Военные самолеты чешского производства. Печальная история чешского авиапрома: урок для Украины


Поделюсь ка я с Вами информацией немного не по теме блога. Речь о чехословацком самолетостроении во время Второй мировой войны. Конкретнее - об авиационной фирме Aero. Это предприятие было создано в 1919 году и первоначально обслуживало самолеты, переданные молодой Чехословацкой республике Антантой (SPAD, Salmson, Voisin). Ну, то есть, это чехи пишут, что началось все 1919 году, а на самом деле это были бывшие мощности Австро-Венгерской империи, а именно завода «Ганза-Бранденбург верке» небезызвестного Эрнста Хейнкеля. Дело у молодой компании пошло и уже через 12 месяцев смогли приступить к производству самолетов собственной конструкции. К концу 30-х годов Aero становится достаточно серьезным производителем, способным освоить и серийно выпускать такие самолеты как МВ-200 или СБ-2. Собственные проекты также были вполне на уровне. К сожалению, в марте 1939 года в страну пришли нацисты.


Поначалу фирмой Aero они не заинтересовались, и чехи спокойно доделали 4 последних MB-200 и 14 Aero A-304, которые передели германской стороне. Вскоре на предприятие из Берлина прибыл атташе ВВС и стали вводить в производство немецкие типы самолетов. Начали с малого - в цехах Aero стали собирать учебные двухместные бипланы Bucker Bu-131, предназначенные для летных школ. Их выпускали до 1940 года и успели изготовить 200 штук. Кроме этого чешская компания с мая 1940 года по ноябрь 1940 также произвела для «Люфтваффе» 45 самолетов буксировки воздушных целей B-71 и 10 буксировщиков планеров B-71В. Напомню, что эта машина на самом деле являлась советским скоростным бомбардировщиком СБ-2, который чехи выпускали по лицензии.

Оценив работоспособность чешской стороны «Люфтваффе» заказало другую крайне полезную для себя машину - недавно запущенный в производство тактический разведчик Focke Wulf Fw.189. Выпускали их практически двенадцать месяцев, до конца 1942 года передав заказчику 337 «Рам». Со следующего года компании Aero были установлены новые задачи - поставить на поток вспомогательный двухмоторный Siebel Si.204D. Работы велись ударными темпами и до конца войны успели передать немецким ВВС 553 эти машины. При этом всего в Протекторате Богемии и Моравии на заводах «Аэро», «ЧКД-Прага» и «Вальтер» выпустили 1007 «Зибелей», а фюзеляжи для всех них собрали именно в цехах «Аэро» (до конца войны получилось 1023 фюзеляжа). К этому нужно прибавить 49 капитально отремонтированных самолетов Bucker Bu-131 и 15 модернизированных Aero A-304.

Всего же за годы войны количество работников фирмы Aero выросло с 1200 до 8000. С середины 1943 года чехи говорят о «принудительном» труде, а с 1944 года немцы для них вводят 12-часовой рабочий день с одним «скользящим» выходным на неделе. Тем не менее, чехи сами отмечают и положительные моменты работы на немцев: улучшение организации работы и технического оснащения производства, внедрение некоторых новых технологий. Добавлю, что кроме этого чехам «в наследство» досталось пару достаточно хороших моделей самолетов (Bucker Bu-131, Siebel Si.204D), которые они выпускали после войны уже для своих нужд. Плодотворная работа фирмы Aero на германское «Люфтваффе» закончилась только в 25 марта 1945 (!), когда 50 тяжелых бомбардировщиков Союзников разрушили сборочные цеха компании, уничтожив на стапелях 50 практически готовых «Зибелей».

Л-410 УВП-Е20 - универсальный двухмоторный самолет чешского производства для местных воздушных линий, вмещающий 19 пассажиров. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП (около 600-700 метров), что, по сути, делает его воздушным судном в категории «офф-роуд». Первый полет Л-410 был совершен 16 апреля 1969 года. Основным заказчиком самолета являлся Советский Союз. Кроме этого, L-410 поставлялся также в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу. Несмотря на то что завод находится в Чехии, он считает себя частью российского авиапрома: основания к этому были заложены при его разработке и при долголетней истории эксплуатации. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатируется более 400 самолетов Л-410.

Производственная территория компании «Aircraft Industries» в г. Куновице, Чехия.
Завод «Aircraft Industries», более известный под брендом Let Kunovice, находится в 300 км от г. Праги. На заводе работает 920 человек.
Предприятие производит самолет по полному производственному циклу — есть собственные линии поверхностной обработки материалов, лакокрасочное производство, механический цех, сборочные цеха, конструкторское бюро и аэропорт.

Цех производства частей фюзеляжа Л-410. На предприятии происходит расширение и модернизация производства – светлозеленая оснастка предназначена для производства нового поколения самолета Л-410 NG (New Generation).
Производтсвенная мощность завода составляет 16-18 новых самолетов в год.
Около 80% самолетов поставляется в Россию. За последние четыре года в Россию поставлено 35 самолетов.

Производство деталей на фрезерном обрабатывающем центре с ЧПУ французской фирмы Creneau.

Зачистка деталей перед формовкой

Формовка детали на прессе

Пробивающий пресс

Конструкторская документация – чертеж интерцептора

Изготовление лонжерона крыла на 5-ти осевом фрезерном обрабатывающем центре с ЧПУ.
При производстве используется российский дюралюминий производства ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод». Общая доля комплектующих из России в самолете Л-410 составляет около 15% — это наследие того, что самолет разрабатывался по заказу СССР и при участии советских конструкторов.

Производство панели крыла

Сборка передней части крыла

Проверка качества клепки на крыле самолета

На один самолет Л-410 идет около 185 000 заклепок разных типов и размеров

Клепальные работы в средней части фюзеляжа

Монтаж напольных панелей

Производство задней части фюзеляжа

Производство детали воздухозаборника двигателя

Производство детали воздухозаборника для самолета СASA CN-235 в рамках производственной кооперации.
Также на заводе выполняется кооперация с фирмой Boeing для самолета Boeing 787.

Монтажный конвейер самолетов Л-410 УВП-Е20. Расположен в одном из самых новых зданий завода, изначально спроектированном для производства Л-610.
В одной половине здания находятся две линии производства новых самолетов Л-410, во второй половине – цех сервиса самолетов, приходящих из эксплуатации.

Одновременно в монтажном цехе находятся около 10 самолетов. В начало линии из цеха покраски приходят фюзеляж, крыло, концевые баки и хвостовое оперение.
В конце линии находятся самолеты, проходящие летные испытания и готовящиеся к отправке заказчикам.
За всю историю своего существования, заводом было произведено свыше 1150 самолетов семейства Л-410.
Более 850 из них было поставлено эксплуатантам в СССР.

Процесс отделки багажного отделения самолета в носовой части после завершения монтажа электрооборудования

Сборка двери аварийного выхода

Носовая часть самолета с заводским номером 2915. Видна антенна метеорадара.
Открыты дверцы носового багажного отделения.

Монтаж авионики в кабине пилотов. В составе авионики традиционно присутствуют приборы российских производителей

Монтаж электрооборудования в салоне самолета

Установка жгутов электропроводки

Монтаж электропроводов на крыле самолета в области гондолы двигателя

Пятилопостные воздушные винты AV-725 (фирма Avia Propeller) вместе с двигателем GE H80-200 составляют новую силовую установку самолета L-410 UVP-E20. Она устанавливается с января 2013 года на все новые самолеты и сертифицирована EASA и российским АР МАК.
Молодежь на производстве не редкость, в том числе и благодаря наличию собственного профессионального технического училища не территории завода.
Средний возраст работников предприятия — 44 года.

Работы на двигателе GE H-80, проводящиеся представителем компании GE Aviation Czech, г.Прага (бывший завод Walter).

Этап финального монтажа занимает около 5 месяцев – это самая дорогостоящая часть производства, так в ее рамках на самолет устанавливаются моторы, шасси и вся авионика, где каждый отдельный агрегат может стоить 100-250 тыс. Евро.
Общая длительность цикла производства самолета от производства первых составных частей фюзеляжа до окончания летных испытаний занимает чуть менее года.

Кокпит самолета Л-410 УВП-Е20.
Самолет полностью оснащен для полетов по приборам, имеет усовершенствованную систему предупреждения опасного сближения с землей (GPWS) и коллизий в воздухе (TCAS II). Л 410 спроектирован в метрической системе (а не в дюймах), что является исключением в западной авиации.

Данный тип самолета используется уже многие годы как выпускной для обучения пилотов в Сасовском летном училище гражданской авиации (Рязанская обл.).

Предполетная подготовка. Станислав Скленарж - главный летчик-испытатель завода.

Под крылом самолета вид на р. Мораву и г. Угерский Острог

Самолет Л-410 УВП-Е20 для Французской Гвианы.
Самолеты для экзотических стран часто имеют яркую запоминающуюся раскраску.

Уход с виражем
Практический потолок — 8000 метров

Заход на влетно-посадочную полосу.
Самолет Л-410 может приземляться как на полосу с твердым покрытием, так и на траву, грунт и снег. УВП в названии самолета означает русскую аббревиатуру «Укороченные Взлет и Посадка», что также напоминает о русских корнях возникновения самолета.

Замок Новый Светлов (1480), г. Бойковице.

Средневековый готический замок Бухлов (XIII век) находится в 10 км от г. Куновице.
Замок Бухлов является одним из самых красивых замков в Южной Моравии – юго-восточного региона Чехии.

Велеградский монастырь (XIII в) – один из основных паломнических храмов в Чешской Республике.
В 863 – 866 гг. в г. Велеграде жили и проповедовали христианские святые Кирилл и Мефодий.

Прототип самолета Л-610М в г. Старое Место, установленный для обозрения при въезде в город.

Самолет L-410, в результате крушения которого в Хабаровском крае погибли шесть человек, широко известен в бывшем Советском Союзе, несмотря на свое чехословацкое прошлое. Он был разработан в конце 1960-х годов на авиазаводе «Лет Куновице». Свою историю авиазавод ведет с 1936 года как филиал завода Avia Letnany, построенный в рамках развития ВПК Чехословакии. Во время оккупации завод занимался ремонтом истребителей.

После войны завод был национализирован, на нем начат ремонт автомобилей. В 1948 году предприятие вошло в состав только что созданной компании Let, и в Куновице начался серийный выпуск одномоторного самолета Zlin 22.

В 1953 году уже на новом авиазаводе было налажено лицензионное производство советских учебно-тренировочных истребителей Як-11 и двухмоторных гражданских самолетов Aero Ae-45.

В 1955 году в Куновице стали производить первую модель собственной разработки, созданную чехословацкими инженерами под руководством Ладислава Смрчека, — легкий пассажирский самолет Let L-200 Morava. Завод выпускал сельскохозяйственный самолет Z-37 Cmelak («шмель»), планеры и учебный реактивный самолет L-29, который в 1961 году стал основным учебно-тренировочным самолетом стран-участниц Организации Варшавского договора.

Однако знаковым для чехословацкого самолета стал заказ со стороны СССР на разработку и производство 19-местного турбовинтового самолета L-410.

К концу 1960-х годов в СССР назрела необходимость в небольшом ближнемагистральном пассажирском самолете нового поколения вместимостью до 10 человек, способного взлетать и приземляться на грунтовые аэродромы. А поскольку ставка делалась на высокую экономичность, самолет должен был строиться с турбовинтовыми двигателями.

Несмотря на то, что КБ Бериева имело самолет с необходимыми характеристиками (Бе-30),

в рамках кооперации стран-членов СЭВ проект было решено передать в Чехословакию.

И это был не единственный пример такой кооперации. Так, в свое время СССР передал Польше производство вертолета Ми-2 и самолета Ан-2. Благодаря курсу на интеграцию стран-членов СЭВ, парк авиакомпаний «дружественных» стран постоянно пополнялся самолетами Ил-62, Ту-154, Ту-134 и вертолетами советского производства, чехословацкими самолетами L-410 и сельско-хозяйственными М-15, выпускавшимися в Польше.

CCCР стал основным заказчиком L-410, там он стал самым массовым турбовинтовым самолетом,

эксплуатировавшимся на региональных линиях, первым самолетом зарубежного производства, вышедшим на отечественные воздушные трассы.

L-410 выполнен по классической схеме двухмоторного высокоплана с однокилевым хвостовым оперением. Первый опытный самолет, оснащенный двигателями Pratt&Whitney РТ6А27, поднялся в воздух 16 апреля 1969 года. Первой регулярное использование самолетов L-410A начала чехословацкая авиа «Слов Эйр» (Братислава) на местных линиях. В 1973 году начаты испытания самолета L-410M с чешскими двигателями Вальтер М601А. До конца 1978 года СССР получил около сотни самолетов L-410.

«По замыслу конструкторов, эта турбовинтовая машина в будущем на местных авиалиниях стран — участниц СЭВ заменит Ан-2, Ли-2», — писала в те времена .

В 1979 году самолет был модифицирован, и модель Л-410УВП стала основной серийной. Самолет отличался более длинным фюзеляжем, использованием интерцепторов и увеличенными размерами крыла, что позволило улучшить одну из его главных характеристик — сокращение «УВП» означало «укороченная взлет-посадка».

Всего было произведено более 1200 единиц L-410, большая часть которых (862) была отправлена на рейсы Советского Союза, где они по праву заслужили популярность за надежность и неприхотливость. Л-410 могли перевозить до 19 пассажиров с крейсерской скоростью 380 км/ч и не отличались большой требовательностью к ВПП — достаточно было нормальной грунтовой полосы.

География их маршрутов охватывала всю территорию СССР, от Сухуми до Омска. Заплатив за билет ненамного дороже, чем за поезд, пассажиры могли, например, долететь

из Краснодара в Керчь, из Ростова-на-Дону в Донецк, из Сухуми в Кутаиси, из Рязани в Мариуполь или Полтаву.

К началу 1992 года в бывшем СССР оставалось порядка 750 таких самолетов. Среди них были транспортные, транспортно-десантные и тренировочные самолеты, использовавшиеся военными, в том числе в СССР. После распада Восточного блока куновицкий завод пришел в упадок, серийное производство Л-410 было свернуто и завод несколько раз сменил владельцев. Темпы производства упали в десять раз — с 50 машин в год до двух-пяти. В 2008 году 51% акций Let Kunovice (Aircraft Industries) выкупило российское общество «Уральская горно-металлургическая компания», после чего темп выпуска составил восемь-десять самолетов в год. Сегодня компания, докупив оставшиеся акции, является единственным собственником производства.

В 2017 году было объявлено о подготовке производства самолетов L-410 в России, которое должно начаться в 2018 году.

По оценке российской ГосНИИ гражданской авиации до 2020 года, в России будет продано от 604 до 822 самолетов вместимостью от 4 до 19 мест.

Л-410 УВП-Е20 - универсальный двухмоторный самолет чешского производства для местных воздушных линий, вмещающий 19 пассажиров. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП (около 600-700 метров), что, по сути, делает его воздушным судном в категории «офф-роуд». Первый полет Л-410 был совершен 16 апреля 1969 года. Основным заказчиком самолета являлся Советский Союз. Кроме этого, L-410 поставлялся также в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу. Несмотря на то что завод находится в Чехии, он считает себя частью российского авиапрома: основания к этому были заложены при его разработке и при долголетней истории эксплуатации. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатируется более 400 самолетов Л-410.



Производственная территория компании «Aircraft Industries» в г. Куновице, Чехия.
Завод «Aircraft Industries», более известный под брендом Let Kunovice, находится в 300 км от г. Праги. На заводе работает 920 человек.
Предприятие производит самолет по полному производственному циклу - есть собственные линии поверхностной обработки материалов, лакокрасочное производство, механический цех, сборочные цеха, конструкторское бюро и аэропорт.


Цех производства частей фюзеляжа Л-410. На предприятии происходит расширение и модернизация производства – светлозеленая оснастка предназначена для производства нового поколения самолета Л-410 NG (New Generation).
Производтсвенная мощность завода составляет 16-18 новых самолетов в год.
Около 80% самолетов поставляется в Россию. За последние четыре года в Россию поставлено 35 самолетов.


Производство деталей на фрезерном обрабатывающем центре с ЧПУ французской фирмы Creneau.


Зачистка деталей перед формовкой


Формовка детали на прессе


Пробивающий пресс


Конструкторская документация – чертеж интерцептора


Изготовление лонжерона крыла на 5-ти осевом фрезерном обрабатывающем центре с ЧПУ.
При производстве используется российский дюралюминий производства ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод». Общая доля комплектующих из России в самолете Л-410 составляет около 15% - это наследие того, что самолет разрабатывался по заказу СССР и при участии советских конструкторов.


Производство панели крыла


Сборка передней части крыла


Проверка качества клепки на крыле самолета


На один самолет Л-410 идет около 185 000 заклепок разных типов и размеров


Клепальные работы в средней части фюзеляжа


Монтаж напольных панелей


Производство задней части фюзеляжа


Производство детали воздухозаборника двигателя


Производство детали воздухозаборника для самолета СASA CN-235 в рамках производственной кооперации.
Также на заводе выполняется кооперация с фирмой Boeing для самолета Boeing 787.


Монтажный конвейер самолетов Л-410 УВП-Е20. Расположен в одном из самых новых зданий завода, изначально спроектированном для производства Л-610.
В одной половине здания находятся две линии производства новых самолетов Л-410, во второй половине – цех сервиса самолетов, приходящих из эксплуатации.


Одновременно в монтажном цехе находятся около 10 самолетов. В начало линии из цеха покраски приходят фюзеляж, крыло, концевые баки и хвостовое оперение.
В конце линии находятся самолеты, проходящие летные испытания и готовящиеся к отправке заказчикам.
За всю историю своего существования, заводом было произведено свыше 1150 самолетов семейства Л-410.
Более 850 из них было поставлено эксплуатантам в СССР.


Процесс отделки багажного отделения самолета в носовой части после завершения монтажа электрооборудования


Сборка двери аварийного выхода


Носовая часть самолета с заводским номером 2915. Видна антенна метеорадара.
Открыты дверцы носового багажного отделения.


Монтаж авионики в кабине пилотов. В составе авионики традиционно присутствуют приборы российских производителей


Монтаж электрооборудования в салоне самолета


Установка жгутов электропроводки


Монтаж электропроводов на крыле самолета в области гондолы двигателя


Пятилопостные воздушные винты AV-725 (фирма Avia Propeller) вместе с двигателем GE H80-200 составляют новую силовую установку самолета L-410 UVP-E20. Она устанавливается с января 2013 года на все новые самолеты и сертифицирована EASA и российским АР МАК.
Молодежь на производстве не редкость, в том числе и благодаря наличию собственного профессионального технического училища не территории завода.
Средний возраст работников предприятия - 44 года.


Работы на двигателе GE H-80, проводящиеся представителем компании GE Aviation Czech, г.Прага (бывший завод Walter).


Этап финального монтажа занимает около 5 месяцев – это самая дорогостоящая часть производства, так в ее рамках на самолет устанавливаются моторы, шасси и вся авионика, где каждый отдельный агрегат может стоить 100-250 тыс. Евро.
Общая длительность цикла производства самолета от производства первых составных частей фюзеляжа до окончания летных испытаний занимает чуть менее года.


Кокпит самолета Л-410 УВП-Е20.
Самолет полностью оснащен для полетов по приборам, имеет усовершенствованную систему предупреждения опасного сближения с землей EGPWS и TCAS II. Л 410 спроектирован в метрической системе (а не в дюймах), что является исключением в западной авиации.


Данный тип самолета используется уже многие годы как выпускной для обучения пилотов в Сасовском летном училище гражданской авиации (Рязанская обл.).


Предполетная подготовка. Станислав Скленарж - главный летчик-испытатель завода.


Под крылом самолета вид на р. Мораву и г. Угерский Острог


Самолет Л-410 УВП-Е20 для Французской Гвианы.
Самолеты для экзотических стран часто имеют яркую запоминающуюся раскраску.


Уход с виражем
Практический потолок - 8000 метров


Заход на влетно-посадочную полосу.
Самолет Л-410 может приземляться как на полосу с твердым покрытием, так и на траву, грунт и снег. УВП в названии самолета означает русскую аббревиатуру «Укороченные Взлет и Посадка», что также напоминает о русских корнях возникновения самолета.


Замок Новый Светлов (1480), г. Бойковице.


Средневековый готический замок Бухлов (XIII век) находится в 10 км от г. Куновице.
Замок Бухлов является одним из самых красивых замков в Южной Моравии – юго-восточного региона Чехии.


Велеградский монастырь (XIII в) – один из основных паломнических храмов в Чешской Республике.
В 863 – 866 гг. в г. Велеграде жили и проповедовали христианские святые Кирилл и Мефодий.


Прототип самолета Л-610М в г. Старое Место, установленный для обозрения при въезде в город.

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

1. Музей был основан в 1968 году на территории исторического военного аэродрома в Праге - Kbely. Это была первая чехословацкая авиабаза, созданная в 1918 году. В настоящее время музей имеет в коллекции 275 самолетов.

2. Так выглядели пилоты самолетов с открытой кабиной

3. Самолет Morane Saulnier MS-230 ET-2, Франция, 1932 г.

4. Деревянный клееный многослойный винт, передняя кромка усилена металлом

5. Самолет Avia Ba-122, Чехословакия, 1936 г. Самолет для высшего пилотажа, многократный победитель различных авиашоу


6. Чехословацкие пилоты времен Первой республики между вылетами. В руках, разумеется, .

7. Истребитель SPAD S-VIIC.1, Франция, 1916 г. Большое количество этих самолетов было приобретено во Франции после окончания 1-й мировой войны.

8. Самолет Ae-10 , Чехословакия, 1919 г. Авиамеханик за работой.

9. Самолет Avia Bk-11 , Чехословакия, 1923 г.

10. Самолет De Havilland DH-82A Tiger Moth Mk. II, Великобритания, 1931 г.

11. Крыло исторического самолета, совершившего в 20-х годах перелет Прага-Пекин.

12. Военно-транспортный самолет ЛИ-2, СССР, 1942 г., несколько измененный американский самолет Douglas DC-3.

13. Учебный самолет ПО-2 (У-2) «Кукурузник», СССР 1929 г. Во время войны использовался в качестве ночного бомбардировщика.

14. Истребитель ЛА-7, СССР 1943 г.

15. Штурмовик ИЛ-2М3, СССР 1942 г.

17. Штурмовик AVIA B-33 (IL-10 BEAST), Чехословакия 1951 г.

18. Военно-транспортный самолет Aero C-3а (чешская версия немецкого Siebel Si 204).

21. Истребитель Avia S-199 (чешская версия самолета Messerschmitt Bf 109G / К), 1946 г. После 2-й мировой войны на территории Чехословакии осталось большое количество планеров самолетов Messerschmitt Bf 109G, и завод Avia переработал их для установки двигателя Junkers Jumo 211D.

24. Истребитель Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» был первым в мире серийным реактивным самолётом, и первым в мире реактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях. Под маркой Avia S-92 и Avia CS-92 он продолжал выпускаться и после войны в Чехословакии Выпуск этих самолётов стал возможен благодаря тому, что в конце войны чешская промышленность производила полную номенклатуру комплектующих изделий истребителя, включая и его двигатели BMW и Jumo, хотя сам самолёт и не собирала. 27 августа 1946 года состоялся первый полёт чешского S-92.

Читайте также: