Большой Кремлёвский дворец - всё великолепие президентской резиденции! Отзыв об экскурсии в большой кремлевский дворец Большой кремлевский зал.

Не думаю, что Вам приходится каждый день бывать в Большом Кремлевском дворце. Поэтому, у нас есть уникальная возможность посмотреть не только это здание снаружи, но и побывать в его прекрасных залах.И надо сказать, это восхительно.

Большой кремлевский дворец - монументальное желтое здание с белыми наличниками, фасадом, выходящим на Москва-реку, протянувшимся с запада на восток на 125 метров, было построено по указу императора Николая I, как дворец-памятник русской истории и славы русского воинства. В 1838-1849 годах его построили русские архитекторы Д.Н. Чичалов, П.А. Герасимов, А.Н. Бакарев, Ф. Рихтер и другие под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Цоколь облицован естественным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Все фотографии и комментарии к ним gborisova

Дверной портал Андреевского зала. Андреевский орден орден св. Андрея Первозванного, старший из русских орденов, учрежденный императором Петром I в 1698 г. во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, св. крещением первоначально пределы наши просветившего. Императорский орден Андрея Первозванного имеет одну только степень. Его знаки следующие: 1) крест синего цвета в двуглавом, тремя коронами увенчанном орле, представляющий распятого на нем св. апостола Андрея и имеющий по четырем концам латинские буквы: — S. A. P. R., означающие: Sanctus Andreas Patronus Russiae, а на другой стороне, в середине орла, хартия, на которой написан орденский девиз: "за веру и верность"; 2) звезда серебряная, имеющая в середине, в золотом поле, двуглавого орла, тремя коронами увенчанного, а в середине орла Андреевский крест; в окружности же, в голубом поле, вверху орденский девиз золотыми буквами, а внизу две связанные лавровые ветви; звезда носится на левой стороне; 3) лента голубая через правое плечо; а в орденский праздник и другие дни, когда высочайше повелено будет кавалерам быть в полном одеянии, вместо ленты орденский крест на золотой цепи.

При пожаловании ордена нехристианам изображение св. Апостола, его имени и креста заменяется изображением Императорского Российского орла. К знакам, жалуемым за военные подвиги, присоединяется по два накрест лежащих меча. Орденское одеяние составляют: 1) Длинная, зеленая бархатная епанча, подложенная белою тафтою с сереброглазетовыми крагенами, завязанная серебр. снурками, с такими же кистями; на левой ее стороне вышита звезда более обыкновенной; 2) супервест белого глазета, с золотым галуном, такою же бахромою и с нашитым на груди крестом; 3) шляпа черная бархатная, с красным пером и с крестом Св. Апостола Андрея, нашитым из узкой голубой ленты. Кавалеры этого ордена считаются все в третьем классе, хотя бы на службе находились и ниже этого класса, а вместе с тем делаются кавалерами Св. Александра Невского, Белого Орла и Св. Анны 1 ст., хотя бы таковых прежде и не имели. — Кавалеры празднуют день установления сего ордена — 30 ноября, и ордену присвоен собор его имени на Васильевском о-ве. Под особенным призрением и попечением кавалеров этого ордена состоят петерб. и моск. воспитательные дома (Св. З. т. I, Учр. Орд. ст. 291 и сл.). Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Андреевский зал с момента постройки был главным во дворце. В его восточной стороне возвышаются три тронных места под горностаевыми балдахинами. Все части царского места: балдахин, ступени подножий и троны затянуты драгоценной золотой парчей. Балдахин внутри обит мехом горностая (сегодня горностай на царской мантии искусственный - старую мантию, которая накрывала троны, продали в 1925-м году). Тронных мест три. Во время коронации императора Николая II они предназначались для императора, императрицы и вдовствующей императрицы - матери Николая.

Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи - двуглавый орел.

Андреевский тронный зал В дни коронационных торжеств император и императрица принимали в Андреевском зале поздравления. Со всех концов страны приглашали в Москву представителей разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Государь и государыня приветствовали их стоя. Тронный зал российских императоров поражает своими размерами и ослепительной роскошью. Крестовые своды опираются на 10 четырехгранных колонн, образуя три нефа. Своды, колонны и пилоны покрыты золоченой лепниной в виде растительного узора. А капители украшает знак ордена - двуглавый орел, на фоне которого расположен голубой крест с изображением распятого апостола. Стены затянуты шелковым муаром, украшены цепями и знаком Ордена. На фризе продольных стен помещены 48 титулярных гербов российских монархов. «За веру и верность» - девиз этого ордена.

Купол Владимирского зала. Владимирский зал назван так в честь ордена Святого Владимира. Орден св. Владимира был посвящен святому князю Владимиру, называемому в народе "Красное солнышко", принесшему на Русь свет Христов. Орден был учрежден в 1782 г. в качестве награды за выдающиеся заслуги в военной и гражданской службе, а также за выслугу лет. Девиз ордена - "Польза, честь и слава". Восьмигранный по планировке двусветный зал св.Владимира в отличие от Георгиевского зала освещается верхним светом через купол. Свод Владимирского зала напоминает шатры, а арки обходных боковых галерей как бы повторяют очертания древних арок. Венчает купол световой фонарь. Вечером зал освещается огромной люстрой из золоченой бронзы.

Георгиевский зал - самый большой парадный зал во всем дворце: длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м. Сочетание белого цвета с золотом создает ощущение торжественности своей простотой. Мощные пилоны поддерживают сводчатый потолок, украшенный лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Все восемнадцать пилонов увенчаны мраморными статуями (скульптор Иван Витали) - аллегорически символизирующими области и царства, составляющие многонациональное государство. Конструктивно каждый пилон состоит из высокой полой цинковой колонны, украшенной лепниной и увенчанной капителью Коринфского ордера. На южной и северной стенах - барельефы с изображением св. Георгия и змея (скульптор Павел Кладш). Паркетный пол напоминает исполинский узорчатый ковер. Пол выложен узором из более чем 20 различных пород дерева - березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т.д. По вечерам зал освещают шесть бронзовых золоченых ажурных люстр. Каждая весом 1300 кг. и 40 настенных светильников. Знаками святого Георгия были: золотой с белой эмалью крест с изображением Георгия, поражающего змия, черно-оранжевая лента и золотая звезда с девизом «За службу и храбрость». Знаки Ордена украшают верхнюю часть стен Георгиевского зала. На настенные доски золотом нанесены имена Георгиевских кавалеров и названия регулярных воинских соединений, удостоенных этого ордена. Награждали им солдат и офицеров за храбрость и мужество, проявленные в бою, и за выслугу лет: 25 лет в армии и 18 на флоте. За все время существования ордена им было награждено свыше 11 тысяч героев. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». Этот зал был свидетелем многих исторических событий.

Знаками святого Георгия были: золотой с белой эмалью крест с изображением Георгия, поражающего змия, черно-оранжевая лента и золотая звезда с девизом «За службу и храбрость». Знаки Ордена украшают верхнюю часть стен Георгиевского зала. Во время торжественных приемов собирались офицеры, на груди которых были те же знаки, что украшают стены зала. На стенах Георгиевского зала расположены мраморные доски с высеченными золотыми буквами названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, которые были удостоены Георгиевского Ордена, среди них такие имена как: Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет работы 1845 года. В его орнаменте использовано более 20 ценных пород дерева из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В этом зале проводятся международные конференции, дипломатические и правительственные приемы, церемонии награждения орденами и медалями.

Это один из самых впечатляющих залов Кремлевского дворца. Большой и торжественный, он назван в честь ордена Святого Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 году императрицей Екатериной II и ставшего высшей наградой в русской армии. Святого великомученика с давних пор почитали на Руси как олицетворение воинской доблести. При царе Федоре Иоанновиче даже существовал некий прообраз этого ордена. Монетой с изображением Георгия Победоносца награждали воинов за храбрость. В то время ее носили на рукаве или шапке. Георгий Победоносец, кроме того, издревле считался покровителем Москвы. Со времени ее основания изображение святого украшало герб древней столицы, а позднее стало частью герба России. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». На стенах Георгиевского зала изображены золотые звезды и орденские знаки с девизом «За службу и храбрость». На мраморных плитах высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, удостоенных ордена Св. Георгия Победоносца. Среди них имена фельдмаршалов А. В. Суворова, М. И. Кутузова, генерала П. И. Багратиона, адмиралов Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова. По обеим сторонам зала возвышаются 18 витых колонн, увенчанных аллегорическими статуями побед. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Исключителен по красоте и виртуозности исполнения паркетный пол зала. Он выложен узором из 20 различных пород дерева — березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т. д. В полукружьях поперечных стен — горельефные изваяния святого Георгия на коне работы скульптора Петра Клодта.

Александровский зал, в который из Георгиевского зала ведут золоченые двери, огромен: 31, 5 метров в длину, 21 - в ширину и 20 - в высоту. В оформлении этого зала архитектор Константин Тон использовал элементы, характерные для византийско-русского зодчества. Благочестием и мужеством был знаменит Новгородский князь Александр, покровитель Ордена святого Александра Невского - государственной награды Российской империи с 1725 до 1917 года, учреждённой Екатериной I. Девиз ордена «За труды и Отечество» в более позднее время помещался на звезде.

Купол Александровского зала - полусфера, которая опирается на массивные пилоны. В его лепных золоченых кортушах помещены знаки Ордена: крест и звезда с вензелем С.А. По бокам изображен государственный герб - двуглавый орел с царской короной, скипетром и державой. Дом, иже миру есть удивление, …дом зело красный, прехитро созданный Честности царстей лепо сготованный. Красоту его мощно есть равняти Соломоновой прекрасной полате… Злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет. Написания егда возглядаю, Много историй чюдных познаваю… Четыре части мира написаны, Аки на меди хитро изваяны… Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 1197.

Вход в Андреевский тронный зал. Паркет в залах дворца был выполнен в 1843 году московскими мастерами. Красивым, прочным и изящным одновременно называли его современники. Изысканные узоры и переплетения рисунка паркета напоминают настоящий тканый ковер. В марте 1960 года профессор академии художеств Петр Моллер предложил написать картину на тему жития святого Александра Невского, патрона Ордена. Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала: на западной - воинские подвиги князя, на восточной - сцены из его мирной жизни: строителя монастырей, просвещенного и мудрого правителя.

Потолочные своды Александровского зала Парусные своды, украшенные орденскими знаками, несут сферический купол с теми же знаками, обрамленный государственными гербами в треугольных орнаментах с четырех сторон. Дом, иже миру есть удивление, …дом зело красный, прехитро созданный Честности царстей лепо сготованный. Красоту его мощно есть равняти Соломоновой прекрасной полате… Злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет. Написания егда возглядаю, Много историй чюдных познаваю… Четыре части мира написаны, Аки на меди хитро изваяны… Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 1197.

Огромные, в два яруса окна Александровского зала выходят на юг и буквально заливают все помещения светом, отражающимся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искуственный мрамор. Красным бархатом в цвет орденской ленты обита мебель. На стенах между витыми колоннами - гербы земель, входивших в состав Российской империи.

Резные массивные двери украшены орденскими крестами. В XIX веке главным залом Большого Кремлевского дворца был Андреевский (тронный) зал. В середине 90-х годов XX века Андреевский зал восстановлен в своем первозданном великолепии. Зал украшают 10 золоченых пилонов и золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, учрежденного императором Петром I. Стены обтянуты голубым, цвета Андреевской ленты, шелковым муаром, украшены цепями и знаками ордена. Над окнами помещаются гербы губерний и областей России. Примечателен купол зала, в сложные лепные золоченые узоры которого вплетаются орденские знаки с девизом «Польза. Честь. Слава».

Кроме этого, у Вас есть возможность ознакомиться с другими залами Большого Кремлевского Дворца. Зал инаугурации президента России ! Красное крыльцо.Горжусь красотой, мастерами, историей и Россией!

March 24th, 2015

"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на

(рус. Большой Кремлевский дворец; англ. Grand Kremlin Palace)

Часы работы: дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно только в составе организованных экскурсий, по предварительным заявкам, с подачей паспортных данных и согласованием даты посещения.

Большой Кремлёвский дворец – один из дворцов Московского Кремля. Он стоит на высоком Боровицком холме. Дворец был построен в период с 1838-1849 годы. Раньше на этом месте существовал дворец, построенный в XVIII веке архитектором Б.-Ф. Растрелли, а до этого – великокняжеский дворец Ивана III. Первые каменные здания Большого Кремлёвского дворца были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499-1508 годах.

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. В годы правления царицы Анны Иоанновны, которая значительную часть времени проводила в Москве, дворцам уделялось больше внимания, но большой Кремлевский дворец, того времени, все больше ветшал. При Анне Иоанновне на подклетах старого дворца были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» – деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Б.-Ф. Растрелли).

При императрице Елизавете Петровне императорский двор вновь обитал в Санкт-Петербурге, но в Кремле, все равно, было решено построить новую царскую резиденция. Новое здание внешне напоминало Большой Петергофский дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, то этот дворец был признан не соответствующим величию Российской империи, его было решено заменить новым строением. Новый дворец должен был располагаться на всей приречной территории Кремля, распространяясь от берега Москвы-реки на весь Боровицкий холм.

1 июня 1773 года произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 году. Разрушенную кремлевскую стену и башни восстановили, а вместо грандиозного дворца было построено лишь здание для московского отделения Сената.

Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлёвского дворца, который бы символизировал обновление Москвы.

Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. Составление проекта дворца было поручено известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца, Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 год, архитектор Штакеншнейдер, проект не был осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 году строительство было разделено на две очереди.

Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Внешне дворец оформлен в стиле предыдущих веков: его фасады украшены резными белокаменными фронтонами, а окна – резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот первый этаж дворца выглядит как закрытая галерея. По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой.

Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота – 47 метров, а общая площадь – 25 000 м². Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлёвский дворец, помимо здания самого дворца включает в себя и некоторые сооружения периода XV - XVII веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).

Общее число комнат, в дворцовом комплексе, достигает 700. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время, используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон, в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад, над новым переходом, напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними; центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликается с архитектурой Теремного дворца. Но Тон не боялся вносить и новшества в строительство дворца – это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами и металлическими стропильными конструкциями кровель.

П арадный вход Большого Кремлёвского дворца неприметно находится в южном фасаде здания, то есть со стороны Москвы-реки, откуда посетитель попадает в мраморный вестибюль с монолитными колоннами из сердобольского гранита (Сердоболь – город на берегу Ладожского озера). С левой стороны вестибюля расположена, так называемая, Собственная половина их императорских величеств, тянущаяся длинной анфиладой комнат вдоль главного фасада. Замечательным украшением главного дворцового входа стали четыре бронзовых торшера, отлитые и собранные в Москве на фабрике Крумбюгеля.

На второй этаж Большого Кремлёвского дворца, к парадным залам, ведет лестница, состоящая из шестидесяти шести пологих ступенек. Главная лестница декорирована желтым коломенским мрамором, которым облицованы колонны вдоль пролетов и маршей лестницы. На этой мраморной колоннаде установлены стрельчатые арки парадной лестницы. Пролеты лестницы освещаются двенадцатью бронзовыми люстрами, выполненными в единой стилистике с торшерами Парадного вестибюля.

На втором этаже, по обе стороны главной лестницы, десять пилонов из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые площадки – галереи. Справа висит картина, на которой изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Она написана в 1850 году французским художником А. Ивоном, учеником П.Деляроша. Левая площадка ведет в Парадные залы.


Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная Ренессансом и заканчивая византийско-русским стилем. Самый красивый зал – Георгиевский, названный в честь Ордена Святого Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного императрицей Екатериной II в 1769 году для награждения офицеров и генералов. Девиз ордена – «За службу и храбрость». Это была самая почетная награда для военных, высший орден российской армии. Появление Георгиевского зала в Большом Кремлёвском дворце таким образом превратило императорскую резиденцию еще и в памятник ратным подвигам русского оружия. Этот зал не поражает беспредельной роскошью, а скорее, строгостью и масштабами.


Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Здесь названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди, как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.


Георгиевский зал – самое большое помещение дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина – 20,5 метров, высота 17,5 метров. Белый и золотой – основные цвета Георгиевского зала, белые – своды, стены и скульптуры, золото – имена Георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках и гранях пиолов. Зал украшают 18 мощных витых колонн, покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками и памятными датами. Мраморные статуи, на пилонах, аллегорически символизируют области и царства, составляющие многонациональное государство. На южной и северной стене комнаты размещены барельефы, изображающие Святого Георгия и змея, их автор – Павел Кладш. Знаки ордена украшают верхнюю часть стен белоснежного Георгиевского зала.

Во время торжественных приемов в зале собирались офицеры, на мундирых которых сверкали те же знаки, которые украшают стены зала. В 1945 году, в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Здесь же с почестями встречали первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.


Для освещения зала имеются шесть ажурных золоченых люстр из бронзы, весом по 1 300 килограммов, 40 настенных бра, и обитая шелком, цветов георгиевской орденской ленты, золоченая мебель. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента. В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет, работы 1845 года. Для выполнения его потребовалось 20 редких пород дерева: индийский палисандр, африканский падук, бук, ясень, чинара и многие другие.


Александровский зал был построен в честь ордена Святого благоверного князя Александра Невского, учрежденного 25 мая 1725 года императрицей Екатериной I. Девиз ордена – «За труды и отечество». Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала. На западной – воинские подвиги князя, на восточной – сцены из его мирной жизни, строителя монастырей, просвященного и справедливого правителя.


Зал имеет прямоугольную форму и занимает центральную часть второго этажа, по южному фасаду Большого Кремлёвского дворца. В центральной части зала находится большой эллиптический купол, покоящийся на четырех мощных пилонах. В золотых барельефах купола ярко выделяются знаки ордена с вензелем S. А. – Sanctus Alexander – Святой Александр. По углам купола и над массивными золочеными дверями располагаются двуглавые орлы.


Огромные, в два яруса, окна Александровского зала, выходят на юг, и буквально заливают все помещения светом, отражающемся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искусственный мрамор, красным бархатом, в цвет орденской ленты обита мебель. Роскошное позолоченное убранство зала гармонирует с уникальным паркетным полом из 20 пород деревьев.


По проекту академика Ф.Г. Солнцева, в петербургской мастерской Егора Скворцова, были изготовлены анфиладные распашные двери, покрытые деревянной резьбой и позолотой. Важным декоративным элементом украшения зала стали изготовленные Василием Крумбюгелем медные позолоченные и посеребренные гербы губерний и областей Российской империи, расписанные масляными красками по золотым и серебряным доскам под вид эмали.


Андреевский зал (тронный зал), бывший главным залом Большого Кремлёвского Дворца в XIX веке, воссоздан в своем первозданном великолепии. Андреевский тронный зал был возведен в честь высшего ордена России – Ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного Петром Великим 10 марта 1698 года. Девиз ордена – «За веру и верность». Андреевский зал – это золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, 10 бронзовых люстр и 35 бра, два уникальных камина из яшмы серо-фиолетового цвета, а также три трона под горностаем и уникальная паркетная мозаика из множества ценных пород дерева. Стены зала обтянуты шелковой голубой материей цвета Андреевской орденской ленты.


Это один из пяти парадных орденских залов Большого Кремлёвского дворца, расположен вдоль главного парадного южного фасада дворца. Его огромное пространство строго организовано пятью парами мощных опор. Они делят весь его объем на три нефа – большой, центральный и меньшие боковые. Своими золочеными стрельчатыми сводами, двумя рядами величественных четырехгранных пилонов, с изображением Всевидящего Ока, в золотых лучах, над императорским троном – зал напоминает храм.


У его восточной стены возвышаются три тронных места, под горностаевыми балдахинами. Во время коронации Императора Николая II, они презназначались для императора, императрицы, и вдовствующей императрицы – матери Николая II. Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней, покрыт золотой парчой. Шатер украшен великолепной горностаевой мантией. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи – двуглавый орел. Стена над шатром, также, украшена изображением государственного герба, а по боковым сторонам шатра располагаются двуглавые орлы с Андреевским крестом на груди.

Андреевский зал освещается через восемнадцать окон и две балконные двери южн ой стены, прорезанные, в два яруса, строго друг над другом. С противоположной стороны находятся двери, ведущие в Кавалергардский зал и Аванзал. В Андреевском зале Большого Кремлевского Дворца проходят наиболее торжественные мероприятия государственного значения.


Зеркальные двери, в северной стене Георгиевского зала, ведут во Владимирский зал. Владимирский зал передает историю Ордена святого Владимира – одного из первых русских князей. Он учрежден в честь киевского князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. Девиз Ордена святого Владимира – «Польза, честь и слава». Многие заслуженные граждане были удостоены ордена, в их числе и один из создателей Кремлёвского дворца – архитектор Константин Тон.


Этот высокий, восьмигранный зал XIX века связывает воедино дворцы пяти столетий. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором. Владимирский зал поражает своим художественным оформлением: розовые мраморные стены и пилястры, лепные золоченые орнаменты сводов и карнизов придают этому залу сказочную красоту. Свод Владимирского зала напоминает русские шатры, арки обходных боковых галерей, как бы повторяют очертания древних арок.


Широкие арки первого яруса сменяются тройными, более тесными арочками второго яруса, чтобы перейти в покрытые сплошной, золоченой лепниной, своды купола. Этот лепной золоченый орнамент выполнен, как и на карнизах, лепщиками братьями Дылевыми.


В этом зале днем свет проникает в стеклянный фонарь на своде купола, а вечером его освещает огромная бронзовая золоченая люстра, вес которой около трех тон. Она приспущена до высоты галерей второго яруса, и, как будто, парит в центре пространства. Пол, по рисунку академика Ф. Г. Солнцева, набран из многочисленных ценных пород дерева. Из зала можно попасть в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлёвского дворца.


На Парадной половине дворца располагается Екатерининский зал – в прошлом это был тронный зал русских императриц. Он находится несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. Орден Святой Екатерины был учрежден Петром I в 1714 году – это единственный женский орден в России, его девизом являлось «За любовь и отечество». В середине XIX века именно здесь находился трон Её Императорского Величества.


Екатериненский зал сравнительно невелик – его длина 21 метр. Парадность этого зала удачно сочетается с особой изысканностью отделки, уютом и камерностью. Знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. Позолоченное изображение Ордена Святой Екатерины, размещенное на серебряном поле, украшает и двери тронного зала императрицы.

Освещают зал бронзовые золоченые люстры и необычные, по устройству и красоте, шесть хрустальных канделябров, исполненные на императорском стеклянном заводе в Петербурге. Стены обиты серым муаром, и алой коймой орденской ленты. На массивных столбах располагаются пилястры, украшенные узором, из маленьких кусочков малахита. Своды и карнизы зала декорированы золоченой лепниной. Паркет Екатерининского зала представляет собой высокую художественную ценность.

Непосредственно к тронному Екатерининскому залу примыкает Зеленая гостиная. Она предназначена для приема особо почетных гостей.


Потолок полукруглой залы расписан цветочным орнаментом, а стены обиты тканью (художник Джузеппе Коломбо Артари). Расстановка мебели здесь была продумана и согласована с архитектурными особенностями жилых комнат.


Основным украшением гостиной являются богато инкрустированная мебель, бронзовые хрустальные люстры и торшеры. В парадной гостиной находятся три огромных канделябра, два из которых выполнены в китайском стиле и один - в японском. Мебель была обтянута золотой парчой с зеленым узором. Эту же ткань использовали и для обивки стен.


За Екатерининским залом, в Парадной половине, располагаются бывшие царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня. Интерьер Парадной гостиной (ныне Красная Гостиная) исключительно наряден. Она имеет альков с колоннами-монолитами из серо-зеленого мрамора, которые удачно гармонируют с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Для облицовки камина используется яшма зелено-голубого тона с прекрасным волнистым рисунком, хорошо поданным русским мастером-камнерезом, сумевшим подчеркнуть достоинства уральского поделочного камня.


Красная гостиная декорирована в стиле Ренессанс. В ее оформлении использован белый, розовато-серый и зеленый мрамор. В XIX веке стены и «гамбсовскую» мебель покрывала серебряная парча с золотыми цветами. С ними полностью сочетались пилястры, фризы и колонны, поддерживающие своды. Палисандровые двери, инкрустированные золоченой бронзой и перламутром в стиле «буль», ведут в соседнюю Зеленую гостинную и в Екатерининский зал Большого Кремлёвского дворца.


Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи, расположена на первом этаже дворца. Анфилада жилых помещений Собственной половины вытянута вдоль главного фасада дворца, и состоит из семи основных жилых и четырех небольших проходных комнат, предназначенных для дежурства и ожидания придворных. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца, и в то же время, им свойственны интимность и домашний уют. В оформлении этих помещений декораторы применяли художественные методы стилей Барокко, Рококо, Классицизма.

Собственная половина состоит из семи комнат: Столовой, Гостиной, Кабинета Императрицы, Будуара, Спальни, Кабинета Императора и Приемной. Несмотря на то, что каждое помещение выдержано в своем стиле, все комнаты вместе представляют собой одно целое. Собственная половина – это музей русского жилого дворцового интерьера, практически, целиком сохранившегося без значительных переделок и дополнений.

Художники, занимавшиеся отделкой дворца, уделяли большое внимание не только архитектурным деталям, но и подбору мебели, канделябров, каминов, люстр. Камины выполнены из малахита и мрамора. Будуар, Гостиную, Кабинет и Спальню украшают разнообразные изделия из фарфора – это вазы, торшеры, люстра, похожая на роскошный букет, увенчанный плодом ананаса. Значительное место в бывших жилых комнатах дворца занимают предметы из бронзы - часы, канделябры. На каминах из малахита и мрамора стоят часы французской работы – они были заказаны специально для Большого Кремлёвского дворца.

Освещение имело важное значение. Оно должно было придать еще большее великолепие интерьерам, поэтому каждая хрустальная люстра во дворце оригинальна, каждая имеет свою конструкцию и форму подвесок. Громадные зеркала, а также позолота, инкрустация, лепка, резьба, придают комнатам дворца необычайно торжественный и помпезный вид. Межкомнатные двери, изготовленные из ценных пород дерева, инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, сделаны на шипах без единого гвоздя. Узоры дверей, во дворце, ни разу не повторяются. Для обтяжки стен, а также для портьер и прочего, в каждой комнате применялась ткань определенного цвета. Те, что особо обветшали, заново изготовили мастера из Павловского Посада.

Открывает анфиладу Собственной половины огромная зала Столовой. Ее стены облицованы белым и желтым искусственным мрамором. Сводчатые потолки, с лепным украшением, опираются на массивный центральный столп, который визуально связывает облик этого помещения с архитектурным решением Грановитой палаты. Декоративные принципы классицизма использованы в отделке Столовой. Здесь спокойное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей Леды и Гименея, вазы в стиле «Боргезе».


Будуар Императрицы создан в спокойных тонах, стены и мебель обиты розовым шелком. В мебель для Будуара входит 24 предмета – разной формы: диваны, столы и стулья. Мебель выполнена из орехового дерева.


В будуаре находится и один из самых красивых каминов дворца, он как-будто вытесан из цельного камня – так плотно подогнаны и отшлифованы пластины малахита. Форма, пропорции, плавно изогнутые линии всех его конструкций только подчеркивают его красоту, а накладные золоченные украшения, придают особую изысканность. Каминные часы привлекают внимание затейливой формой и причудливым механизмом. Эмалевый круг – календарь, который показывает месяцы, дни недели и фазу луны (нижняя часть часов). Над ним – часы в форме вазы, с неподвижной стрелкой в виде ящерицы и двумя вращающимися циферблатами. Арабские цифры показывали минуты, а римские – часы. Все это – в бронзовом, золоченом оформлении.


За Будуаром императрицы располагается Опочивальня. Сине-перламутровые тона, в сочетании с белым и позолотой, создают ощущение чистого ночного неба. В опочевальне господствуют два цвета – синий и золотой. Опочивальня Императрицы роскошна и изыскана одновременно. Атмосфера покоя и благочестия царствует здесь.


Сплошь золоченный мебельный гарнитур создан в стиле Ренессанс. В этом гарнитуре насчитывается 31 предмет. Камин из белого Каррарского мрамора украшают часы под названием «Ночь».


Часы «Ночь» представляют собой циферблат в виде темно-синего шара с накладными цифрами, звездами и двумя бронзовыми фигурками амуров по бокам, стоят на золоченой подставке, с литыми золочеными женскими фигурами.


Кабинет Императрицы подчеркнуто декоративен и оформлен в стиле «буль». Господствующим является темно-малиновый цвет, созвучный духу интерьера французских дворцов конца XVII - начала XVIII века. Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши.


Нарядность интерьеру придают золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, превосходно сделанные из ценных пород дерева, и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Мебель здесь обита шелковой с золотом тканью. Золоченные изысканные часы и вазы дополняют убранство Кабинета.


Гостиная Императрицы – белоснежная с золотым, восемь гибсовых барельефов – символы искусств, еще четыре, изображающих времена года, украшают ее. Мебельный гарнитур, в стиле Людовика XV из бирюзового дерева, тоже позолочен и обит узорным штофом. Мебели, здесь, мягких изгибающихся конструкций, в стиле рокаэль, во множестве отделанные прихотливыми завитками и цветами.


Главным украшением гостиной являются изделия из фарфора – вазы и торшеры. Потолок украшает большая люстра с лепными цветами, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса. Она изготовлена керамистами Петербургского императорского фарфорового завода, в единственном экземпляре, специально для интерьеров Большого Кремлёвского дворца.


В настоящее время весь комплекс Большого Кремлёвского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента Российской Федерации.

Андреевский зал поражает своей роскошью и красотой, дорогим убранством. И это неудивительно - в нем восседали короли и королевы России, у него есть своя история и своя индивидуальность.

По фото Андреевского зала Кремля видно, что в его строительство вложили много труда.

Коротко о главном

Андреевский тронный зал в Кремле был построен по личному распоряжению Николая I в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Он стал тронным залом большого дворца и главным залом Московского Кремля. Можно даже не говорить о великолепном убранстве помещения, которое производит впечатление на каждого входящего, вызванное еще и тем, что стены зала оббиты муаровой тканью цвета Андреевской ленты.

Описание зала

Андреевский зал Кремля является самым известным во дворце. Стены этого помещения отделаны розовым искусственным мрамором и сверху позолочены. Вдоль них пристроились позолоченные стулья, обитые бархатом. Над окнами размещены гербы российских губерний.

Десять позолоченных пилонов украшают зал, а также различные символы в виде крестов, цепей. Шелковые шторы прекрасно гармонируют с остальным убранством помещения. Высокие позолоченные двери, украшенные орденскими крестами, поражают воображение. Над ними находятся вензельные изображения имен императоров России - Петра Первого, Павла Первого и Николая Первого. Петр - как основатель ордена, Павел - как учредитель статута ордена, и Николай - как строитель зала.

В дальнем конце зала стоят три стула, которые предназначались для правителя, его супруги и матери. Этот трон можно увидеть и сейчас в Кремле, обитый бархатом и мехом горностая. Над престолом висит а выше - сияние с покрытым сусальным золотом лучами, в центе которого примостилось Всевидящее око. По бокам от шатра висят двуглавые орлы с изображением на груди Андреевского креста. К шатру ведут шесть ступенек. Раньше, еще в советские времена, на этом месте стоял памятник Ленину.

Пол, как и в других залах, сделан из разноцветного дерева и восхищает всех туристов своим красивым рисунком и огромной работой, которую вложили в это произведение искусства. Следует упомянуть, что последнюю реставрацию зала проводили в 1994-1998 годах, когда он восстановлен был в своем первоначальном виде. Архитектором Андреевского зала являлся Константин Тон.

История Андреевского зала Кремля

Главный тронный зал был построен в 1838-1849 годах архитектором Константином Тоном. Этот мастер создал храмового зодчества, получивший широкое распространение во времена правления Николая Первого. С 1932 по 1934 зал был разрушен. На его месте устраивали заседания Верховного совета СССР. В 1997 году начались реставрационные работы. Руководителями этого проекта были ведущие архитекторы того времени С. В. Демидова и Е. В. Степанова. Архитекторы провели огромную трудоемкую работу с архивными материалами в России и за ее рубежом. Используя прошлые фотографии зала, с помощью новейших технологий у них получилось отреставрировать в полном объеме, до самых мельчайших деталей зал, каким он и был во времена правления императора Николая Первого.

Мы не можем не упомянуть и такого реставратора высшей категории, как В. А. Агейченко, который был и скульптором, и художником, и инженером в одном лице. Для тронного зала он воспроизвел герб Российской империи в бронзе. Также он создал гербы российских губерний, которые расположились над окнами Андреевского зала. Полы также были им воссозданы. Благодаря этому и был реставрирован зал до мельчайших деталей.

Специалисты установили, что для полной идентичности нужно использовать для реставрации пола двадцать три вида древесины. Ее привозили со всех уголков света, даже с Африки, но не изменили ничего, делая все строго в соответствии с чертежами девятнадцатого века. В реставрационных работах участвовало в общем около девяносто девяти фирм.

Огромная комната постоянно была заполнена рабочими, около 2,5 тысяч людей днями и ночами трудились на благо народа. Некоторые орнаменты получались не сразу, к примеру, двуглавый орёл. Мастера сделали сначала орла цвета меди. После установления комиссия отправилась на противоположный берег реки, чтобы оценить издалека полученный результат. Им не понравилось, так как орел был похож на черного паука. Поэтому решили сделать орла цвета "дикого камня".

В Андреевском зале, как и в других помещениях дворца, проводят различные мероприятия, в том числе прием в честь выпускников военных вузов. Такую традицию начал президент Ельцин в 1999 году, и продолжается она до сих пор.

Андреевский зал Кремля до революции и после

В октябре-ноябре 1917 года из-за вооруженного восстания Кремль очень серьезно пострадал, в нем находились отряды юнкеров. Войска революционеров осуществили артиллерийский обстрел Кремля. В результате пострадали стены дворца, часы, Никольская практически все храмы, находящиеся на территории Кремля, и Малый Николаевский дворец.

Во время советской власти столица перешла в Москву, и Кремль стали использовать как политический центр. В марте 1918 года в здание переехало советское правительство с В. И. Лениным. В дворцах и корпусах Кремля стали проживать вожди советской власти. Был запрещен свободный доступ к сооружению. Хотя раньше каждый желающий мог посетить это известное место. Выжить из Кремля советскую власть пыталась Петроградская коллегия по охране памятников старины и сокровищ искусства. Их призыв власть даже не рассмотрела. До революции в зале стояли три трона. Позже их разыскивали по всей России. Первый трон нашли в Петергофе, остальные два - в Гатчине. Ленинградский музей не захотел отдавать стулья, поэтому пришлось делать копии.

Во время советской власти Московский Кремль сильно пострадал. По распоряжению Ленина в 1918 году был снесен памятник князю Сергею Александровичу. В этом же году был также ликвидирован мемориал Александру Второму, который был построен еще во времена Николая Первого. В 1922 году было изъято из церковных соборов и храмов около 300 пудов серебра, примерно 2 пуда золота, огромное количество драгоценных камней. В Кремле стали устраивать съезды советов и конгрессов третьего интернационала, в Золотой палате обосновалась кухня, а в Грановитой сделали общественную столовую. В Екатерининской церкви решили устроить спортивный зал. Такое неуважение к архитектурному произведению искусства не могло не отразиться на его первозданном виде. Считается, что в то время Кремль потерял больше половины своих достопримечательностей.

В 1990 году Кремль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всевидящее око

Над тронами расположено Всевидящее око (в Андреевском зале Кремля), сделанное из золота. Тронный зал был возведен в честь высшего ордена России - масонского ордена Некоторые считают, что Всевидящее око означает Бога в христианстве (на иврите переводится "хозяин орды", одно из семидесяти двух тайных наименований иудейского Господа Бога).

Этот знак используется во многих христианских церквях, в масонстве. На однодолларовых купюрах также напечатано Всевидящее око. Другие считают, что этот библейский знак - символ Божественного Промысла и эмблема Троицы. В христианстве Всевидящее око в треугольнике означает Троицу и смысл заключается в таких словах: "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его".

Экскурсия в Кремль

В России Андреевский зал Кремля, как и другие залы, часто посещается туристами. Дворец является особо охраняемой зоной. Ничего лишнего приносить в Кремль нельзя. Запрещается в нетрезвом виде приходить, в несоответствующем внешнем виде, с оружием, опасным для окружающих людей. Если имеются вещи, которые нельзя проносить, то их надо сдать в камеру хранения в Александровском саду. Фотографировать также можно не везде, а только там, где разрешается и где укажет ваш гид. К примеру, запрещается фотографировать Екатерининский зал Кремля.

Иногда запрещают фотографировать в Парадных сенях, Теремном дворце и Грановитой палате. Вход в Кремль разрешается при наличии паспорта, детям с двенадцати лет можно приходить с загранпаспортом. Правда с четырнадцати лет ребятам можно посещать экскурсии с российским паспортом. Так как залы Кремля используются для проведения официальных мероприятий, еще каких-нибудь торжеств, то возможно, что ваша экскурсия может быть перенесена на более подходящее для дворца время.

Время экскурсии

Экскурсия по Андреевскому залу Кремля проводится каждый день, кроме четверга - это выходной. С десяти утра до трех часов дня. Длительность экскурсии составляет два часа для групп, состоящих из двадцати человек. Стоимость такой экскурсии составляет 4500 рублей, для иностранных туристов - 5500 рублей без использования услуг переводчика.

При проведении реставрационных работ итальянский мастер боялся, что рабочие неправильно сделают лепку, поэтому он спал четыре дня на полу в Андреевском зале.

Екатерина Вторая также хотела построить дворец на южном склоне Кремлевского холма, вместо крепостной стены, но ее планы не осуществились.

Сегодня здесь проводятся торжественные государственные мероприятия - награждения орденами, вручение премий, присвоение воинских и гражданских званий, подписание важных государственных договоров.

Прежде, чем мы расскажем об известных залах Большого Кремлевского дворца , вкратце напомним историю последнего.

Построили дворец в период с 1838 по 1849 годы. Указ о начале строительства издал император Николай I. К работе были привлечены лучшие зодчие страны, а главное руководство возложили на архитектора Константина Андреевича Тона .

Внушительное здание Большого Кремлевского дворца выходит главным фасадом на протекающую за стенами Кремля, ниже по склону, Москву-реку. Здание строили как временную резиденцию русских императоров во время их посещения Первопрестольной столицы.

Хотя снаружи здание смотрится 3-уровневым, на самом деле здесь всего два этажа. Нижний уровень несколько выступает за плоскость верхних этажей, что позволило устроить над ним открытую террасу для прогулок.

Всего во дворце 5 главных залов, о которых и пойдет речь в этой статье:

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца называют еще и тронным. Свое название получил по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного. В первоначальном виде сохранялся с 1849 по 1932 годы, после чего, в Советское время, был объединен с соседним Александровским для создания Зала заседаний ВС СССР. Восстановили его в период с 1994 по 1998 годы по проекту С.В. Демидова.

Десять позолоченных пилонов Андреевского зала, как и также оформленные двери, украшают цепи и кресты из атрибутики российского ордена Андрея Первозванного. Поверх оконных проемов размещены гербы губернских образований, которые существовали в Российской империи.

В торце Андреевского зала Кремля размещается престол, исполненный с оборудованием мест под три стилизованных трона для царствующих особ - Николая II, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, а также импровизированные сени с подлогом из горностая. Настоящие троны и сени сегодня можно увидеть в залах Оружейной палаты Кремля.

Поверх престола размещено лучезарное Всевидящее око, выполненное из золота.


Фото 1. Андреевский зал Кремля и орден Андрея Первозванного

Александровский зал Большого Кремлевского дворца назван в честь ордена во имя Святого Александра Невского, который был учрежден в Российской империи в 1725 году по указу императрицы Екатерины Первой.

Его стеновые плоскости декорированы мрамором розоватого оттенка, свод купола и примыкающие парусные своды украшены орденскими гербами и звездами.

Вид последних повторен на обшивке спинок стульев, которая выполнена из бархата под цвет орденской ленты.

На стенах Александровского зала Кремля расположены живописные полотна, изображающие эпизоды жизни князя Александра Невского.

Как говорилось выше, вместе с Андреевским залом во времена СССР был уничтожен и восстановлен также в 1990-х годах.

В наши дни в Александровском зале периодически проводят заседания Госсовета РФ.


Фото 2. Александровский зал Кремля и орден Александра Невского

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца необычен по своей планировке. В принципе, это квадрат со сторонами порядка 16 метров, но из-за устройства угловых ниш смотрится как восьмигранник.

В декоративном оформлении задействованы цвета, присущие российскому ордену в честь Святого Владимира.

Шатровый свод в виде 16-гранника выполнен с использованием керамических горшочков, что позволило и облегчить саму конструкцию, и придать помещению прекрасные акустические свойства. Освещение Владимирского зала Кремля осуществляется через специально устроенный вверху проем.

Лестничный марш выводит посетителей в помещения Теремного дворца .


Фото 3. Владимирский зал Кремля и орден Святого Владимира

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца является парадным залом. Свое название получил по российскому ордену в честь Святого Георгия Победоносца, который был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году, после чего он стал высшим военным орденом тогдашней России.

Помещение Георгиевского зала Кремля выполнено в бело-голубых с золотом тонах. Зал по-праву является своеобразным храмом воинской доблести.

На стеновых плоскостях установлены золотые звезды, а также орденские повязки с надписями «За службу и храбрость».

Общая длина Георгиевского зала порядка 61 метра, при ширине 20,5 и высоте под 17,5 метра. На стенах установлены панели с названиями войсковых частей и списки георгиевских кавалеров. Верх колон, расположенных у стен, украшают скульптурные изваяния работы Витали, символизирующие территории, входившие в состав Российской территории.

Под потолком установлены шесть позолоченных бронзовых люстр, а напольное покрытие выполнено из 20 пород ценных деревьев, выложенных оригинальным узором.

В годы советской власти в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходили правительственные приемы, награждения и встречи высшего руководства с народом. Сегодня эта традиция продолжает существовать.

Стоит отметить, что именно в Георгиевском зале Кремля прошла церемония подписания договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Случилось это 18 марта 2014 года.


Фото 4. Георгиевский зал Кремля и орден Святого Георгия Победоносца

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца также является одним из парадных залов. В момент своего создания был тронным залом для российских императриц.

Назван зал в честь Ордена во имя Святой Екатерины, который был учрежден еще Петром I в далеком 1713-м году и, по сути, являлся единственным женским орденом в Российской империи.

Паркетный пол выполнен с нанесением стилизованного изображения Ордена Святой Екатерины в виде золоченого рисунка. Изображение ордена в обрамлении искусственных алмазов и надписью «За любовь и Отечество» присутствует и на стеновых плоскостях и парадных дверях помещения.

Общая длина Екатерининского зала Кремля около 21 метра. Главным приметным элементом помещения являются пилястры, украшенные малахитовыми вставками, и закрепленные на мощных столбах у дверных проемов.

Стены и своды украшены муаром сероватого оттенка с обрамлением из материала, под стать рисунку орденской ленты. Также в качестве декора используется позолоченная лепнина, выполненная российскими мастеровыми.

Геометрический рисунок паркета Екатерининского зала Кремля был спроектирован академиком Федором Григорьевичем Солнцевым.

В качестве освещения используются позолоченные люстры, отлитые из бронзы, с канделябрами из тончайшего хрусталя, изготовленного по специальному заказу на одном из императорских заводов по производству стекла в городе Санкт-Петербурге.


Фото 5. Екатерининский зал Кремля и орден Святой Екатерины

Мы завершили наш краткий обзор залов Большого Кремлевского дворца. Надеемся, что эта информация вам понравилась и вы нашли в ней что-то новое для себя.

Читайте также: