Монголия. Общие впечатления

Мы предлагаем 10 главных впечатлений о Монголии . По этой стране мы проехали много дорог, из Улан-Удэ в Улан-Баатор, в Эрденет, Морон и до озера Хубсугул. И вот что мы из этого вынесли…

1. Достопримечательности

– это не то, за чем стоит ехать в Монголию. Здесь есть музеи, археологические стоянки древних людей, пустыня Гоби – но все это и другие места очень далеки от среднестатистического представления о достопримечательностях. Кроме того, такие места обычно расположены на окраинах, забраться туда на общественном транспорте почти нереально, а учитывая огромный размер Монголии гнаться за достопримечательностями, который рассыпаны в разных частях страны и вовсе глупо.

В Монголию стоит ехать за ощущениями, за удовольствием от сегодняшнего дня. Наслаждаться солнцем, степными пейзажами, монгольской кухней и общением с местными. Кстати, большинство из этих «наслаждений» доступны в дороге. Из машины и автобуса открываются всевозможные виды на степь, водители и пассажиры расслабляются, включают любимую монгольскую музыку, покачиваются в такт и подпевают.

2. Междугородний транспорт

Монголии представляет собой слабо развитую сеть автобусов и более доступную сеть… машин. Да, именно легковых автомобилей, на которые вы покупаете билеты на автовокзале, и, как только они заполняются, можете ехать. Только не стоит расслабляться: выехав с автовокзала, водитель начинает собирать за городом еще пассажиров (в обход автовокзала) до состояния селедок в бочке. Под конец мы пытались брать обещание с водителей: точно пять человек поедет? Но и тут гарантий нет, потому что дети за людей не считаются: водитель кивает и заталкивает в машину еще троих детей. Единственное спасение, которое мы нашли – трясти фотоаппаратом, говорить «турист-фото» и показывать на переднее сиденье. Есть шанс, что вас пустят туда сидеть, и вам не придется тесниться с пятью пассажирами сзади.

3. Водители

междугородного транспорта тоже представляют собой интересное зрелище. На первом же автовокзале в Дархане мы увидели, как они сбиваются в группки, оголяют животики и греют их на солнышке. Видимо, чем больше животик, тем более уважаемый человек. И так на каждом вокзале. Жаль фотографировать неудобно.

4. Понятно, что ничего не понятно – это стало нашим девизом в Монголии. Какую бы ситуацию мы не пытались интерпретировать, оказывалось, что мы не правы. Например, набиваемся с очередными пассажирами в машину, чтобы ехать их пункта А в пункт Б. Сзади с нами едут молодая девушка и бабушка, спереди на передних сиденьях водитель и женщина – одного возраста. Все весело болтают, девушка берет у водителя бутылку и пьет из нее, грызет в машине сразу два мороженых в стаканчике, потом ложится бабушке на плечо и засыпает. Из этого мы делаем вывод, что едем в машине с семьей: мама, папа, бабушка и внучка, которая пьет из бутылки папы, которой он разрешает есть мороженное в машине, и которая спит у своей бабушки на плече. Видимо, они взяли нас подвезти, чтобы оправдать бензин. Однако по приезду в пункт Б все расходятся в разные стороны и «папа» оказывается обычным бомбилой. Просто в Монголии нормально пить из чужой бутылки и спать на чужом плече.
И так каждый раз – не зная языка и традиций – epic fail.

5. Еда

в Монголии особенная, именно такого набора продуктов не найти нигде. Прежде всего, это мясо, много мяса, кучи мяса в порции – вегетарианцу тут просто не выжить. Еще рис, немного картошки, много айрага (кобыльего молока), чая (соленого, с маслом), почти полное отсутствие фруктов. Мы много слышали от иностранцев, какая, мол, ужасная монгольская еда, слишком, мол, простая и даже примитивная. Очень в такие моменты злились и с трудом удерживались, чтобы не предложить сидеть дома и есть свою «сложную» еду. На самом деле даже при том, что тут ничего не растет, разнообразие способов приготовления и самих продуктов поражает. Следующее фото иллюстративное: это еда на прилавке – для привлечения клиентов.

6. Основной исторический миф , на котором строится монгольская государственность – это былая мощь монгольской империи и связанная с этим фигура Чингисхана. Называя государственную идею мифом, мы ни в коем случае не утверждаем, что она является ложной – напротив интересно, какая именно история становится центральной для самосознания разных стран. В монгольских домах висят карты былых монгольских владений, их можно купить в любом книжном магазине.

По соседству с картами обычно находятся разные буддистские принадлежности и фотографии родственников. Все это обычно образует небольшие алтари – набор главных предметов в доме.

7. Еще один повод для гордости – это то, что в Монголии было найдено большое количество скелетов динозавров . Правда большинство из них находится в музеях за рубежом (например, в Нью-Йоркском музее естествознания). В Монголии и Гоби было найдено больше всего скелетов тарбозавра – евроазиатского родственника американского тиранозавра. Музей в Улан-Бааторе рассказывает больше историй о монгольских динозаврах.

8. Пожалуй, негативный момент: у монголов сложные отношения с алкоголем. Многие не умеют пить, становятся очень агрессивные, приставучие и неприятные. Как мы уже говорили про , пить многие не умеют, из разных этнических групп, но к веселой чужой монгольской компании подходить все же не советуем. А вот выпить с новыми друзьями придется!

9. Хубсугул.

Если все же искать достопримечательности в Монголии, мы советуем посетить озеро Хубсугул: до него легко добраться, вокруг озера есть, где погулять и чем заняться. А потрясающие виды гарантированы. Здесь можно разместиться в юрте или отеле, но намного интереснее и романтичнее – в палатке на берегу озера.

10. Погода.

Может показаться, что Монголия – это Средняя Азия, кусок которой – пустыня, и тут засуха все лето. Однако, в отличие, например, от или , в Монголии часто идут летние дожди , иногда проливные и сутками. Так что стоит брать с собой непромокаемую обувь и плащ.

Также ночью значительно снижается температура, так что, если собираетесь спать в палатке, спальник лучше взять потеплее. Ну и вообще в Монголию спальник взять стоит, если только не будете останавливаться в пятизвездочных отелях: в среднестатистических гостиницах (а также в бекпекерских хостелах) белье не особо меняют.
Вообще к этим 10 впечатлениям легко можно прибавить еще 10! Про стоических монгольских детей, которые, кажется, никогда не плачут и про то, как много времени с ними проводят монгольские отцы. Про юрты, яков, сусликов, кобылье и верблюжье молоко. Про народные костюмы и постоянно парящих по степи орлов. Про шахту по добыче меди и католическую миссию в Эрденете, которой руководит священник из Конго. Все истории еще впереди!

К путешествию по Монголии я почти не готовился. За две недели до пересечения границы я не знал, что поеду туда. Поэтому многие вещи, которые следовало бы узнать заранее и подробнее изучить на месте, прошли мимо меня. Возможно, я пропустил некоторые достопримечательности, которые были у меня на пути. Но в любом случае, думаю, мой небольшой опыт будет полезен следующим поколениям путешественников. Общие вопросы, описанные в разного рода путеводителях (как путешествовать на самолетах, поездах, автомобилях, лошадях и т. д.), затрагивать не буду, смотрите для этого ссылки в разделе «информация». Расскажу только о том, что видел и слышал собственными глазами.

Техническая информация
В Монголии я находился с 19 июня по 8 июля 2009 г. Вместе с полячкой Агнешкой, ныне работающей в Улан-Удэ, мы заехали в страну через погранпереход в Кяхте (Республика Бурятию), провели два дня в Улан-Баторе, проехали по маршруту Улан-Батор - Арвайхээр - Баянхонгор - Алтай - Ховд - Улаангом - Хархорин - Улан-Батор. Затем я уже в одиночестве проехал по маршруту Улан-Батор - УЁндУ©рхаан - Баян-Уул и выехал в Россию через погранпереход Верхний Ульхун (Забайкальский край). Большую часть пути проехали автостопом, часть - на маршрутках и автобусах.
Здесь и далее в тексте я использую оригинальные монгольские названия географических объектов, за исключением Улан-Батора, который буду писать в традиционной русской транслитерации (на монгольском название города пишется как "Улаанбаатар").
Карта путешествия

Плюсы и минусы
Монголия известна двумя вещами. Первая – кочевое население, сохранившее традиционный образ жизни. Говорят, что для монголов жизнь не сильно изменилась со времен Чингисхана, и это похоже на правду: значительная часть страны по-прежнему живет в юртах, разводит скот, кочует с места на места в поисках новых пастбищ, ест мясо и молоко. Разве что кочуют теперь многие на УАЗиках и японских грузовиках, а у наиболее зажиточных рядом с юртами стоят спутниковые антенны и солнечные батареи. А в остальном то же самое – вплоть до национальных костюмов, которые монголы носят не по большим праздникам, а в повседневной жизни.
Второй плюс – красивая и нетронутая человеком природа. Это не та унылая степь юга России или Украины, навевающая скуку и тоску. Монгольские степные пейзажи всегда красивы и разнообразны и очень редко изуродованы человеческими постройками. Уходящая вдаль равнина на горизонте всегда обрамлена красивыми холмами, где-то попадаются живописные скалы или камни, где-то степь переходит в каменистую или песчаную пустыню, где-то сменяется горами, покрытыми лесом. А по этим монгольским просторам тут и там стоят юрты и бродят тучные стада крупного и мелкого скота: коровы, козы, овцы, лошади, верблюды, яки.
Минусы Монголии логичным образом вытекают из плюсов. Красивая природа и традиционный образ жизни сохранились благодаря тому, что цивилизацию сюда еще не дошла. Только Улан-Батор, фотографии которого я уже показывал , можно назвать цивилизованным городом, где есть все, что нужно для жизни. Большинство же остальных городов – это скорее поселки городского типа. Областной центр Монголии напоминает самый последний российский райцентр, монгольские райцентры и вовсе напоминают деревни. А между этими городами простираются огромные пространства, где человеческое присутствие заметно только по одиноко стоящим юртам да колее в степи (см. раздел "Дороги").
Вообще, после путешествия по Монголии Россия начинает казаться вполне цивилизованной страной, в которой есть множество автомобильных и железных дорог, придорожные кафе, туалеты, магазины и супермаркеты. Когда я выезжал из Монголии в Россию, возникло четкое ощущение, что возвращаюсь из Азии в Европы - ибо последние 50 км перед границей была убитая грунтовая дорога с ямами и лужами, по которой проезжали 1-2 машины в день, а после границы начинался ровный асфальт с хорошим трафиком. Одним словом, приятно, что мы хоть какую-то страну обогнали лет на сто вперед. Единственное, в чем Монголия заметно нас опередила – это развитие животноводства. После того как видишь стада из нескольких сотен животных, которые, как саранча, оккупировали зеленеющее монгольское пастбище, не очень радостно смотреть на трех-четырех худых изголодавших коров, бродящих возле какое-нибудь забайкальской деревни.
Но, в остальном, как я уже сказал, наша страна гораздо цивильнее. Я при всей своей страсти к путешествиям все-таки люблю комфорт, ровные дороги, быстрые машины, горячий обед хотя бы раз в день и горячий душ хотя бы раз в два дня, и в Россию после Монголии вернулся с некоторым облегчением. Так что почитайте описания Монголии и подумайте как следует – готовы ли вы к таким трудностям или лучше съездить в автостопную поездку по странам Бенилюкса.
Информация

Путеводитель Lonely Planet по Монголии (англ. яз)
Отчет путешественников на форуме bpclub.ru
Для знакомства с культурно-историческим контекстом рекомендую почитать замечательную книгу Исая Калашникова "Жестокий век" (1-я часть и 2-я часть) - история жизни Чингисхана от рождения до смерти, а также посмотреть отличный фильм Никиты Михалкова "Урга - территория любви" про взаимоотношения русских и монголов в Китае.
Визы
В России существует монгольское посольство в Москве, а также консульства в Улан-Удэ, Иркутске, Кызыле. Сделать визу самостоятельно без приглашения обычно нельзя, в консульстве сразу отсылают в турфирму. В Улан-Удэ оформление визы в турфирме стоит 2300 руб., включая консульские сборы, и занимает 10-12 дней. В комментариях говорят, что в Москве дела обстоят лучше - не знаю, уточняйте у комментора. Раньше в кызыльском консульстве делали визы без приглашения, но сейчас, думаю, такого уже нет.
Попадание
Между Россией и Монголией существует аж 10 погранпереходов . Работают обычно с 9.00 до 17.00. Подробнее о переходе границы в Кяхте я писал , в Верхнем Ульхуне - . Интересно, что всего три перехода – международные, то есть там могут пересекать границу жители третьих стран. Так что если вы не гражданин Монголии или России, перейти границу можно будет только в Кяхте (Бурятия) или Ташанте (Республика Алтай), либо переехать ее на поезде в Наушках (Бурятия). Учтите, что переход в Кяхте - автомобильный, пешком его пересекать нельзя, так что если едете стопом, придется на границе вписываться в какую-то машину. Переход в Верхнем Ульхуне (Забайкальский край) - пешеходный, садиться в автомобиль или автобус никто не заставляет.
Из Улан-Удэ в Улан-Батор каждый день ходят автобусы, кроме того, через столицу Бурятии проходит поезд Москва - Улан-Батор. Как дела обстоят в других регионах – не знаю.
Дороги
До путешествия в Монголию я думал, что в России нет дорог. Теперь я понял, что в нашей стране дороги все-таки есть, причем даже неплохие. Потому что монгольские дорогие – это такая жесть, которую вы нигде, скорее всего, не увидите. Только с севера на юг, из России в Китай через Улан-Батор ведет приличная асфальтированная дорога, плюс есть участки от Улан-Батора на запад до Арвайхээра (569 км, из которых, правда, 50-60 км еще не построены) с ответвлением на Хархорин и от Улан-Батора на восток до УЁндУ©рхаана (331 км). Возможно, есть и другие участки, но я по ним не ездил.
Остальные же дорогие, включая важнейшие трассы, соединяющие запад и восток страны – это обычно три-четыре накатанные колеи в степи, которые сходятся-расходятся и ведут от одного городка к другому. Между населенными пунктами нет ни заправок, ни кафешек, ни километровых столбов, ни дорожных указателей, ни гаишников, ни сотового покрытия – только голая равнина, по которой каждый едет как ему вздумается. Впрочем, качество дорог такое, что нарушить скоростной режим не удастся при всем желании, а обилие колей сводит столкновения к минимуму. Рельеф обычно такой, что можно даже съехать с колеи и ехать по степи в любом направлении.
По таким дорогам некоторые умудряются ездить даже на простых легковушках, но все же лучше использовать внедорожники – японские джипы или российские УАЗики. Последние, кстати, предпочтительнее, потому что у монголов они очень распространены и, случись что, вы быстро найдете запчасти. Еще монголы ездят на мотоциклах, корейских микроавтобусах, японских грузовиках, российских КАМазах. Иностранные туристы обычно передвигаются на джипах и мотоциклах. Так, на трассе мы встречали коллег четыре раза: поляков на мотоциклах, группу французов на джипах, одного австралийского мотоциклиста и компанию корейцев, путешествовавших на микроавтобусе (скорее всего, тоже корейском).
Если едете на своем транспорте, обязательно запаситесь GPS-навигатором – вместо дорог здесь направления, так что вполне реально заблудиться, уехав случайно по колее, ведущей в какую-то отдаленную деревню. Карту лучше покупать на монгольском языке – тогда будет проще выяснить у кочевников, где вы находитесь и куда вам ехать. Если же будете путешествовать автостопом, можно в принципе обойтись без навигатора – водители обычно знают дорогу и едут от одного города до другого. Главное - выяснить, куда именно едет водитель, а дальше доверить ему поиск верного пути.
Автостоп
Монголия – самая сложная для автостопа страна из всех, где я был. Тем не менее, ездить автостопом здесь интересно и забавно, и если у вас есть в запасе время, можете прокатиться таким образом. Только учтите некоторые особенности монгольского автостопа.
Первая и главная проблема – низкий трафик. Очень хорошо ездить только по асфальтированным трассам (см. раздел "Дороги"). Еще довольно оживлена трасса от погранперехода в Ташанте до Улан-Батора (через Улаангом и Цэцэрлэг), хотя и здесь иногда можно прождать попутку несколько часов. На остальных же дорогах машины проходят крайне редко – вплоть до трех-четырех машин в день. Так что запаситесь терпением, а еще книжками, журналами или кроссвордами – можно будет хоть чем-то занять себя, пока будете полдня сидеть у трассы. Короче, «в рюкзаке моем сало и спички и Тургенева восемь томов» – это как раз про Монголию. Нам иной раз так надоедало сидеть у дороги, что мы брали рюкзаки и шли пешком, поэтому у многих монголов – водителей и местных жителей – складывалось ощущение, что мы так и идем по их стране. Сущность автостопа им объяснить сложно, поэтому так даже лучше. Еще учтите, что между областными центрами (если эта дорога не ведет в Улан-Батор) трафик совсем низкий - например, из Улаангома в МУ©рУ©н вряд ли можно будет попасть напрямую, потому что основной поток машин в Улан-Батор идет южнее, через Цэцэрлэг. А уж по местным дорогам автостопить даже не стоит и пытаться, если не хотите застрять где-то на неделю.
Вторая проблема – это выбор нужной колеи для голосования. Легче всего на выезде из крупного города: обычно несколько километров до и после крупного населенного пункта идет одна асфальтированная дорога, так что достаточно выйти из города и начать голосовать у этой дороги. По-другому дело обстоит в степи или у небольших городков и деревушек. Здесь колеи могут расходится на расстояние до полукилометра и выбрать из них нужную довольно сложно. Иногда можно ориентироваться по линиям электропередач – обычно столбы стоят вдоль основной колеи, но это правило не всегда срабатывает. Лучше всего найти какое-то возвышение, откуда открывает вид на окрестности, следить, на какой именно дороге появится машина, и в случае чего быстро двигать туда. Если вы замашете руками, а водитель увидит вас, он, скорее всего, остановится или даже повернет и доедет до вас.
Третья проблема – переполненность машин. За время путешествия мы только два раза ехали в машине, где был один водитель. Обычно же, помимо него, в машине есть пассажиры, которые, как правило, занимают все места. Интересно, что машины останавливаются, даже если переполнены – выяснить, не случилось ли с вами чего, но сесть в остановившуюся машину удается далеко не всегда. Иной раз едешь в машине вчетвером-впятером на заднем сиденье, посадив на колени монгольского ребенка, иной раз лежишь на багаже в кузове грузовика, покрываясь пылью и песком, иногда сидишь на спальнике в кабине дальнобоя, слегка потеснив кучу вещей и дальних родственников водителя, которых он взял с собой. Короче, комфорта не ждите.
И четвертая проблема – деньгопросность местного населения. В принципе, денег за подвоз ожидают все, но большинство уговаривается на бесплатно. «Денег нет» по-монгольски «мунго байхго» – и перед посадкой в машину всегда один-два раза произнесите эти слова. Только четыре раза водители, услышав такую фразу, разочарованно ехали дальше – и все эти разы дело происходило на оживленном участке трассы, где мы довольно быстро ловили следующую машину. В остальных же местах водители понимают, что следующую машину ты будешь ждать еще полдня, и после тяжелых раздумий все-таки кивают – мол, залезай. Впрочем, дальнобойщики и зажиточные улан-баторцы на джипах делают это без долгих раздумий. Но все равно это немного тяжело - особенно после России, где про деньги практически никто из водителей не спрашивает, и я уже даже не предупреждаю о том, что еду бесплатно.
Короче, рекомендую, если позволяют средства, ездить по Монголии на своем автотранспорте. Если же не позволяют средства, но позволяет время, используйте велосипед - это будет ненамного медленнее, а если вы опытный велобайкер, то может даже быстрее, чем автостопом. Так, например, участок от Баянхонгора до Алтая длиной в 390 км мы проехали аж за три дня. А участок от города Баян-Уул до пограничного перехода Верхний Ульхун длиной 49 км я ехал целый день - тут вообще мог дойти пешком за то же время.
Но все же автостоп помогает поближе познакомиться с местной жизнью, пообщаться с монголами, многие из которых знают русский язык. Так что если перечисленные трудности вас не смущают, собирайте рюкзак - и вперед.
Рейсовый транспорт
Только в Улан-Баторе есть какое-то подобие автостанций, с которых автобусы по определенному расписанию и тарифам уходят в разные областные центры. В других же городах автобусы либо вообще не ездят, либо ездят как бог на душу положит. Путеводители рекомендуют искать микроавтобусы на городском рынке. Там же можно найти водителей, которые едут в другие города, и ищут попутчиков для компенсации расходов. Lonely Planet почему-то именно это называет "автостопом" – то есть рекомендует пойти на рынок и найти такую машину. Не знаю, по-моему, традиционный автостоп все же эффективнее.
В ценах на автобусы ориентироваться довольно сложно. Например, от Улан-Батора до Луна (130 км) мы ехали за 6 тыс. тугриков, но от Улан-Батора до Дархана (220 км) моя попутчица ехала за те же деньги. Хотя, может, дело в том, что до Дархана ехать по асфальтированной дороге, а часть пути до Луна – уже описанная колея в степи.
Ночлег
Каждому, кто путешествует по Монголии, нужно непременно хоть раз переночевать у кочевников. Сделать это достаточно просто – достаточно подойти к юрте в степи и вежливо напроситься в гости. Во время нашей единственной вписки в юрте мы поступили вообще очень деликатно: спросили, можно ли поставить палатку рядом с юртой, но потом, пока мы сидели и отдыхали после жаркого дня, нас пригласили в саму юрту. В общем, если оказались в степи и рядом будет юрта – смело напрашивайтесь в гости. Лучше взять заранее конфет и шоколадок – раздайте детям, поставьте что-то на стол к чаю и все будут счастливы. Если повезет, попадете на обильный ужин, но нас просто напоили чаем и козьим молоком.
Еще один хороший вариант ночлега – придорожные кафешки. Почти в каждой есть одна или несколько больших кроватей шириной 4-5 метров, где может бесплатно переночевать любой, кто закажет ужин или завтрак в этой забегаловке. Обычно ужин на одного человека стоит 2-3 тыс. тугриков. Правда, на той же кровати будут спать еще несколько человек, но вольных путешественников при наличии собственного спальника это, думаю, не смутит.
В крупных городах есть и гостиницы. Мы останавливались в таковых два раза – в городе Арвайхээр номер на двоих стоил 11 тыс. тугриков, в Алтае – 15 тыс. тугриков. В первой гостинице не было душа, во второй – горячей воды. Но если что, в городах можно найти общественные бани, где можно принять душ за 1-2 тыс. тугриков.
В особо раскрученных среди туристов местах есть гестхаузы и хостелы, в том числе эдакие юрточные кемпинги (несколько юрт, в которых можно переночевать). Впрочем, тем, кто ночевал в настоящей юрте, это будет не особо интересно: внутри нет никаких атрибутов кочевого быта, только несколько кроватей и тумбочек. В Хархорине такой гестхауз стоил 5 тыс. тугриков с человека.
Ну и огромный выбор ночлега в Улан-Баторе. Во-первых, это единственный город, где живут более или менее активные члены Hospitalityclub и Couchsurfing, так что без проблем можно найти бесплатный ночлег. Во-вторых, тут есть гостиницы, хостелы, гесхаузы на любой вкус и карман. Кстати, в гестхаузе Golden Gobi есть скидка русским и полякам: главный администратор нам так прямо и сказала, так что за ночлег заплатили не шесть, а пять долларов с человека. Имейте в виду.
Еда
Вегетерианцам в Монголии делать нечего. Все овощи и фрукты завозят из Китая, а сами монголы делают и едят почти все из мяса или молока. Только в Улан-Баторе можно найти овощные салаты, в остальных местах такая роскошь – редкость. Я всегда был мясоедом и антивеганом, но тут даже начал испытвать ностальгию по винегрету или томатно-огуречному салату. Так что будьте готовы, если совсем не переносите мяса, закупить нужные продукты в Улан-Баторе и везти их с собой.
Самое популярное блюдо в Монголии – буузы, известные тем, кто бывал в Иркутской области или Бурятии, под именем «позы». Это мелкорубленое мясо, завернутое в тесто и приготовленное на пару. Очень вкусная и питательная вещь – чтобы наестся, мне хватало 4-5 штук. Стоят обычно 300 тугриков за штуку. Другая популярная еда – хушуур, напоминающий наш родной чебурек и стоящий 300-400 тугриков за штуку. Плюс популярна лапша с кусочками мяса и картошки – либо в сухом виде, либо в качестве супа. К сожалению, не запомнил, как она называется, стоит около 2-2,5 тыс. тугриков. Собственно, этими тремя блюдами мы в путешествии, в основном, и питались.
Очень много интересных молочных блюд, но они, как правило, в столовках не продаются – нас угощали либо в юртах, либо в машинах. Есть прикольный сыр, по вкусу напоминающий творог, очень вкусное кремообразное масло и еще слабоалкогольный напиток на основе молока, напоминающий кумыс.
Главный безалкогольный напиток – чай с молоком. В Улан-Баторе мне он не понравился, но потом, за неимением выбора, пришлось его полюбить. Подается он обычно без сахара, но слегка подсоленный – впрочем, я этой соли особо не чувствовал. В столице туда также добавляют немного масла, но в провинции такого нет. В целом, весьма питательная вещь. Стоит 100-200 тугриков за чашку, а иногда и вовсе подается бесплатно.
Как и во всех остальных аспектах, Улан-Батор и остальная Монголия – это две большие разницы. В столице выбор еды велик и разнообразен. Тут есть как дешевые столовые с упомянутыми выше блюдами и ценами, так и пафосные рестораны с итальянской, японской и прочими кухнями на любой вкус и карман. Мы один раз как-то забрели даже в вегетерианское кафе. Дешевую столовую обычно можно опознать по слову "газар" на вывеске.
Что касается продуктов, то тут тоже большая разница между столицей и провинцией. В Улан-Баторе много магазинов и супермаркетов с хорошим выбором продуктов, в других городах – в основном, маленькие лавки, выбор в которых меньше, чем в любом российском сельском магазине. Обычный набор – газировка, водка, шоколадки-печенья и, если повезет, огромный кусок мяса в холодильнике. Даже хлеб попадается редко. Магазин можно опознать по слову "дэлгуур" на вывеске.
Кафешки и большие магазины встречаются только в городах, поэтому, учитывая качество дорог и низкий трафик, лучше всегда иметь при себе запас воды и еды хотя бы на один день.
Язык
В Монголии достаточно много людей говорит по-русски. Один раз нас даже подвозила выпускница филфака МГУ. Из встреченных водителей большая часть знала хотя бы несколько слов и фраз по-русски, а примерно с каждым третьим можно было даже вполне сносно объясниться.
Но все же специально рассчитывать на то, что вам попадутся русскоязычные монголы, не стоит. Попробуйте все-таки немного подучить монгольский, это сильно облегчит вашу жизнь в путешествии и поможет гораздо лучше узнать местную жизнь. Я, к сожалению, знал лишь несколько важных для путешественника фраз, а остальное дополнял русскими словами и жестикуляцией. Но если жестами я еще мог сказать «можно ли тут поставить палатку» или «остановите здесь, пожалуйста», то задать более сложные и интересные вопросы («а как дети кочевников ходят в школу?», «а чем вы топите печку?» и т. д.) уже не получилось.
Краткий разговорник монгольского языка
Недостающие фразы к нему (двойная гласная читается как одна, но удлиненная):
Можно поехать с вами? – Хамт явж болх уу?
Куда вы едете? – Та хаша явж бен ви?
Мы путешествуем по Монголии – Бид нар Монголоор аялаж байгаа
Английский язык народ знает гораздо хуже, чем русский – в основном, образованная молодежь, столичные попрошайки и работники туристической сферы.
Деньги
1 доллар = 1428 тугриков
1 рубль = 46 тугриков
Поменять деньги лучше сразу в Улан-Баторе на все путешествие. В остальной Монголии банки встречаются в количестве, не превышающем пределы статистической погрешности.
Как и белорусские рубли, монгольскую тугрики существуют исключительно в бумажном виде, поэтому в ходе путешествия возникает ощущение, что у вас куча денег.
Интернет и связь
Есть несколько сотовых операторов, из которых нам порекомендовали Mobicom. На дороге сотовая связь, естественно, не действует, но почти во всех крупных и мелких населенных пунктах покрытие есть.
1-2 интернет-кафе встречаются в большинстве областных центров и в изобилии распространены в Улан-Баторе.
Опасности и неприятности
Больше всего меня пугали собаками кочевников – мол, если будешь вписываться, то подходи к юрте пораньше, а не то нападут охраняющие ее собаки. Даже рекомендовали выучить фразу «нохой хорио», что значит «придержите собак». Поэтому я ожидал у каждого кочевья увидеть злобных волкодавов, которые чуть что – разорвут тебя на куски. На деле же рядом с юртами мы видели полудохлых и ободранных псов, не способных напугать даже степного суслика. Монголы собак не сильно любят и часто награждают их пинком, проходя мимо. Поэтому все эти друзья человек испуганно отскакивали, когда мы пытались их погладить.
Другие опасные животные уже из мира дикой природы. Путеводители перечисляют степных волков и медведей, обитающих в пустыне скорпионов и змей, клещей, живущих в траве. Ничего из этого нам не попадалось. Самые крупные дикие животные, которых мы видели – ящерицы размером меньше ладони, постоянно бегающие под ногами в пустыне Гоби, и степные грызуны – то ли хомячки, то ли сурки.
С криминалом лично я не сталкивался, но у моей попутчицы, гулявшей в последней день в одиночестве по Улан-Батору, стянули фотоаппарат. Впрочем, это может случиться в любом городе мира. А так монголы дружелюбны и неагрессивны, гопники здесь почти не встречаются. Я себя чувствовал в полной безопасности на протяжении всего путешествия в любой точке Монголии – в отличии, кстати, от России, где в небольших райцентрах не всегда приятно находиться.
Климат
Погода в Монголии переменчивая, с резкими колебаниями температур. Зимой очень холодно (Улан-Батор считается самой холодной столицей мира), летом обычно жарко. Летнюю жару смягчают ветра, гуляющие по монгольской равнине, но они же создают иной раз большие трудности. Пару раз дуло так сильно, что палатку установить было просто невозможно – а на равнине часто невозможно найти никакого укрытия от ветра. Не представляю, как жутко здесь должно быть зимой при таком ветре.
Трасса Улан-Батор - Арвайхээр


Арвайхээр


Трасса Арвайхээр - Баянхонгор


Баянхонгор


Трасса Баянхонгор - Алтай. Группа поляков, путешествующих на мотоциклах


БУ©мбУ©гУ©р


Северная часть пустыни Гоби


То ли праздник, то ли урок физкультуры в местной школе


Бууцагаан


Алтай


Трасса Алтай - Ховд


Австралиец Джефф, живущий в Улан-Баторе три года. Ехал на автобусе к родителям своей невесты в одну монгольскую деревню


Ховд



Национальный характер
Монголы, как я уже писал, народ очень дружелюбный и приветливый. Иностранцам всегда помогут и подскажут, где, как и что. Цены для них завышать еще не научились – по крайней мере, те, кто работает не в туристической сфере. Русские для монголов вообще почти что родные, многие из старшего поколения вспоминают учебу или работу в Советском Союзе. Правда, такого открытого и радушного приема, как на Кавказе или Ближнем Востоке, не ждите – любой русскоязычный монгол с радостью поговорит с вами, но вряд ли позовет в гости. В общем, приветливое, но достаточно ровное отношение.
Как и многие другие азиатские народы, монголы довольно безалаберны, расслаблены и неторопливы. Совершенно нормальна ситуация, когда продавец или администратор в гостинице отошел на часок-другой с рабочего места и его нужно подождать или поискать где-нибудь поблизости. Они особо не торопятся, тем более что в Монголии все равно быстро ничего не получится. Агнешка рассказывала, что у нее в Улан-Баторе есть несколько студентов-монголов, которые постоянно опаздывают на занятия на полчаса-час и искренне удивляются, когда их в этом упрекают. И действительно – в Монголии в степи машина может запросто выйти из строя, надо будет ждать полдня проходящую машину, потом чиниться и в итоге приехать в пункт назначения днем позже. Какие уж тут полчаса опоздания. Одним словом, «богам торопиться некуда, у них впереди вечность».
В то же время у монголов очень развита взаимовыручка. Если у вас сломалась машина, то останавливается первый же проходящий автомобиль и его водитель предлагает помощь. Зачастую он может задержаться с тобой на несколько часов, помогая завести старенький УАЗик или заменить рессоры у грузовика. Впрочем, говорят, в удаленных регионах России, типа Якутии, Камчатки или Чукотки, все точно так же.
Из всего монгольского народа особенно приятное впечатление производят монгольские дети. Они очень живые и непосредственные, и самые колоритные объекты для фотосъемки – даже больше, чем старики или молодцеватые всадники на конях. Их явно не мучают какими-то наказаниями и запретами, но и ничем не балуют – да тут ничем особо и не побалуешь. Вместо пластмассовых игрушек у них целое стадо коз или овец, вместо велосипеда или роликов – лошади, на которых многие катаются, кажется, с шести- или семилетнего возраста, а вместо грязных улиц и подворотен - зеленые равнины. Городских соблазнов и развлечений здесь нет, поэтому они искренне рады любой шоколадке, которую привезет из города заезжий иностранец. Моей попутчице так понравились монгольские дети, что она даже захотела завести себе одного такого. Правда, боится, что ее бойфренд из Киева этого не поймет – все же немногие мужчины такие терпимые, как герой фильма «Стиляги».
Образ жизни
Улан-Батор – единственный настоящий город в Монголии. По уровню наличия и развития инфрастуктуры он напоминает крупный российский областной центр. Тут есть супермаркеты, кинотеатры, рестораны, интернет-кафе, общественный транспорт – все, что нужно для жизни. Вся остальная страна – это большой кочевой лагерь. Даже в областных центрах значительная часть населения живет по-кочевому – в центре может быть несколько советских строений в два-три этажа, а окружает это все частный сектор с деревянными домиками и юртами. Но, конечно, настоящая Монголия начинается за пределами городов.
В степи юрты попадаются каждые несколько километров, в пустыне – каждые 10-20 километров. Иногда юрта стоит отдельно, иногда несколько таких жилищ образуют эдакий минипоселок. Я ожидал, что интерьер юрты будет совсем аскетичным, почти как в походной палатке, но на деле они обычно всегда хорошо обставлены и напоминают внутренности русской избушки или даже скромной городской квартиры. Есть несколько кроватей, шкаф, стол, комод, на котором стоят фотографии дальних родственников, телевизор (иногда даже с DVD-плеером). В центре стоит печка-буржуйка, длинная труба которой направлена в круглую дыру посреди крыши.
Единственное занятие живущих здесь людей – животноводство. Рядом с юртой вбита в землю коновязь, к которой привязаны несколько лошадей, в загоне (а чаще без него) толпятся козы или овцы, рядом мирно едят травку яки и коровы, а по пустыне бродят и жуют жесткие кустарники верблюды. Эти животные - одновременно все сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность, а часто и транспорт.
Земледелием монголы практически не занимаются. Можно проехать всю страну и не увидеть ни одного поля. Только в окрестностях города Улангом мы видели некое подобие огородов да у российской границы нас подвозил водитель, который сказал, что едет на какую-то ферму. В остальных же местах монголы ничего не выращивают и все свои огромные равнины используют исключительно под пастбища. Говорят, что у них до сих пор считает греховных копать и вообще что-то делать с землей.
Национальные костюмы - большие халаты из плотной ткани, обычно серого цвета. Я его ни разу не надевал, но судя по внешнему виду, такой халат хорошо защищает от пронизывающего монгольского ветра. И еще, извиняюсь за интимную подробность, такой халат помогает монголам справить нужду в степи: здесь обычно невозможно найти никакого укрытия, так что можно отойти немного от других людей, встать или сесть к ним спиной, закрывшись халатом, и сделать свои дела, никого при этом не шокируя.
Религия
Как и в любой другой коммунистической стране, в 90-е годы в Монголии началось религиозное возрождение. Начали восстанавливать старые и строить новые монастыри, создавать религиозные образовательные заведения. Буддийский монастырь или храм стал таким же непременным атрибутом монгольского города, как православный храм – русского. В монастырях можно увидеть молодых монахов, и, если повезет, попасть на религиозную службу, когда они сидят за столом и читают мантры то ли на тибетском языке, то ли на санскрите – завораживающее зрелище.
Тем не менее, особой религиозности у монголов-мирян не заметно. Только в одной юрте я видел нечто вроде небольшого алтаря, а в машинах ни разу не встречал никакой религиозной атрибутики. Так что, если не заезжать в города и не искать там буддийские храмы, вообще никак не определишь, какого вероисповедания придерживаются монголы. Правда, как и в соседней Бурятии, здесь сохранились реликты шаманизма: вдоль дорог стоят «обо» - груды камней и столбы с привязанными к ним синими тряпками. Но в отличии от той же Бурятии, водители рядом с ними не останавливаются и никакого почтения им не выказывают.
Развлечения
Из всей монгольской культуры лучше всего путешественник может познакомиться с музыкой. Монголы очень любят петь, и в дороге часто можно наблюдать такую картину – водитель начинает петь мелодичную и грустную песню, а его напарник подпевает ему по мере возможностей. Или старушка затягивает песню, а весь автобус дружно ее подхватывает. Если же никто не поет, то водитель ставит кассету (кстати, почти ни раз не видел в машинах CD-магнитолы – только кассетники) с монгольскими народными или современными популярными песнями и слушает ее, глядя на уходящую к горизонту дорогу. Довольно часто монголы, в том числе те, кто ни слова не знает по-русски, слушают российскую музыку. Несколько раз мы слышали то Валерию, то Диму Билана, то песню «Миллион алых роз» в исполнении монгольской певицы, поющей по-русски с забавным акцентом.
Кроме как попеть, люди еще любят попить. Причем с первого взгляда кажется, что даже больше, чем в России. За месяц путешествий по Восточной Сибири мне предложили выпить водки один раз, а за две недели в Монголии – пять раз. Впрочем, объясняется это тем, что в Монголии, кроме водителя, в машине всегда много пассажиров, и как раз они, чтобы ехалось повеселее, выпивают по полстаканчика, а водитель ограничивается чаем с молоком. В России же водители, в основном, едут в одиночестве – тут особо не выпьешь.
Лирическое заключение
Чего я так и не понял после путешествия - зачем восемьсот лет назад монголам понадобилось покидать свои уютные кочевья и родные степи и идти завоевывать полмира. Ведь не собирались же они разводить скот и ставить юрты на покоренных землях, столь непохожих на Монголию - все эти китайские рисовые поля, древние города Средней Азии, вершины Кавказа, иранские пустыни и русские леса. Да и нельзя никак узнать в этих мирных и дружелюбных людях тех злобных и жестоких завоевателей, которые прошли с огнем и мечом аж до адриатического побережья. Может, все дело в сильной личности, которая может собрать и повести людей за собой - не знаю.
Зато Монголия позволяет понять другую вещь: что вся наша цивилизация, все то, что человечество придумало за последние несколько тысяч лет – это, в сущности, приятные, но не столь необходимые излишества. В этой стране люди ими почти не пользуются, а те, которыми пользуются, кажется, им не так уж и нужны. Десятки тысяч монголов обходятся без канализации, газовых и микроволновых печей, стиральной машины, компьютера, телефона, автомобиля и совершенно этим не обеспокоены. А всемогущую силу электричества используют, кажется, только для просмотра телевизора. Не будь его – просто спрашивали бы у путников, что нового происходит в мире. И узнав про весь наш прогресс, про Интернет, полеты в космос, ядерную энергию, нанотехнологии и лазерную хирургию, неодобрительно кивали бы головой – зачем что-то выдумывать, если для хорошей жизни нужна только юрта, полсотни коз, дюжина лошадей и бескрайняя зеленая равнина.
Трасса Ховд - Улаангом


Группа французов и швейцарцев на джипах

Страна удивительных степных просторов, где на многие километры вокруг можно не встретить ни одной живой души, и национальных традиций, которые также сильны, как дух монгола-воина, постепенно набирает обороты на туристическом рынке в качестве экзотического направления. Во время путешествия в главными спутниками туриста непременно становятся яркое и неутомимое солнце, заснеженные горные цепи и связки цветных флажков, опоясывающие буддистские ступы.

Важные пункты

  • Для поездки в Монголию российскому туристу виза не потребуется.
  • Арендовать автомобиль в краях, где родился Чингисхан, опытные путешественники не рекомендуют. Качество дорог и состояние предлагаемых машин оставляют желать лучшего. Кроме того, в монгольских степях можно элементарно заблудиться.
  • Для покупки билетов на поезда или автобусы на переезды внутри страны потребуется паспорт.
  • Разница в ценах на билеты местных авиалиний для монголов и иностранцев весьма существенна.

Выбираем крылья

Прямое авиасообщение с Монголией осуществляется из и нескольких городов за Уралом:

  • Аэрофлот имеет в расписании рейсы по вторникам, пятницам и воскресеньям. Прямой перелет на российских крыльях займет чуть больше 6 часов, а билет обойдется примерно в 680$.
  • Монгольские авиалинии также принимают на борт пассажиров несколько раз в неделю. Их цены начинаются от 800$.
  • Гораздо дешевле обойдется перелет – на самолетах Turkish Airlines через . Цена вопроса – от 550$, в пути придется провести 13 часов без учета стыковки.
  • Китайцы летают в Улан-Батор из Шереметьево через . Цена билета на рейс Air China начинается от 650$.

Путешествие в Монголию можно предпринять и на поезде. Состав Москва – Улан-Батор дважды в неделю отправляется от перрона Ярославского вокзала российской столицы и прибывает в монгольскую через четверо с небольшим суток. Цена билета – от 90$.

Отель или квартира

Основная масса гостиниц Монголии досталась республике в наследство от времен социалистических реалий. Номерной фонд "трешек" большей частью составляют старые гостиницы советского образца, а вот "пятерки" уже отличаются современным уровнем сервиса и комфорта. Последний пункт находит свое отражение и в ценовой политике, и номер в отеле в столице с пятью звездами на фасаде обойдется в среднем в 150$ за ночь.
Если поискать, современные гостиницы 3* в Улан-Баторе тоже имеются, но цена за сутки и в таком отеле может шокировать неопытного туриста. Номер на двоих обойдется в 60$-100$. Правда, за эти деньги постояльцы получают беспроводной интернет, фитнес-центр, бесплатный трансфер в аэропорт и принадлежности для душа. Словом, новые "трешки" в Улан-Баторе вполне достойны большего количества звезд, чем им присвоили.
Однако, стандартные варианты проживания во время путешествия по Монголии доступны лишь в столице и некоторых крупных городах. За их пределами единственным домом туриста становится монгольская юрта. Юртовые кемпинги приспособлены под туристические нужды и снабжены вполне цивилизованными удобствами. Стоимость ночлега в юрте начинается от 30$ за самый незамысловатый комфорт.
Частные квартиры в столице монголы тоже сдают в аренду и этот вариант размещения вполне достоин рассмотрения. Квартира с тремя спальнями, в которой без помех разместится компания минимум из шести человек, с кухней, ванной и интернетом на специализированных сайтах легко бронируется за 40$ в сутки. Цены на отдельную комнату в квартире с хозяином колеблются вокруг 15$ за ночь.

Транспортные тонкости

В Монголии неплохо развита сеть внутренних железных дорог, авиамаршрутов и автобусных направлений. Все дороги в стране неизменно ведут в Улан-Батор, а потому там происходит большинство пересадок.
Автобусы связывают все города и крупные поселки Монголии. В поездах принято разделение на привычные российскому жителю плацкарт и купе, а самыми дешевыми являются сидячие места. Цена билета в купе из Улан-Батора в приграничный город Замун-Ууд, например, составит около 20$. Города разделяют 750 км.
Внутригородские перевозки пассажиров берут на себя автобусы и маршрутные такси. Стоимость проезда минимальна, а выглядят средства передвижения абсолютно идентично российским.

Соловья баснями не кормят

Если коротко, еда в Монголии сытная, порции большие, а цены очень симпатичные. Например, обед на двоих из трех блюд в ресторане среднего уровня обойдется в 25$, за стандартный набор "гамбургер плюс картошка и напиток" в Макдональдс придется заплатить 7$, а перекусить в придорожном кафе свежими чебуреками удастся всего за 4$.
Цены на самые популярные блюда в недорогих столовых Монголии выглядят так: салат – 1$, мясное горячее блюдо – 2,5$, суп – 2$, чай – 0,5$.

Полезные подробности

  • Солнечных дней в Монголии бывает до 260 в году и светило в этих широтах необыкновенно активное. Не забудьте положить в чемодан солнцезащитный крем с высоким фактором.
  • Аренда внедорожника с местным водителем для поездок по степям и прочему бездорожью – оптимальный вариант самостоятельных передвижений по Монголии. Путешествие по такому сценарию обойдется в 70$-80$ в день.
  • Литр бензина стоит около доллара.

Лучшее путешествие в Монголию

Резко континентальный монгольский климат – это настоящие зима и лето с соответствующими температурами. В июле жители Улан-Батора часто наблюдают на термометрах +35°С и выше, а в разгар зимы до аналогичных отметок ртутные столбики опускаются. Наиболее комфортные условия для прогулок по столице погода предлагает весной и ранней осенью.
В пустыне Гоби, даже несмотря на сильную дневную жару, ночью может быть очень холодно, а потому оптимальное время для путешествия по этому региону Монголии – первая половина осени.
Одно из самых ярких культурных событий Монголии – фестиваль Наадам, проходящий в середине июля. В нем принимает участие все мужское население страны. Гвоздь программы – соревнования в типичных монгольских навыках: стрельбе из лука, скачках верхом и борьбе. Победители национального троеборья получают особую нашивку на шапку и пользуются уважением среди соседей и коллег.

На этой страничке постараюсь затронуть проблемы, с которыми может столкнуться человек, собирающийся в Монголию(http://tomgem-planeta.ru/?page_id=155).

TOMGEM PLUS VIDEO. Западная Монголия. Перевал Хашаки-Даба 2561м

ВИЗА. Визу мы получали в консульстве Монголии в Екатеринбурге. И занятие это не простое, получить визу в Германию проще. Теоретически этот процесс занимает два-три дня, но реально человека, который этим занимается, неделями нет на месте. Для получения визы нужно приглашение с монгольской стороны. Мы приглашение получали здесь www.legendtour.ru/rus . Обошлось оно в 800 рублей с человека.

TOMGEM PLUS VIDEO. Западная Монголия. Гора Цаст-Ула 4208 м

ТАМОЖНЯ. Таможню мы проходили на Алтае, в Ташанте. МОНГОЛЬСКАЯ таможня работает с девяти утра до пяти часов дня всегда, кроме субботы, воскресенья, праздничных (монгольских праздничных) дней, а также нескольких непраздничных дней. Обед с часу до двух, что, согласно монгольской арифметике составляет полтора — два часа.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Пески вблизи пос. Богд.

Для въезда на своей машине необходимы МЕЖДУНАРОДНЫЕ водительские права. Нам они не пригодились. В целом время прохождения зависит от случая. При въезде в Монголию Россияне нас оформили за десять минут, а Монголы мучили час, не считая двухчасового обеда. На пути назад Монголы нас оформили за пятнадцать минут, а на российской стороне мы простояли около трех часов — была большая очередь, сама процедура заняла минут пятнадцать.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Одинокий саксаул.

ОТНОШЕНИЯ С МЕСТНЫМИ. Такой вопрос мы задали дальнобойщику на таможне. Он нам подробно рассказывал о горючке, о дорогах и бродах. А после вопроса об отношении монголов к туристам завис… Как выяснилось, было с чего. Большинство местных относятся к туристам типа «понаехали тут», то есть в лучшем случае никак. Поэтому, если что, не надейтесь, что местные будут вас вытаскивать из песков и из болот. По-русски и по-английски монголы, за очень редким исключением, не говорят, разве что на заправках. Впрочем, если монголы в своей Монголии заблудились и спрашивают дорогу, то вспоминают и русский, и английский, и даже язык жестов.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Пещерки выветривания в гранитах.

Как туристов нас стали воспринимать в Баянхонгоре, и восточнее. А вот криминал просто кожей чувствуется, особенно в северо-западных городах. Архи, местную водку, пьют все и много, пьяные за рулем — это норма.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Каменная куропатка.

ДОРОГИ. О дорогах Монголии написано много, но просто невозможно их описать полностью. Представьте себе, что кусок трассы Москва-Питер, пару километров, ремонтируется. И есть объезд по грунтовке, со всеми ухабами, пылью и прочими прелестями. Вот это и есть лучшие участки федеральной монгольской дороги. Но худшее — это «стиральная доска» Максимальное ее проявление — на протяжении 130 км перед городом Алтай. Рябь на дороге гигантская. При длине полуволны сантиметров 40, ее амплитуда достигает 20 сантиметров. Машины просто сыпятся. Если максимально снизите давление в шинах, это поможет.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Пески урочища Дацын-Цав.

Новые дороги в Монголии делаются, но … все сразу. И часто можно видеть картину — на стокилометровом участке хорошо отсыпанной дороги занят ее выравниванием один единственный грейдер, иногда ему помогает один каток. Так что дело это не скорое. Но тем не менее, отдельные участки асфальта, километров по 20 — 60 уже существуют.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Джейран.

И еще. Если заказываете тур с арендованным автомобилем — не соглашайтесь на УАЗики. Мало того, что скорее всего вы на нем не доедете. При сорокоградусной жаре вы будете дышать не воздухом, а пылью, при этом регулярно деформировать верх машины своей головой. http://tomgem-planeta.ru/?page_id=155

ГОРЮЧЕЕ. Я буду говорить о дизеле. Есть он практически во всех населенных пунктах. Мы заправлялись на красных заправках PETROVIC. Стоимость топлива 45-55 рублей. Вдоль федеральных трасс качество топлива высокое, уж всяко лучше, чем на Алтае вдоль Чуйского тракта. А на удалении от федеральных трасс дизель очень плохой, в песках машина на нем вскипает. Так что в пустыне лучше горючку в бак заливать из припасенных канистр.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Урочище Дацын-Цав.

ГОСТИНИЦЫ. Это очень большая проблема. Если это дорогая гостиница, от 1200 рублей, то, как говорят сами монголы, они «не для сна». Девицы визжат всю ночь. Если это дешевая гостиница, вы до утра будете слушать разборки пьяных монголов. Нам с жильем повезло всего дважды — гостиница «Сеул» за 40$ в Баянхонгоре и «Khan Uul»за 100$ в городе Даландзадгад. Это настоящие бизнес-номера, всяко лучше, чем бизнес в московском Измайлово.

ПРОДУКТЫ. Проблем нет. В крупных городах полно магазинов с любыми продуктами, причем цены вдвое ниже наших.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Дюны Хонгорын Элс.

ОБЩЕПИТ. Проблемы есть. В ресторанах скорее всего предложат малосъедобную местную еду. Проще питаться в кафешках на рынках. Здесь можно поесть буузы - этакие мантопельмени, чебуреки, рис с мясом. Это вкусно, и нам на троих хватало 150 рублей. Между городами в юртах лучше не есть. Во- первых не вкусно, во-вторых дорого. И займет это часа полтора, поскольку готовить начнут скорее всего с нуля.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Дюны Хонгорын Элс.

ВАЛЮТА. Вдоль южной федеральной дороги принимают ТОЛЬКО тугрики, а в банках к обмену принимают ТОЛЬКО доллары. В Северо-Западной Монголии можно рассчитываться и тугриками, и долларами, и рублями.

НАВИГАЦИЯ. Для ориентирования на местности использовали карту и навигатор. Карта — обзорная карта Монголии масштаба 1:5000000 со схематично нанесенными дорогами, населенными пунктами и горными массивами. Этого оказалось достаточно. Были карты провинций с кучей дорог и кучей деревень, но реально это были не деревни, а мигрирующие стойбища, а монгольские проселки — это вообще мираж. То есть карты провинций абсолютно бесполезны. Без чего в Монголии не обойтись — это без навигатора. У нас был GARMIN MONTANA-600 с закаченными генштабовскими картами 1:500000. По дорогам он не вел, но показывал направление. А на местности дорог хватало, чтобы следовать зтим направлениям. В общем, не блудили, и даже заблудившимся монголам тыкали пальцем, куда ехать. И еще. Монголы редко себе представляют, что находится дальше 50 км от их стойбища, поселка, города. Так что лучше надеяться на свои силы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ.

Добрый день. Живу в Хакасии, до границы с Монголией 600 км, до ближайшего города 720. Поэтому мы на майские праздники рванули буквально на недельку. Добрались без проблем. Пропускной пункт Хандагайты - мегареспект, все культурно и вежливо. Ехать собрались до города Улангом - 28 тыс. населения.
Гостиница 1500 сутки - номер на троих! Еда недорогая, есть много незнакомых блюд. Очень много облепихового сока, тоже новинка, у нас нет. Мясо все жесткое, но дешевое, лучше покупать Буузы в цайных, кстати к Цаю быстро привыкаешь, особенно в кафешках где его делают нормальным. Были на озере Хяргыс Нуур, и на Убр-нуур, огромные озера, на берегах сафари - куча непуганной дичи, много яков, гусей, цапель и т.д. Имелся рускоговорящий гид, ну а так лучше знать основы английского языка и иметь русско монгольский разговорник. Гуляли по городу ночами, очень безопасно, все здороваются, приглашают в гости, куча улыбок. В общем очень позитивно скатались, если будут вопросы отвечу с удовольствием.

Когда-то в Улангоме стояла небольшая воинская часть советской группы войск. Часть была небольшая, так как направление было не "танкоопасное". Скажу так, что в том районе служба у офицеров была как на курорте: охота, рыбалка. Управление армии далеко - пока долетят можно несколько раз порядок навести. А отдыхать там действительно одно удовольствие. Конечно, за 20-ть с лишним лет, когда советские специалисты ушли из МНР, язык многие подзабыли. Но в своё время даже в таких небольших поселениях на русском разговаривало до 50% населения. Даже если не найдётся гида, всегда можно найти местного жителя, который с удовольствием расскажет и покажет заповедные места. Ну и в Улангоме открыли представительство Республики Тыва. Поэтому, даже если возникнут проблемы, то через них можно это всё решить. Для любителей отдыха на природе - замечательное место. :hlopaet:

В 2007 году мы также из Хакассии ездили в Монголию. Хоть и взаимоотношения (на государственном уровне) были никакие, но монголы прекрасно помнят доброту и помощь СССР для становления ихнего государства. Проезжали мы и Улангом, также были на озёрах. Ели гусей, цапель, мясо яков и конину. Кстати, большинство жителей (среднего возраста) сносно говорят по русски, а понимают вообще, 100-процентно. Запомнилось их отношение к СССР, и к нам (бывшим совьетико) - тёплое, радушное, почти родное. Они тогда про Россию вообще не говорили, а называли нашу страну по-старому - Советский Союз.
Никакой бедности, или тем более нищеты, мы не видели. Это нормальный образ жизни монгольского народа. Если семья оседлая, то они живут в доме, квартире как обычные сельские люди в любой стране. Если же семья кочует, имеет свой скот, пастбищные наделы, то и образ жизни соответственно кочевой. Отсюда, национальное жильё, одежда, пища... Поэтому не стоит боятся ехать в Монголию на сафари. Просто нужно определиться, с какой целью, и куда можно направиться в Монголии, в степь, или в город-село?

Читайте также: