Не было величественных гор. Величественный город Петра: какая загадка кроется в древней скале

В отличие от гор, скалы не покрыты или лишь незначительно, за редким исключением, покрыты растительностью, среди которой преобладают мхи и лишайники. По сути, это каменные глыбы с крутыми склонами и всевозможными выступами. Так же как и многие другие геологические образования, природа создавала их в течение миллионов лет, благодаря чему они получили самые невероятные очертания, а иногда и цвета, поэтому посмотреть здесь есть на что. Выступая над морем или долиной, скалы образуют совершенно невероятные по красоте ландшафты. Среди них встречаются и такие, которые могут затмить самые фантастические декорации. Эти 9 скальных образований являются ярким примером того, что самый искусный мастер это сама природа.

Утесы Мохер, Ирландия

Прибрежные утесы, омываемые водами Атлантического океана, растянулись вдоль побережья на 8 км. На разных участках высота скал варьируется от 120 до 214 метров. Считается, что сформировались утесы более 300 млн. лет назад. С этих «каменных великанов» открывается действительно потрясающий вид, полюбоваться на который приезжает ежегодно свыше 1 миллиона туристов.

Белые клифы Дувра, Великобритания

Обрамляющие береговую линию пролива Па-де-Кале скалы являются частью возвышенности Норт Даунс. Высота скал достигает 107 метров. В их состав входит мел и кремень, благодаря чему их видно с французского мыса Гри-Не, а среди моряков они завоевали славу символа берегов Англии.

Прекестулен, Норвегия

Гигантский утес возвышается над Люсе-фьордом. Высота скального образования составляет 604 метра. Его вершина представляет собой естественную обзорную площадку, площадью примерно 25 на 25 метров. С утеса открывается великолепный вид, от которого захватывает дух даже и видавших виды туристов.

Утес Кабо-Жирао, Португалия

Это крутая скала находится на южном побережье острове Мадейра. Кабо-Жирао считается вторым по величине утесом в мире. Его высота составляет 589 метров. На вершине утеса оборудована смотровая площадка, предоставляющая туристам возможность «воспарить» над океаном.

Калопапа, Гавайи

На северной оконечности Молокаи, на полуострове Калопапа, располагается одно из самых живописных мест на Гавайях - Национальный исторический парк Калопапа. Одной из жемчужин парка являются морские скалы высотой более 1000 метров. Добраться до них можно только пешком или на лошадях. За приложенные усилия туристы будут вознаграждены великолепным видом на окрестные пейзажи и бескрайний Тихий океан.

Пик Тор, Канада

Этот гранитный пик признан самым высоким вертикальным склоном в мире. Расположен он в Национальном парке Ауйюиттук на острове Баффин. Высота пика составляет 1250 метров, а уклон стены - 105 градусов.

Хаф-Доум, США

Скала возвышается на 1450 метров над долиной Йосемити. Состоит монолит из гранита. Хаф-Доум является одним из крупнейших по величине монолитов в Северной Америке, а его образ часто используется различными организациями в качестве логотипа. Вид Хаф-Доум также печатается на водительских правах, которые выдают в штате Калифорния.

Этрета, Франция

Скалы Этрета стали визитной карточкой одноименного городка. Их высота составляет от 80 до 120 метров. Природа выточила в них несколько уникальных арок. Из-за необычайной белизну меловой породы скалы видно далеко в море.

Большой Каньон, США

Без этой природной достопримечательности список невероятных скальных образований был бы неполным. Каньон на плато Колорадо - это настоящая машина времени, на которой можно совершить путешествие сразу в несколько геологических периодов. В каньоне, протяженностью 446 км, остались «следы» четырех геологических эр Земли. За 10 млн. лет его создания природа сформировала ущелье глубиной до 1800 метров, заполненное скоплениями утесов самых невероятных форм и цветов. Лучший вид на них открывается со стеклянной смотровой площадки «Небесная тропа», выступающей за края каньона на 20 метров и возвышающейся над ним на высоте 1220 метров.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Здесь не было величествеННых гор и скал, окружёННых облаками; это был обычный русский простор: поля, луга, редкие деревни с соломеННыми и деревяННыми кровлями.

В этом предложении:

величествеННых ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЕНН–;

окружёННых ― полное причастие с приставкой и зависимым словом;

соломеННыми ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЕНН–;

деревяННыми - прилагательное, слово исключение (НН, хотя образовано при помощи суффикса -ЯНН-).

Ответ: 1234.

Ответ: 1234

Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи

ПРА-ВО-ПИ-СА-НИЕ -Н-/-НН- В РАЗ-ЛИЧ-НЫХ ЧА-СТЯХ РЕЧИ.

Тра-ди-ци-он-но яв-ля-ет-ся самой слож-ной темой для уча-щих-ся, так как обос-но-ван-ное на-пи-са-ние Н или НН воз-мож-но лишь при зна-нии мор-фо-ло-ги-че-ских и сло-во-об-ра-зо-ва-тель-ных за-ко-нов. Ма-те-ри-ал "Справ-ки" обоб-ща-ет и си-сте-ма-ти-зи-ру-ет все пра-ви-ла темы Н и НН из школь-ных учеб-ни-ков и даёт до-пол-ни-тель-ную ин-фор-ма-цию из спра-воч-ни-ков В.В. Ло-па-ти-на и Д.Э Ро-зен-та-ля в том объ-е-ме, что не-об-хо-дим для вы-пол-не-ния за-да-ний ЕГЭ.

14.1 Н и НН в оты-мен-ных при-ла-га-тель-ных (об-ра-зо-ван-ных от имён су-ще-стви-тель-ных).

14.1.1 Две НН в суф-фик-сах

В суф-фик-сах при-ла-га-тель-ных пи-шет-ся НН, если:

1) при-ла-га-тель-ное об-ра-зо-ва-но от су-ще-стви-тель-но-го с ос-но-вой на Н при по-мо-щи суф-фик-са Н: тумаН+ Н → ту-маН-Ный; кар-маН+Н → кар-маН-Ный, кар-тоН+Н → кар-тоН-Ный

ста-рин-ный (от ста-ри-На+Н), кар-тин-ный (от кар-ти-На+Н), глу-бин-ный (от глу-би-На+Н), ди-ко-вин-ный (от ди-ко-ви-На+Н), не-дю-жин-ный (от дю-жи-На+Н), ис-тин-ный (от ис-ти-На+Н), бар-щин-ный (от бар-щи-На+Н), об-щин-ный (от об-щи-На+Н), длин-ный (от длиНа+Н)

Об-ра-ти-те вни-ма-ние : слово «стран-ный» с точки зре-ния со-вре-мен-но-го языка не имеет в своём со-ста-ве суф-фик-са Н и не яв-ля-ет-ся род-ствен-ным к слову «стра-на». Но ис-то-ри-че-ски объ-яс-нить НН можно: че-ло-ве-ка из чужой стра-ны счи-та-ли ина-ко-мыс-ля-щим, чужим, по-сто-рон-ним.

Эти-мо-ло-ги-че-ски объ-яс-нить можно и на-пи-са-ние слова «под-лин-ный» : под-лин-ной в Древ-ней Руси на-зы-ва-лась та прав-да, ко-то-рую под-су-ди-мый го-во-рил «под длин-ни-ка-ми» - осо-бы-ми длин-ны-ми пал-ка-ми или кну-та-ми.

2) при-ла-га-тель-ное об-ра-зо-ва-но от имени су-ще-стви-тель-но-го путём до-бав-ле-ни-ем суф-фик-са -ЕНН-, -ОНН: клюк-вЕН-Ный (клюк-ва), ре-во-лю-ци-ОН-Ный (ре-во-лю-ция), тор-же-ствЕН-Ный (тор-же-ство).

Ис-клю-че-ние: вет-рЕ-Ный (но: без-вет-рЕН-Ный).

Об-ра-ти-те вни-ма-ние:

Встре-ча-ют-ся слова-имена при-ла-га-тель-ные, в ко-то-рых Н яв-ля-ет-ся ча-стью корня. Эти слова надо за-пом-нить.Они не об-ра-зо-вы-ва-лись от имён су-ще-стви-тель-ных:

баг-ря-ный, зелёный, пря-ный, пья-ный, сви-ной, рдя-ный, ру-мя-ный, юный.

14.1.2. В суф-фик-сах при-ла-га-тель-ных пи-шет-ся Н

В суф-фик-сах при-ла-га-тель-ных пи-шет-ся Н , если:

1) при-ла-га-тель-ное имеет суф-фикс -ИН- (го-лу-бИ-Ный, мы-шИ-Ный, со-ло-вьИ-Ный, тиг-рИ-Ный ). Слов с этим суф-фик-сом за-ча-стую имеет зна-че-ние «чей»: го-лу-бя, мыши, со-ло-вья, тигра.

2) при-ла-га-тель-ное имеет суф-фик-сы -АН-, -ЯН- (пес-чА-ный, ко-жА-Ный, ов-сЯ-Ный, зем-лЯ-Ной ). Слова с этим суф-фик-сом часто имеет зна-че-ние «сде-лан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Ис-клю-че-ния: стек-лЯН-Ный, оло-вЯН-Ный, де-ре-вЯН-Ный.

14.2. Н и НН в суф-фик-сах слов, об-ра-зо-ван-ных от гла-го-лов. Пол-ные формы.

Как из-вест-но, от гла-го-лов могут быть об-ра-зо-ва-ны и при-ча-стия, и имена при-ла-га-тель-ные (=от-гла-голь-ные при-ла-га-тель-ные). Пра-ви-ла на-пи-са-ния Н и НН в этих сло-вах раз-лич-ны.

14.2.1 НН в суф-фик-сах пол-ных при-ча-стий и от-гла-голь-ных при-ла-га-тель-ных

В суф-фик-сах пол-ных при-ча-стий и от-гла-голь-ных при-ла-га-тель-ных пи-шет-ся НН, если со-блю-да-ет-ся ХОТЯ БЫ ОДНО из усло-вий:

1) слово об-ра-зо-ва-но от гла-го-ла со-вер-шен-но-го вида , С ПРИ-СТАВ-КОЙ ИЛИ БЕЗ, на-при-мер:

от гла-го-лов ку-пить, вы-ку-пить (что сде-лать?, со-вер-шен-ный вид): куп-лЕН-Ный, вы-куп-лЕН-Ный ;

от гла-го-лов бро-сить, за-бро-сить (что сде-лать?, со-вер-шен-ный вид): бро-шЕН-Ный-за-бро-шЕН-Ный .

При-став-ка НЕ не ме-ня-ет вид при-ча-стия и не вли-я-ет на на-пи-са-ние суф-фик-са. Любая дру-гая при-став-ка придаёт слову со-вер-шен-ный вид

2) в слове есть суф-фик-сы -ОВА-, -ЕВА- даже в сло-вах не-со-вер-шен-но-го вида (ма-ри-нО-ВАН-Ный, ас-фаль-ти-рО-ВАН-Ный, ав-то-ма-ти-зи-рО-ВАН-Ный ).

3) при слове, об-ра-зо-ван-ном от гла-го-ла, есть за-ви-си-мое слово, то есть оно об-ра-зу-ет при-част-ный обо-рот, на-при-мер: мо-ро-жЕН-Ное в хо-ло-диль-ни-ке, ва-рЕН-Ные в бу-льо-не ).

ПРИ-МЕ-ЧА-НИЕ : В слу-ча-ях, когда пол-ное при-ча-стие пе-ре-хо-дит в кон-крет-ном пред-ло-же-нии в имя при-ла-га-тель-ное, на-пи-са-ние не ме-ня-ет-ся. На-при-мер: Взвол-но-ваН-Ный этим со-об-ще-ни-ем, отец го-во-рил гром-ко и не сдер-жи-вал эмо-ций. Вы-де-лен-ное слово - при-ча-стие в при-част-ном обо-ро-те, взвол-но-ван-ный чем? этим со-об-ще-ни-ем . Ме-ня-ем пред-ло-же-ние: Его лицо было взвол-но-ваН-Ным , и уже нет при-ча-стия, нет обо-ро-та, ибо лицо нель-зя «взвол-но-вать», и это - имя при-ла-га-тель-ное. В таких слу-ча-ях го-во-рят о пе-ре-хо-де при-ча-стий в при-ла-га-тель-ные, но на на-пи-са-ние НН дан-ный факт никак не вли-я-ет.

Ещё при-ме-ры: Де-вуш-ка была очень ор-га-ни-зо-ваН-Ной и вос-пи-таН-Ной . Здесь оба слова - имена при-ла-га-тель-ные. Де-вуш-ку не «об-ра-зо-вы-ва-ли», да и вос-пи-тан-ная она все-гда, это по-сто-ян-ные при-зна-ки. Из-ме-ним пред-ло-же-ния: Мы спе-ши-ли на встре-чу, ор-га-ни-зо-ваН-Ную партнёрами. Мама, вос-пи-таН-Ная в стро-го-сти, и нас вос-пи-ты-ва-ла так же стро-го . А те-перь вы-де-лен-ные слова - при-ча-стия.

В таких слу-ча-ях в по-яс-не-нии к за-да-нию мы пишем: при-ла-га-тель-ное, об-ра-зо-ван-ное от при-ча-стия или при-ла-га-тель-ное, пе-ре-шед-шее из при-ча-стия.

Ис-клю-че-ния: не-ждан-ный, не-га-дан-ный, не-ви-дан-ный, не-слы-хан-ный, не-ча-ян-ный, мед-лен-ный, от-ча-ян-ный, свя-щен-ный, же-лан-ный. .

Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что из ряда ис-клю-че-ний ушли слова счи-та-Ные (ми-ну-ты), де-ла-Ное (рав-но-ду-шие) . Эти слова пи-шут-ся по об-ще-му пра-ви-лу.

До-бав-ля-ем сюда ещё слова:

ко-ва-ный, клёваный, жёваный ева/ова вхо-дят в со-став корня, это не суф-фик-сы, чтобы пи-сать НН. Но при по-яв-ле-нии при-ста-вок пи-шут-ся по об-ще-му пра-ви-лу: изжёваН-Ный, под-ко-ваН-Ный, исклёваН-Ный.

ра-не-ный пи-шет-ся одна Н. Срав-ни-те: ра-нЕН-Ный в бою (две Н, по-то-му что по-яви-лось за-ви-си-мое слово); из-ра-нЕН-Ный , вид со-вер-шен-ный, есть при-став-ка).

смышлёный опре-де-лить вид слова слож-но.

14.2. 2 Одна Н в от-гла-голь-ных при-ла-га-тель-ных

В суф-фик-сах от-гла-голь-ных при-ла-га-тель-ных пи-шет-ся Н, если:

слово об-ра-зо-ва-но от гла-го-ла не-со-вер-шен-но-го вида , то есть от-ве-ча-ет на во-прос что с пред-ме-том де-ла-ли? и при слове в пред-ло-же-нии нет за-ви-си-мых слов .

ту-шЕ-Ное (его ту-ши-ли) мясо,

стри-жЕ-Ные (их стриг-ли) во-ло-сы,

ва-рЕ-Ный (его ва-ри-ли) кар-то-фель,

ло-ма-Ная (её ло-ма-ли) линия,

морЁНый (его мо-ри-ли) дуб (тёмный в ре-зуль-та-те спе-ци-аль-ной об-ра-бот-ки),

НО: как толь-ко у этих слов- при-ла-га-тель-ных по-яв-ля-ет-ся за-ви-си-мое слово, они тут же пе-ре-хо-дят в раз-ряд при-ча-стий и пи-шут-ся с двумя Н.

ту-шЕН-Ное в ду-хов-ке (его ту-ши-ли) мясо,

стри-жЕН-Ные не-дав-но (их стриг-ли) во-ло-сы,

ва-рЕН-Ный на пару (его ва-ри-ли) кар-то-фель.

РАЗ-ЛИ-ЧАЙ-ТЕ: у при-ча-стий (спра-ва) и у при-ла-га-тель-ных (слева) раз-ные зна-че-ния! Боль-ши-ми бук-ва-ми вы-де-ле-ны удар-ные глас-ные.

на-звА-ный брат, на-звА-ная сест-ра - че-ло-век, не со-сто-я-щий в био-ло-ги-че-ском род-стве с дан-ным че-ло-ве-ком, но со-гла-сив-ший-ся на брат-ские (сест-рин-ские) от-но-ше-ния доб-ро-воль-но.- нА-зван-ный мною адрес;

посажЁный отец (ис-пол-ня-ю-щий роль ро-ди-те-ля же-ни-ха или не-ве-сты при сва-деб-ном об-ря-де). - по-сА-жен-ный за стол;

при-дА-ное (иму-ще-ство, да-ва-е-мое не-ве-сте её семьёй для жизни в за-му-же-стве) - прИ-дан-ный ши-кар-ный вид;

сУже-ный (так на-зы-ва-ют же-ни-ха, от слова судь-ба) - сУжен-ная юбка, от слова сУзить, сде-лать узкой)

ПрощЁное вос-кре-се-нье (ре-ли-ги-оз-ный празд-ник)- прощЁнный мною;

пИ-са-ная кра-са-ви-ца (эпи-тет, фра-зео-ло-гизм)- пИ-сан-ная мас-лом кар-ти-на.

14.2.3. На-пи-са-ние Н и НН в слож-ных при-ла-га-тель-ных

В со-ста-ве слож-но-го слова на-пи-са-ние от-гла-голь-но-го при-ла-га-тель-но-го не ме-ня-ет-ся :

а) пер-вая часть об-ра-зо-ва-на от гла-го-лов не-со-вер-шен-но-го вида, зна-чит, пишем Н : глад-ко-кра-шЕ-Ный (кра-сить), го-ря-че-ка-та-Ный, до-мо-тка-Ный, пест-ро-тка-Ный, зла-то-тка-Ный (ткать); цель-но-кро-Е-Ный кро-ить), зла-то-ко-ва-Ный (ко-вать), ма-ло-ез-жЕ-Ный (ез-дить), ма-ло-хо-жЕ-Ный (хо-дить), ма-ло-но-шЕ-Ный (но-сить), ма-ло-солЁНый (со-лить), мел-ко-дроблЁНый (дро-бить), све-же-гашЁНый (га-сить), све-же-мо-ро-жЕ-Ный (мо-ро-зить) и дру-гие.

б) вто-рая часть слож-но-го слова об-ра-зо-ва-на от при-ста-воч-но-го гла-го-ла со-вер-шен-но-го вида, зна-чит, пишем НН : глад-коо кра-шЕН-Ный (о кра-сить), свежеза мо-ро-жЕН-Ный (за мо-ро-зить) и др.).

Во вто-рой части слож-ных об-ра-зо-ва-ний пи-шет-ся Н, хотя есть при-став-ка ПЕРЕ-: гла-же-Ные-пе-ре-гла-же-Ные, ла-та-Ные-пе-ре-ла-та-Ные, но-ше-Ный-пе-ре-но-ше-Ный, сти-ра-Ное-пе-ре-сти-ра-Ное, стре-ля-Ный-пе-ре-стре-ля-Ный, што-па-Ное-пе-ре-што-па-Ное.

Таким об-ра-зом, вы-пол-нять за-да-ния можно по ал-го-рит-му:

14.3. Н и НН в крат-ких при-ла-га-тель-ных и крат-ких при-ча-сти-ях

И при-ча-стия, и при-ла-га-тель-ные имеют не толь-ко пол-ные, но и крат-кие формы.

Пра-ви-ло: В крат-ких при-ча-сти-ях все-гда пи-шет-ся одна Н.

Пра-ви-ло: В крат-ких при-ла-га-тель-ных пи-шет-ся столь-ко же Н, сколь-ко в пол-ной форме.

Но, чтобы при-ме-нить пра-ви-ла, нужно раз-ли-чать при-ла-га-тель-ные и при-ча-стия.

РАЗ-ЛИ-ЧАЙ-ТЕ крат-кие при-ла-га-тель-ные и при-ча-стия:

1) по во-про-су : крат-кие при-ла-га-тель-ные - каков? ка-ко-ва? ка-ко-вы? ка-ко-во? ка-ко-вы?, крат-кие при-ча-стие - что сде-лан? что сде-ла-на? что сде-ла-но? что сде-ла-ны?

2) по зна-че-нию (крат-кое при-ча-стие имеет от-но-ше-ние к дей-ствию, можно за-ме-нить гла-го-лом; крат-кое при-ла-га-тель-ное даёт ха-рак-те-ри-сти-ку опре-де-ля-е-мо-му слову, о дей-ствии не со-об-ща-ет);

3) по на-ли-чию за-ви-си-мо-го слова (крат-кие при-ла-га-тель-ные не имеют и не могут иметь, крат-кие при-ча-стия имеют).

Крат-кие при-ча-стия Крат-кие при-ла-га-тель-ные
на-пи-сан (рас-сказ) м. род; что сде-лан? кем? маль-чик об-ра-зо-ван (каков?) -от пол-ной формы об-ра-зо-ван-ный (какой?)
на-пи-са-на (книга) ж.род; что сде-ла-на? кем? де-воч-ка об-ра-зо-ван-на (ка-ко-ва?)-от пол-ной формы об-ра-зо-ван-ная (какая?)
на-пи-са-но (со-чи-не-ние) ср.род; что сде-ла-но?кем? дитя об-ра-зо-ван-но (ка-ко-во?) -от пол-ной формы об-ра-зо-ван-ное (какое?)
ра-бо-ты на-пи-са-ны, мн. число; что сде-ла-ны? кем? дети об-ра-зо-ван-ны (ка-ко-вы?) -от пол-ной формы об-ра-зо-ван-ные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут пи-сать-ся и в на-ре-чи-ях.

В на-ре-чи-ях на -О/-Е пи-шет-ся столь-ко же Н, сколь-ко их в ис-ход-ном слове , на-при-мер: спо-кой-но с одной Н, так как в при-ла-га-тель-ном спо-кой-Ный суф-ф-фикс Н; мед-лен-но с НН, так как в при-ла-га-тель-ном мед-лЕН-Ный НН; увлечённо с НН, так как в при-ча-стии увлечЁННый НН.

При ка-жу-щей-ся не-слож-но-сти этого пра-ви-ла су-ще-ству-ет про-бле-ма раз-гра-ни-че-ния на-ре-чий, крат-ких при-ча-стий и крат-ких при-ла-га-тель-ных. К при-ме-ру, в слове со-сре-до-то-че(Н, НН)о не-воз-мож-но вы-брать то или иное на-пи-са-ние БЕЗ зна-ния того, чем это слово яв-ля-ет-ся в пред-ло-же-нии или сло-во-со-че-та-нии.

РАЗ-ЛИ-ЧАЙ-ТЕ крат-кие при-ла-га-тель-ные, крат-кие при-ча-стия и на-ре-чия.

1) по во-про-су : крат-кие при-ла-га-тель-ные - каков? ка-ко-ва? ка-ко-вы? ка-ко-во? ка-ко-вы?, крат-кие при-ча-стие - что сде-лан? что сде-ла-на? что сде-ла-но? что сде-ла-ны? на-ре-чия: как?

2) по зна-че-нию (крат-кое при-ча-стие имеет от-но-ше-ние к дей-ствию, можно за-ме-нить гла-го-лом; крат-кое при-ла-га-тель-ное даёт ха-рак-те-ри-сти-ку опре-де-ля-е-мо-му слову, о дей-ствии не со-об-ща-ет); на-ре-чие обо-зна-ча-ет при-знак дей-ствия, как оно про-ис-хо-дит)

3) по роли в пред-ло-же-нии: (крат-кие при-ла-га-тель-ные и крат-кие при-ча-стия за-ча-стую яв-ля-ют-ся ска-зу-е-мы-ми, на-ре-чие же

от-но-сит-ся к гла-го-лу и яв-ля-ет-ся об-сто-я-тель-ством)

14.5. Н и НН в име-нах су-ще-стви-тель-ных

1.В су-ще-стви-тель-ных (как и в крат-ких при-ла-га-тель-ных и на-ре-чи-ях) пи-шет-ся столь-ко же Н, сколь-ко в при-ла-га-тель-ных (при-ча-сти-ях), от ко-то-рых они об-ра-зо-ва-ны:

НН Н
плен-ник (плен-ный) неф-тя-ник (неф-тя-ной)
об-ра-зо-ван-ность (об-ра-зо-ван-ный) го-сти-ни-ца (го-сти-ный)
из-гнан-ник (из-гнан-ный) вет-ре-ник (вет-ре-ный)
лист-вен-ни-ца (лист-вен-ный) пу-та-ни-ца (пу-та-ный)
вос-пи-тан-ник (вос-пи-тан-ный) пря-ность (пря-ный)
гу-ман-ность (гу-ман-ный) пес-ча-ник (пес-ча-ный)
воз-вы-шен-ность (воз-вы-шен-ный) копчёность (копчёный)
урав-но-ве-шен-ность (урав-но-ве-шен-ный) вкус-ное мо-ро-же-ное (мо-ро-же-ный)
пре-дан-ность (пре-дан-ный) тор-фя-ник (тор-фя-ной)

От имён при-ла-га-тель-ных об-ра-зо-ва-ны и слова

род-ственн/ик от род-ствен-ный, сто-ронн/ик от сто-рон-ний, еди-но-мыш-ленн/ик от еди-но-мыш-лен-ный, (зло-умыш-ленн/ик, со-умыш-ленн/ик),став-ленн/ик от став-лен-ный, утоп-ленн/ик от утоп-лен-ный, чис-ленн/ик от чис-лен-ный, со-оте-че-ственн/ик от со-оте-че-ствен-ный) и мно-гие дру-гие.

2. Су-ще-стви-тель-ные могут также об-ра-зо-вы-вать-ся от гла-го-лов и дру-гих имён су-ще-стви-тель-ных.

Пи-шет-ся НН, одна Н вхо-дит в ко-рень, а дру-гая в суф-фикс. Н*
мошен/ник (от мошна, что зна-чи-ло сумка, кошелёк) труж/еник (от тру-дить-ся)
дру-жин/ник (от дру-жи-на) муч/еник (от му-чить)
малин/ник (ма-ли-на) пудр/еница (от пуд-рить)
име-нин/ник (име-ни-ны) рож/еница (ро-дить)
измен/ник (из-ме-на) своя́ч/е/ниц/а
пле-мян/ник вар/еник (ва-рить)
бес-при-дан/ница НО: при-да-ное (от при-дать)
бес-сон/ница уч/е/ник
осин/ник бес-сребр/еник
звон/ница среб-ре/ник

При-ме-ча-ние к таб-ли-це : *Слова, ко-то-рые пи-шут-ся с Н и при этом не об-ра-зо-ва-ны от при-ла-га-тель-ных (при-ча-стий) в рус-ском языке еди-нич-ны.Их нужно вы-учить на-и-зусть.

Пи-шет-ся НН и в сло-вах пу-те-шеств/енник (от пу-те-ше-ство-вать), пред-шеств/енник (пред-ше-ство-вать)



«Окоёмы Перемышля»

Аннотация

В своей «Истории государства Российского», во второй главе (повествование по Несторовской летописи) выдающийся русский писатель — державник, наставник, то есть духовный батюшка Пушкина Николай Михайлович Карамзин весьма внятно описал происхождение славянских племён.

«Многие славяне , — считал Карамзин, — единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Такой этнос исчез в древней России, но имя его сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского ». «От сего же племени, — писал Карамзин, —были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилёвской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии. Оно и поныне принято так полагать. А соседями племени вятичей с восточной стороны от бассейнов рек Ока и Жиздра было племя искусных кривичей ».

На карте современной Российской Федерации территория Калужской области многолепестковой гвоздикой вшита в мозаику Центрального федерального округа между 54 и 55 градусами северной широты и 36-37 градусами восточной долготы. Около 4 процентов площади региона занимает территория Перемышльского края, расположенного на берегах Оки к югу от областного центра.

По карте современной Калужской губернии местоположение муниципального образования «Перемышльский район» — на востоке области. Восток и восторг — близкие по звуковому устройству слова в русском языке. Восход солнца на востоке неба дарит восторг земледельцу. Стало быть, восточный край земли самый красивый. Так и есть в земле Калужской: её Перемышльский край — восторженно-красивый!

Автором великолепной книги 1998 года про Перемышль — тихий районный город Калужской области — был Сергей Фёдорович Питиримов, человек активной скромности, мудрый, а потому чуждый всякой риторики и пиара лирический поэт. Он с искренней любовью рассказал о своих культурных земляках-предшественниках. Это лесной профессор Турский, драматург и переводчик Любимов, сын полицмейстера и образованнейший энциклопедист Бриллиантов.

В 2004 году я участвовал в выборах в Законодательное собрание Калужской области по Перемышльскому избирательному округу. В предвыборную пору в качестве агитационного материала был написал документальный очерк «Синеокая Ока — русские берега», изданный в 2004 году в виде агитброшюры типографией «Полиграфинформ». Книга «Окоёмы Перемышля» — исполнение «кандидатского» долга перед избирателями с берегов Оки.

В этом повествовании я постарался дополнить своего пребывающего с 2000 года в Вечности старшего товарища и друга по Калужской писательской организации С. Ф. Питиримова. Мой вклад — сведения о современном административном устройстве муниципального образования, рассказ о путешествиях Циолковского на велосипеде в село Корекозево, а также личные воспоминания о выдающихся лириках Оки — Сергее Питиримове, Анатолие Кухтинове, журналисте и поэте Алексее Золотине.

Глава 7. Ока культуры

Проездом в Перемышле

Месяц с правой стороны

Александр Пушкин оставил русскому народу не только гениальные стихи, но и замечательную прозу: драмы, повести и записки путешественника. В первой главе «Путешествия в Арзрум» он писал: «Из Москвы поехал я на Калугу, Белёв и Орёл, сделав таким образом 200 вёрст лишних, зато увидел Ермолова ».

Может быть, проезжая через перемышльские поля, поэт в который раз предавался грусти одиночества среди необозримых просторов, и в сердце его звучали стихи:

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Пребывание А. С. Пушкина в окрестностях Перемышля нигде не отмечено, однако миновать их в поездке 1829 года, он никак не мог, ведь путь его пролегал по старому калужско-козельскому тракту.

Проездом в Перемышле неоднократно бывали братья Киреевские, Иван Васильевич и Пётр Васильевич, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет, А. Н. Апухтин, М. М. Пришвин, которые посещали Оптинский монастырь. Останавливался в Перемышле Л. Н. Толстой, совершая поездку в Шамордино и Оптино.

Память о тёплой земле

«Тёплой землей» назвал замечательный русский писатель И. С. Соколов-Микитов свою родину — Перемышльский край — и всегда с глубочайшей нежностью вспоминал о нём:

«Скромная природа тех мест, где я провёл первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышной красотой. Здесь не было величественных гор и скал, окружённых облаками, эффектных, соблазнительных для художников, потрясающих панорам. Это был обычный русский простор: поля, леса, деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом, с тусклыми маленькими оконцами, из которых выглядывали бледные лица людей. Едешь, едешь, бывало, десятки вёрст, и как бы не изменяется, почти не движется окружающий вас пейзаж ».

«От матери, калужской потомственной крестьянки, я заимствовал любовь к слову, беспокойство характера, от отца — любовь к природе, лирический склад души.

Поездки с отцом, прогулки в лес, рыбная ловля в заросшем кувшинками тихом пруду, каждый заветный уголок которого мне и теперь памятен, рассказы и сказки отца оставили неизгладимое впечатление. Вместе с мечтами о путешествиях отец пробудил во мне страсть к охоте ».

«В судьбе, вкусах каждого человека огромное значение имеет его детство, среда, в которой он жил, воспитывался и вырастал. Слова, которые мы слышим от наших матерей, цвет впервые увиденного неба, убегающая вдаль дорога, заросший берег реки, кудрявая берёзка под окном родного дома навеки остаются в памяти нашей».

Долгую и трудную жизнь прожил Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Родился он 17 (29) мая 1892 года, а умер — 20 февраля 1975 года.

Дальние птицы

В августе 1950 года приехал в эти края поэт Булат Шалвович Окуджава. В Шамордино, в сельской школе он преподавал русский язык и литературу, много раз бывал в Перемышле и в окрестных сёлах. Впечатления о пребывании на берегах Оки нашли яркое отражение в первой книге поэта «Лирика», выпущенной Калужским книжным издательством в 1956 году.

Булат Шалвович рассказывает:

Памятны для тружеников района творческие встречи с прозаиком Владимиром Кобликовым, поэтами Валентином Ермаковым, Михаилом Кузькиным.

Ока-россиянка

Приехал хакас по национальности с берегов Енисея на берега Оки жить, служить и писать стихи. Последние годы жизни Михаил Кузькин-Воронецкий провёл в селе Андреевском, где многие часы во все времена года топтался по высокой береговой террасе, загипнотизированный подлунным видом долины Оки. Он всем сердцем полюбил этот край и воспел его.

Кузькин — замечательный мастер лирического описания природы Калужского края и пылких отношений к женщинам.

...Плывём в Тарусу по большой Оке,
И остаётся в стороне за нами
Калуга — чуть чужая вдалеке, —
Захлёстнутая жаркими лесами.

Излучина на солнце так остра,
А берег отступает так полого...
Среди дубов ползёт, как дым костра,
Извилистая узкая дорога.

... Речная даль светла и глубока.
И мир такой открытый нынче! Право,
Я никогда не думал, что Ока.
Бывает так полна и величава.

На берега гляжу из-под руки
И в оторопи думаю недолго:
Как ты жила б, Россия, без Оки —
С одною Волгой?

...Я помню, как к исходу лета в самом
разгаре дня, когда уж зной окреп,
За жёлтыми приокскими лесами
Открылась к небу сдвинутая степь.

Влекла меня дорога полевая...
На камень опустившись под сосной
Я долго там сидел, запоминая,
Как обтекал холмов изгибы зной.

...И видно, этот мир степной до слёз
мне дорог оттого, что стану скоро
зелёным вихрем солнечных берёз,
бегущих вдоль шоссе по косогору.

И вот, когда забыв про суету,
Гляжу на лес — он рядом ли, далёк ли, —
Как будто бы разглядываю облик,
В котором вечность скоро обрету.

И потому целую рыжий склон
Земли с дубами в солнечном сиянье,
Что сохранят для будущих времён
Загадку моего существованья.

Переводчик Любимов

Театральный городок

Перемышляне по праву гордятся своим замечательным земляком, выдающимся писателем и переводчиком художественной литературы Николаем Михайловичем Любимовым, книги которого украшают полки многих библиотек, воспитывают у читателей любовное отношение к русскому слову, укрепляют чувство преданности отчему краю, развивают тонкое художественное чутьё.

В семье Любимовых, проживавших в уездном городке Перемышле, существовала стойкая традиция — дарить ко дню рождения и на именины книги.

В биографической повести жизни Любимов рассказывает:

«Наш городок был издавна городком театральным. С 22 по тридцатый год зимой и летом силами сельских учителей, учащихся старших классов, приезжающих на каникулы студентов техникумов и вузов устраивались спектакли под руководством и с участием преподавательницы русского языка и литературы Софьи Иосифовны Мелыповой, впоследствии переехавшей в Москву и награждённой за свою педагогическую деятельность орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. И почти каждый спектакль этого содружества любителей становился событием в жизни городка; он встряхивал нас, обогащал, будил и мысль, и чувство, воспитывал художественный вкус. С началом спектакля обычно запаздывали. «Галёрка» топочет и орёт: «Время!» Но вот суфлер юркнул в свою будку, занавес пополз в обе стороны и на глазах у разом смолкших зрителей рождается искусство, далёкое от совершенства, но — подлинное, в которое нельзя было не верить, слитки которого я и сейчас достаю со дна моей памяти. Декорации менялись медленно, антракты безбожно затягивались, и, когда зрители на рассвете расходились по домам, хозяйки уже выгоняли в стадо коров. И потом несколько дней живёшь как во сне: внутренний слух отзвуками голосов, перед глазами — фигуры и лица. И на душе грустно: так ждал этого вечера, и вот он уже канул. Утешаешься тем, что пройдёт месяц — и снова тебя охватят необъяснимые, как всякое волшебство, святые чары Театра, под влиянием которых издревле неудержимо стремилось подпасть человечество.

Уже репертуар этой постоянно действующей группы даёт представление об её литературной культуре и дерзании. Вот некоторый список поставленных пьес: «Ревизор» и «Женитьба», «Свои люди — сочтёмся!», «Бедность не порок», «Доходное место», «Лес», «Таланты и поклонникн», «Светит да не греет», «Царь Фёдор Иоанович», «Свадьба Кречинского».

Софья Иосифовна играла преимущественно бытовые роли, обнаруживая цепкую наблюдательность и чувство юмора. Лучшая её роль — старая ведьма Евдокия Антоновна в «Днях нашей жизни». Ах, как она была страшна!.. Особенно в третьем действии, когда уговаривая родную дочь продаться фон-Ренкену, она на неё кричала:

— Потаскушка! Дрянь!.. Кто тебя такую купит? Таких, как ты, на бульваре сотнями шатаются! »

«Вкус в области театра мне поставили ещё в детстве в Перемышле », — вспоминал Н. М. Любимов.

Телефонная связь с будущим

Когда в 1923 году в районном центре провели телефонную связь в советские учреждения, маленький поклонник театра стал забираться в кабинет отца одного из своих друзей, где разыгрывал «разговор с Качаловым», восхищался его талантом, изъяснялся в любви к знаменитому артисту.

Из московского студента талантливый провинциал вырос в столичного деятеля культуры и искусства, театрального критика. Переводчика иностранной классической литературы. В творческой практике Любимов поддеживал тесную связь с теми самыми мастерами сцены, с которыми в детские годы в Перемышле вёл воображаемые дискуссии по телефону.

На страницах своей книги воспоминаний «Былое лето» Н. М. Любимов дал поразительно меткие характеристики актёров и их творчества. Так например, Леонидов своим взглядом «пронизывает публику насквозь», Книппер-Чехова являла собой «образец внутреннего внешнего изящества», Тарханов поражал «идеальным постижением сценического искусства», Пашенная — «предельной выразительностью», Массалитинова — «мастерством перевоплощения», Москвин — «разрушением традиционности».

Высокую оценку творчества переводчика Любимова сделал знаменитый писатель Вениамин Каверин: «Любимов переводит так, что за книгой видна его личность. Нужно быть немного сродни самому Рабле, чтобы за книгой мы увидели автора, его смех и горечь, его душевный размах, его иронию, его веру в человека ».

Мудрец из Корекозева

Крестьянский интеллигент

Спроси любого жителя Корекозева: «Чем знаменито ваше село?» Ответы будут разные. Например:

— Оно самое длинное в Калужской области — пять километров.

— Здесь появились первые послевоенные орденоносцы, а председатель колхоза Прудников был Героем Социалистического Труда.

— Лютиковым монастырём — по преданию, древнейшим в наших местах.

— Первой в области гидроэлектростанцией.

— Это единственное в России село, откуда родом три члена Союза писателей СССР.

— А для меня Корекозево знаменито ещё и тем, — вспоминает один из них, известный калужский журналист и поэт Алексей Петрович Золотин, — что здесь жил замечательный старик, мудрец, истинный сельский философ Фёдор Кузьмич Питиримов. В ноябре 1964 года, газета «Знамя» под рубрикой «Встречи с интересными людьми» напечатала о нём мою статью «Вечер у Фёдора Кузьмича». Так я тогда представлял его читателям:

«Давно собирался написать о Фёдоре Кузьмиче Питиримове, этом „очень правильном человеке“, по выражению односельчан, коммунисте, председателе Корекозевского сельского Совета. Он один из организаторов колхоза «Первое мая», восемь лет стоял у его руля, а когда хозяйство укрупнилось и председателем избрали Григория Николаевича Прудникова, Фёдор Кузьмич честно и добросовестно работал рядовым. Последние три года он председательствует в сельском Совете ».

В статье описан один вечер, проведённый с Федором Кузьмичом. Потом было ещё несколько — и все памятны. Попытаюсь вспомнить и передать некоторые фрагменты бесед с этим удивительным человеком. Как и все скромные люди, он наотрез отказывался рассказывать о себе: «Ничего особенного у меня нет. Зря это вы задумали... » Об односельчанах — пожалуйста.

Истории от Фёдора Кузьмича

Память Питиримова-старшего сберегла массу историй.

Вот Стрекозий Никита Никитич. Он постарше меня, а работает — от иных молодых не отстаёт. С первых дней колхоза — куда ни пошлют. Ни наград не требует, ни постов. И удивительной честности человек. Идет дорогой, заметит доску или там верёвку какую — не поленится, обязательно отнесёт — на пилораму ли, на конюшню ли... И вообще очень интересный старик.

Или ещё рассказ Фёдора Кузьмича об односельчанине Владимире Ивановиче Никонове:

Тоже очень-очень оригинальный дед. Я восхищался его трудолюбием. После войны он в основном на переправе работал. Вот, помнится, иду как-то утром рано, часа в четыре, заречные поля решил посмотреть. Не ожидал его встретить на пароме в такой час, думал, дома отсыпается. Заглянул в паромную будку — и вправду нет никого. Смотрю, а он у лодки копошится, мастерит что-то. Разговорились.

А у меня, братец мой , — поделился новостью Владимир Иванович, — лоси есть .

Какие лоси ?

А такие. Каждый вечер, чуть смеркнется, выйдут из лесу и вот в этом месте переплывают за реку. Там и пасутся. Ночью им хорошо там, вольготно. А утром — опять в лес. Только что перед твоим приходом переплыли... Я о них никому не говорю: спугнут, а они ко мне уже привыкли...

Какое же качество вы больше всего цените в человеке ? — как-то спросил я у Фёдора Кузьмича.

Э, тут вы меня на философию подбиваете. Каждый человек — это страница большой книги — истории, и все они по-своему интересны. Как говорили древние римляне, суум куикве — каждому своё!.. Короче, человек должен сеять добро, сеять «разумное, доброе, вечное». Для меня важно, что человек даёт людям, по этому я сужу, насколько он полезен. И, наконец, честность. Вот что больше всего я ценю в человеке...

Нередко у нас заходил разговор о поэзии , — продолжал свой рассказ Алексей Золотин, — и каждый раз у меня терялось ощущение чего-то привычного, будничного: будто перед тобой не престарелый колхозник, окончивший пять классов старой сельской школы, а специалист-филолог. Фёдор Кузьмич не просто цитировал Пушкина и Лермонтова, Байрона и Гейне, Горация и Вергилия — он свободно подкреплял их словами свои мысли, взгляды на поэзию и литературу в целом. Так что не случайно, а по закону преемственности один из сыновей Федора Кузьмича, а всего у него было пятеро детей, — Сергей Питиримов, стал известным русским поэтом, членом Союза писателей СССР. Но известным Сергей Фёдорович стал на склоне лет, а в юные годы он мечтал о геологии и только пробовал себя в поэзии. Надо сказать, не без одобрения своего авторитетного батюшки.

Ещё один разговор с Фёдором Кузьмичём запомнился товарищу его сына и поэтическому сверстнику Золотину. С улыбкой светлого умиления Алексей Петрович, тоже популярный далеко за пределами родного Перемышльского края литератор, вспоминает Питиримова-старшего, его стариковские байки.

Как-то попалась мне под руку книжонка , — делился Фёдор Кузьмич. — Написана она была в семнадцатом году, ещё до революции. Рассматривались в ней очень важные проблемы — как вывести Россию из разрухи. Автор — не помню его фамилию — предлагал развивать экономику на востоке страны. Вроде бы всё верно. Но как он предлагал это делать? Прибегнуть к помощи иностранных монополий. Что осталось бы тогда от России? Проглотили бы её хищники. Вот ведь какая штука — вроде бы человек за интересы Родины пёкся, ан нет. Любить Родину — это не то, что говорить об этой любви...

Словно бы сегодня проходил этот разговор, — вспоминал Золотин, — настолько он актуален. Нынче вновь идут споры — как поднимать экономику страны: с помощью иностранных монополий или самостоятельно? Побеждает, кажется, первая точка зрения. Но и нелишним, думается, звучит предупреждение Фёдора Кузьмича Питиримова: не проглотили бы Россию хищники...

Еще ни разу я не видела ничего менее похожего на земной пейзаж. И была рада, когда взмыленные лошади добрались до верхней точки склона и потрусили в долину. Здесь не было величественных домов, садов – только скалы и коричневый, мертвый вереск. Один раз попалось стадо овец с черными носами. Наконец мы миновали крошечную деревушку – низкие, крытые соломой домишки, которые плоской кучкой сгрудились на каменистой земле. Потом мы взобрались на последний склон, и перед моими испуганными глазами предстало явление Блэктауэра.

С вершины склона мы попали на широкое плато, усыпанное гравием, и мимо мощных стен проследовали во двор, освещенный пылающими факелами. Миссис Кэннон пробудилась, выбралась из своей накидки и заторопилась к двери.

Дверь вела в коридор с каменным полом, в котором было даже холоднее, чем снаружи. Временами до нас доносился запах кухни, который убедил меня в том, что мы находимся в задней части дома, недалеко от кухни. Миссис Кэннон оживленно трусила впереди меня, минуя коридор за коридором, и наконец мы проследовали через двери в холл при входе в дом. На дикий камень здесь были уложены деревянные полы; более того, здесь были ковры, каковому факту мои холодные лодыжки были весьма благодарны. В одной из стен была тяжелая дубовая дверь, которая, вероятно, вела к парадному входу, куда подъезжали кареты. Симпатичная лесенка вела на второй этаж.

– Мы используем только западное крыло, – объясняла пыхтя миссис Кэннон, покуда взбиралась по ступеням. – Остальная часть дома лежит в руинах, и, потом, она слишком, слишком велика.

Но и одно только западное крыло показалось мне совершенно необъятным. Коридоры здесь были также устланы коврами и освещены свечами в настенных кронштейнах.

Наконец миссис Кэннон остановилась перед одной из дверей и отворила ее:

– Это – моя комната. Нет, не присаживайтесь, моя дорогая, я пока посмотрю, сделаны ли для вас все необходимые приготовления.

Она дернула звонок, и вскоре на его звон откликнулась одна из горничных. Девушка была молода, крепкого сложения, прическа ее была украшена льняной тесьмой, а одета она была в темное домашнее платье с белым фартуком и чепцом. Ее пухлое розовое лицо можно было бы счесть хорошеньким, если бы она не была столь угрюма.

– Войди и закрой дверь, – резко приказала ей миссис Кэннон. – Мисс Гордон, эту молодую девицу зовут Бетти. Она будет отзываться на ваш звонок так же, как и на мой собственный. Ну, говори же, ты, глупая девчонка! – добавила она, и на какое-то мгновение я подумала, что эти слова относятся ко мне. – Какую комнату ты приготовила для мисс Гордон?

– Красную комнату, мам.

– Вполне подходит. Ну же, Бетти, нечего стоять здесь разинув рот; покажи мисс Гордон красную комнату.

Пожилая леди уже расположилась у огня, уложив обе пухлые ноги на решетку. Я поднялась, ничуть не удивленная ее бесцеремонностью; я уже знала, что миссис Кэннон – женщина добрая, но озабоченная в первую очередь собственными удобством и комфортом.

Когда я уже двинулась к двери, она сквозь дремоту пробормотала:

– Я буду обедать здесь, мисс Гордон. Присоединитесь ко мне? Бетти вас приведет...

Я от души поблагодарила ее, но думаю, что пожилая леди погрузилась в сон до того, как за мной закрылась дверь.

Красная комната, которая располагалась через три двери по коридору от комнаты миссис Кэннон, была такой же веселой, как и ее имя. В очаге плясал огонь, отбрасывая теплые отсветы на сливочного цвета занавески и полог кровати. Пол был покрыт ярким турецким ковром.

Бетти едва прикрыла за нами дверь, и она тут же отворилась снова. В комнату без стука вошел унылого вида слуга, без церемоний бросил на пол мою поклажу и удалился.

Распаковав багаж, я придвинула стул к огню и со вздохом облегчения опустилась на него. Согревшись, я уже почти задремала, когда вернулась Бетти.

– Если вам угодно, мисс, я пришла спросить, не хотите ли вы, чтобы я помогла вам переодеться?

– Я одета, благодарю тебя. Если миссис Кэннон обедает со всеми церемониями, ей придется меня извинить.

– Хозяин прислал сказать, что вы будете обедать с ним.

Хозяин, в самом деле, подумала я. Моей первой реакцией был протест. Я уже открыла было рот, чтобы сказать, что слишком утомлена, чтобы вынести парадный обед сегодня вечером. Но потом сообразила, что это просто наивность. Я не была гостьей мистера Гамильтона, я была у него на службе. Приглашение содержало в себе приказ.

Повинуясь какому-то упрямству, я оделась в свое лучшее платье, хотя его глубокий вырез и короткие рукава оставляли мои плечи голыми и не защищенными от холода. Но в любом случае черный муар очень шел к моим волосам, а юбка шелестела, когда я двигалась. Я зачесала волосы вверх, уложив их в высокую корону, и некоторым локонам позволила спадать по плечам.

Когда я отвернулась от тусклого отражения в зеркале, Бетти уставилась на меня, разинув рот.

– Мне идет? – с улыбкой спросила я.

– Вы выглядите такой красивой, мисс!

Я была права. Она оказалась весьма хорошенькой.

Дрожа от холода, я последовала за Бетти в гостиную. Было приятно сознавать, что в этом доме я уже нашла отклик в чьей-то душе, пусть это и была душа служанки. Однако гостиная меня изумила. Обычно это комната, предназначенная для женщин, но в этой не оказалось ни изысканных статуэток дрезденского фарфора, ни цветных занавесей. Мебель была старомодной и массивной, грубовато сработанной и почерневшей от древности. Стены были увешаны гравюрами на охотничьи сюжеты и ощетинились рогами бедных погибших оленей. Странно, но только тогда я впервые подумала о мистере Гэвине Гамильтоне. У мистера Гамильтона имелась дочь, соответственно, когда-то он, должно быть, имел и жену. Очевидно, он был вдовец. Но я продолжала гадать, отчего его жена никогда не пыталась по-другому обставить эту комнату.

Я с трудом отвела взгляд от потрясающего зрелища миссис Кэннон в вечернем платье, чтобы сделать реверанс своему хозяину. Он не изменился; он все еще был одет в тот же самый дорожный сюртук и в те же тяжелые ботинки, в которых я видела его вчера вечером. Он спросил меня о том, как я перенесла путешествие, и я ответила, что достаточно хорошо, хотя и это, видимо, было лишним. Разговор застопорился. Мистер Гамильтон посвятил все свое внимание графину с портером. Миссис Кэннон смотрела на него словно верная собачонка, которая точно не знает, чего от нее ждут, а я согревала ноги у огня.

К обеду нас пригласил довольно странный человек, гадкого вида, облаченный в грязную шотландскую юбку и куртку. Шотландка на юбке заинтересовала меня, поскольку я подумала, что это традиционные цвета Гамильтонов, но я не могла отчетливо разобрать рисунок из-за вкраплений грязи. Старый слуга возглавлял процессию, неся в руках массивный серебряный канделябр, и вслед за ним мы перешли в более старую часть дома. Коридор с каменным полом и каменными стенами походил на длинную пещеру. Его пронизывали ледяные сквозняки, которые заставляли пламя на свечах пускаться в дикую пляску. Я чувствовала себя так, словно шагаю по самую щиколотку в снегу. Наконец старик навалился плечом на массивную дверь, обшитую филенкой, и мы вошли в столовую.

В старом доме это, должно быть, был главный зал. На столе, который был достаточно длинен, чтобы за ним могли усесться разом тридцать человек гостей, стояли свечи, но они давали слишком мало света, чтобы победить впечатляющий пещерный мрак комнаты. Потолочные балки терялись в черноте, с них свисало нечто, формой походившее на гигантскую паутину.

Еда, которую приходилось нести через все эти холодные коридоры от кухни до западного крыла, попала нам на стол уже холодной. Мистер Гамильтон, похоже, не обратил на это никакого внимания. Он оживленно рассказывал о древностях замка, и то, что я поначалу приняла за паутину, оказалось изорванными флагами и знаменами Гамильтонов былых времен. Хозяин также указал мне на портреты на стенах. Я готова была предположить, что там они и были, но видеть их не могла. Мои ноги превратились в ледышки. Как только я сумела, я без промедления принялась подавать сигналы миссис Кэннон, показывая, что я измучена, и надеясь, что, уловив мой сигнал, она догадается, что мы обе можем удалиться и оставить мистера Гамильтона наедине со своим вином. Но она сидела закрыв глаза, с самой неопределенной улыбкой. Я начала подниматься.

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.

Задание: вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы.

Она околдова…а сказкой; эта история таинстве…а, загадоч…а; следствие запута…о следователем; её хозяйство запуще…о, вещи разброса…ы; бельё собра…о в мешки и разложе…о по полкам; она говорила пута…о, бессвязно; он поступал рассея…о и ветре…о; он выглядел озабоче…о; местность пусты…а; девушка избалова…а вниманием; герои увенча…ы славой; царица несколько идеализирова…а; волосы зачёса…ы набок; проблемы исследова…ы учёными; всё хорошо продума…о и предусмотре…о; задача реше…а; напуга…ый зверь; они напуга…ы этим; оклее…ые стены; они были легкомысле…ы; наброше…ый платок; платья наброше…ы на манекен; это мне несвойстве…о; всё было неестестве…о; организова…ый митинг; овчин…ый тулуп; овся…ая каша; окон…ое стекло; опошле…ый анекдот; упроще…ость; опустоще…ость; она опустоше…а и растрое…а.

Задание: выполните тестовую работу.

1.НН ?

Петербург Гончарова как город «искусстве(1)ых чувств, безжизне(2)ой суматохи» не приемлет непосредстве(3)ости, простоты, естестве(4)ости, господствующих в глуши.

2.Укажите все цифры, на месте который пишется Н ?

Работы в песча(1)ом карьере были приостановле(2)ы в связи с повыше(3)ой опасностью.

3. Укажите все цифры, на месте который пишется НН ?

Кто бывал в деревнях под Владимиром, то надолго запомнил дома, украше(1)ые деревя(2)ой резьбой, подобной тонкому кружеву, рассматривая которое можно мысле(3)о побывать в сказке.

4.Укажите все цифры, на месте который пишется Н ?

До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.

5.Укажите все цифры, на месте который пишется Н ?

И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в плетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

6.Укажите все цифры, на месте который пишется Н ?

Магазином была закупле(1)а партия кожа(2)ой обуви по сниже(3)ым ценам.

7.Укажите все цифры, на месте который пишется Н ?

Пострадавшее от пожара 1812 года здание университета было восстановле (1)о и частично перестрое(2)о Доменико Жилярди, сохранившим композицио(3)ый замысел архитектора Казакова.

8.Укажите все цифры, на месте который пишется Н ?

Дом стоял несколько в стороне от леса, стены тут и там подновле(1)ы свежими досками, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.



9.Укажите все цифры, на месте который пишется НН ?

В старой большой гости(1)ице на просторной площади, где было тихо и пусты(2)о, посетителей не ждали, но неожида(3)о к крыльцу подъехал экипаж.

10.Укажите все цифры, на месте который пишется Н ?

Центральная площадь была обрамле(1)а гранитным парапетом с льви(2)ыми масками и огромными шлифова(3)ыми шарами из камня.

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 1,3

11.Укажите все цифры, на месте который пишется НН ?

На стра(1)ом и грозном фоне закатного неба стена хвойного леса казалась отчётливо нарисова(3)ой, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки берёз словно были очече(3)ы на небе лёгкими штрихами.

Читайте также: