Пароходофф: Обзоры водной техники и сопутствующих услуг. Быстроходная плавучая дача Прицеп амфибия

Лодка «Дон» – это судно интересной концепции «плавучая дача». Изготовлением начали заниматься в 1978 году на авиационном заводе им. С. Орджоникидзе. Уже в первый год было выпущено 500 плавдач «Дон». Конструкция пользовалась большим спросом благодаря небольшим размерам, лёгкости транспортировки в качестве прицепа, установке тента-палатки вместо несъёмной жёсткой конструкции. Материал изготовления – дюраль. При совмещении лёгкого материала и беспалубного корпуса, судно вышло лёгким.

Общее описание

Лодка «Дон» отлично приспособлена для перевозки в качестве прицепа. Может фиксироваться ко всем разновидностям малолитражных автомобилей. Активное распространение приобрела в различных отраслях применения. Чаще всего устанавливалась в качестве домика на 4 человека у речных берегов. Несмотря на специфическое предназначение, устройство полностью автономное и может передвигаться посредством мотора на 30 л. с. Лодка «Дон» – это судно интересной концепции «плавучая дача»

Уникальной особенностью стала способность выходить на глиссирование. В судне можно нос применять отдельно, это позволяет создавать небольшую моторную лодку с высокими быстроходными характеристиками. Можно выполнять небольшие прогулки, поездки на рыбалку или использовать судно для воднолыжного спорта.

Прицеп-плавдача «Дон» – это одноосная тележка с небольшой массой. В кормовой части присутствуют откидные колёса, которые оснащены дышлом. В качестве крыши используется носовая секция, она опрокидывается так, чтобы дно находилось вверху, а нос направлен в обратную сторону. Для крепления крыши присутствует 2 замка-патефона.

Соединение между секциями выполнено при помощи шарниров. Каждый проём на стенках дачи имеет специальные крышки, которые закрываются на замок. Крышка спереди может сниматься. При эксплуатации в режиме «дачи», крышка может эксплуатироваться вместо столика на берегу или в качестве гидрозащитного листа для корпуса при движении. С задней стороны имеется крышка, куда крепится номер, она может поворачиваться благодаря шарнирам. Чтобы не занимать много места, щиток можно укладывать в подмоторную нишу.

По конструкции дача:

  • выполнена из 2 секций;
  • корпус имеет прямоугольную форму;
  • благодаря глиссирующим катамаранным обводам, судно способно быстро набирать скорость и удерживаться на глиссировании;
  • сверху кокпита может устанавливаться складной тент, с его помощью оборудуется 2 комнаты с площадью 8,5 м 2 ;

Прицеп-плавдача «Дон» – это одноосная тележка с небольшой массой
  • весь корпус выполнен из цельнометаллических листов дюралюминия Д16;
  • для соединения используются заклёпки;
  • продольный набор отсутствует, а для достижения должной прочности используются продольные реданы;
  • материал усиливается выштампованными гофрами.

В области кормы размещено 2 бортовых мягких дивана. На них можно размещаться на ночлег по 2 человека. При откидывании сидений становятся заметными рундуки и отсек для мотора и топливной ёмкости. Посередине кокпита находится водительское место с сидением, рядом оборудован складной стол. Для крепления стола используются крючки, которые фиксируются к борту и поддерживаются стойкой.

При небольших габаритах в кокпите могут легко разместиться 3 человека. При передвижении с максимальной нагрузкой судно сохраняет остойчивость. По необходимости может использоваться для движения под вёслами.

Чтобы согласовать нелёгкую конструкцию обводов в области носа и плоско-килеватое днище в области кормы, устанавливается специальный гидрощиток. Он выполнен непотопляемым для улучшения водоизмещающих качеств.

Чтобы защитить мотор от попадания воды, на трубу дейдвуда устанавливается брызгоотражатель, который имеет сварную конструкцию и изготавливается из лёгкого металла.

Максимальная мощность мотора составляет 30 л. с., этого достаточно для развития скорости 37 км/ч. Наилучшие показатели движения при полной нагрузке показывает гребной винт с небольшим шагом около 250 мм. Его устанавливают вместе с двигателем на 20 л. с. Циркуляция дачи на полном ходу с мотором на 30 л. с. составляет до 15–17 м.
Лодка-прицеп Дон

Достоинством дачи является возможность использования одновременно и на суше, и на воде. Нос отделяется и может эксплуатироваться для развлечения или недлительных путешествий по воде. В разобранном состоянии переносить лодку можно вдвоём. Циркуляция при отсоединении носа составляет 10–12 м. Чтобы снизить влияние дифферента из-за небольших размеров, сзади установлены транцевые плиты.

В конструкции предусмотрены герметичные отсеки общей вместимостью 330 л. Этого достаточно для обеспечения полной непотопляемости судна. Производитель гарантирует, что при затоплении лодка удержится на воде даже при 2-3 пассажирах на борту.

Благодаря использованию хлорвиниловой эмали (XB-16) при подготовке судна к зимовке не требуются дополнительные манипуляции. Уход за конструкцией сводится к периодической очистке корпуса. Для стоянки используются колодки или кранцы.

В комплекте с лодкой присутствует:

  • транспортировочная сумка для хранения ремонтных запчастей;
  • колодки;
  • брызгоотражатели;
  • штыри.

Характеристики лодки-плавдачи «Дон»

Прицеп «Дон» отлично подходит для длительных поездок и отдыха. Особенно полезно для людей, предпочитающих активный отдых, можно легко собрать лодку, установить на буксир и поехать к другому водоёму.
Характеристики лодки-плавдачи «Дон»

Технические характеристики прицепа-лодки «Дон»:

  • максимальная длина:
    1. в состоянии дачи – 5,06 м;
    2. отсоединяемая носовая секция – 3,02 м;
  • габаритная ширина:
    1. в сборе – 1,8 м;
    2. только нос – 1,75 м;
  • предельная высота:
    1. в форме дачи с тентом и без него – 2,02 и 0,7 м;
    2. отдельно нос – 0,62 м.
  • бортовая высота на корме и носу:
    1. в форме дачи – 0,66 м;
    2. отсоединённая носовая часть – 0,5 и 0,59 м;
  • осадка порожнем с подвесным мотором и запасом горючего – 0,21 м;
  • масса конструкции, при условии снятия съёмных элементов:
    1. дача – 147 кг;
    2. только нос – 67 кг;
  • масса порожнем (при снятии двигателя и пустым баком):
    1. дача – 241 кг;
    2. нос – 78 кг;

Прицеп лодка дача «Дон»
  • полезная грузоподъёмность:
    1. в сборе – 500 кг;
    2. носовой отсек – 225 кг;
  • скорость с минимальной нагрузкой:
    1. собранная конструкция без крыши – 37 км/час;
    2. носовая часть – 42 км/час;
  • скорость при нагрузке 400 кг:
    1. дача – 30 км/час;
    2. только нос – 38 км/час.

Прицеп «Дон» может эксплуатироваться на реках с максимальным расстоянием от берега до 1 км, при условии высоты волны до 30 см. В разобранном состоянии катер «Дон» можно использовать при удалённости от берега до 500 м и волнении до 25 см.

Варианты использования лодки-прицепа «Дон»

При желании можно снять сидения и изъять пайолы, это позволит сделать из прицепа «Дон» обычную телегу, которую можно применять для различных сельскохозяйственных задач. Стоит учитывать, что материал не рассчитан на большие нагрузки, соответственно, можно буксировать порядка 300 кг. Причина не только в корпусе, но и в том, что больший вес может задрать багажник автомобиля. Максимально допустимый вес в отношении автомобиля – 33%. Прицеп может использоваться для любого автомобиля, кроме «Запорожца».
Использование лодки-прицепа «Дон»

Колёса имеют независимую подвеску с рычагами. Амортизаторы совмещают пружинный и гидравлический механизмы. Конструкция была позаимствована с мотоциклов «Урал-2» и «М-63». Подвеска придаёт оптимальную устойчивость и мягкое передвижение в процессе буксирования. На колёсах используются шины В-19А. Для нормального передвижения нужно обеспечить давление 1,1–1,5 кгс/см 2 . При движении на воде стоит поднимать шасси. Если судно будет эксплуатироваться исключительно на воде, нужно полностью снять шасси.

Дышло выполнено по беззазорной методике. В основе используется шаровой тип с Ø50 мм.

В конструкции автоприцепа есть необходимое световое оборудование для передвижения в ночное время: свет над номерным знаком и задние фонари. Для подключения световой системы достаточно использовать провод от сети постоянного тока напряжением 12 В. Для крепления используется штепсельное соединение (ПС-300). Дополнительно в конструкции с обеих сторон имеются отражатели.

Для снижения сопротивления от прицепа и полноценного передвижения автомобиля в конструкции предусмотрено:

  • небольшие размерения;
  • лёгкий вес;
  • расширенная колея;
  • минимальное давление шин;
  • увеличенный клиренс;
  • значительный угол съезда.

Проходимость автоприцепа не накладывает ограничений на места эксплуатации автомобиля. «Дон» может использоваться на всех рельефах и типах дорог.
Прицеп палатка лодка Дон

Для сохранения высокого уровня безопасности не стоит развивать скорость более 80 км/ч. На любой скорости прицеп не приводит к рысканию, вилянию. Дополнительно эти качества важны для спуска лодки на воду или при движении по местностям со сложным рельефом.

Развёртывают конструкцию в режим «дача» ещё на суше.

Алгоритм действий:

  • С этой целью открываются крышки на носу и корме, а также фиксирующие замки.
  • Теперь следует повернуть нос с помощью шарниров до момента соприкосновения дна и поверхности земли. Рекомендуется устанавливаться нос только вдвоём, так как нужно удерживать 70-килограммовую секцию от повреждения.
  • Поднять и зафиксировать колёса, они должны быть направлены вверх.
  • Дача поднимается на особые опорные колодки.

Перечисленные действия занимают до 10 минут времени. Если стоянка будет непродолжительной, необязательно опускать колодки, достаточно опереть дачу на колёса и носовой киль.

Альтернативный вариант развёртывания подразумевает съём носового отсека, тогда домик вмещает 2-3 человека и будет иметь всего 1 комнату.

Выполняется следующим образом:

  • Нужно поднять колёса.
  • Опустить корму на колодки для опоры.
  • Снять дышло.
  • Сверху телеги монтируется тент. В такой конструкции может получиться навес, для этого нужно бока поднять и закрепить к опорам из трубок, они снизу фиксируются к земле. В конце для фиксации используют систему растяжек, они находятся в сумке в бортовом рундуке.
  • Под навесом с помощью ножек производится установка гидрощитка, он заменяет кухонный столик.
  • Чтобы было удобнее попадать в салон, рекомендуется под дверью установить входной трап.

Многофункциональная плавдача становится универсальным средством для спокойных рек, так как позволяет удобно проводить длительное время на воде и на суше.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Иметь небольшой каютный катер - самоходную плавучую дачу - мечта многих. Место стоянки такой дачи можно менять; рек и озер у нас много и берега большинства их очень красивы. Привлекательность жизни на воде бесспорна.

Каким же требованиям должна удовлетворять самоходная дача минимальных размеров?

На ней должны быть спальные места, место для приготовления пищи, стол с сиденьями вокруг него, открытая площадка,- чтобы греться на солнце или обсохнуть после купания; желательно иметь гальюн. Наконец, катер-дача должен стоить недорого и быть доступным для эксплуатации каждому. Минимально катер-дача рассчитывается на двух человек, однако большей частью необходимо предусмотреть еще два места для детей.

В корме такого судна расположена спальная каюта, в которой вдоль бортов размещают две складные кровати из алюминиевых трубок. Под кормовым окном в каюте установлен узкий столик, одновременно придающий жесткость кормовой переборке. Столик в средней части можно сделать раздвижным, На противоположной стенке каюты - сдвижная дверь и вешалка для одежды. На окнах можно повесить занавески, а в промежутках между окнами установить полочки для книг.

В носовой части находится салон (он же - рулевая рубка, столовая, гостиная н т. д.). В середине салона размещен стол, слева - место рулевого со штурвалом и рычагами управления двигателями. Стол, как и в спальной каюте, может быть раздвижным. В салоне могут также размещаться две кровати для детей-(или для гостей).

Между спальной каютой и салоном по левому борту размещается камбуз. В камбузе имеются полки для посуды и продуктов. Если снять часть кухонного стола, то в открывшемся проеме может быть установлена туристская газовая плитка или керосинка. Справа размещается небольшая раковина; она служит для мытья посуды, а в холодные дни, когда нельзя купаться,- для умывания.

По правому борту между спальной каютой и салоном расположен гальюн-унитаз с открытым отверстием, без промывки. При плавании по каналу он заменяется ведром.

Для удобства швартовки к берегу в носовой части расположена широкая открытая площадка; с нее удобно сходить на берег или купаться.

В качестве двигателей на катере-даче предлагаются подвесные моторы.

Желание сделать катера-дачи как можно более быстроходными привело к применению глиссирующих обводов. Высокие надстройки требуют использования широкого остойчивого корпуса. Выход найден в применении двухкорпусной конструкции, при которой каждый из корпусов может быть как угодно узок. Применение двух двигателей при двухкорпусной конструкции логично и удобно.

Описание конструкции. Конструктивной основой двухкорпусного катера-дачи является платформа, к которой прикреплены снизу два поплавка, а сверху - каюта. Поперечная жесткость платформы, имеющей толщину 100 мм в средней части и 200 в носовой, обеспечивается легкими балками, поставленными через 300 мм, двумя внутренними переборками, а также передней и задней стенками каюты. Продольную жесткость платформе придают борта поплавков и продольные стенки каюты.

Каждый из двух поплавков имеет по две переборки или состоит из трех отдельных частей - носовой, средней и кормовой. Части поплавков формуются из гидрофобного стекловолокна на полиэфирных смолах. Небольшая ширина поплавков позволяет выполнить их без шпангоутов; прочность поплавков обеспечивается концевыми переборками и кильсонами, вклеиваемыми в поплавки в готовом виде. Поплавки имеют несложную форму (за исключением днища носовой части) и малые размеры, что упрощает их изготовление.

Возможно также изготовление поплавков из водоупорной фанеры. Обводы носовой части в этом случае могут быть получены путем наклейки на фанерное дннще слоя пенопласта, который затем обрабатывают по шаблонам, снятым с теоретического чертежа, и оклеивают тканью. Днище носовой части может быть также выклеено из шпона.

Кормовая часть каждого нз поплавков имеет смещенный к днеметральной плоскости катера вырез для установки подвесного двигателя и выгороженный ящик для защиты остальной полости поплавка от заливания водой. Транец кормовой части поплавка усилен и приспособлен для крепления на нем двигателя.

Внешний периметр платформы служит привальным брусом и окантован полосой прочного материала. Для защиты от воды фанерная обшнвка платформы оклеивается тканью на полиэфирной смоле.

Стенкн каюты до окон состоят нз фанерных окантованных щнтов, средняя часть - из рам, в которые вставляют стекла или плексиглас на резиновых профилях. Крышу выклеивают из стеклоткани на квадратной решетке из пенопластовых профилей, окантованных снизу полосками фанеры. В случае трудностей с выклейкой крыша может быть выполнена и из гнутых листов фанеры.

Сдвижные дверн каюты (две внешние, одна в гальюн и одна в спальную каюту) устанавливают на пластмассовых полозках.

Кормовая часть каюты свешивается за транцы поплавков, в связи с чем верхние части подвесных моторов оказываются внутри каюты н доступны нз нее. Для уменьшения проникновения в каюту запаха верхние части двигателей заключены в ящикн-кожухи, выступающие над полом каюты.

Результаты подсчетов скорости, основанные на величинах замеренного прн испытаниях двигателя «Москва» упора, представлены в виде графика. Как видно из этого графика, при ходе под одним двигателем «Москва» при любом водоизмещении катера-дачи скорость его будет колебаться от 12 до 14 км/час. С двумя двигателями скорость катера, в завнснмостн от водоизмещения, возрастает до 27-35 км/час. Для того, чтобы общий вес судна-дачи не превышал 720 кг (в этом случае может быть получена скорость хода 35 км/час) она должна быть построена легко и без всяких излишеств. Примерное распределение веса (в кг) между отдельными частями судна выглядит следующим образом.

Два поплавка...............................................................144
Платформа...................................................................132
Каюта............................................................................136
Двигатели с половинным запасом топлива...............84
Туристское снаряжение и личные вещи.....................74
Два пассажира..............................................................150
Всего 720

Если на борт будут приняты еще два пассажира и общий вес поднимется до 870 кг, скорость снизится до 27 км/час, что тоже, в конечном счете, не так уж плохо.

Остойчивость двухкорпусного судна, в котором предельное водоизмещение каждого поплавка более чем в три раза превышает приходящуюся на него нормальную нагрузку, является заведомо достаточной. На ходу, за счет влияния динамических сил, остойчивость возрастает. Качка двухкорпусных судов происходит вместе с волнами, как у плота, так как собственный период колебаний очень мал.

При желании можно построить еще меньшее судно примерно с такими же характеристиками, но под один подвесной двигатель «Москва». Такой катер-дача строится без каюты, с одной платформой, на которую можно поставить палатку. Все размеры поплавков по приведенному теоретическому чертежу должны быть уменьшены в 1,26 раза. Общая длина по ватерлинии будет 4000 мм вместо 5040, полная ширина по поплавкам 2330 вместо 2940 и так далее.

В нижней части графика приведено сопротивление судна таких уменьшенных размеров для водоизмещения 436 и 360 кг.

Проект этой плавучей дачи на базе 9,5-метрового водометного катера с упрощенными обводами разработал Я. Кобачевский. Он же построил добротный корпус с двойной диагональной обшивкой из сосновых досок, облицованной снаружи 3-миллиметровыми листами сплава АМг-3. Достраивать плавдачу довелось мне. Задача эта осложнялась тем, что после кончины конструктора все сделанные им эскизы и схемы оказались утерянными.

В какой-то мере судно похоже на «Березку», проект которой опубликован в третьем выпуске «Катеров и яхт» (1964 г.), но, как выяснилось, корпус проектировался задолго до выхода сборника, а вот при достройке и оборудовании «Янты» широко использовались сведения из «КиЯ» и все доступные материалы.




В форпике хранятся якорная цепь длиной 20 м и два . В носу устроена «веранда» с двумя диванами-рундуками по бортам, накрытая легким дюралевым тентом из двух половин, соединяемых на рояльной петле.

Надстройка имеет размеры в плане 5,0X3,0 м. Стенки ее и крыша выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм; крыша покрыта эпоксидной смолой. Высота стенок 1100 мм. Поскольку горизонтальный настил (пол) опущен ниже палубы (на 300 мм от ОЛ), высота помещений получилась равной 1800 мм. Для теплоизоляции по стенкам и подволоку проложен слой пенопласта. Внутренняя зашивка выполнена декоративной фанерой под красное дерево и пластиком с раскладками вдоль бимсов. Бортовые окна салона сделаны по типу троллейбусных с опускающимися стеклами, передние смотровые - выполнены из оргстекла.


В кормовой каюте, отделенной от салона сдвижной металлической дверью, оборудованы встроенные шкафы различного назначения, вешалки и полки. Здесь же расположены кухонный стол с полками, газовая плитка и мойка-раковина, в которую подается горячая и холодная вода. Рядом совмещенный санузел - душевая и гальюн.

В корме - в моторном отсеке - установлен автомобильный 45-сильный двигатель «Шкода 1201» с дополнительным кожухом на выхлопном коллекторе для подогрева воды. Под палубой подвешены два бензобака емкостью по 80 л; здесь же помещаются канистры и надувная лодка - тузик. Палуба «Янты» покрыта рифлеными резиновыми ковриками на глифталевом лаке.

Пост водителя размещается по левому борту в носовом салоне, у переднего стекла. Над головой водителя сделан световой фонарь из оргстекла.

Два года, зимой и летом мы всей семьей с большим увлечением работали на достройке и оборудовании плавучей дачи. И вот наступил долгожданный момент первого выхода «Янты» в плавание. Что же можно сказать в целом о нашем судне? Это надежный и комфортабельный плавучий дом. Из-за высокой каюты «Янта» имеет большую парусность, так что скорость находится в прямой зависимости от силы и направления ветра и колеблется от 15 до 20 км/ч. Большой вес обуславливает значительную инерцию. Надо было привыкнуть и к особенностям управления судном за счет реакции струи водомета.

Читайте также: