеней. К числу последних относятся три крупнейших университета, в которых сосредоточена треть всех студентов штата,- Мичиганский в Анн-Арборе, Уэйн- ский в Детройте и Университет штата Мичиган в Ист-Лансинге. Последний с его опытным хозяйством и лабораториями профилирован в основном по сельскохозяйственным наукам. Шутливое прозвище «коровий университет» не может опровергнуть тот факт, что этот вуз относится к ведущим в стране по подготовке высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного производства.

Большинство других вузов - колледжи с двух-, трехлетним сроком обучения, ориентированные на подготовку специалистов среднего звена для штата и его экономических районов. Акцент на подготовку кадров для региона характерен как для вузов, контролируемых штатом, так и для частных институтов, содержащихся корпорациями. Из частных вузов, основанных автоконцернами, можно упомянуть Детройтский институт технологии, Детройтский институт права, Институт «Дженерал моторе» во Флинте, Крайслеровский инженерный институт (Хайленд-Парк) и Технологический институт им. Лоуренса (Саутфилд).

С той или иной степенью правомерности синонимом Мичигана выступает слово «Детройт». «Когда Детройт промочит ноги, вся страна чихает»,- любят повторять мичиганцы, имея в виду взаимозависимость Мичигана и остальных штатов, возникшую, в частности, в связи с проникновением автомобиля в жизнь американцев. Но правильнее было бы перевернуть эту поговорку. Детройт, ориентирующийся на производство товаров длительного пользования, «чихает» при первых признаках нарушения экономического здоровья страны и остро чувствует падение покупательной способности населения в периоды экономических спадов, опасения потребителя покупать товары в кредит. Так было в годы «великой депрессии», ударившей по Мичигану больнее, чем по другим штатам, так было и при последующих экономических спадах. Смена поколений систем оружия после второй мировой войны лишила автопромышленность выгодных военных заказов. Жестоко ударили по Детройту энергетический кризис 70-х годов и повышение цен на нефть. Сильными конкурентами американских автомобилестроителей на внутреннем рынке стали иностранные (прежде всего японские) компании, быстрее отреагировавшие на изменение покупательского спроса. На грани краха очутился один из автогигантов- корпорация «Крайслер», которая в 1979 г. задолжала банкам более 2 млрд. долл. и избежала банкротства только благодаря помощи федерального правительства.

Сокращение производства и роботизация рабочих процессов привели к массовым увольнениям с мичиганских автозаводов, что не замедлило сказаться на демографической ситуации. Если в течение перой половины XX в. прирост населения Мичигана составил 4 млн. человек, 55% которых - за счет миграции из других штатов, то в 1956-1962 гг. число убывающих из штата на 322 тыс. превысило количество въезжающих. Рост населения Мичигана затормозился, а в 70-80ге годы пошел вспять. По сравнению с пиковым показателем 1978 г.- 9266 тыс. человек - население штата уменьшилось в 1980 г. до 9210 тыс. и в 1985 г. до 9088 тыс. Демографический прогноз на 2000 г. предусматривает лишь скромный рост до 9208 тыс. человек.

Три четверти населения сконцентрировано в десяти урбанизированных районах в южной части Нижнего полуострова. Здесь выделяются три основные промышленные зоны: Детройт; Гранд-Рапидс Маскигон и Батл-Крик - Каламазу.

Ядро экономической зоны Детройта - урбанизированный ареал, включающий графства Уэйн (куда входит собственно Детройт), Окленд и Макумб, но фактически к ней тяготеют тесно связанные с автомобильной столицей промышленные города восточной половины Нижнего полуострова, скучившиеся на «большом пальце» картографической «варежки». Индустриальный профиль этой зоны определяет автомобилестроение. В Детройте и вокруг него расположились штабы «большой тройки» автомобильных монополий, выпускающей 95% всех американских автомашин,- «Дженерал моторс», «Форд мотор» и «Крайслер». В предместье Детройта раскинулся старейший заводской комплекс Форда «Руж», на котором заняты 27 тыс. человек. В определенной мере это завод-музей, завод-заповедник, в котором предстазлен весь технологический цикл производства автомобиля - от выплавки стали до сборки готовой продукции на конвейере. Даже уголь и железная руда доставляются сюда на баржах с рудников, принадлежащих компании. Этот работающий памятник старой организации производства - единственный в своем роде. Другие автозаводы, в том числе и заводы Форда, давно перешли к специализации и кооперации. Готовые к сборке узлы и агрегаты поступают на конвейер со специализированных заводов своей фирмы и фирм-смежников.

Во многих городах экономической зоны разместились литейные, кузнечные, рессорные, штамповочные, лакокрасочные и прочие заводы «большой тройки» и других фирм, работающих на автопромышленность. Так, гигантский завод диверсифицированной нефтяной корпорации «Теннеко» в Детройте производит амортизаторы и пружины для всех марок автомобилей, выводя Мичиган на одно из первых мест по этому виду продукции. Вторым «автомобильным» городом Мичигана стал Флинт г заводами «Дженерал моторе», на которых занято 51 тыс. человек. По нескольку автозаводов насчитывают города Бей-Сити, Сагино, Понтиак, Лансинг, Анн-Арбор, Монро.

Промышленное значение зоны не определяется исключительно автомобилестроением и связанными с ним производствами. В урбанизированном ареале Детройта имеются крупные предприятия химической, пищевой, пивоваренной, швейнотрикотажной, полиграфической промышленности, промышленности средств связи и стройматериалов. В Детройте расположены лаборатории и производственные корпуса крупной фармацевтической компании «Парк-Дэвис», в г. Трой - заводской комплекс «Дейко корпорейшн», специализирующейся на производстве приводных ремней, в г. Мидленд и Хемлок - лаборатории и заводы «Доу-Корнинг», выпускающие сверхчистый силикон. Нефтеперегонные заводы действуют в г. Алма, Бей-Сити и в районе Детройта.

В промышленную зону Детройта входит и столица штата Лансинг. Это не только административный, но и важный индустриальный центр, в котором размещаются правления и крупные автозаводы дочерних компаний «Дженерал моторе» - «Олдсмобил» и «Фишер боди» (кузовной), а также предприятия резиновой, пищевой промышленности, оптовой торговли сельхозпродуктами, В предместье Лансинга разместились учебные и жилые корпуса, лаборатории и опытные поля крупнейшего университета штата, в котором обучается более 40 тыс. человек.

Другой университетский город, Анн-Арбор, притянул ряд небольших научно-исследовательских и консультативных фирм, организаций, занимающихся сбором, обработкой и продажей информации, Одна из них - Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований - располагает автоматизированным банком данных, в пополнении которого участвуют 290 организаций. Широкой из-вестностью пользуется дочерняя фирма корпорации «Ксерокс» - «Юниверсити майкрофилмс», ведущая библиографический учет и аннотирование всех диссертаций, защищенных в США. Эта информация распространяется через печатные бюллетени и сети ЭВМ, а копии диссертаций продаются в формате оригинала или на микроносителях.

Экономическая зона Гранд-Рапидс - Маскигон в меньшей степени подверглась засилью автопромышленности, хотя в ее границах немало предприятий, имеющих отношение к этой отрасли. Здесь производятся бытовая и конторская мебель, кондиционеры, кухонные машины, компрессоры для холодильников. Развита пищевая промышленность, в частности консервирование фруктов и овощей, и целлю-лозно-бумажная промышленность. В Маскигоне находится один из крупнейших в США заводов компании «Скоттпейпер» по производству салфеток и туалетной бумаги. В районе Маскигона расположены нефтеперегонные заводы компании «Огайо ойл».

В г. Гранд-Рапидс и соседних графствах Оттава и Аллеган, выходящих на побережье оз. Мичиган, с середины прошлого века обосновались многие выходцы из Голландии. Несмотря на постепенную ассимиляцию, эта этническая группа бережно поддерживает национальные традиции, обычаи и ремесла. Именно ей Гранд-Рапидс обязан репутацией мебельной столицы США, хотя с уходом старых мастеров производство мебели все более переходит на конвейер, а ценные породы дерева заменяются металлом и пластмассой. Традиции мичиганских голландцев находят выражение не только в ежегодных фестивалях тюльпанов и костюмированных танцах в деревянных башмаках местного производства, но и в консервативных убеждениях.

Промышленная зона Батл-Крик - Каламазу во многом повторяет экономический профиль своего северного соседа. Здесь производятся картонная тара, отопительные системы, холодильники и кондиционеры, развита пищевая промышленность. Но выделяют эту зону два гигантских предприятия, продукция которых доходит практически до каждого американца. 21 тыс. рабочих на заводах корпорации «Келлог» в Батл-Крике занято производством кукурузных хлопьев и других готовых к употреблению витаминизированных крупяных продуктов к утреннему столу Америки. В г. Каламазу находится другой крупный работодатель, обеспечивающий заработками 22 тыс. человек. Здесь на территории 125 га раскинулись лаборатории и заводы фармацевтической корпорации «Апджон», производящей антибиотики и лекарственные препараты.

Верхний полуостров - земля легендарного Гайаваты, воспетого Лонгфелло. На большей части территории природа сохранилась в своей первозданности. XX век заявил о себе отличными шоссейными дорогами, пересекающими полуостров.

Промышленное значение Верхнего полуострова определяется добывающими отраслями. Продолжается разработка железных рудников гряд Маркетт и Меномини. Поскольку после почти 100-летней эксплуатации богатые железом породы практически выработаны, отрасль переориентирована на добычу и обогащение рудного сырья более низкого качества. Так же истощены медные месторождения на южном берегу озера Верхнее. Рудники используются как резервные, и доля района в общем производстве меди в США не превышает 2%.

Из нерудных ископаемых промышленного значения в Мичигане добываются гипс, торф, йод, бром, поваренная соль, известняк, гравий и цемент. В районе залива Сагино в ограниченных размерах добываются нефть и природный газ.

Климатические условия - достаточность осадков и относительно продолжительный период роста (180 дней на юге штага) - благоприятны для развития сельского хозяйства. Мичиган входит в «молочный» и «сенной пояс» и задевается «кукурузным поясом», проходящим через его южные графства.

За счет механизации сельхозработ численность фермерского населения снижается и, по переписи 1980 р., составила 1,9% общей численности мичиганцев. Для сравнения; фермерское население штата в 1960 г, 486 тыс., в 1970 г.- 305 тыс. человек, при этом количество ферм и их общая площадь почти не изменились. Развитию молочного животноводства способствуют хорошие условия выпаса, обилие кормов и обширный рынок внутри штата (южные промышленные города), потребляющий до 83% производимых продуктов. Молочное стадо Мичигана составило в 1985 г. 390 тыс. голов (шестое место в США), а надои - 2525,6 млн. кг. Кормовые травы, составляющие базу молочного животноводства, занимают до 30% культивируемых площадей. За ними по размерам площади посевов следуют: кукуруза- 1092 тыс. га; соевые бобы - 432 тыс. га и озимая пшеница - 300 тыс. га.

К «кукурузному поясу» тяготеют мясное животноводство и птицеводство. В 1985 г. фермерами Мичигана продано 3,9 млн кг баранины и 175 млн. кг свинины. На птицефермах в том же году насчитывалось 4,8 млн. кур, 1,3 млн. бройлеров и 2,3 млн. индюшек.

В садах на побережье оз. Мичиган вызревают богатые урожаи фруктов - яблок, черешен, вишен, слив, винограда. По сбору яблок Мичиган уступает только штатам Нью-Йорк и Вашингтон. Не случайно офи-циальным цветком Мичигана считается цвет яблони.

Политические симпатии мичиганцев в двухпартийной системе определялись как объективными обстоятельствами, так и субъективными чертами отдельных деятелей, оказавшихся у кормила власти. Янки из Новой Англии, составившие основное ядро первых переселенцев в Мичиган, привнесли в общественную жизнь дух либерализма. Множество сторонников приобрело здесь движение за отмену рабства, и Мичиган стал важным участком на дороге свободы беглых рабов из южных штатов, В течение первых 20 лет политическая власть в штате принадлежала демократам. Аболиционистская платформа созданной в 1854 г. республиканской партии нашла сочувственный отклик в либеральных кругах Мичигана, и республиканцы надолго обосновались в органах управления штата.

Доверие к республиканской партии подорвал экономический кризис конца 20-х - начала 30-х годов, нанесший ощутимый удар по автомобильному штату. Мичиганцы поддержали «новый курс» Ф. Рузвельта, суливший выход из экономических тупиков, но только после смерти Рузвельта демократам удалось окончательно преодолеть инерцию политического механизма и получить административную власть в штате. В 1948 г. коалиция либеральной интеллигенции и профсоюзных лидеров выдвинула на пост губернатора демократа М. Уильямса Ограниченные социальные реформы, которые пытался провести новый губернатор, наталкивались на сопротивление легислатуры, где окопались представители большого бизнеса, не спешившие расстаться с прибылями ради социальных нужд.

В апреле 1957 г. президент «Дженерал моторе» X. Кертис, поддержанный другими лидерами монополистического капитала, выступил против попытки Уильямса поднять налоги на прибыли корпораций, пригрозив вывести чдгтъ производственных мощностей за пределы штата. Бюджет Мичигана трещал по швам, и в 1959 г. У наступил кризис: дважды оставались без зарплаты должностные лица штата. Это предопределило исход выборов 1960 г., и хотя губернатором был снова избран демократ, Дж. Уильямс, ему не удалось свести концы с концами, и два года спустя мичиганскую администрацию возглавил Дж. Ромни, республиканец, бывший президент корпорации «Америкен моторе». За шесть лет правления, совпавшего с периодом экономического подъема, новому губернатору удалось упорядочить бюджет, провести новую конституцию штата, укрепить позиции республиканской партии. Упрочились и позиции самого Ром- Форд, губернатор Нью-Йорка Т. Дыон; в области литературы - Ноль де Крайф, автор «Охотников за микробами»; из мира искусств - певица Дайана Росс.

Сменивший Ромни на посту губернатора У. Милликен, также республиканец, показал себя искусным политиком, продержавшись на этом посту 14 лет. Выдвигая программы, пользующиеся поддержкой населения (защита окружающей среды, финансовая помощь школам, развитие общественного транспорта и т. п.), Милликен при необходимости вступал в коалицию с демократами, обеспечивая себе голоса избирателей независимо от степени реализации этих программ. Наиболее актуальной социальной проблемой в годы правления Милликена стал кризис городов, особенно главного индустриального центра Мичигана - Детройта.

Жители городов к этому времени составляли более 70% населения штата. Вызванный экономической конъюнктурой конца 50-х - начала 60-х годов отток населения коснулся в основном наиболее квалифицированных кадров, рассчитывающих на лучшие условия в штатах «высокой технологии». Напротив, мелеющий приток мигрантов, ищущих счастья в Мичигане, включал, как правило, черных из южных штатов с предельно низким уровнем общей и профессиональной подготовки. В городской черте Детройта черные со-ставляют более 63% населения. Более состоятельные из них переселяются вслед за белыми в пригороды, обрекая Детройт на превращение в гигантское гетто с редкими островками «благополучных» районов. Разителен разрыв между белыми и черными по уровню социально-экономического благосостояния. Безработица среди черного населения вдвое выше, чем среди белого; втрое больше черных среди лиц, живущих ниже официального уровня бедности. Отчаянье и безысходность вызвали негритянские выступления в районе Детройта летом 1967 г., жестоко подавленные полицией.

Милликен понимал, что решение или хотя бы смягчение проблем находящегося на виду Детройта помогло бы ему нажить политический капитал. Союзником губернатора в этом предприятии стал избранный в 1973 г. первый черный мэр Детройта К. Янг, демократ, один из организаторов профсоюза автомобилестроителей. Не будучи в состоянии развязать узлы серьезных социально-экономических проблем, Милликен и Янг возлагали особые надежды на перестройку фасада, обновление городского центра. Символом возрождения города должен был стать гигантский Ренессанс-центр, пятибашенный комплекс на берегу р. Детройт, состоящий из 73-этажной гостиницы на 1400 номеров, окруженной еще четырьмя высотными цилиндрами с конторскими помещениями. В пятиэтажном атриуме, связывающем комплекс у основания, отведено место для 105 магазинов и ресторанов. Сметная стоимость комплекса составила 350 млн. долл. Финансирование строительства взяла на себя группа корпораций большого бизнеса при координирующей роли Г. Форда II. В процессе сооружения комплекса выявились непредвиденные расходы, и в 1975 г. Форд был вынужден до-полнительно ассигновать 100 млн. долл., чтобы работы могли быть продолжены. Официальное открытие Ренессанс-центра состоялось в 1977 г., но ему не суждено было не только спасти Детройт, но и возместить затраты корпорациям, финансировавшим его возведение. За пять лет после передачи в эксплуатацию центр потерял 140 млн. долл., и в 1982 г. Форд продал комплекс группе частных инвесторов.

Отчаянные попытки Янга уменьшить дефицит городского бюджета за счет повышения подоходного налога и увольнения 4 тыс. городских служащих (в том числе 1 тыс. полицейских, что отнюдь не способствовало искоренению преступности) дали результата. Продолжающееся свертывание автопромышленности и массовые увольнения автомобилестроителей еще более обострили проблемы Детройта и увеличили отток населения из города. В 1970-1980 гг. Детройт потерял пятую часть своих жителей. В 1982 г. Милликен уходит в отставку и занимает доходное место в совете директоров корпорации «Крайслер». Губернатором штата избирается демократ Дж. Блэнчард, который в 1986 г. снова выигрывает выборы на этот пост.

В 1982 г. демократическая партия не только возвратила себе пост губернатора, но и обеспечила большинство в обеих палатах конгресса штата. После выборов 1986 г. демократы занимают оба места Ми-чигана в сенате США и 11 из 18 мест в палате представителей. Один из сенаторов от штата Мичиган, Д. Ригл, начал политическую карьеру в 1967 г., когда был избран в палату представителей от республиканской партии, но в 1973 г. порвал с республиканцами и избирался в дальнейшем как демократ, с 1976 г.- сенатор. Он активный критик социально-экономической политики администрации Рейгана. Второй, К. Левин,- один из наиболее либеральных сенаторов и также активный критик внутри- и внешнеполитического курса президента Рейгана, особенно наращивания вооружений.

Представительство штата в конгрессе США в целом характеризуется либеральной позицией по большинству вопросов, что, в частности, объясняется и тактикой республиканской организации Мичигана. В условиях, когда раздел между индустриальным Детройтом и консервативной провинцией, между богатыми пригородами и городскими гетто, между черным и белым населением примерно уравновешивал шансы обеих буржуазных партий на выборах, республиканцы в последние два десятилетия занимали гибкую позицию, выдвигая на выборные должности более умеренных кандидатов в борьбе за голоса независимых избирателей.

Это не значит, что на умеренных позициях стоят все конгрессмены-республиканцы от Мичигана. Ветеран палаты У. Брумфилд, например, за которым стоит богатый электорат респектабельных предместий Детройта, выступает с весьма консервативных позиций по вопросам внутренней и внешней политики. Еще одна особенность делегации Мичигана в конгрессе - сглаживание межпартийных разногласий во имя защиты интересов автопромышленников. Так, либералы, обычно выступающие против загрязнения окружающей среды, голосовали против «закона о чистом воздухе», устанавливавшего более строгие стандарты содержания окиси углерода в выхлопе автомобильных моторов.

Американские экономисты ищут объяснение кризисным явлениям в экономике Мичигана на протяжении последних 20- 25 лет. Среди причин называют неспособность автомобильных монополий вовремя перестроить производство и обновить основные фонды. Оптимисты видят выход во внедрении новейшей технологии в могучий индустриальный потенциал, аккумулированный в штате.

Читайте также: