Самолет л 410 технические характеристики. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Основные эксплуатанты страны СЭВ Варианты Л-410УВП

Универсальный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ), пришедший на смену Ан-2 . Первый самолёт зарубежного производства, вышедший на отечественные воздушные трассы. Другие названия: Л-410, Лет, Лет Л-410, Турболет, Чебурашка.

Описание

Разработка самолёта началась в 1966 г. Первый опытный самолёт, оснащённый ТВД Пратт-Уитни Канада РТ6А-27 (2 х 715 л.с.), начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 г. Регулярную эксплуатацию самолетов Л-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания "Слов Эйр" из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии - к началу 1974 года она получила 12 самолетов. Всего был построен 31 самолет. Пять самолетов (зав. №720103-06 и №720201) Л-410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением Л-410АС, в следующем году были переданы в СССР. Самолёты получили советские регистрационные номера с СССР-67251 по СССР-67255. Первый из них привел на аэродром ГосНИИ ГА чешский летчик-испытатель Франтишек Свинка. Аэродромный люд сразу же обозвал симпатичного новичка "Чебурашкой". В 1973 г. начались лётные испытания самолёта L-410M, оснащённого чешскими ТВД Вальтер М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией "Турболета". Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолетов Л-410М/МУ.

В 1979 г. началось производство усовершенствованной модификации Л-410УВП , которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М 601 В (2 х 730 л.с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию "Аэрофлотом ". Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными ТВД М 601 Е. Первый полёт этого самолета состоялся 30 декабря 1984 г. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 г. был сертифицирован в СССР. Разработана модификация Л-420 с более мощными ТВД М601 F (2 х 778 л. с.), увеличенной взлетной массой (6,8 т) и улучшенными лётными характеристиками (лётные испытания самолёта начались в ноябре 1993 г.).

Начиная с 1969 года, было построено 1104 Л-410 различных модификаций, 862 из них попали в Советский Союз. К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 самолетов Л-410.

Модификации

Л-410УВП Ближнемагистральный пассажирский самолёт, модификация самолёта Л-410, в котором сокращена взлётно-посадочная дистанция. Сокращение "УВП" означает "укороченная взлёт-посадка". Первый запуск состоялся в 1976 году. Произведён чехословацкой фирмой "Let". Самолёт оснащён обычным комплексом авионики совместного советско-чехословацкого производства. От предшествующих вариантов этот самолёт отличается удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и более мощным двигателем.

Технические характеристики

Модификация L-410 L-410UVP
Размах крыла, м 19,48 19,98
Длина самолета, м 14,424 14,42
Высота самолета, м 5,83 5,83
Площадь крыла, м² 35,18 34,86
Масса пустого самолета, кг 3800 4180
Масса максимальная взлетная, кг 5800 6600
Внутренне топливо, л 1300 1290-1690 (может быть увеличен на 400 л за счет установки топливных баков на концах крыла)
Тип двигателя 2× ТВД Motorlet (Walter) M 601Е
Мощность, л.с. 2 х 750
Диаметр пятилопастных воздушных винтов, м 2,3
Максимальная скорость, км/ч 457 457
Крейсерская скорость, км/ч 380 380
Практическая дальность, км 1380 680
Дальность действия, км 546
Практический потолок, м 6320 6460
Экипаж, чел 2 2
17-19 пассажиров или 18 парашютистов или 6 носилок и 6 сидячих раненых с сопровождающим или 1615 кг груза 19 пассажиров или 1710 кг груза

Примечания

Ссылки

  • Фотографии (англ.) - фотографии самолёта.
  • Описание Л-410УВП // airwar.ru
  • Описание Л-410УВП // avia.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

– ближнемагистральный самолет для региональных авиалиний, производящийся в Чехии с 1969 года.

Let L-410 Turbolet был разработан в середине 1960-х, специально для авиалиний протяженностью 500-800 км, которые нуждались во вместительном, экономичном и, неприхотливом самолете. Вообще, по взлетно-посадочным возможностям от самолета требовались характеристики сходные с АН-2.

Первый полет Let L-410 Turbolet совершил в апреле 1969 года.

Запас прочности, который конструкторы вложили в самолет, позволял Let L-410 взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы и грунтовые площадки.

Салон Let L-410 просторный и оборудован большими круглыми иллюминаторами и приемлемой звукоизоляцией. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+1.

Лайнер способен перевезти до 19 пассажиров на расстояние от 990 до 1,500 км.

За годы производства, самолет постоянно модернизировался в соответствии с требованиями времени. Сегодня самолет продолжает выпускаться.

Схема салона Let L-410 Turbolet:

Технические характеристики:

Код ICAO: L410
Экипаж: 2 человека
Длина: 14,42 м
Размах крыла: 19,48 м
Максимальная вместимость: 19 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 6,400 кг
Крейсерская скорость: 365 км/ч
Дальность полёта: 1,500 км

Самолет L 410 – произведен в Чехословакии, является пассажирским самолетом малого класса. Разрабатывался в далеком 1966 году, а в 1969 в небо поднялся первый испытательный образец. Путем многих доработок и модернизаций, самолет получил отличные технические характеристики для своего времени. Let 410 стал быстро набирать популярность и появился практически на всех континентах.

К преимуществам L 410 тогда относились: легкость и маневренность, способность посадки на землю, комфорт и повышенная грузоподъемность.

Общая информация

Модель была очень востребована в Советском Союзе, однако при его распаде, да и распаде соцлагеря в целом, L 410 оказался под угрозой закрытия производства. Спасла ситуацию Уральская горно-металлургическая компания, которая купила половину акций завода производителя и вкладывает средства в модернизацию самолета.


Наиболее распространенная версия самолета – Л410УВП, что означает «укороченная взлетная полоса». В мире около 400 экземпляров данной модели в разных странах мира. Министерство транспорта РФ планирует широкое использование самолета для внутренних пассажирских перевозок. По сравнению с Ан-2, обладал большей безопасностью и комфортом. Пересесть на чешскую модель было весьма престижным.

Рассмотрев модификацию L-410UVP отметим, что есть возможность посадки на короткие ВПП, причем не только с асфальтовым, но и грунтовым покрытием. Самолет вполне хорошо эксплуатировался на Африканском континенте, при условиях посадки на грунтовые автодороги, либо поля. Шасси не такое прочное, как у советского АН-2, но, при его двух двигателях, безопасно эксплуатируется на любой местности, где самолеты с одним мотором, терпят крушение.


Также Л 410 широко использовался как тренажер для курсантов училищ военнотранспортной авиации СССР. В частности, это относится к Балашовскому Высшему Военно-Авиационному Училищу Летчиков, сокращенно БВВАУЛ, расположенного в Саратовской области. Именно на этой машине совершали свои первые полеты курсанты.

Характеристики самолета

L 410 имеет трехопорное шасси с носовой стойкой. Полный цикл сборки осуществляется чешским предприятием. Если точнее, здесь находится производственная линия для всех этапов строительства самолета.



В серийной версии L 410 установлены 2 турбовинтовых двигателя марки GE H80-200.

Максимальная дальность перелета около 1500 км., а продолжительность – не более 5 часов. Вместимость лайнера – 19 человек, не считая двух членов экипажа.

  1. Длина – 14,42 метра;
  2. Размах крыльев – 20 метров;
  3. Высота самолета – 5,83 метра;
  4. Вес без груза — 4 тонны;
  5. Максимальная скорость – 335 км/ч;
  6. Емкость бака — 1680 литров;
  7. Ширина салона – 1,9 метра.


Расход топлива

Еще одним из основных преимуществ является расход топлива самолета, который составляет всего лишь от 250 до 280 литров в час.

Безопасность Let 410

Надежностью Л-410 похвастать не может – из 1100 самолетов потерпели крушение почти 10%, жертвами стали более 400 человек. Однако это обусловлено тем, что за почти полвека существования самолет эксплуатировалась самым нещадным образом. Если говорить о современной модели, она отличается большей безопасностью, обусловленной новейшими техническими решениями (автопилот, система навигации, система предупреждения столкновения). Двигатели тоже сильно доработаны.


Крушение Л410 в Хабаровском крае

15 ноября 2017 года в Хабаровском крае потерпел крушение самолет L410 с 5 пассажирами и 2 членами экипажа. В результате падения лайнера, погибли 6 человек, спастись удалось только ребенку примерно 4 лет. Организовано расследование, в котором на данный момент отрабатывается две версии произошедшего – отказ техники и ошибка пилотирования. Погодные условия были благоприятными. Пока следствие склоняется к отказу техники, так как экипаж до конца боролся за самолет. К проверке присоединился также представитель завода-изготовителя.


Стоимость самолета L 410

Стоимость Let 410 в новейшей модификации достигает 2,4 миллиона евро за одну единицу. Однако часто встречаются частные объявления о продаже этого самолета. Ценник на вторичном рынке самолетов достигает около 1 миллиона долларов за экземпляр в зависимости от возраста, налета и состояния.

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 ноября 2017 года пассажирский самолет Let L-410UVP-E20 Turbolet "Хабаровских авиалиний", следовавший по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - поселок Нелькан (Аяно-Майский район Хабаровского края), совершил жесткую посадку в 2 км от пункта назначения. Шесть человек погибли , в том числе два члена экипажа. Спасен один ребенок.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ составила хронологию катастроф самолетов L-410 в России. Всего с конца 1991 года по н. в. на территории РФ произошло пять крушений воздушных судов этого типа (без учета ЧП 15 ноября 2017 года). В них погиб в общей сложности 41 человек.

4 апреля 1992 года самолет L-410UVP (регистрационный номер RA-67130) авиакомпании "Камчатавиа", следовавший из Петропавловска-Камчатского в Байково (Сахалинская обл.), потерпел крушение в районе аэропорта назначения. На борту находились 12 человек - два летчика и 10 пассажиров. Экипаж нарушил схему захода на посадку, самолет столкнулся с землей в 5 км от взлетно-посадочной полосы. Оторвавшийся винт разрубил фюзеляж позади кабины пилотов, погиб один из пассажиров, еще два человека получили ранения. Силовые элементы самолета были значительно повреждены.

26 августа 1993 года в Якутии самолет L-410UVP-E (регистрационный номер RA-67656) авиакомпании "Саха-Авиа", следовавший по маршруту Кутана - Чагда - Алдан, потерпел крушение при посадке в последнем пункте маршрута. На борту находились 24 человека - двое летчиков и 22 пассажира, все они погибли. Расследовавшая катастрофу комиссия установила, что воздушное судно было сильно перегружено. Его посадочный вес превышал максимальный допустимый на 550 кг, это изменило балансировку самолета, когда экипаж начал выпускать закрылки, в результате чего самолет перешел в режим сваливания и столкнулся с землей. Виновными в ЧП были признаны пилоты, которые приняли решение выполнять полет, несмотря на значительные превышения взлетной и посадочной масс, а также при завышенной задней центровке самолета.

20 января 1995 года самолет L-410UVP (регистрационный номер RA-67120) Абаканского авиапредприятия, следовавший рейсом 107 по маршруту Красноярск - Абакан, потерпел крушение при взлете в красноярском аэропорту Елизово. Самолет не смог набрать высоту, столкнулся с деревьями и разрушился в 930 м от взлетно-посадочной полосы. На борту были 19 человек - два летчика и 17 пассажиров. Погибли оба члена экипажа и один пассажир, 13 человек получили ранения. Причиной катастрофа стала перегруженность воздушного судна, отказ правого двигателя и ошибочные действия экипажа в процессе взлета с одним работающим двигателем. Превышение максимально допустимой взлетной массы самолета на 278 кг произошло из-за того, что персонал аэропорта Емельяново и экипаж разместили в салоне четырех пассажиров с багажом, которые не имели билетов на рейс.

1 марта 2003 года частный самолет L-410UVP (регистрационные номера RA-67418, FLA RF-01032), выполнявший полеты по десантированию спортсменов-парашютистов, потерпел крушение в районе спортивного аэродрома Борки в Кимрском районе Тверской области. На борту находились два члена экипажа и 23 парашютиста (при том что максимальное допустимое количество парашютистов в таком варианте компоновки салона - 12). Допустимый взлетный вес был превышен на 618 кг. Когда в ходе полета парашютисты направились к выходу в хвостовой части самолета, нарушилась центровка, машина перешла в режим сваливания и из-за возникших нерасчетных перегрузок развалилась в воздухе. Погибли 11 человек - оба члена экипажа и девять спортсменов. 14 человек смогли покинуть самолет и самостоятельно приземлиться на парашютах, при этом четверо получили переломы.

22 июля 2012 года самолет L-410UVP (регистрационный номер RF-00138) ДОСААФ России потерпел крушение на спортивном аэродроме Большое Грызлово (Серпуховский район Московской обл.). Воздушное судно выполняло посадку на грунтовую взлетно-посадочную полосу после десантирования группы парашютистов. У самолета подломились передняя и левая опоры шасси, в результате чего значительные повреждения получили кабина пилотов и нижняя часть фюзеляжа. На борту находились только двое членов экипажа, оба были госпитализированы в тяжелом состоянии. Командир воздушного судна от полученных травм скончался 24 июля 2012 г., второй пилот умер в больнице спустя полтора месяца, 6 сентября 2012 года.

Let L-410

Let L-410 Turbolet - многоцелевой двухмоторный турбовинтовой самолет местных воздушных линий. Разработан в 1960-х гг. в конструкторском бюро завода Let Kunovice (г. Куновице, Чехословакия, ныне - Чехия). Первый полет совершил 16 апреля 1969 года, сейчас выпускается чешской компанией Aircraft Industries (собственник - российская Уральская горно-металлургическая компания), всего построено более 1,1 тыс. экземпляров разных модификаций, из них 862 были поставлены в СССР. Самая современная модификация, L-410UVP-E20, способна перевезти до 19 пассажиров или 1 тыс. 800 кг груза на расстояние до 1 тыс. 500 км. В 2016 году Aircraft Industries продала в РФ девять экземпляров L-410, на 2017 год была запланирована поставка еще 11 единиц. Прорабатывается вариант развертывания серийного производства самолета на Уральском заводе гражданской авиации (Екатеринбург).

Всего за время эксплуатации были потеряны не менее 117 таких машин, в 106 катастрофах погибли более 420 человек.

"Хабаровские авиалинии"

"Хабаровские авиалинии" - краевое государственное унитарное предприятие, занимающееся перевозками в Хабаровском крае. Эксплуатирует самолеты: Ан-24 (2 машины), по одному Як-40 и Ан-26, а также четыре L-410UVP-E20 2013-2015 гг. выпуска (регистрационные номера - RA-67035, RA-67036, RA-67040, RA-67047). Для авиакомпании катастрофа 15 ноября стала первой в ее истории.

Let L -410 Turbolet двухдвигательный турбовинтовой самолет местных авиалиний. Производится чешской компанией LET с 1971 года.

История

В рамках СЭВ – Совета Экономической Взаимопомощи, существовавшего с 1949 по 1991 годы Чехословакия, как один из основателей организации имела прерогативу создания малых самолетов и аэротакси. Имея серьезный промышленный потенциал она производила несколько видов малых самолетов и поставляла их в десятки стран как соцлагеря, так и вне его (в том числе и в США). Но, к середине 1960-хх было принято решение создать небольшой региональный самолет, куда больший в сравнении с остальной линейкой.

Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный самолёт, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.), начал проходить лётные испытания в 1969 году. Регулярную эксплуатацию самолётов L-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии - к началу 1974 года она получила 12 самолётов. Всего был построен 31 самолёт. Пять самолётов L410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением L-410АС, в следующем году были переданы в СССР.

В 1973 году начались лётные испытания самолёта L410M, оснащённого чешскими ТВД Walter М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболета». Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолётов L-410 версий М/МУ.

LET L-410 Turbolet — рабочая лошадка региональной авиации. Видео канала Skyships

В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации L-410УВП, которая стала основной серийной моделью. Модернизации подверглись фюзеляж, крыло и оперение, были установлены улучшенные двигатели Walter М 601 В (2 х 730 л.с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию .

Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными ТВД М 601 Е. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 года был сертифицирован в СССР.

Эксплуатация

С момента начала эксплуатации в 1971 году и к 2009 году было выпущено порядка 1130 L-410, большая часть которых уходила в СССР. В России в 1992 году на крыле стояло 750 самолетов этого типа. На 2006 год в эксплуатации в мире остается более 300 самолетов L-410.

Используется в гражданских и военных летных училищах для предварительной подготовки будущих летчиков дальней авиации и военно-транспортной авиации.

С распадом СЭВ и СССР объем производства L-410 значительно упал, однако, самолеты продолжают выпускаться. На данный момент Let принадлежит российской УГМК (ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»).

Читайте также: