Топ 10 самых красивых дорог в мире. Самые красивые дороги мира — лучшие маршруты для путешествия на автомобиле


Лазить по горам, сплавляться по бурным потокам, бродить тесными историческими улочками или бороздить океаны на яхте - каждый выбирает свой способ исследования родной планеты. Однако альпинизм, рафтинг, яхтинг - все эти виды спортивного туризма требуют определенных навыков и опыта. Поэтому, если вы не любитель путешествовать на своих двоих - поездка на автомобиле в живописные края станет для вас идеальным компромиссом.

Поистине, Земля изобилует уникальными, захватывающими дух и просто невообразимыми местами, которые можно с ветерком и под любимую музыку объехать на автомобиле. Главное, запастись горючим, ибо путь будет долгим…

Предлагаем вашему вниманию 10 самых красивых, местами опасных, но, безусловно, достойных вашего внимания автомобильных дорог, поездка по которым превратится в незабываемое приключение. А начнем, как положено, с 10-го места.

10. Big Gate Road, Китай








Большие ворота, или Дорога в небесах в Китае, расположенна в провинции Хунань. Это шоссе носит название Big Gate Road, однако в народе ее чаще называют дорогой 99 поворотов, так как девятка является счастливым числом в Китае символизируя небеса и 9 дворцов.

Шоссе тянется на 10 километров. Максимальная его точка находится на высоте 1300 метров над уровнем моря. Дорогу строили 8 лет и сдали в 2006 году.

Если извилистость и высота пути пугает вас, и вы боитесь путешествовать по ней на автобусе или автомобиле - есть альтернатива. К самой вершине горы проложена великолепная канатная дорога длиной почти в 8 километров, входящая в число самых длинных канатных дорог мира.

9. Atlantic Road, Норвегия








В Норвегии есть «Атлантическая дорога» (Atlantic Road), которая состоит из нескольких мостов. Ее открытие состоялось в 1989 году. Это полотно было бы ничем не примечательно, если бы не Сторсисундетский мост «Storseisundet bridge», уникальный по своей архитектуре. Местные жители называют его «пьяный мост» или просто «дорогой в никуда».

Мост построен таким образом, что под определенным углом, когда к нему приближаешься со стороны материка, создается иллюзия, будто моста вовсе нет - кажется, что это огромный трамплин. Участок моста, находящийся над проливом, поднят на 23 метра от уровня моря, а длина самого моста составляет 260 метров.

Необычная архитектура моста, в первую очередь, вызвана необходимостью обеспечить возможность прохода судов под ним, а во вторую, желание архитектора сделать уникальный объект для привлечения туристов.

8. Blue Ridge Parkway, Северная Калифорния, США








Шоссе Blue Ridge Parkway в Северной Калифорнии также называют “Дорога бога на север”. Это одна из самых красивых дорог в Соединенных Штатах, она проходит по Апалачам, протяженность её составляет почти 750 км. Если вы любите извилистые дороги, неторопливую езду и желаете насладиться красотой окружаюшей вас природы, то эта дорога для вас.

Часть дороги проходит по штату Северная Каролина,где находится самая высокая точка путешествия и один из национальных парков Смоки Маунтант. Заканчивается «Хвостом Дракона», уникальной дорогой, где на 17 км приходится 386 поворотов.

Бульвар Голубого Хребта приводит в восторг любого путешественника. Он соединяет Национальный Парк Шенандоа в Вирджинии и Национальный парк Дымных Гор в Северной Каролине. Не один путеводитель по лучшим дорогам не будет полным без упоминания этого удивительного бульвара.

7. The Jebel Hafeet Mountain Road, ОАЭ








Jebel Hafeet Mountain Road - эта дорога протянулась от ледяных вод Северной Атлантики в самое сердце раскалённой пустыни по горе высотой в 1249 метров над уровнем мор, с которой открывается потрясающий вид в течении всего отрезка пути.

Горная дорога построена таким образом, чтобы сделать возможным автомобильный заезд на самую высокую гору в ОАЭ - Jebel Hafeetе. Административно гора относится к городу Аль-Айн. По ней на 11,7 км протянулась дорога, которая имеет 60 изгибов и углов, что, однако, не представляет никакой проблемы для автомобилей - как и большинство масштабных проектов в стране, не испытывающей проблем с финансированием, Jebel Hafeet Mountain Road представляет собой последнее достижение инженерной мысли. Качество дороги не вызывает ни малейших нареканий, а идеально гладкий асфальт способен потрясти любого иностранца.

6. The Overseas Highway, Флорида, США








Любите океан? Во Флориде вы можете буквально проехать по водной глади - это стало возможным благодаря дороге Overseas Highway, построенной прямо над поверхностью Атлантического океана. В 1938 году здесь проходила железная дорога, потом ее разрушил ураган. Сейчас хайвей соединяет острова на юго-западе Флориды. Через дорогу проходят несколько мостов.

Длина дорожного полотна составляет 113 миль (примерно 180 километров) - это одно из самых длинных шоссе в мире, соединяющее острова с большой землей.

Три незабываемых часа вы можете наслаждаться неповторимыми видами океана из окон своего автомобиля. Особенно завораживающий вид открывается здесь на рассвете или на закате.

5. Combe Laval, Франция








Дорога Комб Лаваль дарит автомобилистам 13 километров захватывающих альпийских пейзажей на головокружительной высоте французских Альп. Ее построили еще в 1897 году для транспортировки древесины, а сегодня эта дорога - главная аттракция для велосипедистов, которые бросают вызов крутым подъемам.

Самый зрелищный участок дороги протянулся между St. Jean-en-Royans и Col de la Machine. Здесь вы врезаетесь в скалу почти на краю обрыва, а далее проходите серию узких и коротких туннелей. Почти 13 километров роскошной альпийской красоты и головокружительной высоты.

4. Red Rock Scenic Road, Аризона, США







Ее называют Тихою дорогой Красных Скал. Начинаясь в Седоне и заканчиваясь в городе Оук-Крик, штат Аризона, шоссе пролегает через удивительные пейзажи: монолитные скальные образования красного цвета уходят вверх и вдаль, на сколько хватает глаз.

Колесите Страной Красных Скал по одной из самых красивых дорог Америки - Red Rock Scenic Road.

3. Canning Stock Route, Австралия








Canning Stock Route в Австралии - одна из самых безлюдных дорог в мире. Дорога, растянувшаяся на 1850 км, пересекает с севера на восток Малую Песчаную пустыню и представляет большой интерес для туристов, предпочитающих размеренным поездкам захватывающее сафари на выносливых внедорожниках.

Трассу здесь начали строить в 1906 году для перегона скота. Дорогу строили 4 года, самым сложным стало оборудование колодцев на всем ее протяжении. Сегодня трассу, прохождение которой занимает около трех недель, используют только туристы.

Если вы - дин из тех сорви-голов, которым горы по плечу, отправляясь в поездку по Canning Stock Route, как следует запаситесь провизией и топливом, ведь приобрести их в пути можно лишь в нескольких общинах аборигенов.

2. Каракорумское шоссе, Пакистан








Каракорумское шоссе является самой высокогорной дорогой мира, и также одной из самых опасных. Шоссе проходит через штат Джамму и Кашмир, который с конца 1940-х годов служит яблоком раздора между Пакистаном и Индией. Большая часть трассы лишена дорожного покрытия (в среднем 30-40 м асфальта на 10-20 км дороги), кроме того, водителям угрожают снежные лавины и завалы на перевалах.

Трасса длиной 1300 км связывает пакистанский Исламабад с китайским Кашгаром. Ее начали строить еще в 1966 году по маршруту, повторяющему отрезок Великого шелкового пути (в древности и Средние века караванная дорога, связывающая Восточную Азию со Средиземноморьем). Прокладка заняла 21 год, затраты составили $3 млрд, а из 25 тыс. инженеров и рабочих, занятых на стройке, около 1000 погибли.

Снимок, который вы видите сразу под заголовком, сделан во время второго оползня, произошедшего вблизи деревни Аттабад на севере Пакистана, 22 января 2010 года. Первый оползень, произошедший 4 января, заблокировал течение реки Хунзы.

1. Tuktoyaktuk Road, Канада








Летом ледяной дороги Туктояктук, которая проходит по руслу замерзшей реки и соединяет отдаленные уголки Канады с цивилизацией, попросту не существует. Она мистическим образом появляется только после того, как реку Маккензи Дельта и Северный Ледовитый океан сковывает льдом. В любое другое время года здесь можно только плавать на лодке или парить над водной гладью на самолете…

Дорога по морю простирается на 130 км и соединяет между собой северо-западные канадские города Инувик и Туктояктук. Путь усеян трещинами во льду и ледовыми грядами, и прямо таки кишит опасностями.

Если автомобиль застрянет в сугробе или сломается, а помощь не подоспеет вовремя, у водителя имеются все шансы превратившись в собственный памятник изо льда. Здесь можно также провалиться в ледяную воду, выбраться из которой будет непросто, учитывая, что толщина льда составляет 2,5 метра!

Ну что, уже засобирались в дорогу? Рекомендую посещать трассы в том порядке, в котором они расположены в топе. Ведь, чем дальше в лес - тем волки больше. Сначала наберитесь впечатлений на трассах попроще, насладитесь красотами поумеренней, наберитесь опыта, а там уже можно переходить и на более тяжелый вес.

Интересных вам путешествий, массы впечатлений и доброго пути!

В мире есть много красивых дорог, которые проходят по крутым скалам, раскалённым пустыням и речному льду, вьются над тропическими лесами и соединяют небольшие островки в океане. Предлагаем вашему вниманию топ-10 самых красивых дорог мира. Путешествие по этим дорогам дарит заряд бодрости и заряжает оптимизмом.

Шоссе иммигрантов (Бразилия)

В штате Сан-Паулу берёт своё начало настоящий шедевр бразильского дорожного строительства - Шоссе иммигрантов с 44 виадуками, 7 мостами и 11 туннелями.

Длина шоссе составляет 58,5 км. С него открываются великолепные виды на тропический атлантический лес и прибрежный горный хребет.

Чуйский тракт (Россия)

Чуйский тракт берёт своё начало в Новосибирске и тянётся до монгольской границы.

Путешествуя по тракту, одновременно перемещаешься и в пространстве, и во времени. Особенно живописные участки тракта лежат в Республике Алтай. Общая длина трассы составляет 963 км.

Route de Gentelly (Франция)

Одной из красивейших дорог мира считается шоссе D2, расположенное в Приморских Альпах Франции.

На этой дороге встречаются крутые виражи, серпантины, величественные каменные арки, а далеко внизу простираются живописные долины.

Дорога в небо (Китай)

В китайской провинции Хунань есть очень красивая, но опасная Дорога в небо, также известная как Дорога больших ворот.

Это самый крутой в мире серпантин протяжённостью 11 км. Трасса имеет 99 поворотов и поднимается на 1,3 км над уровнем моря.

Атлантическая дорога (Норвегия)

Атлантическая дорога в Норвегии словно перепрыгивает с острова на остров.

Длина этой дороги, расположенной в регионе Мёре-ог-Ромсдал, составляет 8,5 км. На ней расположено 6 мостов и несколько тоннелей. Эта дорога особенно впечатляет осенью, когда под ней бушуют штормы.

Перевал Лос-Караколес (Чили-Аргентина)

Чтобы добраться из Аргентины в Чили, нужно проехать через перевал Лос-Караколес в Андах.

Почти весь год перевал заснежен. На нём путешественник встретит множество крутых подъёмов, уклонов и поворотов. Несмотря на экстремальный вид дорога относительно безопасна.

Большой круг по Плато Колорадо (США)

Путешествуя по США, обязательно посетите дорогу «Большой круг» на Плато Колорадо.

Она находится к западу от Скалистых гор на американском Диком Западе. Пролегает через знаменитую Долину монументов и Парк арок.

(Мадагаскар)

Аллея баобабов (Мадагаскар)

Одной из посещаемых достопримечательностей Мадагаскара является Аллея баобабов, соединяющая города Мурундава и Белони Тзирибиина.

Аллея представляет собой грунтовую дорогу, окружённую величественными баобабами. Поразительный пейзаж местности привлекает сюда туристов со всех уголков Земного шара.

Зимняя дорога в Туктояктук (Канада)

Второе место в нашем топ-10 по праву принадлежит зимней дороге в Канаде. Это одна из самых красивых и необычных дорог в мире.

Она проходит по руслу реки Маккензи и соединяет отдалённую провинцию Туктояктук с цивилизацией. Дорога открывается в ноябре и функционирует только зимой.

Дорога цветочных луковиц (Голландия)

Одна из самых красивых дорог мира расположена в голландской общине Нордостополдер, в провинции Флеволанд.

Эта дорога протяжённостью более 100 км проходит мимо 2,5 тыс. акров цветущих тюльпанов. Однако насладиться тюльпанами здесь можно только в период их цветения, с середины апреля до конца мая.

Созерцая самые красивые дороги мира, понимаешь, насколько многолик и прекрасен наш мир. Часто красивые места находятся рядом с нами, но мы их не замечаем. Чтобы жить и дышать полной грудью, необходимо научиться видеть величие природы и наслаждаться ей сквозь призму серых будней.

Просто проехать по любой дороге из этого списка достаточно, чтобы потрясающе провести отпуск! Ведь по пути можно повидать красивейшие места нашей планеты и прочувствовать дух жизни на колёсах. Забыть эти месте не получится никогда.

1. По краю пропасти. Франция: ущелье Вердон

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом - сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР.


Одна из самых захватывающих остановок на пути - крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец - такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства.


Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» - как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Трансфэгэраш - один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога - первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту - все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга.


Повернешь налево - попадешь к Телецкому озеру, направо - к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо - взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра - целых шесть мостов! Главный из них - мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо.


Впрочем, Атлантическая дорога - лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы - взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей». Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Эта дорога - один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах.


Главная достопримечательность маршрута - пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса № 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров - не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер…


В парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад - это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом».


Удобнее всего ехать от Денвера - сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы - на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон. Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 из Чикаго в Лос-Анджелес.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет - она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, - таинственный «Берег кораблекрушений», у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» - группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята».

Самостоятельные авто- и мотопутешествия становятся все более популярным видом отдыха. Мы выбрали для вас десять самых интересных дорог на четырех континентах, которые могут стать хорошим поводом для путешествий.

1. По краю пропасти. Франция: ущелье Вердон

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом – сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами. Самые красивые виды на ущелье открываются со старой Критской дороги, или Критской петли (Route des Cretes, D23), построенной еще в античные времена и проходящей по северному краю каньона. Эта узкая петляющая дорожка местами подходит к самому обрыву. По краям ее обустроены смотровые площадки, с каждой из которых открываются захватывающие виды на Вердон. Критская петля считается односторонней: ехать по ней на автомобиле нужно по часовой стрелке, стартуя от городка Кастеллан в сторону искусственного озера Сент-Круа, которое образовалось после постройки в 1975 году плотины. В озере можно искупаться и провести несколько созерцательных часов в тени деревьев с вином и хрустящим французским багетом. В 100 километрах от парка Вердон расположен заповедник Люберон. Сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться неспешной деревенской жизнью и посетить развалины одного из замков знаменитого маркиза де Сада.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку – перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта – от киргизского города Ош до таджикского Хорога – построили в 1931–1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

AWL Images / Fotodom Памирский тракт открыт для проезда только в теплое время – зимой велика опасность схода лавин.

Одна из самых захватывающих остановок на пути – крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец – такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне. Вашими попутчиками все это время будут грузовики, ослы и джипы, набитые битком внутри и обвешанные поклажей снаружи. Свернув с тракта, можно посетить еще несколько интересных мест: кишлаки местных жителей, перевал «Прощай, молодость», крепость огнепоклонников Ямчун, горячие источники Биби-Фатима и многое другое.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Далтон–Хайвей – это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству. На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой. Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства. Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» – как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами. Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, – сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Задумывая строительство высокогорного шоссе через массив Фэгэраш в 1970 году, президент Румынии Николае Чаушеску меньше всего думал о создании привлекательного туристического маршрута. Обеспокоенный событиями в Чехословакии, он опасался военного вторжения в страну и потому решил соединить области Валахию и Трансильванию труднодоступной горной дорогой для скорейшей переброски военной техники. Теперь же Трансфэгэраш – один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие. Почти в каждой деревушке на пути есть и православная церковь, и костел, и мечеть. А в городке Куртя-де-Арджес можно полюбоваться собором с потрясающей резьбой и лепниной на стенах. На трансильванской стороне Карпат путешественников поджидает граф Дракула. Он встречается везде: в названиях улиц, ресторанов и отелей, в сувенирных лавках, в старинных замках. Один из них – замок Поенари, высящийся над каньоном реки Арджеш, в XV столетии принадлежал князю Владу II Цепешу, ставшему прототипом знаменитого Дракулы. Другой – замок Бран чуть в стороне от Трансфэгэрашского шоссе, где граф Дракула никогда не был, но куда его «поселил» писатель Брэм Стокер, благодаря которому мир и узнал о Дракуле.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра – целых шесть мостов! Главный из них – мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили. Впрочем, Атлантическая дорога – лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы – взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen). Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом. На вершине горы видимость иногда падает до 3–5 метров: тем любопытнее разглядывать овец, внезапно появляющихся из тумана, черные озерца и многочисленные пирамидки из камней, сложенные туристами, а может, и самими троллями... Если проехать еще дальше по трассе 63 (а деться с нее почти некуда), вы попадете к одному из красивейших фьордов Норвегии – Гейрангеру. Здесь можно любоваться на многочисленные водопады, ловить рыбу или просто бродить по окрестностям.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится. Дело в том, что эта дорога – один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».


Age / East News В Китае популярным средством передвижения до сих пор служат традиционные лодки.

Главная достопримечательность маршрута – пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса. Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой – проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный – совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный – преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями. Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) – из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров – не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней. К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры. Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины – «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес – так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли. И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад – это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом» (Grand Сircle). Название пошло от автобусного тура, который так и назывался – Grand Circle Tour. Удобнее всего ехать от Денвера – сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок (arches.national-park.com) и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы – на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон (grandcanyon.com). Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 (illinoisroute66.org) из Чикаго в Лос-Анджелес. Здесь стоит снова свернуть в сторону Гранд-Каньона, пожить на настоящем ранчо (grandcanyonranch.com). И только потом выехать на дамбу Гувера – гигантский памятник эпохи 30-х годов прошлого века, откуда начинается прямой путь на Лас-Вегас. Так вы пересечете Большой круг с востока на запад, посетив четыре штата –Колорадо, Нью-Мексико, Аризону и Юту. За одну поездку все красоты Grand Circle не увидеть – как-никак на плато Колорадо самая большая коцентрация парков в США, – так что будьте готовы вернуться сюда еще раз.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет – она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, – таинственный «Берег кораблекрушений» (Shipwreck Coast), у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» – группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята». Поэтическое же название «Двенадцать апостолов» появилось просто для привлечения туристов. Похожая история и у другой скалы возрастом около 20 миллионов лет – «Лондонская арка». Долгое время она носила название «Лондонский мост» за удивительное сходство с Тауэрским мостом, а в 1990 году, когда ближайший к материку пролет обрушился под давлением океанских волн, превратилась в «арку». В этом и состоит уникальность Великой океанской дороги: линия берега так быстро меняется, что завтра можно уже не увидеть того, что было сегодня. Проехать здесь стоит не только для того, чтобы полюбоваться пейзажами, поваляться на пляже или покорить волну. Это еще и маршрут австралийского «сафари»: в Варрнамбуле можно наблюдать миграцию южных китов, а в Охотничьем заказнике Тауэр-Хилл прогуляться вместе с кенгуру и эму и посмотреть на коал и морских птиц.

Читайте также: