Зимний дворец маленький рассказ. Императорские хоромы: история Зимнего дворца

Cлайд 1

Cлайд 2

План Зимнего дворца. 1. Иорданская галерея /первый этаж/ 2. Парадная (Иорданская) лестница 3. Фельдмаршальский зал 4. Петровский (Малый тронный) зал 5. Георгиевский (Большой тронный) зал 6. Военная галерея 1812 года 7. Гербовый зал 8. Большая церковь 9. Александровский зал 10. Залы военных картин 11. Большая гостиная 12. Белый зал 13. Октябрьская лестница 14. Золотая гостиная 15. Малиновый кабинет 16. Будуар 17. Учебная комната 18. Спальня 19. Ротонда 20. Библиотека Николая II 21. Малая (Белая) столовая 22. Малахитовая гостиная 23. Большая Арапская столовая 24. Концертный зал 25. Портретная галерея дома Романовых 26. Большой (Николаевский) зал 27. Аванзал

Cлайд 3

Страницы истории. Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт-Петербурге, Зимний дворец окутан историями и мифами. Официально, строительство Зимнего дворца по проекту Б.Ф.Растрелли, началось в 1754 году и завершилось в 1762 году, но история его создания берет свое начало много раньше. На месте, ныне занимаемом дворцом в 1712 году при Петре Великом, было запрещено отдавать участки земли лицам, не принадлежавшим к морским чинам. Петр Великий, желая построить на этом месте дворец для себя, получил разрешение на постройку в качестве корабельного мастера Петра Алексеева и выстроил там жилой «маленький домик голландской архитектуры». Перед его боковым фасадом в 1718 году прорыли канал, названный по дворцу Зимней канавкой. В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Маторнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. Но в процессе работы архитектор Г.Маторнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат.

Cлайд 4

Зимний дворец в XVIII веке. (Портрет Анны Иоановны) Когда пришло царствование Анны Иоанновны, граф Бартоломео Франческо Растрелли, гениальный зодчий того времени, предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Дворец выглядел несколько иначе, чем существует в настоящее время. По мнению вошедшей на престол Елизаветы Петровны он не отвечал требованиям официальной резиденции русской императрицы. По ее приказу в 1754 году, граф Растрелли должен составить новый проект Зимнего дворца. Растрелли, в соответствии с пожеланием Елизаветы Петровны, старался создать дворец, которым могла бы гордиться российская столица. Дворцу был придан тот внешний вид, который сохранился до настоящего времени. На работы было ассигновано 859555 рублей, что по тому времени была сумма крайне скромная для такого проекта. И, тем не менее, автору и его помощникам удалось подчеркнуть богатство и разнообразие декора Зимнего дворца. Над его строительством трудились около четырех тысяч человек. Удалось собрать лучших мастеров со всей страны. Ныне Дворцовая площадь и Александровский сад были покрыты шалашами, в которых жили рабочие. Дворец получился, как и задумали, не похожий на другие.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Зимний дворец в XVIII веке. Его фасады оформлены с присущим Растрелли разнообразием, каждому из которых зодчий дал своеобразную трактовку. Сильно выступающие крылья обращенного к Адмиралтейству западного фасада образуют парадный двор. Такое же архитектурное решение было дано зодчим восточному торцу дворца, скрытому зданием Малого Эрмитажа. Северный фасад, обращенный к Неве, богато декорирован двухъярусными белыми колоннами, создающими эффектную игру светотени. Главный – южный фасад, ориентированный на Дворцовую площадь, прорезан тремя въездными арками. Светло-зеленая окраска стен выгодно контрастирует с белизной колонн. Декоративность здания усиливается прихотливыми изгибами сложных карнизов и многообразными наличниками окон. В их композицию включены головки амуров, львиные маски, причудливые завитки, характерные для стиля барокко. 176 скульптурных фигур на крыше, чередуясь с вазами, оживляют силуэт дворца, подчеркивая динамику его форм. Здание поражает и своими масштабами. Внутри него 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, составляет почти два километра. Вся система внешних украшений была призвана подчеркивать небывалую по тем временам высоту здания. Это впечатление усиливалось за счет расположенных в два яруса колонн. Но пожить в этом роскошном творении архитектуры Елизавете не пришлось.

Cлайд 8

Зимний дворец в XVIII веке. Портрет Петра III. В 1762 году работы были завершены, а 6 апреля того же года Император Петр III переезжает на жительство в Зимний дворец. Он с удовольствием наблюдает из окна дворца, как городские жители растаскивают хлам оставшийся после строительных работ, тем самым расчищают площадь перед дворцом, что казалось невероятным. Это простое решение подсказал Петру III генерал-полицмейстер Н.А.Корф. Но и Петру III не пришлось долго наслаждаться красотой Зимнего дворца. В 1763 году в него уже въезжала Екатерина II, возвратившись из Москвы после коронации. К ее приезду были завершены отделки всех внутренних помещений дворца со всеми имеющимися в нем украшениями. К концу XVIII в. во дворце насчитывалось до 1500 комнат, среди которых по особой роскошной отделке и собранным здесь произведениям искусства нужно выделить такие залы как: романовская галерея, содержащая собрание портретов Государей дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича. Георгиевский зал, в котором стоит золотой трон, с большим императорским гербом, вышитым золотом на красном бархатном фоне. Зал украшен мраморными колоннами и шестью великолепными люстрами, и многие другие залы. Во дворце был создан и зимний сад, с большими деревьями – тропическими и северными.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Зимний дворец в ХIХ веке. Свое завершение Зимний дворец приобрел в царствование императора Николая I (1825-1855). Внук великой Екатерины II и младший брат царя Александра I, Николай вступил на престол, жестоко подавив восстание 14 декабря 1825 года – первое организованное выступление против царизма. Вся дальнейшая политика его царствования была направлена на укрепление могущества и авторитета самодержавной власти. Став хозяином Зимнего дворца, Николай для поднятия престижа главной императорской резиденции отдает распоряжения по расширению парадной части дворца. Прежде всего, он осуществляет задуманную еще Александром I идею создания во дворце портретной галереи в память о победе над Наполеоном. Еще в 1819 году из Англии был приглашен живописец Джордж Доу, которому было поручено написать портреты всех русских генералов – участников кампаний 1812-1815 годов. Доу, которому помогали русские живописцы А.В.Поляков и В.А.Голике, написал 332 портрета тех, кто был еще жив, и тех, кого уже не было в живых и кого он писал по сохранившимся прижизненным изображениям. В 1826 году известный петербургский архитектор К.Росси (1775/77-1849) построил в Зимнем дворце галерею длиной 55 м, где разместили написанные портреты. Так был создан уникальный памятник воинской славы России – Военная галерея 1812 года.

Cлайд 12

Романовская галерея В галерее помещены портреты представителей династии Романовых – от основателя Российской империи Петра Великого до последнего российского императора Николая II. Галерею, носившую тогда название Помпейской, создал после пожара 1837 г. В.П.Стасов, который поместил рядом с нею, над выходящим во двор Посольским подъездом, Зимний сад с застекленным потолком. В 1886 г. в галерее было решено разместить картины, в связи с чем по проекту дворцового архитектора Н.А.Горностаева изменили ее отделку. В выставочном зале, устроенном после Великой Отечественной войны на месте сада, расположена экспозиция «Русская культура 17 в.»

Cлайд 13

Георгиевский зал. Георгиевский (Большой тронный) зал, для которого был выстроен специальный корпус, со стороны Большого дворца, создан в 1787-1795 годах при Екатерине II по проекту Джакомо Кваренги (1744-1817). Новый тронный зал был решен в строгих классицистических формах. Огромное двусветное помещение производило ошеломляющее впечатление. Но шедевр Кваренги погиб в пожаре 1837 года. Император Николай I распорядился "Георгиевскому залу стараться сделать... всю из белого мрамора". Придавший необыкновенную торжественность Тронному залу белый каррарский мрамор доставляли из Италии. Потолок был украшен позолоченными орнаментами, рисунок которых повторен в узоре паркета из 16 пород цветного дерева. Над тронным местом - мраморный барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Георгиевский зал из-за трудоемкости мраморной облицовки был окончен позже, чем другие помещения дворца, и освящен в 1841 г. С этим залом связан вся официальная история Российского царствующего дома. Величественное и торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Cлайд 14

Военная галерея 1812 года. Военная галерея 1812 года - самое знаменитое из мемориальных помещений дворца - была сооружена по проекту выдающегося зодчего русского классицизма К.И.Росси (1775/77-1849) и торжественно открыта 25 декабря 1826года, в годовщину изгнания армии Наполеона из России. Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг. В Галерее были оставлены места для 13 портретов погибших, изображения которых найти не удалось. Портреты были заказаны Александром I художнику Джорджу Доу. Встреча русского императора и модного английского портретиста произошла в немецком городе Ахене, где осенью 1818 года состоялся первый конгресс Священного Союза стран - победительниц Наполеоновской армии. В глубине зала на торцовой стене расположен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом представлены парадные портреты, монархов союзных государств - Пруссии и Австрии. Портреты фельдмаршала М.И.Кутузова и М.Б.Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. Во время пожара 1837 года все портреты были спасены и возвращены на свои места в восстановленный В.П.Стасовым зал.

Cлайд 15

Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. В 1828 году к работам в Зимнем дворце был привлечен О.Р.Монферран (1786-1858) – французский архитектор, приглашенный в Россию Александром I в 1816 году. Работая над возведением Исаакиевского собора, которому суждено было стать одним из грандиознейших сооружений середины XIX века, Монферран одновременно создает новые апартаменты в царской резиденции. В 1833-1834 годах рядом с Главной дворцовой лестницей он строит два зала, завершивших формирование главной анфилады парадных залов Зимнего дворца, - Фельдмаршальский и Петровский, посвященный памяти Петра Великого. Через три года все созданное Монферраном и его предшественниками в Зимнем дворце погибло в огне небывалого по масштабам пожара, произошедшего в декабре 1837 года. Пожары в те времена случались в Петербурге нередко, главным образом, по причине печного отопления, которое было и в царском дворце. В первом этаже, под Фельдмаршальским и Петровским залами, располагалась дворцовая аптека, в которой круглосуточно топилась печь. Вечером 17 декабря 1837 года из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брайнсбойтов. Однако причина возникновения огня, который уже через несколько минут вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала, была иной...

Cлайд 16

Пожар в Зимнем дворце. Сильное пламя мгновенно охватило перекрытия: дворец заполыхал сверху. Спасти его оказалось невозможным. Огонь стремительно распространялся по стенам, по резному дереву золоченых орнаментов, живописным плафонам, вощеным паркетам. Сегодня очевидно, что конструктивная ошибка архитектора О.Р.Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала привели к трагическим последствиям. Очевидец происшествия А.П.Башуцкий красочно описал финал грандиозного пожара, бушевавшего более тридцати часов. «Торжественно печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы, он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы... ». Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение: срочно выносить из дворца все что возможно. Мебель, посуда, хрусталь, сундуки с одеждой, картины, ковры, книги, альбомы и другая утварь – все было сложено прямо на снег Дворцовой площади. Чтобы огонь не перекинулся на Эрмитаж, переходы между ним и дворцом были сломаны, а стены, за которыми хранились бесценные художественные сокровища, держали под напором воды. Пожар бушевал три дня. К вечеру 19 декабря от Зимнего дворца остался один гигантский обгоревший остов.

Cлайд 17

Фельдмаршальский зал. Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В.П.Стасовым близко к первоначальному проекту О.де Монферрана (1833 - 1834). Входы в зал, решенный в строгом классическом стиле, акцентированы порталами. Продольные стены оформлены сдвоенными пилястрами, на которых лежит поддерживающий хоры антаблемент. В декоре люстр золоченой бронзы и гризайльных росписях зала использованы мотивы воинской славы. До революции в нишах зала были помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется его название. В зале представлены памятники западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия художественного фарфора Императорского завода, созданные в первой половине 19 в.

Cлайд 18

Петровский зал. Петровский (Малый Тронный) зал увековечивает память об основателе Российской империи - Петре I. Зал был создан в 1833 году по проекту О.-Р. Монферрана (1786-1858) и восстановлен после пожара В. П. Стасовым почти без изменений. Украшением зала стала композиция с аллегорическим полотном "Петр I с Минервою" Дж. Амикони. Элементы императорской атрибутики - монограммы Петра Великого, короны, двуглавые орлы - занимают особое место в убранстве зала. Живописные изображения знаменитых сражений Северной войны - Полтавской баталии и битвы при Лесной - позволяли современникам воспринимать это помещение как "палладиум русского величия и славы". В зале Петра I находится историческая реликвия - трон императрицы Анны Иоанновны, изготовленный мастером Н. Клаузеном в Лондоне в 1731 году. Деревянная основа трона оправлена в массивное вызолоченное серебро, на спинке серебром вышит государственный герб России.

Cлайд 19

Зимний Дворец.1853 год. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Казалось, что возродить дворец уже не удастся. Однако последствия пожара были ликвидированы в небывало короткие сроки: в течение 1838-1839 годов. И весной 1839 года в заново отделанных парадных залах состоялся большой торжественный прием, посвященный возобновлению Зимнего дворца. Можно утверждать, что по масштабу и сложности это была небывалая для своего времени реставрации, каких не знала практика мировой архитектуры.

Cлайд 20

Возрождение Зимнего дворца. Возрождение Зимнего дворца после пожара 1837 года – это, прежде всего заслуга двух выдающихся русских архитекторов XIX века – В.П.Стасова (1769-1848) и А.П.Брюллова (1798-1877). В.П.Стасов восстанавливал парадную часть дворца и руководил общими строительными работами. Задача, стоявшая перед ним, была очень сложна. В короткий срок архитектор должен был не просто вернуть дворцу его прежнее великолепие, но и придать всем парадным залам облик, отвечавший художественным вкусам и взглядам николаевской эпохи – времени наивысшего могущества Российской империи, ставшей после победы над Наполеоном великой европейской державой. На этой идейной стороне особенно настаивал царь Николай I, который лично составлял тематическую программу декоративного оформления восстановленных залов. Наконец, необходимо было предусмотреть все меры, чтобы навсегда исключить возможность нового пожара. Стасов блестяще решил эту задачу, создав монументальный комплекс парадных залов, объединенных благородством классического стиля и идеей величия Российской империи.

Cлайд 21

Возрождение Зимнего дворца. Эта идея нашла свое выражение в грандиозности залов, в пышности и одновременно строгой продуманности и рациональности украшений, в богатстве использованных материалов, в мотивах и сюжетах стенных росписей, лепнины, картин, скульптур, декоративных предметов, наконец, в торжественном ритме, в котором залы, следуя один за другим, выстраиваются в великолепные анфилады. Здесь проходили все главные официальные дворцовые церемонии: торжественные приемы, великосветские балы, высочайшие выходы. Залы вдоль Невы и Большую парадную анфиладу, идущую вглубь Зимнего дворца к Большому тронному залу, соединяет Главная лестница. Сразу за Главной лестницей располагался первый зал Большой анфилады – Фельдмаршальский. Здесь обычно находились офицеры дворцовой гвардии и происходил развод дворцового караула. Украшенный портретами российских фельдмаршалов, зал должен был напоминать о военной славе и мощи Российской империи. Стасов воссоздал Фельдмаршальский зал таким, каким его построил Монферран. Кроме того, в соответствии с замыслом своего предшественника, он реставрировал соседний Петровский (Малый тронный) зал.

Cлайд 22

Возрождение Зимнего дворца. Следующий за Петровским Гербовый зал архитектор Стасов оформил по собственному проекту. Он значительно увеличил длину зала, и площадь Гербового зала (второго по величине в Зимнем дворце) теперь составляла 1000 кв.м. Используя характерную для русского классицизма композицию колонного зала, архитектор добился торжественной внушительности тяжелых, сплошь вызолоченных колонн роскошного коринфского ордера, лежащих на них верхних галерей и портиков, обрамляющих входы. По обе стороны от входов располагались скульптурные группы – русские витязи с копьями, на которых были укреплены щитки с гербами российских губерний. (Сейчас они укреплены по краям золоченых бронзовых люстр, украшающих зал.) Гербы и дали название залу, который олицетворял собой единение империи и императора: здесь проходили приемы государем представителей городов, губернского дворянства, сословий. В наши дни Гербовый зал, как и многие другие залы Зимнего дворца, является выставочным помещением. В Гербовом зале экспонируется богатейшая коллекция западноевропейского серебра XVII-XVIII веков.

Cлайд 23

Гербовый зал. Каждый следующий зал Анфилады становился еще одним звеном в сложной картине символов, прославляющих Отечество. Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных церемоний, был создан В.П.Стасовым в конце 1830-х гг. в стиле позднего русского классицизма. Изображения гербов российских губерний помещены на люстрах золоченой бронзы. Входы в зал фланкируют скульптурные группы древнерусских воинов. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности.

Cлайд 24

Галерея Отечественной войны 1812 г. К Гербовому залу примыкает галерея Отечественной войны 1812 года. Все портреты галереи во время пожара были вынесены из огня и спасены солдатами гвардейских полков. Стасов получил возможность восстановить галерею в ее первоначальном виде. Однако архитектор в замысел Росси внес некоторые изменения, придавшие галерее законченный, торжественно-строгий и внушительный облик: длина I галереи была увеличена почти на 6 м, над карнизом разместились хоры – обходная галерея, связанная с такими же галереями соседних залов. Это было сделано не только для усиления декоративного эффекта, но и в противопожарных целях. Сквозь встроенные в своды остекленные переплеты, в галерею теперь проходил дневной свет, деревянные стропила перекрытий были заменены на железные.

Cлайд 25

Широкое применение металла при восстановлении дворца было новшеством в строительной практике того времени. Множество металлических конструкций, сложных элементов новой системы отопления, заменившей печное, водопровода, металлические детали архитектурных украшений были изготовлены для дворца на петербургском Александровском заводе. Возглавлявший его талантливый инженер М.Е.Кларк, используя новейшие достижения современной технической мысли, блестяще решил ряд сложных технических проблем, возникших в ходе работ. Он разработал и впервые применил в Зимнем дворце систему безопорного перекрытия с помощью металлических ферм и балок, к которым подвешивались потолки из медных листов. Эта система позволила создать перекрытия в таких больших залах, как Гербовый и Большой Тронный зал.

Cлайд 26

Большой тронный зал (Георгиевский) Большой Тронный зал – главный зал Зимнего дворца – завершает Большую парадную анфиладу. Существовавший здесь до пожара Тронный зал был создан архитектором Кваренги в царствование Екатерины II и освящен 26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца – покровителя русского государства и армии. Отсюда возникло второе название зала – Георгиевский. Его убранство полностью погибло в огне пожара. Стасов оформил зал заново в строгом и величественном классическом стиле: грандиозное пространство (площадь зала 800 кв.м), ряды белоснежных колонн, блеск и тяжесть золоченой бронзы создают ощущение торжественности и великолепия. Здесь, в присутствии государя и высших сановников Двора, совершались важнейшие государственные акты, происходили главные официальные церемонии. Основная тема оформления парадной резиденции российских императоров - величие и мощь империи, Российского государства – нашла свое наивысшее выражение в художественном решении Большого Тронного зала.

Cлайд 27

Малахитовая гостиная. Отделка и художественное убранство жилой половины дворца после пожара 1837 года были поручены А.П.Брюллову, который создал комплекс жилых половин, расположившихся на всех трех этажах западной части Зимнего дворца. С особой роскошью и изысканностью он отделал комнаты императрицы Александры Федоровны – анфиладу, обращенную окнами на Неву и Адмиралтейство. Выдающийся талантливый архитектор, эрудит, знаток исторических стилей, в своих проектах он умело, со вкусом и тактом использовал приемы и традиции архитектуры античной классики, европейского средневековья, Востока. Отделка интерьеров на половине Александры Федоровны не сохранилась, но их облик донесли до нас акварели. Таково было распоряжение, сделанное Николаем I: он приказал зафиксировать в акварелях интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа. Исполненные в 1850-х-1860-х годах художниками К.А.Ухтомским, Э.П.Гауи Л.Премацци, акварели являются ныне бесценными документами, дающими точное и одновременно художественное представление об императорской резиденции XIX века. Единственный зал, отделка которого полностью сохранилась до наших дней, – это Малахитовая гостиная. Своей поистине сказочной роскошью зал обязан знаменитому уральскому малахиту – редкому и необычайно ценному камню зеленого цвета. В 1835 году на уральских рудниках во владениях горнозаводчиков Демидовых было найдено большое месторождение малахита. Более двух тонн малахита было пожертвовано Демидовым царю на отделку гостиной во дворце. Малахитовая гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. За Малахитовой гостиной открывался ряд личных покоев Александры Федоровны: Столовая, расписанная по мотивам фресок, раскопанных в Помпеях, в Италии, изящные Гостиные, Спальня, уютный Будуар, романтический Зимний Садик с журчащим фонтаном и экзотическими растениями, изысканная и роскошная Ванная комната, оформленная в мавританском стиле, словно напоенная пряными ароматами Востока.

Cлайд 28

Спальня. Комнаты императора располагались на третьем этаже. И только рабочий кабинет Николая I находился внизу, на первом этаже. Каждый вечер жители столицы могли видеть свет в окне кабинета императора и склонившуюся над столом его фигуру. Здесь же стояла его походная раскладная кровать, на которой ему было суждено скончаться в 1855 году. За стеной кабинета находились комнаты дочерей Николая I – Ольги и Александры. Эта небольшая анфилада просто, но изящно отделанных помещений и после замужества великих княжон продолжала оставаться княжеской «детской половиной».

Cлайд 29

Библиотека Николая II Особые апартаменты дворца предназначались для наследника – цесаревича, будущего императора Александра II. Эта Анфилада покоев с окнами на Адмиралтейство была создана архитектором Кваренги во времена Екатерины Великой специально для Александра I – тогда еще великого князя. Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в великокняжеской половине. А в 1839 году, в связи с предстоящим бракосочетанием наследника с принцессой Гессен-Дармштадтской (будущей императрицей Марией Александровной), А.П.Брюллову было поручено оформление новой половины наследника. Эта Анфилада начиналась от Лестницы ее императорского величества, нынешней Октябрьской, идущей от Октябрьского подъезда со стороны Дворцовой площади. Брюллов сохранил классически сдержанное и элегантное убранство лестницы, созданное Монферраном до пожара. От лестницы следовала череда роскошно отделанных залов: парадный Белый зал (одна из лучших работ Брюллова в Зимнем дворце), Гостиные, Спальня, Будуар. Это были личные покои супруги наследника, смыкавшиеся с его собственными комнатами. В середине 1850-х годов ряд комнат Марии Александровны был заново оформлен известными архитекторами той поры: А.И.Штакеншнейдером (1802-1865), много работавшим в эти годы в императорской резиденции, и Ю.А.Боссе. Выдающийся мастер архитектуры историзма, тонкий стилизатор, Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны - Зеленую столовую и Малиновый кабинет. Вся жизнь императрицы Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы, а впоследствии стали ценным достоянием Эрмитажа.

Cлайд 30

Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в великокняжеской половине после пожара в 1837 году. В связи с предстоящим бракосочетанием наследника в 1839 году с принцессой Гессен-Дармштадтской (будущей императрицей Марией Александровной), А.П.Брюллову было поручено оформление некоторых залов наследника. В анфиладу, которая начиналась от Лестницы ее императорского величества, нынешней Октябрьской, входил и Малиновый кабинет. Этот зал был оформлен А.П.Брюлловым в 1841 г. и использовался как рабочий кабинет и столовая Марии Александровны. В середине 1850-х годов ряд комнат супруги будущего императора Александра II был заново оформлен известным архитектором той поры – А.И.Штакеншнейдером, много работавшим в эти годы в императорской резиденции. Выдающийся мастер архитектуры историзма, тонкий стилизатор, Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны. В 1858 г. Штакеншнейдер изменил проект Малиновой комнаты. Были удалены хранилища и переделан потолок; обивка была заменена, но цвет ее остался такой же – темно-красный. Немалая часть жизни Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы.

Cлайд 31

Cлайд 32

Белый зал. Белый зал был создан А.П.Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 г. Этот выдержанный в белых тонах интерьер отличается богатством пластического декора: лепные орнаменты покрывают свод и пилястры, лента фриза украшена фигурками путти, предающихся играм. В центральной части зала, над изображениями доспехов, помещены барельефные фигуры древнеримских богов; колонны с пышными коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства. В интерьере гармонично смотрятся живописные панно французского пейзажиста 18 в. Г.Робера. В зале расположена экспозиция мебели Д.Рентгена, знаменитого мастера эпохи классицизма. Во время правления императора Александра II зал имел свое предназначение: проходившие тогда праздничные приемы, проводились не в северной части дворца, как при Николае I, а в южной его секции, где располагались личные комнаты императора и императрицы.

Cлайд 33

Октябрьская лестница. Эта парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. А.П.Брюлловым, сохранившим почти без изменений проект О.де Монферрана (нач. 1830-х гг.). Архитектурное решение лестницы, примыкавшей к личным апартаментам, отличается строгостью и ясностью, характерными для стилистики классицизма. В декоре отчетливо звучит тема славы: на барельефе, расположенном поверх окон, изображено триумфальное шествие; в люнетах представлены аллегорические композиции из склоненных перед двуглавым орлом женских фигур; в нишах помещены статуи античных божеств. Интерьер богато декорирован гризальной живописью. В центре росписи свода помещен медальон с изображением колесницы Аполлона. Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в 3 часа в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. выводили захваченных министров Временного правительства.

Cлайд 34

Зимний дворец с 1917 по 1925 годы Революционные потрясения 1917 года кардинально отразились на судьбе Зимнего дворца. В июле его сделало своей резиденцией Временное правительство, которое разместилось в бывших покоях Николая II. Предвидя переворотные события в стране, ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа отправляются в Москву для сохранения в Кремль. После взятия Зимнего дворца штурмом в ночь с 25 на 26 октября 1917 года, солдаты и матросы трое суток бесчинствовали в царских апартаментах, расхищая внутреннее убранство. Лишь спустя несколько дней, 30 октября 1917 года Зимний дворец именем Российской Советской Республики новое правительство объявило Государственным музеем. В 1925-1926 годах по проекту архитектора Государственного Эрмитажа А.В.Сивкова начали реконструкцию многочисленных служебных помещений с целью использования их для расширяющихся экспозиций Эрмитажа. Были уничтожены антресольные этажи, искажавшие Растреллиевскую и другие галереи, и коридоры, ряд внутренних лестниц, кухни, комнаты обслуживающего персонала, позднейшие перегородки. Большим достижением реставраторов Зимнего дворца явилось воссоздание в 1938 году одного из немногих сохранившихся растреллиевских интерьеров – Растреллиевской галереи. На третьем этаже по восточному фасаду дворца, где раньше находились шестьдесят четыре фрейлинские комнаты, после реконструкции первоначальной планировки образовалось семнадцать светлых залов.

Cлайд 35

Зимний дворец в довоенное время. Одновременно с реконструкцией произвели текущую реставрацию Гербового, Александровского и Белого залов, Большой церкви, Галереи 1812 года. К сожалению, при переделке и приспособлении бывших апартаментов царской семьи для размещения художественных коллекций демонтировали камины и печи, представлявшие художественную ценность. В 1930-х годах аммосовская система отопления была ликвидирована, и Зимний дворец подключили к городской теплосети. В 1939 году комиссия, в которую вошли представители Отдела охраны памятников, главный архитектор Эрмитажа, другие инженерно-технические работники, составила акт о техническом состоянии Зимнего дворца и определила перечень ремонтно-реставрационных работ. 10 мая 1941 года Ленгорисполком рассмотрел вопрос о ремонте и окраске зданий, выходящих на Дворцовую площадь. Но все намеченные работы прервала война...

Cлайд 36

Александровский зал. В 1834 г. А.П.Брюллов составил проект памятного зала в честь Александра I, который был осуществлен только после пожара. Архитектор нашел блестящее пространственное решение огромного двусветного помещения. Оригинальные перекрытия Александровского зала – веерные своды, несущие пологие купола, – стали его главным архитектурно-художественным акцентом. Обилие воздуха, грандиозность подкупольных пространств позволяли современникам характеризовать зал как выполненный в «византийском вкусе». Зал увековечивал память об Александре I: на торцовой стене был помещен портрет императора работы Дж. Доу, над ним – барельеф с профильным изображением Александра «в виде славянского божества Радомысла», олицетворяющего мудрость и храбрость. Фриз украсили увеличенные копии моделей Ф.П.Толстого, рассказывающие о событиях Отечественной войны 1812 года, и символические фигуры Слав. Мемориальный характер зала подчеркивали четыре огромных батальных полотна Г.П.Виллевальде.

Cлайд 37

Большая церковь. Интерьер Большой церкви, созданный по проекту Ф.Б.Растрелли, был одним из самых пышных в Зимнем дворце. Восстанавливая церковь после пожара 1837 г. В.П.Стасов стремился воссоздать ее первоначальный облик. Пространство разделено на три объема, два из которых - ближайший к входу и алтарная часть - двусветны. Центральная часть увенчана куполом и акцентирована пилонами со сдвоенными каннелированными колоннами коринфского ордера. Стены декорированы пилястрами того же ордера, которые чередуются с арочными проемами окон, освещающими церковь с двух сторон. Сильно профилированный и раскрепованный карниз отделяет первый ярус от верхнего ряда окон. Главную роль в художественном убранстве церкви играют золоченый лепной орнамент, выполненный из папье-маше, и живопись: плафон "Вознесение Христа" работы П.В.Басина в притворе и изображения четырех евангелистов на парусах, созданные Ф.А.Бруни. Убранство интерьера дополняли малиновые драпировки и позолоченные светильники.

Cлайд 38

Зимний дворец в годы войны 1941-1945 г. В первые дни Великой Отечественной войны многие ценности Эрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. Для предотвращения пожаров в зданиях музея окна заложили кирпичом или закрыли ставнями. В отдельных помещениях паркеты укрыли слоем песка. Зимний дворец был крупной мишенью. Большое число бомб и снарядов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание. Так, 29 декабря 1941 года снаряд врезался в южный флигель Зимнего дворца, выходящий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив находящуюся на чердаке установку противопожарного водопровода. Было пробито чердачное сводчатое перекрытие площадью около шести квадратных метров. Другой снаряд, попавший в трибуну перед Зимним дворцом, повредил водопроводную магистраль.

Cлайд 39

Зимний дворец в годы войны. Несмотря на тяжелые положение, существовавшие в блокадном городе, Ленгорисполком 4 мая 1942 года обязал строительный трест №16 произвести первоочередные восстановительные работы в Эрмитаже, в которых приняли участие аварийно-восстановительные мастерские. Летом 1942 года перекрыли кровлю в местах повреждения ее снарядами, частично исправили опалубку, установили в разбитые световые фонари или железные листы, заменили разрушенные металлические стропила временными деревянными, отремонтировали водопроводную систему.

Cлайд 40

Зимний дворец в годы войны. 12 мая 1943 года в здание Зимнего дворца попала авиабомба, частично разрушившая кровлю над Георгиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой отдела истории русской культуры повредившая кирпичную кладку стены. Летом 1943 года, несмотря на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия. Снаряд пробил и потолок Николаевского зала. Но уже в августе 1944 года Советское правительство приняло решение о восстановлении всех зданий музея. Реставрационные работы потребовали огромных усилий и растянулись на много лет. Но, несмотря на все утраты, Зимний дворец остается выдающимся памятником архитектуры барокко.

Cлайд 41

Зимний дворец в настоящее время. Зимний дворец вместе со зданиями Малого, Большого и Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра образуют единый дворцовый комплекс, которому мало равных в мировой архитектуре. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского зодчества VIII-XI веков. Ныне все залы этого дворцового ансамбля, возводившегося на протяжении множества лет, занимает Государственный Эрмитаж. Это крупнейший музей мира, обладающий огромными коллекциями произведений искусства.

Cлайд 42

Зимний дворец в настоящее время. Сегодняшний Зимний дворец хранит память о разных эпохах: произведения Растрелли поражают причудливостью архитектурных фантазий; облик парадных помещений напоминает об официальных церемониях; оформление жилых покоев второй половины XIX века демонстрирует огромный диапазон выбора архитектурных прообразов.

Едва ли не самая посещаемая достопримечательность северной столицы России - Зимний дворец. Здание было выстроено в середине XVIII столетия , проект его был разработан графом Франческо Растрелли . Дворец построен в соответствии с канонами русского барокко времен императрицы Елизаветы Петровны . Стиль интерьеров здания несколько иной - здесь использованы отдельные элементы рококо (французского).

До начала XX века дворец являлся императорской резиденцией. В предреволюционное время в здании разместился госпиталь. После революционных событий во дворце заседали члены Временного правительства . Позже в здании разместились музейные экспозиции .

Предыстория

До того, как было выстроено барочное здание, являющееся сегодня украшением Дворцовой площади, существовали другие зимние императорские резиденции. Таких зданий было четыре (или даже пять, если считать одноэтажный дом Петра I ).

Первые два были выстроены в начале XVIII столетия, в петровскую эпоху. Третье здание было построено для Анны Иоанновны , которой петровская резиденция показалась слишком тесной. Точнее, это было не строительство нового здания, а перестройка и значительное расширение старого. В перестроенном дворце было около сотни спален, примерно семь десятков залов, театр и множество других помещений. Что интересно, практически сразу после окончания строительства это здание решено было перестроить (расширить), что вскоре и было осуществлено.

При Елизавете Петровне расширение здания было продолжено. К нему пристраивались все новые и новые служебные помещения, что отнюдь не шло на пользу архитектурному облику дворца. В итоге сооружение выглядело настолько странно, что это вызывало неудовольствие императрицы и негативные отзывы ее современников. Здание вновь было расширено (на этот раз с таким расчетом, чтобы его внешний вид радовал глаз). Но когда императрица решила увеличить дворец не только в длину и ширину, но и в высоту, архитектор принял решение просто выстроить его заново. Это решение было одобрено императрицей. А пока шли строительные работы, императрица находилась во временном дворце (четвертом). Он был разобран в 60-е годы XVIII века.

Возведение дворца и оформление интерьеров

Строительство здания, являющегося сегодня одной из главных архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, длилось приблизительно семь лет. В середине XVIII века дворец был самым высоким зданием в городе (речь здесь идет о жилых домах). В нем было почти полторы тысячи комнат.

Заказчица здания (Елизавета Петровна) до окончания строительных работ не дожила. Завершились они уже в период правления Екатерины II . В середине 60-х годов XVIII века ей было передано из-за границы несколько сотен картин, большинство авторов которых принадлежало к голландско-фламандской школе. Именно эти полотна и положили начало той экспозиции, которую сегодня можно увидеть во дворце. До нашего времени сохранилось менее сотни этих картин. Кстати, название знаменитого музея - Эрмитаж - происходит от названия тех дворцовых покоев, в которых первоначально были размещены картины.

В 30-е годы XIX века в здании случился сильный пожар , уничтоживший практически все его интерьеры. Пламя бушевало почти трое суток, потушить его не удавалось. Во время пожара погибли тринадцать человек (пожарные и солдаты). Есть версия, что на самом деле погибших было больше, но официальные источники скрыли этот факт. После пожара во дворце проводились серьезные восстановительные работы. Они продолжались около двух лет и потребовали от архитекторов и строителей огромных усилий.

В 80-е годы XIX века во дворце прогремел взрыв - это была попытка убийства императора, осуществленная террористической организацией. Многие солдаты, стоявшие в карауле, были ранены, несколько человек убито. Император не пострадал.

Первые годы XX века были отмечены двумя знаменательными событиями в истории дворца - это грандиозный костюмированный бал и, спустя два года, расстрел мирной демонстрации (безоружные рабочие шли через площадь к дворцу, чтоб передать императору петицию).

В послереволюционный период дворец был объявлен государственным музеем . Вскоре в нем открылась и первая выставка. До начала 40-х годов XX века в здании соседствовали два государственных музея - Эрмитаж и музей революции.

В военные годы дворцовые подвалы были переоборудованы в бомбоубежища , но в итоге использовались как жилые помещения: в них постоянно проживали примерно две тысячи человек. В залах дворца находились коллекции нескольких музеев: там была укрыта экспозиция самого Эрмитажа (точнее, ее часть, так как остальное было эвакуировано), а также ценности ряда других городских музеев. Были укрыты в здании и произведения искусства из других дворцов (находящихся в пригородах).

В военное время здание сильно пострадало от бомб и артиллерийского обстрела. После войны его восстановление продолжалось много лет.

Архитектурные особенности и колорит

Дворец выстроен в форме каре. Оно образовано флигелями, фасадами и внутренним двором. Все помещения и фасады отличаются пышной отделкой. Главный фасад обращен к площади, его украшает арка . Ритм дворцовых колонн характеризуется изменчивостью, ризалиты сильно выступают вперед - эти и другие черты здания создают впечатление динамики, а также придают дворцу еще больше торжественности и величественности.

Как уже было упомянуто выше, в середине XVIII столетия дворец являлся самым высоким строением в городе (среди жилых зданий). В 40-е годы XIX века вышел императорский указ, запрещающий строительство таких домов, которые превосходили бы по высоте императорскую резиденцию. Точнее, указ устанавливал «границу высоты» для зданий - примерно двадцать три с половиной метра (одиннадцать саженей). Именно такова высота дворца. Одно из последствий этого указа оказалось таким: с любой из крыш старой (центральной) части города сегодня видна практически вся северная столица России.

Отдельно нужно сказать несколько слов о колористической гамме дворца. За время его долгой истории она менялась несколько раз. Сегодняшний облик здания, хоть уже и стал привычным для горожан, не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Некоторые современные искусствоведы и архитекторы высказываются за возвращение зданию его первоначального колористического облика.

Дворцовые залы

Каждый дворцовый зал является фактически самостоятельным шедевром (хотя оригинальные интерьеры почти не сохранились), он достоин внимания сам по себе и вместе с тем усиливает общее впечатление великолепия. Расскажем о некоторых из этих залов:

- Аванзал был создан в конце XVIII столетия. Во время балов использовался как парадная буфетная: здесь кавалеры и дамы пили шампанское. Обратите внимание на плафон: это произведение работы итальянского мастера; оно относится к тому небольшому количеству элементов декора, которые чудом уцелели во время трехдневного пожара.

-Николаевский зал (его также называют Большим) так же был создан в конце XVIII столетия. В старину он освещался фонарями, изготовленными из синего стекла. Синие лучи падали на цветной мрамор, украшающий колонны и стены, и создавался удивительный, незабываемый эффект. Площадь зала - более тысячи квадратных метров. Если говорить о размерах, то это наиболее впечатляющий зал дворца. В дореволюционное время здесь проходили банкеты и балы (кроме того времени, когда в здании был открыт госпиталь). В настоящее время в зале проводятся временные выставки.

- Концертный зал украшен скульптурами древнегреческих богинь и муз. Здесь также можно увидеть великолепную коллекцию старинного русского серебра.

Еще одна жемчужина дворца - Малахитовая гостиная . На ее отделку было израсходовано более ста двадцати пудов малахита. Комната была отделана зеленым камнем уже после пожара; до этого она называлась Яшмовой, а ее отделка соответствовала названию.

История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, как и множества других построек в этом городе, начинается во времена правления царя Петра I. В 1711 году для царя построили нечто вроде зимней резиденции, которое прозвали Зимним дворцом. Он представлял собой крохотных с крышей из черепицы и высоким крыльцом со ступеньками. История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге довольно многоэтапна и интересна. Что же, пора начинать этот исторический вояж.

Второй Зимний дворец

Шли годы, город стремительно разрастался, и всё больше людей, приближенных к императору (то есть царю), начали строить собственные поместья в Питере. разумеется, тоже захотел пышный дом отдыха. Так появились известные Зимние дворцы Санкт-Петербурга. Второй дворец был построен прямо возле первого по проекту архитектора И. Матарнови. Дворец был всего немного больше первого, зато был построен из камня, но наибольшая его примечательность состоит в том, что именно здесь в 1725 скончался царь Пётр I. Информация о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге сохранилась настолько достоверно, что любой турист может лично посмотреть на место кончины царя.

Третий Зимний дворец

Архитектор Д. Трезини занялся модернизацией второго Зимнего дворца почти сразу после смерти царя. Здание получилось по-настоящему большим и величественным. Второй Зимний дворец стал западным крылом, а на месте основного помещения третьего ныне располагается Эрмитажный театр. Про Зимний дворец в Санкт-Петербурге можно рассказывать очень много, и это лишь малая доля всей великой истории.

Четвертый дворец

У историков четвёртый дворец ассоциируется с Иоанновны. Привередливая императрица была недовольна тем, что у какого-то адмирала Апраксина дворец больше и богаче, чем у неё... Однако он был недостаточно большой и красивый для её величества. Архитектор Ф. Растрелли решил эту задачу следующим образом: он пристроил к существующему третьем дворцу длиннющий корпус. Это сооружение получило название «Четвертый Зимний дворец в Санкт-Петербурге». Краткое описание сооружения следующее: грандиозный дворец с двумя прекрасными фасадами. Растрелли был по-настоящему талантливым архитектором.

Пятая и шестая веха

Пятый дворец был всего лишь временным, не очень пышным деревянным пристанищем, который к тому же располагался далеко от Зато шестой дворец был по-настоящему непередаваемо грандиозным. В общем-то, все Зимние дворцы Санкт-Петербурга были инновационными для своего времени. В этот раз перед главным архитектором стояла почти непобедимая задача: разработать проект дворца и воплотить его в жизнь за два года! Такова была прихоть тогдашней императрицы Елизаветы!

Над шестым дворцом работали тысячи ремесленников, живописцев, литейщиков и многих других. Огромные площади и ресурсы были выделены на нужды строительства. Но главный инженер Ф. Растрелли понимал, что за два года ему не управиться, и постоянно просил продления срока. В конце концов с большим трудом ему удалось добиться от императрицы продления на год.

Творческий гений Ф. Растрелли

В конце концов получился полноценный Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Краткое описание его таково: исполинских размеров Дворец имел два фасада: один выходил на площадь, другой - к Неве. В тёплые времена года дворец отражается в водах реки, что многократно увеличивает эффект.

Гениальный Ф. Растрелли отлично продумал внутреннюю планировку дворца. Он состоял из трёх этажей. На первом располагались служебные помещения, на втором - парадные залы и два храма, а третий этаж был выделен целиком для придворных. В целом во дворце насчитывалось 460 различных помещений, которые отличались потрясающей отделкой. Возможно, именно благодаря творческим изысканиям Ф. Растрелли можно смело сказать, что ключевая достопримечательность Санкт-Петербурга - Зимний дворец.

Смерть императрицы и новый владелец дворца

Императрица Елизавета, видимо, подсознательно чувствовала надвигающуюся кончину, поэтому хотела, чтобы проект её дворца как можно быстрее завершился. Однако она скончалась во временном пятом деревянном дворце, так и не увидев своего Зимнего дворца.

В 1761 году дворец «захватил» царь Пётр III. Он был крайне доволен таким произведением архитектурного искусства и решил удостоить Ф. Растрелли званием генерал-майора. Однако взошедшая на престол в 1962 Екатерина II разрушила карьеру великого архитектора, и ему пришлось эмигрировать в Италию, где он также продолжал работать по специальности.

Немного о процессе строительства

Как уже говорилось выше, в строительстве были задействованы тысячи крепостных. Лишь крохотной доле из них давалось право ночевать и жить в помещении Зимнего дворца, большинство же распологалось в шалашах прямо на адмиралтейских лугах. Продавцы той части города, видя весь этот ажиотаж, завысили цены на продукты, а плату за еду вычитали из жалованья рабочих. Нередко случалось и так, что рабочий оставался в долгу перед своим работодателем после выплаты жалования. Говорят, некоторые каменщики даже умирали с голода, настолько зверские были условия. Зимние дворцы Санкт-Петербурга, подобно Великой китайской стене, потребовали у государства изрядную долю ресурсов. В то время Россия воевала с Пруссией, ковать орудия оказалось банально некому, ибо большинство кузнецов были задействованы при строительстве Зимнего дворца.

Строительство Зимнего дворца обошлось примерно в 2,5 миллиона рублей, а в те времена рубль был очень ценной валютой.

Пожар в Зимнем дворце

В 1837 году случилось страшное ненастье - прекрасный Зимний дворец вспыхнул! Причиной катастрофы стала поломка печной трубы. Масштабы пожара были по-настоящему колоссальны - 30 часов его тушили несколько батальонов гвардейских полков, две роты дворцовых пожарных, рота дворцовых гренадеров и еще сотни «боевых единиц». Пытаясь спасти имущество дворца, солдаты отчаяно закладывали двери кирпичами, пытаясь остановить огонь, разбирали крышу по частям, чтобы получить возможность заливать воду сверху, однако фактической пользы это не приносило.

Реставрация дворца

Когда пожар, наконец, утих, узнать можно было только стены и своды первого этажа - всё остальное до неузнаваемости деформировалось. В 1837 году были начаты которые закончились только спустя три года (напомним, что за такое же время Зимний дворец был возведён с нуля). И это притом, что в работе каждый день учавствовало по 10 тыс. рабочих. Со времён изначального проектирования дворца прошло огромное количество времени, значительная часть чертежей была утрачена, и тогдашним архитекторам пришлось импровизировать. В результате этого зимние дворцы Санкт-Петербурга значительно преобразились, обретя черты модерновой архитектуры. Так появилась, по сути, «седьмая версия» дворца. Описание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге следующее: бело-зелёный облик с огромным количеством колонн и периодически встречающимися золотыми орнаментами.

Электрификация и внутренняя модернизация

На временном промежутке 1869-1888 г. дворцы всячески модернизируют: телефонизируют, электрифицируют, газофицируют, проводят водопроводы. Кстати, для электрификации Зимнего дворца на его втором этаже построили электростанцию, которая целых 15 лет считалась крупнейшей в Европе.

Под влиянием разных мод дворец многократно подвергался модернизации интерьера и окраске стен. Нет такого цвета на спектре радуги, которым не окрашивался в своё время Зимний дворец. Например, во время Второй мировой войны дворец имел воинственный насыщенно красный окрас.

Зимний дворец в наши дни

На этом история Зимнего дворца в Санкт-Петербурге подходит к концу. Ныне он существует в альянсе с прилегающими к нему театрами и составляет вместе с ними единый комплекс «Государственный Эрмитаж». Это последняя, восьмая версия. Праздный и невероятной степени изысканный вид даёт право уверенно заявить, что ключевая достопримечательность Санкт-Петербурга - Зимний дворец.

Сейчас великолепный Зимний дворец открыт для посещения и исторических экскурсий. Описание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге из уст опытного историка действительно завораживает. Туристы вправе полюбоваться прекрасно отделанным тронным Георгиевским залом, Золотой гостиной или изящным Будуаром, изобилующим огромным количеством зеркал и золотых орнаментов. Также стоит учидеть Малахитовую гостиную с насыщенно зелёными колонами и величественный концертный зал. Также в нём есть картинная галерея с множеством оригинальных произведений.

Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.

Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Возведение происходило под руководством Петра I. Первым сооружением, возведенным для императора, был дом из двух этажей, покрытый черепицей, вход в него венчали высокие ступеньки.

Город становился больше, разрастался новыми постройками, и первый Зимний дворец смотрелся более чем скромно. По приказу Петра l рядом с предыдущим дворцом был построен еще один. Он был немного больше первого, но его отличительной чертой стал материал – камень. Примечательно, что именно эта обитель стала последней для императора, здесь в 1725 году он скончался. Сразу же после кончины царя талантливый архитектор Д. Трезини провел восстановительные работы.

Увидел свет еще один дворец, который принадлежал императрице Анне Иоанновне. Она была недовольна тем, что поместье генерала Апраксина выглядит эффектнее царского. Тогда талантливый и смекалистый автор проекта Ф. Растрелли добавил длинный корпус, который был назван “Четвертым Зимним дворцом в Санкт-Петербурге”.

На этот раз архитектор был озадачен проектом новой резиденции в максимально сжатые сроки – два года. Желание Елизаветы не могло быть выполнено настолько быстро, поэтому Растрелли, который готов был взяться за работу, несколько раз просил о продлении срока.

Над строительством сооружения трудились тысячи крепостных, ремесленников, художников, литейщиков. Проект такого размаха не выдвигался на рассмотрение ранее. Крепостные, которые трудились с раннего утра до позднего вечера, жили вокруг постройки в переносных шалашах, только некоторым из них разрешалось переночевать под крышей помещения.

Продавцы близлежащих лавок поймали волну ажиотажа вокруг строительства, поэтому значительно подняли цены на продукты. Случалось так, что стоимость еды вычитали из жалования рабочего, поэтому крепостной не только не зарабатывал, но еще и оставался в долгу у работодателя. Жестоко и цинично, на сломанных судьбах простых рабочих, строился новый «дом» для царей.

Когда строительство было окончено, то Санкт-Петербург получил архитектурный шедевр, который поражал своим размером и роскошью. Зимний дворец имел два выхода, один из которых был обращен к Неве, а с другого была видна площадь. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, выше были парадные залы, ворота зимнего сада, третий и последний этаж был для слуг.

Приглянулась постройка Петру III, который в благодарность за неимоверный архитектурный талант решил присвоить Растрелли звание генерал-майора. Карьера великого архитектора закончилась трагично с приходом на престол Екатерины II.

Пожар во дворце

Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.

Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.

С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.

Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.

Зимний дворец в 2017 году: его описание

Почти на протяжении двух столетий замок являлся главной резиденцией императоров, только 1917 год принес ему звание музея. Среди экспозиций музея находятся коллекции Востока и Евразии, образцы живописи и декоративно-прикладного искусства, скульптуры, представленные в многочисленных залах и апартаментах. Туристы могут полюбоваться:

  • Георгиевским залом.
  • Будуаром.
  • Золотой гостиной.
  • Малахитовой гостиной.
  • Концертным залом.

Эксклюзивно о дворце

По богатству экспонатов и внутренней отделке Зимний дворец ни с чем несравним в СПб. Есть у постройки своя уникальная история и секреты, которыми он не перестает удивлять своих гостей:

  • Эрмитаж необъятный, как земли страны, где главенствовал император: 1084 комнаты, 1945 окон.
  • Когда владения были на завершающей стадии, главная площадь была завалена строительным мусором, на уборку которого ушли бы недели. Царь сказал людям, что они могут взять с площади любой предмет абсолютно бесплатно, и спустя некоторое время площадь свободна от ненужных предметов.
  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге имел разную цветовую гамму: он был даже красным в годы войны с немецкими захватчиками, а свой сегодняшний бледно-зеленый цвет он приобрел в 1946 году.


Памятка для туриста

Посетить дворец предлагают многочисленные экскурсии. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, часы работы: с 10:00 до 18:00. Цены на билеты можно уточнить у своего туроператора или в кассах музея. Их лучше приобрести заранее. Адрес, по которому находится музей: Дворцовая набережная, 32.

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.


Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.


Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжелые дни Революции

В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.


Читайте также: