Усадьба голицыных "влахернское-кузьминки". Усадьба князей Голицыных «Влахернское — Кузьминки Музейные экскурсии и программы в феврале

ГБУК г. Москвы «Музей К.Г. Паустовского» был основан в 1975 году. Музей был открыт при непосредственном участии учеников и почитателей творчества К.Г. Паустовского – Б.Ш. Окуджавы, М.И.Алигер, А.В. Баталова, А.М. Борщаговского, Д.А. Гранина, Ю.В. Бондарева. С 1986 года музей размещается в памятнике деревянной архитектуры федерального значения («Флигель садовника») на территории усадьбы «Влахернское-Кузьминки». Музей К.Г. Паустовского – образовательный и научный центр по изучению творчества писателя. Музей регулярно проводит научные конференции с участием российских и зарубежных исследователей, занимается научной публикацией текстов К.Г. Паустовского в России и за рубежом, издает сборники научных статей и музейный альманах «Мир Паустовского». Приоритетными задачами музея являются сохранение мемориального и творческого наследия всемирно известного писателя, изучение и популяризация его произведений. К.Г. Паустовский известен не только как писатель, великолепно владевший русским языком, и как продолжатель традиций русской классической литературы XIX века, но и как защитник природы и культурного наследия России, творческий наставник многих известных литераторов и деятелей культуры. Творческое и нравственное кредо писателя лежит в основе миссии музея и определяет основные направления его деятельности: просветительство и популяризация русской культуры, русского языка и литературы; культурологическое и экологическое просвещение; создание коммуникативной и креативной творческой среды для посетителей. Залы постоянной экспозиции музея трансформированы в экспозиционно-художественные модели: Город, Море, Лес, Мир и Дом. Экспозиционное пространство позволяет развивать новые формы работы (театрализованные и интерактивные экскурсии, музейные занятия для семейных и школьных групп, игры-путешествия по экспозиции, арт-терапевтические занятия, концертные программы) с посетителями различных возрастных и социальных категорий. Музей участвует в инновационных социальных и культурных проектах Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы («Музей-детям», «Московский экскурсовод», «Олимпиада. Музеи, парки, усадьбы», «Урок в музее»), реализует межрегиональные выставочные проекты и программу международного сотрудничества с музеями, культурными центрами и общественными организациями.

Музей русской усадебной культуры является единственным действующим музеем-усадьбой, имеющим в своем распоряжении полный комплекс построек, на всей территории Москвы. В его состав входят: господский дом, конный и скотный дворы, небольшая церковь и многое другое. На территории местного парка посетители смогут своими глазами увидеть творения Петра Клодта — всемирно известного автора, создателя скульптур-коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Основная композиция музея представлена двумя объектами: Служительским флигелем и Комплексом Конный двор с его неизменной выставкой «Конный двор в подмосковной усадьбе». Все сохранившиеся строения усадьбы выполнены в архитектурном стиле «ампир» и позволяют представить образ жизни ее владельцев — баронов Строгановых и князей Голицыных.

Служительский комплекс позволит посетителям ознакомится с коллекцией архивных документов и книг XVIII-XIX веков. А постоянная экспозиция «Знакомьтесь, Голицыны!» — с памятными орденами, медалями, произведениями прикладного искусства, посудой и мебелью из родового гнезда Голицыных.

В южной части Комплекса Конный двор расположен Детский музейный центр, включающий в себя Театральную студию и Студию живописи, рисунка и акварели. На территории Детского музейного центра сотрудники музея проводят различного рода интерактивные выставки и программы. Также усадьба предоставляет возможность провести на ее территории не только интересные экскурсии, рассчитанные на детей младшего школьного возраста, но и незабываемый День рождения.


Режим работы:

  • вторник-воскресенье — с 10:00 до 18:00;
  • понедельник — выходной;
  • последняя пятница месяца — санитарный день.

Стоимость билетов:

  • экспозиции в Служительском флигеле и Конном дворе: полный — 100 рублей, льготный — 50 рублей;
  • выставки в Служительском флигеле: полный — 50 рублей, льготный — 20 рублей;
  • выставка «История одного путешествия»: полный — 100 рублей, льготный — 50 рублей.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, М. Быковский, П. Клодт.

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту . Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, М. Быковский, П. Клодт.

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту . Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.

Читайте также: