Каким считается безопасным видом транспорта. Самый безопасный вид транспорт — рейтинг

Самолет - самый безопасный вид транспорта на Земле, даже автомобили и поезда значительно уступают по безопасности самолетам. Несмотря на это, с каждой новой катастрофой аэрофобов становится все больше и больше. Многие люди в мире боятся самолетов, ошибочно полагая, что другие виды транспорта куда безопаснее. Правда ли, что шанс аварии большой? И можно ли назвать самолет самым безопасным видом транспорта? Надо разобраться.

Статистика и шансы

Чтобы определить, что самолет - самый безопасный вид транспорта, стоит ознакомиться со статистикой. В среднем в год официально регистрируется семнадцать катастроф. Важно понимать, что эти печальные события произошли не только в России, но и по всему миру. За сто лет существования гражданской авиации при перелетах жертвами авиакатастроф стало сто тысяч человек. Это меньше, чем за год в автомобильных авариях.

Стоит отметить: крушений грузовых рейсов не меньше пассажирских, что является еще одним аргументом в пользу выбора именно самолета. Шанс падения настолько мал, что человек скорее умрет в результате удара молнии, чем после крушения самолета. Статистический анализ привел к заключению: общественное мнение касательно безопасности транспорта основывается на страхах и суевериях.

Безопасность полетов

Стоит упомянуть и положительные качества полетов. Это самый быстрый вид транспорта. Также можно сказать, что самый безопасный вид транспорта - самолет. Чтобы согласиться с этим утверждением, следует изучить все истории полетов. Как видно, список авиакатастроф небольшой.

Отказ двигателей

Перелеты - безопаснейший вид путешествия. Это было доказано на протяжении веков с начала существования авиации. Самолет летает благодаря крыльям, при посадке, вылете и полете его движения контролируются двигателями. Но что произойдет, если они откажут?

Если один двигатель откажет, пассажир этого не почувствует, потому что самолет может управляться вторым двигателем. И даже если сломаются оба, то самолет не будет падать под прямым углом вниз, а станет неопределенное время планировать в воздухе около двухсот километров.

Турбулентность

Не часто встретишь такого человека, который при полетах не попадал в зону турбулентности. Все описывают это как качку. Что же это такое? Турбулентность - это когда при ускорении жидкостей или газов во внешней среде образуются вихри, раздражающие внешнюю среду.

Многие пассажиры задаются вопросом: может ли турбулентность стать причиной трагедии? Такого не может произойти. Самолет спроектирован так, что для того чтобы он упал из-за турбулентности, нужна сила, которая может быть только в атмосфере планеты Юпитер.

Пилоты стараются облететь зону турбулентности, а самолеты могут перенести невероятную тряску, поэтому в земных условиях шанс падения от турбулентности стремится к нулю. Лишь один раз за всю историю человечества самолет потерпел крушение по причине турбулентности, когда пилот решил пролететь над вулканом. Поэтому турбулентность - лишь проблема комфорта, а не безопасности.

Полет в непогоду

Пилоты отлично разбираются в погодных условиях. За определенное время до вылета они смотрят на прогноз по маршруту, чтобы не попасть в шторм. Если прогноз погоды не соответствуют технике безопасности, рейс отменяется или переносится на другой день. Перед началом своей карьеры летчики проходят много тестов на симуляторах, учатся действовать в любой ситуации решительно и хладнокровно.

Как сильно влияет сдвиг ветра на полет

Сдвиг ветра - резкое изменение движения и (или) скорости воздуха на маленьком расстоянии в атмосфере. Это важный фактор, влияющий на летательный аппарат во время взлета и посадки. Относится он не только к самолетам, но и к другим видам летальных аппаратов.

Сдвиг ветра встречается в самых низких слоях атмосферы (до ста метров в высоту). Современные самолеты имеют большую массу, что делает их более инертными. Высокая инерция не позволяет самолету быстро изменять свою скорость. Сохранение самолетом этой скорости при перелете через разные уровни ветра приводит к изменению скорости в воздухе. Из-за этого самолет идет по траектории ниже предполагаемой, что делает посадку опасной.

Что действительно опасно?

Обледенение - это когда самолет покрывается льдом снаружи. Происходит при полете в небе с переохлажденными каплями воды. Это очень опасно, поскольку обледенение ухудшает управляемость самолета, делает его тяжелее. Результатом может стать авария или даже крушение самолета. Еще в аэропорту самолет может обледенеть при минусовой температуре. Перед полетом судно обрабатывается специальной жидкостью, которая останавливает образование льда. Обливают каждую внешнюю часть самолета: от крыльев до стабилизатора. В атмосфере обледенение маловероятно, но возможно.

Причины

Выделяют три основные причины авиакатастроф:

  1. Ошибка персонала.
  2. Технические неполадки.
  3. Террористические акты.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Ошибка персонала

Надо понимать, что под ошибкой персонала подразумевается не только неверный шаг пилотов во время полета, но и непрофессиональная работа специалистов по обслуживанию и эксплуатации, техников, диспетчеров, операторов. Ведь предсказать действия человека невозможно, а полет - сложная последовательность технических процессов, которая требует строгого контроля.

Большинство авиакатастроф приходится именно из-за человеческого фактора, об этом говорит официальная статистика. Однако технологии стремительно идут вперед. С каждым годом авиаинженеры разрабатывают новые автоматические системы, проектируют самолеты новых поколений, что сводит роль человека в полете к минимуму.

Технические неполадки

Плохая и дешевая техника может легко отказать в работе в любой неудобный момент, но даже качественная автоматика отказывает. Отказ техники - нередкая причина авиакатастроф, около трети падений случается именно из-за этого.

Основные причины неполадок в работе - сбои работы бортового компьютера и систем навигации. Узнать точную причину этих поломок очень сложно. Учитывая это, авиакомпании закупают новые и безопасные самолеты, отказываясь от устаревших моделей.

Террористические акты

Еще с середины прошлого века террористические акты стали большой проблемой, влияющей на безопасность полетов. Чаще всего террористы захватывают судно или устанавливают взрывчатые вещества в самолете. Такие катастрофы, к сожалению, забирают много жизней.

Опасно ли летать на самолетах? Как видите, статистика падений низка, а их причины - это редкие ситуации, от которых и на земле никто не застрахован.

Ежедневно из новостей на нас обрушивается поток негативной информации: авиакатастрофы, крушения поездов, массовые ДТП. Собираясь в дальнюю поездку, человек поневоле задумывается: какой же самый безопасный вид транспорта по статистике и как себя подстраховать от несчастного случая. Социологические опросы свидетельствуют, что люди впадают в панику перед авиа перелетом, зато смело садятся в автобусы и личные авто.

Общие характеристики всех видов транспорта

Водный транспорт

Водный транспорт предназначен для транспортировки людей и грузов по рекам, каналам, озерам. С развитием авиации трансконтинентальные перевозки сошли на нет. Из речных плавательных средств актуальны трамвайчики, круизные лайнеры и паромы. Они курсируют между населенными пунктами или берегами по установленному маршруту и графику. Паром эксплуатируется для транспортировки большого количества людей, грузов, транспортных средств.

Наземный транспорт

Рельсовый (железнодорожный) транспорт представлен поездами дальнего и пригородного следования. Пассажирский поезд - надежный и комфортный способ перемещения из одного населенного пункта в другой в сравнительно короткий срок.

Поезда привлекают пассажиров доступными ценами на билеты, курсируют в любое время года и суток, независимостью от погодных условий. Недостаток - прекращение строительства новых железнодорожных магистралей по причине высокой конкуренции с автобусами и личными авто.

Колесный транспорт

Автобусы, маршрутные такси и микроавтобусы. Используются для транспортировки людей на различные расстояния. Преимущества - доступная стоимость билетов и относительно высокая скорость. Недостатки - зависимость от метеоусловий.

Воздушный транспорт

Технический прогресс ХХ века не обошел стороной авиацию. Сегодня воздушное направление динамично развивается, ежедневно в мире осуществляются тысячи внутренних и международных рейсов. Особенности воздушного транспорта - хорошая маневренность, большой территориальный охват.

Главное преимущество - высокая скорость. Сев в самолет в Москве, уже через несколько часов можно любоваться закатом в тропиках.

К недостаткам современной авиации можно отнести высокую стоимость билетов и зависимость от погодных условий. Особенно заметна проблема в зимнее время - массовые задержки рейсов, переполненные пассажирами аэропорты.

Статистика происшествий

Официальные показатели о смертности расходятся с представлением рядовых граждан. Последние считают, что передвижение на наземном транспорте несет минимальный риск.

Мировая статистика использует разные методы для подсчета погибших в транспортных катастрофах. Самая популярная - число летальных исходов на 160 млн км.

Автобусы и машины

Привычные и комфортабельные автобусы, микроавтобусы и машины - самый опасный транспорт. Конкуренцию составит разве что мотоцикл или велосипед. На дорогах России ежедневно гибнут свыше 10 человек и еще больше пострадавших получают тяжелые увечья.

Частые причины ДТП - превышение скорости, попытки обгона, погодные условия, неисправность авто. На втором месте - человеческий фактор: вождение в нетрезвом виде, недосып, отвлечение на разговоры, музыку, перекус.

По данным статистического исследования, число ДТП значительно отличается по регионам. Виной тому неудовлетворительное состояние автомагистралей, отсутствие нормального освещения в ночное время.

Коэффициент смертности на автомобильном транспорте составляет 1,6 человека на 160 млн км при поездке на пассажирских автобусах. Среди машин показатель выше - 3,1 человека на 160 млн км. Ежегодно в ДТП погибает свыше миллиона человек. Это значительно выше, чем в поезде, самолете или теплоходе. За 2016 г автомобильные катастрофы забрали свыше 20000 человеческих жизней.

Железная дорога

Железнодорожный транспорт считается наиболее надежным и безопасным из наземных средств передвижения. По статистике смертности на 160 млн км приходится 0,9 пассажира - меньше одного человека. Не удивительно, что в РФ по статистике также самая низкая смертность именно на жд транспорте.

С учетом скорости современных поездов это неплохой показатель. Большинство крушений связано с дефектом железнодорожного полотна, неисправностью подвижного состава, нарушением техники безопасности на переездах.

За 2014-2016 годы в мире отмечено 40 крупных катастроф, около 100 погибших и свыше 1000 пострадавших. Росстат с 2014 по 2015 г насчитывает порядка 20 погибших вследствие трагедии на железной дороге. Это на 16% превысило показатели 2013 г.

Водный транспорт

С древних времен вода забирала человеческие жизни в качестве платы за передвижение. Современные паромы, трамвайчики и теплоходы гарантируют относительную безопасность пассажирам. Причиной крушения часто становятся погодные условия - шторм, туман, ураганы, айсберги. Статистика неутешительная: 2,6 человека на 160 млн км.

Обратите внимание! Причина половины смертей на воде - падение за борт из-за нарушения правил безопасности.

Статистику смертности на воде портят случаи в акватории Африки и Азии. Переполненные беженцами и нелегальными мигрантами суда направляются к берегам соседних стран в поисках лучшей доли. Безопасность в таких случаях на последнем месте.

Воздушное сообщение

Из всех вышеперечисленных самый безопасный вид транспорта - самолет. Коэффициент смертности составляет 0,5 человека на 160 мл км. Шансы стать жертвой авиакатастрофы равны 1:8 000 000. Получается, вероятность гибели больше по пути в аэропорт, чем в небе.

Внимание! Люди предают большое значение крушению самолетов, теряя доверие к авиации. На деле когда падает самолет, нам об этом в течение 1-2 недель ежедневно вещают с экранов телевизоров и страниц газет. Как результат - негативные эмоции и боязнь полетов.

В 2017 г насчитывается 15 авиакатастроф, большинство из них связаны с грузовыми самолетами. Число погибших составило 22 человека. Это рекордно низкий показатель, в сотни раз ниже жертв дорожных трагедий.

При крушении самолета страховая компания обязана выплатить крупную сумму семьям пострадавших. Если бы авиакатастрофы случались часто, страховщики давно бы обанкротились. Весомый аргумент в пользу самолета.

К самому опасному виду транспорта статистика относит наземные средства передвижения. Но можно подстраховать себя, увеличив шанс на спасение в случае трагедии.

Во время передвижения на авто безопасным считается заднее место за водительским креслом. При угрозе столкновения водитель инстинктивно постарается развернуть машину в противоположную сторону, чтобы отвести удар от себя.

Обратите внимание! В автобусах и маршрутных такси безопасными считаются места в середине салона.

Путешествуя на поезде, рекомендуется приобретать билеты в средние вагоны. В случае столкновения основной удар приходится на локомотив и первые вагоны. При сходе с рельсов последние вагоны часто переворачиваются, шансы травмироваться или погибнуть возрастают. Всегда лучше выбирать места, расположенные спиной к движению. При экстренном торможении это поможет избежать травм.

Путешествуя по воде, важно узнать место нахождения спасательных жилетов. Настоятельно рекомендуется найти быстрый путь от каюты к палубе, чтобы в случае ЧП не впадать в панику и оперативно подготовиться эвакуации.

Звучит странно, но в самолете тоже есть места, повышающие шансы на спасение. Это хвостовая часть самолета. Находиться там не всем комфортно из-за шума, но при падении первый и сильный удар приходится на носовую часть. Данные World Stats фиксировали случаи выживания в авиакатастрофе.

Интересно: большинство выживших во время полета занимали места в задних рядах.

Самым безопасным видом транспорта признан самолет. Каждую минуту в мире поднимаются в небо тысячи лайнеров. Учитывая вместительность самолета 200-300 человек, в полетах находится значительная часть населения планеты. В случае частых крушений Земля опустела бы. Одна авиакатастрофа случается в каждом миллионном полете, куда входят грузовые и военные самолеты.

Важным фактором является скорость. 160 млн км самолет преодолевает быстрее поезда или автобуса. Отсюда вывод: для дальних расстояний лучше выбирать перелет, т.к. коэффициент смертности самый низкий (0,5 человека).

  1. Самолет - 0,5.
  2. Поезд - 0,9.
  3. Автобусы, микроавтобусы, маршрутные такси - 1,6.
  4. Водный транспорт - 2,6.
  5. Личное авто - 3,1.

Вышеперечисленные исследования - всего лишь сухой рейтинг на основе статистического исследования. Сам по себе транспорт является зоной повышенного риска. Выбирая тот или иной вид передвижения, можно только частично подготовить и обезопасить себя.

Транспортные средства позволяют нам быстро и с комфортом перемещаться по всему миру, но какой ценой? Ежегодно в транспорте гибнут миллионы людей. Мы составили рейтинг, чтобы выявить самый безопасный вид транспорта, в этом помогла статистика транспортных 2018-2019 года. Некоторые позиции рейтинга могут удивить, но со статистикой не поспоришь.

10. Мопед и мотоцикл

Мопеды и мотоциклы по праву занимают десятую позицию нашего рейтинга самых безопасных видов транспорта. Много лет подряд такой транспорт считается самым опасным и 2018 год не исключение. От общего трафика мотоциклы составляют всего лишь 1%, при этом на дорогах 20% смертей приходится именно на данный вид транспорта.

Для того чтобы выжить следует помнить, что нельзя развивать лихую скорость более 70 км/час. Отчаянная бравада не только неуместна, она еще и может стоить жизни водителю. А, если с собой он взял пассажира..

125 смертей по статистике приходится на каждые на 1,5 млрд. км. мотопроката. Смертность водителей обычных машин в 28 раз меньше, нежели смертность водителей мотоциклов. Таковы современные факты.

9.

На девятой строчке рейтинга в списке самых безопасных видов транспорта на 2018-2019 год, считается “младший брат” мопеда велосипед. Велосипед из года в год считают одним из наиболее опасных типов транспорта, по данным официальной статистики. Нынешний год не стал исключением, к несчастью.

Чаще всего ДТП с участием велосипедов происходят при столкновении с автомобилями. Число таких происшествий на дорогах постоянно растет. Поэтому велосипедистам стоит быть максимально внимательными. Поскольку чаще всего в таких ДТП гибнут подростки, всем родителям следует учитывать данный момент. На 1,5 млрд. км. по статистике приходится 35 смертей.

8. Метро

На восьмой позиции в рейтинге самого безопасного вида транспорта по статистики 2018-2019 года, оказалось метро. Данный вид транспорта при происшествиях губит жизни множества людей сразу. И чрезвычайные ситуации в метро особо опасны для горожан. Если говорить о России, чаще всего жертвами становятся пассажиры московского метро.

7.

Паромы не так безопасны, как хотелось бы любителям водного транспорта. По статистике текущего года, на 1,5 млрд. км. приходится 20 смертей. В особенности нужно отметить, что не каждая гибель происходит в результате крушения. Известны случаи, когда за борт падают пассажиры. Водный транспорт также небезопасен!

6.

Космический корабль занимает 6 место нашего рейтинга самых безопасных видов транспорта на 2018-2019 год. Только 18 космических кораблей из тех, что были отправлены в безграничный космос, начиная с самого первого полета в 1961 году, не смогли вернуться назад. И это при внушительном количестве транспорта такого типа, отправленного в космос. Всего кораблей было 530. Стоит учитывать, что люди погибали не в самом космосе. Трагедии случались при взлете или же в момент приземления. По статистике, на 1,5 млрд. км. приходится 7 человеческих смертей.

5. Микроавтобус

4. Автомобиль

Раньше машины считались невероятно опасным типом транспорта. Так, каким образом, в статистике 2018-2019 года одним из наиболее безопасных типов транспорта оказался автомобиль? Все очень просто. Машинную конструкцию существенно дорабатывали в последние годы. Таким образом, число аварий значительно снизилось.

Новая статистика говорит о том, что на 1,5 млрд. км. приходится четыре гибели на долю машин. Однако это не означает, что можно смело забывать о мерах безопасности или становиться поклонниками безумной езды.

3. Автобус

На 1 млрд. км. приходится 0,5 смертей по официальной статистике. Это касается обыкновенных автобусов. Поэтому в рейтинге наиболее безопасных видов транспорта на 2018-2019 год, именно автобусы оказались на почетном 3 месте.

На европейских просторах данный тип общественного транспорта входит в число самых безопасных. В Египте дела обстоят хуже, как и в Российской Федерации. Но все же, на третьей позиции рейтинга, автобусы находятся заслуженно. Однако не стоит забывать о жутких происшествиях, связанных с этим типом транспорта.

Стоит хотя бы вспомнить, как в столице автобус был протаранен грузовиком. И это ни единичный случай!

2. Cамолет

На втором месте находятся самолеты. Хотя, в предыдущие годы, этот вид транспорта занимал верхнюю строчку подобных рейтингов. Но, по статистике 2019 года, самолет нельзя отнести к самым безопасным видам транспорта.

Тем не менее, 0,5 смертей приходится на 1,5 млрд. км., если учитывать еще и малую авиацию с вертолетами. Коммерческие судна всегда превзойдут опасностью обычные легкие самолеты. Однако не следует забывать, что страшнее всего, в случае с авиакатастрофами тот факт, что почти никому из огромного числа пассажиров не удается спастись. И даже экипажу воздушного судна в авиакатастрофах везет зачастую не больше.

Известно, что подобные происшествия никогда не могут быть случайностью. Когда происходит авиакатастрофа, виной всему совокупность определенных факторов. Тем не менее, самолеты всегда считаются одним из наиболее безопасных типов транспорта. И статистика каждый год подтверждает это. Но удивительнее всего, что зачастую люди намного сильнее боятся летать на самолетах, нежели ездить на мотоциклах.

1.

Поезда, по статистике 2018-2019 года считаются самым безопасным транспортом в мире и оказались на первом месте нашего списка. Особенно актуально это для американских и европейских поездов, всего 0,2 смерти приходится на 1,5 млрд. км. на долю поездов. Если же брать лишь Российскую Федерацию, на ж/д транспорте смертность составляет 0,7 на 1,5 млрд. км., что тоже не очень много.

Национальный союз страховщиков ответственности составил рейтинг аварийности пассажирского транспорта в России. Для анализа использовалась статистика обязательного страхования ответственности перевозчиков, которое действует в нашей стране уже пять лет. Подробности в интервью "РГ" рассказала вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар.

"Боинг-737" авиакомпании Aloha Airlines в 1988 году смог приземлиться после того, как на высоте больше 7 километров у него оторвало часть обшивки. Тогда погиб только один человек из находившихся на борту. Фото: Архив AP

Светлана Викторовна, какой вид транспорта в России сегодня наиболее опасен для пассажиров, если ориентироваться на данные вашей статистики и каким образом вы делали расчеты?

Светлана Гусар: За время работы закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков нам удалось накопить большой объем данных. Он позволяет достаточно уверенно говорить о многих показателях. Для того чтобы оценить такой параметр, как аварийность, мы посчитали количество потерпевших из 10 миллионов перевезенных пассажиров каждым видом транспорта. На первом месте пока водный транспорт. При сравнительно небольшом количестве пассажиров, перевозимых этим видом транспорта, число потерпевших самое внушительное - 120 человек на 10 миллионов. Такой показатель - результат нескольких крупных происшествий, которые в последнее время происходили на воде. Они оказали серьезное влияние на статистику.

На втором месте в этом рейтинге воздушный транспорт. Здесь нужно сделать уточнение, что речь преимущественно идет о вертолетах. Самолеты в основном выполняют рейсы не только внутри страны, но и за ее пределами, поэтому авиакомпании освобождаются от необходимости страховать своих пассажиров в рамках российского закона об ответственности перевозчиков. Им разрешается покупать международный полис, который соответствует требованиям международного законодательства. Так вот, в сегменте вертолетных перевозок на 10 миллионов перевезенных пассажиров приходится 30 пострадавших.

Если смотреть число погибших, а не раненых, то картина получается несколько иная. На первом месте будет воздушный транспорт, где самый высокий показатель погибших - 23 человека на 10 миллионов пассажиров. Водный - на втором. За ними идут автомобильные пассажирские перевозки, причем именно в сегменте междугородных, а не городских перевозок.

Чем это можно объяснить?

Светлана Гусар: Думаю, в основном высокими скоростями: в условиях города сильно не погоняешь. Причем здесь имеет место и сезонный фактор. Летом аварий с пострадавшими на автотранспорте больше. Казалось бы, должно быть наоборот: зимой хуже и погодные условия, и дорога. Но аварий больше летом: водители расслабляются, чаще нарушают скоростной режим. К тому же интенсивность перевозок с началом отпусков резко увеличивается, а более высокие скорости движения в летний период, которые обеспечиваются хорошими дорожными условиями, к сожалению, приводят и к более тяжелым авариям.

Самое большое количество потерпевших пассажиров - на водном транспорте. На втором месте вертолеты

Мы еще мониторим такой показатель, как среднее число потерпевших в одной аварии. И здесь лидирует пока тоже внутренний водный транспорт. На втором месте междугородние автобусные перевозки. На водном транспорте среднее количество потерпевших в одной аварии - 11 человек, в сегменте межгорода - 2,5 человека.

Светлана Гусар: Трамваи и пригородные электрички - это две основные категории, где на 10 миллионов пассажиров самые низкие показатели по погибшим и раненым.

Какова средняя выплата пассажирам, пострадавшим при аварии на том или ином виде транспорта?

Светлана Гусар: Основная часть выплат по этому виду страхования осуществляется за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Выплата за погибшего составляет 2 миллиона 25 тысяч рублей. По здоровью, если смотреть в целом по всем видам транспорта, средняя выплата, как мы говорим, "с синяками" (мелкие ушибы, за которые по закону полагается минимальная компенсация в 1 тысячу рублей. - Прим. ред.) составляет порядка 183,5 тысячи рублей. Без "синяков" средняя выплата составляет около 246 тысяч рублей.

Показатель довольно сильно отличается в зависимости от вида транспорта. Самые большие выплаты за вред, причиненный здоровью, на воздушном транспорте - для пассажиров такие аварии всегда оборачиваются наиболее серьезными повреждениями, а зачастую вообще приводят к гибели.

Все ли пассажиры сегодня застрахованы?

Светлана Гусар: Страхование по закону об обязательной ответственности перевозчика покрывает практически все виды пассажирского транспорта. Исключение составляет на сегодняшний день лишь легковое такси. Особый статус у метрополитена. Он не обязан страховать свою ответственность перед пассажирами, но в связи с тем, что предприятия платежеспособны - их всего семь по стране, граждане, пострадавшие при аварии в метро, имеют право на получение компенсации непосредственно от самого метрополитена в том же объеме, что и пассажиры других видов транспорта. В целом охват по всем сегментам перевозок варьируется от 85 до 90 процентов. Это позволяет говорить о высокой степени защищенности пассажиров. Пятилетний анализ работы закона показал, что это реально работающий вид страхования, в рамках которого уже было выплачено 4,3 миллиарда рублей.

Самые низкие показатели по погибшим и раненым пассажирам - у трамваев и пригородных электричек

Это еще и определенная веха в российском законодательстве, так как впервые в истории России на уровне обязательного страхования были введены фиксированные суммы страховых выплат за вред здоровью потерпевших, которые определяются не фактически понесенными человеком расходами на лечение, а лишь степенью причиненного вреда. Данные выплаты, как правило, гораздо выше. Также важно отметить, что и база для расчета таких выплат с самого начала зафиксирована на очень высокой планке - 2 миллиона рублей. Например, если сравнивать с возможными выплатами пострадавшему в рамках ОСАГО, то выплаты для пассажиров выше в четыре раза. Представьте, за одну и ту же травму человек, будучи пассажиром автобуса или пешеходом, получит две разные выплаты, величина которых отличается в четыре раза!

Возможно, стоило бы привести выплаты по всем видам страхования к единому знаменателю.

Светлана Гусар: Мы знаем, что в планах у министерства финансов есть унификация. Но любое поднятие лимитов выплат упирается в увеличение стоимости страхования. И если сейчас просто поднять лимит до 2 миллионов по ОСАГО, это абсолютно точно существенно отразится на тарифной политике. Это сейчас является сдерживающим фактором. Поэтому государство принимает очень осторожные поступательные шаги в части увеличения лимитов.

Кстати, еще один плюс закона об ответственности перевозчиков в том, что выплаты по нему не имеют срока исковой давности. Даже если человек не воспользовался своим правом на получение компенсации сразу после аварии, он может позже обратиться за выплатой. У нас есть события, которые заявляются спустя три, четыре года, просто по причине того, что люди либо не знали, либо занимались восстановлением своего здоровья, и им было не до побегов к страховым компаниям. Их не очень много, но тем не менее они есть.

Средний срок со дня происшествия до дня подачи заявления на выплату компенсации сейчас составляет 148 дней. С даты события до даты выплаты - 178 дней - сюда входит срок на предоставление недостающих документов и решение других вопросов, которые возникают в процессе урегулирования убытка.

Стоит помнить, что ЧП на транспорте, в результате которого пассажир травмировался, должно быть задокументировано - это необходимо для получения компенсации. Так как большинство происшествий на пассажирском транспорте - это ДТП с участием автобусов, то основными документами, подтверждающими факт и обстоятельства причиненного вреда являются документы ГИБДД. Также таким документом на любом виде транспорта может быть акт, который в соответствии с недавним приказом Минтранса России после каждого происшествия обязан составить сам перевозчик.

Если страховая компания лишилась лицензии, кто выплачивает компенсацию пострадавшим в аварии пассажирам?

Светлана Гусар: Для этого есть НССО и компенсационный фонд - обязательный атрибут всех законов об обязательном страховании ответственности. Он формируется из отчислений страховых компаний. По закону об обязательном страховании ответственности перевозчиков три рубля с каждой сотни рублей идут в компенсационный фонд.

К счастью, у нас все-таки не так много компаний прекращают работу. И все последние случаи ухода с рынка идут с передачей страхового портфеля. В этом случае договоры, заключенные уходящим с рынка страховщиком, передаются на обслуживание другой страховой компании и никуда не пропадают. Новый страховщик принимает на себя ответственность и производит выплаты в соответствии с условиями принятого договора страхования, не используя средства компенсационного фонда.

Круизный суперлайнер MSC Splendida прибыл на морской вокзал Владивостока. На борту 4 тысячи человек. По международному законодательству все они должны быть застрахованы. Фото: РИА Новости

Если же портфель не передавался, то по всем обязательствам таких нерадивых страховщиков перед потерпевшими отвечает НССО, осуществляя компенсационные выплаты.

Страхование ответственности перевозчиков собираются распространить на такси. Какой может быть стоимость страховки для таксистов?

Светлана Гусар: Госдума может рассмотреть законопроект о страховании пассажиров такси во время осенней сессии 2018 года. Поправки в любом случае предусматривают переходный период сроком в один год. За это время будут разработаны тарифы, а сами таксисты смогут подготовиться к новым правилам. Так что законопроект вступит в силу не ранее конца 2019 года.

По предварительным оценкам стоимость договора страхования для одной машины может составить порядка 3-5 тысяч рублей в год. Это прибавит не больше 3 рублей к стоимости одной поездки.

Но таксисты и сейчас жалуются, что у них есть трудности с заключением договоров по ОСАГО со спецметкой. Якобы из-за высокой аварийности этого вида транспорта страховщики не хотят работать с таксистами. Не возникнет ли эта проблема и в рамках закона об ответственности перевозчиков?

Светлана Гусар: Проблема доступности ОСАГО существует не только у такси. Обуславливается она единственным фактором - тарифообразованием. По статистике, частота ДТП в сегменте такси действительно в три раза выше, чем в случае с обычными автомобилями. Но на самом деле это ни о чем не говорит. Объясню, почему. Обычный человек передвигается на своем автомобиле час с утра и час вечером. Таксисты ездят фактически 20 часов - именно столько составляет среднее время эксплуатации машины такси в сутки. Они в 10 раз больше ездят, но при этом аварийность у них всего в три раза выше, чем у обычных автомобилистов. Понятно, что эта высокая степень аварийности обусловлена лишь интенсивностью использования автомобиля. Если бы вы были страховщиком и понимали, что выплаты по такси у вас превышают сборы, вы бы тоже пытались как-то ограничить к себе приток клиентов-таксистов. Только этим обуславливается проблема с заключением договоров по ОСАГО.

Что касается доступности страхования ответственности перевозчиков, то я ни разу не слышала, чтобы кто-то не мог купить страховку - у нас таких жалоб в объединении нет. Дело все в том, что по ОСАГО 90 процентов выплат, если не больше, - это выплаты "за железо". По закону об ответственности перевозчиков 97 процентов выплат - это компенсации за вред жизни и здоровью. При этом, к счастью, аварий с погибшими и ранеными значительно меньше, чем фактов причинения вреда "железу". Кроме того, расходы на восстановление автомобиля зависят от инфляции, от курса доллара. "Железо" привязано, к сожалению, к необходимости покупки запчастей, стоимость которых тоже очень сильно зависит от упомянутых факторов. Выплаты по закону о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами существуют вне этой зависимости. Поэтому проблем с заключением договоров по этому виду страхования нет, и в перспективе они тоже вряд ли возникнут.

Справка "РГ"

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами за вред жизни, здоровью и имуществу действует в России с 2013 года. Его требования распространяются практически на все виды транспорта, включая автобусные и троллейбусные перевозки. Такси в закон на этапе его разработки и утверждения не вошли из-за того, что этот рынок на тот момент не был отрегулирован.

Максимальная выплата за причинение ущерба жизни и здоровью по закону об ответственности перевозчиков достигает двух миллионов рублей. Также предусмотрена компенсация вреда, нанесенного багажу, в пределах 23 тысяч рублей. Защита пассажиров легковых такси сейчас обеспечивается в рамках ОСАГО со специальной отметкой, по которому максимальная выплата за вред жизни и здоровью не превышает 500 тысяч рублей.

Чтобы понять, так ли опасно летать на самолетах, стоит обратиться к официальной статистике. В 2013 году официально зарегистрировано 31 авиакатастрофа. Важно осознать, что эти трагические события случились не только с российскими самолетами, это по миру в целом, причем в число указанных рейсов входят и грузовые перевозки, а не только пассажирские.

Понятно, что количество аварий на автомобильных трассах значительно выше. Так, согласно официальной статистике лишь в первом полугодии на территории Российской Федерации произошло 62 984 зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, то есть примерно 346 аварий в день.

Что касается железнодорожного транспорта, статистика здесь менее плачевная, но показателям далеко до авиационных. Так, только на Горьковской железной дороге в 2013 году произошло 17 аварий, в которых погибло 12 человек. К сожалению, нет общей статистики по железнодорожным авариям по миру в целом, но в некоторых странах, например, в Индии, ситуация намного хуже, чем в России, поэтому становится понятно, что число катастроф в абсолютном выражении на авиатранспорте значительно ниже, чем тот же показатель на трассах или железных дорогах.

При анализе катастроф, конечно, стоит учитывать широкую распространенность автомобилей. А вот количество авиарейсов в день вполне сопоставимо с тем, какое число железнодорожных составов ежедневно отходит от вокзалов.

Тяжесть последствий катастрофы на разных видах транспорта

Как правило, выживших при не бывает. Однако та же сухая статистика говорит о том, что это утверждение не совсем верно. В 2013 году из 827 людей, на потерпевших крушение самолетах, погибло 311. В авариях на дорогах за полгода в России умерли 7 801 человек и получили ранения еще 80 330.

Что касается железнодорожного транспорта, здесь высока смертность при ДТП на переезде, а вот в большинстве инцидентов во время движения состава люди получают травмы средней степени тяжести и ушибы.

Около половины авиакатастроф приходятся на период посадки воздушного судна на землю. Интересно, что причиной примерно такой же доли аварий является фатальная ошибка пилота.

Какой вид транспорта наименее опасен

Понять, какой вид транспорта наименее безопасен, помогают страховые компании, ведь они постоянно изучают статистику катастроф на суше, в воздухе и на море. Интересно, что самые низкие тарифы при страховании грузов, перевозимых морским и авиационным транспортом, то есть вероятность неблагоприятного исхода здесь рассматривается страховщиками как более низкая.

Что же касается пассажиров, то их страхуют под более низкий процент при железнодорожных перевозках и во время полета на самолете. А поездки на наземном транспорте (личном и общественном) считаются наиболее рискованными из всех возможных видов путешествия.

Читайте также: