Самый старый военный корабль. Старейшее действующее судно вмф россии

Контракт на строительство был подписан 16 января 1625 года, а непосредственно работы по постройке корабля были начаты весной 1626 года. Для этого вырубили целый дубовый лес: около 16 гектаров или чуть больше тысячи деревьев. Строительство будущего флагмана велось на верфи Блазиенхольмен неподалеку от Стокгольма.


В создании «Васы» принимали участие около 400 человек. Это были лучшие плотники, кузнецы, столяры, резчики по дереву, парусные мастера и многие другие. Корабль должен был стать настоящим произведением искусства. Сам король принимал участие во всем этом действе, он же утверждал размеры будущего корабля и его вооружение. За строительством «Васы» следили не только жители Швеции, но и соседние страны.По тем временам «Васа»действительно был большим кораблем. Его длина составляла 65 метров, в ширина — 12 метров.

В 1627 году умер кораблестроитель «Васы» Хенрик Хибертссон, его работу продолжил Хайн Якобссон. Почти весь 1628 год лучшие мастера занимались отделкой парусника, который должен был поражать противника не только своей военной мощью, но и художественной красотой. Осенью 1628 года флагманский корабль «Васа» был спущен на воду.


Судно было украшено многочисленными резными фигурами древних богов и мифических героев, носовая фигура выполнена в виде позолоченного четырехметрового льва с открытой пастью, готового к прыжку.


10 августа 1628 года корабль «Васа» отправился в свое первое плавание к военно-морской базеЭльвснаббен

Капитаном корабля был назначен Сефринг Ханссон. День был теплый и солнечный, дул легкий юго-западный ветер. Сначала корабль передвигали с помощью якоря, перекидывая его и подтягивая судно. Когда парусник приблизился к выходу из бухты, подняли 4 паруса (всего парусов было 10): фок, фок-марсель, грот-марсель и бизань, которые сразу же были подхвачены порывом ветра. «Васа» накренился на подветренную сторону, но сумел выправиться. Затем прошел еще примерно 1300 метров, и новый порыв ветра опять накренил корабль. На этот раз выровнять судно не удалось, вода полилась через открытые орудийные люки, «Васа» повалился на борт и в считанные минуты затонул с поднятыми парусами и флагами.


Он затонул у острова Беккхольмен на глубине около 30 метров, поэтому из воды виднелись только верхушки мачт (высота грота «Васы» была около 50 метров). К счастью, большинство матросов и пассажиров корабля успели спасти моряки с лодок, сопровождавших корабль.


Спасшийся капитан «Васы» Сефринг Ханссон был сразу же передан суду. Помимо его, перед судом предстали хозяин верфи и судостроитель Хайн Якобссон, руководивший окончанием работ после смерти Хибертссона. В результате проведенного следствия, судом было выяснено, что главной причиной катастрофы стала неправильная конструкция судна — «Васа» был слишком узким и неустойчивым. Но так как размеры корабля утверждал сам король, и все строительство велось четко по его указаниям, то обвинить оказалось некого, и дело было закрыто.

25 августа 1956 года затонувшее судно было обнаружено! Работы по подготовке парусника к подъему велись до 1961 года


Самой сложной задачей после поднятия «Васы» на поверхность стало то, каким образом сохранить дерево, триста лет пролежавшее на морском дне. Вокруг парусника был построен специальный эллинг, в котором корпус «Васы» в течение 17-ти лет непрерывно орошали раствором полиэтилена гликоля, заменившего воду. Помимо самого корпуса со дна Балтики были подняты изделия из кожи, судовые бумаги и документы, библия, посуда, сохранившиеся бочки с порохом, личные вещи экипажа. Время не пощадило в основном железо, а вот все остальное было вполне хорошей сохранности. Сохранились даже шесть парусов, которые так и не были никогда подняты на реях. Это самые старые паруса в мире! С корабля были сняты свыше 700 резных позолоченных скульптур, которые украшали судно.

Грифоны, дельфины, русалки, мифические герои и боги — все они теперь экспонируются в построенном специально для этого музее вместе с главной достопримечательностью — самим кораблем «Васа». Официальное открытие музея«Васа» состоялось в 1990 году, спустя 29 лет после подъема судна! Этот уникальный музей расположен на острове Дьюргарден и является одной из самых популярных достопримечательностей Стокгольма, ежегодно его посещает несколько миллионов человек со всего мира

Сколько лет живут корабли? Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, не найти в учебниках по морскому делу.
Тогда можно попробовать найти самый старый действующей корабль на флоте.
В составе Черноморского флота РФ, который базируется в Севастополе, находится старейшее судно Военно-Морского Флота России - спасательное судно-катамаран "Коммуна", которое в строю уже 99 лет.(Статья написана в 2012 году. На тот момент Крым был украинской автономией. Сегодня Крым и Россия воссоединились).

2. Спасательное судно-катамаран "Коммуна" - старейший корабль Черноморского флота России. 12 ноября 2012 года будет отмечаться 100-летний юбилей со дня закладки судна. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан". Первоначальное название суда - "Волхов", а название "Коммуна" было получено в 1922 году.

3. "Коммуна" обладает водоизмещением в 3100 т., его длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода - 8,5 узлов, а дальность плавания - 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.

4. Поднимемся по трапу на "Коммуну", чтобы познакомиться с ветераном поближе.

5. Табличка с краткой историей корабля..

6. В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду - в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.

7. "Коммуна" - судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях

8. Вид на платформу с верхней фермы

9. Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра

10. Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата

11. Главный объект "Коммуны" - рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.

12. РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей - захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата

13. Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км

14. В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды

15. Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии

18. Ходовой мостик корабля.

19. Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду - с 1915 года

20.

21.

22. Судно "Коммуна" базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт

23. Прожектор на верхнем мостике

24. Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря

25. Запасные винты

26. Указатели длины якорной цепи

27. Цепь уходит в море...

28. Машинное отделение. В качестве главных двигателей на "Коммуне" первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода "Фельзер" мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.

29. Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации

30.

31. Есть здесь и Ж...

32. Табличка камбуза

33. Скоро у команды обед

34. Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах

35. Курсовой указатель

36. В некоторых местах на "Коммуне" еще встречаются дореволюционные таблички

37. Амперметры

38. Штормовой трап

39. На День Флота РФ, который будет праздноваться 29 июля 2012 года, судно будет выполнять задачу корабля-сопровождения Нептуна. В связи с этим команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника

40. Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ"

41. С 15 мая по 13 сентября 1928 года "Коммуна" выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. "Коммуна" подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет...

42. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"...

43. В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

44. В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе "Коммуна" была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ "Черноморец". К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей

45. На настоящий момент спасательное судно "Комунна" прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ

Люди издавна стремились создавать что-то великое, раз за разом повышая планку и вовлекаясь в непрекращающуюся демонстрацию превосходства и силы. Каждое новое творение, строение или механизм должны были быть сильнее, быстрее, выше, шире, крупнее и прочнее предыдущих. Военная промышленность – не исключение. С древних времен сила военного флота во многом определяла победителя схватки и наглядно демонстрировала расстановку сил. Цивилизации постоянно сражались за плодородные земли и влияние в стратегически выгодных морских бассейнах. В итоге за последние столетия были построены тысячи великолепных и удивительных кораблей, призванных засвидетельствовать военную мощь своей страны. В этой подборке вас ждут 25 самых больших военных судов, когда-либо спускавшихся на воду.

25. Универсальные десантные корабли типа America

America – это огромный штурмовой корабль и одно из самых крупных судов военно-морского флота США. Пока что существует только один корабль такой конфигурации, и это USS America, построенный в 2014 году. Длина судна составляет 257 метров, а его водоизмещение – около 45 000 тонн!

24. Военный корабль типа Shokaku


Фото: wikimedia.org

Оба авианосца типа Shokaku были построены для имперского военного флота Японии в конце 1930-х годов. Строительство кораблей было завершено незадолго до начала Второй мировой войны в 1941 году, и эти суда в свое время считались фактически «бесспорно лучшими авианосцами в мире». Судно класса Shokaku достигало 257,5 метров в длину. Оба гиганта были потоплены противником в 1944 году.

23. Корабли типа Audacious


Фото: anonymous, 09 HMS Eagle Mediterranean Jan1970

Авианосцы класса Audacious были спроектированы военными инженерами по заданию правительства Великобритании в 1930-1940-х годах. Показать на деле во время борьбы с нацистской Германией им так и не удалось, поскольку строительство этих судов было завершено уже после окончания Второй мировой войны. Военные корабли Audacious участвовали в учениях и стратегических операциях с 1951 по 1979 год. Длина такого судна составляла 257,6 метров.

22. Авианосец класса Taiho


Фото: wikimedia.org

Впервые Taiho был спущен на воду в 1941 году, и это был авианосец Японской империи, построенный для участия в боях Второй мировой войны. Общая длина корабля составляла 260, 6 метров, и его конструкция предполагала неуязвимость даже перед лицом массивной бомбардировки, торпедирования и прочих ударов по корпусу. Авианосец Taiho должен был быть способным продолжать бой в любых условиях, но в 1944 году его все еже удалось потопить. Корабль ушел на дно после прямого попадания торпеды, выпущенной американской подлодкой USS Albacore, во время ожесточенного боя в Филиппинском море.

21. Военное судно Akagi


Фото: wikimedia.org

В военном флоте Японии было немало славных кораблей, и Akagi – еще один знаменитый авианосец этой азиатской империи, служивший ей с 1927 по 1942 год. Корабль проявил себя сначала во Второй японо-китайской войне 1930-х годов, а затем во время Второй мировой в легендарной атаке на гавань Перл-Харбор в декабре 1941 года. Последним боем авианосца стало сражение у атолла Мидуэй (Midway) в июне 1942 года. Akagi серьезно пострадал в бою, и его капитан принял решение затопить судно самостоятельно, что в те годы было распространенной практикой среди капитанов японских ВМС. Длина корабля составляла 261,2 метра.

20. Военный корабль класса Charles de Gaulle


Фото: wikimedia.org

Перейдем сразу к цифрам – длина французского флагманского корабля Charles de Gaulle составляет 261,5 метров, а его водоизмещение – 42 500 тонн. На сегодняшний день это военное судно считается самым большим военным кораблем во всей западной Европе, до сих пор спускаемым на воду для участия в учениях и стратегических операциях. Впервые флагман Charles de Gaulle был сдан в эксплуатацию в 1994 году, и сегодня это атомное судно остается ведущим авианосцем военного флота Франции.

19. Корабль INS Vikrant


Фото: Индийский военный флот

Перед вами первый авианосец, построенный в Индии. Длина этого военного корабля составляет 262 метра, а его – около 40 000 тонн. Vikrant все еще находится в процессе оснащения, и завершение его строительства запланировано на 2023 год. Имя авианосца с индийского языка переводится как «мужественный» или «дерзкий».

18. Английский военный корабль HMS Hood


Фото: wikipedia.org

А это один из самых старых военных судов из нашего списка крупнейших в мире кораблей ВМС. HMS Hood был последним боевым крейсером, построенным для Королевского военно-морского флота Великобритании. Спущенный на воду в августе 1918 года, корабль HMS Hood насчитывал 262, 3 метра в длину и гордился водоизмещением в 46 680 тонн. Внушительный по своим размерам крейсер был потоплен немцами во время Второй мировой войны в битве за Датский пролив в 1941 году.

17. Боевое судно типа Graf Zeppelin


Фото: wikipedia.org

Четыре корабля класса Graf Zeppelin должны были стать судами Кригсмарине (Kriegsmarine, немецкий военно-морской флот эпохи Третьего рейха), и их строительство было запланировано еще в 1930-х годах. Однако по причине политических разногласий между немецкими ВМС и Люфтваффе (Luftwaffe, военно-воздушные силы в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера), из-за разногласий среди высших чинов самого Кригсмарине и потому что Адольф Гитлер потерял интерес к этому проекту, ни один из этих внушительных авианосцев так и не был спущен на воду. По задумке инженеров длина такого корабля должна была составить 262,5 метров.

16. Военные корабли типа Yamato


Фото: wikimedia.org

Корабли класса Yamato были военными судами ВМС Японской империи, построенными и спущенными на воду во время Второй мировой войны. Максимальное водоизмещение этих гигантов составляло 72 000 тонн, за что они до сих пор считаются одними из самых тяжелых военных кораблей в истории военно-морского флота всего мира. Общая длина судна класса Yamato составляла 263 метра, и хотя изначально было запланировано строительство 5 таких военных кораблей, в итоге завершено было только 3.

15. Судно типа Clemenceau


Фото: wikimedia.org

Авианосцы типа Clemenceau были парой военных кораблей, состоявших на службе у ВМС Франции с 1961 по 2000 год. В 2000 году один из этих авианосцев, Clemenceau, был разоружен и демонтирован, а второй, Foch, переведен в ведомство бразильского военно-морского флота. Авианосец Foch стоит в порту Сан-Паоло и по сей день. Его общая длина – 265 метров.

14. Авианосцы Essex


Фото: wikimedia.org

Перед вами передовая мощь военно-морского флота США времен Второй мировой войны, авианосец класса Essex. В 20 веке этот тип военных кораблей был самым распространенным видом крупных боевых судов. Всего их было 24, и 4 из этих авианосцев сегодня открыты для посещений в качестве плавучих музеев истории ВМС Америки. Так что если вам доведется съездить в штаты и захочется попасть на борт настоящего боевого крейсера, корабли Yorktown, Intrepid, Hornet и Lexington с радостью приоткроют для вас завесу военных тайн середины 20 века.

13. Боевой авианосец Shinano


Фото: wikimedia.org

Shinano был огромным авианосцем, несшим службу в ВМФ Великой Японской империи во время Второй мировой войны. Корабль имел 266,1 метров в длину и весил 65 800 тонн. Однако японцы поспешили с его спуском на воду, поскольку на тот момент Shinano все еще нуждался в конструкторской доработке. Вероятно, именно по этой причине гигантский авианосец протянул на войне всего 10 дней и был потоплен в конце 1944 года.

12. Военный корабль класса Iowa


Фото: wikipedia.org

Быстрые линейные корабли класса Iowa были построены по заказу ВМС США в 1939 и 1940 годах в количестве 6 боевых единиц. В итоге только 4 судна из 6 были спущены на воду, но зато все они приняли участие в ряде важных для Америки противостояний, включая Вторую мировую, Корейскую и Вьетнамскую войны. Длина этих артиллерийских бронированных кораблей составляла 270 метров, а водоизмещение – 45 000 тонн.

11. Авианосец класса Lexington


Фото: wikipedia.org

Всего таких авианосцев было построено 2 единицы, и оба судна были спроектированы по заказу военно-морского флота США в 1920-х годах. Этот класс кораблей очень хорошо проявил себя и был замечен во многих сражениях. Одним из этих военных судов был авианосец Lexington, враги потопили его во время сражения в Коралловом море 1942 года. Второй корабль, Saratoga, был взорван во время испытаний атомной бомбы в 1946 году.

10. Боевое судно класса Kiev


Фото: wikimedia.org

Известный также под названиями Проект 1143 или авианесущий крейсер Кречет, корабль класса Киев был первым советским авианосцем, транспортирующим самолеты с неподвижным крылом. На сегодняшний день из 4 построенных судов одно было демонтировано, 2 вышли из строя, а последнее, «Адмирал Горшков», было продано ВМС Индии, где оно до сих пор и состоит на службе.

9. Военный корабль класса Queen Elizabeth


Фото: Министерство обороны Великобритании, flickr

Это одно из двух судов класса Queen Elizabeth, и оба эти авианосца еще пока находятся в процессе оснащения для Королевских ВМС. Первый корабль - HMS Queen Elizabeth, и все работы по его строительству завершатся уже в 2017 году, второй - HMS Prince of Wales, спуск на воду которого запланирован на 2020 год. Длина корпуса авианосцев HMS – по 284 метра, а максимальное водоизмещение – 70 600 тонн.

8. Корабль типа Admiral Kuznetsov


Фото: Mil.ru

Авианосцы класса Адмирал Кузнецов были последними боевыми кораблями в своем роде, построенными для военно-морского флота СССР. Всего известно о 2 суднах этого класса, и это борт «Admiral Kuznetsov» (спущен на воду в 1990 году, до сих пор в строю российского ВМФ), а также «Liaoning» (продан Китаю, строительство был завершено в 2012 году). Длина корпуса авианосцев этого класса – 302 метра.

7. Авианосец класса Midway


Фото: wikimedia.org

Проект авианесущего крейсера класса Midway оказался одним из самых надежных и живучих конструкторских решений в истории ВМС. Первый флагман этого типа, спущенный на воду в 1945 году, - USS Midway, и он прослужил американской армии до 1992 года. Последним заданием судна стало участие в операции « в пустыне» в 1991 году. Другой корабль этого класса - USS Franklin D. Roosevelt, и он был списан со службы в 1977 году. Третий авианосец, USS Coral Sea, был переведен в резерв в 1990 году.

6. Американский военный корабль USS John F. Kennedy


Фото: wikipedia.org

Получивший вторым прозвищем кличку Big John (Большой Джон), авианосец USS John F. Kennedy – единственный в своем роде, и последний корабль ВМС США с неядерной силовой установкой. Судно достигает 320 метров в длину, и когда-то оно даже было способно вести боевые действия против подлодок.

5. Военный корабль класса Forrestal


Фото: wikipedia.org

Перед вами один из 4 авианосцев класса Forrestal, спроектированный и построенный специально для американской армии в 1950-х годах. Корабли Forrestal, Saratoga, Ranger и Independence были первыми суперавианосцами, сочетающими в себе значительное водоизмещение, лифты и угловую палубу. Их длина – 325 метров, а максимальный вес – 60 000 тонн.

4. Боевое судно Kitty Hawk


Фото: wikipedia.org

Класс Kitty Hawk стал следующим поколением суперавианосцев ВМС США после судов типа Forrestal. В этой линейке построено 3 корабля (Kitty Hawk, Constellation, America), все они были готовы к спуску на воду в 1960-х годах, и на сегодняшний день уже списаны со службы. Длина корпуса составляет 327 метров.

3. Авианосец класса Nimitz


Фото: wikimedia.org

Корабли Nimitz – это 10 суперавианосцев с ядерной силовой установкой, принадлежащих военно-морскому флоту Америки. Благодаря общей длине в 333 метра и максимальному водоизмещению (свыше 100 000 тонн) эти суда считаются самыми большими в мире военными кораблями на ходу. Они успели принять участие во многих битвах по всему миру, включая операцию «Орлиный коготь» в Иране, войну в Персидском заливе и недавние конфликты в Ираке и Афганистане.

2. Военный корабль Gerald R. Ford


Фото: wikimedia.org

Этот тип кораблей запланирован для замены некоторых все еще рабочих суперавианосцев класса Nimitz. Корпусом новые суда будут очень похожи на крейсеры Nimitz, но, что касается технического оснащения, класс Gerald R. Ford будет намного современнее. В частности, уже запланированы такие новшества, как электромагнитная катапульта для запуска летательных аппаратов и многие другие технологичные решения, призванные повысить эффективность корабля, и снизить стоимость его эксплуатации. Авианосцы Gerald R. Ford будут немного длиннее судов класса Nimitz – их длина составит 337 метров.

1. Боевое судно USS Enterprise


Фото: wikimedia.org

Перед вами лидер нашего списка и первый суперавианосец с ядерной силовой установкой. USS Enterprise – самый длинный (342 метра) и самый известный в мире военный корабль. Он служит американской армии уже 51 год, и поэтому также считается одним из самых долговечных авианосцев США. USS Enterprise участвовал во многих сражениях, включая Кубинский ракетный кризис, Вьетнамскую и Корейскую войны. Вдобавок этот крейсер принимал участие в съемках художественных фильмов. Например, некоторые сцены из Звездного пути и Лучшего стрелка (Top Gun, Star Trek) были сняты на палубе именно судна USS Enterprise, которое по праву считается самым большим американским авианосцем и одним из 10 самых опасных военных кораблей на планете.

Нашей плетенее повезло. Она почти на три четверти покрыта водой – колыбелью всей жизни. Все обитатели Земли так или иначе когда-то вышли из первобытного океана или там и остались. Но сухопутным людям пришлось искать способы перемещаться по недружественной стихии. Так появились лодки, корабли и суда. Первые попытки создать нечто, способное передвигаться по воде, относятся ещё к пещерным временам. Поэтому информация о доисторических кораблях до нас дошла в форме наскальной живописи. Но более поздние конструкции сохранились и в материальной форме.

Древнейшим найденным кораблем чаще всего называют судно, которое сейчас хранится в Киринейской крепости-музее. Под эту экспозицию отведено сразу несколько залов. В них выставлен сам остов корабля, найденная на нем утварь и товары.

Археологи утверждают, что судно относится к легендарным временам правления Александра Македонского, т.е. 300 году до нашей эры. Небольшое торговое судно перевозило амфоры с вином, миндаль и другие ценные товары, когда на них напали пираты. Корабль ограбили, забрав все мало-мальски ценное и судовую кассу, и потопили.

Корабль пролежал под водой более двух тысячелетий, когда в 1968 году на него случайно наткнулся ныряльщик. Археологи со всеми возможными предосторожностями извлекли его остов из-под воды и переместили в музей на радость зрителям.

Возраст древнего корабля из Кириней считается подтвержденным, что и позволило поместить его на первое место в нашем рейтинге. Но есть множество более старых судов, которые пока ещё проходят экспертизу. К примеру, совсем недавно археологи из турецкого города Анкара обнаружили судно, возраст которого датируется пока лишь приблизительно – около 4000 лет.

Пока что историческая реликвия ещё лежит на дне моря, возле древнего порта. На подъем может уйти несколько лет, ведь нужно защитить его части от разрушения, аккуратно разобрать и вернуть на сушу. На этом работа не заканчивается. Каждую дощечку нужно очистить от соли и пропитать особыми растворами, чтобы остановить гниение. После правильной обработки древнее судно, конечно же, не поплывет, но зато будет долгие годы стоять в музее.

Так незамысловато называется одно из старейших судов. Это самый древний клипер, дошедший до наших дней сравнительно целым и невредимым. Он был спущен на воду в 1864 году и долгие годы верой и правдой служил, перевозя эмигрантов из Англии в Австралию. Считается, что около 70% нынешнего населения Австралии – это потомки людей, прибывших именно на этом судне. Правда, тогда он назывался «City of Adelaide». Но что это меняет?

Долгое время он служил плавучим госпиталем, потом стал учебным судном. А уже недавно было решено все же передать его Австралии, для которой этот корабль – ценнейшая реликвия. На буксире его переместили к побережью Зеленого континента, где после реконструкции и восстановления он станет плавучим музеем, символом важнейшей для государства эпохи.

Это просто уникальный экспонат – самое древнее парусное судно. Оно до сегодняшнего дня дошло в неизменном виде. И хотя последние годы судно стоит на вечном приколе, формально оно до сих пор входит в состав боевого американского флота.

О приключениях этого корабля можно снимать фильмы. На воду он был спущен в 1797 году, участвовал в нескольких войнах, где великолепно показал себя. Его корпус изготовлен из особо прочного виргинского дуба, благодаря чему пушечные ядра просто отскакивали об него. За это он получил прозвище «Железнобокий старик».

1830 год чуть не стал для него фатальным. Судно такого возраста уже считалось рухлядью и было предназначено на слом, но вмешалась судьба. Была опубликована посвященная кораблю поэма, что всколыхнуло общественность. Люди потребовали сохранить корабль для истории.

Сейчас Железнобокий старик стоит у причала в Бостоне и ежегодно принимает до полумиллиона туристов. Не удивительно, ведь он замыкает знаменитую туристическую Тропу Свободы. Это судно – настоящая историческая реликвия, но оно нуждается в постоянном уходе людей. Без него корабль погибнет меньше чем за год, просто от гнили.

Американская Конституция – самое древнее парусное судно, которое формально состоит на вооружении. Но в России есть корабль, который на самом деле входит в ряды военного флота, находится на ходу и выполняет свои функции. Это спасатель подводных лодок Коммуна.

Его спустили на воду ещё в 1913 году. Тогда он назывался Волхов. Свое нынешнее имя корабль получил в 1922 году. В списке его заслуг – множество спасенных подводных лодок, участие во Второй Мировой. Уже позже его модернизировали, оборудовали подводным роботом.

Недавно Коммуна отметила уникальный юбилей – век со дня спуска корабля на воду. Подобный рубеж пересекают немногие суда, и лишь единицы в таком возрасте способны выполнять свои функции. Этот корабль входит в их число. Более того, это старейшее судно не только в составе Военно-Морских сил России, но и в мире.

Удивительная находка, поразившая мир: археологи обнаружили 23-метровое судно, которое пролежало на дне Черного моря более 2400 лет. Что скрывает в себе нетронутый греческий корабль? Почему его внешний вид так хорошо сохранился спустя 24 столетия?

Уникальная реликвия

23-метровый корабль, считающийся древнегреческим, был обнаружен на дне Черного моря, после своего крушения более двух тысяч лет назад. В отличном состоянии пребывает мачта, руль и гребные скамейки судна. Благодаря недостатку кислорода на глубине и сохранился внешний вид старого корабля.

Профессор Джон Адамс из английского Университета Саутгемптона удивлен, ведь корабль пролежал на глубине более 2 километров, но при этом отлично сохранился. По его словам, эта находка теперь кардинально изменит наше представление о судостроении и мореплавании в древнем мире.

Считается, что этот корабль был торговым. В Британском музее есть экспонат “Ваза Сирены”, сделанная из древнегреческой керамики, на которой и изображено похожее судно. К слову, эта работа датируется примерно тем же периодом, что и находка археологов. На вазе изображена история, как корабль Одиссея бороздил море, которое было наполнено сиренами. По легенде, герой Гомер набросился на мачту, чтобы противостоять их песням.

Неожиданные находки

Это судно было одним из не менее 60 кораблекрушений, найденных международной группой морских археологов и геодезистов. На протяжении трех лет ученые исследовали дно Черного моря, чтобы получить более глубокое понимание воздействия доисторических изменений уровня воды.

Исследование доказали, что греческий корабль является самым старым и отличным сохранившимся среди всех находок. Ранее уже был обнаружен казацкий рейдерский флот 17-го века, римские торговые суда в комплекте с амфорами. Чтобы определить возраст, дайверы извлекли небольшой кусочек затвердевшего углерода с корабля.

Читайте также: