Коренные народы северной америки. Групповые браки, рабовладельцы и шаманизм: Как жили алеуты до того, как приняли православие Который входит в группу алеутских

Алеуты, алеут, унанган (самоназвание), народ в США, коренное население Алеутских островов, юго-запада полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островов.

Численность и язык

Численность около 3400 (по оценкам) до 17500 (по переписи) человек (2010). Часть алеутов (около 480 чел. — 2010) живёт с начала 19 в. на Командорских островах в России (острова Беринга, Медный). К алеутам причисляет себя часть эскимосов юго-западной и южной Аляски.

Относятся к арктической (эскимосской) расе большой монголоидной расы. Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи.

Диалекты:

  • уналашкинский (восточный),
  • аткинский (центральный),
  • аттуанский (западный).

Двуязычны, многие переходят на английский, русский языки.

История

Заселение предками алеутов основной части их территорий происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад. Название «алеуты» было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747.

С 1799 территория алеутов управлялась Российско-Американской компанией, которая заселила алеутами необитаемые Командорские и Прибылова острова.

Алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 Алеутские острова и Аляска были проданы США.

Основные традиционные занятия алеутов до контактов с европейцами — охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки — многовесельные байдары, одно-, двухлючные байдарки.

К середине 18 в. существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация. Система родства ирокезского типа. Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших (от 10 до 40 семей) полуземлянок.

Традиции

Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) — парка — длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка — одежда из кишок морских зверей с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Обувь — торбаса (сапоги из кож морских животных). Охотники носили деревянные шляпы — конические или с открытым верхом, с удлинённым большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьим усом, перьями и пр.

Основная традиционная пища — мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья.

Для традиционных верований характерна вера в духов, существовало шаманство.

Современные алеуты в США заняты на котиковых промыслах на осторовах Прибылова, работой по найму на рыбоконсервных предприятиях. В СССР Командорские острова были выделены в Алеутский район Камчатской области (1932).

Наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.

Литература

  • Вениаминов И., Записки об островах Уналашкинского отдела, ч. 1-3, СПБ, 1840;
  • Ляпунова Р.Г. Очерки по этнографии алеутов, Л., 1975;
  • Окладников А.П., Васильевский Р. С., По Аляске и Алеутс

АЛЕУТЫ — (самоназвание — унангаи), народ, коренное население Алеутских островов, полуострова Аляска (США) и Командорских островов (Российская Федерация, 644 человека). Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи языков. Верующие — в основном православные.

Расселение

Живут на Алеутских островах, севере полуострова Аляска и соседних с ним островах (8 тыс. чел.). На Командорских островах по данным переписи населения 2002 - 592 чел.

Численность Алеутов в середине XVIII в. - 12–15 тыс. чел. В 1980-е гг. на Алеутских о-вах жили 1815 чел., в т.ч. в г. Уналашка - 178, Сэнд Пойнт - 360, Кинг Коув - 283, пос. Сен-Джордж - 163, Сен-Пол - 450 чел. На Аляске, в г. Анкоридж, - 1512 чел., в Кадьяке - 573 чел.

История народа

По антропологическому признаку Алеуты вместе с эскимосами выделяются в арктический тип тихоокеанской ветви большой монголоидной расы. Язык относится к эскимосско-алеутской семье, предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад. В.И. Иохельсон считал его одним из архаических диалектов эскимосского языка. Диалекты языка алеутов - восточный, или уналашкинский (п-ов Аляска, острова Уналашка, Умнак, Прибылова), западный, или аттовский (острова Атту, Медный) и близкий к нему аткинский поддиалект (острова Атка и Беринга). Первая грамматика алеутского языка была составлена И.Е. Вениаминовым в нач. XIX в. на основе кириллицы. С 1970-х гг. письменность на латинице (на основе восточных и западных диалектов), в школах обучение ведется на родном и английском языках. Название «алеут» дано русскими и впервые встречается в документах 1747. О возникновении этнонима «алеут» существует ряд версий: по обнаруженному русскими путешественниками-сибиряками сходству островитян с жившими в Томской губернии телеутами, или элеутами (XVIII в.); по имени «алант», какое русские на Камчатке давали всякому безымянному утесу в море (К.Т. Хлебников, 1830–1840); по догадке И.Е. Вениаминова (1840), увидев русских, островитяне спрашивали друг друга: «алик-уая» (сокращенно алиуая) - «что это?». Не имея возможности узнать наст. имени аборигенов, русские стали называть их алиутами (потом алеутами); по мнению Г.А.Меновщикова, этноним возник от чукотских аллитхух (отряд, войско, община); по версии Л.С. Берга (1935) - от чукотского алят - остров, алиют - островитяне. Самоназвание алеут - унанган (восточный диалект) или унангас (западный диалект). Имелись и местные названия для жителей различных островов: сасигнан, саскинан (Ближние острова), кагун (Крысьи острова), акугун (Четырехсопочные острова), кигигун (Креницына и Уналашка), каган таягунгин (Шумагина, полуостров Аляска), унимгин (Унимак), каулянгин, кагулингин (Умнак, Уналашка), нигугин, ниягунгин (Атка), намигун, негбо (Андреяновские острова). История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733–1743). Русские исследователи, промышленники, миссионеры собирали данные о культуре алеутов. Особо обстоятельными были исследования Г.А. Сарычева, И.Е. Вениаминова, В.И. Иохельсона. Последний провел на Алеутских островах в 1909–1910 археологические раскопки. С кон. ХIХ в. изучение алеутов все более концентрировалось на проблеме их происхождения.

Долгое время существовали 2 гипотезы. По одной (Стеллер, Вениаминов, Квимби, Коллинз, де Лагуна, Хейзер, Козырева), алеуты пришли с северо-востока азиатского побережья. По другой (Долл, Иохельсон, Грдличка, Сполдинг, Бенк) - с Аляски. Исследования Г.Ф. Дебеца, М.Г. Левина, В. Лафлина, Н.Н. Дикова, Р.С. Васильевского доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры алеутов происходило на их современных территориях 6000–4600 лет до н.э. Согласно одной из точек зрения (Квимби), алеуты составляли южную группу эскимосов, по мнению других (Долл, Иохельсон, Токарева, Грдличка, Бергсланд, Лафлин), алеуты выделились в самостоятельный этнос достаточно давно. Судя по общей очень редкой группе крови N у эскимосов и индейцев, существуют глубокие этногенетические корни предков эскимосоалеутов и американских индейцев. К сер. ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло собой территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом.

Хозяйство

Тип традиционного хозяйства Алеутов определили природные условия островов. Берингово море богато ластоногими и китами. Изобилие рыбы в морях дополнялось сезонным ходом красной рыбы для нереста в островные речки. Множество скалистых островков с птичьими базарами давали возможность для промысла птиц и яиц. Приливно-отливная зона служила местом сбора моллюсков, морской капусты и т.п. Подсобное значение имел сбор ягод, кореньев и трав. Мясо и рыбу ели в сыром, вяленом или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир (его держали в пузырях из желудков морских животных). Охота начиналась в конце апреля. С мая до осени ловили идущую на нерест рыбу. В середине июля охотились на птиц. Зимой промышляли с берега тюленей. На морского бобра (выдру) охотились в открытом море при помощи легкого неповоротного гарпуна (бобровой стрелки). При охоте на сивучей и нерп использовали тяжелый неповоротный гарпун, который бросали без помощи метательной дощечки. Поворотные гарпуны употреблялись при охоте на лахтаков и др. Сивучей убивали на лежбищах, отгоняя от воды палками (дрегалки) и копьями. Нерпу заманивали на берег манщиком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки. На китов охотились при помощи копья, кончик которого смазывался ядом. Через 2–3 дня умершее животное выбрасывало на берег. Птиц ловили при помощи метательных копий шатин и метат. снаряда бола - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах, который бросали, придав ему вращательное движение, в стаю птиц. Птица при этом запутывалась в ремнях. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50–70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук и стрелы. Рыбу ловили уженьем, во время нереста били острогами или ловили сачками, предварительно построив на реке запруду. Важную роль в морской охоте играла байдара – каркасная лодка из сивучьей или нерпичьей кожи. Садясь в круглое отверстие в водонепроницаемой одежде, охотник плотно стягивал его края вокруг пояса. Для страховки от аварии к байдаре привязывали пузыри из надутых нерпичьих шкур или сивучьих желудков. С проникновением огнестрельного оружия распростр. двухлючные байдары; во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие. Многовесельные открытые байдары использовались для перевозки детей и женщин, грузов, а также в военных походах. Изготовлением оружия, орудий труда, каменной и деревянной утвари занимались мужчины. Из камня изготовляли ножи, топоры, крепившиеся к деревянным рукояткам, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы для освещения и обогрева жилища, горевшие на китовом жире (фитиль делался из мха). Женщины шили, вышивали одежду, делали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. У алеутов были развиты все виды тканых плетений из растит. волокон. Алеутское плетение за высокое мастерство наз. шелковым, оно отличалось от эскимосского и индейского. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей. Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек. Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов. Поселения состояли из 2–4 больших полуземлянок (улягамах). Их строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Внутри вдоль стен сооружали нары. Дом вмещал 10–40 семей. Семья жила на своей части нар, отделенных др. от др. столбами и пологами. Под нарами хранили утварь. На лето каждая семья переселялась в постройку типа шалаша или полуземлянки из китовых костей и плавника (уляк) - такой тип жилищ чаще встречался у восточных алеутов. Уляки служили также хранилищами для пищи и охотничьего снаряжения.

Одежда

Традиционной одеждой алеутов была парка - длинная глухая куртка из меха котика, калана, птичьих шкурок, женская - из шкур морских бобров или котиков мехом внутрь. Поверх нее надевали камлейку - непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. И парки, и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Мужская и женская одежда совпадала по покрою, несколько отличаясь украшениями. Обувью служили торбаса - сапоги из кожи морских животных. Более древний тип торбасов представлял собой широкое голенище с пришитой подошвой. Своей обуви алеуты не изготовляли, выменивали торбаса у эскимосов. Мужчины-промысловики носили также трофейную обувь.

Промысловыми головными уборами были богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами деревянные шляпы конической формы (у вождей-«тоёнов») либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников). Они надевались на капюшон поверх камлейки. По мнению С.В. Иванова, алеутские шляпы восходят к древнейшим зооморфным головным уборам и связаны с охотничьей магией. Г. Коллинз, Т. Матиассен, Т. Дженнесс предполагали связь их орнамента с древнеберингоморской культурой и через нее с предками меланезийцев, айнов, народов Амура. Подобные головные уборы у алеутов особенно распространены в период русской колонизации: их носили при контактах с русскими вожди - для отличия от простых соплеменников. Изготавливались они долблением из цельного куска дерева, который затем распаривали, придавая ему нужную форму. (Позднее - из нескольких кусков дерева, скрепленных внахлест.) Готовую шляпу расписывали белым, черным, красным, синим, зеленым и желтым цветами (орнамент - полосы, линии из точек, кругов, полукружий, штрихов, криволинейные узоры из завитков, парных и сигмаобразных спиралей и розеток; иногда сюжетные рисунки), с боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрич. орнаментом, в к-рый втирали краску. На вершине задней пластинки крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы дл. до 50 см. Количество усов зависело от охотничьих качеств владельца и говорило о числе добытых им моржей.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Головные уборы полагались только мужчинам.

Носили ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха, из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Были распростр. татуировка и раскраска лица и тела. С началом контактов с русскими и принятием крещения они исчезли из обихода.

Объединения алеутов

Территориальные объединения алеутов состояли из родовых групп, считавших свое происхождение от общего предка, возглавлял их вождь, который получал власть либо по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями, военное управление. Экономические преимущества вождь имел только после военных походов и торговых сделок, в повседневной жизни ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя, родовую группу возглавлял совет старейшин. Есть упоминания о родовых общинных домах, существовали элементы тайных мужских союзов с характерными для этого имитациями, ряжением, запугиванием женщин, секретностью. Юношей принимали по представлению дяди со стороны матери или (реже) отца. Были и женские тайные союзы, устраивавшие пляски в полнолуние, запретные для мужчин. Счет родства патри-, матри- и билатеральный. Брак патри- и матрилокальный. Существовали авункулат, кузенные браки, многоженство, сорорат,левират, братская полиандрия. У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах, за храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Предполагается, что рабство у алеутов развилось позднее, чем у индейцев северо-западного побережья Америки (тлинкитов, квакиютль и др.).

Религия

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к сер. ХIХ в. исчезли в основном отработка за жену и калым, многоженство и гостеприимный гетеризм. Для традиционных верований алеутов характерен анимизм, представления о существовании добрых и злых духов. Злые духи главным образом насылали болезни. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева, птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали также деревянные маски, надевавшиеся во время обрядовых плясок. Было распространено шаманство. Шаманская мифология включала представления о разных мирах, о вселении в человека болезнетворных духов. Как и у нек-рых народов Сибири, шаманский костюм символизировал птицу. Существовала также охотничья магия – обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты, ношение амулетов; алеуты верили, что, надев на себя шкуру, человек превращается в соответствующее животное, которое охраняет владельца.

Исчисление месяцев начиналось с марта. Их названия были связаны с локальными особенностями годового хозяйственного цикла и варьировались у разных групп алеутов.

Родовые погребения размещались в небольших углублениях среди скал. Умершим придавали сидячее положение. В погребения клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Знатных алеутов бальзамировали, хоронили (часто вместе с их рабами) в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами.

Один из основных праздников алеутов - зимнего солнцестояния - включал пляски, представления охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачу подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, сопровождались пантомимой и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали обрядовые головные уборы и деревянные маски, изображавшие соответствующих героев.

С кон. ХVIII в. обращенные в православие алеуты испытывали сильное влияние русской культуры. У них распространились обряды сватовства и венчания. Религиозные книги были переведены на алеутский язык, часть миссионеров происходила из аборигенов. Алеуты до сих пор остаются приверженцами православия, ведут службы на русский и алеутский язык. С 1799 территория Алеутских островов и прилегающей к ней части Аляски управлялась Российско-Американской компанией (РАК). Прежние стихийные контакты алеутов с русскими промышленниками были заменены организованным управлением. Основной целью РАК в отношении алеутов было стремление сохранить их традиционное хозяйство как надежный источник получения прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу других инородцев Российской империи, они платили в казну ясак, с 1821 были признаны российскими подданными.

В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. Первоначально их территория находилась под военным управлением, а в 1884 получила статус округа. Алеуты поддерживали контакты с моряками-китобоями и мехоторговцами. С 1887, в связи с открытием на Аляске месторождения золота, началось ее промышленное освоение, резко возросло число пришлых жителей. На Алеутских островах развивалась рыбоконсервная промышленность.

На культуру коренных жителей оказала большое влияние деятельность миссионеров. Ускорилась ассимиляция алеутов, особенно через школы, преподавание в которых велось на английском языке. Все это разрушающе действовало на их традиционную культуру и образ жизни. В 1912 Аляска (с Алеутскими о-вами) получила статус территории с местным самоуправлением. С 1915, как и все коренное население Аляски, алеуты были приравнены в правах к индейцам США и отданы под опеку Бюро по делам индейцев. В 1924 они получили права гражданства. В 1959 Аляска стала штатом США.

Алеуты

(Самоназвание: - унаңан / унанган/ unangan)

Взгляд из прошлого

В.И.Немирович-Данченко, "Страна Холода", 1877г. :

Это - терпеливое, мужественное и честное племя. Собственность между ними неприкосновенна. Они не только не запирают ничего у себя, но имущество и посторонних людей - вполне обеспечено. Нет между ними и убийств. Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления. Алеут сохранил благородную гордость до такой степени, что считает оскорблением не только обидное слово, но и пренебрежительный взгляд. Он свято держит данные им обещания и никогда не лжет.

Больше всего алеуты любят водку и табак. Особенно же последний. Они смешивают его со стружками сосновой коры и вполне отдаются этому наслаждению, зажмуривая глаза. Трубка обходит круг собеседников. Ожидающие ее наслаждаются созерцанием приятных ощущений того, у кого в руках она находится в данный момент.

Не особенно развитый в умственном отношении, алеут отличается необыкновенною переимчивостью. Он с удивительною легкостью способен усвоить себе ремесло, виденное им вскользь. Таким образом, между ними, в последнее время явились столяры, плотники, кузнецы, слесаря и сапожники. Были даже примеры, что из алеута выходил недурной местный живописец. Большая часть мужчин-алеутов говорит хорошо по-русски, впрочем теперь, с уступкою этих земель американцам,– между ними развивается изучение английского языка.

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений.

Современные источники

Общие сведения

Алеуты - коренное население Алеутских островов, о-вов Шумагина, а также западного берега Аляски вплоть до реки Угашика на севере.

К моменту прихода русских, т. e. в середине XVIII века, алеуты насчитывали до 15 тыс. человек.

Однако, из-за занесенных на их территории эпидемий и голода наступившего в результате варварского уничтожения промысловой базы, к 1820 году их численность упала до 2 тыс. человек .

Сегодня большая часть живёт в США (Аляска), часть - в России (Камчатский край).


В 2010 году в США по разным оценкам насчитывалось более 17000 алеутов (из них более 2000 человек-носителей языка).

В том числе на Аляске (на Алеутских островах ) - 10 708 человек, в штате Вашингтон - 2273 человек, в Калифорнии - 998 человек, в Орегоне - 479 человек и др.

Алеуты входят в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; при этом их численность на территории России в 2002 году составляла 540 человек, в 2010 году - 482 человека.

В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края .

Из них в крае - 401 чел., где они в основном проживают в селе Никольское (294 человека) - единственном населённом пункте на острове Беринга и во всём районе (с 1970-х годов).

Составляют 37,1 % населения Алеутского района по переписи 2010 года.

Происхождение

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения.

Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски.

Г. В. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов; в качестве основного аргумента он рассматривал сходство, которое, по его мнению, имеется у алеутских шляп из древесной коры и шляп ительменов и коряков.

Возражая против азиатской гипотезы, известный американский исследователь Аляски В. Долл полагал, что при тех средствах передвижения, которыми располагали алеуты, их переезд алеутов из Азии на острова представляется невероятным.


Американское происхождение алеутов предполагал и В. И. Иохельсон, аргументируя эту гипотезу сходством культуры алеутов с культурой индейцев северо-западного побережья Америки: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приёмы украшения.

В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии».

А. Грдличка считал, что первыми жителями Алеутских островов были праалеуты (англ. Pre-Aleuts), которых примерно в 1000 году до н. э. сменили предки нынешних алеутов, пришедшие с Американского континента и продвигавшиеся на запад вдоль островной цепи.

Позднейшие археологические раскопки подтвердили смену населения островов в это время.

Что касается времени отделения алеутов от эскимосов и выделения их в самостоятельный этнос, то это, по мнению ряда авторов, произошло примерно 8000 лет назад.


В 1877 году, характеризуя антропологический тип алеутов, русский путешественник В. И. Немирович-Данченко писал: «Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольской, чем с американской расой».

Он отмечал также, что цвет тела и лица у алеутов - белый, что отличает их от более смуглых чукчей и эскимосов.

По современным представлениям, алеуты относятся к арктической расе, хотя занимают в её составе особое положение: у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов.

Генетические исследования показали, что алеуты по своему генофонду обнаруживают бо́льшую близость к азиатским эскимосам и чукчам, чем к эскимосам Аляски и коренному населению Камчатки.

Анализ гаплогрупп митохондриальной ДНК у алеутов показал, что у них преобладает древняя гаплогруппа D (в варианте D2a1), широко распространённая среди аборигенного населения севера Американского континента, а также встречается и гаплогруппа A, характерная как для аборигенов Америки, так и для жителей Северной и Центральной Азии.

Это означает, в частности, что по материнской линии вклад европейцев в генофонд алеутов не прослеживается.

Иную картину даёт изучение Y-хромосомных гаплогрупп алеутов: у современных алеутов характерная для европейцев гаплогруппа R преобладает над исконной для аборигенов Америки гаплогруппой Q, так что 85 % Y-хромосом у алеутов имеет европейское происхождение. Следовательно, по отцовской линии генотип алеутов сильно смешан.

Язык

Название «алеут» русского происхождения.

Оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 г.

Этимология этнонима вызывает разногласия у её исследователей. Если Г. А. Меновщиков выводил название «алеут» из алеутского слова аллитхух ‘команда, община’, то И. С. Вдовин полагал, что этноним имеет чукотско-корякское происхождение - от слова аляв-вытэ ‘те, у кого на голове обод’ (необычные деревянные головные уборы алеутов действительно были в прошлом их отличительной особенностью).

Гипотеза, по которой название «алеут» происходит от чукот. алиат ‘остров’, алиут ‘островитяне’, представляется наиболее убедительной.

Названия локальных групп: жители Ближних стровов - сасигнан, Крысьих - каган, о-ва Атки –нигагин.

Четырёхсопочных - акагаи (т. e. «тамошние»), о-ваУмнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-вов Креницына и часть Уналашки - кигиган («северо-восточные»), о-ва Унимака -анимгин, о-вов Шумагина- каган таягангин («восточные люди».)

Алеуты говорят на алеутском языке, в котором обычно выделяют четыре диалекта:

Восточный диалект (бо́льшая часть Алеутских островов: Умнак, Уналашка, Акутан; острова Прибылова; полуостров Аляска);

Западный диалект (остров Атка на западе Алеутских островов);

Беринговский диалект (остров Беринга - Командорские острова), который почти полностью совпадает с западным, но содержит значительно бо́льшее количество заимствований из русского языка;

Медновский диалект (ранее бытовал на острове Медный - Командорские острова, сейчас его немногочисленные носители живут на острове Беринга).

Медновский диалект значительно отличается от всех других.

Сейчас его предпочитают рассматривать как самостоятельный алеутско-медновский язык - смешанный язык, возникший в результате чрезвычайно сильной лингвистической интерференции двух языковых образований:аттуанского диалекта алеутского языка (встречался на острове Атту, самом западном из Алеутских островов, исчез в середине XX века) и русского языка.

В результате его грамматика частично наследует грамматику аттуанского диалекта, частично - грамматику русского языка.

С 1970-х гг. алеутский язык с использованием алфавита на основе латиницы преподается в школах на территории штата Аляска.

В российских образовательных учреждениях он не изучается.

В начале XXI века на острове Беринга на беринговском и медновском диалектах говорило не более 12-15 человек старшего поколения; остальные алеуты перешли на русский язык.

Основная часть алеутов США к этому времени перешла на английский язык; на западном диалекте продолжало говорить 80 человек, на восточном - 420-430 человек (из которых около 375 человек - жители островов Прибылова).

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством.

Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных, а на суше добывали морских котиков и - зимой - тюленей; в некоторых районах они вели охоту на медведей и карибу.


Калана добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом.

Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек длиной 50-70 см с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом.

Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей.

К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки.

Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий.

Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах.

Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника.

Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Алеутские женщины собирали моллюсков и морских ежей, а также дикие растения - ягоды и травы (последние, в частности, использовались для изготовления разнообразных плетёных изделий).


Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом.


До прихода русских оружием алеутов были лёгкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи.

Жилье

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырёх больших полуземлянок (улягамах).

Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса, которые начисто были лишены очага.

Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дёрном.

В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.


Полуземлянка вмещала от 10 до 40 семей.

Внутри вдоль стен сооружали нары.

Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь.

Летом переселялись в отдельные лёгкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дёрном.

Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени.

Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи.

Одежда

Традиционной зимней одеждой алеутов была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок.

Поверх неё надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки).

Праздничная одежда (парки и камлейки) по крою не отличалась от повседневной, но её обильно украшали вышитыми полосами, бахромой, ремешками из меха; у мужчин праздничная парка имела высокий стоячий воротник.

Края капюшона и рукавов затягивали шнурками.

Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи.

Мужская и женская одежда была сходна по крою и украшениям.

Позже появился новый тип одежды - бродни (штаны из сивучьих горл), к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных.

В качестве летней одежды алеуты использовали выношенную зимнюю, однако шили и специальную летнюю - из кишок морских животных и птичьих шкурок.

Нижнего белья как такового алеуты не имели, но использовалась поясная одежда, сшитая из нерпичьих шкур.

Во время промысла для защиты от сырости алеуты в XVIII веке надевали плетёные из травы дождевики (аналогичные ительменским и айнским), а позднее - плетёные соломенные циновки.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов) либо шляпы без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами.

Их надевали на капюшон камлейки.

Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом.


С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску.

На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя.

В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца.

Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Питание

Традиционную еду алеутов составляли мясо морских животных и птиц, рыба, морские беспозвоночные, водоросли и дикие растения.

На зиму они заготавливали юколу.

Творчество

Алеуты выработали своеобразную художественную культуру.

Метательные дротики, охотничьи луки, головные уборы, маски алеутов одновременно являются образцами самобытного орнаментального искусства.

Искусной резьбой были украшены деревянные оправы для женских ножей, колотушки для глушения рыбы.

Охотничьи головные уборы богато украшались накладными гравированными пластинками, бусами, бисером, сивучьими усами, птичьими перьями, после чего расписывались яркими минеральными красками.

Применение многоцветной росписи по дереву отличает искусство алеутов от искусства других народов крайнего Северо-Востока России.

Наоборот, оно находит параллели в искусстве индейцев Северо-Запада Америки, хотя по мотивам роспись алеутов стоит ближе к орнаменту эскимосов.

Своеобразием отличаются и алеутские изделия из мягких материалов.

Самые разнообразные узоры алеуты создавали из волоса оленя, причём в технике, неизвестной другим народам.

Тщательность исполнения характерна для плетёных изделий алеутов - накидок, циновок, ковриков, мешочков, корзинок; материалом служили стебли дикого гороха и дикого ячменя.

У алеутов имелось немало исторических преданий. Было сложено много песен, важнейшими темами которых были морские промыслы и любовная лирика.

Традиционное устройство общества

У алеутов к середине XVIII века наблюдались социально-имущественная дифференциация при сохранении основ родового строя.

В. И. Немирович-Данченко отмечал, что до прихода русских алеуты подразделялись на три класса: первый включал тоёнов (родоначальников, старших в роде) и других знатных алеутов, второй - свободных людей, третий -калги- военнопленных, играющих временную роль рабов.

Религия
Для традиционных алеутских верований характерно представления Пантеизма о единстве и одухотворенности Мира, личностно-субъективной сознательности его частных проявлений, о душе как жизненной силе.

Бог по-алеутски звучит как Агугум.

Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов.

Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

В мифологии бытовали представления о разных мирах.

Культовый костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Существовали охотничьи обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты и ношение амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, были обращены в православие.

Особенностью христианизации алеутов было то, что она была начата не миссионерами, а русскими промышленниками.


Постоянное присутствие среди алеутов священников начинается с лета 1824 года, когда на остров Уналашку прибыл И. Е. Вениаминов (свт. Иннокентий), пробывший здесь десять лет.

Считается, что именно Иван Вениаминов крестил алеутов.

Один из алеутов - Пётр Алеут - почитается Православной Церковью в качестве мученика.


Епископом Алеутских островов и Северной Америки в 1898 – 1907гг. являлся будущий Патриарх Московский и Всея Руси, святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин).

История

«Обнаружение» русскими Алеутских островов состоялось в 1741 году, во время «Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции» (1733-1743).

С 1745 года, на протяжении нескольких десятилетий происходили ожесточенные вооружённые столкновения между экипажами русских торгово-промышленных судов и алеутами.


Во второй половине XVIII века ежегодно на Алеутские острова приходили до четырёх-пяти купеческих кораблей и сменявшие друг друга партии русских зимовали на островах по 5-6 лет.

С 1799 года Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией (РАК).

Для освоения необитаемых ранее Командорских островов компания с 1826 года стала переселять туда с близлежащих Алеутских островов промысловых рабочих-алеутов (предков нынешнего населения Командор) .

В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки (в 1827 году их было уже 110 человек), остров Медный - выходцы с Атту.

Основной целью Российско-Американской компании было использование алеутов в качестве охотников на котиков и каланов, чьи меха являлись основным источником прибылей.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 года признаны российскими подданными (при этом их отнесли к сословию «островитян», а в 1844 году приравняли к «оседлым инородцам»).

В 1812 году служащий РАК Иван Кусков с 25 русскими колонистами и 90 алеутами (наряду с собственно алеутами в число последних входили и эскимосы-алутиик) основал крепость Росс (Форт-Росс) на побережье Северной Калифорнии.

В 1828 году в крепости проживали 25 русских и около 100 алеутов-звероловов; местные индейцы-кашая называли алеутов «подводными людьми», поскольку их лодки-каяки сидели на воде так низко, что казались появляющимися из моря.


В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, после чего в России алеуты остались лишь на Командорах.

В 1915 году алеуты приравнены к американским индейцам и перешли под опеку Бюро по делам индейцев.

В 1924 году они права американского гражданства.

В июне 1942 года японские войска десантировались на остров Атту, после чего его жители были перевезены на Хоккайдо.

В 1945 году американские власти переселили их обратно, но по соображениям военного порядка, не на родной остров, а на остров Атка, где они растворились среди местного населения.

Начиная с 1960-х годов положение американских алеутов начинает значительно улучшаться (в частности, удалось справиться с получившим ранее широкое распространение туберкулёзом).

В соответствии с принятым в декабре 1971 года «Актом об урегулировании претензий коренных жителей Аляски», в июне 1972 года была создана «Алеутская корпорация».

Одна из 12 региональных корпораций, созданных на территории штата Аляска на этнической основе, имеющая подразделения в каждом селении, где проживают алеуты, и призванная решать вопросы о землях, некогда отчуждённых у коренного населения.

А также заключать государственные контракты, управлять недвижимостью и инвестициями в различные проекты на контролируемой ею территории.

«Акт» признал также права алеутов на «ведение традиционного образа жизни» и предусматривал выплату им компенсаций за отчуждённые земли.

В России, 1882 года, алеуты были заняты на котиковом, бобровом и песцовом промыслах, ловили рыбу и птиц, разводили ездовых собак и занимались огородничеством (репа, редиска, картофель).

С 1871 года котиковый и бобровый промыслы сдавались в аренду различным торгово-промышленным компаниям.

Численность населения островов зарегистрированная в 1899 году: 354 человек на острове Беринга и 283 человека на острове Медном.

В 1928 году Командорские острова были выделены в Алеутский национальный район.

В 1969 году село Преображенское (место проживания алеутов острова Медный) по решению местных властей в рамках кампании по ликвидации «неперспективных» деревень было закрыто, а жители села были перевезены на остров Беринга.

После этого основным местом сосредоточения российских алеутов стало село Никольское на данном острове.


Национальная кухня. Рецепты

Охота на китов издавна была традиционным занятием многих народов – алеутов, гренландцев, камчадалов, скандинавов, чукчей, эвенков, японцев. По осени они заготавливали мясо: вялили, заливали китовым жиром или замораживали – да так, что оно могло храниться почти год.
Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде.

Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир.

Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Рецепты:

Строганина.

Целую соленую рыбу отмочить в проточной воде, примерно 3-4 дня. Если ее разделать и порезать на куски - процесс происходит быстрее но рыба теряет вкусовые качества. Отделить мясо от костей и шкуры. Порезать на кусочки 1-1,5 см., добавить уксус, перец, лук, можно и зеленый горошек. Перемешать. Все, можно есть, вернее подавать в качестве закуски.

Второй способ аналогичен первому. Свежезамороженную рыбу настрогать или порезать ножом, добавить уксус, соль, перец, лук дать выстояться 1-3 часа и можно есть. Главное условие - рыба должна быть хорошо промороженная: 6-10 часов при температуре -35.. -45 градусов, или 2-4 дней при -10… -20 градусов.

Брюшки в кляре .

У свежей нерки, кижуча, гольца берется брюшко и ребра, кости отделяются, режутся примерно на кусочки по 5-6 см. Делается кляр, на одну рыбину (1,5 -2 кг.) примерно пол стакана муки, одно яйцо (или 2 чайные ложки яичного порошка), добавляется соль, перец по вкусу. Все это разводится молоком или водой (можно и сухое молоко) до сметанообразного состояния. Сковорода с растительным маслом должна быть хорошо разогрета. Кусочки рыбы полностью обмакиваются в кляре, лишнее тесто стряхивается и ложатся на сковородку. Жарится очень быстро. Аналогично жарится и палтус, только толщина кусочков должна быть не более 1,5..2 см.

Юкола .

В основном делают из нерки. Рыбу потрошат, отрезают голову, Разрезают вдоль до самого хвоста но не совсем, получается две половинки соединенные в хвосте. Удаляют хребет вместе с ребрами. Эти две половинки вешают на жерди под навесом. Можно немного подсолить. Высушенная рыба хранится очень долго и сохраняет все питательные вещества.

Пирог рыбный.

На пирог идет треска, нерка, кижуч, голец. Используется пресное тесто. Рыбное филе нарезают мелкими кусочками (1-2 см.) В противень укладывают тесто слоем в 0,5-1 сантиметра. На него примерно таким же слоем укладывают слегка недоваренный рис (можно и картошку сырую), затем слой нашинкованного лука. Затем слой рыбы от 1,5 до 2,5 см. Некоторые хозяйки наоборот - сначала рыба потом рис. Последний слой лука, специи: соль, перец, петрушка (по вкусу). Все это накрывают слоем теста толщиной 0,5 - 1 см. Края защепляют. Получившийся пирог сверху протыкают вилкой раз примерно 10-12, для выхода пара, а то раздуется как колобок. Из остатков теста делают разные украшения и укладывают сверху. Ставят в духовку, время от времени проверяют. Обычно когда оно покроется коричневатой корочкой - значит готово.!

Котлеты из трески .

Мясо трески перекручиваем на фарш. Добавляем в него примерно столько же и перекрученного сала. В этот фарш добавляем лук, картошку. Перец, зелень и соль по вкусу. Обжариваем котлеты до появления корочки. Потом все это кладем в кастрюлю, грамм 100-150 воды или какой ни будь подливы, и парим.

Чимигин - алеутские «семечки».

Моллюски. Морские улитки диаметром от 1 до 2,5 см. В прибойной полосе ими усыпаны все камни. Берется железная посудина, засыпаем в нее улиток, набирается тут же морская вода, варим их примерно 3-5 минут. Самое главное: нужна иголка или что-то наподобие, чтобы выковыривать их из раковин. Похоже на мясо краба или кальмара- это уж кому как. Очень вкусно. И занятие на долгое время. Дети просто в восторге, когда им на берегу моря сваришь этих «семечек». И действительно, иной раз так увлечешься этими «семечками», что с удивлением заметишь груду пустых раковин возле себя.

Утка в походных условиях .

Разводим костер на крупной гальке. Ощипываем утку, потрошим. Сердце и прочий ливер укладываем внутрь. Соль, специи по вкусу. Если есть картошка - туда же. Сгребаем костер в сторону, в ямку - утку, сверху засыпаем горячей галькой. Сверху остатки костра - пусть прогорает минут 20 - 30.

Соленые ласты .

Ласты нерпы, котика обрезают по первый сустав. От шкуры не очищают. Укладывают в бочку, заливают крепким тузлуком (соляной раствор), ставят под гнет. Если их нужно заквасить то соли используют не много. Есть можно через пару месяцев. Котиков забивают в основном молодых, мясо у них рыбой почти не пахнет.

Свежие ластики

Ласты морского котика варят вместе с картошкой в «мундирах». Едят с картошкой. Горчица или чеснок по вкусу.

Тачи - лопатки морского котика.

Лопатки слегка подсаливают, натирают чесноком и перцем. Ставим их в духовку на противне. Минут через 20-30 можно есть. От обычного мяса отличается очень нежным вкусом. Нет не жил ни прочих атрибутов обычного мяса. Цвет темно-коричневый.

Сольтисон по-алеутски .

Из нерпы, котика извлекают желудок вместе с пищеводом. Выворачивают, соскабливают слизь и прополаскивают. Выворачивают в изначальное положение. Надувают, завязывают, вывешивают на ветерке. В высушенный желудок укладывают слоями юколу и нерпичий жир. Жир нарезают полосками. Завязывают и вешают в погребе. Через 2-3 месяца юкола пропитывается жиром, становится мягкой и готова к употреблению. В этих же желудках квасят и ластики, также добавляя нерпичий жир. Вообще-то перетопленный нерпичий жир при нормальной температуре остается жидким как растительное масло.


Алеуты, как и чукчи, всегда были крайне воинственным народом. Это один из немногих северных этносов, у которого было распространено рабство. Алеуты нападали на своих соседей, уводили в плен жителей, были искусными рыбаками и охотниками. После контактов с русскими колонизаторами их нравы смягчились, они приняли православие, и даже одного из аборигенов канонизировали как святого Петра Алеута. Подробнее в материале.

Жизнь на берегу океана

Для начала любопытный факт: название этого народа, как и островов, которые обязаны ему своим именем – алеуты – русское по происхождению, так оно и вошло в другие языки (например, английский). Сами аборигены обычно именовали себя унанган, хотя отдельные группы, живущие на разных островах, имели собственные, отличные от этого обозначения. Ученые так и не пришли к единому мнению о том, почему русские путешественники называли местное население именно так. Считается, что слово заимствовано из одного из диалектов чукотского или корякского языков и означает, скорее всего, «островитянин», «житель островов» (по другой версии, алеуты обязаны своим именем необычным головным уборам, которые они носили).

На первый взгляд, алеуты с их культурой и образом жизни мало отличаются от других северных народностей. Они выходили в море на неустойчивых каяках или многоместных гребных лодках, были искусны в рыбной ловле, охотились на морских млекопитающих – тюленей, морских котиков, выдр и даже китов, ловили птиц с помощью сетей или хитрых ловушек. Из шкур шилась одежда, жир служил для освещения жилищ, в дело шли даже внутренности и кости – например, из желудков морских львов делали сосуды для хранения припасов.


Алеутские женщины славились умением плести из травы циновки, корзинки, сумки и другие изделия; такими же травяными нитями вышивали одежду (говорят, что по тонкости они почти не уступали шелковым). Любопытно, что мастерицы специально отращивали длинные ногти, которые служили им вспомогательным инструментом в плетении. С годами, в результате постоянных нагрузок не только ногти, но и сами пальцы деформировались и выглядели подчас довольно странно.

Традиционным жилищем алеутов были вместительные полуземлянки, носившие название барабора. В одной такой землянке проживало сразу несколько семей. Строились они обычно на побережье и обязательно на возвышении, чтобы обеспечить хороший обзор – так можно было следить за появлением возможной добычи или не проглядеть приближение врагов. Стенки бараборы укрепляли китовыми костями и бревнами (как правило, это были выброшенные морем коряги), крышу покрывали дерном, сухой травой и шкурами. Внутрь попадали сквозь люк в крыше, а лестницей служило бревно с зарубками-ступенями.

Иногда такие жилища имели по два входа: «летний» – через отверстие в кровле, и «зимний» – через полуподземный коридор. Для освещения пользовались лампами, заправленными животным жиром. Так алеуты жили вплоть до XIX века, когда после контактов с европейцами уже начали строить и более привычные для нас наземные дома из досок и жердей.


Заслуживает внимания традиционный семейный уклад алеутов. До распространения христианства у этих племен свободно уживались многоженство и многомужество, женщины и мужчины обладали почти равными правами. Родство считали по материнской линии, хотя власть вождя, например, наследовалась от мужчины к мужчине. Существовал групповой брак. По обычаям гостеприимства хозяин должен был предложить свою жену гостю (и это воспринималось всеми участниками действа как должное). Будущий муж часто должен был «отрабатывать» свою невесту, проживая год-два вместе с ее родителями и помогая вести хозяйство.

Не меньшее удивление у европейцев вызывал и другой алеутский обычай – рабство. Рабы были наиболее бесправными членами алеутского общества, за любую провинность их жестоко наказывали, а за особо тяжкие проступки – убивали. Чаще всего рабами становились военнопленные (как ни странно, алеуты показали себя довольно воинственным народом, междоусобные стычки не были редкостью) или деклассированные элементы. Некоторые хозяева имели по десятку и более рабов. Раб даже превратился в универсальную единицу обмена – например, за одного можно было получить каменный нож, а традиционная лодка-каяк обходилась дороже: за нее отдавали семейную пару.

До принятия христианства алеуты были приверженцами шаманизма и практиковали охотничью магию. Интересен такой традиционный элемент их религиозных верований, как погребальные маски. Они изготовлялись из дерева и украшались резьбой, изображали либо духов-помощников шамана, либо воссоздавали лица реальных людей. Шаман пользовался своей погребальной маской на протяжении всей жизни. Некоторые из них сделаны так, чтобы их можно было удерживать зубами – такими часто пользовались во время священного танца.

Гости из-за моря: алеуты и европейцы


Впервые мир познакомился с этим народом после открытия Алеутских островов Великой Северной экспедицией в 1741 году. Знакомство проходило подчас не очень мирно: поначалу случались такие печальные инциденты, как сожжение кораблей и разорение поселений, сопровождавшееся человеческими жертвами с обеих сторон. Но постепенно удалось наладить мирные торговые отношения: русские оставались зимовать на островах, брали алеуток в жены, русские промышленники даже открыли в Охотске и на Камчатке школы, где наиболее способных алеутских детей обучали русскому языку. С другой стороны, алеуты заимствовали у русских многие предметы труда и быта, сделав их неотъемлемой частью своего традиционного уклада жизни. Значительную роль сыграла в истории народа сыграла Российско-Американская компания, много сделавшая для развития Алеутских островов и дававшая работу многим промысловым работникам-алеутам.


С приходом поселенцев и промышленников начинается распространение христианства. Русские миссионеры отмечали, что алеуты очень восприимчивы, отличаются упорством, способностью к подражанию и проявляют вкус к чтению. Поменяв веру, они оставались стойкими приверженцами православия. Стоит отметить, что один из них даже удостоился канонизации: православная церковь чтит Петра Алеута как мученика.


По разные стороны границы

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы Америке. На территории России алеуты остались только на Командорских островах, куда попали вместе с русскими поселенцами. Начиная с первой половины XIX века положение народа начинает медленно, но неуклонно ухудшаться – как на территории Российской империи, так и за ее пределами: численность сокращается, уровень жизни падает, традиционный уклад уходит в прошлое. Процессы рассеивания и ассимиляции делают свое дело. Если в Советском Союзе в 1920-30-х годах предпринимались некоторые меры, призванные хоть как-то исправить положение, в Америке алеуты долгое время подвергались дискриминации наравне с индейцами. Ситуация коренным образом стала меняться только в 60-х.


В настоящее время алеуты по образу жизни практически не отличаются от приезжего населения. В России единственным местом компактного проживания алеутов является село Никольское в Камчатском крае. Именно там проживают последние два десятка носителей алеутского языка – все его диалекты находятся под угрозой исчезновения. Во всем мире осталось только 350 человек, говорящих на этом языке.

К слову, не только у северных народов существовал обычай,

О том, как протекает жизнь на краю Земли, расскажут .

Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Алеуты

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Алеуты на Командорских островах

Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 году, тогда же началось и изучение алеутов. По одной гипотезе алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Когда Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, часть жителей перекочевала на Командоры. С 1970-х годов они обосновались в селе Никольском Камчатской области, численность их по переписи 2010 года 482 человека. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов.

Алеутский язык предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад и считался одним из древних эскимосских диалектов. Первая грамматика была составлена в начале XIX века на основе кириллицы. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются носителями родного языка.

Зимнее жилье алеутов

Алеуты на охоте

Алеуты: Дорофей, Ольга и Семён Березины

Жители села Никольское Дорофей, Ольга и Семен Березины родной язык уже не знают, хотя их родители говорили на одном из диалектов. В руках у Ольги – академическая грамматика алеутского языка, составленная на основе материалов, записанных в 1980–1990-е годы от матери, П.А. Березиной.

Основные традиционные занятия алеутов – охота на морского зверя (котика, сивуча, калана) и рыболовство. Весьма важным для хозяйства алеутов был китобойный промысел (с помощью отравленных копий). Собирательством ягод, кореньев, моллюсков, водорослей и прибрежным рыболовством занимались женщины и дети, морской охотой – только взрослые мужчины. Для охоты на морских млекопитающих алеуты использовали гарпуны с метательными дощечками, копья, которые получили название «бобровых стрелок». Как правило, охотники объединялись по 15–20 человек, каждый выходил в море на своей байдаре. Ее каркас состоял из эластичного деревянного остова – решетки. Части решетки скреплялись между собой китовым усом. Такой каркас не сгибался и не ломался под ударами океанских волн. Снаружи байдару обтягивали кожей морских львов. Быстроходные байдары могли развивать скорость до 10 километров в час, при этом байдара бесшумно двигалась по воде. Грузоподъемность байдары – до 300 кг.

Прячась от ненастья, алеуты строили полуподземные землянки (улягамы) из костей и плавника (прибитых к берегу деревьев). В землянках с легкостью уживались по 10–40 семей. Попасть в такое жилище можно было через дымовое отверстие, либо спускаясь по бревну с зарубками. Вторым жильем была лодка – байдара.

Кишки, пузыри, желудки и горло морских зверей не считались отходами, а являлись самым необходимым сырьем для изготовления промысловой одежды, обуви, утвари. Готовые изделия по своим качествам часто не уступали предметам фабричного производства.

Охотник, который отправлялся на промысел, был тщательно экипирован. Его тело сохраняла от холода парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. На парку надевалась водонепроницаемая камлея из кишок нерпы, в швы которой вшивались миниатюрные пучки красных птичьих перьев – оберегов, которые охраняли охотника во время промысла от сил зла и привлекали добычу. Парки и камлеи украшали вышитыми полосами и бахромой. На ногах носили сапоги из кожи морских животных.

Алеутские женщины издревле славились непревзойденным мастерством. С помощью игл, сделанных из костей птиц, мастерицы шили одежду, обтяжки для байдар, изготавливали кожаные кошельки на продажу, непромокаемую одежду из кишок морских млекопитающих. Одежду вышивали оленьим волосом так, что на изнанке не оставалось следов от вышивки. К сожалению, сохранить эту технологию до наших дней не удалось.

Алеутки были также очень искусны в плетении циновок и корзин. Еще в начале XX века алеутские женщины делали из травы и ивовых прутьев корзины, исполненные в технике кольцевого плетения. В древности такие корзины использовались в качестве сумок наряду с сумками из шкур морских млекопитающих. Они плелись из разноцветных волокон травы, преимущественно желтоватого и коричневатого оттенков. Используя разнообразие цветов травяных волокон, мастерицы создавали геометрический орнамент, в основе которого лежали символические фигуры: ромб, прямоугольник, треугольник, зигзаг.

Село Никольское

Выступление национального ансамбля алеутов «Унанган»

Серьга на шее северного оленя

У алеутов был своеобразный головной убор, который выдалбливали из цельного куска дерева и распаривали, чтобы придать форму. Затем раскрашивали и отделывали резными пластинками из моржового клыка, бисером, шкурой ластоногих. В боковые отверстия вставляли усы сивуча, свидетельствующие о количестве добытых зверей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Алеуты поклонялись духам природы в образах животных. Одним из таких животных был кит, которому, судя по раскопкам, отводилась особая роль. В древних погребениях находят черепа охотников между двумя китовыми ребрами. Подобно древним египтянам, алеуты мумифицировали тела умерших и хоронили в пещерах в сидячем положении. Родовые погребения размещали в углублении скал. Вместе с покойным клали орудия труда, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Со знатными алеутами погребали их рабов.

Важная роль в культурных традициях отводилась наполненным смысловым значением танцам. Пляски бывали стоячими и сидячими. Сидячие танцы-инсценировки были наиболее древними. В них двигалась верхняя часть тела, голова, руки и мышцы лица. Стоячие состояли из пружинистых движений на полусогнутых ногах с наклоном корпуса вперед, резкими поворотами с различным положением рук. В культовых плясках шаман в маске с помощью магических телодвижений вызывал души умерших воинов, охотников, а также добрых и злых духов. В самых древних тотемных обрядах алеуты перевоплощались в морских животных и птиц, телодвижениями искусно имитировали их пластику.

Хранителями обычаев рода оставались старики. Очень развит был песенный фольклор. На праздниках с помощью бубна музыканты воспевали подвиги предков, удальство в промысле, проворство в управлении байдарой. Во время проведения игр, обрядовых действий и изложения сказок распевали под аккомпанемент мечевидной цитры. Большая часть песен посвящена морскому промыслу. Существует целый цикл песен о любви. У алеутов бытуют богатырские сказки, повествовательный героический эпос, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

В конце XVIII века алеуты попали под влияние русской культуры и православной веры. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Православный миссионер И. Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий), живший среди алеутов и преодолевший немало препятствий, проводя миссионерскую деятельность, пишет: «Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Путешественники свидетельствуют, как, например, алеут, раздавленный громадным камнем, мучась в предсмертной агонии более четырех часов, ни разу не застонал и ни одним словом не выразил, как тяжело было ему переносить эти страдания. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления». Один из алеутов – Пётр Алеут – почитается Православной Церковью как мученик.

До принятия христианства в алеутских племенах царили довольно свободные нравы. В их семейном укладе было распространено многоженство и многомужество. Существовал групповой брак, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин. Были возможны браки между двоюродными братьями и сестрами. Счет родства велся по материнской линии. Гостеприимный хозяин по обычаю предоставлял свою жену на ночь гостю. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым – выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Российский этнограф Густав-Теодор Паули так писал об алеутах в своем исследовании «Этнографическое описание народов России»: «Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но, несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений».

Читайте также: