Страны синайского. Синайский узел: кто контролирует неспокойный полуостров

С незапамятных времён Синайский полуостров был воротами между Африкой и Азией, а также являлся предметом спора и местом военных действий на протяжении тысячелетий. Он всегда был желанной добычей благодаря своему стратегическому расположению и богатству полезных ископаемых. Синайский полуостров также почитался в различных культурах как место откровения Бога, данное Моисею, странствий евреев во время их Исхода из Египта и бегства Святого семейства.

Как писал Бёртон Берстайн, «так или иначе, он был вовлечён, в западную и ближневосточную историю, как в реальную, так и мифическую», будучи предполагаемым маршрутом (археологических доказательств нет) движения евреев к Земле Обетованной. Также через Синайский полуостров ислам попал в Северную Африку. Затем Синай был местом, где происходили столкновения между крестоносцами и мусульманами, арабами и израильтянами и, в конце концов, превратился в демилитаризованную зону, находящуюся под международным контролем.

Хотя большей частью Синай является пустынной местностью, он выглядит слишком впечатляюще и слишком прекрасно, чтобы быть лишь «24 тысячами квадратных миль пустоты». Внутренний район южного Синая представляет собой засушливый лунный ландшафт из зубчатых горных цепей, скрывающих монастырь Святой Екатерины и гору Синай, на которую паломники и туристы поднимаются по «ступеням покаяния» от Неопалимой Купины к вершине, где Бог вручил десять заповедей.

Далее на севере расположена бескрайняя Пустыня скитаний, напоминающая холсты Джексона Поллока, испещрённая цветными полосами и следами танковых гусениц. Синайский полуостров также является местом распространения многих растений и видов животных. Более 60% растений Египта пышно произрастает именно в этом регионе. Из млекопитающих, обитающих в этом районе, есть гиена, горный козёл и похожий на кролика даман. Рискните отправиться в пустыню на верблюде или на джипе (сафари), и вы обнаружите труднодоступные источники и оазисы с буйной растительностью и немного познакомитесь с бедуинской культурой.

Но в первую очередь привлекает юг, который поражает красотами коралловых рифов и тропическими рыбами в заливе Акаба; это одно из лучших мест в мире для дайвинга и плавания под водой с маской и трубкой (снорклинг). Пляжные курорты в Шарм-эль-Шейхе (в том числе и Наама-Бей), Дахаб и Нувейбе удовлетворят любой вкус и бюджет. Из Шарм-эль-Шейха вы также можете совершить экскурсии по самым глубоким рифам Египта и в Рас-Мухаммед (небольшой полуостров, расположенный на самом юге Синая), где морская жизнь наиболее разнообразна, а также пролив Тиран, усеянный останками судов, разбившихся о рифы в этом узком проходе, соединяющем Красное море и залив Акаба.

Суэцкий залив, расположенный к северо-западу отсюда, выглядит гораздо менее эффектно по сравнению со своим восточным двойником – хотя ветра, дующие здесь круглый год, делают его излюбленным местом для виндсерферов, здесь нет рифов и мало достопримечательностей, интересующих обычных туристов. Северный Синай почти не посещают западные туристы; но летом он пользуется большой популярностью у египтян. Это пустынная береговая линия, которую вы едва разглядите с дороги, известная единственным городом и центром Эль-Ариш; это тихое место с пляжем, окаймлённым пальмами и еженедельным бедуинским рынком.

Краткая история Синайского полуострова

50 миллионов лет назад Аравийская плита откололась от Африканского материка, оторвав Синайский полуостров от континента, и Красное море заполнило этот разлом. Горячие источники на дне свидетельствуют о том, что тектонические движения, создавшие Синай, до сих пор действуют – расширяется на 7,5 сантиметров каждый год.

В доисторические времена климат был менее засушливый, и на Синае водились стада газелей, которых люди ловили уже во времена каменного века. В бронзовом веке племена семитов из Месопотамии первыми начали разрабатывать залежи медной руды и бирюзы в Синае, до колонизации полуострова фараонами 3-й династии, которые покорили семитов и заставили работать на рудниках и строить дороги и укрепления.

Согласно египетской мифологии именно на Синае Исида искала разорванное тело Осириса; богиня Хатхор также ассоциировалась с этим регионом, её называли «Наша царица Синая». Правление фараонов продолжалось до вторжения гиксосов – «царей-пастухов», которые владели северным Египтом более века, до тех пор, пока Яхмос I не вытеснил их и, в конце концов, не разрушил их последний бастион в Газе. Впоследствии по этому пути Тутмос III и Рамсес II вторглись в Палестину и Сирию.

  • Исход евреев из Египта

Надёжно хранимый Ветхим Заветом и веками традиций Исход евреев из Египта является исторической загадкой, так как никаких археологических доказательств об их странствии по Синаю не было обнаружено – хотя по раскопкам в Аварисе в Дельте можно предположить, что это и был «Город рабства», откуда они ушли. Принято считать, что это произошло во время правления фараона XIX династии, Мернептаха (1236-1223 годы до нашей эры), хотя египтолог Дэвид Рол утверждает, что это случилось двумя веками раньше (около 1447 года до нашей эры), во времена Дудимоса, фараона XIII династии.

Чтобы установить путь израильтян и различные ключевые места их пребывания, учёные сравнили библейские описания с природными особенностями и попытались сопоставить мифы с реальностью. «Красное море», упоминаемое в Библии короля Якова I, является неправильным переводом с древнееврейского: это Ям-суф, или Тростниковое море, которое соответствует солёным озёрам и болотам к северу от Суэца, известным в наше время как Горькие озёра.

Отсюда израильтяне направились к побережью в Айн Муса и проследовали по Вади Фейран внутрь страны по направлению к горе Синай, хотя, согласно другой теории, они пересекли северный Синай и получили десять заповедей на Гебель Халаль. В любом случае последующие сорок лет, прожитые ими в пустыне, можно только объяснить очень длительным пребыванием израильтян в «Кадеш Барнеа», определённого, как оазис Айн Кедират, где находятся обширные развалины.

  • Христианство и ислам в Египте

На протяжении следующего тысячелетия в Синай вторгались ассирийцы, хетты и вавилоняне, египтяне возвратили его обратно, их, в свою очередь, завоёвывали персы и греки. В то время как Птолемеи строили порты вдоль побережья Средиземного моря, племена семитов из Петры расположились между Акабой и Газой, оба народа, в конечном счёте, уступили древним римлянам. Совершало ли Святое семейство переход через Синай или нет, чтобы спастись от массовой резни, устроенной Иродом, но этот регион привлекал отшельников даже до того, как император Константин объявил христианство государственной религией, которая укоренилась в кафедральных соборах и монастырях под покровительством Юстиниана.

В 639-40 годах в Синай ворвались арабы, воодушевлённые проповедью ислама. Новая вера устроила местные племена, которые начали грабить монастыри в пустыне, в то время как арабы делали то же самое с городами и соборами. Северный Синай со временем стал пешкой в крестовых походах, зона между Акабой и Рафахом принадлежала королевству франков, пока они не потерпели крах в Акре. После крестовых походов победившие мамлюки возобновили торговые пути через Синай, но полуостров оставался ахиллесовой пятой для Египта, так как турки Османской империи и Мухаммед Али продемонстрировали своё право на завоёванные территории в 1517 и 1831 годах.

  • Синайский полуостров в XX столетии

Стратегическая значимость Синая возросла после завершения строительства Суэцкого канала, и в 1892 году вынудила Турцию признать его буферной зоной. Поддерживаемая , вновь захватила его в 1914 году, проложив дороги и водопроводы вдоль северного побережья и по внутренней территории. Англо-египетские войска смогли только немного оттеснить турок. Во время Второй мировой войны Синай был свидетелем небольших сражений, но изменение границ Израиля вернуло эту территорию вновь на линию фронта. В 1948 году израильтяне отразили атаки арабов со всех сторон и захватили сектор Газа и , прежде чем было подписано перемирие, и отвели войска только под британским давлением.

Закрыв залив Акаба для прохода израильских судов и национализировав Суэцкий канал, президент Египта Насер свёл вместе британские и израильские интересы. Израильское наступление на Синай в октябре 1956 года было согласованным предлогом для англо-французской интервенции в Суэцком кризисе; хотя в военном смысле это была успешная операция, три страны были вынуждены признать поражение под давлением международного вмешательства, миротворческие силы ООН расположились в буферной зоне в Газе и гарантировали свободный проход через залив Акаба.

Но в дальнейшем арабо-израильские войны были неизбежны. Когда заставил ООН покинуть территорию страны и возобновил блокаду в 1967 году, Израиль нанёс упреждающий удар по ряду арабских стран, захватил весь полуостров и удерживал его после Шестидневной войны, укрепив линией Бар-Лев вдоль восточного берега Суэцкого канала. В войне «Судного дня» 1973 года египетские войска прорвались в Синай, но встретили мощную контратаку через канал.

Мирные переговоры, куратором которых были США, завершились во время исторического визита президента Садата в Иерусалим, кемп-дэвидские соглашения и мирный договор привели к исключению Египта на десятилетие из Лиги Арабских стран. В свою очередь Израиль эвакуировал все поселения, возникшие во время оккупации Синая, и территорию вернули Египту. Поэтапное перемещение завершилось в 1982 году, за исключением спорного анклава Таба, проблема которого разрешилась в 1989 году. Международные военные наблюдатели (MFO), базирующиеся в Наама-Бей осуществляли мониторинг демилитаризованных зон в Синае из аванпостов с оранжевыми флагами, расположенных вокруг полуострова.

Туризму, привнесённому на Синай израильтянами, в начале был нанесён ущерб при передаче его Египту, так как кемп-дэвидские соглашения запрещали какое-либо развитие и строительство на этой территории в течение пяти лет. Однако с 1988 года затишье сменилось лихорадочной активностью: на побережье Акабы, там, где когда-то было всего пять отелей, теперь более 150, и строятся ещё. В то время как районы Рас-Мухаммед, Абу Галум и Набк имеют статус природных заповедников, вся береговая линия к северу от Нувейбы и от Шарм-эль-Шейха до национального парка Набк плотно застроена. В связи с планами расширить строительство отелей вглубь пустыни и установить прямые чартерные перелёты из Европы в время, когда Синай остаётся пустынной местностью, может быть сочтено.

Переменчивый характер ближневосточных политиков, однако, означает, что туризм вдоль Синайского побережья является ненадёжным бизнесом. С 2000 года, с начала палестинской интифады, туристический поток из Израиля замедлился почти до полной остановки, а террористические атаки в Табе ещё больше ухудшили ситуацию. Пока курорты в Шарм-эль-Шейхе остаются заполненными, планы на «Красно-морскую Ривьеру» – включающую в себя Табу, Эйлат в Израиле и Акабу в Иордании – были отложены; аэропорт в Табе теперь редко используется, и туристические базы отдыха вдоль побережья в районе Нувейбы большей частью пустуют. Особенно это касается стоянок бедуинов в Тарабине, которые почти полностью лишены жизни.

  • Бедуины в Египте

Большинство жителей Синая являются бедуинами, которые говорят, что произошли от племён хеджаз на Аравийском полуострове, и потому считают себя одними из самых чистокровных арабских народов. Только племя джабалия отличается от других, ведя своё происхождение с Кавказа. Традиционно каждое племя кочует по своей территории в поисках пастбищ и поселяется у местных оазисов. Мизайна претендуют на землю между Эль-Торой и Нувейбой, тарабин – от Нувейбы до Эль-Ариш; джабалия – район Святой Екатерины, и так далее. Количество племён на Синае составляет, по разным оценкам, от 14 до 27.

Другие племена включают в себя савалха, алекат, валад шахин и тияхах. Вместе они известны под названием таварах («Арабы Тора»), в честь древнего названия полуострова, или просто аль-араб. Для всех племён честь племени и семьи всегда была самой важной, набег и кража верблюдов были постоянными причинами кровной вражды, которая могла сохраняться на протяжении поколений. Сельское хозяйство или рыбалка всегда были вторичны по отношению к разведению коз и верблюдов – именно по нему судили о богатстве племени, верблюды для скачек ценились выше всего.

Хотя, будучи верными мусульманами, у бедуинов остались языческие суеверия и практики со «времён невежества» вместе с их собственным общим законом (урф) вместо обычной исламской юриспруденции. Неудивительно, что бедуины часто оказывали вооружённое сопротивление внешним властям, и все попытки привить им оседлый образ жизни не имели успеха, пока в 1970-х годах Израиль не построил резервуары для воды, школы и клиники в нескольких районах. Обеспечивая работой и знакомя бедуинов с удобствами западного образа жизни, прибрежные курорты оказывают в равной степени большое влияние на их традиционный образ жизни.

Сегодня многие зарабатывают себе на жизнь в туристическом бизнесе, водителями такси или в строительстве, и каменные домики с рифлёными железными крышами и телевизионными антеннами можно чаще встретить, чем чёрные палатки. Хотя отношения между бедуинами и египтянами в основном миролюбивые, поводов для недовольства становится всё больше; главным образом они касаются администраторов и предпринимателей из материкового Египта, которых бедуины лишь терпят на своей территории, но число их постоянно растёт.

Посещение Синайского полуострова

Различия между Синаем и материковым Египтом могут вызвать культурный шок. Для тех, кто привык к египетским городам и пляжам, полуостров Синай покажется удивительно безлюдным, спокойным, где никто не пристаёт, – особенно это заметно женщинам. Если вы прибыли из Израиля или Иордании и, проведя несколько дней на пляжах Синая, затем направляетесь в , ваши впечатления будут противоположны. Как бедуины, так и редкие поселенцы из материковой части Египта демонстрируют особый синайский характер и с пренебрежением относятся к египетскому правительству, часто сравнивая его с периодом израильского правления, вовсе не в пользу первого.

Даже приветствие продавца другое: «Киф халак» («Как ваше здоровье/ дела?») вместо «Иззейяк». Для удобства понимания в данной статье полуостров поделён на три зоны: побережья заливов и Акаба, внутренняя часть и северный Синай. Сообщение между курортами вдоль прибрежной полосы залива Акаба и внутренней частью в районе Сант-Катрин установлено хорошо (эти два участка создают административный район южного Синая), но северный Синай отделён от обоих, за исключением улучшенного маршрута между Эль-Ариш и Нахль, во внутренней части.

В отличие от других мест в Египте вы можете посетить часть полуострова, имея только синайскую визу, действующую в течение двух недель, которую вы можете получить в Табе (на границе с Израилем), в порту (куда приходят суда из Иордании) или в аэропорту Шарм-эль-Шейха, в 10 километрах от Наама-Бей, где осуществляются чартерные перелёты из Европы. Эта виза действует только на побережье Акаба до Шарм-эль-Шейха и в непосредственной близости от монастыря Святой Екатерины (в сущности, это виза для южного Синая).

Если же вы хотите посетить Рас-Мухаммед, другие районы внутренней части Синая или материкового Египта, вам понадобится полная египетская виза, которая не может быть выдана в Нувейбе или в Табе при пересечении границы, но её можно получить по прибытии в аэропорт Шарм-эль-Шейха (15 долларов). Вы можете заплатить фунтами стерлингов, но обменный курс не очень удобный, так что по возможности используйте доллары.

  • Климат и развлечения на Синайском полуострове

Климат Синайского полуострова экстремальный. На побережье дневная летняя температура может достигать 50 градусов жары, в то время как ночи могут быть довольно умеренными, в зависимости от преобладающего ветра. В горах зимой иногда выпадает снег, а весной случаются ливни с ураганами, ночи прохладные – могут быть даже очень холодными. Чтобы избежать солнечных ожогов и теплового удара, вам следует носить головной убор, использовать солнцезащитный крем высокой степени защиты и выпивать от 4 до 6 литров воды в день (больше, если вы в пути) в любое время года, кроме зимы. Очевидно, что климат является важным фактором, влияющим на род занятий туристов, отдыхающих на Синайском полуострове.

Летом жара, вероятно, заставит вас проводить меньше времени на пляже, а больше в воде и, в конце концов, забыть о путешествиях или поездках на верблюде. К счастью, дайвингом или снорклингом можно спокойно заниматься в любое время года, это основное преимущество Синая. Справки о дайвинг-центрах, курсах и поездках выдаются на каждом курорте. Как правило, места у побережья можно посещать на джипе в любое время года, а в период между октябрём и апрелем – на верблюде. Путешествия в высокогорный район возможны зимой, если вы готовы встретить холодные ночи и даже снегопад; и летом – если вы сможете перенести жару.

  • Транспорт, проживание и затраты на Синайском полуострове

Все основные туристические места доступны благодаря дорогам с хорошим покрытием и нескольким видам общественного транспорта. Большинство путешественников говорят, что передвигаться по местности довольно легко, так как здешние автобусы – это довольно надёжный и дешёвый вид транспорта, а на такси можно добраться на любой курорт и уехать из него. Единственным исключением является граница у Табы, где ходит только пара автобусов в день, чтобы увезти людей дальше на юг – также несколько сервисных такси, водители которых стараются воспользоваться ситуацией и заломить высокую цену.

Иностранные автомобилисты ограничены на основных дорогах; из-за палящего зноя и огромных расстояний автостопом передвигаться довольно затруднительно, если только цель вашего путешествия не расположена недалеко или если вы твёрдо уверены в том, что сможете проехать весь путь (или, по крайней мере, до того места, где есть тень и ходят автобусы). Женщинам категорически не рекомендуется ловить машину в одиночку. Силы по поддержанию мира, официально называемые «Многонациональные силы и наблюдатели» (Multinational Forse and Observes – MFO), являющиеся независимой международной организацией, созданной Египтом и Израилем для контроля за участком границы между двумя странами после подписания мирного договора в 1979 году, запретили частным водителям брать попутчиков.

Тип жилья варьируется от места к месту: от дорогостоящих загородных вилл в Наама-Бей до дешёвых «палаточных лагерей» в Нувейбе. Конечно, лагерями их назвать можно только условно: это домики из камня, бетона, бамбука или пальмовых листьев, не всегда оснащённые электричеством и ванными комнатами. Хотя туризм является круглогодичным бизнесом, существует несколько пиковых периодов, когда отели повышают цены и, скорее всего, будут переполнены. В какой-то степени это зависит от местонахождения курорта: в Шарм-эль-Шейхе наплыв туристов происходит весной, осенью и на Рождество. До того как политическая ситуация между Израилем и Палестиной ухудшилась, бедуинские лагеря между Табой и Дахабом, особенно в Тарабине и к северу, заполнялись израильтянами во время еврейских праздников.

Также не забывайте о праздничных периодах в Египте – с 22 декабря до 2 февраля, с 1 марта до 3 мая и с 19 июля до 31 октября – в это время вам стоит заказывать места заранее. Надо сказать, что вообще стоимость предметов ежедневной необходимости, еды и транспортных услуг в Синае выше, чем где-либо в Египте, но всё-таки дешевле, чем в Израиле и Европе. Водопроводную воду в Синае пить нельзя, так что вам придётся покупать её в бутылках (в магазинах они стоят дешевле, чем в отелях). Во всех основных курортах есть банки, а доллары вы можете разменять в большинстве магазинов. Многие дайвинг-центры и отели теперь принимают оплату в евро.

Достопримечательности Синайского полуострова

1). Рифы и затонувшие суда – Вы можете побывать в печально известной Голубой дыре или исследовать затонувшие суда в районе Тистельгорма;

2). Рас-Мухаммед – Первый египетский национальный парк, расположенный на самом юге Синайского полуострова, одно из самых лучших мест для дайвинга;

3). – Самый популярный египетский курорт, бары и кафе которого к ночи переполнены туристами;

4). Национальный парк Набк – Вы увидите восхитительные пейзажи и самые северные в мире мангровые заросли;

5). – Отдохните в Асилахе, прекрасное место для дайвинга, здесь полно недорогих отелей и кафе;

6). Бедуинская культура – В пустыне в полнолуние проводятся маулиды и свадьбы;

7). Песчаные пляжи – Прекрасные пляжи, протянувшиеся между Нувейба и Таба, усеяны недорогими базами отдыха для путешественников;

8). Сафари в пустыне – Возьмите верблюда или джип, чтобы отправиться в гости к бедуинам в отдалённые, окружённые пальмами вади;

9). – Он был построен византийской императрицей Еленой в честь Неопалимой Купины у подножия горы Синай;

10). Гора Синай – Поднимитесь на гору, где Моисей получил десять заповедей и посмотрите рассвет над Синайской пустыней.

Вконтакте

Я балдею и фанатею от красоты Синайского полуострова! Бывал здесь многократно и кажется, что знаю почти каждый камень, любое ущелье и горную вершину. Но каждый раз радуюсь так, словно покорил Марс. И таки эти виды именно Марс и напоминают, по крайней мере в том его виде, в котором нам показал герой Арнольда Шварцнеггера в фильме "Вспомни все". Дорога из Дахаба вглубь Синая, к горе Синай и монастырю Святой Екатерина, на мой взгляд, самая живописная на Синае. В один из дней, вдоволь накупавшись в Красном море, мы взяли микроавтобус (по наводке Алены Лютиковой , девушки, живущей в Дахабе почти 15 лет и знающей про Синай абсолютно все) всего за 450 фунтов и в путь!

Краски настолько яркие, что порой кажется, что у вас рябит в глазах -

Фотоаппарат не стоит убирать ни на минуту, шикарные висты открываются за каждым поворотом -

Мелкие бедуинские стойбища разбросаны хаотично по пустыне -

Вас ждут опасные серпантины и местами разбитая дорога. Но все это лишь придает колорита -

Знаменитая развилка: влево гора Синай, а вправо дорога на Каир, куда не пропустят без полноценной египетской визы (бесплатный синайский штамп не пройдет). Между прочим, дорога на Каир весьма интересна. Будете проезжать самый большой оазис Синая, Вайди-Фейран, затем городок нефтяников Абу-Рудейс (основанный израильтянами в 1968 году) и крупный курорт Рас-Судр рядом с городом Суэц и одноименным каналом. Там же будет необычный объект - огневая точка "", где в 1967 - 1975 располагалась израильская военная база, откуда наносились артиллерийские удары по египетским позициям на восточной стороне канала. Там же начинается знаменитая линия обороны .

Монастырь колоритен, но уже закрыт. Мы особо и не стремились успеть приехать до 12 дня (посещения возможны с 9 до 12), поскольку несколько лет назад уже побывали внутри. Не менее интересно погулять вокруг -

Как верблюд ест эти адские колючки не колется - загадка.

В Египте авто-раритеты получают вторую и третью жизнь -

Интересно, как этот грузовик забросили на скалу?

Этими и другими обломками военной техники усеяна часть дороги на гору Синай. В 1967 тут имели место бои между израильтянами и египетской армией. Последние потерпели сокрушительное поражение -

Просто чайник и просто стаканы посреди пустыни. Бедуины оставляют это для уставших с дороги путников -

Живописные дюны, где прикольно побегать босиком -

Вечереет, пора домой!

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

География и геология

Сина́йский полуостров, более известный просто как Сина́й (араб. شبه جزيرة سيناء‎‎, Shibh Jazirat Sina) имеет форму клина, заостренного к югу, ограничен с севера побережьем Средиземного моря, с запада — Суэцким заливом, с востока — заливом Акаба. Поскольку границы полуострова условны, его территория в зависимости от методики определения оценивается в пределах от 25 тыс. до 60 тыс. км². В основном территория занята пустыней, ближе к югу имеются горы (самая высокая точка это Гора Святой Екатерины, 2637 м) и плоскогорья. На полуострове открыты месторождения нефти, традиционно также добывалась бирюза.

Путешествуя по Синаю, можно оказаться в трех странах - Египте, Иордании и Израиле. Все они находятся в непосредственной близи друг от друга. Среднее время в пути 2-3 часа.

Основная достопримечательность Синайского полуострова - это его прекрасная и величественная фауна - коралловые рифы Красного моря. Вдоль всего побережья Синая тянется широкий барьерный риф, что делает его очень популярным местом погружений среди дайверов всего мира.

В пустынях Синайского полуострова живут волки, гиены, лисицы, горные козы, газели и орлы.

Климат и погода

Тропический пустынный. Температура летом - 35-40 °С (что благодаря сухости воздуха по ощущениям соответствует 26-28 °С в Москве), зимой - 23-26 °С. Здесь 365 солнечных дней в году, зимой и осенью бывает облачно, однако солнце видно каждый день. Дахаб, расположенный на восточном побережье Синайского полуострова, считается круглогодичным курортом. Ветер - 300 дней в году, что обуславливает бурное развитие виндсерфинга и кайтсерфинга в регионе. Температура воды - от 21-22 °С в январе до 28-29 °С в июле и августе. Периодичность прилива и отлива - около 6 часов.

Коренные жители Синайской пустыни - бедуины. Слово «Бедуин» происходит от арабского يود‎‎ب badawi - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник». Обычно этим термином принято называть всё население арабского мира, которое ведёт кочевой образ жизни, независимо от их национальной принадлежности или вероисповедания. По данным современной науки, бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет.

Бедуины отличаются своими национальными традициями и культурой, порой идущими вразрез с арабскими устоями. Формально бедуины — мусульмане, но, тем не менее, до сих пор следуют многим языческим обычаям и верованиям, традиционным для их племён, а все споры, конфликты и проблемы решают согласно своему собственному бедуинскому закону — Урфу. Первый закон бедуина - гостеприимство. Они прекрасные проводники и без них невозможно было бы увидеть те природные красоты, которые находятся вдалеке от шоссейных дорог. Они хорошо знают пустынные травы и определяют свой путь по неведомым знакам.

За последние 30 лет жизнь бедуинов претерпела много изменений, одно из которых состоит в том, что внедорожники «Jeep» почти повсеместно заменили верблюдов в качестве транспортного средства, но, к счастью, бедуинская культура на Синае осталась практически неизменной. Почти все бедуины живут на севере Дахаба - в районе «Ассала», главной бухте некогда бедуинской деревни.

Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют различные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. На сегодняшний день некоторые из них работают как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Женщины работают преимущественно в доме, занятые домашними хлопотами, семьей и поголовьем коз, овец и верблюдов.

Бедуины обладают удивительным даром рассказчиков и могут поведать вам многочисленные истории о том, «какие события происходили в древние времена». Большинство историй - это необычные рассказы о поведении верблюдов, о чудотворном лечении лекарственными травами, которые они применяют в своей семье. Многие бедуины обладают настоящим поэтическим талантом, часто используя его для особых случаев, таких как свадьбы.

С незапамятных времен Синай, который иногда образно называют «24 тысячи квадратных миль пустоты», был одним из крупнейших перекрестков мира. Полуостров издревле служил транзитным путем из Африки в Азию, из Европы к Индийскому океану и на Дальний Восток, был мостом между Средиземным и Красным морями. В XVI в. до н.э. египетские фараоны построили дорогу, ведущую через Синай в Беэр-Шева (Вирсавию) и далее — на Иерусалим. «Великий Морской путь», соединявший долину Нила с Мессопотамией, проходил по средиземноморскому побережью полуострова.

Пески Синая помнят Наполеона, прошедшего его северным побережьем в 1799 г. во время Египетской кампании. С XIIIвека он принадлежал сначала мамелюкам, а затем турецкой Оттоманской империи, пока в 1917 г., во время первой мировой войны полуостров не был захвачен британскими войсками.

В 1967 году в результате Шестидневной войны израильтяне завоевали полуостров; Суэцкий канал закрылся.

В 1973 году египтяне форсировали Суэцкий канал и напали на Израиль. Израиль отбросил египетские войска назад. Позднее Израиль вывел свои войска, находившиеся западнее канала.

В 1979 году, после подписания египетско-израильского мирного договора, Израиль начинает постепенно возвращать полуостров Египту, при этом разобрав большую часть своих поселений, а оставшиеся достались Египту (например, поселение Офира на юге полуострова стало нынешним Шарм-эль-Шейхом).

Египет

Местная валюта — египетский фунт. В одном фунте — 100 пиастров. Свободно обмениваются на доллары и другую конвертируемую валюту в банках и обменных пунктах, которые, как правило, находятся в аэропортах, отелях, крупных ресторанах и т.д. 1 доллар США стоит около 6 египетских фунтов (курс меняется). Монеты бывают по 5, 10, 25 пиастров. Купюры бывают номиналом в 10, 25 и 50 пиастров, а фунты по 1, 5, 10, 25, 50, 100, 500, 1000. Будьте внимательны, получая сдачу при покупках, т.к. купюры в 50 пиастров и 50 фунтов очень похожи!

Кредитные карты и дорожные чеки широко используются в крупных туристических центрах. Банкоматов много и они достаточно распространены во всех торговых точках. Однако в провинции использование электронных платежных средств крайне затруднено.

Израиль

Официальная валюта Израиля - новый шекель (NIS), множественное число на иврите - "шкалим". Один шекель равен 100 агорот, единственное число - "агора". Сейчас в Израиле в обращении находятся банкноты в 200, 100, 50 и 20 шекелей, монеты достоинством 1, 5 и 10 шекелей, а также 50, 10 и 5 агорот.

Кредитные карты ведущих мировых платёжных систем принимаются практически повсеместно. Широко распространены банкоматы. Многие банкоматы позволяют снимать наличные в иностранной валюте. Международные кредитные карты и туристические чеки можно также обналичить в отделах иностранной валюты банков без комиссий.

Иордания

Денежная единица - иорданский динар. 1 динар = 1000 филсов. Иорданский динар состоит из 100 кыршей и 1000 филсов. Средневзвешенный курс обмена - 1USD = 0.7JOD

Обмен валюты можно осуществить в банках, отелях, специальных обменных пунктах, а также на границах и в аэропорту.

Расчёт за товары и услуги обычно происходит в динарах.

Магазины

Магазины в Египте обычно работают до 22 часов. Если на товар поставлена цена, то торговаться бессмысленно. Если нет — цену можно сбить на 10-20%, а иногда и больше.

Сувениры.

В Египте огромное разнообразие сувениров. Невозможно придумать более египетского сувенира, чем папирус с цветными рисунками. Папирусы недороги, долговечны, легки и удобны в транспортировке. Нужно отметить, что Египет наводнен дешевыми подделками — из рисовой бумаги и банановых листьев со штампованным рисунками, поэтому покупать папирусы следует только в специализированных магазинах, так называемых «музеях папируса», где выдаются сертификаты качества. По всему Синаю весьма популярны у туристов чеканки — тарелки с арабским орнаментом или художественно украшенные кальяны. Также можно купить масла и эссенции растительного происхождения.

Визитная карточка Синая - футболка с изображенным на ней дайвером или виндсерфером с надписью Surf ever, work never.

В Египте, Израиле и Иордании время отстаёт от московского на один час

Связь и интернет

Если Вы пользуйтесь услугой «Роуминг», сим-карты операторов МТС, Билайн и Мегафон подключаются к оператору местной связи во всех посещаемых туристами местах.

При разговоре с телефона-автомата на улице 1 минута разговора с Россией стоит около 60 рублей, на переговорном пункте около 100, а из гостиницы — 150 рублей. Минимальная продолжительность разговоров из переговорных пунктах или из гостиницы — 3 минуты. Счёт начинается с третьего гудка, деньги взимаются, даже если на звонок не ответили. Для разговора с телефона-автомата требуется карточка. Обычно они продаются в «маленьких супермаркетах», на автостанциях и т.д. Двадцатифунтовой карточки хватает где-то на 6-8 минут разговора с Москвой, но если на ней остается меньше определенной суммы (примерно 5 фунтов), то её можно использовать только для местных разговоров. Бывают карточки на 10, 50 фунтов. Международный код России 007, далее нужно набрать код города и номер абонента.

Электричество

В Египте напряжение в сети - 220V. Розетки европейского типа.

Правила пересечения границ

В связи с тем, что Синайский полуостров поделён между тремя государствами, путешествуя здесь, Вы, скорее всего, будете пересекать границы. И в каждом случае есть свои нюансы.

Египет - Израиль

Если Вы захотите пересечь границу между Египтом и Израилем, находясь на Синайском полуострове, сделать это будет очень просто. Достаточно приехать в Табу (180 км от Шарм-эль-Шейха).

Отдыхая в Табе, Вы попадаете под юрисдикцию Египта, но близость с границей Израиля дает все шансы совместить одных одновременно в двух странах.

Здесь следует учесть нюансы при пересечении границы!

Кто не должен платить израильский выездной сбор при пересечении границы?

Прежде всего, исходя из Кемп-Девидского соглашения между упомянутыми двумя странами, район Табы считается особой зоной. Речь идет об отрезке суши начиная с границы и заканчивая отелем "Tobya" в двух километрах южнее. На этих двух километрах расположено не менее десяти отелей, где живут тысячи туристов. Как известно, при выезде из Израиля каждый вынужден платить по $32 пограничный сбор. Затем, уже на египетской стороне турист вынужден платить 75 фунтов ($14) въездной сбор. Вместе с тем, платят только те, кто планируют выехать за пределы упомянутой выше двухкилометровой зоны Табы.

Иными словами, если вы, скажем, живете в отеле Hilton-Taba, то вы не должны платить выездной сбор. Даже если вы будете пересекать границу каждые полчаса. Что бы избежать уплаты этой суммы, вы должны представить пограничникам доказательства того, что вы живете в районе Табы. Например, бронь из отеля.

Кто должен платить 75 фунтов за въезд в Египет?

Платит только тот, кто планирует находиться за пределами района Табы. Схема такая же, как и с израильским выездным сбором. Если вы живете в отеле рядом с границей - вы ничего не платите. Вам потребуются доказательства, в качестве которых вы представляете бронь отеля, или ключи от номера.

При пересечении границы с Израилем из Египта необходимо помнить, что при взимается дополнительный пограничный сбор: 60 шекелей для граждан России (Египет-Израиль) и 200 шекелей за возвращение (Израиль-Египет) на израильской стороне и 75 фунтов на египетской стороне.

Египет - Иордания

Существует две возможности попасть в Иорданию из Египта. Можно воспользоваться регулярной паромной линией между египетским городком Нувейба на Синайском полуострове и иорданским портом Акаба. Продолжительность подобной поездки - 3-4 часа, стоимость - $70-80 (зависит от судна).

Некоторое время назад открылась новая паромная линия, Таба - Акаба. Она гораздо более удобна, чем Нувейба - Акаба. Но пока эта линия используется для чартерных рейсов по заказам туристических агентств, в свободной продаже билетов либо нет, либо их покупка крайне непредсказуема.

Израиль - Иордания

Можно, но не нужно. Лучше воспользоваться паромом из Египта. Если же очень хочется оригинального путешествия, то из израильского Эйлата это можно сделать через контрольно-пропускной пункт "Арава", в десяти минутах езды из центра города в направлении Мертвого Моря. Для тех, кому по тем, или иным причинам не подходит время отправления автобуса, либо фиксированная дата возвращения, могут с легкостью добраться до одного из пограничных переходов на общественном транспорте, пройти пограничный контроль, а на Иорданской стороне воспользоваться частыми и дешевыми местными автобусами и маршрутными такси. Следует однако учесть, что для непосредственного перехода границы вам придется договариваться с одним из водителей автобусов, либо грузовиков едущих в Иорданию с тем, что бы взяли вас с собой при пересечении моста через реку Иордан, так-как пересечение границы пешим ходом запрещено. То-же правило действует и при возвращении назад. При финансовом расчете поездки следует иметь ввиду, что пошлина при выезде из Израиля в Иорданию составляет 17 долларов в шекелевом эквиваленте.

Здоровье

Официально делать прививки при путешествии россиян в Египет не требуется. Некоторые врачи рекомендуют сделать прививки от дифтерии, столбняка, тифа и полиомиелита.

Необходимо соблюдать элементарные правила личной гигиены. Зубы чистить рекомендуется бутылированной водой т.к. из под крана идет опресненная вода.

Уровень жизни в Египте за последние 20 лет вырос стремительно и продолжает расти. Здравоохранение Египта также не стоит на месте, страна оборудована новыми больницами и современной аппаратурой. Цены на медикаменты в Египте гораздо ниже Российских цен.

Египетская кухня на Синае.

На египетской стороне Синая, кухня своеобразна и порой, тут встречаются такие блюда, которых не встретишь на всей египетской территории.

Как правило, в поисках еды в Дахабе вы, в первую очередь, попадаете на знаменитую набережную с многочисленными ресторанами арабского типа. Это Френдс, один из старейших и известных дружелюбной атмосферой, Али Баба с белыми скатертями и атмосферой своеобразного пафоса, Эль Фонарь, Немо, Грин Валей, Чиллаут, Наполеон, Аль Капоне и другие. Понять с первого раза, чем они отличаются друг от друга, почти невозможно. Правда в том, что практически ничем. Т.е. меню у них совершенно одинаковое, традиционное для этого класса ресторанов. Тем не менее, существенную разницу можно найти в ценах, сервисе и качестве приготовления. Причем любопытно, что в одном ресторане может быть хорошо одно, в другом - другое. Так или иначе, посидеть на берегу, попробовать традиционные блюда, покурить кальян, почувствовать особенную атмосферу этих заведений, безусловно, стоит. Не сделать этого - значит полноценно не побывать в Дахабе.

Для начала избавьтесь от иллюзорного желания попробовать арабскую кухню. Ее в Дахабе нет. Для этого лучше ехать в Каир или Александрию. То, что предлагают классические рестораны для туристов - это модернизированные традиции бывшего израильского курорта. Если хочется чего-то действительно арабского - зайдите в одну из рабочих столовых в городе и закажите фаляфели (оладьи из гороха) и фуль (тушеную фасоль). Это каждый день едят на завтрак все арабы и это вкусно! К тому же вы познакомитесь с нетуристическими местами и почувствуете их колорит.

Вернемся к меню традиционных туристических ресторанов. Оно состоит из нескольких типов основных блюд: мяса, курицы, рыбы или морепродуктов, приготовленных на гриле или на открытом окне, на гарнир к которым всегда подается рис и картофель фри, иногда овощи-гриль, а в качестве предварительной закуски - лепешки и набор из местных салатов в малюсеньких тарелочках (все это входит в цену).

В этом состоит основная традиция израильской кухни, которую и перенял египетский Синай, - подавать перед основным блюдом большое количество разнообразных закусок. Несмотря на то, что повара сильно упростили технологии приготовления и сократили количество вариантов закусок (их здесь 6-7 основных, в то время как израильские заведения общественного питания предлагают до 50 видов), традиция очень интересная и приятная. Главное - не объедайтесь сильно закусками, чтобы потом вместилось основное блюдо!

Некоторые закуски заслуживают отдельного описания: тахина, хомус, бабагануш, цацики.

Они выглядят непривычно, но их обязательно стоит попробовать. Тахина - это пюре из кунжута с добавлением специй и растительного масла. Хомус - пюре из белого гороха, нута.

Бабагануш - закуска из печеных баклажан, часто заправленная тахиной. Ее везде готовят по-разному. Иногда - очень вкусно, иногда несъедобно. Цацики - это йогурт с натертыми свежими огурцами. Очень приятно на вкус и невозможно испортить.

Иорданская кухня на Синае

Самым любимым блюдом в Иордании, которым, к примеру, потчуют гостей на шумных свадьбах, является мэнсаф (сваренная в кислой сметане баранина, подаваемая на рисе с получившейся похлебкой и усыпанная поджаренными кедровыми орехами).

Но если мэнсаф - в какой-то степени праздничное блюдо, то адас (желтая чечевица с курицей и луком в лимонном соке) - кушанье, употребляемое практически каждый день. Обычно эту сытную чечевичную похлебку едят зимой. Очень интересно другое типично иорданское блюдо - маклюба, что переводится с арабского как "перевернутое". Название кушанья полностью соответствует способу его приготовления. Картофель и баклажаны обжариваются вместе с говядиной или бараниной в кастрюле или на сковороде. Затем туда добавляют предварительно обжаренный рис, заливают водой, добавляют соль и специи и тушат все это до готовности. Ну а затем маклюбу накрывают большим блюдом и переворачивают. Получается мясо-картофельно-рисовая запеканка, подаваемая на большом блюде со сметаной. Часто в иорданских харчевнях предлагают и млухию - суп из мяса, курицы или кролика с чесноком, рисом и лимонным соком. Особую пикантность млухии придают листья различных трав, произрастающих в арабских странах. Недорогое блюдо иорданской кухни - котлеты из грубодробленого гороха, которые обильно смазывают тхенией (она же тахина), своеобразной замазкой из того же желтого гороха с кунжутным маслом. Тхения часто употребляется с мясными или куриными блюдами. Наши туристы могут познакомиться с этой приправой и в Израиле.

Тот, кто попробовал изготавливаемые в Иордании сладости неизменно пришел к выводу, что то, что называют "восточными сладостями" в других арабских странах (исключение, может быть, составляют только Сирия и Ливан) таковыми не является. Самые популярные сладости Иордании изготовлены с применением фисташек (баклява), сыра (канафа) или в виде печенья, усыпанного сим-симом (кунжутом).

Обратите внимание на кофе. Многие гурманы привозят кофе из Иордании килограммами.

Израильская кухня на Синае.

В кухне Израиля (он касается всез географических территорий) есть один определяющий принцип: религиозный еврей ест только кошерную пищу, а право на существование получают только те рестораны, которые соответствуют строгим правилам наблюдателей-раввинов.

"Кошер" вообще означает "чисто" или "дозволено", а свод правил, определяющих кошерность, называется кашрутом. Три правила кошерности В Торе записаны три основных правила кошерности. Первое: "Не вари козленка в молоке его матери", поэтому мясо и молоко не должны соединяться в одной посуде и в желудке. Второе правило связано с запретом употреблять кровь, поэтому скот забивают особым образом, чтобы из животного вытекла вся кровь. Согласно третьему правилу, разрешается, есть только мясо парнокопытных млекопитающих, жующих жвачку, птицу и тех морских обитателей, которые имеют чешую и жабры. Вследствие этого запрещено употреблять в пищу свинину и верблюжатину, а также омаров и крабов. Однако, несмотря на все ограничения, пища в Израиле разнообразная и вкусная. А тот, кто никак не может обойтись без сметанного соуса к говядине, то он и в Эйлате найдет ресторан, в котором готовят некошерную пищу.

Израильскую кухню, кроме кошерности, отличает еще и арабское влияние, а также придающее своеобразие блюдам употребление местных приправ, упоминающихся в Библии: кунжута, корицы, мяты, кориандра. Меню в ресторанах обычно написано не только на иврите, но и на английском языке, а кое-где и на русском.

Синай, Синайский полуостров (скалистый, утесистый) – гора и пустыня Каменистой Аравии, куда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта и с вершины которой был дан евреям закон от Бога, и потому Синай в Свящ. Писании нередко называется горой Божией и горой Иеговы. У арабов в настоящее время называется гора Тур , или ДжебельТур-Сина . Синай, как место законодательства, указывается и в других местах как ветхозаветных (), так и новозаветных книг (, ).

О Синае, как горе законодательства, свидетельствует и древнее предание. Туда с древних времен удалялись египетские христиане, спасаясь от гонений. Там укрывалась некоторое время св. великомученица Екатерина, и на одной из вершин оного до настоящего времени еще существует монастырь, посвященный ее имени, и вообще на нем поселялись древние пустынножители, ища безмолвия и уединения для святых своих подвигов. В V в. весь пустынный Синайский край, несмотря на пустынность своей природы, весь был усеян скитами. Полагают, что гору Синай хорошо знал и Магомет и дал повеление своим полководцам не нарушать тихой и безмятежной жизни пустынников Синая. И действительно, по завоевании этих мест магометанами Синайский монастырь хотя и открыт для их нападений, но существует и доселе, и предания не говорят ни о каких насилиях с их стороны.

Синайский полуостров, на котором возвышается г. Синай с Хоривом, образуется двумя заливами Чермного моря – Суэцким и Акабским, но в обширном смысле к нему относят северную пустыню до самой земли Ханаанской и до Средиземного моря. Страна эта имеет особенную для нас важность и значение по тем событиям, которые совершились здесь во время путешествия евреев из Египта в Землю Обетованную и сорокалетнего их странствования. Взгляд на Синай, Синайский полуостров и его окрестности представляет столько чрезвычайного и особенного, что ни одна гора не может идти в сравнение с ней. Кроме близлежащих равнин, нигде не видно ни зеленеющего луга, ни леса, ни журчащего источника, ни водопада, никакой хижины, ни селения, никакой зелени, никакого дерева, ни одного животного, ни птиц, ни скота, ни людей. Одни утесы и хребты из гранита и порфира возвышаются повсюду. В самых ущелиях расселина, и нигде не видно ни песчаника, ни известняка – одни камни или глыбы гранита, свалившиеся с вершины утесов. На всем продолжительном и крайне утомительном пути на вершину горы, где насчитывают 3100 ступеней, путешественники упоминают только об одном пробивающемся из-под камня источнике воды и об одном великолепном кипарисе, высящемся на горной равнине, и еще поблизости оного о колодце воды, собирающейся от дождей, и только в некоторых местах из каменных расселин показывается пепловидная трава и зелень (Труд. В. Акад. 1872 г., май, с. 298–299, 303–304).

Вершина горы возвышается более чем на 8 000 фут. над поверхностью моря и состоит из 2 небольших площадок, каждая 3 саж. в квадрате; на северной площадке построена небольшая в честь Преображения Господня, а на другой – мусульманская мечеть. В скале за церковью к с. указывают место, где укрывался Моисей во время чудесного видения купины, горящей и не сгорающей. Но тогда как горы Синая представляют совершенную пустыню, мы находим совершенно другое в долинах: они оживлены источниками, и их высокое положение производит такое благотворное действие в климате, что в жаркое время года жительство, напр., в монастыре Св. Екатерины путешественники находят самым благоприятным для здоровья. Зимой снег покрывает вершину горы и на короткое время и самый монастырь. Летом, когда в равнинах при море свирепствует самум, в монастырских равнинах воздух бывает самый умеренный. Яркие молнии и страшные раскаты грома бывают только изредка, а землетрясения весьма редки.

Моровой язвы здесь никогда не бывает. Климат производит благотворное действие на самую растительность. В монастырских садах поспевают превосходные плоды всякого рода, которые высоко ценятся в Каире. Кроме различных пряных трав, здесь растут также сикоморы, кипарисы, пальмы, фиговые и масличные деревья, а из царства животных особенно замечательны: козероги, антилопы, подводные барсуки, орлы, перепела и др.

29°30′ с. ш. 33°50′ в. д.  /  29.500° с. ш. 33.833° в. д.  / 29.500; 33.833 (G) (Я) Координаты : 29°30′ с. ш. 33°50′ в. д.  /  29.500° с. ш. 33.833° в. д.  / 29.500; 33.833 (G) (Я) Акватория Красное море Площадь от 25 000 до 60 000 км² Наивысшая точка 2637 м Страна Египет Египет

Сина́йский полуо́стров (араб. شبه جزيرة سيناء ‎, Сина ; ивр. ‏סיני ‏‎) - полуостров в Красном море , на границе между Азией и Африкой , часть территории Египта . Территориально относится к Азии .

География

Полуостров, имеющий форму клина, заострённого к югу, ограничен с севера побережьем Средиземного моря либо линией, соединяющей северные оконечности Суэцкого залива и залива Акаба ; с запада - Суэцким заливом , с востока - заливом Акаба . Поскольку границы полуострова условны, его территория в зависимости от методики определения оценивается в пределах от 25 тыс. до 61 тыс. км² . В основном территория занята пустыней, ближе к югу имеются горы (самая высокая точка это Гора Святой Екатерины , 2637 м) и плоскогорья. На полуострове открыты месторождения нефти , традиционно также добывалась бирюза .

Климат

Климат практически всего Синайского полуострова является тропическим пустынным, за исключением северной части, примыкающей к Средиземному морю, где характерен средиземноморский климат . Климат повсеместно очень засушливый, особенно юг полуострова, который закрыт горами от поступления редких циклонов с севера, и где в отдельные годы осадков не бывает вовсе, а в год в среднем выпадают считанные миллиметры, как в Шарм-эш-Шейхе . Летние температуры очень высокие, как правило, достигают +40 °C и более в тени, зимние температуры более низкие, в пустынях нередки ночные заморозки. Юг полуострова, обогреваемый Красным морем , обладает наиболее тёплыми зимами.

История

Земля полуострова была освоена древними египтянами ещё в эпоху Первой династии .

С 2011 года на полуострове активизировались исламистские боевики (см. Конфликт на Синае).

В 2015 году, 31 октября, самолёт, летевший рейсом «Шарм-эш-Шейх (а/п Офира) - Санкт-Петербург (а/п Пулково) », потерпел катастрофу над Синаем. Погибло 224 человека.

Экология

Синайское побережье находится на грани экологической катастрофы. Засилье туризма, рыбный промысел, повсеместная урбанизация побережья оставляют мало шансов сохранить этот уникальный уголок планеты. По оценкам учёных, большая часть рифов исчезнет с лица Земли в ближайшее десятилетие.

Причин повсеместной гибели кораллов очень много. В первую очередь это засорение пор коралла песком, вандализм отдыхающих, повышение температуры воды и её кислотности . Больше всего кораллам вредят внедорожники, которые уничтожают тонкий слой лишайников и камней. Это приводит к эрозии почвы и учащению песчаных бурь приносящих в море тонны песка и пыли. Песок, принесённый ветром или поднятый со дна ластами ныряльщиков, забивает поры коралла и приводит к его гибели. Не менее опасны для кораллов парниковый эффект и глобальное потепление. Повышение температуры воды выше +29 °C заставляет коралл изгнать водоросль. При таких температурах водоросль становится токсична для коралла. Осиротевший коралл не может долго выжить и умирает от голода. Безобидное кормление коралловых рыбок меняет их рацион, тем самым нарушает экологический баланс. Цветение воды, всплески популяции морских звёзд , питающихся кораллами - это лишь малая часть последствий такого нарушения.

Засорение побережий приняло в последние годы катастрофические масштабы. Одна из экспедиций из Дахаба в Шарм-эш-Шейх обнаружила, что самой замусоренной является заповедная территория северный Набэк. Источником пластиковых отходов являются не только отдыхающие на пляжах. Есть множество свидетельств о мусоре, который в открытую скидывают с катеров и паромов . Бедуину сложно понять, что выкинутый им пластик вредит окружающей среде. Поколениями они имели дело только с органикой, и такое поведение до сих пор считается нормой. Бедуины по сей день рыбачат на территории заповедников и вылавливают моллюсков . Южней Дахаба целые побережья покрыты пробитыми раковинами. Раковины добывают на мелководье во время сильных отливов . Порой целые деревни съезжаются на побережье, чтобы полакомиться моллюсками. Заниматься экологическим образованием в Египте некому. Страна находится на волне туристического бума и пытается выжать максимальную выгоду из своих морских побережий.

Исход анатомически современных людей из Африки

Согласно гипотезе британского педиатра С. Оппенгеймера , около 120 тысяч лет назад (во время Эемского (Ипсвичского) межледниковья (англ.) русск. ) Homo sapiens совершил исход из Африки через Синайский полуостров в район Леванта , но эти представители анатомически современных людей полностью вымерли там во время следующего ледникового периода, а все неафриканские народы произошли от нескольких сот человек, форсировавших Баб-эль-Мандебский пролив около 80 тысяч лет назад, часть которых около 50 тысяч лет назад вернулась в Северную Африку через Синай . По версии учёных из Тюбингенского университета (Германия), первая волна людей современного типа, ставшая предковой австралийских аборигенов, папуасов и меланезийцев , форсировала Баб-эль-Мандебский пролив около 130 тысяч лет назад, а другие азиатские популяции являются потомками второй волны Homo sapiens, вышедшей из Африки к северу от Красного моря около 50 тысяч лет назад .

Напишите отзыв о статье "Синайский полуостров"

Примечания

Литература

  • Чичагов В. П. Синайская пустыня и древний Пелусий // Природа . - 2012. - № 11 . - С. 35-42 .
  • Мэтью Тиг. Новый Синай // National Geographic Россия, июль 2009, с. 120-137.

Ссылки

  • by Haubitz, Zoche Publisher: Fotohof Editions, 2006 (англ.) ISBN 3-901756-64-7 ISBN 978-3-901756-64-1

Отрывок, характеризующий Синайский полуостров

– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.
– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.
«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение.
Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ее. Взволнованная, красная, она ходила по комнате, требуя к себе то Алпатыча, то Михаила Ивановича, то Тихона, то Дрона. Дуняша, няня и все девушки ничего не могли сказать о том, в какой мере справедливо было то, что объявила m lle Bourienne. Алпатыча не было дома: он уехал к начальству. Призванный Михаил Иваныч, архитектор, явившийся к княжне Марье с заспанными глазами, ничего не мог сказать ей. Он точно с той же улыбкой согласия, с которой он привык в продолжение пятнадцати лет отвечать, не выражая своего мнения, на обращения старого князя, отвечал на вопросы княжны Марьи, так что ничего определенного нельзя было вывести из его ответов. Призванный старый камердинер Тихон, с опавшим и осунувшимся лицом, носившим на себе отпечаток неизлечимого горя, отвечал «слушаю с» на все вопросы княжны Марьи и едва удерживался от рыданий, глядя на нее.
Наконец вошел в комнату староста Дрон и, низко поклонившись княжне, остановился у притолоки.
Княжна Марья прошлась по комнате и остановилась против него.
– Дронушка, – сказала княжна Марья, видевшая в нем несомненного друга, того самого Дронушку, который из своей ежегодной поездки на ярмарку в Вязьму привозил ей всякий раз и с улыбкой подавал свой особенный пряник. – Дронушка, теперь, после нашего несчастия, – начала она и замолчала, не в силах говорить дальше.
– Все под богом ходим, – со вздохом сказал он. Они помолчали.
– Дронушка, Алпатыч куда то уехал, мне не к кому обратиться. Правду ли мне говорят, что мне и уехать нельзя?
– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.

Читайте также: