Классификация парусных яхт. Яхта (Yacht) - устройство и основные понятия Что такое яхта

(крейсерские)

  • по приводу: парусные , парусно-моторные и моторные
  • по мореходности: морские и яхты для внутренних водоемов (рек, озер)
  • по типу корпуса: классические однокорпусные (англ. Monohull ), катамараны и тримараны
  • Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку . Практически все современные парусные яхты, предназначенные для туризма, имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра. Парусные яхты, не имеющие мотора, чаще всего предназначены для спорта.

    Парусные яхты

    За первенство в создании парусных яхт борются греки , египтяне и финикийцы . Историки заявляют о появлении первых парусных судов более 10 тыс. лет назад в водах Эгейского моря . Парусным яхтами считаются суда, использующие аэро - и гидродинамику и приводимые в движение силой ветра, дующего в паруса. Современные парусные яхты часто оборудованы мотором.

    Корпуса первых парусных яхт изготавливались из дерева. Современный перечень материалов очень велик. Корпуса парусных яхт изготавливают из стали, алюминия, армоцемента и стеклопластика и др. материалов.

    Количество парусов на парусных яхтах может быть различно и зависит от целей используемой яхты. Гоночные яхты, как правило, оснащены большим количеством парусов, на крейсерских яхтах для удобства управления количество парусов минимально. Самые большие в мире парусные суда - «Крузенштерн » и «Седов » - имеют по 34 паруса. Условно паруса можно разделить на четыре вида: основные, передние, дополнительные и штормовые.

    По своему назначению парусные яхты делятся на крейсерские , имеющие комфортабельные каюты и рассчитанные на дальние туристические походы; гоночные, имеющие только кокпит для экипажа и не имеющие кают, предназначенные для непродолжительных гонок; а также гоночные крейсерские, имеющие малокомфортные каюты, предназначенные для многодневных гонок. По принципу обеспечения остойчивости яхты делятся на килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), который смещает центр тяжести вниз и препятствует сносу (дрейфу) яхты при ходе под парусами; швертботы , имеющие шверт (выдвижной киль), который лишь препятствует сносу, а центр тяжести изменяется размещением экипажа по бортам яхты; и компромиссы, имеющие балластный фальшкиль и выдвижной шверт. Также имеются конструкции с двумя килями, которые позволяют сохранить вертикальное положение яхты при отливе на мелководье. Другой принцип обеспечения остойчивости используется на катамаранах и тримаранах . На катамаранах остойчивость обеспечивают два широко разнесенных корпуса судна, на тримаранах - два поплавка, разнесенных по обоим бортам судна. Существуют яхты, состоящие более чем из трех корпусов.

    Основными частями яхты принято считать корпус и парусное вооружение . Парусное вооружение может быть одномачтовым (шлюп) и многомачтовыми (например, шхуна , йол и кетч). Парусное вооружение разделяют на рангоут , стоячий и бегучий такелаж .

    Популярным видом отдыха на парусных яхтах являются регаты .

    Ведущие страны-производители

    Моторные яхты

    Известные яхты

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Яхта"

    Примечания

    Литература

    • Ловягин Р. М. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Der Brockhaus in 3 Bänden. - Prockhaus Enzyklopädie, Bd. 2., 2004, S.259.

    Отрывок, характеризующий Яхта

    Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
    Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
    – Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
    Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
    При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
    Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
    – Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
    В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
    – Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
    – Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
    – Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.

    Яхта это судно, предназначенное для спорта или туризма. Разновидностей яхт чрезвычайно много. В мире яхт столько же типов, размеров, сколько же и вкусов, привязанностей людей. Ведь яхта, являясь предметом развлечения, часто является символом сбывшейся мечты. А люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному.

    Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

    1. Предназначение.

    В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:

    • Яхты для путешествий
    Рис1. Гоночная яхта "Archambault 35" и обычная крейсерская яхта той - же длинны - 35 футов

    Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае - обеспечить комфорт и надежность.

    Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

    2. Удаление от берега

    По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов - убежищ. То есть, яхты можно разделить на:

    • Прогулочные
    • прибрежные яхты
    • и мореходные, то есть крейсерские яхты.
    Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море

    • Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
    • Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
    • Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

    3. Количество корпусов.

    Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты - это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

    Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

    Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:

    • Однокорпусные
    • Многокорпусные (катамараны и тримараны)
    Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.

    4. Способ создания остойчивости однокорпусных яхт

    Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта , расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса , когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

    Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро - волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля - размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.

    Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.

    Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы» . Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:

    • Килевые
    • Швертботы
    • Компромиссы
    Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.

    5. Материал корпуса.

    Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке - не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

    6. Cтатусу.

    По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

    7. Парусное вооружение

    Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

    Одномачтовые яхты:

    Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.

    Бермудский шлюп. Это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют "стаксель". Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.

    В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и "генуэзские" стаксели, это такие стаксели, которые "заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется "грот". Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.

    Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям. Дробным вооружением называют такое вооружение бермудского шлюпа, когда передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепится к самому верху (топу) мачты

    Двухмачтовые яхты:

    Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них.


    – имеет основную переднюю мачту ("Грот-мачту") и гораздо меньшего размера заднюю мачту ("Бизань-мачту"). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены ("зарифлены") или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань - мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

    – по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты

    – этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса. С точки зрения аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют "фок - мачта". Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.

    Однако, если нужно стилизовать яхту под старину, что часто бывает вполне оправдано, или вооружить её как то по особенному, то почему бы и нет! Ваши романтические мечты – чем не повод для воплощения в парусном вооружении!

    Выводы

    Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:

    1. Назначению (гоночные, яхты для путешествий)
    2. Способности удаляться от берега (прогулочные, крейсерские)
    3. Количеству корпусов (одно корпусные, многокорпусные)
    4. Статусу (чартерные - частные)
    5. Материалу корпуса (пластик, дерево, металл, армоцемент)
    6. Парусному вооружению (Бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.)
    7. И однокорпусные яхты можно разделить по способу создания выравнивающего момента (Килевые, швертботы, компромиссы). Учитывая, что это далеко не полный перечень, таким образом, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать или спроектировать такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос.

    Яхта – это судно с косыми парусами. Корабли такого типа бывают самыми разными: без мачты развивающие скорость в 40 узлов, это может быть гигантский круизный корабль высотой в несколько этажей и стоимостью в сотни миллионов долларов или скромное одномачтовое судно. Так что же такое яхта? Согласно современным представлениям яхта – это судно, на котором можно заниматься спортом или использовать его для туристических целей и отдыха.

    Классификация яхт

    Такие корабли подразделяют на множество разновидностей исходя из их размеров, способа передвижения или материала, из которого судно изготовлено. Современные яхты изготовлены уже не по старинке – из дерева. Для их производства сейчас используют новейшие материалы: в частности – сверхпрочные пластики. Яхты – это суда, снабженные всем необходимым для автономного плавания: опреснителями воды, спутниковыми навигаторами, радиостанциями и средствами безопасности.

    По способу передвижения выделяют парусные, моторные и парусно-моторные корабли такого типа.

    Парусные яхты

    Они состоят из корпуса и парусной оснастки. Все что им нужно для перемещения по водным пространствам: попутный ветер и грамотный рулевой. Понятно, что парусная яхта не сможет соревноваться в скорости с моторной, да и направление ветра не всегда бывает попутным. Однако это исторически первый тип яхт, эти яхты до сих пор популярны. Они стоят дешевле моторных и парусно-моторных собратьев. Тем не менее, у них нет никаких ограничений по запасам топлива, поэтому перед ними открыт весь мир. Кстати, продажа яхт находится по ссылке.

    Парусные корабли в свою очередь, подразделяются на крейсерские и гоночные. Основанием для того деления служит назначение судна, конструкция его корпуса ипарусное вооружение.

    Гоночные яхты такого типа предназначены для парусных регат в ограниченных морских или речных акваториях. Они достаточно легки, не имеют солидного запаса прочности и особых бытовых удобств. Крейсерские яхты – это суда с солидной конструкцией, широкий набор удобств, ведь они предназначены для длительного автономного крейсерского плавания в удалении от баз.

    Парусно-моторные яхты

    Сочетание силовой установки и парусов – это сознательный выбор многих людей влюбленных в морские путешествия. Понятно, что двигатель играет в этой компоновке второстепенную роль, и при наличии ветра, конечно же, в первую очередь будут использоваться паруса. Однако он, несомненно, пригодится в плавании в сложных погодных условиях или для маневров при абсолютном штиле.

    С точки зрения логистики, для этого вида судов уже будут нужны некоторые запасы топлива, но по сравнению с требованиями для моторных яхт, эти запасы могут быть незначительными. Все же на первом месте будет парус.

    Моторные яхты

    Имея один или два двигателя внутреннего сгорания, моторные суда развивают недостижимые для парусных кораблей скорости. При чем двигатель на борту это и еще и повышенный комфорт. А благодаря наличию мотора на судне, возможно размещение многих систем жизнеобеспечения. Эти яхты могут быть различных размеров, достигать нескольких десятков метров в длину. На их борту могут иметься каюты и салоны с кондиционированием воздуха. Они мобильны, способны плавать по мелководью и совершенно не зависят от погодных условий. Стоимость таких судов существенно выше и может достигать астрономических сумм. Также стоит забывать о цене на топливо и больших его расходах.

    Размеры таких кораблей

    Существует четко деление яхт по размеру корпуса. Суда до 10 метров длиной в основном служат для небольших прогулок на незначительные расстояния. Они имеют скромные по размеру каюты и ограниченный перечень удобств на борту.
    Суда от 10 до 18 метров наиболее востребованы во всем мире. Эти яхты позволяют перемещаться на значительные расстояния, совершать выходы в открытое море. Как правило, они имеют соответствующий уровень комфортности.
    Корабли до 24 метров имеют повышенный уровень комфорта. На их борту, возможно размещение множества дополнительных систем и устройств. Однако с их управлением невозможно справиться самостоятельно. Потребуется небольшая и опытная команда.

    Суда свыше 24 метров считаются яхтами экстра-класса. Плавание на них по удобствам сравнимо с проживанием в отелях высшей категории. На таких судах для комфорта их владельцев размещают бассейны, поля для мини-гольфа, сауны и гидромассажные ванны, площадки для вертолетов. А количество членов команды и обслуживающего персонала у них может достигать двух десятков человек.

    Эти яхты классифицируются и по конструкции корпуса. Основными вариантами являются: традиционный однокорпусной, катамаран, тримаран. Как видно из названий, количество корпусов у таких судов может достигать трех (у тримарана).
    Достоинства корпуса состоящего из нескольких частей: более высокая устойчивость судна, большая полезная площадь и соответственно – больше возможностей для размещения удобств.

    Недостаток – ухудшение управляемости в сложных погодных условиях.

    Отдых на яхте - недешевое удовольствие. Каждый мечтает иметь у себя такой островок спасения, на котором можно уплыть далеко от повседневных проблем и просто отдохнуть. Но такое хобби, помимо больших материальных затрат и времени, требует еще немалых навыков. Без знания устройства яхты далеко не уплывешь. Моряки - народ довольно-таки изобретательный. Они придумали свое название каждому элементу. Поэтому надо также ознакомиться и со специальной терминологией. В этой статье можно найти много полезной информации по устройству яхты и другим важным моментам.

    Характеристики

    Плавательные средства должны отличаться друг от друга. Классы яхт определяются в зависимости от того, какие у них характеристики. Они могут существенно отличаться друг от друга. Самыми значимыми характеристиками можно считать:

    • Длину . От нее зависят ходовые качества судна. Чем оно длиннее, тем быстрее может двигаться. Это особенно актуально для спортивных яхт.
    • Ширину . Этот фактор влияет на скорость и устойчивость. Чем шире судно, тем спокойнее оно ведет себя на воде и медленнее двигается (из-за большого сопротивления воды). Широкие яхты, как правило, делаются для прогулок по морю и океану, так как в таких местах могут возникнуть высокие волны.
    • Осадку . Яхты с маленькой осадкой хуже лавируют. Также у них меньше остойчивость - способность противостоять крену и возвращаться в былое положение.
    • Высоту борта . Она важна для тех плавательных средств, которые выходят в море. Чем выше борт, тем большие волны он может выдержать.
    • Водоизмещение . Яхты с большим показателем лучше справляются с неприятными погодными условиями, но из-за их тяжести они менее манёвренные.
    • Парусность . Влияет на скорость передвижения. Чем она выше, тем больше судно получает энергии от ветра, поэтому движется быстрее.

    Классификация по наличию паруса

    Яхты различаются между собой по нескольким признакам. Основным считается наличие или отсутствие паруса. Если его нет, то такая яхта передвигается за счет двигателя и называется моторной. Есть еще кое-что среднее между ними. Такая яхта имеет парус, но в случае чего может воспользоваться дополнительной силой двигателя.

    По назначению

    Делятся на гоночные и крейсерские. Первый тип предназначен для спортивных состязаний. Они обязательно должны соответствовать определенным стандартам. Главные их характеристики - парусность и вес. От этого зависит максимально возможная скорость. У такой яхты нет ничего лишнего. Поэтому комфортной ее вряд ли назовешь. Гоночные модели нужны только для преодоления дистанций на максимальной скорости.

    Крейсерские яхты - это совсем другое дело. Они созданы для прогулок с большим комфортом. Они оборудованы всем необходимым для хорошего отдыха. Крейсерские яхты могут вмещать в себя достаточно много людей. На ней можно жить не один день. Современные судна, оснащенные мощным мотором, могут развивать неплохую скорость. Так что на таких моделях тоже можно прокатиться с ветерком.

    Для длительных кругосветных путешествий лучше всего подойдут гоночно-крейсеркие яхты. У них есть минимальный набор для того, чтобы можно было выжить в море. К тому же они и достаточно быстрые. Именно на таких яхтах проводится «Вольво Оушен Рейс» - знаменитая кругосветная гонка.

    По мореходности

    Также классифицируют по тому, где плавают судна. Бывают морские и речные яхты. Они отличаются друг от друга конструкцией. Плавательные средства, рассчитанные для передвижения в море, должны быть более устойчивыми к внешним воздействиям, так как там бывают сильные штормы. Поэтому их конструкция обычно шире, а осадка больше, чем у пресноводных яхт. Для последних не нужна такая хорошая устойчивость.

    По типу корпуса

    Стандартные модели - это однокорпусные судна. Но помимо них есть еще катамараны и тримараны. Последние обладают своими качествами, помогающими при длительных плаваниях.

    Конструкция яхты

    Основной частью каждого плавательного средства является корпус. Он делится на 3 части:

    • Носовую.
    • Мидель.
    • Кормовую.

    Одна из немаловажных частей корпуса - это киль. На его конце всегда находится бульб. Это специальное утолщение, где находится основной вес киля. Он нужен для того, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Так судно становится более остойчивым. Чем больше и тяжелее киль, тем лучше яхта справляется с внешними воздействиями. Никогда не стоит о нем забывать, потому что им можно сесть на мель.

    Также под водой помимо киля есть еще и перо руля. Это важный элемент устройства яхты, потому что с помощью него происходит управление. Сам штурвал связан с балером и головкой руля. Через них передается усилие на перо руля, и яхта поворачивает.

    Верхняя часть корпуса

    Первое, на что обращают внимание, называется палубой яхты. Это такая горизонтальная поверхность, которая разграничивает верхнее и внутреннее пространство. Их может быть несколько. Их задача - делить пространство внутри яхты. Есть несколько видов: жилая, батарейная, грузовая палуба. Каждая может быть предназначена для разных целей.

    Верхняя палуба должна полностью покрывать всю верхнюю часть яхты. Она служит водонепроницаемым барьером. Она важна для прочности корабля. На палубе находится очень много важных элементов устройства яхты. С ними также надо ознакомиться.

    В самом начале находится носовой рейлинг. Это один из элементов ограждения, присутствующий на яхте. Это жесткая конструкция, сделанная из металла. От него вдоль всего корпуса идут леера. Это тоже элемент ограждения. Но только они сделаны из железного троса. Во время шторма к ним обычно крепится страховка. Заканчивается все кормовым рейлингом.

    На палубе есть люки. Они ведут внутрь яхты. Через них можно попасть на нижнюю палубу. При сильном ветре и волнах их задраивают, поэтому вода не может попасть внутрь.

    Большая надстройка, которую можно сразу же заметить, называется рубкой. Там расположены различные приборы, которые составляют систему управления и навигации корабля. Для хорошего обзора там установлены иллюминаторы.

    Палуба - это просто верхняя часть корабля. А то место, по которому именно ходят люди, называется потопчина. Она обычно делается из дерева или металла. Часто ее покрывают специальным нескользящим покрытием.

    Одно из самых важных мест в верхней части корпуса - это кокпит. Сюда попадают люди, как только поднимаются по трапу на борт. Это то место, где находятся пассажиры и члены экипажа. Там же и находится пост рулевого вместе со штурвалом.

    Парусное вооружение

    Благодаря такому устройству яхта может передвигаться только на силе ветра и без помощи мотора. Здесь очень много всяких мелочей и прочих нюансов. Устройство парусной яхты довольно-таки сложное. Поэтому в нем надо хорошенько разобраться. Эта система состоит из нескольких частей:

    • Парусов.
    • Рангоута.
    • Такелажа.

    Обычно применяется бермудский тип. Это когда спереди и сзади крепятся два треугольных паруса. Они называются стаксель и грот. Основным элементом устройства парусной яхты является рангоут. Это система, которая в совокупности создает каркас и основу крепления для парусов. Одной из частей рангоута является мачта. Также к нему относятся листы, краспицы, гик и другое. Вершина мачты называется топом. Нижний, в свою очередь, шпором. Заканчивается он в килевой части корабля и опирается на степс.

    Такелаж - это все снасти, которые крепятся к рангоуту. Благодаря им проводится управление парусами. Среди них есть элементы движущиеся и стоячие (которые просто закреплены).

    Моторные яхты

    У такого вида плавательных средств нет парусного оснащения. Они передвигаются за счет энергии двигателей. Такой вид яхт самый дорогой. Предназначен он для элиты. И это не просто так. Моторные яхты имеют некоторые свои положительные стороны, которые делают их более привлекательными.

    Первое, что хотелось бы отметить, это скорость. Все-таки мощность у двигателя намного больше, чем у ветра. Поэтому такие модели будут более быстроходными. Если нужно быстро преодолеть большое расстояние на воде или просто прокатиться «с ветерком», то моторные судна будут предпочтительными. Современные яхты могут развивать скорость до 40 морских миль в час. Довольно-таки неплохо, если считать, что это приблизительно 70 километров в час.

    Моторные яхты снимаются в аренду или покупаются вип-персонами. Поэтому чаще всего они идут вместе с профессиональным персоналом, который гарантирует качественное обслуживание и безопасность на яхте.

    Еще одним плюсом считается комфорт, который присущ только данному классу. У яхт с двигателями чаще всего есть специальные стабилизаторы, которые не дают судну так сильно раскачиваться. А это значит, что качка будет не так заметна.

    Мега-яхты

    Человек всегда стремился к большему. Яхты - не исключение. Своим стремлением инженеры смогли создать мега-яхты. Ежегодно такие судна награждаются премией «Нептун». Чтобы попасть в нее, они должны быть размером не менее 30 метров в длину.

    Самая большая яхта носит гордое имя «Аззам». Она имеет длину 180 метров. Ее стоимость - 609 миллионов долларов. Несмотря на ее колоссальные размеры, она может двигаться со скоростью до 30 узлов. А это для такой громадины немало.

    До того как создали «Аззам», яхта «Эклипс» известного предпринимателя Романа Абрамовича была Ее размер - 162,5 метра. Она обошлась владельцу почти в 800 миллионов долларов. Это одна из самых дорогих яхт в мире.

    Третье место в списке занимает «Дубай». Ее длина составляет 160 метров, а цена - 350 миллионов долларов.

    ЯХТА
    Значение:

    (англ.). Небольшое судно, употребляемое для увеселительных морских поездок.

    (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

    (английск.) небольшое судно, служащее для увеселительн. морских прогулок.

    (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

    англ. yacht, гол. jakt, датск. jagt, от нем. jagen, гнать, охотиться. Однопалубное судно для прогулок.

    (Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

    небольшое парусное судно для прогулок по морю.

    (Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)


    Значение:

    (от голл. jacht), парусное, парусно-моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок. Спортивные парусные яхты различают по конструкции корпуса, площади парусов, наличию киля или шверта. Морские яхты делают с постоянными балластными килями.

    С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

    яхта

    Значение:

    Я́ХТА, -ы, ж.

    1. Большая и лёгкая спортивная парусная лодка. Олимпийские яхты (нек-рые типы шверботов, килевых яхт, катамаранов).

    2. Небольшое судно для прогулок, спорта. Моторная я.

    | прил. яхтенный , -ая, -ое и яхтовый , -ая, -ое. Яхтенный киль. Яхтовый клуб (яхт-клуб).

    Читайте также: