Самые интересные места в Швеции. Куда съездить в Швеции? Природа Швеции: фото, описание особенностей Кто есть кто в шведском эко-мире

На территории Швеции можно выделить два крупных природных района, это Северная Швеция (где восточные склоны Скандинавского нагорья пересечены многочисленными широкими глубокими долинами, которые вмещают вытянутые узкие озера. На междуречьях большие площади заняты болотами. В некоторых долинах имеются значительные ареалы плодородных почв, сформировавшихся на мелкозернистых песках и суглинках; они в основном используются под пастбища. Земледелие в долинах возможно примерно до высоты 750м. над уровнем моря. Северная Швеция испытала относительно небольшое влияние хозяйственной деятельности человека и довольно редко заселена) и Южная Швеция (которая отличается от Северной Швеции высокой плотностью населения и высокой концентрацией промышленности и сельского хозяйства на ее территории).

В пределах более возвышенной Северной Швеции выделяются три вертикальных пояса:

  • · верхний, включающий восточную периферию Скандинавского нагорья, изобилующую озерами;
  • · средний, охватывающий плато Норрланд с чехлом моренных отложений и торфяниками;
  • · нижний - с преобладанием морских осадков на равнинах вдоль западного берега Ботнического залива.

В пределах южной части страны обособляются: равнины Средней Швеции, плато Смоланд и равнины полуострова Сконе.

О климате можно добавить, что поскольку территория Швеции имеет значительную протяженность в субмеридиональном направлении, на севере страны гораздо холоднее и вегетационный период короче, чем на юге. Соответственно различается и продолжительность дня и ночи. Однако в целом для Швеции характерна бoльшая повторяемость солнечной и сухой погоды по сравнению со многими другими странами Северо-Западной Европы, особенно зимой. Несмотря на то, что 15% страны расположено за Северным полярным кругом, а вся она располагается севернее 55° с.ш., благодаря влиянию ветров, дующих с Атлантического океана, климат довольно мягкий. Такие климатические условия благоприятны для развития лесов, комфортного проживания людей и ведения более продуктивного сельского хозяйства, чем в континентальных районах, расположенных на тех же широтах. На всей территории Швеции зимы затяжные, а лето короткое.

Водные ресурсы страны - это многочисленные реки Швеции, среди которых нет ни одной очень большой, все они образуют густую сеть и имеют не мало важное хозяйственное значение. Реки, отличающиеся быстрым течением, широко используются для производства энергии. По многим рекам ведется сплав леса. Самые крупные озера королевства - Венерн площадью 5545 км 2 , Веттерн площадью 1898 км 2 , Меларен площадью в 1140 км 2 и Ельмарен площадь, которого составляет 479 км 2 . Эти озера - судоходны и являются важной транспортной системой страны, по ним осуществляются различные грузовые перевозки. Многочисленные узкие вытянутые озера «пальцевидной формы» в горах Швеции служат преимущественно для лесосплава. Исключительной живописностью отличается озеро Сильян, расположенное в историческом центре шведского государства.

Среди водных каналов государства наибольшее значение имеет Гёта-канал, соединяющий крупнейшие озера страны Венерн и Веттерн. Благодаря этому каналу осуществляется связь между важными промышленными центрами - это такие города как Стокгольмом на востоке, Гётеборгом на юго-западном побережье, Йёнчёпингом у южной оконечности озера Веттерн и многими другими городами располеженными в Средней Швеции. Другие крупные водные каналы Швеции - Ельмарен, Стрёмсхольм, Тролльхеттан, который проложен в обход водопадов на рекеГёта-Эльв и Сёдертелье, являющийся одним из первых в стране, действующий до сих пор.

Автовояж Саранск - Финляндия - Швеция - Норвегия. Часть 4. Природа и дороги Норвегии

В Норвегии самый дорогой бензин в мире. Чтобы заполнить бак своего универсала «Лада-Ларгус», Денис Тюркин платил в три раза больше, чем на родине. Не потому ли в той стране так много электромобилей? О потрясающе красивых видах, бесконечных тоннелях и платных дорогах - в фотоотчете.

На АЗС Норвегии продается, как правило, только два вида топлива: 95-й бензин и солярка. Причем литр последней всегда дешевле на одну крону. Что интересно, цена меняется (причем иногда значительно!) в зависимости от времени суток. Многие АЗС работают без операторов, принимая карты. В пересчете на рубли литр 95-го достигал 130 рублей! Но вряд ли дороговизна ископаемого топлива вынуждает местных жителей покупать электромобили. Скорее, это их экологичное сознание. Особенно там популярны «Теслы» («Модел Икс» - в меньшей степени, «Модел Эс» - в большей) и почти незнакомые в РФ БМВ ай3. Ареал их «обитания» не всегда ограничивается крупными городами и пригородами, часто электромобили можно увидеть и в деревушках. Только вдумайтесь: больше половины продаж новых автомобилей в Норвегии в 2017 году пришлось на электромобили и гибриды. А кроссовер Model X, разошедшийся тиражом почти 4 800 единиц, стоимостью в пересчете на рубли более 8 миллионов, занял четвертое место среди новых машин. На секундочку: в Норвегии живет всего 5,3 миллиона человек.


© Денис Тюркин
© Денис Тюркин
© Денис Тюркин

Если теперь меня спросят, с чем ассоциируется Норвегия, я скажу: с автомобильными тоннелями. Значительную часть страны занимают знаменитые фьорды, перебираться через которые можно паромом (тоже пример потрясающей организации транспорта, ходят по минутам и стоят копейки). И паромы в последние годы постепенно заменяют мостами и тоннелями. В последних даже строят целые круговые развязки, представляете?! Почти все подземные дороги имеют искусственное освещение и не имеют… запрета на обгон. Как вам такое? Под Осло - просто целый муравейник из тоннелей. И не дай бог тебе пропустить нужный поворот (а под землей, как известно, навигатор не ловит спутниковый сигнал), следующий может быть только через десяток км!

Мне довелось проехаться по самому длинному в мире автомобильному тоннелю - Лоэрдальскому, который расположен недалеко от Бергена и был построен в 2000 году за 113 миллионов долларов. Его длина - 24,5 км. Через определенное расстояние расположены стоянки для отдыха. Почему-то считается, что водители устают при такой монотонной езде. А некоторые даже испытывают страх. И вот для этого такие стоянки подсвечивают разными цветами. На норвежских дорогах скоростное ограничение 80 км/ч, а в тоннелях, как правило, 70. Перед многими стоят шлагбаумы, которые перекрывают движение в случае какой-то нештатной ситуации внутри или при проведении дорожных работ. Проехав по Норвегии около 1 500 км, я только два раза стоял в очереди перед тоннелем, самое большое - полчаса. При этом о дорожных работах задолго до участка предупреждали информационные щиты, предлагая варианты объезда.


© Денис Тюркин

Так выглядит въезд в тоннель на Хардангерском мосту в Норвегии. Это один из самых длинных висячих мостов в мире. Протяженность единственного пролета составляет 1 310 м. Помимо тротуара там есть и велодорожка. Проезд по нему составляет 150 норвежских крон, или 1 159 рублей 73 копейки по курсу на 27 июля. Да-да, многие дороги и подобные сооружения в Норвегии платные. Если раньше на въезде стояли шлагбаумы и пункты оплаты, то теперь - только видеокамеры, которые считывают госномер. Перед поездкой я озаботился этим вопросом и зарегистрировался на специальном норвежском сайте, введя свои данные и данные машины. Привязывать банковскую карту не стал (хотя такой вариант был, и с нее сразу списалось бы примерно 3 500 рублей в качестве предоплаты). Через месяц после поездки на электронку пришло письмо. Мол, с вас денежки. Оказалось, что я накатал по этой стране почти ту предоплатную сумму, а Хардангерский мост стал самым дорогим на моем маршруте. В личном кабинете на сайте расписано каждое место, где меня сфотографировала камера (снимки приложены). Интересно, что оператором этой системы является британская компания. К слову, в поездке до Питера и обратно по платным участкам я заплатил около 2 000 руб­лей. И из сложных сооружений там был только красивый участок западного скоростного диаметра в Питере…


© Денис Тюркин

Вот так впритирку на некоторых норвежских дорогах разъезжаются автомобили. Слева вы видите типичный автодом, на котором обожают путешествовать европейцы. В одном месте я увидел стоянку таких автодомов (штук 50!), и это было похоже на стойбище бизонов.


© Денис Тюркин
© Денис Тюркин

Если на дороге в Норвегии вы увидели красивое место или какую достопримечательность, смело тормозите. Будьте уверены, там найдется карман или даже стоянка с туалетом, где можно остановиться и все сфотографировать. Но будьте готовы и к пристальным взглядам проезжающих местных жителей. Не выбрасываете ли вы мусор в неположенном месте? Не оставили ли костер? Инфраструктура у каждой мало-мальски значимой достопримечательности развита на невероятном уровне. Деревянное здание на втором фото - это пункт оказания экстренной помощи в горах на полпути к Прекестулену. Открывается он автоматически при звонке на указанный номер телефона.

Недалеко от этого красивого места я впервые за все путешествие заехал не туда. Отличный бесплатный англоязычный навигатор maps.me (сделанный силами белорусов, кстати) повел по гравийке, которая тянулась в горы, а затем уперлась в закрытый шлагбаум. Пришлось разворачиваться и делать 100-километровый крюк. Оказалось, что путь, проложенный изначально навигатором, был действительно самым коротким, но пролегал по сложному участку, который сильно зависит от природы. Даже в первых числах июня снег там не растаял. И в этом Норвегия похожа на Россию: за короткий отрезок дороги вы можете увидеть зиму, весну и лето, а также разные географические зоны. Все благодаря горам. Но стоит ли говорить, что куда бы ты ни заехал, дороги будут идеальными?


© Денис Тюркин

Это знаменитое плато Проповедника (Прекестулен) - скала, выдающаяся над фьордом. На фото она впечатляет и завораживает. Потому и ехал туда. Но так как эта точка была одной из последних в норвежском маршруте, а за время поездки я увидел столько всего потрясающего, то плато Проповедника запомнилось мне только людьми. Пеший путь в одну сторону там занимает 4,1 км, и за это время меня шокировали три вещи. Первая: с тобой здоровается почти каждый турист (невероятное добродушие и открытость, конечно, свойственны европейцам, но одно дело, когда ты общаешься с соседом по отелю, а другое - приветствуешь в горах человека, которого больше никогда не увидишь). Вторая: в непростой поход взрослые берут маленьких детей. Даже грудничков. Их тащат в коробе за спиной, похожем на те, где медведь в русской сказке нес пирожки с Машей. И тащат даже девушки. Третья: в поход идут даже старики и даже совсем полные люди. Вот это должна быть мотивация и сила духа. А путь до плато - это ведь не ровная асфальтовая дорожка в парке. Да, где-то это стесанные специальными рабочими камни, но где-то - булыжники у обрыва и затяжные подъемы.


© Денис Тюркин

Оказывается, в Норвегии полно водопадов! Конечно, большинство из них временные: исчезают летом, когда с вершин гор сойдет весь снег, но некоторые настолько мощные, что брызгами заливают дорогу

Ну, что же вам рассказать или с чего начать рассказ про нашу природу на юге Швеции или, как называют нашу область, Сконе.

Сконе / Skаne / - очень плодородный край, черноземный к тому же за него всегда шла война и борьба между Данией, под которой Сконе была почти 400 лет и немного меньше под тоже Швецией. За плодородные земли Сконе шла долгая и изнурительная борьба, а на её территории шли бои между датчанами и шведами, а также партизанская война сконцев со шведами. Поскольку Сконе так долго была датской, а потом стала шведской, то и традиции, и язык, и кухня, и архитектура– все переплелось в яркий узор очень отличительный от всей Швеции. Даже флаг забрал понемногу цвета и от датского и от шведского: датский флаг это красный с белым крестом, шведский – ярко голубой с желтым крестом, а сконский флаг это красный с желтым крестом! Также и язык, хоть вроде говорят по-шведски, а произношение и многие слова – из датского. Когда приезжают к нам люди из центральной или северной Швеции, то очень часто они не могут понять, о чем же таком говорят сконцы!
Природа южной Швеции удивительно разнообразна!

Совсем на юге, где расположены такие большие для Швеции города, как Лунд, Мальмё, Юстад, Трелеборг - природа напоминает больше степи с мягкими возвышенностями и небольшими лесами. Там в городах по улицам вдоль моря высаженны пальмы, чтобы создать действительно ощущение юга! А это можно понять, потому что лето в Швеции короткое и пролетает очень быстро! Летом там прекрасно: море теплое и мелкое, огромные песчаные берега с дюнами и вереском, а атмосфера южных европейских городов дополняют почти идилистическую картину, зато осенью и зимой... Дуют почти постоянно сильные, пронизывающие насквозь, ветра, серое и низкое небо, большая влажность и дожди - это типичная осень, а зимой прибавляется снег, с таким-же пронизывающим ветром и обледенением всех дорог, такое ощущение, что едешь по катку.

Ну, а чуть выше, на юго-западе, где географически я и живу, на самом деле, ландшафт меняется очень заметно: возвышенности с награможденными гранитными камнями, маленькие речушки, вьющтеся по полям, озерца и леса, состоящие из берез, ели, дуба и бука. Я живу в маленькой коммуне Осторп (как районный центр в России - 14 000 тыс. человек) у подножия Южной возвышенности / S;derаsen, где много лесов из бука, дуба, елей и берез. Сама возвышенность напоминает немного маленькую Швейцарию: гранитные обрывы, глубоко спускающиеся вниз, и такие крутые и высокие горки, что по ним надо карабкаться, иной раз почти, как альпинистам. Много миллионов лет таму назад, здесь проходила гряда вулканов, тянув щаяся на юг, а сейчас сохранился в своей развалившейся, но очевидной форме, практически один с видимым очертанием круглого горла вулкана и озером в нем, которое носит мистическое название Один. Один, это самое сильное Божество в Скандинавской мифологии, как Зевс. Вода в этом озерке, которое глубиной около 20 метров, такая же энергетическая и необыкновенная, как, например, Светлояр, в Нижнем Новгороде. Купаться здесь очень необычно: вода, как- будто бы светиться и переливается светом изнутри или из глубины и со дна по-прежнему поднимаются пузырьки воздуха, а значит Земля ещё дышит в этом месте!

А спуститесь с "гор" возвышенности, так сразу открываются просторы с полями, фермами, лесочками и видны вдалеке новые "горы"- Голандской возвышенности, за которой лежит очень известный городок Бостад - там проходят летние международные соревнования по большому тениссу.

Море окружает нас почти со всех сторон: на юге и юго-востоке - Балтийское море, на юго -западе -пролив Категат между Хельсингборгом - Швеция и Хельсинъёром-Дания, а весь пролив называется Оресунд, где море теплое, за счет протекающего Гольфстрима, который, в свою очередь, дает нам достаточно мягкий климат, в котором растут прекрасно розы, магнолии, гортензии, грецкий орех и много других экзотических растений и деревьев. Берега - широкие и песчанные с дюнами, где можно укрыться в песке от ветра, с вереском и огромным шиповником, а чуть выше, в сторону Бостада/ B;stad/, берега вдруг становяться крутыми и обрывистыми и напоминают гранитных великанов, асоциирующися, в моих глазах, с Шотландией.

Да, забыла ещё рассказать, что после Категата и высокого мыса Кулаберг, который считается самым высоким местом на южном и юго-западном побережье, открывается большая бухта –Шелдервикен или Енгельхольмская бухта, потому что она лежит прямо перез городом Енгельхольм, что в переводе значит Ангельские холмы. Пляжи здесь считаются самыми лучшими в Швеции и поэтому сюда едут туристы ото всюду: Германии, Голландии, Дании и, конечно же - Швеции, а сразу за пляжем начинаются леса, которые здесь, почему-то, называют Сибириен(от Сибири - они густые, диковаты и тянутся на несколько километром). Вот в этом –то лесу и приземлялась летающая тарелка, 63 года назад. Ей поставлен маленький памятник человеком, который видел её и общался телепатически с пришельцами! Человека этого звали Ёста Карлссон /G;sta Carlsson / и это он построил маленький монумент летающей тарелки, которая стоит здесь уже много лет, в память о событии.Это место, конечно же, очень уникально: огромного диаметра пространство, которое выгорело при приземлении тарелки, но за эти годы уже прилично зарастает, но это пространство видно до сих пор и энергетика здесь тоже удивительно сильная и положительная – здесь можно сидеть и поправлять своё здоровье или просто заряжаться энергией.

А сколько в Скандинавии /Дании и Швеции/ дольменов? Вы не поверите - 4 500!!! И большинсчтво из них разбросано в Сконе, на юге Швеции, где я и живу.И какие мощные эти конструкции дольменов, которых на самом деле есть здесь несколько типов: надземные, похожие на Геленджикские дольмены и подземные с ходами к ним и холмом над ними. О том, что там необыкновенно сильная Энергетика, наверное, не стоит много говорить, так как это совершенно очевидно из истории дольменов. Там тоже можно заряжаться Энергией и в своих Медитациях просто улетать в другие измерения или увидить интересные вещи. Только об одних дольменах на юге Швеции можно написать отдельную книгу!!! Но, это может быть в другой раз.

Есть также живописные и энергетически сильные викинговские захоронения. Их вы можете встретить везде в Швеции, даже в глухих лесах. Как правило они распознаются по стоящим и глубоко уходящим в Землю камням, расположенным по спирали. Центральный камень этой спирали – всегда принадлежал главе этого викинговского клана, а затем уже хоронились другие члены семей этого клана или племени. Камни могут выступать пирамидками или быть просто гладкими, но мощными валунами. У нас в Осторпе, в городском парке, рядом с ветрянной мельницей, можно найти под мощными дубами, которые, конечно же, выросли потом на этом месте, несколько таких спиралевовидных захоронений. Когда вы встанете в центр этой спирали, то можно подзарядить свою Энергетическую Систему, а проще - здоровье, этими мощными Потоками Энергий, которые просто льются по вертикали из центра этих точек. А если вы не очень этому верите или хотите проверить правдивость этих утверждений, то, пожалуйста, приезжайте к нам в Швецию! Возьмите маятник или, как называют у нас, пендель и проверте!!! Маятник будет просто зашкаливать, носясь по кругу и по часовой стрелке! А сколько таких захоронений я сама видила в Смоландских лесах(средняя Швеция), собирая чернику и грибы.

По скоростной трассе Е6 , между Хельсингборгом и Ландскроной, в сторону Мальмо- на юг, на вершине обзорной горы, с которой прекрасно виден остров Вен, на котором родился и жил известный астроном и ученый Тихо Брахе, а также видна Дания – Хельсингёр, побережье и затем Копенгаген, то справа на этом бугре можно увидеть нетронутые курганы – захоронения знатных Викингов. И шведы не торопяться разрывать Землю и вгрызаться в прошлое, они с уважением относятся к Земле и не беспокоят её по всякому поводу. Ведь уже есть все доказательства и всевозможные реликвии из истории, да и деньги своего бюджета они тоже тратят очень разумно и бережливо! Наверное-то по этому у них, несмотря на всевозможные кризисы, все-таки относительно стабильная экономика! Ну, а если кто-то все-таки и решиться раскопать эти и другие курганы, ну, так что же, пусть пробуют за свои деньги, но не думаю, чтобы жители им разрешили это сделать.

Вот такая у нас необыкновенная природа! И с заповедниками, и с необыкновенными местами сил, и просто с грибами, ежевикой, с малиной, кроликами, фазанами, оленями и... очень славными, трудолюбивыми людьми, которых надо понять и знать, ведь скандинавский менталитет и темперамент совсем другой, чем, скажем славянский, русский или украинский. Люди очень сдержанные, осторожные, стеснительные и никогда не навязываются ни с чем, даже где-то гордые, можно сказать, но если они вас узнают и полюбят, то это на всю жизнь и на всю жизнь станут друзьями тоже.

Ну вот, хотела коротко написать для Вас о природе нашего края или области, которую я самозабвенно полюбила, а получился целый очерк...

Рада буду, если это ВАМ даст некоторое представление о ней – Сконе!

Добро пожаловать к нам, если Вы захотите сами все это увидеть и тоже полюбить!!

Недавний опрос показал, что почти треть шведов считают экологию и загрязнение окружающей среды одним из самых волнующих их вопросов. Для сравнения: лишь 7% жителей Евросоюза в целом, согласно той же статистике, обеспокоены этими проблемами.
Перепроизводство и постоянный рост масштабов потребления – еще одна проблема, которая вызывает опасения у многих стран, поскольку промышленное производство влечет за собой загрязнение окружающей среды и перерасход энергии. На бытовом уровне среди шведов популярно не покупать лишних вещей, стараясь, где возможно, не создавать лишний спрос на определенные, «неэкологичные» товары. Довольно распространено, например, покупать бывшую в употреблении мебель, одежду и технику, чтобы, пусть в небольших масштабах, предотвращать перепроизводство.
Практически все промышленные предприятия Швеции постоянно внедряют инновационные решения по повышению эффективности и одновременно снижению расхода энергии. Поддерживает промышленников в этих начинаниях и правительство. В 2005 году оно ввело налоговые льготы для энергоемких отраслей – в обмен на разработку ими мер по снижению энергопотребления. Цель правительства – до 2020 г. сделать использование энергии на 20% более эффективным по сравнению с 2008 г.
Каждый муниципалитет (а их в Швеции 290) имеет советника по вопросам энергетики, к которому люди могут обратиться за помощью и руководством. Консультации предоставляются по таким вопросам, как использование осветительных приборов с низким энергопотреблением и переход на более экологичные отопительные системы.

Кто есть кто в шведском эко-мире

ШВЕДСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Представляет правительству предложения по политике и законодательству в области окружающей среды и обеспечивает воплощение в жизнь решений на основании этой политики. Агентство также занимается вопросами отдыха на открытом воздухе и охоты.

СТОКГОЛЬМСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Международный центр междисциплинарных научных исследований по организации управления социально-экологическими системами с акцентом на выживание – способность справляться с изменениями и продолжать развитие.

VINNOVA

Правительственная организация, основанная в 2001 г. для развития инновационного потенциала Швеции в области устойчивого роста. Vinnova ежегодно инвестирует порядка 2,7 млрд шведских крон (286 млн евро) в различные программы.

ШВЕДСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

Правительственная организация, которая стимулирует использование возобновляемых источников энергии, усовершенствованных технологий, более продуманное потребление энергии и смягчение последствий изменения климата.

Хочешь спасти планету – убери мусор

Более 99% мусора в Швеции перерабатывается и используется повторно тем или иным способом – этот феномен уже прозвали «шведской революцией ресайклинга». Ни одной другой стране в мире пока не удавалось подойти так близко к мечте о безотходном производстве и чистых воде и воздухе. Как шведам удалось этого добиться?
Если учесть, что в среднем каждый житель планеты производит несколько тонн бытового мусора в год, то несложно себе представить, во что превратится Земля хотя бы через несколько лет, если не принимать никаких мер. Швеция входит в число стран, которым удалось преуспеть по части утилизации и переработки мусора. Только 0,7% домашних отходов в Швеции утилизуется путем захоронений на специальных полигонах, тогда как в целом по Евросоюзу этот показатель составляет целых 34 %.

У каждой шведской семьи в квартире и в каждом доме есть несколько контейнеров с наклейками. На одном – стекло, на другом – картон, на третьем – металл, на четвертом – пластик, на пятом – для газет. Отдельный контейнер – для пищевого мусора. В эти контейнеры складываются соответствующие отходы, которые затем везут на станцию сбора мусора. Важность сортировки мусора настолько закрепилась в сознании шведов, что многие делают это автоматически. Краски, лак для ногтей, старые батарейки, лампочки и электроприборы – опасный мусор, который утилизуется в специально отведенных для этого местах. За вопросы организации сбора мусора и его утилизации отвечают муниципалитеты, и они же отвечают за то, чтобы их жители знали о правилах и возможностях утилизации.

Инновации на службе экологии

Еще один способ, с помощью которого Швеция пытается показать другим странам путь к превращению планеты в экологический рай, – использование инновационных экологических решений. Шведское правительство инвестировало уже более 400 миллионов крон в исследования и разработки в области экологии и защиты окружающей среды. Cреди наиболее известных разработок – биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода. В 2013 г. расходы на научные исследования и разработки составили 3,3% ВВП, что является четвертым по величине показателем в ОЭСР.

Забота о чистоте воздуха заставила шведов искать пути замены горючего топлива и бензина. В качестве альтернативных источников топлива, получивших большое распространение в Швеции, – биотопливо, получаемое из пищевого и органического мусора, электричество и этанол. Многие шведские предприятия, а также почти все государственные учреждения заменяют автопарк, избавляясь от авто на горючих видах топлива и пересаживаются на безвредные для природы электромобили. Практически все городские и междугородние автобусы перешли на биотопливо и этанол. Это лишь некоторые меры, с помощью которых Швеция стремится вывести горючие газы из обращения и способствовать очищению воздуха от вредных выхлопов. Задачи по снижению выброса парниковых газов на 40% до 2020 г. по сравнению с 1990 г. и полное избавление автопарка от ископаемых видов топлива до 2030 г. – в числе приоритетных для экологической политики Швеции.

Из истории вопроса

Репутацию пионера в области экологии Швеция заслужила еще в 1960-70-х гг. Так, Швеция стала первой страной, учредившей в 1967 г. Управление по охране окружающей среды. Именно в Швеции в 1972 г. проходила первая конференция ООН, посвященная вопросам окружающей среды, результатом которой стало создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) – ведущего международного органа по экологии по сегодняшний день.

Швеция также была одним из первых государств, подписавших и ратифицировавших Киотский протокол, международное соглашение о необходимых мерах в условиях изменения климата.

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГИЯ

Швеция обладает самой большой долей возобновляемых источников энергии в ЕС – в 2017 году она составляла 54,5%, в основном, это гидроэнергия и биотопливо. Согласно прогнозам Энергетического ведомства Швеции, этот показатель может вырасти до 55% к 2020 г.

АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ

На атомную энергию приходится около 40% производства электроэнергии Швеции. В Швеции расположены десять реакторов. Будущее их, однако, пока не определено, так как у некоторых реакторов скоро истекает срок эксплуатации, а доводы «за» и «против» строительства новых остаются горячей темой для обсуждений.

АРКТИЧЕСКИЙ ФОКУС

Глобальное изменение климата сделало Арктику одним из наиболее уязвимых регионов в мире. За последние 100 лет средняя температура в регионе выросла в два раза больше, чем средняя общемировая температура. Изменения влияют не только на местное биоразнообразие и полярный лед, но и на планету в целом в связи с повышением уровня океана. Как часть арктического региона и член межправительственного Арктического совета, Швеция стремится привлечь внимание общественности к изменению климата в Арктике на международных переговорах по вопросам климата. www.arctic-council.org

ВОДА ДЛЯ ЖИЗНИ

Наряду с изменением климата, одной из главных глобальных экологических проблем является загрязнение морей и потеря морской среды обитания. С 1990 г. доля окисленных озер в Швеции сократилась с 17% до 10%, и тенденция к снижению сохраняется. Кроме того, Швеция активно работает над тем, чтобы убедить ЕС и страны Балтийского региона улучшать экологию Балтийского моря. Действия включают управление водными ресурсами и проекты по рыбоохране.

Города-отличники экологии

Согласно статистике ООН, к 2050 г. две трети мирового населения будут проживать в городах. Именно поэтому проблема перенаселения городов и их рост вызывает опасения у экологов всех стран. И здесь Швеция также могла бы послужить хорошим примером, поскольку рациональное использование природных ресурсов сыграло решающую роль в планировке многих шведских городов.

Стокгольм

В середине 1990-х гг. в мэрии Стокгольма решили превратить бывшую промышленную зону Хаммарбю в образец экологической городской планировки. В заново отстроенном жилом районе – «умные» электросети, доступный и экологичный общественный транспорт, велосипедные дорожки и парковки, организация сбора и утилизации отходов.

Мальмё

Похожее преобразование промышленной зоны в жилой район произошло и в Мальмё. Сегодня район Вэстра хамнен – это район с нулевым выбросом углерода, где используется система аккумулирования тепловой энергии. Вода хранится в течение лета, затем закачивается с помощью энергии ветра для обогрева домов в холодное время года. Затем вода повторно используется для охлаждения зданий летом.

Читайте также: