Высокогорная дорога гросглокнер, австрия. Панорамная дорога гроссглокнер Альпийская дорога гроссглокнер

Высокогорная альпийская дорога Гроссглокнер, более известная в немецком языке как Großglockner Hochalpenstraße , – это однозначно лучшее, что я когда-либо видела в Австрии. Если вы там уже были, то, пожалуй, вас не удивит новость о том, что это место входит в список "1000 places to see before you die", наравне с Гранд Каньоном, Петрой или Венецией. Если не были, то срочно надо вносить это место в свой личный список планов на ближайшее будущее, потому что лучше гор, как известно, могут быть только горы, а уж чего-чего, а гор в том районе достаточно. Около 300 трёхтысячников на 1100 квадратных километров, 246 ледников, самая высокая гора Австрии – Гроссглокнер (3798 метров), полузелёные-полузаснеженные склоны и невероятными зигзагами петляющая дорога – без колебаний называю это место жемчужиной Австрии.

Официально Гроссглокнер Хохальпенштрассе имеет протяжённость 48 километров: это платная часть дороги (28 евро за однодневный pass), самая сложная для езды, но и самая красивая. Неофициально – есть традиционный маршрут, начинающийся от поселения Bruck, что недалеко от Zell am See, и заканчивающийся около Heiligenblut. Если ехать в сторону Гроссглокнер Хохальпенштрассе, то вы всё равно поедете по этому маршруту, потому что других дорог там просто нет. В общей сложности, получается 75 километров обалденных панорамных видов и незабываемо проведённый день.

Первая, бесплатная часть дороги, – это очень красивые альпийские домики, зелёные поля с пасущимися на них коровами, виднеющиеся вдали горы и прочие прелести австрийских Альп. Очень красиво, но, в целом, не то, чтобы сильно отличается от зелёных красот Циллерталя, о которых я писала . Разве что, более безлюдно.

Особое очарование этому району в тот день придавал спустившийся в долину туман. Поскольку дорога постепенно уходила вверх, то сначала мы ехали прямо в этом тумане, а потом вдруг выехали из него и оказались как будто над облаками. Очень красивые картины:

По мере того, как вы приближаетесь к национальному парку Hohe Tauern, на территории которого как раз и находится Großglockner Hochalpenstraße, пейзаж за окном постепенно меняется. Всё реже и реже видны поселения, зато всё более волшебными становятся виды: озера, водопады и, конечно, горы:

Чем ближе к платному участку дороги, тем чаще видны заснеженные вершины:

Сразу после въезда на платный участок дорога начинает резко уходить вверх. Но это не самое страшное. Самое страшное – то, что она начинает очень резко и круто петлять. Если верить официальному сайту дороги и столбикам, расставленным на трассе, то очень крутых поворотов здесь 36, это так называемые Kehre. Но, надо полагать, счёт идёт только самым крутым поворотам, там, где дорога поворачивает почти на 180 градусов. Ко всему этому надо добавить ещё минимум сотню обычных поворотов. В результате, в машине довольно сильно укачивает и если бы не постоянные остановки для фотографирования, было бы совсем тяжко. Зато открывающиеся вокруг виды с лихвой всё это компенсируют:

Здесь ещё не так высоко, поэтому всё ещё видна зелень-зелень:

Назумленные гоо-о-оры. Как я уже написала, на территории национального парка находятся около 300 трёхтысячников:

Дорога идёт всё дальше и дальше вверх, вокруг уже видны одни снега и становится довольно холодно. К слову, помимо очень крутых поворотов дорога отличается ещё и своей узостью. Пытаться здесь кого-то обогнать – чистое самоубийство. Строили дорогу 75 лет назад, когда экономика Австрии была в упадке и надо было срочно дать работу нескольким тысячам человек. По первоначальным проектам, ширина дороги должна была быть в два раза уже, чем та, которую мы видим сейчас!

Это уже пошли заснеженные места:

Одна из самых крупных остановок на маршруте – это Edelweißspitze. Она же – самая высокая точка на всём пути. Это небольшое ответвление от основной трассы, дорога туда очень узкая и очень крутая. На самом верху – крайне сложная ситуация с парковкой. Там всего может поместиться от силы несколько десятков машин, и все места, разумеется, заняты. Пришлось тщательно следить за тем, кто собирается отъезжать, бежать занимать собой место, пока кто-то не нырнул на освободившийся пяточок и ждать, пока машины разъедутся, чтобы можно было припарковаться. Всё это заняло где-то минут 15-20. Многие из приехавших наверх вынуждены были сразу уехать, потому что просто некуда было заехать. Полагаю, они ждали внизу, когда какие-то из машин спустятся, ну или шли наверх ножками.

Нижняя часть всей этой тусовки – это всякие кафе, туалеты и сувенирные магазины, где встречаются чучела разных альпийских животных:

Есть даже крампусы, про которых я когда-то писала :

Собственно, вид на парковку. Это все парковочные места в этих краях, иных нет. Здесь видны четыре машины, ожидающие, когда кто-то освободит парковочное место. Мы там тоже так постояли:

Крутизну поворотов на трассе можно оценить, скажем, здесь. Отличительная черта дороги в сторону Edelweißspitze – это ещё и её узость. Как там разъезжаются две машины, представляю плохо. Скорее всего, никак. Действовать надо стандартным "азиатским" способом, т.е. перед каждым поворотом просто сигналить. Впрочем, на основной трассе дорога всё-таки шире, чем эта:

Если верить официальному сайту дороги, то спика Эдельвайс видны сразу 30 трехтысячников. Один из панорамных видов сверху стоянки:

Общий вид на дорогу, здесь можно оценить количество поворотов, бОльшая часть из которых даже не считаются этими самыми 36-тью ужасными Kehre’ами, пример которого вы видели выше:

Ещё один панорамный вид дороги. Здесь видно, как дорога в правом верхнем углу уходит в один из многочисленных туннелей.

Гроссглокнер Хохальпенштрассе открыта всего шесть месяцев в году: где-то с мая по октябрь, каждый год даты немного разные. Зимой дорогу закрывают в целях безопасности. Судя по тому, сколько снега было вокруг в конце сентября, предусмотрительных австрийцев понять можно. К слову, в "рабочие" шесть месяцев дорога поддерживается в отличном состоянии.

Ещё раз взгляд на безумные петляния дороги. Если присмотреться, то на дороге местами видны небольшие расширения: здесь можно тормознуть, если вам стало плохо захотелось поснимать открывающиеся панорамные виды. Такие съезды есть вдоль всей дороги, и тормозить хочется если не на каждом первом, то уж на каждом втором повороте наверняка.

Я уже писала где-то в комментах, что видела в сети фотографии Гроссглокнер Хохальпенштрассе в летнее время. Практически всё вокруг зелёное, и над всем этим возвышаются заснеженные вершины гор. В конце сентября, как видите, травка ещё местами проглядывает, но снега уже прилично. В конце октября дорога закрывается из-за того, что снега становится слишком много и ездить по дороге становится опасно.

Кое-где на дороге встречаются вот такие странные строения непонятного назначения:

Местами дорога уходит в туннели:

Так выглядит неназумленный вариант предыдущего туннеля:

Внутри туннеля промозгло и холодно, впрочем, и за пределами туннеля ни разу не жарко. Зато внутри туннелей встречаются абсолютно невероятные ледяные столбы. Это заледеневшая вода, проникнувшая внутрь туннеля через небольшие отверстия. Отчаянная попытка сфотографировать это из окна машины:

Потом душа поэта не вынесла и пришлось создать на дороге аварийную ситуацию, а именно выйти из машины прямо внутри туннеля (съездов там, разумеется, нет) в надежде, что никому не понадобится проехать по туннелю именно в этот момент:

Растут эти ледяные столбы просто до безобразия равномерно:

Вернёмся снова на свежий воздух. Ещё парочка общих видов с разных съездов на дороге:

В какой-то момент дорога всё-таки перестаёт так зверски петлять и резко уходить вверх. Безумные 36 поворотов остаются далеко позади, бесконечные снега сменяются на удивление зелёными видами. Далеко-далеко вдали начинает виднеться маленький кусочек Гроссглокнера – самой высокой горы в Австрии. Это уже ближе к местам стандартных туристических видов Гроссглокнер Хохальпенштрассе, которые можно найти на сайте, в википедии и буклетиках, которые вам выдают на въезде.

Вид на дорогу в обратную сторону. Вон оттуда мы приехали:

Вот здесь уже виден красавец Гроссглокнер, внизу можно заметить "небольшую" стенку – это дамба очередного горного озера, коих тут немало.

Назумленный Гроссглокнер:

Вот здесь я вышла прямо на середину дороги, чтобы было понятно, какой вид открывается обычно через лобовое стекло автомобиля. Справа от меня виден небольшой кусочек от очередного съезда с дороги, где мы припарковались:

Ещё один вариант туннеля-полутуннеля, через который предстояло проехать:

Немного недоезжая туннеля открывается вид на огромное горное озеро-водохранилище, перекрытое дамбой. Кусочек этой дамбы вы видели на одной из предыдущих фотографий.

Сразу за туннелем вы приезжаете к главной достопримечательности этих краёв – 10-километровому леднику Пастерце, находящемуся рядом с Гроссглокнером. Виды там совершенно фантастические, и фотографии, к сожалению, не могут передать ни масштаба, ни красоты.

Горка, с которой сползает этот огромный ледник:

Где-то внизу виднеются тающие ледниковые озёра:

Довольно инопланетный вид, на мой взгляд:

В тупике около Гроссглокнера и ледника Пастерце вовсю кипит жизнь. Здесь находятся огромный информационный центр, обсерватория Сваровски, кафе, сувенирные магазины, многоэтажный паркинг, несколько смотровых площадок и начало небольшого трека по горам.

Вот здесь вот виден верхний этаж всей этой цивилизации. Под паркингом находятся как раз половина из перечисленных выше прелестей, т.е. этот ярус паркинг находится на крыше:

Вид на горы, озёра и дорогу с одной из верхних точек обзора – дороги-начала местного трека:

В самом начале трека стоит памятник императору Францу-Иосифу, который когда-то тоже совершал небольшие треки в этих местах:

Спустимся чуть ниже, туда, где присутствие цивилизации ощущается особенно остро. Вид на одну из смотровых площадок с чуть более высокой точки обзора:

Одна из главных достопримечательностей этих краёв – это они, обещанные мурмультиры. О наличии бурной горной жизни прямо под вашими ногами оповещает вот такая вот табличка:

И действительно, внизу, прямо по курсу видно много-много норок, из которых туда-сюда снуют откормленные сурки, привыкшие к тому, что откуда-то сверху за ними наблюдают и бросают им еду:

По-немецки сурок звучит до трогательного приятно – Murmeltier:

К слову, в немецком глагол "murmeln" означает "ворчать", "бормотать", поэтому дословно сурок переводится как "ворчащее животное", ну или "животное-ворчун и бормотун". :)

Много мурмультиров. Судя по количеству виднеющихся вдали норок – ОЧЕНЬ много мурмультиров:

Собственно, чего так ждут разгуливающие внизу сурки, догадаться несложно: они так привыкли, что сверху на них периодически падает "манна небесная", что теперь уже просто нагло разгуливают в ожидании этой самой манны. На этот раз в качестве манны им были посланы кусочки хлеба:

Ну что, пора всё-таки покидать эти края. Всё хорошее когда-то заканчивается, например, имеющееся в распоряжении время. Прощальный взгляд на виды вокруг по дороге к южному съезду от Гроссглокнер Хохальпенштрассе:

Если помните, в самом начале я писала, что классический маршрут проезда – это от поселения Bruck недалеко от Zell am See до поселения Heiligenblut, которое находится по южную сторону дороги. Часть дороги на этом маршруте платная, часть бесплатная. Южное окончание дороги – поселение Heiligenblut – это бесплатный кусочек дороги. Если ехать по указанному маршруту, то придётся выехать за пределы платной части (билет действует весь день на неограниченное количество въездов-выездов, а платная часть начинается сразу за Heiligenblut).

Выехать за пределы платной части в сторону Хайлигенблут стоит по той простой причине, что здесь находится довольно известная и невероятно красивая горная церковь – церковь святой крови:

Сама по себе церковь, наверное, не то, чтобы сильно отличается от других церквей в этих краях, но из-за своего расположения и из-за легенды о том, что внутри хранится кровь Иисуса Христа, Хейлигенблут стала очень популярным туристическим местом.

Внутри церкви:

Около церкви разбито небольшое кладбище, откуда открываются виды на окружающие окрестности:

Ну и внесём некое разнообразие снегам-снегам: красивая жёлтая осень...

Это сокращённый вариант трёх постов по соответствующей тематике. Первоисточники здесь.

Сегодня фотоотчет об одной из самых красивых горных дорог в Европе. Если честно, то более живописные серпантины я встречала только в Китае в городке Чжанджиаджи (Zhangjiajie) - уже достаточно известный путешественникам серпантин с 99 поворотами.
А в Европе самая красивая и самая высокогорная дорога - - находится на территории Австрии, австрийских Альп.

Вот так выглядит этот серпантин:

Это платная дорога, что-то вроде национального парка. Въезжать можно на машине, мотоцикле, электрокаре, заплатив за въезд.

В далеком 2012 году въезд на автомобиле стоил 32 евро, сегодня немного приподнялась цена до 35 евро на день. Если хочешь приобрети билет на месяц, то стоимость 54 евро (на автомобиле).

Да, мои фотографии сделаны в 2012 году, и вот 4 года я не знала, как уложить в один пост тысячу красивенных фото. Так сложно было выбрать штук 40.
Сегодня у этой панорамной дороги есть отдельный сайт, где можно ознакомиться с возможными маршрутами прогулки, повыбирать отели и рестораны (на территории имеется несколько).
А 4 года назад я просто строила маршрут из Вены в Мюнхен и на карте нашла замысловатый серпантин - очень захотелось туда заехать. Ну, и поехали собственно. Просто так, увидев точку на карте Гугл . (по ссылке место на карте собственно). В русскоязычном интернете про эту дорогу не было ни слова.

Красивенные австрийские пейзажи по пути:


Сворачиваем в районе Zell-am-See налево (едем со стороны Вены), подъезжаем к въезду, где проходит оплата проезда:

И сразу же начинается красота. Любуемся небом, тучами, которые не в состоянии удержать лучи августовского солнца.

Коровки, которых мы тут же прозвали Милка, тоже здесь, наслаждаются природой.

Оглядевшись по сторонам, встречаешь очень много горных шумных водопадов. Хотя дело было в конце августа, они еще не иссякли. Верим, что впереди будет еще снег. Августовский горный снег:

Здорово, правда:

Серпантины и приют с отелем посередине:

Высокогорная панорамная дорога Гросглокнер (Großglockner-Hochalpenstraße) п роходит по национальному парку Высокий Тауэр и названа в честь самой высокой горы Австрии Гросглокнер, высота которой 3798 м.

Длина Großglockner High Alpine Road около 48 км. Это серпантин из 36 поворотов. Начинается дорога на высоте 805 метров, а заканчивается на 1301 метров. Максимальная высота — перевал Хохтор (Hochtor) — 2504 м над уровнем моря. Максимальный уклон дороги — 10,2%.
С 12 января 2016 года высокогорная дорога Гросглокнер является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если честно, когда я попала на эту дорогу, была уверена, что она современная. Вот только открылась, в году этак 2010. Но, набирая эти абзацы, решила поискать историю. Удивлена, дорога построена еще в 1930-х годах и считалась национальным достоянием Австрии.
В 1924 году группа австрийских экспертов представила план по строительству дороги на Хохтор (высокий перевал), но все отнеслись к этому предложению со скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего 154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км асфальтированных дорог. Австрия страдала от катастрофических экономических результатов потерь в Первой мировой войне, сократила в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и страдала от разрушительной инфляции. Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 метра с разъездами оказался слишком дорогим.
Импульс для строительства дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в Нью-Йорке в 1929 году. Тогда правительство возродило проект Гросглокнер для того, чтобы дать работу 3200 (из 520 тыс.) безработным. В новом проекте дорога была расширена до 6 м, рассчитывая на 120 тыс. посетителей в год. Государство решило восполнить затраты на строительство путём введения платы за пользование дорогой.
3 августа 1935 года высокогорная дорога Гросглокнер была открыта и введена в эксплуатацию. И уже день спустя на ней провелись международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races.
Вместо планируемых 120 тыс. посетителей в 1930 году, дорога привлекла 375 тыс. посетителей и 98 тыс. автомобилей. После Второй мировой войны количество посетителей возросло и к 1952 году достигло 412 тыс. посетителей и 91 тыс. автомобилей. В 1962 году 360 тыс. автомобилей и 1,3 млн посетителей перешли через перевал. В общем, эта дорога - настоящая историческая гордость Австрии.

Открытие автомагистралей Felbertauern в 1967 году и Tauern в 1975 не только снизило движение почти на 15%, но и навсегда изменило характер высокогорной дороги: из утилитарного трансальпийского пути в экскурсионную панорамную дорогу с прекрасными природными видами.

Сегодня дорога открыта для проезда с мая по октябрь. Точные сроки открытия и закрытия дороги зависят от погодных условий. Более точную информацию стоит перед посещением посмотреть на сайте дороги . Также она закрыта в ночное время. Летом работает примерно до 21:30. В темноте очень страшно гулять по горам в кругу диких животных.

Ежегодная посещаемость дороги насчитывает примерно 900 тыс. человек. Говорят, это одно из самых посещаемых мест Австрии сегодня.

По пути есть несколько пунктов для остановки, все они выделены парковочными местами, столиками для пикника или наблюдения за видами. Также в основных пунктах есть ресторанчики или кафе с сувенирными магазинами. Обязательно стоят стенды с видами гор, подписанными названиями и высотами. Также есть наглядная информация о местной растительности и местной живности. Есть места, с которых открывается вид на самые значимые точки.

На этом перевале мы нашли снег и вдоволь наигрались в снежки:


Серпантины с хуторами:

Вот так выглядит самый высокий перевал Хохтор (Hochtor) высотой 2504 метров:

Вечерело, хорошо, что нет дождя:

Водопад Fensterbach, начинается на высоте 2058 метров:

Этот же водопад, проходит под дорогой и несется вниз:

Это озеро Маргаритценштау (Margaritzenstausee), а выше - озеро Зандер (Sandersee). Они соединяются между собой небольшим ручейком. Но перепад высот только на этой картинке составляет не меньше 250 метров.

Эта остановка - Alpencenter Glocknerhaus. Здесь есть парковка, отельчик с рестораном. И несколько пешеходных маршрутов в горы.

Это место проезжаешь, когда едешь к леднику Пастернце. А для этого нужно свернуть направо, недоезжая до городка Heiligenblut. То есть если вы едете с северного въезда на панорамную дорогу и доехали до городка Heiligenblut, то нужно вернуться на кольцо, которое проезжали пару км назад.
Если же не свернете, то попадаете в Италию как раз в Доломитовые Альпы, или в Словению.

Водопады, снова водопады:

Указатели пешеходных маршрутов. Красная точка - это высокий уровень сложности, целевая - легкий. Указано время, сколько топать до точки:



Таким образом мы подъезжаем к центру кайзера Франца Иосифа. Он находится на высоте 2369 метров, и отсюда открывается вид на гору Гроссглокнер (Großglockner, самую высокую в Австрии) и на самый длинный ледник на востоке Альп - Пастерце (Pasterze).

Центр представляет собой 4-х этажное здание, в котором посетителям показывается всё, что есть самого интересного о самой высокой горе в Австрии — Großglockner. Рядом с центром располагается большое количество парковочных мест, а также многоэтажный гараж. Но видимо мы приехали уже поздно, парковка была пустая, буквально пара машину. И ни души.

Вот сам ледник. Его длина составляет около 9 км, находится на высоте от 3463 до 2100 м над уровнем моря.

Процесс таяния ледника Пастерце начался в 1856 году из-за сочетания высоких летних температур и малого количества зимних осадков. Согласно картинкам, с 1852 года ледник уже уменьшился на 200 метров!!!
По леднику можно погулять, спустившись вниз. Часть спуска можно совершить на фуникулёре со 143-метровой высоты (уклон 85%), либо пешком вниз по ступеням. Но лед уже ломается. Фото изломов:

Мы же поглядели на гору вдоль ледника, увидели тропу и решили по ней прогуляется:

Вот так выглядит дорога: идешь вдоль огромной скалы, проходишь через мокрые холодные туннели. Всего их кажется было 6 от 250 до 800 метров:

По пути мы встречали плакаты с названиями гор, описание растительности и животных. На фото справа внизу - суслик. Видите? Он маскируется под сухой пейзаж:


Прям у ледника есть приют. Мне кажется, это для зимних прогулок:

Вдруг нам наперерез вышли горные козлы. Фото без увеличения. Они действительно гуляли вот так вот рядышком. Можно было спокойно взять одного за рога. Вот так вот, гуляя по горам, попадаешь в настоящий сафари-парк. От этой встречи становится немного не по себе и хочется до темноты вернуться в машину. Тут мы поняли, почему дорога закрыта ночью:

Подобная встреча с копытными у нас позже состоялась в Израиле. Есть там очень душевный городок Мицпе-Рамон , в котором горные козлы живут среди людей, гуляют во дворах.

А мы возвращаемся в Альпы. Вот эта самая высокая вершина Австрии - стеснительный, спрятавшийся за туманов Гросглоккнер:

А это наша тропа. Возвращались мы по ней же.

Куда мы шли? Не знаю просто хотели обойти ледник и поглядеть, что же за ним. Дошли до остатков пологих водопадов и указателей, что туда можно спуститься в Италию, а туда - в Германию. Решили возвращаться.

Немного горного заката:

Привал с видом на самую высокую вершину Австрии:

Именно в этот момент понимаешь ничтожность человеческого бытия. И ничтожность всех наших огромнейших и серьезнейших проблем. Вот попадаешь в горы, и на все становится абсолютно пофиг. Такое место получения небольшой порции пофигизма. Очень помогает в расстановке жизненных приоритетов)))

Дополнительно про Альпы и красивые картинки:

1. Наше путешествие по Доломитовым Альпам:

Сегодняшний пост я мечтал подготовить очень давно, поскольку речь в нем пойдет о самом красивом месте из всей нашей поездки. Мне очень нравятся альпийские горные перевалы. Во-первых, дороги проложены в очень красивых местах, во-вторых европейцы позаботились о том, чтобы туристам тут было максимально комфортно. Австрийцы в этом плане нисколько не отстают от Швейцарии. Сегодня я расскажу про один из самых живописнейших горных маршрутов Австрии — панорамную дорогу Гроссглокнер. Добро пожаловать в Австрию!


Сразу после Вероны мы направились в австрийский городок Лиенц, который находится совсем недалеко от дороги Гроссглокнер. Честно говоря, получилось немного скомканно из-за большого расстояния (300 км) и позднего выезда из Вероны. Часть пути пришлось преодолевать уже по темноте: Лиенц и Доломитовые альпы мы почти не увидели. Заночевали мы в небольшом загородном отеле на окраине Лиенца.

Как приятно проснуться рано утром, выйти из отеля и вдохнуть холодного горного воздуха. Это непередаваемые ощущения!

Европейцы, как правило, встают очень рано, особенно в сельской местности.

Деревушка, в которой мы заночевали, называется Лавант. Здесь есть приходская церковь Святого Ульриха , расположенная на горе:

Подниматься туда мы не стали, но вот фотография внутреннего убранства церкви из Wiki, ну разве не круто?

Michael Kranewitter via Wikimedia Commons

В фонтане напротив входа в отель кто-то оставил охлаждаться несколько ящиков пива:

Начиная от Лиенца, дорога плавно поднимается в горы и проходит по красивейшим местам с обилием смотровых площадок.

Непосредственно сама панорамная дорога Гроссглокнер начинается от городка Хейлигенблут, в 40 км от Лиенца.

Дорога получила свое название в честь самой высокой горы Австрии — Гроссглокнер, высота которой 3798 м. Вот она впервые появляется в поле зрения (заснеженный пик):

Дорога Гроссглокнер не является обычной дорогой утилитарного назначения, скорее это туристическая достопримечательность. Для более быстрого передвижения используется скоростная автомагистраль А10.

Панорамная дорога представляет собой серпантин из 36 поворотов, длиной около 48 км. В самом начале дороги она имеет небольшое ответвление, которое ведет к леднику Пастерце и центру кайзера Франца Иосифа. Там находится максимальная точка приближения к Гроссглокнеру.

Изображение с сайта www.grossglockner.at

Ну вот мы наконец-то и на самой дороге. Немного исторических фактов: она была запущена в эксплуатацию в 1935 году. Однако, когда в 1924 году группа австрийских экспертов представила план строительства дороги через перевал Хохтор, к нему отнеслись со скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего 154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км асфальтированных дорог. Австрия страдала от катастрофических экономических потерь в Первой мировой войне, сократила в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и страдала от разрушительной инфляции.

Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 метра с разъездами оказался слишком дорогим. Импульс для строительства дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в Нью-Йорке в 1929 году. Эта катастрофа сильно встряхнула бедную Австрию. В течение трех лет объем производства упал на четверть. Тогда правительство возродило проект Гроссглокнер для того, чтобы дать работу 3200 (из 520 тыс.!) безработным. В новом проекте дорога была расширена до 6 метров, рассчитывая на 120 тыс. посетителей в год. Государство решило восполнить затраты на строительство путем введения платы за пользование дорогой.

30 августа 1930 года в 9:30 утра был произведен первый взрыв горной породы. Четыре года спустя глава правительства Зальцбурга впервые проехал по новой. Еще через год высокогорная дорога Гроссглокнер была введена в эксплуатацию. И уже на следующий день на ней провели международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races .

Затраты на строительство оказались меньше чем планировалось, а посещаемость в первые годы значительно превысила самые оптимистичные оценки. В дальнейшем проводилась поэтапная модернизация дороги. Увеличивалась ее ширина и количество парковок, расположенных в самых живописных местах.

С первого дня эксплуатации проезд по дороге был платным. Сейчас стоимость проезда составляет в среднем 20-50 евро, в зависимости от срока действия билета и типа транспорта. Стандартный билет для легкового автомобиля на 1 день стоит 32 евро.

Дорога открыта для туристов с мая по октябрь. Зимой проезд закрыт, поскольку высота выпавшего снега часто превышает 10 метров.

Вот небольшое видео, снятое по дороге к центру кайзера Франца Иосифа. Кстати, оно было снято всего на несколько дней раньше того, как мы там побывали:

За очередным поворотом открывается шикарный вид на ледник и вершину Гроссглокнер. Ледник Пастерце — крупнейший в Австрии, его длина составляет около 9 км.

Таяние ледника началось еще в 1856 году из-за высоких летних температур и малого количества зимних осадков.

Несмотря на рекордные значения летних температур в Европе, учёные из Швейцарской академии естественных наук объясняют таяние ледников долговременными изменениями климата.

Найдите на этой фотографии двух туристов:

Ответвление дороги приводит в итоге к центру кайзера Франца Иосифа. Кроме стандартной туристической инфраструктуры (рестораны, туристический центр), здесь можно обнаружить несколько экспозиций, например, музей ледника и вершины Гроссглокнер. Есть даже музей истории автомобилей, хотя я не нашел информации о нем в интернете. Судя по всему, это временная экспозиция. Вообще, дорога Гроссглокнер притягивает владельцев винтажных автомобилей со всей Европы, но об этом позже.

Это место посещает огромное количество туристов, поэтому здесь организовано несколько вместительных парковок, в том числе одна многоуровневая.

Подавляющее число туристов — пенсионеры. Они сидят на веранде ресторана, греются на солнышке и обедают. Счастливая старость!

Впервые Гроссглокнер был покорен в 1800 году. Первая попытка восхождения была предпринята годом ранее, но потерпела неудачу из-за испортившейся погоды. Через день после первого восхождения на вершине был поставлен деревянный крест. В 1879 году он был обновлен и посвящен 25-й годовщине брака императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы, которые посещали Гроссглокнер в 1865 году.

Название Glocknerer впервые появилось на картах в 1561 году. Гроссглокнер впервые описал в своей книге Бальтазар Аке : естествоиспытатель, геолог, географ, врач, учёный, которого считают пионером альпинизма. Интересно, что до 1918 года гора находилась в частной собственности. В настоящее время Гроссглокнер принадлежит Австрийскому Альпийскому сообществу.

При максимальном приближении предыдущей фотографии можно увидеть как в данный момент большая группа альпинистов покоряет вершину. Заметил это совершенно случайно, когда готовил пост. Сейчас на Гроссглокнер ежегодно совершается около 5000 восхождений.

Продолжение в следующем посте.

Материалы, использованные при подготовке этого поста.


Небольшое лирическое отступление. Можете промотать два следующих абзаца, если хотите.

Когда-то, когда я только села за руль, я боялась дико и совершенно не чувствовала себя уверенно на водительском месте. Однако, мне сказочно повезло с инструктором, который обладал поистине ангельским терпением и "раскатал" таки меня. Да так раскатал, что на девяти месяцах водительского стажа я попёрлась на Лаго-Наки на машине с клиренсом 13 см (без учёта защиты). А было это в те времена, когда эта дорога была «пригодна только для траснспортных средств высокой проходимости». Жаль, что мы узнали это пост-фактум. Однако мы успешно добрались наверх и спустились вниз! Машину я не угробила, сами остались целы, а я за 10 часов за рулём взмокла до нижнего белья и раз пятьсот себя обозвала нехорошими словами за самонадеянность. Но проведённые так «длинные» выходные удались на славу, мы набрались впечатлений, восторгов и отдохнули совершенно волшебно! И неизлечимо заболели страстью к горам и горным дорогам. Санька, спасибо тебе! Люблю тебя по-прежнему и благодарна безмерно! Ты подарил мне шанс осуществить мои самые заветные мечты.

Так вот, надо сказать, что мне не только с инструктором повезло, но и с супругом. Видя, насколько я привязана к рулю и своим машинам, он не только ни разу за все эти годы даже не попытался (!) сесть за руль во всех наших поездках (я не знаю, как ему это удаётся - я бы не смогла точно!). Но даже старается каждый год подыскать и предложить мне в качестве украшения маршрута какую-нибудь чудесную горную дорогу. «Там всё, как ты любишь!» - говорит он. А это значит, что дорога будет с чумовыми шпильками, перепадами высот и крышесносящими видами. Причем чем страшнее дорога, чем чаще она упоминается во всяких рейтингах «самые опасные дороги..., самые трудные дороги..., самые красивые горные дороги... и т.д.», тем лучше. И тем твёрже буду я в своём стремлении к ней. Так в моём персональном списке покорённых дорог появилась дорога к Lysefjord в Норвегии, так же в прошлом году в нашем маршруте оказался перевал Стельвио - . И именно так в этом году в наш маршрут добавилась Альпийская горная дорога Гроссглокнер. Спасибо тебе, gladchenko !! Ты мой рыцарь и мой герой!

А теперь вернёмся в Австрию.

После Хальштатта, в котором мы вдоволь налюбовались облаками, озером, намёрзлись перед рассветом, а потом нажарились днём по пути к парковке, наш путь лежал в местечко Фуш-ан-дер-Гроссглокнерштрассе (Fusch an der Großglocknerstraße). Это коммуна, в которой наша заветная альпийская дорога начинается. Было решено там заночевать, чтобы с утра пораньше поехать любоваться видами - так мы планировали застать мои любимые облака утром и выкроить достаточно времени на остановки и на охи с ахами.

Путь наш лежал посреди прекрасных пейзажей, в окружении гор и водопадов.

Как видите, подъезжали мы уже вечером и под накрапывающим дождём. Эти капли на лобовом стекле заставили меня понервничать - очень не хотелось ехать по красивейшей альпийской дороге Австрии в дождь.

Наше Шале Шарлотт оказалось ровно таким чудесным, как нам мечталось. Хозяйка нас встретила как своих любимых родственников, общение было настолько неформальным, тёплым и живым, что моментально стёрлись и исчезли и ощущение неловкости, и усталость с дороги. По её же совету сходили на ужин в местный ресторанчик, где подавали оленину. Пробовали мы её впервые в жизни, впечаления остались самые благоприятные. И от официанта, и от блюд, и от антуража.

Мы на всякий случай ещё раз проконсультировались по поводу графика доступа к дороге - в целях безопасности на ночь дорога закрывается, справились о цене и получили несколько дельных советов. Ну и наслушались комплиментов восторгов - и какие мы молодцы, что сюда добрались на машине, и какие мы счатливцы, что едем любоваться такой красотой, и какие мы умнички, как мы хорошо и раскованно говорим по-английски. Лесть короче. Грубая. Но приятнайаааа;)

По поводу погоды нас тоже успокоили. Дескать, тут всегда так. «Завтра будет все хорошо, будет солнце. Вот увидите!»

И мы увидели!

Утро, начавшееся с пения птиц за окном, с чистейшего, влажного свежего воздуха в комнате, продолжилось въездом на платный участок Гроссглокнерштрассе. Въезд стоит от примерно 20 до 34 евро. Вместе с чеком об оплате мы получили вот такую наклейку на лобовое стекло и пару буклетов, в которых подробно, со схемами и картами описывался весь спектр доступных нам удовольствий на маршруте.

В меню входили великолепные горы - порядка тридцати «трёхтысячников», множество видовых площадок, аттракционы с кормлением местной достопримечательности - сурков, и прочие радости видовой горной дороги.

По дороге нам постоянно попадались вот такие карманы - здесь можно остановиться, полюбоваться видами и ознакомиться со схемой, на которой показаны все видимые пики и все красоты, которые нам по пути ещё предстоит встретить (карта с сайта www.grossglockner.at).

Как видите, облаков нам досталось много. Невообразимое чувство - ехать в облаках, врываться в них и выныривать, стоять над ними, вдыхая полной грудью совершенно безграничный, бесконечный простор и пьянящую свободу.

И никого... Только позвякивают басовито вдалеке огромные колокольцы на шеях у кажущихся крохотными коров.

Облака, стекавшие белопенно по иссиня-зелёным бархатным склонам, потихоньку поднимались, сбивались в зефирные горы и уплывали к горизонту, открывая совершенно потрясающие виды.

В дымке далеко внизу можно было видеть речушки, человечков и домишки - словно хоббичьи норки.

Дорога не была особенно трудной - при ширине в 6, а местами и 7,5 метров, ехать по ней не очень тяжело. Успеваешь и по сторонам смотреть, и на шпильках не зевать. Но всё равно надо быть начеку. Повороты резкие, перепад высот хороший. Так что да, всё как я люблю. По картам тут 36 шпилек. На деле их больше. 36 - это самых заковыристых. Они все помечены табличками, на которых стоят их номера, высоты и имена - один (11-й, кажется) называется «Ведьмина Кухня», например.

Когда-то эту дорогу строили, чтобы просто дать работу трём тысячам безработных в трудные времена. В 1930 году дорогу начали строить, проложив её через Высокий Тауэрн. И через год дорога была открыта, а на следующий после открытия день по ней прошли первые автомобильные и мотоциклетные гонки. Впоследствии поток желающих насладиться красотами возрос многократно, так что дорогу модифицировали, расширили и снабдили обширной туристической инфраструктурой, рассчитанной на гостей разных возрастных групп, пристрастий и возможностей.

Транспортного значения у неё нет. Если вам надо быстро из точки А в точку Б добраться, то есть скоростное шоссе А10. А Гроссглокнерштрассе - именно видовая дорога. Вся она - сплошь достопримечательность. От самого маленького камешка до ледника Пастерце.

Одним из символов всего парка Высокий Тауэрн и Гроссглокнерштрассе являются альпийские сурки - они там повсюду. Пару раз клубки из пронзительно пищащих толстых мохнатых поп норовили скатиться с гор нам под колёса, но шанса порассматривать их нам так и не представилось. Только один раз удалось понаблюдать за ними, да и то с большой высоты. Вооо-н видите норка и пухлый шерстяной комок рядом на каменистой почве? Сурков туристы прикармливают, так что людей животные совершенно не боятся.

Маршрут проходит от въезда на дорогу через промежуточные перевалы и вершины к леднику и большому туристическому центру кайзера Франца Иосифа рядом с ним. Ледник потихоньку истаивает, шансов увидеть его с каждым годом становится всё меньше. Тем более обидно, что у меня ни одного путёвого кадра не осталось. Ледник был весь закрыт облаками, да и холод там был собачий - после +34°С в Хальштатте попасть в +4°С на леднике было весьма бодряще .

От ледника дорога ведёт нас уже вниз через ещё несколько туристических точек к коммуне Хайлигенблут (Heiligenblut). По дороге невозможно ехать долго без остановок - виды потрясающие совершенно. Вдоволь можно налюбоваться и флорой, и местной уникальной фауной. На следующей фотографии на берегу красновато-ржавого небольшого озерца видно, как пасётся стадо горных козлов. Вооон они на камне желтоватыми пятнами виднеются.

Буйство зелени, цветов, ярчайшее небо, белоснежные пики вдалеке - красота!

Ехать лучше на пониженной передаче - особенно вниз. Уклон постоянный, довольно ощутимый. Тормозам приходится нелегко.

Кстати, где-то мне попался на глаза совет в духе «Если вы не привыкли к горным серпантинам, не нервируйте местных водителей медленной бестолковой ездой, возьмите платную экскурсию на автобусе или на автомобиле с гидом.» Не согласна совершенно! Во-первых, лично у меня на такой дороге ни малейшего раздражения не вызывают ни медленные, ни быстрые. Там не до того. Да и окружающее величие природы выметает из души всю раздражительность, недовольство и нетерпимость. Медленно едущие осторожные старички умиляют, восторженные молодые люди на мотоциклах вызывают улыбку и небольшую тревогу - «Не убейтесь!». Да и на любой такой дороге водители на самом деле превращаются в этакое братство посвящённых. «Мы это сделали! Правда, красота?!» - читается в каждом взгляде, сопровождаемом искренними улыбками и приязнью. Так что не слушайте никого. Если вы это любите - езжайте и наслаждайтесь!

А вот и Хайлигенблут и его основная достопримечательность - Готическая церковь св. Винценца.

По преданию, датский рыцарь Брициус привёз сюда религиозную святыню - Кровь Христа. По той же легенде по дороге домой он попал под лавину, которая его под собой и погребла. А найден был он по трём колосьям, проросшим над его телом. Эта легенда даже нашла своё отражение в гербе Хайлигенблута (взято

22.07.2017

Дорога Гроссглокнер (Grossglockner Hochalpenstraße)

Высокогорная дорога Гросглокнер – это самая красивая панорамная дорога в Австрии и наверное одна из самых красивых в Европе, ее посещает более 1 миллиона туристов в год.

Дорога начинается в федеральной земле Зальцбург в деревне в городке Фуш ан дер Гроссглокнерштрассе (Fusch an der Großglocknerstraße), а заканчивается в Каринтии в пасторально-открыточном городке Хайлигенблут (Heiligendlut), или наоборот, в зависимости от того, откуда вы начинаете путешествие)))

Это самое сердце австрийских Альп : самая высокая гора, самый большой ледник Пастерце , самая красивая деревня Хайлигенблут, самые красивые панорамы и все это находится в самом большом национальном парке Хое Тауэрн . Если собрались путешествовать по Австрии в теплое время года – обязательно, очень обязательно заедьте сюда. Масса ярких впечатлений вам будет гарантирована.

  • длинна дороги 48 километров,
  • самая высокое место на панорамной дороге — первал Хохтор (Hohtor ) , 2504 м.
  • дорога проходит мимо вершины горы , собственно в ее честь и названо высокогорное шоссе и она является самой высокой в Австрии .
  • На панорамном шоссе заявлены 36 поворотов, но на самом деле их значительно больше, просто промечены только самые большие и крутые.
  • максимальный уклон дороги около 12%

На дороге со стороны Каринтии есть два съезда с основной дороги: один ведет к центру Кайзера Франца Иосифа , и дальше к смотровой площадке на ледник Пастерце, отсюда же ходит фуникулерчик, который может спустить прямо к леднику или можно еще воспользоваться крутой лестницей. Если есть время, прогуляйтесь на ледник, он уже больше 120 лет тает, но зрелище захватывающее. Но по самому леднику путешествовать без опытного проводника не советуем: множество глубоких расселин под хрупким льдом. Это самый большой ледник в Австрии – 9 км длинной, огромная махинища льда, снега, грязи и камней, спускающаяся в долину.

Второй, менее известный, но очень зрелищный съезд, ведет к смотровой площадке на горе Эдельвайсшпитце (Edelweissspitze), 2573 м. Многие водители не отваживается по ней подниматься, она крутая но абсолютная проездная, в награду вам откроется вид на 37 трехтысячников и кажется 18 ледников. Только рази этого места стоит приехать на Гроссглокнер.

Маршрут и карта проезда по высокогорной дороге Гроссглокнер

На дороге много мест для панорамной съемки всех окружающих альпийских красот, с удобными парковками, схемами где ты находишься и что вокруг тебя и даже с и инфоцентрами.

Совершенно не напрягаясь можно снять и горных козлов и сурков (это в общем-то символы Гроссглокнера), они тут не пуганные и охотно подставляются под объективы камер. Тут даже обустроены детские площадки.

Цены на п роезд по дороге

  • 35 евро для машины,
  • 25 евро для мотоцикла

Дорога работает не круглый год, а с мая по октябрь, точных дат открытия-закрытия нет, все зависит от снежного покрова. Зимой дорогу заметает снежными сугробами высотой до 10 метров, в последние годы это случается редко, но тем не менее, мы подъезжали когда-то по дороге к части неочищенной от снега и перед нами стояла снежная стена размером с двухэтажный дом, это очень впечатляет, как и фото того, как это богатство начинают разгребать весной, сейчас это делает крупная снегоуборочная техника, а в первые годы работы дороги 300 крепких австрийских мужиков поднимались в горы и лопатами! Убирали ее около месяца…

Так что лучше всего , плюс летом больше шансов действительно увидеть все окрестные красоты, а не облака с дождем.

Время роботы высокогорной дороги Гроссглокнер с мая по октябрь.

  • Май и до 15 июня: 6:00 20:00
  • 16 июня — 15 сентября: 5:00 21:30
  • 16 сентября до октября: 6:00 19:30

Последнего туриста впускают на дорогу за 45 минут до закрытия..

История высокогорной дороги:

Дорогу начали строить в 1930 году, ровно через год! (можете себе представить такие сроки у наших строителей?!!) ее торжественно открыли, через несколько дней тут уже проводили авторалли. Сейчас эта дорога очень популярна среди велосипедистов и мотоциклистов. Иногда очень стремно находится одновременно с ними на крутых поворотах. А в летнее время их там оооочень много.

Дорогу задумали еще в 20 х годах 20го века, но не строили, так как не верили в техническую возможность реализации такого сложного проекта, но в 30х Австрию мучал кризис после первой мирововй и для того чтоб обеспечить работой 3000 людей австрийское правительство выделили бюджет на постройку высокогорного шоссе. Его построили за год и потратили меньше денег чем планировали (можете себе это представить в наших реалиях?).

На второй день после открытия здесь провели гонку Grossglockner Races для авто и мотоциклов, они продолжались здесь до Второй мировой войны. И сейчас владельцы всяких раритетных автомобилей регулярно устраивают тут пробеги и путешествия. Тут же проходят статусные велогонки.

Изначально дорога задумывалась платной, и с первых дней трафик на ней был больше, чем рассчитывали. До 50х годов дорога использовалась как обычная автотрасса, но с открытием дороги А10 основной поток машин «по делу» поехал в объезд по ровной дороге, а Гроссглокнерский серпантин еще активнее начали использовать туристы.

В 2016 году панорамную дорогу Гроссглокнер подали кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: