Почему мраморный дворец так назван. Мраморный дворец (21 фото)

Творение Антонио Ринальди - Мраморный дворец - подарок Екатерины II своему фавориту Григорию Орлову за заслуги перед Отечеством, другими словами, - за активное участие в дворцовом перевороте 1762г., в результате которого был свергнут Пётр III, а Екатерина взошла на трон.


По легенде, Екатерина сама сделала набросок дворца, а Ринальди, зная об этом, высоко оценил её работу и получил разрешение на строительство.



Строительство велось с 1768 по 1785 годы.
В фундамент здания был заложен мраморный ларь с монетами.

Мраморный дворец получил своё название из-за обилия мраморной отделки как фасада, так и внутренних покоев.
Только для облицовки стен было использовано 32 сорта мрамора.

Григорий Орлов так и не успел воспользоваться подарком, т. к. не дожил до окончания строительства.
Впоследствии Екатерина выкупила дворец у наследников графа в казну и пожаловала его своему внуку Константину Павловичу.
Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

А в XIX – XX в.в дворец вообще стал родовым домом Великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей.
Во дворце всегда кто-нибудь гостил или просто жил.
Например, в 1795-1796 годах тут жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко, которого после смерти Екатерины II освободил Павел I.
В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты.
Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена
В. Бренной.
За годы своего существования дворец неоднократно перестраивался внутри: сначала В Бренной, для Понятовского, затем А Воронихиным перестраивалась малая анфилада вдоль Невы и частично - по Миллионной.

Константин Павлович в конце-концов вернулся-таки в свою резиденцию, но затем, став наместником Царства Польского, покинул Петербург.
После его отъезда дворец перешёл придворной канцелярии и здесь стали сдаваться квартиры внаём придворным чинам. А в 1832г., после обследования дворца, он был признан аварийным и начался капитальный ремонт.

Следующая перестройка состоялась уже в 1845г., при Константине Николаевиче, и её осуществил брат живописца Карла Брюллова - Александр.
В технические подробности вдаваться не буду.

После Константина Николаевич дворцом владел его сын, Константин Константинович, известный в литературе под псевдонимом К.Р. После его смерти в 1915 г. вдова покинула дворец.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства.
После октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж.

Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева.
Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал.

В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей.

А теперь, собственно, фото.
При входе во дворец, перед парадной лестницей -- барельеф с изображением главного архитектора - Антонио Ринальди


Парадная лестница украшена скульптурами Ф.Шубина «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее и Весеннее равноденствие»


Дверь времён Ринальди в художественной галерее

Плафон над парадной лестницей

Самый прекрасный из залов дворца - Мраморный, стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.


Плафон на потолке


Люстра из отечественного хрусталя


Наборный паркет


Практически все двери во дворце остались со времени Ринальди, их просто немного привели в порядок

Барельеф на стене и камин

По соседству с Мраморным залом расположены помещения, где раньше был музей Ленина. Поскольку замысловатые буржуазные финтифлюшки мешали правильному восприятию образа вождя, все архитектурные излишества, а также стены из искусственного мрамора были закрашены, как бы законсервированы. Нынешние реставраторы просто расчищают краску на потолке, выявляя позолоту,


и на стенах - под краской хорошо сохранился трёхцветный искусственный мрамор

Это Белый (танцевальный) зал. В этот день тут должен был состояться банкет


Лепнина над входом в зал


Освещение во всех помещениях тусклое. Как объяснил гид, сейчас не выпускают обычных 100 - свечёвых лампочек, только энергосберегающие, которые нелепо выглядят в старинных светильниках, поэтому покупают слабые, но подходящие по дизайну.

Камин с зеркалом - оригинальный

Зимний сад

На месте Зимнего сада раньше находился Висячий сад под открытым небом, созданный Антонио Ринальди. В 1846 г. архитектуру зала полностью изменил Александр Брюллов, реконструировавший часть помещений дворца накануне свадьбы Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны.

Зал был перекрыт кессонированным потолком, опирающимся на 2 чугунные колонны, а с южной стороны закрыт стеклянной стеной. Вместо яблонь и вишен в саду-оранжерее были посажены экзотические растения, среди зелени установлены мраморные скульптуры, а в центре оборудован фонтан. Сад был соединен с Цветником тремя открытыми арочными проемами.

В период, когда здание занимал Музей Ленина, зал перестал быть садом: фонтан и декоративная зелень были убраны, у стеклянных дверей помещался монумент Ильича, а на стенах развешаны картины революционного содержания. После закрытия экспозиции помещение не использовалось. Реставрация началась в 2005 г.
В ходе реставрационных работ был воссоздан фонтан, 4 торшера из уранового стекла с золоченой бронзой и большая трехстворчатая остекленная дверь, ведущая в Царскую комнату. Из коллекции Русского музея в зале установлены 2 скульптуры - «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» (А.Бок, 1862) и «Амур, отпускающий мотылька» (М.Попов, 1872).
Кессонированный потолок


Торшеры


Фонтан

Скульптуры М.Попова и А.Бока

Те самые двери, около которых красовался Ильич

Сразу за Зимним садом находится Царская комната,


в которой сохранился пол из наборного паркета времён Ринальди.

Затем мы вышли на улицу и через арку, обрамлённую нишами со скульптурами,

мимо итальянского дворика, вид на который открывается из Зимнего сада,


отправились в личные покои Константина Константиновича и его супруги, Елизаветы Маврикиевны, урождённой Элизаветаы Августы Марии Агнесы Саксен-Альтенбургской.

О самом К.Р. надо писать отдельно, настолько это интересный и разносторонний человек. Это поэт, переводчик, драматург, выдающийся деятель русской культуры, президент Академии наук, один из основателей Пушкинского Дома
У них с супругой было 9 детей. Комнаты детей во дворце были оформлены, как сказочный терем. К сожалению, они не сохранились в первозданном виде.
А вот личные покои князя и княгини не представляли интереса для последующих хозяев дворца, поэтому интерьер мужской половины сохранился полностью.
К сожалению, там снимать было нельзя, я успела только прихватить по частям прихожую, оформленную в русском стиле, отделанную деревом,

Стол - оригинальный

потолок в библиотеке

и Ореховый кабинет.


Фото самой библиотеки, готической музыкальной гостиной и личного кабинета Великого князя взяла



В покоях Елизаветы Маврикиевны снимать было можно, да, фактически, нечего:


это бывшая супружеская спальня


Очень красивый зал, предназначения не помню


Собственно, на этом экскурсия закончилась.
Вышли во двор к многострадальному памятнику Александру III, заменившему здесь не менее многострадальный броневик Ильича.


Этот памятник работы Паоло Трубецкого изначально, в 1909 г. ,был установлен на Знаменской площади (ныне - пл. Восстания).
Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока.

Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, под стать фигуре императора.

Памятник вызвал неоднозначную реакцию общественности - от восторга до резкого неприятия.
Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.
Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
По городу быстро распространились стихи:
Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.
В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники.
В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад.
А в 1994 году памятник был установлен у Мраморного дворца.

Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

Обустройство кабинета

В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.

Другие залы апартаментов

В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I — наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Выставки и экспозиции

В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны — 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Мраморный дворец — одно из самых красивых зданий Санкт-Петербурга. Он завершает композицию Дворцовой набережной, которая начинается у Зимнего дворца. Издали кажется, что дворец словно вырастает из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Мраморный дворец, картина XIX века

В петровскую эпоху здесь стоял Питейный дом. В 1714 году на этом месте появилось деревянное здание Почтового двора с пристанью. В 1716 году оно было надстроено, на втором этаже Петр I устраивал ассамблеи. Набережная в те времена называлась Почтовой. Спустя время на месте Почтового двора был построен Манеж, который впоследствии сгорел.

10 октября 1769 года по приказу Екатерины Великой начали возводить огромный дворец. Архитектором был знаменитый Антонио Ринальди. Впрочем, согласно одной из петербургских легенд, императрица лично набросала эскиз будущего строения. Скульптуры были выполнены Федотом Ивановичем Шубиным. В работе также принимали участие итальянский мастер Антонио Валли, австриец И.Дункер и многие другие известные скульпторы и живописцы. Более 100 каменотесов ежедневно трудились на стройке.

Екатерина Великая подарила своему фавориту еще один дворец — , также построенный по проекту Антонио Ринальди.

Дворец предназначался для графа Григория Орлова (1734-1783) в качестве благодарности за его активное участие в событиях 1762 года. В 1773 году он в ответ подарил своей императрице огромный ограненный бриллиант в 189,62 карата, который ныне хранится в Алмазном фонде в Москве и носит имя «Орлов».

Долгих 16 лет шло строительство. В 1783 году граф Орлов скончался, так и не дождавшись окончания работ. В 1785 году, когда Мраморный дворец был готов, Екатерина выкупила его у наследников за 1,5 миллиона рублей.

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

В 1780-1788 годах в восточной части участка по проекту архитектора П.Е.Егорова был построен Служебный корпус, где разместились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи и др. На втором этаже располагались квартиры для прислуги. Новое здание заслонило фасад дворца, обращенный в сторону нынешней площади Суворова. Между зданиями была установлена решетка, по своей стилистике напоминающая ограду .

В 1796 году императрица подарила Мраморный дворец своему 16-летнему внуку, великому князю Константину Павловичу , по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой, в крещении Анной Федоровной. Впрочем, вскоре Екатерина была вынуждена отобрать подарок «за недостойное поведение» — молодой князь стрелял в коридоре из пушки живыми крысами, а его 14-летняя супруга была вынуждена прятаться в вазе.

В 1797-1798 годах Мраморный дворец становится резиденцией последнего польского короля Станислава Понятовского (1732-1798). Для него и его свиты часть залов была оформлена В.Бренной. Затем работы по оформлению дворца продолжил А.Воронихин.

После смерти Понятовского дворец снова вернулся во владение Константина Павловича и принадлежал ему вплоть до его отъезда в Польшу в качестве наместника царства Польского. В дальнейшем дворцом владела Придворная канцелярия, сдавая квартиры придворным чинам, которые переделывали интерьеры по своему вкусу.

В 1832 году император Николай I подарил Мраморный дворец своему второму сыну, великому князю Константину Николаевичу . Дворец к тому времени обветшал, и в 1843-49 годах началась его реконструкция по проекту архитектора А.П.Брюллова. Брюллов сохранил внешний вид здания и, в основном, его планировку. Ряд помещений он оформил в стиле готики, позднего Ренессанса, рококо и классики. Был надстроен Служебный корпус, его фасад украшен пилястрами. Во дворце появились технические усовершенствования: воздушное отопление, «пневматические печи», прообраз лифта, машины для подачи воды наверх.

После перестройки Мраморный дворец по имени его владельца стали называть Константиновским, хотя в Стрельне существовал дворец с таким же названием.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича – великий князь Константин Константинович , высокообразованный человек, президент Российской Академии наук и поэт Серебряного века. В его покоях на I этаже были оформлены Английский кабинет, Готическая и Музыкальная гостиные, Нижняя библиотека. Дворец стал одним из центров культурной жизни Петербурга.

Мраморный дворец, дореволюционное фото

В годы Первой Мировой войны дворцовые помещения были переоборудованы в качестве госпиталя для раненых офицеров. После Февральской революции во дворце короткое время располагались различные службы. В 1919-1936 годах в стенах Мраморного дворца разместилась Российская академия истории материальной культуры. С 1937 года – ленинградский филиал Центрального музея В.И.Ленина. Почти все залы II этажа были перестроены, интерьеры утрачены. Сохранили первоначальную отделку лишь Парадная лестница и Мраморный зал.

Мраморный зал, фото из интернета

Перед парадным входом на постаменте установили броневик «Враг капитала», с которого в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года рядом со зданием Финляндского вокзала выступал В.И.Ленин. В 1990 году броневик демонтировали, а на его месте поставили мраморный «Форд Мондео» — памятник «Век мотора».

В 1992 году обветшавшее здание Мраморного дворца было передано Русскому музею, начались работы по восстановлению первоначальной планировки и интерьеров. В Служебном корпусе разместился Северо-западный заочный технический университет.

В 1994 году на месте постамента для броневика была установлена конная статуя императора Александра III . Она была изготовлена в 1909 году скульптором Паоло Трубецким и стояла на Знаменской площади (ныне площадь Восстания). После 1937 года её удалось сохранить в одном из закрытых дворов Русского музея.

Транспортировка памятника Александру III в ноябре 1994 года, фото Беленького

Выставки в Мраморном дворце

В настоящее время в Мраморном дворце размещаются постоянные экспозиции Русского музея, посвященные русскому искусству XX века:

♦ «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков»,
♦ «Музей Людвига в Русском музее» — подарок коллекционеров Петера и Ирэны Людвиг: работы современных европейских, американских и русских художников,
♦ «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских»,
♦ «Константин Романов – поэт Серебряного века».

Кроме того, проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников.

Фасад Мраморного дворца со стороны Невы, фото из интернета

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

По замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы .

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле и выполнял функции парадной столовой.

– самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный дворец

Мраморный дворец – самое старое здание на Марсовом поле, один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, сооружен в 1768–1772 годах на месте петровского почтового мазанкового двора по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Назван «Мраморным», потому что в его внутренней и внешней отделке использовались разные сорта мрамора. Долгое время во дворце находился Музей В. И. Ленина (ныне – филиал Русского музея).

Казалось бы – известное здание с известной историей. Когда я предложила Виктору Михайловичу эту тему, он засомневался. Но мы все же решили рискнуть. И получилось вот что.

Антонио Ринадьди, строитель Мраморного дворца, родился в 1709 году близ Неаполя. Учился у Луиджи Ванвителли, одного из крупнейших зодчих позднего итальянского барокко.

В 1752 Ринальди приезжает в Россию. Вернее, в Малороссию – так тогда называли Украину. Его пригласил Кирилл Разумовский, всесильный тогда гетман Малороссии. Гетманом он стал в 22 года, а в 18 лет был назначен президентом Академии наук. Все знали, что связано такое высокое назначение с тем, что его брат Алексей Разумовский был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны и, по слухам, ее морганатическим мужем. Происходили Разумовские с Украины, в детстве пасли волов. У Алексея был дивный голос, его заметили, взяли певчим в столицу – а там на него обратила внимание императрица. Одно время Алексей Разумовский – «ночной император России», как его называли – был всесилен. Но оставил о себе добрую память: в политику не лез, зла никому не делал, сребролюбием не страдал и, говорят, до самой кончины держал в шкафу в кабинете пастушескую свитку, в которой когда-то явился в Петербург. И родных не забывал. Кирилл получил достойное образование и, став гетманом, решил сделать город Батурин столицей Малороссии. Да еще какой: дворец, каменные дома, университет… И Антонио Ринальди строит в Батурине гетманский дворец в стиле барокко. Когда в 1764 году Екатерина II отменяет гетманство, Батурин остается во владении Разумовских. Позднее Чарльз Камерон перестраивает дворец, с учетом планов Ринальди.

Антонио Ринальди

Первая постройка Антонио Ринальди в Петербургской губернии – собор Св. Екатерины в Ямбурге (Кингиссепп). Изящное легкое здание немного напоминает торт со сбитыми сливками и до сих пор является символом этого маленького города.

По приезде в Петербург Антонио Ринальди назвал себя «архитектором великой княгини». Это существенно. Ведь официально его заказчиком был Петр III. Видимо, Ринальди являлся сторонником будущей императрицы Екатерины II. Поэтому неудивительно, что, когда та взошла на престол, а Петр III скончался «от приступа геморроидальных колик» в Ропше, именно Ринальди становится ведущим архитектором Петербурга. Ораниенбаум – Катальная горка, Китайский дворец. Гатчина – Большой дворец. Царское Село – памятники воинской славы. Князь-Владимирский собор на Петроградской… Имя Ринальди связывают с особняком Мятлевых на Исаакиевской площади и – что самое интересное – с домом № 12 по набережной реки Мойки. Это последний пушкинский адрес. Сам Ринальди этот дом, конечно, не строил. Но в начале XIX века старый еще петровского времени дом, перестраивал неизвестный архитектор. И он взял прототипом Мраморный дворец, хотя, конечно, дом № 12 по набережной Мойки не получился таким роскошным. Некоторые специалисты считают: «по общему характеру абриса здания заметно определенное сходство с общим архитектоническим строем Мраморного дворца».

Мраморный дворец со стороны Дворцовой набережной. 2014 год

А еще о Ринальди известно, что был он романтиком, фантазером, энтузиастом своего дела – например, самолично разыскивал какие-то особенные мраморы для отделки в итальянских каменоломнях.

Увы, в 1784 году произошел несчастный случай: архитектор упал с лесов при осмотре Большого театра (на том месте, где сейчас – Консерватория). Он уехал в Рим, но до самой смерти в 1794 году получал пенсию, 1000 руб. в год, назначенную ему императрицей Екатериной II.

Но вернемся к Мраморному дворцу. Его называли «Домом благодарности» – ведь фаворит Екатерины II Григорий Орлов был активным участником переворота 1762 года, возведшего ее на престол. Одно время даже ходили слухи о том, что Екатерина собирается за него замуж. Но ей, видимо, подсказали, что навряд ли «госпожа Орлова» сможет оставаться императрицей Всероссийской.

Мраморный дворец со стороны Невы

Ринальдиевские фасады Мраморного дворца дошли до нас почти без изменений. Главный фасад – восточный, тот, что сейчас выходит в садик. Он заметно наряднее остальных. Сад первоначально простирался до Красного канала, соединявшего в XVIII веке Мойку с Большой Невой. (Он проходил вдоль западной границы Марсова поля и был засыпан в 1770-е годы). Здания Манежа (А. Брюллов, 1840-е годы) на противоположной стороне современного садика тогда не существовало. Северный фасад воспринимается через Неву, поэтому он более сдержанный, без мелких деталей. Основная «фишка» здесь – сочетание переливов мрамора и невской воды. Скульптурное убранство дворца выполнил замечательный мастер Федот Шубин.

Манеж, построенный А. Брюлловым, служебное, достаточно скромное здание. Но со стороны садика его украшает длинный барельеф «Принятие лошади на службу человеком». На нем изображены 33 коня – самый большой табун в городе! Автор барельефа – несравненный Петр Клодт.

Служебный корпус Мраморного дворца и фрагмент барельефа П. Клодта. 2013 год

Я уже упоминала, что Григорий Орлов не успел пожить во дворце. После его смерти дворец был взят в казну. Одно время в нем жил изгнанник – король Польши Станислав-Август Понятовский, когда-то фаворит Екатерины (его даже считали отцом Павла Первого). В Мраморном дворце король Станислав и умер. Похоронен он был в костеле Св. Екатерины на Невском (совместное творение Антонио Ринальди и Жан-Батиста Вален-Деламота), затем в 1938 году прах короля перевезли в Польшу и захоронили в бывшем родовом поместье Понятовских в 35 км от Бреста. Позднее эти земли присоединили к Белоруссии, могилу короля разграбили. Только в 1988 году, на волне перестройки, по просьбе польского правительства советская археологическая экспедиция занялась поисками остатков захоронения короля Станислава. Увы, сохранилось немного, и то, что сохранилось, было перевезено в Польшу и упокоилось, наконец, в храме Св. Иоанна в Варшаве. А про Мраморный дворец давно уже говорили: «Для одного фаворита построен, другой здесь умер».

Великий князь Константин Павлович

Следующий хозяин дворца, второй сын Павла I великий князь Константин, оставил о себе недобрую память. Человек он был грубый, вспыльчивый, настоящий солдафон. Жена его Анна Федоровна, герцогиня Саксен-Кобургская, пряталась в громадной вазе, когда Константин Павлович развлекался, стреляя холостыми зарядами из пушки вдоль коридоров дворца. В конце концов, бедная великая княгиня бежала к родителям. Запятнал себя великий князь и прямой уголовщиной – он и его собутыльники похитили и обесчестили некую г-жу Араужо, мать двоих детей. «Это была самая гнусная история, омрачившая начало царствования Александра». Несчастная женщина умерла, не выдержав издевательств и позора. Так как г-жа Араужо являлась иностранной подданной, а не бесправной русской, император Александр I повелел выплатить ее родственникам 20 тыс. руб. и отправил братца Константина подальше от России – наместником в Польшу.

Несколько утихомирить великого князя сумела польская красавица Жанетта Грудзинская, ставшая его морганатической супругой. Император Александр пожаловал ей титул княгини Лович. У Константина не было законных детей, и Мраморный дворец перешел к великому князю Константину Николаевичу.

Константин Николаевич, второй сын Николая I, по семейной традиции готовился к морской службе. Командовал фрегатом «Паллада» (позднее на нем совершил кругосветное путешествие Гончаров). Основал Русское географическое общество, «Морской сборник» – журнал, в котором печатались Гончаров, Станюкович и другие известные писатели. Константин Николаевич серьезно занимался делами Морского ведомства, и русский флот многим обязан великому князю. В семейной жизни он сначала был очень счастлив, женился на красавице герцогине Саксен-Альтенбургской, принявшей при крещении имя Александры Иосифовны. Но затем влюбился в балерину Анну Васильевну Кузнецову, побочную дочь великого трагика Василия Андреевича Каратыгина.

Великий князь Константин Николаевич

О второй семье великого князя знали многие. Император Александр III относился к поведению дяди резко отрицательно, но, несмотря на нерасположение к Константину Николаевичу, в 1883 году всем его внебрачным детям пожаловал отчество «Константиновичи», фамилию «Князевы» и личное дворянство, а в 1892 году – потомственное. Закончил свою жизнь великий князь Константин Николаевич парализованным, утратившим речь беспомощным стариком. За ним преданно ухаживала его нелюбимая жена.

Мраморный дворец перешел по наследству к старшему сыну Константина Николаевича тоже Константину. Константин Константинович вошел в историю русской литературы, как поэт КР.

В те беззаботные года

не знали мы житейской прозы,

как хороши тогда,

как свежи были розы.

Мраморный дворец,

Великий князь Константин Константинович

По складу характера, склонности к мистицизму и меланхолии, конечно, предпочел бы Константин Константинович другую жизнь, далекую от муштры и стрельбы. Но – Романовы должны были служить Царю и Отечеству в первую очередь на военном поприще. Это не обсуждалось. Поэтому пришлось поэту КР с самого рождения стать шефом 15-го Тифлисского гренадерского полка, юношей – начать службу в Морском ведомстве, которым руководил его отец, великий князь Константин Николаевич, а в дальнейшем – командовать Преображенским полком, быть начальником, затем – генерал-инспектором военно-учебных заведений. Из всех Романовых только сын Константина Константиновича Олег поступил до военной службы в высшее гражданское учебное заведение – Царскосельский лицей, и успешно окончил его. Кстати, именно Олег Константинович издал на свой счет рукописи Пушкина, сам писал стихи (правда, довольно слабые), – словом, пытался отойти от обязательных канонов поведения семьи Романовых. В начале Первой мировой войны Олег Константинович погиб на фронте.

Константин Константинович умер в 1915 году. Не увидел, как обрушилось здание Российской Империи, как погибла императорская семья. Не довелось Константину Константиновичу и узнать, что его сыновья Иоанн, Игорь и Константин вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, великим князем Сергеем Михайловичем и князем Владимиром Палеем были живыми сброшены в шахту близ Алапаевска. Из всех «Константиновичей» мужского пола смогли спастись только Гавриил (его буквально вырвала из лап чекистов балерина Нестеровская, на которой позднее в эмиграции князь Гавриил женился), да пятнадцатилетний Георгий.

И еще одна поэтическая страница из истории Мраморного дворца:

Ветер, полный балтийской соли,

Бал метелей на Марсовом поле,

И невидимых звон копыт…

И безмерная в том тревога,

Кому жить осталось немного,

Кто лишь смерти просил у Бога,

И кто будет навек забыт.

Анна Ахматова.

«Поэма без героя»

В Манеже после революции 1917 года жил ассиролог Владимир Казимирович Шилейко. В 1918 году он женился на поэтессе Анне Ахматовой, в которую давно был влюблен. Кстати, и сам Шилейко писал неплохие стихи:

В ожесточении годины

Последним звуком высоты,

Короткой песнью лебединой,

Одной звездой осталась ты.

Брак быстро распался. Шилейко, по выражению Ахматовой, был человеком «неприспособленным для совместного проживания», но отзвуки недолгой жизни на Марсовом поле остались в «Поэме без героя».

«Угол Марсова поля. Дом, построенный в начале XIX века братьями Адамини. В него будет прямое попадание авиабомбы в 1942 году. Горит высокий костер. Слышны удары колокольного звона от Спаса на Крови. На Поле за метелью призрак дворцового бала. В промежутке между этими звуками говорит сама Тишина».

Долгое время в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина. Говорят, это фактически спасло дворец от разграбления. Да и денег на ремонт и реставрацию такого музея, наверно, не жалели. Сейчас это филиал Русского музея. А в садике перед дворцом долгое время стоял броневик «Враг капитала», с которого, якобы, выступал Ленин. Дотошные историки ставят под сомнение сам факт выступления (немногие), тип броневика (несколько больше) и тот ли это броневик вообще или просто похожий (многие). Сейчас броневик переехал в музей по профилю – в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. А его место «временно» (нет ничего более постоянного, чем временное) занял памятник Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого. В 1899–1909 годах, когда Трубецкой работал над памятником, для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры. По мнению великого князя Владимира Александровича, Трубецкой создал карикатуру на его брата. Однако вдовствующей императрице Марии Федоровне скульптура понравилась, а ее мнение было решающим.

…на коне тяжелоступном,

В землю втиснувшем, упор копыт,

В полусне, волненью недоступном,

Недвижно, сжав узду, стоит.

Так В. Я. Брюсов выразил в стихотворении «Три кумира» свои впечатления от памятника.

Памятник Александру III у Мраморного дворца. 2013 год

Памятник далеко не прост – он может олицетворять и крепость устоев, незыблемость законов, твердость взглядов – и тупость, упрямство, тугодумие – смотря как относиться к личности императора Александра III.

Породил памятник и многочисленные эпиграммы:

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка.

(На обормоте шапочка,

Какого дурака этот папочка?)

Существует и другая эпиграмма

Третья дикая игрушка

для российского холопа:

Был Царь-Колокол, Царь-Пушка,

а теперь еще Царь-…

(рифму подставьте сами).

В революцию Знаменская площадь – место митингов. Памятник, видимо, сильно раздражал митингующих – то красный бант царю прицепят, то плакатик повесят со стишками Демьяна Бедного:

Позднее эти «бессмертные строки» выбили на пьедестале памятника.

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время Великой Отечественной войны едва не погиб. В начале войны сотрудники музея вырыли глубокую яму, но не смогли опустить в нее тяжелую бронзовую скульптуру. Пришлось ведрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. В итоге, статуя была все-таки засыпана песком, обшита досками и сверху накрыта бревнами. Тем не менее, памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Однако, укрытие все-таки выдержало.

Сейчас Александр III «прописался» во дворике Мраморного дворца. Высокий пьедестал, созданный Федором Шехтелем, к сожалению, утрачен. Есть предложение: вернуть памятник на площадь, а находящуюся там стелу («Страшный сон парашютиста», «Штык в горле Невского проспекта») перенести на площадь Мужества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Другой Петербург автора Ротиков Константин Константинович

Глава 13 Миллионная улица. Мраморный дворец. Марсово поле. «Привал комедиантов» и «Бродячая собака» Теламоны Эрмитажа. - Рыцарь на Зимнем дворце. - Симпатичная личность Петра III. - Эрмитажные сотрудники. - Леня Канегиссер как тираноубийца. - Граф А. И. Соллогуб. -

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Дворец Меншикова Университетская набережная, 15.Тел.: 323-11-12.Станция метро: «Василеостровская».Время работы: вторник – суббота – 10.30–18.00, воскресенье – 10.30–17.00, выходной день – понедельник.Кассы закрываются за час до закрытия музея.История музеяЗдание построено в 1710–1714

Из книги Дворец в истории русской культуры. Опыт типологии автора Никифорова Лариса Викторовна

Михайловский дворец Инженерная улица, 4.Тел.: 318-16-08.Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: понедельник – 10.00–17.00, среда -воскресенье – 10.00–18.00, выходной день – вторник.Кассы закрываются на час раньше.Для посетителей с ограниченной подвижностью. По вопросам

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Константиновский дворец в Стрельне: Дворец Конгрессов как топос гражданского общества Дворцы конгрессов появились в европейских странах в конце 1970-х– начале 1980-х годов. Конгресс как форма научного общения представляет собой одновременно организацию и самоорганизацию

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Слободской дворец Соседний дворец, обычно называемый Слободским, начал строить в середине XVIII века канцлер Бестужев-Рюмин для себя, чтобы удобно расположиться по соседству с государыней Елизаветой Петровной, коли той случится жить во дворце Лефортовском. Закончить

№ 17/46 Дворец Строгановых 1753–1754 гг., Ф.Б. Растрелли; 1788–1800-е гг., внутренняя перестройка, Ф.И. Демерцов, А.Н. Воронихин Старинный и знаменитый род Строгановых (Строгоновых), крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внес огромный вклад в развитие отечественной

Из книги автора

№ 39 Аничков дворец 1741–1754 гг., М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли; 1776–1778 гг., перестройка, И.Е. Старов Обширная территория между Садовой улицей и Фонтанкой принадлежала в начале XVIII века приближенному Петра I, первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга

Из книги автора

Мраморный дворец Мраморный дворец – самое старое здание на Марсовом поле, один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, сооружен в 1768–1772 годах на месте петровского почтового мазанкового двора по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова.

Из книги автора

Княжой дворец Древнейшие сведения о княжеском дворце сообщает Ибн-Фадлан.Он говорит о том, что дворец князя представляет собой огромное помещение, где одновременно могут находиться до 400 человек. В нем стоит престол, на котором, возвышаясь над своими слугами, восседает

Читайте также: