«Человек за бортом!» — меры предосторожности и действия. Основы теории парусных яхт, особые условия плавания, устройство и вооружение яхты, такелажные работы, управление яхтой Яхта под парусами, без рабочего двигателя

Ситуация «Человек за бортом» так или иначе рассматривается практически во всех курсах по управлению маломерным судном. И хотя в жизни она, к счастью, случается редко, быть к ней готовым и знать порядок действий необходимо, ведь речь идет в прямом смысле о спасении чьей-то жизни. Конечно, идеальный вариант - делать все возможное, чтобы за борт у вас вообще никто не выпал. Многое здесь зависит от типа судна. На крупной моторной яхте вероятность такого развития событий невелика: если нет каких-то технических проблем, выходить на палубу требуется разве что во время отдачи якоря или швартовки в марине. А вот на небольших и открытых судах риск оказаться за бортом, поскользнувшись или потеряв равновесие на большой волне, намного выше. НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ХОДУ:

Перед выходом на воду проинструктируйте всех присутствующих на борту в отношении того, что от них требуется.
Во время движения судна по возможности лучше сидеть.
Собираясь резко повернуть/сменить курс, предупредите команду о маневре.
Если впереди большая волна или кильватерный след крупного судна, также сообщите об этом.
Когда кому-то необходимо выйти на палубу, замедлите ход.
Детям и неловким/неопытным людям может потребоваться помощь. Заранее предупредите остальных об этом.
Убедитесь, что на всех надеты спасательные жилеты

Конечно, выходить на палубу время от времени все же приходится: помните, что выпасть за борт очень легко как раз тогда, когда вы сконцентрированы на другой работе: вывешиваете кранцы, собираетесь отдавать якорь или стоите наготове со швартовами. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ КОМАНДУ РАЗУМНО ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Всегда помните правило «одна рука для лодки, другая - для себя» и обязательно держитесь.
Не пытайтесь в одиночку носить по палубе слишком и объемные и тяжелые вещи.
Работая с концами и кранцами, старайтесь делать все, что можно, внутри кокпита и попросите кого- нибудь следить за вами.
В свежую погоду, выходя на палубу, используйте страховочную обвязку.

Человек за бортом: что делать?
Порядок действий в ситуации «Человек за бортом» зависит от того, где произошел инцидент. В забитой гавани или марине может оказаться сложно подвести судно к выпавшему за борт. На открытой воде, напротив, основная задача - не потерять его из виду. Именно поэтому, обнаружив, что кто-то упал в воду, первое, что вы должны сделать, - как можно громче крикнуть «Человек за бортом!», чтобы привлечь внимание остальных членов команды. И не просто указать рукой место, где, по вашему мнению, это произошло, а продолжать стоять, следить и показывать. В том, что это реально важно, легко убедиться. Недавно мне довелось проводить занятия в свежую погоду: на большой волне мы потеряли из виду манекен, изображавший человека за бортом, буквально за пару секунд. И даже лишились бы его совсем, если бы один из нас не стоял все время «на страже», указывая направление. Я бы разделил ситуацию «Человек за бортом» на три части: а) возврат на исходную позицию; б) маневр с подходом; в) подъем человека из воды.

А) ВОЗВРАТ НА ПОЗИЦИЮ Есть три рекомендованных приема, которые можно использовать для возврата к месту, где вы услышали сигнал «Человек за бортом». На моторных лодках чаще всего применяется маневр, именуемый «поворот Вильямсона». Он годится для любых погодных условий и может использоваться даже ночью.

ПОВОРОТ ВИЛЬЯМСОНА (РИС. 1) Услышав крик «Человек за бортом!», выкрутите штурвал примерно на 60º, чтобы сделать поворот. Делать это нужно быстро, но равномерно, не меняя скорости лодки. Если начальный курс был, допустим, 180º, то, прибавив к нему 60º, мы получим 240º (я предпочитаю перекладывать штурвал на правый борт, поскольку мне, как и большинству людей, проще складывать градусы, чем вычитать). Как только стрелка компаса достигнет 240º, таким же быстрым равномерным движением перекладываем штурвал влево до исходного положения, чтобы компенсировать поворот. Этот маневр позволяет быстро развернуть судно в обратную сторону (на 180º), и новый компасный курс будет 0º. Если вы совершили поворот сразу после «сигнала тревоги», то выпавший за борт окажется у вас прямо по курсу. Для успешного выполнения этого маневра в реальной ситуации нужно хорошо чувствовать свою лодку и, конечно, практиковаться. Одни лодки поворачивают настолько быстро, что штурвал нужно выкручивать меньше чем на 60º. Другим, с меньшими по площади рулями, требуется почти 100º, так что вам действительно надо понимать, как управляется именно ваше судно.

БОЛЬШАЯ ПЕТЛЯ (РИС. 2) Альтернативой «Повороту Вильямсона» служит разворот по кругу большого радиуса (см. Рис. 2). Прием эффективен на большинстве скоростных лодок, когда условия позволяют ясно видеть человека за бортом. Однако в свежую погоду, при волнении есть вероятность взять неправильный обратный курс и потерять спасаемого из виду. И «поворот Вильямсона», и «большая петля» обычно выполняются без изменения исходной скорости лодки, той, с которой судно двигалось до инцидента. И в этом, на мой взгляд, заключен серьезный недостаток: когда вы подходите подобрать человека из воды, вас нагоняет собственная волна, созданная при повороте, и она может добавить проблем.

ПОВОРОТ С ОСТАНОВКОЙ (РИС. 3) Лично я в большинстве случаев предпочитаю использовать другой очень простой маневр. Как только вы услышали крик «Человек за бортом», заметьте компасный курс, дайте команду всем на борту за что- нибудь держаться и полностью сбросьте скорость. Когда лодка, пройдя по инерции какое-то расстояние, остановится, разверните ее на месте и, взяв обратный курс, медленно возвращайтесь к упавшему за борт. Ситуация и так достаточно нервная, чтобы усугублять ее скоростью и спешкой, а этот прием позволит вам спокойно дать инструкции команде в отношении дальнейших действий. Б) МАНЕВР С ПОДХОДОМ В спасении человека за бортом ключевую роль играют погодные условия, особенно ветер. Влиянием течения, если оно есть, в данном случае можно пренебречь, поскольку сносит оно и яхту, и упавшего за борт примерно одинаково. Однако судно, каким бы оно ни было, имеет гораздо большую парусность, нежели человек в воде, поэтому, если лодка находится с наветренной от спасаемого стороны, лодку начнет сносить к нему.


ВЫБОР ПОЗИЦИИ (РИС. 4) Есть несколько жизненно важных вещей, которые необходимо помнить при подходе к человеку за бортом и подъеме его на лодку:

Подходить необходимо бортом; лодка не должна двигаться вперед или назад; рукоятка двигателя - в нейтральном положении.
Судно должно быть расположено под углом 90º к ветру.
Приближаться необходимо частью судна с большей осадкой, чтобы, поднимаясь и опускаясь на волне, корпус не придавил человека.
Располагайте лодку так, чтобы человека было удобнее ухватить. Когда человек находится в воде совсем близко, держать в голове все эти правила бывает непросто, поэтому главное - не торопиться и удерживать судно на некотором расстоянии от спасаемого до тех пор, пока у вас не будет ясного плана, каким образом поднять его на борт. Спешка оправдана, только если человек находится в воде лицом вниз или очевидно травмирован. Если он в состоянии помахать вам рукой, то едва ли получит переохлаждение за те лишние две минуты, которые понадобятся вам на выработку правильного порядка действий. Помните: для человека за бортом судно в данный момент представляет наиболее опасный объект (будет не слишком здорово, если вы еще и ударите спасаемого корпусом).


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕТРА (РИС. 5) В зависимости от силы ветра и парусности вашего судна вам необходимо подвести его так, чтобы расстояние до спасаемого было от половины длины корпуса до шести его длин (в очень свежую погоду - баллов семь по шкале Бофорта - может потребоваться и большая дистанция). Таким образом, вы получаете время на то, чтобы остановить лодку и дать ветру возможность доделать остальную работу за вас. Также, когда яхту будет сносить, ее корпус даст спасаемому дополнительную защиту от ветра и волн. На большинстве моторных яхт удобнее всего начинать подъем человека на борт в районе кокпита, где палубные проходы достаточно низкие, чтобы можно было наклониться и зацепить спасаемого за одежду при помощи багра. Только имейте в виду, что на некоторых судах боковой ветер по разному воздействует на носовую и кормовую часть судна (иногда нос разворачивается от ветра буквально за секунды), поэтому неплохо заранее знать, как именно поведет себя лодка.

В) ПОДЪЕМ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ВОДЫ Приходится признать, что в данной ситуации размеры имеют значение, равно как и физическая форма. Ловкий подросток с гораздо большей вероятностью сможет сам взобраться по трапу на кормовую платформу после внезапного купания в холодной воде, чем какой-нибудь взрослый. Даже если вода относительно теплая, а человек успокоился, собрался с духом и силами после падения, выбраться самостоятельно бывает непросто. Еще сложнее - вытягивать упавшего, особенно если на нем не надето что-либо, за что можно зацепиться (типа ремней спасжилета). На многих судах кормовая платформа с трапом - единственное низко расположенное место, куда можно выбраться из воды. Только платформа представляет и опасность, поскольку на большинстве яхт она находится на уровне поверхности воды: при волнении человек может попасть под платформу и, что еще хуже, получить удар по голове. Если упавший за борт не может выбраться самостоятельно, а у вас не получается его вытащить (в холодной воде силы спасаемого быстро иссякают), необходимо попытаться привязать его веревкой или пристегнуть при помощи страховочной обвязки - так вы хотя бы не потеряете человека и сможете помочь ему держать голову на поверхности. Хорошо бы иметь на борту блок и лебедку, которые позволят вытянуть человека из воды. Это определенно полезное дополнение на флайбриджных яхтах, и я всегда советую владельцам таких судов устанавливать специальную проушину на свесе флайбриджа как раз для этой цели.

ПОДАВАТЬ ЛИ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ?
«Человек за бортом» - ситуация, в любом случае представляющая угрозу жизни, поэтому непременно нажмите кнопку MoB (Man Overboard) на картплоттере, чтобы знать точные координаты и сообщить их спасателям и властям на случай потери упавшего за борт из виду. Если вы можете самостоятельно найти и спасти человека в кратчайшие сроки - отлично! Но помните: в данной ситуации время работает против вас. Подача сигнала бедствия (Mayday) как минимум позволяет поднять по тревоге береговые службы и запросить немедленной помощи; всегда можно дать отбой, если ваша спасательная операция завершилась успешно без посторонней помощи. В реальности нужно оценить, на какую помощь и в какие сроки можно рассчитывать, исходя из вашего местоположения. Если есть какие-то сомнения, обязательно подавайте сигнал бедствия.

Влиянием течения можно пренебречь, потому что оно сносит судно и человека за бортом примерно одинаково

КАКОВО ЭТО - ОКАЗАТЬСЯ ЗА БОРТОМ?
О спасении человека за бортом пишут много. О том, каково им быть, гораздо меньше. С позиции человека, неоднократно выполнявшего эту роль в ходе практических яхтенных курсов, могу заявить: это очень страшно! Даже идя на это по собственной воле, морально подготовленный и соответствующим образом одетый, я чувствовал себя абсолютно потерянным, шагнув за борт судна, идущего на скорости более 20 узлов. Несмотря на всю подготовку, почти невозможно держать рот закрытым, чтобы тут же не нахлебаться воды. Смог бы я сохранять присутствие духа, вывалившись за борт совершенно неожиданно? Скорее всего, нет. Помните, что спасаемая вами несчастная жертва обстоятельств может пребывать в гораздо худшем состоянии, чем вы предполагаете. При внезапном падении за борт в холодных северных водах один только температурный шок способен лишить вас возможности хоть сколько-нибудь содействовать вашему собственному спасению. Если вас угораздило упасть за борт, все эксперты советуют не пытаться немедленно плыть; примите компактную позу, обхватив руками колени: в таком положении тело успешнее адаптируется к резкой смене температуры. Правда, справедливости ради, надо признать: сказать это в данном случае гораздо легче, чем сделать. спасателям

Тревогу «человек за бортом» объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или при обнаружении на море людей или спасательных средств. Самый главный фактор сохранения человеческой жизни – это сокращение времени пребывания человека в воде.

В том случае, когда падение человека за борт замечается сразу или человек на воде обнаруживается сразу, вахтенный помощник капитана отдаёт команду рулевому перейти на ручное управление и начинает манёвр, сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком (тем самым фиксируется начало манёвра, что облегчает поиск), объявляет тревогу «Человек за бортом», организует наблюдение.

В качестве наблюдателя может быть любой матрос, находящийся вблизи навигационного мостика. Если таковых нет, наблюдение осуществляет сам вахтенный помощник капитана, пока не придёт помощь, чтобы не потерять из вида человека на воде (круга или буя).

Если вахтенный помощник капитана на мостике один, то порядок действий другой: он сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком, объявляет тревогу «Человек за бортом», начинает манёвр.

В том случае, если о падении человека за борт сообщено с большим опозданием, вахтенный помощник капитана докладывает об этом капитану и действует по его указаниям.

При обнаружении на воде спасательных средств или сигнала бедствия в тёмное время суток вахтенный помощник капитана организовывает наблюдение и маневрирует таким образом, чтобы не потерять их из виду, объявляет тревогу «Человек за бортом» и при необходимости выбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком для фиксирования места.

При выборе первоначального манёвра для возвращения в точку падения (нахождения) человека вахтенный помощник капитана руководствуется состоянием погоды, видимостью с судна, возможностью остановки для спуска шлюпки. Не следовало бы отбрасывать корму от выпавшего человека, как рекомендовалось раньше. При современных скоростях судов и инерции такие действия бесполезны.

Поднявшись на мостик, капитан, отдаёт указания какую шлюпку готовить к спуску.

При объявлении тревоги «Человек за бортом» вахтенный механик использует падение скорости на циркуляции для уменьшения оборотов, чтобы в конце манёвра быстрее остановить судно.

По окончанию манёвра, подходу к человеку или спасательному средству, остановке судна, спуском шлюпки руководит капитан.

Основной манёвр для возвращения к месту падения человека – это поворот на 60 градусов с последующим выходом на контр курс (манёвр Вильямса).

Метод имеет следующие преимущества:

с выходом на контр курс судно выходит на след судна, что делает этот способ независимым от времени обнаружения падения человека за борт;

сектор наблюдения ограничивается малыми передними углами относительно курса;

обеспечивается быстрая потеря скорости при двухразовой перекладке руля, что облегчает спуск шлюпки в конце манёвра.

Недостаток этого способа – сравнительно большая продолжительность. Но это не имеет такое уж большое значение, если сравним, что основной расход времени уходит на спуск шлюпки и на последующие действия.

При небольшой скорости и возможности быстрого реверса и в других случаях, когда при конкретных условиях погоды обеспечивается постоянное наблюдение за человеком в воде, возможно использование манёвра, поворачивая на 240О (манёвр профессора Шарнова). Здесь надо иметь в виду, что обычный состав экипажа не обеспечит непрерывное наблюдение во время процесса манёвра.

Схема манёвра Вильямса даётся в типовой таблице маневренных элементов. Как раз этот манёвр обязательно отрабатывается на учениях.

Вахтенный помощник капитана по прибытии наблюдателей согласно расписания по тревоге указывает им сектор наблюдения и особенности наблюдения. Секторы наблюдения по возможности, дублируются.

Организуется сообщение о случае. В светлое время суток поднимается флаг «OSCAR» по МСС. В любое время суток делаются сообщения по радиотелефону с указанием координат возможного места падения человека за борт. По указанию капитана информация о случае может быть также передана в радиотелеграфном режиме.

Другие члены экипажа собираются в местах, указанных в расписании по тревоге, с индивидуальными спасательными средствами и в соответствующей одежде. При необходимости из их числа выделяется смена или пополнение для дежурной шлюпки.

В шлюпке надо иметь аптечку для оказания первой помощи пострадавшему, одеяло, термос с горячим питьём.

Между судном и шлюпкой обеспечивается надёжная УКВ-радио связь на установленном канале.

В случае потери радиосвязи направление движение шлюпки указывается визуальными и звуковыми сигналами. Один звук (один световой проблеск), сигнализация правой рукой – указания шлюпке менять курс в правую сторону.
Два звука (проблеска), сигнализация левой рукой – указания шлюпке менять курс влево. Соответственно, в шлюпке организуется наблюдение за сигналами.

При приближении шлюпки с пострадавшим к борту судна готовится:

средства для поднятия пострадавших на борт;

судовой лазарет;

нужная помощь по информации со шлюпки.

После поднятия пострадавших на борт или при прекращении поиска организуется сообщение всем абонементам об окончании операции.

Действия экипажа дежурной шлюпки по тревоге «Человек за бортом» отрабатывается согласно требованиям Конвенции SOLAS –74.

Тревогу «человек за бортом» объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или при обнаружении на море людей или спасательных средств.

Самый главный фактор сохранения человеческой жизни – это сокращение времени пребывания человека в воде.

В том случае, когда падение человека за борт замечается сразу или человек на воде обнаруживается сразу, вахтенный помощник капитана отдаёт команду рулевому перейти на ручное управление и начинает манёвр, сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком (тем самым фиксируется начало манёвра, что облегчает поиск), объявляет тревогу «Человек за бортом», организует наблюдение.

В качестве наблюдателя может быть любой матрос, находящийся вблизи навигационного мостика. Если таковых нет, наблюдение осуществляет сам вахтенный помощник капитана, пока не придёт помощь, чтобы не потерять из вида человека на воде (круга или буя).

Если вахтенный помощник капитана на мостике один, то порядок действий другой: он сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком, объявляет тревогу «Человек за бортом», начинает манёвр.

В том случае, если о падении человека за борт сообщено с большим опозданием, вахтенный помощник капитана докладывает об этом капитану и действует по его указаниям.

При обнаружении на воде спасательных средств или сигнала бедствия в тёмное время суток вахтенный помощник капитана организовывает наблюдение и маневрирует таким образом, чтобы не потерять их из виду, объявляет тревогу «Человек за бортом» и при необходимости выбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком для фиксирования места.

При выборе первоначального манёвра для возвращения в точку падения (нахождения) человека вахтенный помощник капитана руководствуется состоянием погоды, видимостью с судна, возможностью остановки для спуска шлюпки.

Не следовало бы отбрасывать корму от выпавшего человека, как рекомендовалось раньше. При современных скоростях судов и инерции такие действия бесполезны.

Поднявшись на мостик, капитан, отдаёт указания какую шлюпку готовить к спуску.

При объявлении тревоги «Человек за бортом» вахтенный механик использует падение скорости на циркуляции для уменьшения оборотов, чтобы в конце манёвра быстрее остановить судно.

По окончанию манёвра, подходу к человеку или спасательному средству, остановке судна, спуском шлюпки руководит капитан.

Основной манёвр для возвращения к месту падения человека – это поворот на 60О с последующим выходом на контр курс (манёвр Вильямса).

Метод имеет следующие преимущества:

с выходом на контр курс судно выходит на след судна, что делает этот способ независимым от времени обнаружения падения человека за борт;

сектор наблюдения ограничивается малыми передними углами относительно курса;

обеспечивается быстрая потеря скорости при двухразовой перекладке руля, что облегчает спуск шлюпки в конце манёвра.

Недостаток этого способа – сравнительно большая продолжительность. Но это не имеет такое уж большое значение, если сравним, что основной расход времени уходит на спуск шлюпки и на последующие действия.

При небольшой скорости и возможности быстрого реверса и в других случаях, когда при конкретных условиях погоды обеспечивается постоянное наблюдение за человеком в воде, возможно использование манёвра, поворачивая на 240О (манёвр профессора Шарнова). Здесь надо иметь в виду, что обычный состав экипажа не обеспечит непрерывное наблюдение во время процесса манёвра.

Схема манёвра Вильямса даётся в типовой таблице маневренных элементов. Как раз этот манёвр обязательно отрабатывается на учениях.

Вахтенный помощник капитана по прибытии наблюдателей согласно расписания по тревоге указывает им сектор наблюдения и особенности наблюдения. Секторы наблюдения по возможности, дублируются.

Организуется сообщение о случае. В светлое время суток поднимается флаг «OSCAR» по МСС. В любое время суток делаются сообщения по радиотелефону с указанием координат возможного места падения человека за борт. По указанию капитана информация о случае может быть также передана в радиотелеграфном режиме.

Другие члены экипажа собираются в местах, указанных в расписании по тревоге, с индивидуальными спасательными средствами и в соответствующей одежде. При необходимости из их числа выделяется смена или пополнение для дежурной шлюпки.

В шлюпке надо иметь аптечку для оказания первой помощи пострадавшему, одеяло, термос с горячим питьём.

Между судном и шлюпкой обеспечивается надёжная УКВ-радио связь на установленном канале.

В случае потери радиосвязи направление движение шлюпки указывается визуальными и звуковыми сигналами. Один звук (один световой проблеск), сигнализация правой рукой – указания шлюпке менять курс в правую сторону. Два звука (проблеска), сигнализация левой рукой – указания шлюпке менять курс влево. Соответственно, в шлюпке организуется наблюдение за сигналами.

При приближении шлюпки с пострадавшим к борту судна готовится:

средства для поднятия пострадавших на борт;

судовой лазарет;

нужная помощь по информации со шлюпки.

После поднятия пострадавших на борт или при прекращении поиска организуется сообщение всем абонементам об окончании операции.

Действия экипажа дежурной шлюпки по тревоге «Человек за бортом» отрабатывается согласно требованиям Конвенции SOLAS –74.

Первоочередные действия при обнаружении падения человека за борт

На палубе

Первый, заметивший падение человека за борт, должен немедленно выполнить действия, руководствуясь правилом: “Круг, Тревога, Наблюдение” :

1. Бросить упавшему за борт человеку ближайший спасательный круг (Круг ).

2. Как можно быстрее сообщить на мостик о падении человека за борт (Тревога ).

3. Непрерывно вести наблюдение и не выпускать из виду упавшего за борт (Наблюдение ).

4. Если необходимо сбросить за борт второй спасательный круг.

Действия вахтенного помощника

Вахтенный помощник, получив сообщение о падении человека за борт должен незамедлительно выполнить следующие действия:

1. Переложить руль на тот борт, с которого упал человек и если возможно застопорить машину, чтобы отвести корму судна и не затянуть человека в струю от винта.

2. Сбросить за борт спасательный круг со свето-дымящимся буем с борта падения человека за борт.

3. Объявить тревогу «Человек за бортом», подачей трех длинных звуковых сигналов.

4. На GPS, AIS, электронной карте, радиолокаторе нажать кнопку «MOB» (Men over board), для индикации на дисплее и сохранении координат места падения человека за борт.

5. На УКВ подать сигнал срочности “Пан-Пан”, чтобы информировать находящиеся поблизости суда. По возможности также дать указание вахтенному матросу поднять флаг «Оскар» Международного свода сигналов. Если поблизости находятся другие суда, то подать судовым свистком звуковой сигнал – “три длинных гудка”.

6. Установить непрерывное наблюдение за упавшим за борт человеком. В темное время суток освещать упавшего за борт человека прожектором.

7. Выполнить маневр для возвращения судна к месту падения человека за борт.

8. Информировать вахтенного механика.

9. Если позволяют погодные условия приступить к спуску спасательной шлюпки.

10. В зависимости от погодных условий оборудовать трап или спасательную сетку.

Маневры судна по тревоге “Человек за бортом”

В зависимости от преобладающих обстоятельств и условий, а также от типа судна и времени обнаружения, что человек упал за борт, выполняются различные типы маневра судна для выхода судна в точку падения человека за борт. В зависимости от того, сколько времени прошло с момента падения человека за борт до момента обнаружения, различают следующие ситуации:

1. Падение человека за борт видели вахтенные в ходовой рубке. В этом случае они начинают выполнять маневр практически в момент падения человека за борт.

2. Доклад вахтенному в ходовую рубку о падении человека за борт поступил от очевидца. В этом случае с момента падения человека за борт и началом маневра пройдет какое-то время и судно отойдет от упавшего за борт человека на некоторое расстояние, то есть маневр будет выполнен с некоторой задержкой.

3. Будет обнаружено отсутствие человека и сделано предположение, что он упал за борт. В этом случае промежуток времени с момента падения человека за борт и до начала маневра может быть значительным, и судно будет находиться от него на большом расстоянии.

Для возвращения судна к месту падения человека за борт применяют три основных типа маневра:

Одиночный разворот (разворот на 270º).

Разворот способом Уильямсона.

Разворот способом Шарнова.

Разворот Андерсона

а) Перекладывают руль на борт, с которого произошло падение человека за борт.

б) После отворота судна на курсовой угол 250° от первоначального курса, ставят руль в положение «прямо» и начинают останавливать судно.

Разворот способом Вильямсона

Применяется в момент обнаружения падения человека за борт

а) Переложить руль на борт (Если данный маневр выполняется сразу после падения человека за борт, то руль необходимо переложить на борт, с которого человек упал за борт).

б) После того как судно отвернет от первоначального курса на 60º, руль перекладывают на противоположный борт.


Так выглядит разворот Вильямсона на экране ECDIS. Для тренировки вахтенных помощников, в открытом море, при отсутствии поблизости других судов, каждому вахтенному помощнику было предложено выполнить разворот Вильямсона и выйти на обратный курс. В некоторых ECDIS имеется функция МОВ (Man over board – “Человек за бортом”), которая значительно облегчает выход судна в заданную точку. Во время тренировки вахтенный помощник нажимает соответствующую кнопку на ECDIS и выполняет маневр, целью которого является выход судна на обратный курс и в заданную точку. При всей кажущейся простоте маневра, далеко не все помощники, в том числе старшие помощники, смогли успешно выполнить данный маневр с первого раза. И что интересно, успех маневра, не зависел от опытности помощника, китайский “треха” с опытом работы в 6 месяцев легко выполнил маневр, а немецкий “чиф” с тремя контрактами в должности, на Navi Sailor 4000 “начудил” так, что и близко не подошел к заданной точке. Необходимо отметить, что выполнив маневр всего один раз, все последующие маневры помощники выполняли значительно увереннее и успешнее.

Разворот способом Шарнова

Применяется, когда после падения человека за борт до момента обнаружения, прошло какое-то время.

а) Переложить руль на борт.

б) После того как судно отвернет от первоначального курса на 240º, руль перекладывают на противоположный борт.

в) Когда судно повернет на курс, на 20º меньше контркурса, руль перекладывают в положение «прямо» и приводят судно на контркурс.

При падении человека за борт тот, кто это заметил, должен немедленно сбросить на воду спасательный круг и доложить вахтенному помощнику капитана («Человек за бортом справа!»).

Вахтенный помощник капитана подает команду рулевому переложить руль на борт, с которого произошло падение человека, чтобы отвести корму и уменьшить возможность попадания упавшего в воду под винт. Одновременно он сбрасывает с крыла мостика спасательный круг со светодымящим буем, объявляет тревогу «Человек за бортом», выставляет наблюдателя, который должен непрерывно следить за упавшим человеком, используя в темное время прожектор, отмечает маркером на видеопрокладчике, электронной карте или экране САРП местоположение своего судна, а при отсутствии указанных средств – возможно точнее определяет место судна. В таблицу маневренных элементов названные действия выражаются формулировкой: «Помни: маневр, круг, тревога, наблюдение!».

Начиная маневр для выхода судна к месту падения человека за борт, вахтенный помощник докладывает о произошедшем капитану и сообщает вахтенному механику, оповещает по УКВ связи близлежащие суда, поднимает флаг «OSCAR» по МСС. судовым свистком подается три продолжительных звука, что необходимо не только для предупреждения находящихся поблизости судов, но и для оповещения упавшего за борт человека о том. что ему будет оказана помощь. В процессе маневрирования можно повторить этот звуковой сигнал.

Если о падении человека за борт доложил очевидец и меры принимаются с некоторой задержкой, рекомендуется маневр «Поворот Вильямсона» (способ коордонат)». Руль перекладывается на борт; после отклонения от первоначального курса на 60° преложить руль на противоположный борт; не достигнув 20° до обратного курса, переложить руль в положение «прямо» и лечь на обратный курс. В таблице маневренных элементов судна приводятся элементы маневра «Человек за бортом» способом коордонат с учетом характеристик данного конкретного судна, определяемых из натурных наблюдений. Указывается отдельно для правого и левого борта угол отворота от исходного курса, оперативное время перекладки руля на противоположный борт (в минутах и секундах) и прихода в точку начала маневра.

Поворот Вильямсона требует большего времени на выполнение, чем простой поворот, и временно уводит судно дальше от места падения человека за борт, но наиболее точно возвращает судно на это место и в свой кильватерный след. Когда судно достигнет точки начала маневра, скорость должна быть снижена, чтобы судно могло быстро остановиться.

В ситуации. когда факт падения человека за борт не наблюдался, но обнаружена пропажа находившегося на борту судна человека, используется поворот Скарноу (в другой транскрипции – поворот Шарнова). Руль также перекладывается в положение «на борт»; после отклонения от первоначального курса на 240° руль нужно переложить на противоположный борт. Не достигнув 20° до обратного курса, руль переложить в положение «прямо», чтобы судно затем легло на обратный курс.

Поворот Скарноу позволяет судну быстрее, чем поворот Вильямсона, вернуться в свой кильватерный след, однако после завершения поворота точка начала маневра будет находиться по корме судна приблизительно на расстоянии одного корпуса.

Пока выполняется поворот, подготавливается к спуску дежурная шлюпка; для приема упавшего в воду непосредственно на борт судна необходимо подготовить спасательные круги с линями, штормтрапы, грузовые сетки. Специально выделенные члены экипажа в гидротермокостюмах и спасательных жилетах (если костюм предусматривает их использование) и со спасательными линями должны быть готовы спуститься в воду для оказания помощи человеку за бортом.

При подходе к месту падения человека нужно погасить инерцию судна и спустить на воду дежурную шлюпку. Если представляется возможным поднять пострадавшего непосредственно на борт судна, нужно прикрыть корпусом судна от ветра и волнения пострадавшего и людей, которые войдут в воду для оказания ему помощи.

В тех случаях, когда визуальное наблюдение за упавшим за борт утрачено, в особенности в условиях ограниченной видимости, выход в точку падения человека за борт осуществляют, ориентируясь по отметке на видеопрокладчике, электронной карте или на экране САРП. Эта точка принимается за исходную при поиске.

Читайте также: