Дворец в камбодже ангкор. Ангкор – огромный храмовый комплекс в Камбодже

Сообщу еще раз то, что и так знают все, кто интересуется древностями и красивыми местами в Юго-Восточной Азии. Величественый храмовый комплекс Ангкор Ват находится в северо-западной части Камбоджи и это чудо архитектуры – один из древнейших религиозных памятников в мире и самое прекрасное из сохранившихся наследие древнейшей кхмерской империи. Более 250 квадратных километров археологического парка, входящего в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО ежегодно посещает миллионы туристов.

В свое время только тщательная подготовка к путешествию в Ангкор Ват позволила нам не потеряться в толпах туристов и свести к минимум неприятные моменты, которые могли возникнуть во время путешествия. Уверен, что без подготовки, большая часть вашего времени и денег будет потрачена впустую.

В этой статье собрана наиболее полная информация по храмовому комплексу Ангкор , старался не углубляться в мелкие несущественные детали и не перегружать отчет фотографиями. Также отдельным постом выйдет статья о городе Сием Рип в Камбодже – именно с него начинается знакомство с Ангкором , который расположен в нескольких километрах от города.

Ангкор входит в тройку самых крутых храмов ЮВА, наряду с Боробудуром на острове Ява в котором мы тоже побывали и храмовым комплексом Баган в Бирме (Мьянма) , путешествие к которому у нас впереди.

Ангкор – не город, а храмовый комплекс, который включает в себя несколько десятков (сотен) больших и малых храмов разного возраста и значения, самый значимый и самый крупный из них – храмовый комплекс Ангкор Ват . Приставка «Ват» у кхмеров означает храм.

История храмового комплекса Ангкор Ват

Главный храм Ангкор Ват был построен в 12 веке при правлении короля Suryavarman II и говорят что он был как-то связан с его будущей похоронной церемонией. Фасад, замысловатые индуистские тексты, резные барельефы, центральная башня – символ священной горы Меру, окружающие храм стены и ров, символизирующие горы и океаны на краю мира. Пять башен храма посвящены божеству Вишну, а сам храм призван олицетворять копию вселенной.

Как добраться в храмовый комплекс Ангкор

Ближайший аэропорт находится в городе Сием Рип , в нескольких километрах от храмового комплекса. Аэропорт небольшой, но международный. В Сием Рип летают такие крупные авиакомпании - Delta (delta.com), VirginAustralia (virginaustralia.com), SingaporeAirlines (singaporeair.com) и KoreanAir (koreanair.com). Кроме них есть множество рейсов из городов Таиланда, Малайзии (Куала Лумпур), Вьетнама (Хошимин).

Очевидно, что гражданам Украины, России и стран СНГ удобнее всего лететь через Бангкок (Таиланд) . Из Бангкока в Сием Рип летают авиакомпании AirAsia, BangkokAir .

Визу в Камбоджу можно получить по прилету, стоит она 25 долларов США. В Сием Рип можно добраться на моторикше (тук-тук) или такси за несколько долларов, тук-туки и такси стоят у выхода из аэропорта. Достаточно назвать отель или район города Сием Рип , например,Олд Маркет (популярное место в городе).

Когда ехать в Ангкор Ват (Камбоджа)

Как можно скорее, количество туристов, желающих увидеть Ангкор Ват в Камбодже , растет с каждым годом. Храмы конечно никуда не денутся, но атмосфера может потеряться. Кроме того, некоторые постройки древнего города периодически закрываются на реставрацию.

Если говорить о погоде в Камбодже , то межсезонье в этой части Камбоджи – с июня по октябрь , толпы людей поменьше, цены пониже. Осенью в конце периода дождей все зеленое и наименее жарко по отзывам. Лучшее время – ноябрь-декабрь , на это же время приходится пик туризма . Самый жаркий месяц апрель. С мая по октябрь – период дождей. Популярное время посещения храмов Ангкора у наших туристов – зима. Мы были в феврале, в это время высокая влажность и небольшая облачность. Не самое лучшее время для фотографии, но зато нет сжигающего солнца.

Лучшее время для посещения Ангкор Ват в любое время года – раннее утро, когда храм открывается для посетителей и до обеда, во время завтра – около 9 часов утра и во время обеда – около полудня посетителей меньше, особенно организованных туристических групп.

Ангкор Ват, где жить

Все приезжающие в Ангкор Ват живут в городе Сием Рип (Siem Riep) . Большой выбор отелей, гест-хаусов и апартаментов. Совсем не обязательно выбирать отель поближе к храмовому комплексу Ангкор , все равно поедете на тук-туке или арендованном автомобиле с водителем. Гораздо важнее максимальный комфорт и очень предпочтительно бассейн, после жаркого и влажного туристического дня это первое место в которое хочется залезть, а пару минут спустя обязательное пиво или холодный коктейль.

Месторасположение отеля. Лучше искать жилье в Сием Рип недалеко от Олд Маркет (Старый рынок) , в этом районе основное движение, шопинг, улица баров.

У нас был очень комфортный Central Boutique Angkor Hotel за 40 долларов в сутки (дабл) с террасой и выходом к бассейну и бару. Завтракали в ресторане в тропическом саду, обедали в городе, ужинали, как правило, на террасе у бассейна. Относительный недостаток - находился отель далековато от центра вечерней жизни Сием Рипа , но это не было проблемой. Мы любим ходить пешком, кроме того, в городе полно такси, которые отвезут за пару долларов в любое место города. Подробно о отелях и гест-хаусах Сием Рип (Камбоджа) можно почитать на моем новом сайте , посвященному выбору жилья в путешествиях - Сием Рип, Камбоджа - Рекомендации по выбору отеля


Отель в Сием Рип, Central Boutique Angkor Hotel

Есть несколько популярных способов добраться из отеля до храмового комплекса Ангкор .

Самый ленивый способ , он же самый комфортный – нанять кондиционированное авто с водителем. Здесь возможны варианты. Можно арендовать авто отдельно для поездок по Малому кругу Ангкора , по Большому кругу Ангкора и к дальним храмам . В этом случае вы как бы покупаете услугу проката авто в розницу и платите за каждый маршрут. Во многих случаях это оправдано. В зависимости от маршрута каждый участок будет стоить от 25 до 50 долларов , кроме поездок к самым дальним храмам, например к Ко Кер . Мы брали автомобиль сразу на три дня и это стоило нам 80 долларов в сутки. Нас было две семьи и девушки не желали глотать пыль столетий катаясь на тук-туке. Гиду доплатили еще 20 долларов за пол дня его работы.

Даже меня, привыкшего к влажной жаре, 6-8 часов активных походов в таком климате утомили бы. Кондиционированное авто дает возможность отдохнуть в перерыве между осмотром храмов, оставить там кое-какие вещи и не топать пешком (на велосипеде). Арендовать автомобиль можно либо через специализированные сайты – есть много русскоязычных, или на стойке отеля. Цена будет одинаковой и зависит от вашего умения и желания торговаться, если принципиальна разница в 5-10 долларов.

Второй вариант – незаменимый в Азии тук-тук (моторикша), принцип ценообразования такой же как с автомобилем, оптом дешевле, по отдельным маршрутам в целом получится дороже. Цена на тук-тук – 10-30 долларов в день. Нет смысла детализировать стоимость тук-тука, так как она каждый год меняется и не в сторону уменьшения конечно. Арендовать тук-тук можно прямо на улице или на стойке отеля. Опять же не забывайте торговаться, иногда удается снизить цену на 30 %, как миниумм на 20% почти всегда. В тук-тук вмещается до 4-х человек.

Самый бюджетный способ – велосипед. Арендовать его можно на стойке любого отеля. При желании отсутствии проблем со здоровьем несложно осилить малый круг Ангкора и увидеть основные храмы. Знаю нескольких товарищей, которые экономили и знакомились с древней цивилизацией таким способом. Кроме очевидных недостатков у этого способа есть еще один – придется смотреть храмы без гида.

Если планируете проехать к дальним храмам Ангкора (Бенг Мелиа, Бантей Срей, Пном Кулен, Кбал Спин, Ко Кер, Пре Вихеа, Пре Кан) – это отдельная цена и в этом случае лучше арендовать автомобиль на целый день и ехать компанией из 4-х человек. Будет комфортнее и значительно дешевле.

Слышал от путешественников, что многие водители в Камбодже непунктуальны. Не так все критично и зависит от вас самих. Мне показалось, что кхмеры сами определяют к кому можно опоздать, а к кому лучше не стоит, так как останешься без заказа и без денег – конкуренция среди них большая. К нам никогда не опаздывали, ни в Камбодже , ни в Индонезии . В остальных странах Азии транспорт был наш. Главное, четко оговорить с водителем план вашей поездки и лучше даже составить его на бумаге, с названиями храмов и точками остановки по маршруту .

Ангкор – это громадная территория, даже возле одного храма можно потерять друг друга, тем более будет сложно отличить свой тук-тук или автомобиль от десятка похожих чужих. Тут правило одно для всех – водитель сам вас найдет и узнает вас в толпе. Обычно он ждет не там, где высадил (у входа), а напротив выхода. В общем доверьтесь ему – без денег он не останется, главное не потеряйте друг друга.

Нужен ли гид по храмам Ангкора и где его искать

Я не сторонник гидов и никогда ими не пользуюсь, ведь почти всегда достаточно того, что я прочитал о том или другом месте. Ангкор исключение из этого правила, тем более если вы приехали специально чтобы это увидеть. Мы брали гида, русскоязычного и очень неплохого, хотя и слегка ленивого. Я постоянно напоминал ему что мы должны пойти посмотреть такой-то храм, в итоге мы проехали с ним по всему Малому кругу Ангкора и заехали в парочку немного удаленных храмов. Рассказывал интересно, но НЕ Wow!

Гида можно заказать на стойке отеля, предварительно стоит оговорить с ним маршрут. Приезд в отель, рассвет, возвращение на завтрак, поездки к дальним храмам если они планируются, перерыв на обед. Как можно подробнее. Иначе он может водить вас пол дня по Ангкор Ват плюс еще пару храмов и скажет, что мол это самое интересное, остальное не стоит посещения. Платить деньги и гиду и водителю принято после работы, то есть когда вас вернут назад в отель. В Сием Рип достаточно русскоязычных гидов, из тех кто учился в Союзе, говорят очень сносно и понятно.

Стоимость посещения Ангкора и часы работы храмового комплекса

Мы уже знаем, как добраться в Ангкор , у нас есть транспорт и, при желании, гид. Осталось купить билет на посещение храмов. Это можно сделать в кассе при въезде в храмовый комплекс Ангкор.

Продаются билеты на срок – 1 день, 3 дня, 7 дней . Для билетов сроком на 3 и 7 дней нужно фото, которое делают на месте, при покупке. Для однодневных билетов – отдельная касса. Везде таблички, все интуитивно понятно. Если с вами будет гид – билеты может купить он.

Цена билетов:

  • 1 день – 20 долларов США (действует целый день)
  • 3 дня – 40 долларов США (действует любые три дня недели)
  • 7 дней – 60 долларов США (действует любые 7 дней месяца)

Очереди всегда, особенно утром, пугаться не стоит – движутся очень быстро.

Время работы храмового комплекса Ангкор: 07:30 – 17:30, Ангкор Ват – открыт с 05:30 утра для съемок рассвета, внутрь Попасть можно в 07:40 утра.

Кассы открываются в 05:00

Рассвет и закат в Ангкор е

Время работы главного храма - Ангкор Ват – 05:30, это время рассвета. К сожалению, красивые рассветы редкость, нам не повезло. В 05:30 народ собирается возле Ангкор Ват и снимает рассвет, подняться наверх можно с 07:40 до 17:00. Закат в Ангкоре примерно с 18:00, но после 17:30 вас попросят покинуть храм, хотя можно протянуть до 18:00 если не попадаться на глаза служащим.

Снять закат можно либо с верхних ярусов Ангкор Ват , если удастся протянуть хотя бы до 18:00, либо с вершины храм Та Кео (Tha Keo) – он в виде пирамиды с высокими крутыми ступеньками. Популярная точка - Пном Бакенг (Phnom Bakheng) .

Маршруты по Ангкору. Ближние храмы. Большой и малые круги Ангкора

По билету который мы купили в кассе, независимо от его типа (на 1 день, 3 дня или неделю) мы сможем осмотреть только ближние храмы. Это те храмы, которые расположены на территории храмового комплекса Ангкор . Я считаю, что они же самые интересные для обычного туриста, который не является фанатом развалин и древностей.

Для удобства туристов придумано два основных маршрута - Большой и Малый круги Ангкора . На каждый из этих маршрутов нужен минимум целый день, а каждый храм на маршруте по-своему уникален и не повторяется даже в общих чертах. Естественно в храмовом комплексе есть указатели, кроме этого можно взять карту-схему расположения храмов если решили не пользоваться услугами гида.

Есть еще два храма, которые находятся на небольшом удалении от этих маршрутов – Бантей Срей (Bantaey Srei) и Бантей Самре (Banteay Samre) . Именно их я попросил показать нашего гида, иначе мы бы их не увидели.

Оба маршрута начинаются от главного храма Ангкор Ват , Малый круг как бы вложен в Большой, часть маршрута повторяется.

Храмы малого круга Ангкора

  • Ангкор Ват (Angkor Wat)
  • Пном Бакенг (Phnom Bakheng)
  • Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong)
  • Ангкор Том


Ангкор Том
– второй по значимости и известности храмовый комплекс после Ангкор Ват и условный центр всего храмового комплекса . Посвящен он буддизму и с кхмерского переводится как «большой город». В Ангкор Том входит более десятка крупных храмов и несколько мелких. «Звездой» этот комплекс стал благодаря храму Байон – его легко узнать по суровым высеченным в камне лицам, которые смотрят на тебя немигающим и жутковатым взглядом. Основные храмы этого комплекса:

Байон (Bayon)

Бапуон (Baphuon)

Пимеанакас (Phimeanakas)

Королевский дворец (Royal Palace)

Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)

Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King)

Теп Пранам (Tep Pranam)

Преа Палилай (Preah Palilay)

Преа Питу (Preah Pithu)

Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat)

Северный и Южный Клеанги (North Kleang и South Kleang)


  • Чау Сэй Тевода (Chau Say Tevoda)
  • Тхомманон (Thommanon)
  • Та Кео (Ta Keo) Храм Та Кео - сейчас в нем идет масштабная реставрация, подъемные краны и рабочие немного портят всю атмосферу;
  • Та Пром (Ta Prohm) – храм поросший джунглями, здесь снималось несколько голливудских фильмов
  • Бантей Кдей (Banteay Kdei)
  • Прасат Краван (Prasat Kravan)


Малый круг
, хоть и называется малым, но по времени прогулок гораздо продолжительнее Большого круга . Из плюсов – самые крутые храмы находятся именно на Малом круге Ангкора. На этом маршруте мы больше ходили пешком, чем ездили. В Большом Круге все наоборот.

Длина Малого круга – примерно 17 км.

Храмы большого круга Ангкора

Как я уже говорил, Большой круг Ангкора начинается также у Ангкор Ват , совпадает с Малым кругом до храма Байон. Дальше путь продолжается к северным воротам храмового комплекса Ангкор Том и к следующим храмам:

  • Преa Кан (Preah Khan)
  • Неак Пеан (Neak Pean)
  • Та Сом (Ta Som)
  • Восточный Мебон (East Mebon)
  • Пре Руп (Pre Rup)

После этих храмов, Большой круг Ангкора снова сливается с Малым кругом . Финишируем также у главного храма - Ангкор Ват .

Большой круг - это больше переездов и меньше храмов, к тому же они не такие большие и популярные. Из плюсов – можно отдохнуть по дороге.

Длина Большого круга – примерно 26 км.

Дальние храмы Ангкора

Так называют храмы, которые находятся на значительном удалении от города Сием Рип. Это от нескольких десятков до сотни километров и на их осмотр понядабиться минимум целый день и примерно сотня долларов на транспорт и входы. Если вы один – ищите пару и объединитесь с еще одной парой. Желающие находятся, как правило, быстро. Обычно это соседи по отелю или просто случайные знакомые. В крайнем случае, можно поехать к дальним храмам организованным туром (цена 45-50 долларов на человека) – это бюджетно, но неспортивно.

Перечень дальних храмов Ангкора и примерное расстояние до них от города Сием Рип

  • Бенг Мелиа – 70 км. , примерно 2 часа в пути
  • Ко Кер – 124 км., по дороге можно заехать в Бенг Мелиа
  • Бантей Срей – 40 км., 1 час в пути;
  • Ролуос (храм Баконг) – 17 км. по пути в Пном Пень, 25 минут езды;
  • Пре Вихеа – 240 км., практически на границе с Таиландом- практически не бывает туристов из-за своей удаленности;
  • Пре Кан – 160 км. и почти 4 часа в пути - практически не бывает туристов из-за своей удаленности;
  • Национальный парк Пном Кулен – 55 км., по дороге заезжаем в Бантей Срей – до него 20 км.

Сколько времени нужно для осмотра Ангкора

Зависит от целей, но нужно минимум два дня, с двумя ночевками, учитывая дорогу. Оптимально – полных два дня на осмотр всех ближних храмов Ангкора, еще один полный день на осмотр дальних храмов и полный день на отдых и бродилки по Сием Рипу . При планировании учитывайте, что уже после целого дня на ногах на дальние храмы смотреть не захочется. Итого получается от 3 до 5 дней, после этого можно отправляться на пляжи Таиланда.

Наш дальнейший маршрут лежал на остров Чанг , добирались на арендованном авто, включая паром. Выбор автомобиля был оправдан тем, что нас было четверо. Расходы в итоге получились не такие уж большие, а комфорт переоценить сложно, включая остановки в интересных местах – деревни, рынки, одиноко стоящие храмы. Такой трансфер предлагают многие частные агентства Камбоджи. Узнать о предложениях можно в аэропорту, отеле или на соответствующих сайтах в интернете. Незнание английского не проблема - многие агентства говорят по-русски.

Чем еще заняться в Ангкоре и окрестностях Сием Рип

Полетать на воздушном шаре – предложений много, цена – 20 долларов с человека, такси к месту старта и назад в отель – примерно 10 долларов.

Экскурсия на озеро Тонлесап . Там есть интересная плавучая деревня. Мы не ездили, так как слышали что в основном это постановка для туристов да и времени уже не хватало.

Первый совет – начинайте свой день в Ангкоре рано утром. Подъем в 4 утра, чтобы к 5 быть возле касс. Перекус возьмите с собой - позавтракать всегда можно на территории парка. Мне помогали кокосы, которых я выпивал два-три в день, кроме кокосов в парке всегда продают какую-то еду и напитки. Обедом в отеле лучше также придется пожертвовать, чтобы примерно к 16:00 вернуться и уже там расслабиться.

Начинайте осмотр не с главного храма Ангкор Ват – он расположен у входа в парк, а сразу после встречи рассвета, если такая планируется, направляйтесь по Малому кругу к другим храмам пока там немного народу.

Если планируете два дня на Ангкор , то первый день посвятите Малый круг Ангкора , второй день – Большой круг . Многие делают наоборот, оставляя самые вкусные храмы на второй день и начинают с Большого круга. Я советую начать с Малого круга, потому что вполне возможно этого будет достаточно – самые крутые храмы находятся именно по маршруту Малого круга - Ангкор Ват, Байон, Та Пром, Та Кео.

Одежда . В Камбодже очень влажно – учитывайте это. Никаких мини-юбок и джинсов – будет неудобно. В Ангкор Ват пускают только в длинной юбке и с покрытой головой (если не ошибаюсь), возьмите с собой. По остальным храмам можно бродить в шортах и майке. Солцезащитный крем – обязательно. Загорать будете на море. На ноги – не скользкая обувь с резиновой или каучуковой подошвой.

Время рассвета – примерно 6:00, время заката – 18:00, снимать рассвет нужно возле главного храма – Ангкор Ват , там же вся толпа. Закат можно снимать с любого высокого храма. Мне нравится – Та Кео .

Безопасность . На многие храмы можно залезть, во многих храмах очень крутые ступеньки, иногда экстремально крутые, такие как в Та Кео . Именно в этом храме упала со ступенек известная в своих кругах путешественница и погибла. Будьте осторожны, предупреждающие надписи есть, но не везде. Перила также есть не везде. Если нет перил, на такие храмы как Та Кео не стоит лезть вообще – я до сих пор помню его почти отвесную крутизну.


Храм Та Кео

Берите средства гигиены с собой, как минимум, влажные салфетки вытирать пот и руки после лазаний по ступенькам.

Не подавайте денег попрошайкам детям, они тонко чувствуют сомнения и начинают быть агрессивно-навязчивыми. Твердое нет, лучше не по английски, тогда быстрее отстанут. Любая попытка дать хотя бы доллар похоронит вашу свободу, за первым вымогателем последует еще два десятка - своеобразная цепная реакция. Образно конечно, но не стоит подавать и покупать открытки, как бы жалобно они на вас не смотрели. Особенно много мелких вымогателей дежурит на выходе из парка. Мелких воришек также хватает, камеру намотайте на руку или носите на шее через плечо. Не говорите потом, что я вас не предупреждал. В Ангкоре иногда проходят всевозможные фестивали на которые приходят много местных кхмеров – вход для них в эти дни бесплатный. Не стоит планировать посещение в это время из-за неимоверных толп народа.

Можно ли ехать в Камбоджу с маленькими детьми

Ехать с маленькими детьми в Юго-Восточную Азию и в Камбоджу, в частности, можно и нужно. Учитывайте что здесь влажный климат и тропическая жара - от 30 до 36 в тени. Передвигайтесь на арендованном авто с кондиционером - не так устанете. Сократите длительные переходы, берите больше питьевой воды с собой и обязательный перекус если собираетесь провести в Ангкоре целый день. Детям начиная с 7 лет будет интересно - гарантирую. Мы путешествовали с ребенком, на момент поездки в Камбоджу ей было 11 лет, потом было длинное путешествие по Таиланду с несколькими местными перелетами. Никаких сложностей, перенесла путешествие хорошо и просится в Азию снова. Потому что развалины, пляжи, море, фрукты, тепло, комфортные условия в отелях и гест-хаусах, а 11 часовой перелет - не проблема. Сутки в поездах на юг, как бывало раньше - гораздо более тяжелая история, вспомните.

Инструменты, которые помогают мне сэкономить на этапе планирования путешествий

Последнее изменение Воскресенье, 18 Ноябрь 2018

Ангко́р-Ват - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150).

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Он был открыт только в 19 веке французским путешественником Анри Муо. Его изумлённому взгляду предстали множество причудливых строений с проросшими в них деревьями и кустарниками. В настоящее время этот комплекс привлекает множество туристов со всего мира.

Кхмерский буддийский храм 13-го века в Ангкор-Ват, Камбоджа.

Деревья проросли сквозь постройки.

Ангкор-Ват с высоты птичьего полёта. Ясно виден окружающий ров с водой.

Пре Руп, один из многих разрушенных храмов Ангкор-Ват. Он был построен в 961 году, по приказу кхмерского короля Rajendravarman, который был здесь же и похоронен.

Статуя в храме Байон.

Терраса Ангкор-Тхом состоит из статуй слонов.

Причудливые сочетания деревьев и строений, коридоры и лабиринты Байон.

Apsaras, деталь нижнего фронтона. Байон стиль, конец 12 — нач. 13-го века, песчаник.

Терраса прокаженного короля в Ангкор-Тхом.

Бантей Срей (слева): это храм кхмерской архитектуры 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве. Banteay Samre (справа): расположен около 500 м к востоку от восточной Baray, является одним из храмов Ангкора.

Храм Бантей Срей является камбоджийским храмом 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве.

Построенный в конце 12-го века или в начале 13-го века: храм Байон, Ангкор-Тхом.

Сквозь корни и стволы деревьев проступает изображение Будды.

Буддийские монахи перед бассейном, который находится впереди центрального храма Ангкор-Ват.

Два небольших храма, Thommanon и Чао, расположены к востоку от Ангкор-Тхом.

Барельеф на стене в Террасе Прокаженного короля, часть Королевской площади Ангкор-Тхом — Ангкор-Ват.

Храм Та Пром, Ангкор, Камбоджа.

Барельефы и коридоры буддистского храма Ангкор Та Пром. Она восходит к 12-му веку и был построен царем Джаяварман VII, который считается одним из величайших правителей древней кхмерской империи.

Тесные переплетения корней деревьев и камней храма Та Пром.

Головы мифических персонажей расположены над рвом, ведущим к южным воротам Ангкор-Тхом.

Это искусственный остров с буддийским храмом Преа Хан Baray.

Phimeanakas был «построен в конце 10 века, во время правления Rajendravarman (941-968), а затем перестроена Suryavarman II в виде трехуровневой пирамиды, как индуистский храм.

Между Ангкор-Ват и Байон находится храм Пном Bakheng.

Prasat Преа Palilay.

Prasat Сестра Prat представляет собой серию из 12 башен в Ангкор-Тхом.

Вид на руины храма Преа Хан в Ангкор в Камбодже. Преа Хан был построен кхмерским королем Джаяварман VII в конце 12 века, посвящённый его отцу, Dharanindravarman II.

Корни деревьев и храм Та Пром.

Мальчик играет в бассейне перед центральным храмом Ангкор-Ват.

Закат над Ангкор-Ват.

Слева — Та Пром, справа — Ангкор-Ват.

Одно из самых знаменитых мест комплекса — пустой дверной проём в Та Пром.

Наряженная статуя в храме Байон. Здесь монахи разговаривают с духами.

Взгляд сквозь множество дверей храмового комплекса Ангкор-Ват.

Пруд Srah Srang был вырыт в середине 10-го века и лестница, по бокам которой статуи львов.

Храм 12-века посвящён Будде.


Храм Та Пром.

Чтобы посетить археологический комплекс Ангкор, я прилетела в Камбоджу, в Сием Рип, именно там находится Ангкор Ват и другие древние храмы. Из столицы Малайзии , где я провела три дня после 4 месяцев самостоятельного путешествия по Индии, добралась утренним рейсом, и несмотря на бессонную ночь, проведенную в аэропорту, ступила на землю Камбоджи в прекрасном настроении. Ну наконец-то я посмотрю древние храмовые достопримечательности в этой совсем незнакомой мне стране. Погода была чудесной.

Приезд в Сием Рип

Город Сием Рип он же Сием Риеп, Сием Реап, Симреп и еще есть варианты, в зависимости от перевода и произношения — это небольшой, но один из самых посещаемых туристами город Азии. Аэропорт в Сием Рипе маленький и спокойный. Визу получаете по приезду, желательно иметь с собой маленькую фотографию, но это было в 2012 г, может что и поменялось с тех пор. Я поменяла 30 долларов, чтобы было чем платить за транспорт до города, ну и на первые траты чтобы хватило. Оказалось, что рейсовых автобусов из аэропорта нет и из самого дешевого остается только — мотобайк-такси, т.е. мотоцикл с водителем.

Совет — доллары лучше было и не менять, тем более в аэропорту, где курс намного ниже. В Камбодже все с удовольствием принимают доллары, даже выгоднее расплачиваться американской валютой.
Пока я проковырялась в своем рюкзаке, народу уже не осталось. Тут меня работник транспортной стойки спрашивает: «Ты на чем поедешь, на такси?» — Он оформлял такси рядом стоящему китайцу и наверное думал, что и я туда захочу.
-«Нет, мне на чем-нибудь подешевле. На мотоцикле поеду», — ответила я подняв голову, при этом продолжая сидеть на корточках и рыться в рюкзаке. Тот удивился, ибо все мотоциклисты, как и пассажиры, кто мог бы их нанять уже разъехались. Тут этот китаец предложил мне поехать с ним.

-«Нужно ли делить цену на двоих?»
-«Нет, не беспокойся,» — ответил он улыбнувшись. — «О, здорово, тогда поеду», — обрадовалась я.

Мы сели в очень приличную машину и поехали в город. По дороге познакомились. Я с трудом понимала его акцент. Он спросил меня в какой отель меня везти. Ха-ха — я уже и забыла, что когда-то останавливалась в отелях, а сейчас я путешествую самостоятельно и дешево, поэтому ничего не бронирую, а просто еду и на месте нахожу. Сказала, чтобы остановили в туристическом месте возле недорогого гестхауса, не более 10 долларов за комнату.
Китаец обалдел немножко, ведь он забронировал за 60 долларов, но я объяснила, что путешествую сама и уже побывала в Индии и проехала ее сама с севера на юг. Он был удивлен 🙂
Приехали в город. Он сказал, что только зарегистрируется в отель и поедем смотреть храмы. Буквально через 5 минут он вернулся в машину, водитель завернул за угол и показал мне гестхаус. Они сказали, что подождут меня в машине. Я сторговала комнату за 8 долларов, пулей приняла душ, переоделась в свою желтую юбку и выбежала обратно.

Мы сразу же поехали смотреть главные достопримечательности Камбоджи .

Храмовый комплекс Ангкор

находится в городе СиемРиеп в Камбодже. Археологический комплекс Ангкор, является наследием ЮНЕСКО включает несколько храмов с руинами, сохранившимися со времен империи Кхмеров с IX по XV вв. Комплекс сооружений, отображает небо на земле и включает в себя множество храмов, основные это храм Ангкор Ват, Ангкор-Тхом, Та-Пром (1186 г.), Бантей-Кидей (который считают самым ранним из храмов), Неак-Пеан, Та-Сом, Сра-Сранг, Пра-Хан (1191 г.), храм Байон, завершенный в 1219 г.

Билет на посещение комплекса старинных храмов стоил 20 долларов на один день или 40 долларов на 2-3 дня. Билет на 7 дней стоит 60 долларов. Они делают фотографию, чтобы по этому билету никто другой не прошел и четко следят за этим.

Часы работы: Посещение открыто с 5:00 утра до 6:00 вечера. Ангкор-Ват закрывается в 6:00, Бантей Срей закрывается в 5:00 вечера, Кбальспеан в 3:00 вечера. Всегда носите с собой билет, его проверяют при каждом входе. Чтобы посетить Пном Кулен, Koh Ker или Beng Melea, нужно купить отдельный билет стоимостью $ 20, $ 10 и $ 5 соответственно, там этот не нужен.

Карта Ангкор

На этой карте видно, что храм Ангкор Ват, который у всех на слуху — это всего лишь часть большого комплекса достопримечательностей Ангкор, где каждый древний храм по своему интересен.

Забегая вперед скажу сразу, что имея машину, основные три храма можно посмотреть за один день, поэтому мне несказанно повезло встретить этого доброго китайца. Вообще же храмов очень много и разбросаны они на огромной территории, некоторые находятся в 30 км от города и даже дальше.

Храм Ангкор Ват

Находится примерно в 5 км от города Сием Рип. Ангкор Ват — это индуистский храм, посвященный богу Вишну, является самым главным и посещаемым в Камбодже. Построен в годы правления короля Сурьявармана II (1113 — 1150 гг.). После того, как в 1432 году столица государства переместилась в , заботу о храме поддерживали буддийские монахи. Заброшенный в 15 веке, он был вновь «открыт» для европейцев в 1861 г. французским путешественником Анри Муо, который обнаружил его 22 января, хотя француз, не единственный, кто побывал там, но сумел донести до общества свои впечатления.

Храм занимает примерно 2 км.кв., включает ров шириной 190 метров, окруженный каменными стенами внутренний двор, где как бы на платформе размещены три концентрические строения — террасы, каждая имеет галерею по периметру, через входы в которых можно попасть внутрь храма. Главный вход на территорию, расположен с западной стороны. Храм имеет пять башен, которые все пять могут быть видны из определенных углов. А обычно взору предстают только три башни. Самая высокая — центральная, имеет высоту 213 метров от земли. Дабы не утомлять вас длинными историями и архитектурными подробностями, которые в случае пристального интереса можно прочитать или на официальном сайте на английском, давайте уже посмотрим фото Ангкор Ват, а как оно там. Утром все было в дымке.

Подъехали, к месту откуда до храма еще идти и идти. Мне очень понравились длинные, как змея скульптуры, которые казались загадочными и необычными. А сам храм окружен рвом шириной 190м, наполненным водой.

Структура и внешний облик храма должен был символизировать мифическую священную гору Меру, повторяя её очертания, соответственно башни храма являются её вершиной, стены - скалами, а ров - океаном, окружающим центр Вселенной!


Сначала прошли по внутренним галереям, там на стенах множество красивых рисунков выгравированных на камне — эпосы из Рамаяны и изображения, похожие на кружева


Дойдя до центра, увидели очередь, чтобы подняться наверх. Пришлось постоять, народ уже успел собраться, хотя еще было около 10 утра. Правда очередь двигалась быстро — запускали партиями.

За 2 человека перед нами закрыли проход после запуска очередной группы. Тут мне работник сообщает, что у меня не подходящая для храма кофточка, что надо с рукавами, хотя бы с короткими. Я оглянулась на стоящих сзади туристов, из очереди уже предлагали платки и шарфы, но работник сказал, что все это не годится, что надо кофту или жакет. Я начала немного беспокоиться мягко говоря, ведь уже заходить скоро. Тут парень лет 15, тоже китаец, стоявший с мамой, следом за нами снял с себя, как говорится, последнюю рубаху, а точнее какую-то кофту и отдал мне. Просто сказал, что подождет на выходе. Я была поражена туристической солидарностью части очереди и тем более дружелюбным жестом очередного китайца. Поэтому на фотографии я в этой кофте, не вписывающейся в стиль моей одежды, но очень выручившей меня в нужный момент. Есть что вспомнить опять же.
Подъем занимает примерно 700 ступенек и оттуда открывается хороший вид. Даже воздушные шары были видны вдалеке.

Это мы увидели внутри, видимо след заботы буддийских монахов о храме в периоды его забвения.





А теперь предстоит крутой спуск



Бывает же такое, что в самый не подходящий момент моя камера полностью разрядилась, но к счастью и тут меня выручил мой компаньон и дал мне фотографировать свой абсолютно новенький, только вышедший Samsung Note. Так что остальные фото храма Ангкор и других я имею благодаря моему приятелю и его, тогда новому, телефону.

Храм Байон

Еще очень интересный храм Байон, который также входит в комплекс Ангкор. Этот храм уже не индуистский, как предыдущий, а буддистский. Постороенный в 12 веке, королем Джаяварманом VII, который и сделал буддизм государственной религией в Камбодже. Трехуровневый храм окружен тремя рядами стен и имеет множество каменных изображений огромного размера. Храм построен без применения цементного раствора, соединяющего камни. Очень понравился.

Храм служил еще и усыпальницей для императоров и знатных людей.


Храм Та Пром

Ближе к вечеру мы поехали в самый необычный и сказочный храм Та Пром, который тоже входит в археологический комплекс Ангкор. Мне очень понравился. В этом храме деревья и каменные стены храма настолько переплелись, что непонятно уже, кто кого поддерживает. Убери дерево — рухнут стены, уберешь камни — погибнет дерево. Вот такой симбиоз.


Меня больше всего поразили эти гигантские корни деревьев, так что я даже забыла сделать достаточно фотографий. Говорят, здесь снимали фильм с Анжелиной Джоли в главной роли, кажется Лара Крофт называется.

Так мы успели за один день посмотреть три храма, имея машину — такси.

Традиционное национальное блюдо Камбоджи

В перерыве между посещениями, я была приглашена в хороший ресторан на обед, где подавали национальный суп в кокосе Амок amok — готовится суп на основе кокосового молока, с добавлением карри, мяса или морепродуктов и немного овощей — очень вкусно. Я млела от удовольствия. Думаю суп Амок — это самое популярное блюдо у туристов. Рекомендую попробовать. Я ела с морепродуктами. На столах белые скатерти и приборы, как положено и конечно хорошее обслуживание. Ресторан находится неподалеку от храмов.

Вот это мне повезло!

Это был еще не конец череде неожиданных сюрпризов, приготовленных для меня вероятно Богом, пославшим мне этого китайца. После обеда мы поездили по городу — мой новый знакомый решил поменять билеты на самолет, посчитал, что успел посмотреть основные достопримечательности за один день, а меня завезли в ювелирный магазин по пути, чтобы скучно не было… на обратном пути подхватили.

Вечером мы встретились снова, чтобы погулять по городу и попробовать местную кухню — она оказалась очень даже вкусной, по крайней мере после 4 месяцев индийской ужасной и острой еды, мне понравилась. И разошлись по домам. Он мне отдал два талончика на завтрак в его отеле, который находился рядом с моим гестхаусом.
Так что на следующее утро у меня был завтрак в Отеле. Как у настоящего белого человека. Я не уставала благодарить Бога за этот подарок, сидя за накрытым белой скатертью столом и попивая кофе из нормальной посуды. За окном был небольшой бассейн, журчала вода и пели птички — это был какой-то Рай после 4 месяцев путешествия по грязной Индии. (вы уже прочитали мои похождения в Индии — понимаете меня)

Возвращаясь после завтрака, встретила в фойе моего знакомого китайца. Он был с вещами и собирался уезжать. Я поблагодарила его за подаренный мне завтрак. Он попросил подождать пока выпишется из отеля. Я отошла в другой конец фойе, чтобы не мешать.

-«У тебя есть с собой паспорт?» — крикнул он, обернувшись. -«Конечно!» — удивленно ответила я. -«Давай», — попросил он и … Переписал номер на меня, ибо у него было оплачено 2 суток, а он поменял билет и улетал раньше. Вот это подарок судьбы! Я не могла сдержать радости и вся светилась от счастья и от неожиданного сюрприза. Мы распрощались и я побежала за вещами. Так я провела в этом добром и удивительном по отношению ко мне городе еще ночь и два дня. Наслаждаясь прелестями отельной жизни и, о счастье! Бассейном — это было настоящим спасением в жуткую жару.


Счастливая и довольная, пошла гулять по городу. Лучше это делать с утра, а то потом жуткая жара начинается.

Мне понравился вот этот маленький парк с красивыми воротами, скульптурами и башней внутри.

Очень мне нравятся вот эта скульптура змеи с несколькими головами, которую тянут множество сидящих людей — тоже скульптур. Голова такого памятника змеи красиво украшена, словно корона. Такие скульптуры часто можно встретить в Сием Рипе у храмов. У Ангкор Ват, Байон и Та Пром я делала фото таких змей, но они плохо получились.


В общем целый день гуляла по городу, сходила в супермаркет — тогда там все было производства соседних стран.

Купила билет на ночной автобус за 19$, чтобы уехать в столицу Камбоджи, а оттуда во Вьетнам, о чем читайте в следующей статье про .

Среди джунглей Юго-Восточной Азии затерялась загадочная Камбоджа, поражающая контрастами между нетронутой природой и шумными городами с ярким колоритом. Страна гордится древними храмами, один из которых – Ангкор-Ват. Огромное сакральное сооружение хранит тайны и легенды города богов и столицы древней Кхмерской империи.

Высота трехуровнего комплекса, сложенного из нескольких миллионов тонн песчаника, достигает 65 м. На площади, превышающей территорию Ватикана, расположились целые галереи и террасы, великолепные башни, фасады которых начинали сооружаться и расписываться вручную при одном императоре, а заканчивались уже при другом правителе. Работы продолжались 30 лет.

История создания храма Ангкор-Ват

Столица Кхмерской империи строилась на протяжении 4 веков. Археологи считают, что площадь города составляла 200 кв. км. За четыре столетия появилось множество храмов, некоторые из них можно увидеть и сейчас. Ангкор-Ват сооружался в эпоху, когда древним государством правил Cуpьявapмaн II. Король умер в 1150 году, и комплекс, построенный в честь Бога Вишну, после смерти императора принял его в усыпальнице.

В XV веке Ангкор захватили тайцы, и местные жители, которых, как считают историки, было около миллиона, ушли из города на юг государства и основали новую столицу. В одной из легенд рассказывается, что император приказал утопить в озере сына жреца. Бог разгневался и послал наводнение на процветающий Ангкор.

Ученым до сих пор непонятно, почему в богатом городе не поселились завоеватели, если местные жители его покинули. В другой легенде повествуется, что мифическая богиня, которая превращалась в красавицу и спускалась с небес к королю, вдруг разлюбила и перестала приходить к императору. В дни, кода она не появлялась, Ангкор страдал от несчастья.

Описание сооружения

Гигантский храмовый комплекс поражает гармоничностью и плавностью линий. Он строился на песчаном холме сверху вниз, от центра к периферии. Внешний двор Ангкор-Ват окружает широкий ров, наполненный водой. Прямоугольная конструкция размером 1300 на 1500 м состоит из трех ярусов, обозначающих природную стихию – землю, воздух, воду. На главной платформе размещается 5 величественных башен, каждая символизирует один из пиков мифической горы Меру, самая высокая возвышается по центру. Она строилась как обитель бога.

Каменные стены комплекса украшены резьбой. На первом ярусе располагаются галереи, где возвышаются барельефы в виде древних кхмерских персонажей, на втором разместились фигуры небесных танцовщиц. Скульптуры удивительно сочетаются с архитектурой храма, в облике которого чувствуется влияние двух культур – индийской и китайской.

Все постройки расположены симметрично. Несмотря на то что Ангкор-Ват стоит в окружении водоемов, территория никогда не затапливается даже в сезон дождей. К главному входу в комплекс, располагающемуся в западной части, ведет дорога, по обе стороны которой стоят скульптуры змей с семью головами. Каждая надвратная башня соответствует определенной части света. Под южной гопурой находится статуя Вишну.

Все сооружения храмового комплекса сложены из очень гладких, словно полированных камней, плотно подогнанных друг к другу. И хотя раствором кхмеры не пользовались, ни щелей, ни швов не видно. С какой стороны человек не подходил бы к храму, полюбоваться его красотой и величием, он никогда не увидит все 5 башен, а лишь три из них. Такие интересные факты говорят о том, что комплекс, возведенный в XII столетии, является архитектурным шедевром.

Колонны, крыша храма украшены резьбой, а стены отделаны барельефом. Каждая башня по форме похожа на бутон прекрасного лотоса, высота главной достигает 65 м. Все эти сооружения соединяются коридорами, а из галерей одного уровня можно попасть на второй, а затем на третий.

У входа к первому ярусу разместились 3 башни. В нем сохранились панно с картинками из древнего эпоса, общая длина которых приближается к километру. Чтобы полюбоваться барельефами, нужно пройти через ряд величественных колонн. Потолок яруса поражает резьбой, выполненной в виде лотоса.

Башни второго уровня коридорами соединяются с теми, что расположены на первом ярусе. Внутренние дворики пространства когда-то наполнялись дождевой водой и служили в качестве бассейнов. Центральная лестница ведет на третий ярус, разделенный на 4 квадрата и располагающийся на высоте 25 метров.

Комплекс не строился для простых верующих, а предназначался для религиозной верхушки. В нем хоронили королей. О происхождении храма интересно рассказывается в легенде. Кхмерскому принцу удалось побывать у Индры. Красота его небесного дворца с изящными башнями поразила юношу. И бог решил подарить Преа Кет такой же, но на земле.

Открытие для мировой культуры

После того как жители покинули Ангкор, в храме поселились буддистские монахи. И хотя в XVI столетии его посетил португальский миссионер, о чуде света миру рассказал Анри Муо. Увидев среди джунглей башни, путешественник из Франции был настолько поражен великолепием комплекса, что описал красоту Ангкор-Ват в своем отчете. В XIX веке туристы поехали в Камбоджу.

В тяжелые времена, когда в стране хозяйничали красные кхмеры во главе с Пол Потом, храмы стали недоступны и для ученых, и для археологов, и для путешественников. И лишь с 1992 года обстановка изменилась. Деньги на реставрацию поступают с разных стран, но чтобы восстановить комплекс понадобится не одно десятилетие.

В конце девяностых английский историк высказал мнение, что сакральный храм является проекцией части Млечного пути на земле. Размещение сооружений напоминает спираль созвездия Дракона. В результате компьютерного исследования было установлено, что храмы древнего города действительно отражают расположение звезд Дракона, которое наблюдалось более 10 тыс. лет назад во время равноденствия, хотя точно известно, когда построен Ангкор-Ват – в XII веке.

Ученые выдвинули гипотезу, что главные комплексы столицы Кхмерской империи строились уже на ранее существовавших сооружениях. Современные технологии не в состоянии воссоздать величие храмов, которые держатся на своем весе, ничем не скреплены и подогнаны идеально.

Как попасть в храмовый комплекс Ангкор-Ват

Где находится город Сиен-Рип, можно найти на карте. Именно от него начинается путешествие к древней столице Кхмерской империи, расстояние составляет не более 6 км. Как добраться к храму, каждый турист выбирает самостоятельно – на такси или тук-туке. Первый вариант обойдется в 5 долларов, второй в 2.

Попасть в Сиен-Рип можно:

  • по воздуху;
  • по суше;
  • по воде.

В аэропорт города прилетают самолеты из Вьетнама, Кореи, Таиланда. Из Бангкока и столицы Камбоджи ходят автобусы. По озеру Тонлесап из Пномпеня летом отправляется небольшой катер.

Стоимость посещения комплекса зависит от того, что желает посмотреть турист. Цена билета в Ангкор начинается с 37 долларов за день, а маршрут составляет 20 кв. км. За неделю прогулок по древнему городу и знакомством с почти 3 десятками храмов нужно выложить 72$.

На территории Ангкор-Ват всегда множество путешественников. Чтобы сделать качественное фото, лучше отправиться на задний двор и постараться остаться там до заката. Побродить по величественным башням и галереям, расписанных сценами сражений, можно самостоятельно или в составе экскурсии.

Ров с водой, окружающий комплекс по периметру, формирует остров площадью в 200 га. Чтобы попасть на него, нужно пройти по каменным мостам, ведущим к 2 противоположным сторонам ступенчатой пирамиды храма. К западному входу, возле которого красуются 3 башни, проложен тротуар из крупных блоков. Справа в святилище стоит огромная статуя бога Вишну. По обе стороны от дороги располагаются библиотеки, имеющие выходы на запад, север, восток и юг. Рядом с храмом разместились искусственные водоемы.

Перед глазами туристов, поднявшихся на второй яруса, предстанет завораживающая картина главных башен. К каждой из них можно подойти по каменным узким мостам. Величие третьего уровня комплекса указывает на совершенство и гармонию кхмерской архитектуры.

Исследования, которые проводятся учеными и археологами на территории древней столицы процветающей империи, откроют новые тайны загадочного и величественного храма Ангкор-Ват. История кхмерской эпохи восстанавливается благодаря надписям на скульптурах и архитектурных шедеврах. Многие факты указывают на то что, люди здесь жили очень давно, и город богов был основан потомками древнейшей цивилизации.

Захватывающее зрелище откроется путешественникам, решившимся пролететь над храмовым комплексом на вертолете или воздушном шаре. Туристические компании готовы оказать такую услугу.

Ангкор-Ват был внесен в Список чудес света

Ангкор-Ват не имеет себе равных по красоте и степени сохранности. Его величие и великолепие превосходят величие Фараонов, производимое им впечатление сильнее, чем впечатление от Пирамид, а художественная выразительность сравнится разве что с Тадж-Махалом. Ангкор Ват располагается в 6 км (4 мили) к северу от Сиемреапа, к югу от Ангкор-Тхома . Вход в Ангкор-Ват и выход из него осуществляется только через западные ворота.

"Можно найти множество фотографий и видеофайлов об Ангкор Вате, но наверное лучшее из всего виртуального это панорама Ангкор Вата, сделанная airpano.ru "

Ангкор-Ват был построен в первой половине 12 века в период правления короля Сурьявармана II в честь индуистского бога Вишну. Строительство храма длилось около 30 лет.

История Ангкор-Вата

Ангкор-Ват является самым крупным и хорошо сохранившимся объектом Ангкорской группы. Совершенство его структуры, баланса, пропорций, рельефа и скульптур делают его одним из величайших архитектурных памятников в мире.

"Ват" в переводе с кхмерского означает "храм". Вероятно, это слово было добавлено к слову "Ангкор" , когда в 16 веке его заняли последователи Тхеравады. После 1432 года, когда столицей королевства стал город Пномпень , за Ангкор-Ват стали отвечать буддистские монахи.

Ангкор-Ват был построен для захоронения в нем короля Сурьявармана II.Проводя параллель между заходящим солнцем и смертью, храм обращен на запад. Также в пользу этой теории говорят барельефы, расположенные слева направо в соответствии с индуистским погребальным ритуалом.

Архитектурный план Ангор-Вата

Когда идешь по самому Ангкор-Вату, определить его архитектурный план очень тяжело из-за огромных размеров храмового комплекса. Такая сложность и красота и привлекают, и отвлекают внимание. Издалека Ангкор-Ват кажется колоссальным каменным массивом , к которому ведет длинная мощеная дорога.

Высота Ангкор-Вата от земли до вершины центральной башни больше, чем может показаться: 65 метров. Храм состоит из трех треугольных или квадратных уровней (1-3). Каждый последующий меньше и выше предыдущего.

Первый и второй уровень окаймляются крытыми галереями с колоннами. Третий уровень поддерживают пять башен - четыре по углам и одна в середине. Эти башни являются наиболее выразительным архитектурным элементом Ангкор-Вата. Иногда такая форма расположения называется квинканс. Возвышающиеся один над другим уровни придают башням коническую форму.

Символизм

Ангкор Ват это миниатюрная каменная копия вселенной и представляет собой земную модель космического устройства. Центральная башня возвышается в центре храма, символизируя мифическую гору Меру, находящуюся в центре вселенной. Пять башен соответствую пикам горы Меру. Внешняя стена символизирует горы на краю света, а ров, окружающий храмовый комплекс, - океаны.

Расположение Ангор-Вата

Несмотря на то, что Анкгор-Ват является наиболее фотографируемым кхмерским архитектурным памятником , фотографии не могут передать всего его величия. Об этом писал еще 100 лет назад Франк Винсент: "Вид этого чуда производит неизгладимое впечатление: красота, романтика, величие - все это нужно понимать и ценить. На этот храм невозможно взглянуть без трепета, без чувства, будто ты взмыл в небеса. Это, наверное, самое впечатляющее строение в мире".

Ангкор-Ват занимает территорию прямоугольной формы площадью в 208 гектар (500 акров). Территория храмового комплекса огорожена латеритовой стеной. Комплекс окружен рвом, который можно пересечь по длинной мощеной дороге из песчаника (длина - 250 м (820 футов), ширина - 12 м (39 футов)). Дорога служит главным проходом в комплекс. Ширина рва составляет 200 м (656 футов), периметр рва - 5,5 км (3,4 мили).

Западный вход начинается с лестницы, ведущей на террасу из песчаника в форме креста у основания длинной мощеной дороги. По обеим сторонам террасы сидят, охраняя храм, огромные каменные львы. Впереди можно увидеть конец мощеной дороги и ворота с тремя башнями различной высоты. Эти башни у входа частично закрывают вид на пять башен в центральной области храма. Длинный проход с квадратными колоннами и изогнутой крышей простирается вдоль рва слева направо от расположенной у входа башни. Это великолепный фасад Ангкор-Вата и образец классической кхмерской архитектуры.

Почти 70 лет назад, побывав на террасе Ангкор-Вата, Хелен Черчилль Канди написала: "Любой архитектор пришел бы в восторг от гармоничности фасада - непрерывный ряд колонн, ведущий от дальних углов к центральному входу, где располагаются три башни с разрушенными верхушками ". Первоначально фасад представлял собой другой ряд колонн с крышей. Об этом свидетельствуют круглые отверстия в колоннах.

"Перед тем, как идти по мощеной дороге, поверните направо, спуститесь на пару ступеней террасы и пройдите пару метров по дорожке. Так вы сможете насладиться видом всех пяти башен Ангкор-Вата. Вернитесь в центр террасы и пройдите по главной мощеной дороге по направлению к главной части храма. Левая сторона мощеной дороги изготовлена из более древнего песчаника, чем правая сторона, которая была отреставрирована французами."

В 20-х годах XX века, когда Кейзи шагал по этой мощеной дороге, он заметил одну особенность ее строения. Плиты, из которых она состояла, были неправильной формы, что означало, что они должны были быть обработаны долотом, чтобы подходить друг к другу. При полуденном освещении дорога кажется длинной полоской муара. С левой стороны дороги, чуть не доходя до ее середины, находятся две ступни из песчаника. Они принадлежат одной из статуй, которая располагается у входа в Ангкор-Тхом, и были привезены в Ангкор-Ват в этом веке, когда мощеная дорога ремонтировалась.

Верхние части трех секций этой башни - одна в центре и две по бокам - обвалились. Подходы по обеим концам галереи, возможно, служили проходом для слонов, лошадей и повозок, поскольку они размещаются на самом нижнем уровне.

Когда в 1920 году Хелен Черчилль Канди увидела эти проходы, она отметила, что идея создания строения, предусматривающего проходы для слонов, была очень необычной. Статуя стоящего Вишну (с восемью руками) находится справа от башни у входа. Слева, на потолке башни видны следы первоначального цвета. Продолжайте идти на запад вдоль второй дорожки (длина 350 м (1148 футов), ширина 9 м (30 футов)).

По обеим сторонам расположена низкая балюстрада, напоминающая тело змеи. Балюстраду поддерживают небольшие колонны. Если посмотреть на запад, то можно увидеть знаменитую панораму Ангкор-Вата, изображенную на Камбоджийском флаге. Стоя в этой точке, хочется сфотографировать пять чудесных куполов - друзей неба, сестер облаков?и понять, находишься ли ты в реальном мире или в выдуманной фантазии. Шесть пар торжественных лестниц с платформами по обеим сторонам дороги ведут во внутренний двор.

Лестницу обрамляет продолжающаяся балюстрада в виде змеи. Такую структуру иногда называют посадочной платформой. В конце балюстрады змея под прямым углом устремляется к небу и грациозно расправляет свои девять голов в форме веера. Во внутреннем дворе, прямо за серединой мощеной дороги, находятся два здания, в которых расположена библиотека. Эти "драгоценные шкатулки кхмерского искусства" имеют идеальную форму.

Большая центральная область, колонны и ступени расположены в форме креста. Для прочности некоторые колонны были заменены на цементные. Первоначальная колонна располагается перед левым зданием библиотеки. Перед зданиями библиотеки находятся два водоема (длина - 65 м (213 футов), ширина - 50 м(164 фута)). Водоем слева заполнен водой, а второй обычно пуст.

"Пройдя библиотеку, но не доходя до водоемов, поверните налево и пройдите по дороже около 40 м (131 фут) до большого дерева. С этой точки открывается отличный вид на пять башен Ангкор-Вата, особенно на закате. Дорожка ведет к крестообразной террасе, известной как "Терраса ужаса". Эта терраса располагается прямо перед главной башней у входа в Ангкор-Ват. "


Терраса характеризуется поддерживающими колоннами и вырезанными рисунками у ее основания. С трех сторон террасы располагаются лестницы, по обеим сторонам которых сидят львы. Здесь проводились ритуальные танцы. Возможно, что именно с этой точки король наблюдал за процессиями и принимал иностранных гостей. В 20-х годах Кейзи отмечал: "Невозможно не почувствовать, что лишь несколько часов назад в этом месте пульсировала жизнь. Над алтарями горели факелы. Священники шептали ритуальные молитвы. По лестницам порхали танцующие девушки…Это было лишь час или два назад, не более…".

С террасы открывается прекрасный вид на галерею первого уровня, которая называется "Галерея барельефов" (215 x 187м (705x614 футов)). Внешняя сторона, которая ближе к посетителям, представляет собой ряд из 60 колонн. Внутренняя сторона представляет собой непрерывную стену, украшенную барельефами.

"В этой точке вы можете или продолжить движение прямо к центральным башням, или повернуть направо, чтобы посмотреть Галерею барельефов. Крестообразные галереи представляют собой связующее звено между первым и вторым уровнями. Этот уникальный архитектурный дизайн состоит из двух крытых галерей с квадратными колоннами в виде креста. Внутренний двор разделен на четыре равные части и декорирован водоемами и лестницами. Несколько декоративных элементов в этих галереях - это окна с балюстрадами, розетки на сводах, бордюр из апсар под карнизами и аскеты у основания колонн. "

"Некоторые колонны в галереях этого внутреннего двора имеют надписи на кхмерском языке и санскрите. По обеим сторонам двора расположены две библиотеки, которые по размеру уступают библиотекам около входа в комплекс. В правой библиотеке - Галерее 1000 Будд - когда-то хранилось множество изображений, относящихся к периоду упадка Ангкор-Вата. До наших дней дошло лишь несколько таких изображений. Левая библиотека - Зал Эхо - получила такое название благодаря своей необычной акустике."

"Чтобы услышать эхо, нужно пройти в конец галереи, встать в левый угол спиной к стене, ударить себя по грудной клетке и внимательно прислушаться. Если вы хотите побывать в библиотеке, пройдите в дверь в конце галереи. С этой библиотеки открывает хороший вид на верхний уровень Ангкор-Вата."

"Вернитесь в центр крестообразных галерей и продолжите движение к центральным башням. Вам предстоит подниматься по лестнице. Внешняя стена галереи второго уровня - та, что ближе к посетителям (100 x 115 м, 328 x 377 футов) - сплошная и недекорированная. Возможно, это было сделано для того, чтобы создать подходящую обстановку для медитаций священников и короля."

Строгость внешней стены галереи второго уровня компенсируется ее внутренним убранством. Стены галереи украшены более 1500 апсарами (небесные танцовщицы). Эти красивые грациозные создания приводят посетителей в восторг.

Когда впервые входишь во двор, то такое множество танцующих женских фигур может показаться однообразным. Но если подойти ближе и присмотреться, то видно, что все они разные и отличаются прическами, одеянием и украшениями. Эти эфирные обитательницы небес изображены в Ангкор-Вате по две или три.

В 17 веке камбоджийский поэт Панг писал об апсарах: "Миллионы грациозных существ наполняют тебя такими эмоциями, что твои глаза не устают, душа обновляется, а сердце насыщается! Они не были вырезаны руками человека! Они были созданы богами - живые, прекрасные женщины! ". На третий уровень Ангкор-Вата допускались лишь высшие священники и король. На третьем уровне нет крытых галерей, как на двух других, но этот уровень является основой для пяти центральных башен, на одной из которых расположен самое священное изображение храма.

Высота квадратной основы (длина - 60 м) верхнего уровня составляет 13 м и возвышается над вторым уровнем на 40 м. В центре каждой стороны расположены двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая. По углам имеются еще две лестницы с углом наклона в 70°, обеспечивающих доступ на этот уровень.

Третий уровень представляет собой пространство в форме креста и характеризуется крытыми галереями и четырьмя мощеными дворами. На верху каждой лестницы расположены башня и колонны. Башня у входа соединяется с центральной структурой при помощи коридоров, которые с двух сторон поддерживаются двойными рядами колонн. В углах верхнего уровня расположены четыре башни. Ступени одновременно и соединяют, и разделяют различные части структуры. Верхний уровень опоясывается узкой крытой галереей с двойным рядом колонн, а на внешней стороны расположены окна и балюстрады. Центральное святилище возвышается над верхним уровнем на 42 м. Высота самой большой из пяти башен равна высоте собор Нотр-Дам в Париже. В центральном святилище хранится священное изображение храма. Первоначально там было четыре прохода, обращенные на четыре стороны света, однако они были закрыты через некоторое время после разграбления Анкгор-Вата в середине 15 века. Почти 500 лет спустя французские археологи обнаружили вертикальное углубление в центре верхнего уровня на глубине 27 м, в котором находилось множество изделий из золота. С верхней точки храма наконец-то можно увидеть весь архитектурный план Ангкор-Вата. Открывается вид потрясающей красоты, подтверждающий гениальную способностью кхмерской архитектуры к созданию гармоничных пропорций.

"Пройдитесь по всему периметру внешней галереи верхнего уровня, чтобы насладиться видом окружающей вас местности, мощеной дороги на западе и центральной группы башен. Галерея не настолько высока, чтобы предоставить полноценный вид окружающей местности. Но все же вы сможете увидеть достаточно, чтобы осознать, какая смелость потребовалась архитекторам, чтобы воздвигнуть этот храмовый комплекс. Вам будет видна северно-западная часть рва до высящейся вершины в виде лотоса, принадлежащей центральному святилищу. С этой точки Ангкор-Ват кажется таким необъятным, что трудно осознать, что такое грандиозное строение было воздвигнуто людьми."

Галерея барельефов

"Они привлекают внимание своей красотой и удерживают его своей необычностью ", - писала Хелен Черчилль Канди в барельефах в 1920 году. Галерея барельефов, опоясывающая первый уровень Ангкор-Вата, представляет собой 1200 м 2 изображений, вырезанных из песчаника. Барельефы покрывают большую часть внутренней стены со всех четырех стороны галерей. Их высота составляет 2 м.

Детали, качество композиции и исполнения дают им право относиться к величайшим образцам мирового искусства. Колонны, расположенные вдоль внешней стены галереи, создают на рельефе интересную игру света и тени. В результате получается эффект текстурных обоев, которые похожи скорее на работу художников, нежели скульпторов. Барельефы отличаются невероятно богатым убранством - творение, обладающее мощью, спокойствием, воображением и силой фантазии, и производящее впечатление "высочайшего достоинства", как писал один посетитель 50 лет назад.

Барельефы разделяются на 8 частей - по две на каждой стене квадратной галереи. Каждая часть отражает определенную тему. Более того, по углам восточной Галереи имеются два павильона, в которых также изображены различные темы.

Панели с барельефами расположены горизонтально и обычно состоят из двух или трех частей. В некоторых местах края панелей тоже декорированы. Темы для барельефов брались их двух основных источников - индийский эпос и священные книги и военные предметы Ангкорского периода. Некоторые ученые предполагают, что расположение барельефа зависело от темы, отраженной в нем. Например, барельефы на восточной и западной стенах изображают темы, связанные с восходом и закатом солнца. Слово "ба" означает "низкий" или "мелкий" и означает степень проекции рельефа. Метод создания рельефов в Ангкор-Вате заключался в том, что мастера вырезали фон, оставляя таким образом само изображение в рельефе. Поверхность некоторых рельефов кажется отполированной.

Это можно объяснить двумя теориями. Наличие и расположение отполированных участков в важных частях рельефа дает основание предположить, что это дело рук посетителей, которые постоянно прикасались к поверхности. На некоторых рельефах также видны следы позолоты и краски, в частности - черной и красной. Это, возможно, остатки грунтовки или закрепляющего вещества. На некоторые барельефах изображены самые обычные предметы и явления. Река изображена в виде двух параллельных вертикальных линий, между которым плавает рыба. Как и в египетском искусстве, ранг человека определяется размером его изображения: чем выше ранг, тем больше размер. В сценах сражений сломанная рукоятка на зонтике вождя означает поражение. Временная отдаленность сцены определяется по количеству планок, размещенных одна над другой: чем выше такая "стена", тем древнее изображенное событие. Фигуры с разведенными ногами и согнутыми коленями означает пребывание в полете.

Посещение Галереи барельефов

Те, кто захочет подольше остаться в этой замечательной Галерее барельефов, обязательно откроют для себя что-то новое, ведь Ангкор-Ват предлагает посетителям множество приятных сюрпризов.

"Помните, что барельефы Ангкор-Вата следует смотреть слева направо. Зайдите с западного входа, заверните направо и войдите в галерею, а потом продолжайте движение против часовой стрелки. Если вы начнете осмотр с другой точки галереи, то следите за тем, чтобы храм оставался по левую сторону от вас. Если ваше время в Анкгор-Вате ограничено, мы советуем вам посмотреть следующие барельефы."

Эта сцена является главной темой, описанной в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В сцене изображена последняя битва в Курукшетре - одной из индийский провинций - между двоюродными братьями, которые враждовали между собой. Армии Кауравов и Пандавов приближаются друг к другу, направляясь к центру панели. Принадлежность воинов к тому или иному клану можно определить по их головным уборам. Сцена начинается с того, что в битву вступает пехота, а музыканты в это время играют ритмичную мелодию. Этот барельеф изображает рукопашный бой, в котором погибло множество воинов.

Старшие офицеры и генералы, изображенные в большом масштабе, наблюдают за ходом битвы из колесниц или восседая на слонах и лошадях. Напряжение сцены постепенно возрастает и достигает кульминации в рукопашном бою. Бисма (изображенный в начале панели), один из героев "Махабхарата" и предводитель кауравов, был поражен стрелой и теперь умирает, окруженный своими верными воинами. Арджуна (человек со щитом, на котором изображено лицо демона раху) пускает стрелу в своего единокровного брата Карну и убивает его. После смерти Кришна (с четырьмя руками) становится возничим на колеснице Арджуны.

"В настоящее время готовятся к публикации фотографии галерей."

Угловой павильон (юго-запад)

Зайдите в павильон и осмотрите сцены, изображенные перед вами. Затем продолжите движение по павильону по часовой стрелке. Барельеф в этом павильоне изображает сцены из древнеиндийского эпоса "Рамаяна".

Восток

А - Слева, Праздник воды; два корабля с апсарами, игроки в шахматы (верхний корабль)
В - Центр, над дверью: Бог принимает дары

Юг

С - Слева, сверху вниз. Битва между Вали и королем обезьян Сугрива; Рама пронзает Вали стрелой, Вали умирает на руках своей жены (трехконечный головной убор); обезьяны оплакивают его смерть
D - Центр, над дверью: убийство демона; Кришна гасит огонь
E - Слева: Шива сидит со своей женой Паравати на горе Кайлас
F - Центр, над дверью: Кришна вырывает деревья при помощи камня
G - Справа: Равана в обличье хамелеона является во дворце Индры

Север

H - Левая сторона: Взбивание Молочного моря
I - Центральная часть, над дверью: Рама убивает Марику, который в обличье золотого оленя помогал похитить Ситу
J - Правая сторона: Кришна поднимает холм Говардхана, чтобы пастухи и овцы могли укрыться под ним от шторма, посланного разгневанным Индрой.

Южная (историческая) галерея - армия короля Сурьявармана II

В этой галерее изображена великолепная триумфальная процессия воинов, возвращающихся после битвы между кхмерами и их врагами. На рельефе изображены использовавшиеся боевые методы, преимущественно рукопашный бой, поскольку в те времена люди еще ничего не знали о технике и огнестрельном оружии.

На заднем фоне невероятно правдоподобно и натуралистично изображены деревья и животные. В качестве центральной фигуры этой галереи выступает император Сурьяварман II, по приказу которого был построен храмовый комплекс Ангкор-Ват. Сурьяварман II изображен в галерее дважды. Он подписан своим посмертным именем, что дает основание предполагать, что надпись была нанесена уже после его смерти. В треугольных отверстиях, беспорядочно вырезанных в галерее, могли находиться ценные предметы, хранившиеся в Ангкор-Вате. На верхнем ярусе император, на теле которого видна позолота, проводит собрание на вершины горы, окруженной лесом.

Вся армия собирается вместе для проведения осмотра, и командиры, восседающие на слонах, объединяют свои войска, которые начинают маршировать навстречу врагу. Ранг командира можно определить по надписи около его изображения. Император Сурьяварман II сидит верхом на слоне (головной убор конической формы, меч через плечо). Его окружают слуги, держащие 15 зонтиков. Вишну восседает на Гаруде, которая сидит на флагштоке неподалеку от слона короля. В оживленной и шумной процессии Священного огня участвуют знаменосцы, музыканты и шуты. Брахманы поют под аккомпанемент цимбал. В паланкинах несут королевские жертвоприношения.

Ближе к концу панели: к процессии присоединяются войска тайских воинов (в гофрированных юбках с цветочным рисунком; волосы заплетены в косы; головные уборы с перьями; короткие усы), возглавляемые командиром верхом на слоне. Вероятно, тайские войска были наемниками из провинции Лоуво (нынешняя провинция Лопбури), укрепившими кхмерскую армию. На кхмерских воинах шлемы, украшенные рогами различных животных (оленей, лошадей). На некоторых щитах изображены чудовища.

Суд ямы. Небеса и ад.

На трех ярусах изображен проводимый Ямой суд над человечеством, а на других двух ярусах - небеса и ад. Судя по надписям, тут изображено 37 небес, где можно бродить по прекрасным дворцам, и 32 ада со сценами наказания и страдания. Небеса и ад отделены друг от друга портьерами и апсарами. В низу нижнего яруса изображен ряд Гаруд. Крыша галереи была разрушена молнией в 1947 году, но затем потолок был восстановлен усилиями французов. На всадниках, изображенных в начале панели, видны следы позолоты. Нижняя часть панели была серьезно повреждена, и трещины были замазаны цементом.

Нижний ярус: Верховный судья Яма (многорукий, имеет посох и ездит верхом на буйволе) указывает своим помощникам на верхнюю дорогу, представляющую Небеса, и нижнюю дорогу, представляющую Ад. Духи умерших людей ожидают его приговора. Помощники Ямы толкают злодеев в дверцу, ведущую в Ад, где они несут различные наказания. Например, тех людей, которые при жизни постоянно передали, распиливают пополам, а у преступников переламывают кости. На одних наказуемых надеты железные кандалы, в головы других воткнуты гвозди. Верхний ярус: Гаруды и апсары поддерживают небесный дворец, парящий в воздухе.

Восточная галерея - Взбивание молочного моря

Это наиболее известный барельеф Ангкор-Вата, основывающийся на древнеиндийском эпосе "Бхагавата-пурана". В этой сцене ангелы и демоны взбивают Молочное море, чтобы получить амриту - эликсир жизни. Они хотят вернуть потерянные сокровища - источник бессмертия, богиню богатства Лакшми, молоко белого слона Индры и нимфу красоты. Эти объекты символизируют благополучие и процветание. Это событие происходит во время второго пришествия Вишну, когда он вернулся в образе черепахи.

Сцена занимает три яруса. В нижнем ярусе представлены различные морские животные - как настоящие, так и мифические. Нижний ярус окаймляет змея. С одной стороны среднего яруса изображен ряд из 92 демонов (круглые выпученные глаза, шлемы с гребнями), а с другой стороны - ряд из 88 богов (миндалевидные глаза, головные уборы конической формы). Демоны и боги взбивают море телом змея Васуки. Им помогает Хануман - бог обезьян. Вишну в обличье черепахи держит на своем панцире гору Мандара, вокруг которой и происходит взбивание. Вишну находится на дне Моря. Демоны держат змея за голову, а боги - за хвост. Ритмично вращая длинное тело змея, они взбалтывают им море.

Боги и демоны подчиняются трем богам (их изображения больше по размеру). Индра стоит над Вишну, а справа союзник богов Хануман щекочет змея Васуки. Верхний ярус: во время взбивания моря появляются различные женские духи. В этой сцене снова изображен Вишну, однако уже в образе человека. Он управляет взбиванием моря, которое, согласно легенде, длилось более тысячи лет.

Здесь изображены и другие существа - например, трехглавый слон Индры, апсары и богиня красоты Лакшми. На морских волнах виден смертельный яд, который изрыгнул змей Васуки. Опасаясь, что яд может погубить богов и демонов, Брахма просит Шиву выпить яд, который оставит незаживающий след в его горле. Шива повинуется, и в результате производит амриту. Демоны бросаются, чтобы перехватить элексир. Вишну спешит на помощь, приняв образ обворожительной красавицы Майи. Вишну удается спасти драгоценную жидкость.

Надпись

В середине Восточной галереи имеется интересная надпись, относящаяся к началу XVIII века - времени, когда Ангкор-Ват был буддистским монастырем. В надписи рассказано об управляющем одной из провинций, который построил небольшую гробницу, чтобы хранить там кости своей жены и детей. Гробница находится в плохом состоянии, однако она четко видна. Она расположена прямо перед надписью в галерее.

Победа Вишну над Демонами.

Барельефы в Восточной галерее и в южной части Северной галереи, должно быть, были завершены позже, в XV или XVI столетии. Об этом свидетельствуют некая скованность, церемонность в изображении фигур и невысокий уровень мастерства. Армия демонов направляется к центру панели. В центре изображен четырехрукий Вишну, сидящий на Гаруде.

Затем следует сцена битвы. Вишну поражает своих врагов, наступающих со всех сторон, отбрасывая от себя их тела. Предводители демонов (сидящие верхом на животных или едущие в колесницах, запряженных чудовищами) окружены воинами. К ним присоединяется другая группа воинов (с луками и стрелами) под предводительством своих вождей, которые едут на колесницах или сидят верхом на огромных павлинах.

Победа Кришну над королем демонов Баной

В начале панели Вишну в образе Кришны восседает на Гаруде. Агни, многорукий бог огня, сидит верхом на носороге позади Вишну. Эта сцена изображена несколько раз. Окружающая город стена пылает, что мешает Кришне и его армии богов проникнуть в город. Эта сцена с Кришну также повторяется на панели несколько раз. Гаруда тушит пожар водой из священной реки Ганг. Многорукий демон Бана (верхом на носороге) приближается к армии богов с другой стороны. Правая область панели: Кришна (1000 голов, руки скрещены на груди) становится на колени перед Шивой, который восседает на троне на горе Кайлас со своей женой Парвати и сыном Ганеса (с головой слона). Они просят Шиву помиловать Бану.

Битва между Богами и Демонами

21 бог Брахманского пантеона шагает в процессии, неся свои классически атрибуты и восседая на традиционных для них животных. Изображены сцены противостояния одного бога одному демону. На заднем плане изображена битва между армиями, выступающими на стороне богов и на стороне демонов. Бог богатства Кубера (с луком и стрелами) предстает верхом на яке, бог войны Сканда (многоголовый и многорукий) - на павлине, Индра? на слоне, четырехрукий Вишну - на Гаруде. Бог смерти и правосудия (с мечом и щитом) Яма стоит в колеснице, запряженной лошадьми. Бог воды Вариан запряг и оседлал пятиглавого змея.

Угловой павильон (северо-запад)

Зайдя в павильон, двигайтесь против часовой стрелки. Несколько сцен в этом павильоне сохранились в хорошем состоянии.

Север

А - Справа: женская часть дворца.
В - Центр, над дверью: попытка похищения Ситы в лесу
С - Слева, изображение серьезно повреждено: сцена из "Рамаяны"
Сверху: ярус с обезьянами и погребальный костер

Запад

D - Справа: Рама в своей колеснице, запряженной гусями, возвращается с победой в город Айодхья
E -Центр, над дверью: Рама и Лакшмана окружены обезьянами
F - Слева: Беседа между Ситой и Хануманом в лесу; Хануман дает Сите кольцо Рамы.

Юг

G - Справа: Сидящий четырехрукий Вишну окружен апсарами
H - Центр, над дверью: Рама и Лакшмана сражаются с чудовищем (без головы, лицо на животе)
I - Слева: Рама побеждает в соревновании среди лучников; Рама и Сита сидят вместе.

Восток

J - Справа: Четырехрукий Вишну верхом на Гаруде; Кришна (верхом на Гаруде) возвращает обратно гору Манипарвата, которую он отнял у убитого им демона; его армия несет остатки демона.
K - Центр, над дверью: обсуждение союза
Слева: Рама и его брат Лакшмана
Справа: Король обезьян Сугрива
L - Слева: Вишну склоняется к змею Внизу: Группа из девяти богов верхом на своих животных
(1) Сугрива в колеснице, запряженной лошадьми
(2) Кубера на яке
(3) Брахма на гусе
(4) Сканда на павлине
(5) Неизвестный бог на лошади
(6) Индра на трехглавом слоне
(7) Яма на буйволе
(8) Шива на быке
(9) Неизвестный бог на льве

Западная галерея - битва на ланке

Эта сцена из "Рамаяны" представляет собой долгую и жестокую битву между Рамой и королем демонов Раваной (10 голов и 20 рук), изображенную в центре галереи. Это один из самых впечатляющих барельефов Ангкор-Вата. Сражение, происходящее на Ланке (остров Шри-Ланка), заканчивается поражением Раваны, который похитил прекрасную жену Рамы Ситу. Центральными фигурами выступают обезьяны-воины, сражающиеся на стороне Рамы.

Жестокость войны сопоставляется с грациозностью и проворностью обезьян. Около центра: Рама стоит на плечах Сугривы под градом стрел; около Рамы стоят его брат Лакшмана и старый демон. Неподалеку король демонов Равана (10 голов и 20 рук) едет в колеснице, запряженной мифическими львами.

Между ними изображен Нала, опирающийся на головы двух львов. Нала это обезьяна, которая построила мост Рамы до Ланки. Нала швыряет через плечо тело побежденного им воина. Принц обезьян вытаскивает бивень слона из своего трехконечного головного убора и швыряет бивень и демона на землю.

Читайте также: