Буддийский монастырь на урале. Гора качканар и монастырь шад тчуп линг

Буддийский храм на горе Качканар

В это путешествие мы ездили в августе 2011 года. Случайно увидела в интернете зимнее фото буддийской Ступы Пробуждения и сказала: «Хочу туда». Мы, конечно, не буддисты и поехали даже не из праздного любопытства, а с целью познания: что же за монастырь в горах и как же там можно жить… Да и гора, говорят, красивая, только на нее не забраться.

При въезде в город понимаем, что он находится на горе, потому что с дороги было видно красивые дали. Как позже узнали, она называется гора Долгая.Прямо из города можно во всей красе и величии увидеть гору Качканар, но только одну из ее вершин.

Гора Качканар — высочайшая вершина Среднего Урала, высота ее 887,6 м. Когда то давно она была сакральным местом для мансийского языческого населения. С приходом в монголо-ойратские степи буддизма владыкам гор стали приносить бескровные жертвы, отдавать в дар живых животных. Семья, которая прикочевала на новое место, нужно было на самом высоком холме или горе совершить подношение духу местности. Не только манси воздавали хвалу горе Качканар, но и калмыки почитали ее для обеспечения их поддержкой в рискованных мероприятиях. Между городом и горой Качканар течет речка Выя, превращенная плотиной в Нижневыйское водохранилище.

“Качканарское море” – так еще называют в народе Нижневыйское водохранилище. В междуречье рек Ис и Выи на реке Выя была построена плотина и вырыт Качканарский пруд. Из одной половины водоема берется питьевая вода для города, на другой половине оборудован пляж, лодочная станция, в пруду ловят рыбу. В водохранилище запускали несколько тысяч особей малька карпа, толстолобика и белого амура. По южному берегу пруда в его верхней части идёт граница Свердловской и Пермской областей. Нам повезло с местом ночевки на берегу водохранилища и мы весь вечер наблюдали красивейший закат.

А ночью в полную силу светила луна. Мы даже проснулись оттого, что прямо на нашу палатку от луны по всему озеру «бежит» лунная дорожка. Но, к сожалению, встать и сфотографировать ее не захотелось, сон взял свое.

Проснувшись в 8 часов утра, позавтракав и искупавшись, мы отправились дальше в путь — на гору искать монастырь. Доехали до шлагбаума «Западного карьера», припарковали машину (их там стоит немало), нагрузили себя рюкзаками и отправились. Дорога сначала очень пыльная оттого, что из карьера и в карьер ездят МАЗы и другая техника. Идти по ней всего метров 500. Дальше будет дорога чуть левее на горнолыжную трассу, но на нее идти не надо. А вот следующий поворот налево ведет к монастырю и горе Верблюд. Дальше нужно идти все время левее, направо не сворачивать, кроме как посмотреть на сам карьер со смотровой площадки. Примерно через 2 км будет своротка направо, где можно посмотреть Западный карьер Высокогорского ГОКа.

Карьер, конечно, впечатляет, интересно смотреть как все суетится далеко внизу, но от пыли была плохая видимость всего, что можно было рассмотреть далеко вдали.

Детальное изучение Качканарского рудоносного массива началось в 30-40-х годах. В 1931 г. было установлено, что он состоит из двух месторождений - Гусевогорского и Качканарского. 10 июня 1950 г. было принято постановление о строительстве у подножия горы Качканар крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината (ГОКа) мощностью по переработке 33 млн. т сырой железной руды в год.

27 мая 1957 г. на гору Долгую пришел первый отряд смельчаков. Продукция ГОКа идет на Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский и Чусовской металлургические заводы. Посмотрели, как работают другие и возвращаемся на насыпную дорогу, чтобы продолжить подниматься. Далее идти примерно 4 км до развилки, где деревья промаркированы белыми ленточками, где лежат стройматериалы, где стоит монастырская техника и т п.

Прямо — дорога к «горному озеру», примерно триста метров и справа будет небольшой пруд, бывший раньше карьером. Но мы туда не пошли. А направо — тропа, ведущая к монастырю. Подниматься до монастыря примерно 1 км. Если взять с собой что-то из стройматериалов и принести в монастырь, то вас напоят чаем в знак признательности. Такая помощь является и входным билетом на территорию монастыря. По тропе, выложенной из камня, досок, решеток выходим к «Ступе Пробуждения».

Подъем к видимой постройке монастыря – это небольшой курумник – дорога из камней.

Перед этим курумником расположена довольно большая поляна, на которой можно и передохнуть.

Вдалеке до сих пор плохая видимость из за карьерных разработок.

Поднимаемся к Ступе Пробуждения.

При входе расположены правила монастыря, гонг, охрана, местная живность и уже достаточно много интересного. Сразу всего и не заметишь, мы, например, все заново рассматривали и на обратном пути…

И тут нас встречает монах и приглашает выпить чай. Потом рассказывают, как пройти на гору верблюд и к памятнику Юрию Гагарину! Да, есть там и такое!!!

Сквозь территорию монастыря к скале Верблюд идти примерно 200 м. Он красив, величав и огромен. Это он же издалека, с основной вершины, куда мы отправимся дальше.

Но еще незабываемо то, что видно с горбов верблюда! Вот это — именно та вершина горы, которую было видно из города. То есть если дойти до нее, то можно увидеть и пруд и город.

Вот это тот самый карьер, который мы рассматривали по пути к монастырю.

А это все, что кругом!

Чтобы от Верблюда пройти к основной вершине Качканара, нужно найти тропу, которая протоптана справа у его основания. По ней до главной вершины Среднего Урала идти минут 15-20. С горы Верблюд ее видно ровно в середине с металлическим шпилем на самой вершине.

А какие виды с нее открываются! У подножия с этой стороны горы находится поселок Косья.

Виден и сам монастырь.

От основной вершины есть протоптанная тропа до вершины горы, ближней к городу. Как нам сказали, идти примерно 1 час. Жаль, но у нас не хватало времени туда добраться, и мы пошли обратно в монастырь на экскурсию по его территории. Пока шли, старались фотографировать все, что попадалось на пути.

А теперь о территории…. Монастырь «Шад Тчуп Линг» строится в скалах на северо-восточном склоне горы Качканар на высоте 843 метра над уровнем моря. Строительство соблюдается по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик

Одна из основных целей строительства монастырского комплекса - сохранение буддийского учения и в частности уникальной системы самопознания и самосовершенствования, какой является тантрический буддизм. Одно из ключевых строений монастыря — ступа. Ступа (чортен, субурган) — один из важных атрибутов буддизма. Представляет собой памятник просветленному уму Будды, а так же является вертикальной моделью мироздания. Устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство. Это пастбище.

Здесь вход во внутренний двор.

Видимо, местная электростанция…

Внутри построек…

Горные травы.

В монастыре, прямо на горе, есть даже баня. Канатная переправа для поднятия тяжестей.

Библиотека.

1 этаж – библиотека, 2 этаж – комнаты для проживания.

Рядом с библиотекой на 1 этаже находитя кочегарка (выложена камнем). Зеленым цветом выкрашен чайный домик, а над ним детская комната.

План монастыря в будущем.

ВНИМАНИЕ!!! Из путешествия мы не делаем рекламу монахам, не призываем к уходу из дома людей для жизни в этом монастыре, а также не распространяем данную религию. К нам со стороны монахов никаких призывов остаться и принять их учение не было, но потрясающая красота вокруг, тишина и спокойствие очень способствуют ну… остаться хоть на чуточку… вызывают желание уйти от городской суеты… Поэтому приведу биографию монаха в очень кратком изложении только с познавательной целью.

Биография Ламы Санье Тензин Докшита

Тендзин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников) родился 30 ноября 1961 г. в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. В 1979 г. был принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт. Закончил курсы гражданской авиации. В мае 1980 г. был призван в ряды ВС СССР.

В феврале 1981 г. был отправлен по контракту в Афганистан. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию. В течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома.

Выучился в Нижнетагильском художественном училище. От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах (Кендо) узнал о существовании в Бурятии традиции буддизма. В 1989 г. поступил на учёбу в Иволгинский дацан, где был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Пема Джанг (Дарма-Доди Жалсараев), и принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит.

В 1991-1993 гг. жил в г. Гусиноозёрске, затем — в Танчин-дацане Даши Гандан Даржалинг (пос. Гусиное Озеро), где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 г. ездил в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул (Селенгинский аймак). В декабре 1994 г. получил посвящение в ламы. Зимой 1995 г. его Коренной Учитель, Пема Джанг, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России, указав место постройки – вершина горы Качканар (Свердловская область).

Храм было назвали «Шадтчуплинг» (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления»). 16 мая 1995 г. начались работы по возведению монастыря на указанном месте. Храм «Шадчуплинг» строится силами Тензина Докшита и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале.

В 2001 г. в Качканаре учениками Тензина Докшита была зарегистрирована как часть «Российской Ассоциации Алмазного Пути школы Карма Кагью» местная религиозная организация. Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве затворнического центра «Ассоциации». Ориентация «Ассоциации» — на преимущественно мирской, немонашеский буддизм.

Как доехать на автомобиле:

по автодороге Екатеринбург — Качканар. В Качканаре по главной дороге, на втором светофоре (остановочный комплекс «Площадь» будет справа у светофора) поворот налево на ул. Крылова. Это дорога в сторону Валериановска. Ехать до большого указателя «Западный карьер», поворот по нему налево и ехать до шлагбаума перед въездом на территорию карьера. Оставить машину у шлагбаума и по отсыпанной дороге идти прямо вдоль железнодорожных путей, по которым на вертушках вывозят руду из карьера.


Гора Качканар - одна из высочайших вершин Урала - 887,6м. На ней находится единственный на Урале буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. Также там есть несколько симпатичных скал, самая известная из которых – «Верблюд».

Путь до монастыря подробно описан на его сайте и группе вконтакте (ссылки в конце поста). Если вкратце, от города необходимо добраться до КПП Западного карьера. Оттуда 8 километров в гору, набор высоты примерно 550м. Дорога широкая, каменистая, до основного ориентира – дерева с ленточками. Оттуда начинается более крутой подъём по слякотной тропинке. Но до чего эта тропинка красива! Просто сказка! Смешанный лес, камни, поросшие мхом и брусникой, воздух, как говорится, хоть ложкой ешь!
01)

02)

03)

04) В паре метров в сторону от тропинки за несколько секунд набрал горсть вкусной брусники

До монастыря я добрался в 21 час, на закате.
05)

06)

07)

Меня радушно встретили, предложили помыться бане, угостили чаем и самодельным тортом.
08)

Основное помещение, где обитатели монастыря проводят время – столовая, там и трапезничают, и принимают гостей, и спят.
Мне очень понравилась спокойная атмосфера, царившая в монастыре: все сидят на полу, пьют чай, кто-то читает, кто-то просто сидит, все разговаривают мало и тихо.
Когда по расписанию пришла пора отбоя, мы убрали столы, разложили спальные мешки и улеглись спать. Весь следующий день я провёл в монастыре.

Справка:
Буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (тиб. «Место практики и реализации») основан Михаилом Васильевичем Санниковым 1961 года рождения. После службы в Афганистане он обучался в буддийском институте при (Бурятия), практиковал в дацанах в Монголии и Туве. Затем он получил посвящение в ламы и 15 мая 1995 года прибыл на гору Качканар, чтобы начать строить монастырь, точное местоположение которого было указано ему его учителем Пема Джангом (Дарма Доди Жалсараев, 1904-1997 гг.). Первые два года Лама Санье Тензин Докшит возводил стены монастыря в одиночку: для этого он жёг костры между скал, ломом и кувалдой выламывал камни и глину – основной стройматериал. Со временем к строительству начали присоединяться добровольцы, и сейчас в монастыре несколько постоянных обитателей, на территории уже довольно много построек, есть вода (из водоёмов, расположенных выше), электричество (генератор+солнечные батареи) и газ. Но работы ещё много – ведь план строительства рассчитан на 300лет.
В монастырь приезжает множество туристов – кто просто поглазеть, а кто – принять участие в строительстве.
09)

10)

11)

Утром я встал в 7, на завтрак была гречка с овощами. Перед едой молитва, затем каждый из своей тарелки перекладывает немного в железную миску, передаваемую по кругу. Сначала я подумал, что это какой-то религиозный ритуал, но оказалось, что так все скидываются, чтобы покормить обитающую здесь маленькую ласковую кошечку, которая постоянно залазит на тебя и урчит, как только увидит, что ты сел или лёг. Также в отдельном вольере живёт несколько собак одинаковой породы.
12)

После завтрака Лама Докшит распределил обязанности для работ на день. Сначала мы таскали мешки с песком в компании пса Батиста. Потом мы с Димой, который живёт тут уже более 5лет, стелили кровлю на крышу вольера, где прямо под нами суетилась собака Настя и пищали её щенки. Погода постоянно менялась: когда шёл дождь или град, мы делали перерыв на чай.
13)

После обеда я поднялся выше по горе, чтобы посмотреть на скалы.
14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21) Тот самый верблюд

После я, признаться, немного брезговал горами ниже 1500м. Но на Урале я понял, что высота не имеет абсолютно никакого значения. Потрясающие виды, огромные, испещрённые тысячелетними морщинами скалы, густая растительность… Здесь я по уши влюбился в Уральские горы.
22)

23)

24)

25)

26)

27)

К сожалению, не удалось насладиться одиночеством, т.к. во второй половине дня на гору вскарабкалась горластая школота.
Вечером мы ковыряли скалы, а затем шпатлевали Ступу Паринирваны. Перед ужином сходили в баню, где отлично попарились пихтовым веником.
28)

29) Вид от бани

Утром, после завтрака, Лама Докшит подбросил меня до Качканара на квадроцикле.

Вообще, монастырём это можно назвать пока что условно – основная часть обитателей практикующие миряне, а не монахи. Тем не менее, очень приятное место, я отдохнул душой. Если получится, обязательно приеду сюда на более долгий срок.

Вот несколько ссылок

Впервые я узнала об этом месте только год-полтора назад. И сразу же загорелась идеей подняться к этому буддийскому монастырю, находящемуся в России, на Урале, на стыке Европы и Азии.

И вот, в минувшие выходные, исполнилась моя мечта - я поднялась на вершину горы Качканар.


Место для строительства буддийского монастыря было выбрано не случайно. Непростое это место. Есть в нем особая энергетика.

Еще древние манси почитали гору Качканар как особое культовое место. Здесь проводились ритуальные церемонии с жертвоприношениями языческим богам.

Существует поверье, что в одной из пещер, которая находилась как раз с той стороны, откуда пришли мы, то есть с поселка Косья, состоялось великое камлание в период похода Ермака в Сибирь. Правитель Сибирского ханства чингизид Кучум, не желая подчиняться, но чувствуя силу противника, заказал великое камлание, чтобы получить ответ шаманов на свои вопросы. Шаманы сошлись в едином мнении - сопротивление войску Ермака бесполезно, следует покориться. Однако, хан Кучум все же наплевал на шаманское предостережение. Дружина Ермака разбило войско хана. Сам Кучум тогда сбежал. А эта пещера-капище до сих пор не найдена, вход в пещеру был завален. Существует также поверье-предостережение - не надо заниматься поиском святилища. Если оно будет найдено и завал разроют, то произойдет катастрофа большого масштаба, губительная для тысяч людей.

Итак, мы уже близки к вершине. Высота Качканара 887,6 метров, это одна из высочайших вершин Среднего Урала. На вершине горы природа создала удивительные каменные останцы. Именно здесь и находится знаменитая гора-камень «Верблюд» - этот огромный каменный великан словно прилег на отдых. По одной из версий, название горы Качканар тюркского происхождения. И состоит слово из двух: "качка" - лысый, "нар" - верблюд.

Правила поведения на территории монастыря просты и понятны.

Создание монастыря относит нас к событиям 20-летней давности. Лама Санье Тензин Докшит (Михаил Санников) в 1995г. заканчивает обучение в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии. После этого он прибывает на гору Качканар, где и закладывает 15 мая 1995г. первый камень монастыря. Лама Санье Тензин Докшит никогда не был в этих горах. Путь ему указал его Учитель Пема Джанг (Дарма Доди Жалсараве, 1904-1997гг.). Он подсказал ему не только координаты места для постройки будущей обители - гору Качканар, но и название. Шад Тчуп Линг в переводе с тибетского - «Место практики и реализации».

На сегодняшний день монастырь собрал под своей крышей практикующих буддизм из разных городов России. Основной задачей, поставленной в Шад Тчуп Линг, является развитие в российском культурном пространстве ученой, йогической и монашеской традиций буддизма. Организация обучения и практики реализована через специально разработанные учебные программы, проведение ритуалов, служб, традиционных мероприятий, индивидуальных и коллективных буддийских практик.

Монахи нас встретили в общине гостеприимно. Накормили кашей и напоили горячим чаем.

Дежурство на кухне и другие обязанности в монастыре согласно расписанию. В день, когда мы там были, кашеварил Арсений.

Жизнь в общине идет размеренно, согласно расписанию.

Питаются монахи согласно следующему составленному меню, возможны небольшие изменения.

Кто-то из нашей группы назвал такой образ жизни и разнообразие в питании довольно аскетичным. Алексей, общавшийся с нами, пожалуй, больше всех, поправил, что ничего аскетичного здесь он не видит. Монахиня Сатима, прожившая здесь уже почти 12 лет, тоже усмехнулась и улыбаясь продолжила свое вязание. Нет, пожалуй, такой образ жизни не ограничивает, а скорее приближает человека к свободе, помогает продвигаться на пути к самосовершенствованию. А, вообще, каждый делает свой выбор в этой жизни.

Алексей, в миру работавший учителем английского языка, здесь практикует буддизм. Он живет в монастыре уже больше пяти месяцев и собирается покинуть монастырь не ранее июля-августа. Он провел нам увлекательную экскурсию.

Рассказал Алексей нам об истории монастыря, познакомил со всеми постройками, показал главные святыни обители - буддийскую Ступу Пробуждения, статую Миларепы, и т.д.


Из животных в настоящее время в монастыре обитают только собаки. У одной из собак, оставленной одним французом, посетившим монастырь, родились недавно симпатичные щенята.

Заготовка дров (зимой), строительные работы (летом) - основные трудовые занятия в монастыре.

Солнечные батареи - особая гордость жителей монастыря. При экономном использовании энергии хватает и для зарядки аккумуляторов и даже для выхода в интернет.

С вершины Качканара можно увидеть и Конжаковский камень, и гору Ослянку, и другие вершины Урала.

Мы попали в монастырь не в банный день, согласно расписанию. Но в баню заглянули.

После экскурсии мы вернулись снова в теплый дом, где находится столовая.

Я "залипла" у книжной полки, удивившись разнообразию книг. В монастырской библиотеке книги не только о буддизме, йоге, но и художественная литература, а также книги по теории относительности, толковый словарь русского языка, учебники по английскому...

Полюбопытствовала и заглянула в бортовой журнал. Он тогда велся ручным способом. Видимо, самые первые годы строительства монастыря.
Сейчас вы можете почитать сами Бортовой Журнал буддийской общины Шад Тчуп Линг , где вкратце, по традиции, каждый день записывается погода и основные занятия и события из жизни общины.

У Сатимы любимое занятие - вязание. Мне кажется все эти симпатичные шапочки и носочки связаны ее руками. Но, возможно, я ошибаюсь.

Алексей демонстрирует шапочки.

Посетители монастыря могут купить напамять что-нибудь из теплых вязаных вещей. Или выбрать сделанную руками монахов мандалу. Они здесь предлагаются всевозможных цветов и конфигураций. Главное при выборе понимать, что и цвет, и символы, и рисунок мандалы выявляют прямые и косвенные связи с вашей собственной Вселенной. Прислушайтесь. И Вселенная вас не обманет.

Общаемся. Греемся. Пьем чай.

Алексей рассказывает о плане строительства монастыря. По прогнозу он рассчитан на 300 лет. Сейчас прошло только 20. Масштабы строительства поражают. Не совсем понятна идея того, что некоторые горные породы придется разрушить. Неужели нельзя интегрировать все постройки в каменные скалы, как это сделано сейчас? Может я что недопоняла...

А вот и Лама Санье Тензин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников). Он родился 30 ноября 1961 года в городе Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. Воевал в Афганистане. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию по инвалидности; в течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома. Экстерном выучился в Нижнетагильском художественном училище, немного проработал коком на Камском речном флоте. В 1989г. Михаил Санников поступает в Иволгинский дацан, где принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит. В декабре 1994 г. получил посвящение в ламы. А с 1995г. он основывает буддийский монастырь на Качканаре.

Мы мало пообщались с Тензин Докшитом. Он говорил с доброй усмешкой, коротко и ясно, просто и мудро одновременно. Так, наверное, и общаются Учителя.

Пришло время нам спускаться с горы.
Поездка эта состоялась уже почти неделю назад, а впечатления еще переварятся не скоро. Кто-то из нашей группы пришел с заранее припасенной изрядной долей скептицизма. Он и ушел с ним. Кто-то ожидал увидеть луч света, чего-то доброго, настоящего, без лоска и гламура, в то же время. Он его и увидел. К ним я и отношу себя. Мне понравилась атмосфера, царящая в монастыре, простота общения между людьми, расписание их занятий, стремление практиковать буддизм, для чего они сюда и приехали. Сама я далека от практики буддизма и медитаций (в счет не беру парочку прочитанных книг), но два года назад мне многое дала практика пховы, когда мне посчастливилось побывать на медитациях Ламы Оле Нидала. Об этом отдельный разговор. Целью написания данного поста не было вдаваться в детали буддизма. Мне хотелось описать буддийский монастырь Шад-Тчуп-Линг в Качканаре, каким его увидела я и мои впечатления, хотя бы на подсознательном уровне. Попытка эта, возможно, получилась не совсем удачной. Просто чтобы понять каждому для себя - надо побывать там. И не пару-тройку часов. Нужно в монастыре пожить, поработать, попрактиковать буддизм.

Напоследок, уходя, мы покрутили молитвенные барабаны...


Мне кажется я еще вернусь в этот монастырь. И хотелось бы не праздным туристом. Пока не знаю когда, но я вернусь.

Ом мани падме хум, ом мани падме хум, ом мани падме хум...

P.S. Поездка в Буддийский монастырь Шад-Тчуп-Линг состоялась вместе в группой ребят из Перми, организаторами поездки являлась

Читайте также: