Вход в ворота кенигсберг был разрешен только. Семь ворот кенигсберга-калининграда

"Незабываемый мой город отчий,
сложившийся в истории веками,
я по Тебе тоскую днём и ночью
и знаю наизусть Твой каждый камень..."

(Хорст Глас "Кёнигсберг")


Старинные ворота Кёнигсберга… Подобно дверям в прошлое, они приглашают нас перенестись на несколько веков назад в старый добрый Кёнигсберг – столицу Восточной Пруссии.

Увы, но не каждый современный калининградец найдет сегодня в безмолвных осколках некогда величественного города что-то для себя интересное и захватывающее. Люди, погруженные в суету своих мыслей и ритм современного города, привычно спешат мимо старинных ворот, не обращая на них никакого внимания. И лишь ностальгирующие группы немецких туристов без устали щелкают затворами фотоаппаратов, чтобы запечатлеть на снимках историю Кёнигсберга, продолжающуюся и в наши дни…

Ещё в далеком 2011 году, я планировал выпустить серию постов по всем сохранившимся воротам нашего города, но так и не реализовал эту идею. Что же, может быть время пришло сейчас? Ворота Кёнигсберга всегда были для меня чем-то особенным. По своей работе, я частенько бываю в районе Королевских и Росгартенских ворот. И каждый раз они снова и снова приковывают к себе мой взгляд, а воображение рисует картинку минувших веков…

Вот усатый караульный, прячущийся от жаркого июльского солнца в тени ворот, проверяет документы у спешащего в город торговца. Юркие мальчишки молнией пробегают через ворота, спеша окунуться в прохладные воды близлежащего пруда, а нарядная дама под белоснежным зонтиком о чем-то оживленно беседует с веселым солдатом… Везде царит мир и спокойствие, светит теплое солнце, в зелени деревьев поют птицы, а воздух заполнен ароматом из соседней пекарни…

Свой рассказ о воротах Кёнигсберга я хочу начать с общего повествования о том, когда и зачем начали строиться городские ворота, а после познакомлю вас с первыми воротами на нашем маршруте – Аусфальскими и Железнодорожными.

Логично, что любые ворота должны куда-то вести. Так, например, самые первые ворота Кёнигсберга были возведены в XIII веке одновременно с Королевским замком и вели в его внутренний двор. Век спустя, когда город разросся и был окружен стеной, ворота уже стали неотъемлемой частью крепости.

Более серьезное вальное укрепление было возведено в 1626 - 1634 годах и окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.

А уже два века спустя, король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.

Однако уже в начале XX века Второе вальное укрепление утратило свое военное значение и было частично срыто, освобождая быстро развивающемуся Кёнигсбергу новые площади для городского строительства. Так исчезли с лица земли красивейшие Штайндаммские и Трагхаймские ворота, а на их месте была сооружена площадь Ханза-платц, известная сейчас, как площадь Победы. Не пощадило время и Холлэндербаумские ворота…

02. Не сохранившиеся Штайндаммские ворота Кёнигсберга.

Но оставшиеся семь ворот Второго вального обвода уцелели до наших дней и именно о них, и будет мое повествование.

Наш маршрут начинается с площади Победы – сердца современного Калининграда, где когда-то находились, пожалуй самые красивые, ворота города – Штайндаммские . К этим воротам мы еще вернемся, а пока направимся по, берущему начало от площади Победы, Гвардейскому проспекту до парка Победы и мемориального комплекса "1200 воинам-гвардейцам".

Именно здесь, через дорогу от Астрономического бастиона и в сотне метров от обелиска, находятся самые незаметные городские ворота – Аусфальские . Сейчас на их крыше находится небольшая православная часовенка св. Георгия Победоносца, построенная в 1995 году, ну а сами ворота можно увидеть, спустившись вниз к небольшому озеру в парке, образовавшемуся из бывшего рва.

03. Часовня св. Георгия Победоносца на... крыше ворот.

Почему же ворота находятся ниже уровня земной поверхности и куда они ведут? Для этого ознакомимся с историей постройки данных ворот.

Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor ), в переводе означающие "Выездные ворота", были спроектированы еще в XVII веке и являлись частью Первого вального укрепления Кёнигсберга. Автор проекта – неизвестный военный инженер.

Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. Самого моста уже давно нет… лишь сохранившиеся береговые опоры из кирпича и гранита, все еще напоминают нам о прошлом. А если хорошо вглядеться в поросший деревьями склон, то все еще можно разглядеть (особенно в зимнее время), еще не уничтоженную временем, дорогу, ведущую к мосту через ров.

Аусфальские ворота не отличаются яркой помпезной архитектурой и больше напоминают мощную огневую точку, казематы которой ощетинились многочисленными амбразурами для прямого и бокового огня по неприятелю. Высокие стены казематов наполовину облицованы гранитными плитами, защищающие кирпичную кладку от воды и снега. А единственным украшением ворот служила лишь пятерка кирпичных зубцов над арочным проходом.

В начале XX века при модернизации вального укрепления Аусфальские ворота оказались ниже уровня земли и были превращены в пешеходный туннель, а чуть позже городская часть ворот и вовсе была засыпана землей.

Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.

В настоящий момент попасть внутрь ворот не представляется возможным, однако в 2007 году Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею, что внушает определенную надежду, что данные ворота когда-нибудь будут отреставрированы и станут доступными для тщательного осмотра туристами. Хотя, уже прошло 10 лет, а воз и ныне там...

11. Когда-то тут был мост, ведущий в ворота.

Вторые ворота, с которыми мы познакомимся, находятся по соседству с Аусфальскими. Называются они – Железнодорожные (нем. Eisenbahnhof Tor ). Через эти ворота, также спроектированные во второй половине XIX века Людвигом фон Астером, проходила старая железная дорога на Пиллау (Балтийск).

В архитектурном плане ворота имеют два раздельных арочных пролета с бочарными сводами. И если с внешней стороны все было довольно скромно, то со стороны города арки были выполнены в виде красивых стрельчатых порталов.

По бокам от ворот находятся классические казематы, а с полевой стороны ворота оборудованы помещением для караула – кордегардией и двумя стробами, похожими на клешни гигантского краба.

Когда-то на них были установлены воротные створки, закрыв которые можно было превратить этот участок ворот в небольшой внутренний дворик. Стоит отметить, что это единственные ворота с подобным архитектурным решением.

Кроме этого была в воротах еще одна интересная особенность… В стенах арок (от пола до потолка) были сделаны прямоугольные выемки – штрабы . В них по типу "жалюзи" горизонтально укладывались прямоугольные брусья или шпалы, благодаря чему можно было полностью закрыть проход через ворота.

15. Видны выемки – штрабы. Архивное фото автора, 2011 г.

Причем со стороны неприятеля разобрать такое заграждение было невозможно, если, конечно, не выстрелить в него из пушки прямой наводкой. Поэтому эффективность данного фортификационного заграждения в XIX веке была весьма сомнительной…

Когда же ворота утратили свое оборонительное предназначение, по верху была проложена автомобильная дорога, которая превратила ворота в самый настоящий мост, через железнодорожные пути, разобранные лишь в начале 90х годов XX века.

В настоящее время ворота частично выполняют свою функцию. Через них иногда проезжают автомобили, а в основном воротами пользуются жители близлежащих домов, так как через них проходит пешеходная дорожка в парк Победы – отличное место для культурного отдыха. Как и Аусфальские ворота, в 2007 году Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею.

А с недавнего времени, в Железнодорожных воротах открылся цифровой Планетарий центра популяризации наук имени Ф.В. Бесселя . В дальнейшем, в одной из арок здания-памятника арендаторы намерены открыть галерею, в которой будут выставляться произведения астрофотохудожников, фотографов, а также детские творческие работы. А 14,15 21 и 22 декабря в воротах пройдет Фестиваль научного кино, в рамках которого, зрителям покажут полнометражные документальные фильмы о науке со всего мира, созданные за последние пять лет.

Из забавных курьезов связанных с этими воротами хочется отметить табличку, из серии "не верь глазам своим", объясняющую нам, что это вовсе не ворота, а кирха XIX века… Табличка долгое время висела на стене ворот и лишь после недавней реставрации её сняли и заменили на современную правильную.

На этом я заканчиваю первую часть своего рассказа о воротах Кёнигсберга, а во второй части мы ознакомимся с Фридрихсбургскими и Бранденбургскими воротами.

Продолжение следует...

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в

В этом разделе будет рассказано об одной из достопримечательностей Калининградской области - семи уцелевших и некоторые данные о полностью разрушенных воротах, которые в свое время служили входами в город Кёнигсберг.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота (нем. Sackheimer Tor) -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении Московского проспекта и Литовского вала.

Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине XIX века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVII века. До конца XIX века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город. После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию и стали своего рода аналогом триумфальной арки. В начале XX века ворота были проданы военным ведомством городу. После этого часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома.

После Второй мировой войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года. При этом ворота имеют статус памятника истории федерального значения.

В 2006 году началась реставрация ворот. После реставрации ворота будут переданы федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии». Здесь будут размещены лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

Архитектура

Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны -- изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии).

Королевские ворота

Королемвские воромта -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года ворота являются филиалом Музея Мирового океана. В них расположена экспозиция, посвящённая посещению Кёнигсберга Великом посольством Петра I.

Ворота выстроены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок.

Немецкое время

Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Эти первые ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (Koenigstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Королевские ворота в XIX веке

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

В начале XX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели, утратили военное значение и были проданы городу военным ведомством. В 1910 году валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Не известно, использовались ли Королевские ворота в качестве оборонительного сооружения во время штурма города советскими войсками в ходе Великой Отечественной войны. По крайней мере в хрониках военных действий и в мемуарной литературе они не упоминаются.

Ворота получили повреждения от артиллерии и бомбардировок, но это не говорит о том, что они были целью, ведь артобстрелам и бомбардировкам подвергался весь город.

Советское время

Об истории ворот в период с 1945 по 1960 год ничего неизвестно. Первый официальный послевоенный документ, имеющий отношение к Королевским воротам -- постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Этот документ устанавливал перечень исторических памятников города, взятых на государственную охрану.

Однако единственным следствием этого постановления было то, что ворота украсились табличкой «Памятник состоит на учёте и охраняется государством». Никаких реставрационных и даже консервационных работ тогда не проводилось.

К тому времени сквозного проезда через ворота уже не было.

В течение ещё пятнадцати лет в истории ворот ничего не происходило. Их не реставрировали, о них не писали. Ворота постепенно разрушались.

В 1975 году в Министерство культуры РСФСР и Управление по охране памятников истории и культуры пришло следующее письмо, подписанное председателем калининградского горисполкома В. В. Денисовым:

Калининградский горисполком сообщает, что ремонтно-консервационные работы на «Королевских воротах», расположенных по улице Фрунзе -- Литовский вал и являющихся памятником архитектуры государственного значения, будут выполнены в ближайшие годы. В дальнейшем это сооружение будет приспособлено для культурных нужд города.

Однако на деле эти благие намерения никаких последствий не вызвали. Наоборот, вскоре над воротами нависла новая угроза:

«…Просим Вашего разрешения как не представляющие ни исторической, ни государственной ценности снести следующие скульптурные изображения, горельефы, барельефы и медальоны: а) с Королевских ворот скульптурные изображения Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II, б) с Бранденбургских ворот медальоны с изображениями генералов Астера и Бойена и герб Пруссии…».

Автором этого письма, отправленного в государственную инспекцию по охране памятников истории и культуры в 1976 году, был человек, который по должности должен был не разрушать, а сохранять памятники культуры, а именно начальник Управления культуры Калининградского облисполкома В. К. Глушков.

Однако московские эксперты не дали добро на «обтёсывание» ворот.

В том же году впервые с конца войны ворота стали использоваться: в них разместился книжный магазин.

В последующие годы попытки местных властей уничтожить ворота не прекращались. В номере от 8 января 1978 года газета «Калининградская правда» написала о том, что ворота следовало бы снести. Вряд ли эта статья была случайностью, так как примерно тогда же Калининградский горисполком направил в Министерство культуры и Центральный совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры официальный запрос о снятии с Королевских ворот государственной охраны.

К счастью, и на этот раз инициатива калининградских властей по уничтожению свидетельств довоенной истории города не встретила поддержки в Москве. Статья из «Калининградки» попала на глаза начальнику Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР А. Н. Копылова, который резко разкритиковал инициативу.

Дабы решить вопрос ценности Королевских ворот, в Калининград Министерством культуры была послана специальная комиссия. Она работала в городе с 10 по 16 сентября 1978 года. В результате охранный статус ворот был подтверждён, и из Министерства культуры в Калининград пришло письмо, в котором обосновывалось историческое и культурное значение ворот, и давался отказ на просьбу о снятии с них статуса охраняемого памятника.

К началу перестройки книжный магазин в воротах перестал существовать. Они вновь стали бесхозным сооружением, за которым никто не ухаживал, и которое постепенно разрушалось. Некоторое время ворота использовались под склад.

Как уже отмечалось выше, к 1991 году ворота были заброшены. В течение последующих десяти лет это положение не менялось, несмотря на то, что существовало множество вариантов их восстановления и дальнейшего использования.

Поворотным событием в истории ворот стало празднование 750-летия города, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея.

Юбилейный символ представлял собой силуэт ворот на фоне российского флага с надписями «Калининград» и «750».

Осенью 2004 года из федерального бюджета для реставрации ворот было выделено 20 миллионов рублей, однако потом стоимость увеличилась более чем вдвое, до 49 миллионов рублей.

Реставрационные работы начались в ноябре 2004 года. К этому времени состояние ворот оставляло желать много лучшего, ведь они были повреждены ещё во время войны и простояли без ухода почти шестьдесят лет. Были повреждены барельефы: у Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II были отбиты голов

Ход реставрации ворот курировался на самом высоком уровне, так как оргкомитет по подготовке празднования 750-летия Калининграда возглавлял министр экономики России Герман Греф. В феврале 2005 года он заявил, что если к 3 июля (последний день юбилейных торжеств) ворота не будут полностью отреставрированы, то рядом с ними для чиновников, ответственных за реставрацию, будет установлена «Королевская виселица».

Однако прибегать к таким крутым мерам не пришлось: ворота были готовы в срок. Их открытие после реставрации состоялось 1 июля.

Реставрация барельефов «трёх безголовых королей», как их прозвали в Калининграде (хотя один из них, Альбрехт, не был королём) представляла собой особую трудность. Практически не было документации, и судить о том, как они выглядели до войны, можно было только по фотографиям. Отправить фигуры на реставрацию в Германию, где имеется большой опыт подобных работ, было крайне сложно из-за российских законов, которые предусматривают сложную процедуру оформления разрешения на временный вывоз объектов культуры за границу. В связи с этим было решено реставрировать фигуры на месте.

Для реставрации фигур в Калининград из Санкт-Петербурга прибыли мастера Алексей Кадыров и Сергей Бугаев, скульпторы-реставраторы, которые до этого реставрировали Певческую капеллу им. Глинки в Санкт-Петербурге. Также для реставрации барельефов был приглашён ведущий реставратор Государственного Эрмитажа Вячеслав Мозговой.

Трудность реставрации заключалась среди всего прочего в том, что фигуры были выполнены из песчаника особой породы, и для укрепления голов пришлось создавать специальный состав.

Не обошлось и без курьёзов: когда головы уже были практически готовы, в одном из польских архивов были обнаружены детальные фотографии фигур. Головы пришлось делать заново. Теперь на тот случай, если короли в будущем по каким-либо причинам вновь лишатся голов, их можно будет заменить запасными.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам -- стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты», из которой калининградцы будущего узнамют, как представлялось их время калининградцам 2005 года. Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля, во время посещения им юбилейных торжеств.

Создание послания потомкам было инициативой Музея Мирового океана.

10 февраля 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвящённая Великому посольству Петра I в Европу.

Архитектура ворот

Как и остальные ворота Кёнигсберга, Королевские ворота были выстроены в стиле неоготики, но именно в Королевских воротах стиль выражен наиболее ярко. Материал ворот -- кирпич.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены бывшие казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а со внешней стороны -- амбразуры. С внешней стороны ворот располагалась так называемая кордегардия -- дворик, простреливавшийся со всех сторон.

Вертикальное членение ворот состоит из трёх равношироких частей, две боковые части членения заключают в себя казематы, средняя же принадлежит проезду. Горизонтальное членение обозначено пояском-карнизом, который делит ворота на два яруса. Казематы имеют высоту в один ярус, средняя часть ворот (часть с проездом) возвышается над ними на высоту ещё одного яруса. На краях крыши как казематов, так и центральной части расположены зубцы. На четырёх углах высокой центральной части расположено по башне. На внешних углах нижнего яруса имеются четыре таких же башни, таким образом, ворота имеют восемь башен. Сейчас все восемь башен выглядят одинаково, однако в XIX веке башни нижнего яруса имели форму турелей -- стилизованных дозорных башенок. Скорее всего башни нижнего яруса приобрели свой теперешний вид тогда, когда ворота перестраивали после их продажи городу.

Первый ярус ворот украшен тремя порталами, второй -- тремя нишами, в которых установлены барельефы короля Чехии Оттокара II (слева), короля Пруссии Фридриха I (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта I (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель -- Замланда и Натангии.

Лицевые стены имеют толщину в два метра, своды -- 1,25 м. Таким образом стены ворот могли выдержать обстрел тогдашней артиллерии. Покрытия ярусов и перекрытия между ярусами выполнены в виде системы крестовых сводов. Так как эти своды вызывали сильный распор, на боковых гранях ворот были устроены контрфорсы.

За время своего существования архитектура ворот претерпела изменения. Ещё в 1875 году северный каземат был переделан в проход для пешеходов, позднее то же самое произошло и с южным казематом. После продажи ворот городу была снесена кордегардия и некоторые другие элементы, необходимые оборонительному сооружению, но ненужные для ворот -- триумфальной арки. Были перестроены торцевые стороны ворот, которые стили видны после срытия вала.

Ворота как возможное место сокрытия утраченных культурных ценностей

Во время войны в Кёнигсберг направлялись культурные ценности, похищенные немецкими войсками в музеях, архивах, библиотеках и церквях Советского Союза. Весной 1945 года эти ценности, вместе с ценностями из кёнигсбергских музеев и других учреждений культуры, захоранивались в разных тайниках. Часто такие тайники устраивались в фортификационных сооружениях.

Есть версии того, что ценности прятались в воротах Кёнигсберга, в том числе и в Королевских.

В основном поиски экспедиции были сосредоточены на Ростгартенских воротах, так как имелись другие свидетельства того, что там были спрятаны ценности. Поиски большей частью ограничились визуальным осмотром помещений. Своих приборов у экспедиции не было, использовались приборы, взятые во временное пользование в военно-инженерном училище. Хотя эти приборы и не были предназначены для такого использования, выбора у поисковиков не было.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского, рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.

Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века).

Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852--1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений -- Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярковыраженные готические формы.

После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

Архитектура

Ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад ворот состоит из семи проёмов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны -- амбразуры.

Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделённый на две половины возвышенной центральной частью. По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками, которые завершаются декоративными машикулями. Между башенками расположена высокая арка, предворяющая собственно въезд в ворота. Над аркой расположена наблюдательная площадка, ограждённая зубцами. Справа и слева от арки проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны.

По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

В то время как городская сторона ворот отличается красивым декоративным оформлением, внешняя сторона не имеет декоративных украшений. С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из котрого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией распологался ров, через который был перекинут подъёмный мост.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (также: выездные ворота, от нем. Ausfalstor, ворота для вылазок) -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на в юго-западном углу перекрёстка Гвардейского проспекта и Горной улицы, в непоредственной близости от от памятника 1200 гвардейам.

Из всех сохранившихся ворот Аусфальские были перестроены в большей степени.

Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, во 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.

Ворота с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.

Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в ворота использовались как склад, позднее -- как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в был расположен коллектор сточных вод.

В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Архитектура

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны вели лестница и довольно узкий мост (следы которых сохранились до сих пор), что является подтверждением того, что ворота пропускали только пешеходов. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшета наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами, украшеными рустикой в типа квадр.

Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом.

О внешнем виде внутреннего (обращённого в сторону города) фасада ворот ничего неизвестно, так как Он был засыпан землёй, а его фотографий или рисунков не сохранилось.

Железнодорожные ворота (Калининград)

Железнодорожные ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Ворота расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, рядом с памятником 1200 гвардейцам. Через ворота проходит пешеходная дорожка, ведущая в расположенный за памятником парк.

На воротах сохранилась надпись с датой их постройки -- 1866--1869 годы. Она расположена на замковом камне ворот. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер (он же является автором проекта Аусфальских ворот).

Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне -- Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне -- Гвардейский проспект). Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.

После Второй Мировой войны движение по проходящей через ворота железной дороге прекратилось, так как была построена новая железнодорожная ветка. Тем не менее рельсы от старой дороги сохранялись вплоть до конца девяностых годов.

Позднее по трассе бывшей железной дороги была проложена пешеходная дорожка, которая ведёт от Московского проспекта через Железнодородные ворота в парк за памятником 1200 гвардейцам.

Весной 2007 года Железнодорожный и Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций военно-исторической тематики. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Архитектура

Железнодорожные ворота имеют два пролёта, оформленных арками стрельчатых очертаний. Порталы ворот оформлены васонным фигурным кирпичом. По бокам от арок размещены казематы с амбразурами. С внешней стороны ворот имеется кордегардия, имеющая мощные амбразуры.

Ворота завершаются парапетами с кованой решётком, которые ограждают проходящий по воротам Гвардейский проспект.

Особенностью ворот являются так называемые штрабы. Они представляют собой вертикальные двойные вемки квадратного сечения, устроенные в стенах арок. В случае обороны с них следовало укладывать прочные брусья. Образованное таким образом заграждение напоминало жалюзи. Разобрать штрабы с внешней стороны было невозможно.

Другие железнодорожные ворота в Кёнигсберге

В Кёнигсберге существовали и другие железнодорожные ворота. Первые были построены после 1853 года, находились они рядом с Бранденбургскими воротами. Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Берлин. Существовало и ещё несколько других железнодорожных ворот. Все они были снесены к двадцатым годам.

Бранденбургские ворота (Калининград)

Бранденбургские (Берлинские) ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на улице Багратиона. Бранденбургские ворота -- единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.

Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.

Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771--1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа -- генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778--1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота -- единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.

Архитектура

Ворота имеют два проезда. Хотя все выстроенные в середине XIX века в Кёнигсберге ворота относились к стилю неоготики, в Бранденбургских воротах готические мотивы выражены особенно ярко. Выделяются стреловидные фронтоны, которые придают низкому в сущности зданию ощущение высоты. Ворота богато украшены декоративными элементами -- например, горельефами и стилизованными каменными цветками.

Фридландские ворота

Фридландские ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к парку Южный (бывший парк 40-летия ВЛКСМ). В воротах расположен музей.

Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних.

Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты -- 1857--1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот.

После войны ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. В конце 80-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.

Архитектура

Как и все ворота Кёнигсберга, Фридландские ворота были выстроены в стиле неоготики. Имя автора проекта неизвестно, иногда авторство приписывается Штюлеру.

Фасад ворот со стороны города разделён на пятью контрфорсами на шесть частей. Контрфорсы завершаются остроконечными двухскатными декоративными башенками, которые выступают над декоративным парапетом с зубцами. Все внешние отверстия ворот (проезды, окна, двери) выполнены в виде стрельчатых арок и украшены перспективными порталами.

Две центральные части ворот заняты проездами. Размеры проездов -- 4,39 м в ширину и 4,24 м в высоту. Части по краям заняты казематами.

Поверхность фасада ворот украшена как бы сеткой, представляющей собой ромбический орнамент. «Нити» этой сетки выложены из кирпичей другого цвета.

Фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна, которая не сохранилась (исчезла после войны). Другая статуя, изображавшая великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена, расположена на внешней стороне ворот. Эта статуя сохранилась, но у неё отбита голова. С внешней стороны ворот расположена кордегардия.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик (1956--2001). Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка. Формально музей открылся 22 октября 2002 года.

Основа экспозиции музея -- предметы, найденные во время работ по очистке парка и его водоёмов. В музее можно увидеть старинные бутылки, посуду, предметы быта, тележные и каретные колёса и т. д. Другая экспозиция рассказывает о фортификационных сооружениях Кёнигсберга.

В 2007 году музей занял второе место на четвёртом всероссийском конкурсе «меняющийся музей в меняющемся мире». В этом конкурсе принимало участие четыреста музеев, Фридландские ворота уступили только Третьяковской галерее. Призовые деньги будут использованы для модернизации музея.

Несохранившиеся городские ворота Калининграда

Кроме семи городских ворот, сохранившихся до сих пор, в Кёнигсберге были и другие ворота, ныне утраченные.

Трагхаймские ворота

Трагхаймские ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Штайндаммские ворота

Также как и Трагхаймские, эти ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году.

Холлэндербаумские

Эти ворота находились в районе перекрёстка нынешних улицы Генерала Буткова и набережной Маршала Багрямяна, рядом с двухъярусным мостом через Преголю. Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Рядом находилась железнодорожная станция с таким же названием. Ворота были снесены в начале XX века.

В советских хрониках Кёнигсберг называют не иначе как "город-крепость" - и не зря. Основанный как метрополия чужой и враждебной земли, у ворот беспокойного востока, веками разраставшийся вокруг замка, Кёнигсберг не мог не быть крепостью. Старейшие стены 14 века, этакий "нулевой пояс", охватывали , и от них к войне уцелели две башни. Первый пояс был построен в 1626-34 годах охватывал уже и Форштадт, а Второй пояс вырос в 1843-62 годах, и в частично совпадал с первым - в совокупности то, что от них осталось известно как Внутреннее кольцо. Наконец, третий пояс (Внешнее кольцо) построен в 1870-90-е годы, проходит примерно вдоль нынешней объездной, и использовался по назначению вплоть до наших дней. Внутреннее кольцо, потерявшее оборонное значение к началу ХХ века - это фактически и есть центр Кёнигсберга, край "дырки от бублика", в который вплетены и два вокзала. Впечатляет и то, что британская авиация, дотла спалив центр города, пощадила транспортные узлы и укрепления - Внутреннее кольцо сохранилось с предвоенной поры почти целиком, основные его утраты связаны с застройкой Кёнигсберга в начале ХХ века.

Поход вдоль кольца (который на практике не был сплошным) я разобью на три части, и в первой осмотрим Южный вокзал, прилегающий старый район Хаберберг и прикрывавшую его часть укреплений. Также оговорюсь заранее, что я теме фортификации я профан, путаюсь даже в терминологии, поэтому рассчитываю на правки и замечания.

На вводном кадре - Фридландские ворота, крайняя точка маршрута. Правее - остров Ломзе, мост на который несколько дальше, и туда я уже не ходил, поэтому пойдём против часовой стрелки. Большинство отмеченных на схеме объектов уцелели, кроме Холлендербаумских ворот, участка от бастиона Краузек до Трагхаймских ворот включительно и отдельных бастионов по всей длине кольца. Южный вокзал находится примерно на месте Бранденбургского бастиона. Зелёные полосочки я нанёс на схему (сфотографированную во Фридландских воротах) сам, и они обозначают "границы" моих постов:

2.

Начнём поход мы не с Фридландских ворот, а с Южного вокзала, который со времён своего основания в Кёнигсберге и Калининграде главный. Как уже говорилось в посте , железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1857 году, а в 1862 сомкнулась с железными дорогами России. Кёнигсберг представлял собой важный транспортный узел, но при этом не имел ярко выраженного Главного вокзала - лишь несколько небольших станций, с некоторыми из которых, существующими и исчезнувшими, мы ещё встретимся. Условно главным можно было считать комплекс Восточного и Южного вокзалов - старейшие в городе, они находились довольно далеко от нынешнего Южного.

3.

В общем, это уже не орднунг был, а бардак какой-то, поэтому в 1920-е годы Кёнигсбергский транспортный узел прошёл комплексную реконструкцию. Южный вокзал в нынешнем виде открылся в 1929 году, и его устройство хорошо видно на гуглокарте:

4.

Перед вокзалом - огромная (420х160м) и пустая площадь Калинина, и простое, но стильное здание вокзала в стиле "новой вещественности" - самый впечатляющий объект на ней:

5.

На фасаде - герб не Советского Союза, а отдельно взятой РСФСР. По-моему довольно редкий случай?

5а.

Внутри, как мне показалось, вокзал тесноват, но очень цивилен:

6.

Главная же его достопримечательность - огромный (180 на 120 метров) трёхпролётный дебаркадер с надписями "Добро Калининград Пожаловать" на торцах. Подобные дебаркадеры сохранились в бывшем СССР ещё в Москве (Киевский и Казанский вокзалы), Питере (Витебский вокзал), а уже в наше время дебаркадером обзавёлся ещё и . В Германии же это было обычное дело. И как видите, такая относительно хрупкая штуковина пережила и август 1944-го, и апрель 1945-го:

7.

Вокзал расположен не у середины, а у северной оконечности дебаркадера. Второй вход - по тоннелю с другого конца:

8.

Дебаркадер не очень высок (во Львове ощутимо выше, не говоря уж про Москву-Киевскую), но кажется безмерно широким. Дальних поездов сейчас отсюда ходит что-то около трёх пар (на Москву каждый день, на Питер через день и в Адлер иногда), пригородных - полтора десятка. А ещё тут, пожалуй, самое большое разнообразие путей: мало того, что как дизельные, так и электрифицированные (в Зеленоградск и Светлогорск) - так ещё и имеется путь стефенсонской колеи (раньше ходил поезд Калининград-Гданьск-Берлин).

9.

Вокзал тут чисто пассажирский, грузовые пути на него не заходят (на спутиниковом снимке видна огромная станция Калининград-Сортировочный):

10.

Северный выезд отмечен очень стильный диспетчерским пунктом:

11.

Южный - небольшим железнодорожным музеем, который нависает аккурат над перронами автовокзала. Автовокзал тут типовой, маленький, но оживлённый. Вообще, автобусное сообщение в области организовано очень грамотно.

12.

Завершает ансамбль немецкий виадук, "тоннель" под которым изрисован на удивлением качественными граффити:

13.

Сюжеты очень разные. Приглядитесь - серое существо из своего брюха тянет как раз-таки поезд:

14.

В общем, один из самых впечатляющих вокзалов, что я видел... равно как и Северный. Но этими двумя вокзалами транспортная мозаика Кёнигсберга совсем не исчерпывается...
А от путепровода пойдём сначала по часовой стрелке - к Фридландским воротам. Железная дорога уходит на юг, а наш путь - вдоль проспекта Калинина, по крепостному валу, на котором и под которым в конце 19 века был разбит, извиняюсь за название, Южный Парк:

15.

В котором два равелина. Ближе к вокзалу - Хаберберг:

16.

17.

18.

Между ними - обелиск. При нацистах парк носил имя Хорста Весселя - молодого активиста, автора гимна НСДАП, ещё в 1930 году убитого коммунистами. При советах парк переименовали в 40-летия ВЛКСМ, и на том месте, где стоял памятник Весселю, поставили стелу комсомольцам.

19.

20.

И наконец - Фридландские ворота, самые молодые на Внутреннем кольце (1857-62). Ворота с аналогичным названием были и на первом кольце, но располагались несколько ближе к центру, название же в обоих случаях от городка Фридланда (ныне Правдинск), находившегося в той стороне. У старых Фридландских ворот немцы несколько дней сдерживали армию Наполеона, дав русским время отступить за Неман.

21.

На ворота можно подняться, а вот с внешней стороны пока не подойти:

22.

Две стороны ворот украшены скульптурами тевтонских комтура Фридриха фон Цоллерна (1412-16) и великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена (который перенёс столицу Ордена в Мариенбург), воссозданными в 2005 году.

23.

Дело в том, что с 1990-х годов ворота занимает музей, основанный энтузиастом Александром Новиком, и лишь в 2002 году получивший официальный статус. Для Калининграда это был прорыв - если Музей мирового океана показал себя эффективной организацией, то этот музей - примером для подражания. Это был первый музей, специализировавшийся на довоенном Кёнигсберге. В 2007 году на всероссийском конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире" он занял второе место после Третьяковки.

24.

Мюнхгаузен на стене:

24а.

Мне, впрочем, не повезло - большая (и самая интересная) часть музея сейчас на реконструкции, поэтому я оказался несколько разочарован. Но что музей сделан со вкусом - видно:

25.

Между железной дорогой и улицей Багратиона вдоль вала тянется бывший район Хаберберг ("Овсяная гора"). Как считается, здесь находилось то ли пастбище, то ли посадки овса для тевтонской конницы, а предместье Хаберберг оформилось тогда же, когда Росгартен и Трагхайм - в 17 веке: в 1613 году образовалась община, к 1652 году разросшаяся до полноценного предместья, которое в 1724, как и другие, вошло в состав объединённого города. Насколько я понимаю, вал 17 века Хаберберг не охватывал, что было исправлено при строительстве второго вала.

26.

В Хаберберг из перенаселённого центра "выселили" кладбища, поэтому небольшой район на окраине имел целых три кирхи. Троицкая Хабербергская кирха известна с 1652 года, в ней крестили Канта... и когда церковь сгорела и была отстроена в 1748-52 годах, по легенде именно Кант предложил оснастить её громоотводом. Она стояла недалеко от нынешней площади Калинина:

27.

Кирха Лютера с 67-метровой башней построена в 1907-10 годах, и находилась близ показанных выше казарм. В кирхе был железобетонный купол, орган и стальные колокола с очень необычным "тяжёлым" звоном. Это последняя кирха Кёнигсберга, целенаправленно снесённая при Советах - в 1976 году. Возможно, и вообще последний храм, разрушенный советской властью...

28.

Наконец, католическая кирха Святого Семейства (1904-07) расположена на одной линии с уже упомянутым обелиском ВЛКСМ. С 1980 года в ней обитает филармония и органный зал.

29.

Архитектурно же это - пожалуй, лучшая стилизация под "ганзейскую готику" среди уцелевших калининградских кирх:

30.

В этом районе я гулял вечером первого дня - поезд прибыл на Южный вокзал примерно в пол-пятого, и у меня было полтора часа. Следующие кадры - уже не Хаберберг, а Форштадт, частично показанный в . Форштадт выделяется среди других районов мрачноватой архитектурой, обшарпанностью и неизменным красным цветом.

31.

31а.

32.

33.

34.

Особенно хорошо вот этот дом в Малом переулке - бывшая телеграфная контора:

35.

А вернее его ворота в стиле "новой вещественности" - одно из моих любимых произведений Старого Кёнигсберга:

36.

И целый квартал Калининградского Морского Рыбопромышленного колледжа:

37.

Во дворе - какие-то наглядные пособия:

38.

А рогатый главный корпус - бывший Госпиталь Святого Георга (1894-97), основанный аж в 1329 году как лепрозорий, а в последующие века многократно разрушавшийся и возрождавшийся:

39.

Забыл я сфотографировать одно знаковое здание на Ленинском проспекте (который связует Южный и Северный вокзалы) - Дирекцию железных дорог в Кёнигсберге, с 1895 года занимавшую доходный дом, построенный, к слову, на месте школы, где в 1730-е учился Кант. Снимок из википедии, 2002 года :

40.

А это уже снова Хаберберг, конец проспекта Ленина:

41.

Возвращаемся к вокзалу. Вплотную к нему примыкает чрезвычайно (как и весь комплекс) стильный железнодорожный почтамт (обратите внимание на портал):

42.

Вид в те же ворота. Кадр снял на виду у сотрудников - никто слова не сказал. Наверное, решили, что немец...

43.

Привокзальные постройки тянутся ещё на пару сотен метров:

44.

Напротив - кирпичная ограда Альтштадского и Кнайпхофского кладбищ, как уже говорилось, "выселенных" сюда в 18 веке:

45.

Кроме стены от них ничего и не осталось:

45а.

Рядом - Бранденбургские ворота (прямо как в Берлине!) над улицей Багратиона. Бранденбург (ныне Ушаково) - замок у залива, по дороге в Бальгу... и далее как раз-таки в тот Барнденбург, где Потсдам и Берлин. Эти ворота - единственные во Внутреннем кольце проезжие, даже с трамвайными путями.

46.

Однако мы идём не под ворота, а параллельно им - дорога поднимается на эстакаду, параллельно которой проходит и железнодорожный мост. Внизу - пути грузовой станции, где-то в её правой части стоял Восточный вокзал:

47.

Часть складов тут ещё немецкие, а многоэтажки уже за Преголей:

48.

Дальше - шумная дорога и унылая промзона. У железнодорожной насыпи, так похожей на крепостной вал, ещё одна потрясающе стильная башня, на викимапии отмеченная как "пункт механической централизации Южного вокзала".

49.

А за ней виднеется железнодорожный мост (1915-27)... о котором в следующей части.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013

Оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße), а затем на Гвардейский проспект (ранее Deutschordenring). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.


Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя, все еще скованной льдом, и припорошенной блестящим на солнце снегом.

Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими складскими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.


Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.


Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские, которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor ). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.


Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау, по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.



Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598-1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.



По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.


Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.

Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись «Friedrichsburg» и горельеф прусского орла.

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц.

23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги, а через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.


После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.


И вот, совсем недавно, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.


По завершению всех работ, ворота примут долгожданных гостей уже в статусе филиала Музея Мирового океана. Планируется, что музейные площади будут посвящены истории кораблестроения, будет открыт центр реставрации подводных археологических находок, площадь перед воротами будет украшена красивым фонтаном, а также в планах открытие миникафе.

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, посетил Петр I.

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника »


Последний раз оглядев взглядом запорошенные снегом ворота, между башен которых проглядывали лучики зимнего солнца, я направился дальше по ул. Портовой и, вскоре, завернул на ул. Серпуховскую (бывш. Knochen Straße), которая в свою очередь вывела меня на ул. Багратиона (бывш. Alter Garten Straße).

На этой улице расположены следующие ворота на нашем маршруте – Бранденбургские (нем. Brandenburg Tor ) – единственные из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга, которые выполняют свою транспортную функцию и по сей день.


Название ворот происходит от орденского замка Бранденбург на реке Фришинг, руины которого до сих пор сохранились в современном пос. Ушаково Багратионовского района. Именно через эти ворота и шла брусчатая дорога из Кёнигсберга в сторону замка Бранденбург.


Датой постройки значится 1860 год. Автором проекта фасада Бранденбургских ворот, как и Фридрихсбургских, является талантливый военный инженер Фридрих Август Штюлер. Ворота вошли в состав Второго вального укрепления и служили для пропуска пешеходов и транспорта через земляной вал у бастиона Бранденбург.


Данные ворота, выполненные в неоготическом стиле, в архитектурном плане чуть более легковесны, в сравнении с остальными городскими воротами. По обеим сторонам от двух симметричных арочных проема для проезда, находятся небольшие казематы с амбразурами. Раньше эти помещения служили для охраны и таможенной службы, а сейчас в них расположился известный в городе магазин «Рамки и рамочки».

Стены казематов выполнены из клинкерного кирпича; цоколь облицован гранитными плитами в технике квадр, а фасады декорированы резным камнем и мелкой пластикой.


Над двумя лучковыми арками ворота украшены очень красивыми «вимпергами» - римскими фронтонами с гранеными башенками - «фиалами».


Фронтоны по краям украшены стилизованными цветками из песчаника - «крабами», а навершия - «крестоцветами». Полубашенки соединены между собой зубчатыми парапетами.

«Тимпаны» (поля фронтонов) декорированы со стороны города горельефами, с другой стороны - гербами. Автор скульптурной пластики - Вильгельм Людвиг Штюрмер.


Горельефы ворот изображают портреты военных генералов, союзников России в борьбе с наполеоновской Францией: военного инженера Германа фон Бойена (слева) и генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера (справа).

Герман фон Бойен родился в городе Кройцбург (современный пос. Енино Багратионовского района) и известен тем, что принимал активное участие в войнах с Наполеоном, сражался в битвах под Лейпцигом, Лионом и Парижем. При его участии в Пруссии была введена система воинской повинности. На месте его родового имения до сих пор находится забытый и полуразрушенный памятник этому выдающемуся человеку...

Второй горельеф принадлежит Эрнсту Людвигу фон Астеру, также активному участнику сражений с наполеоновской Францией. Однако наибольшую известность ему принесла работа над проектом крепостных сооружений Второго вального укрепления.


Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота пострадали, относительно, не сильно. В поствоенное время использовались, как склад и пребывали в общем запущении. И только лишь в 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения...


Яркое, но все еще холодное февральское солнце подсвечивало старинные стены ворот - безмолвных свидетелей богатой истории Кёнигсберга. Устремленные ввысь фронтоны красиво смотрелись на фоне голубого неба, наверное, также, как и полтора века назад, приковывая взгляд случайного прохожего.


Хотелось бесконечно долго смотреть на ворота и вереницу машин, проезжающих через них, но мой путь лежал дальше - в сторону Южного вокзала, где в сотне метров от ворот, на участке старинной стены расположены памятные горельефы, информирующие нас, что здесь в XIX веке были упокоены профессора - ректоры Кёнигсбергского университета «Альбертина».


Это философ Кристиан Якоб Краус (1753-1807) (нем. Christian Jacob Kraus), анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (1776-1847) (нем. Karl Friedrich Burdach), именем которого назван нервный пучок в задних столбах спинного мозга, обеспечивающий осязание и глубокую чувствительность нижних конечностей и нижних отделов туловища и филолог Людвикас Реза (1776-1840) (нем. Liudvikas Gediminas Rėza).

Кстати, на горельефе известнейшего литовского поэта допущена непростительная ошибка в имени (ЛюдвиГас вместо ЛюдвиКас), но пускай это будет на совести автора данного памятного знака. Еще добавлю, что в Калининграде в 2000 году, в сквере литовских городов-побратимов на пересечении ул. Каштановая аллея и пр. Победы, торжественно был открыт памятник Людвикасу Резе скульптора А. Сакалаускаса.


А я тем временем, минуя красивое здание Южного вокзала, вышел на проспект Калинина и направился к следующим воротам на нашем маршруте - Фридландским. Также в третьей части я познакомлю вас еще с одними городскими воротами Кёнигсберга - Закхаймскими.

Продолжение следует...

Минувшее воскресенье в Калининграде выдалось теплым и солнечным. По этому поводу я впервые в этом году выпустила из подвального заточения свой велосипед и отправилась на велоэкскурсию по 8 городским воротам Кёнигсберга-Калининграда, которые сохранились до сих пор.

Первый оборонительный обвод Кёнигсберга был построен еще в XVII веке. Тогда были насыпаны валы, возведены ворота и другие укрепительные сооружения. В конце XIX века был создан второй оборонительный обвод, частично повторявший первый. Ну а в XX веке все оборонительные и укрепительные постройки были проданы городу, потеряв свое военное значение.

Свой путь я начала на Верхнем озере (пруд Обертайх) – одном из немногих мест в Калининграде, где есть велодорожки. Объехав озеро по часовой стрелке и пройдя через небольшую дверку, я оказалась перед музеем Янтаря, расположенном в бывшей оборонительной башне «Дона». Кстати, с другой стороны пруда находится башня-близнец «Доны», которая называется «Врангель».

Толстенькая Дона

Рядом с музеем – мой первый пункт назначения: Росгартенские ворота (перекресток улиц Черняховского и Александра Невского). Они уже не выполняют свою функцию, проехать через них нельзя. Но представить их в деле вполне реально. Сейчас в воротах находится рыбный ресторан «Солнечный камень». Раньше там было очень вкусно, сейчас не знаю – проверю при случае.

Росгартенские ворота

Пора двигаться дальше. Мой путь лежит вдоль улицы Литовский вал. И здесь действительно есть вал, насыпанный столетия назад – страшно представить! По пути я встречаю множество старых укрепительных сооружений, которые сейчас используются в самых разных целях.

Заказать гостиницу в Калининграде: http://1kaliningrad.ru/

А вот и вторые ворота – Королевские (перекресток Литовского вала и улицы Гагарина). Свое название они получили в 1811 году, а до этого назвались Гумбинненскими, так как через них вела дорога в Гумбиннен (ныне Гусев). Долгое время Королевские ворота были заброшены и медленно разрушались. Но к 750-летию Кёнигсберга-Калининграда в 2005 году их наконец отреставрировали. Сейчас в воротах размещается филиал Музея мирового океана – «Великое посольство», рассказывающий об истории и развитии города.

Три фигуры наверху – это Оттокар II (чешский король и основатель Кёнигсберга), Фридрих I (король Пруссии) и герцог Альбрехт (последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии). У них были отбиты головы, и восстановление стало целой проблемой из-за отсутствия нужных фотографий. Но все прошло гладко и три короля снова смотрят на свой город.

Я тем временем еду дальше по Литовскому валу, доезжаю до Московского проспекта и вижу Закхаймские ворота. Последние несколько лет в них расположено арт-пространство «Ворота», которое я нежно люблю, поэтому заезжаю туда на чашку кофе. Так как я не взяла замок для велосипеда, мне любезно разрешают поставить его внутри. В «Воротах» работает кафе «Хлеб и Турка», регулярно проходят выставки калининградских и не только художников, фотографов и прочих творческих личностей, а также работает коворкинг «Стол и стул». Очень рекомендую заглянуть!

Кофе выпит, пирожное съедено, время отдыха закончилось, и я продолжаю свой путь – снова по Литовскому валу, который после Московского проспекта становится узким и спокойным. Я двигаюсь в сторону недавно отреставрированной набережной Трибуца, чтобы по ней доехать до моста и перебраться на другую сторону реки Преголя, где расположены следующие трое ворот.

Раньше этот берег Преголи был неухоженным, поросшим ивняком и засыпанным мусором, а теперь здесь приятно прогуляться.

набережная Трибуца

Передо мной вторая калининградская эстакада, которая привела бы меня прямо к Фридландским воротам, но мне кажется, что ехать по ней на велосипеде в ветреную погоду не очень хорошая идея, поэтому я делаю крюк через Октябрьский остров.

По пути вижу Кафедральный собор – один из главных символов города, и проезжаю Рыбную деревню – она была построена в 2005 году, тоже к 750-летнему юбилею города. Кто-то говорит, что это ужасный новодел, а я очень рада, что набережные приобретают новую жизнь.

Фридландские ворота находятся на пересечении проспекта Калинина и улицы Дзержинского. Здесь расположен одноименный музей, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кёнигсберга. Названы ворота в честь города Фридланд (ныне Правдинск), а фигура на фасаде – это Зигфрид фон Фейхтванген, основатель замка Мариенбург (сейчас Мальборк, Польша).

Фридландские ворота

Дальше я еду в сторону единственных ворот, до сих пор выполняющих свою воротную функцию. Это ворота Бранденбургские, они расположены в противоположном конце проспекта Калинина на месте, где улица Багратиона превращается в улицу Суворова. Кстати, вы знали, что отец полководца Александра Суворова, Василий Суворов 2 года был генерал-губернатором Восточной Пруссии? А вот!

Названы Бранденбургские ворота не в честь того Бранденбурга, что земля в Германии, а в честь Бранденбургского замка (ныне поселка Ушаково). Мне очень нравится, как выглядят эти ворота – почти как пряничный домик 🙂

Следующие в моем списке ворота Фридрихсбургские (улица Портовая). Когда-то это была целая крепость, которой Петр I, прибывший в Кёнигсберг с Великим посольством, очень вдохновился. По примеру Фридрихсбурга, охранявшего речной вход в город, был построен Кронштадт.

Фридрихсбургские ворота

Крепость снесли еще в 1910 году, потому что она утратила свое значение. А ворота сохранились, во Вторую мировую войну были повреждены и, как и Королевские ворота, долго были никому не нужны. Но в начале 2000-х годов власти взялись за их реставрацию и в 2010 году (если не ошибаюсь) здесь открылся еще один филиал Музея мирового океана. Сам музей, кстати, находится прямо через реку. Я не была здесь с момента открытия и приятно удивилась, увидев, как изменилась территория.

Этот музей солидно называется Историко-культурный центр «Корабельное воскресение» и посвящен истории кораблестроения. А еще здесь живет Кёнигсбергский кот – по-моему, это очень важный факт!

Тем временем в моей программе осталось всего 2 пункта. Чтобы поставить галочки напротив них, нужно вновь перебраться через Преголю. На этот раз мне достался самый интересный мост Калининграда – двухъярусный. По верхнему ярусу проезжают поезда, а по нижнему двигаются машины и пешеходы. Это разводной мост: его средний пролёт поднимается. Мне довелось увидеть развод этого моста всего один раз в жизни. Может быть, вам повезет больше?

Последние ворота из тех восьми, что сохранились в Калининграде, – Аусфальские и Железнодорожные, находятся недалеко друг от друга на территории Парка Победы, рядом с памятником 1200 гвардейцам – мемориалом и братской могилой воинов, погибших при штурме Кёнигсберга.

Железнодорожные ворота располагаются под Гвардейским проспектом. Сначала я проехала прямо по ним, а потом спустилась по лесенке вниз. Эти ворота в какой-то мере сохранили свои функции: через них ведет пешеходная дорожка. Раньше через них пролегал железнодорожный путь в Пиллау (сейчас Балтийск), отсюда и название. Сейчас Железнодорожные ворота реставрируются, говорят, в них поместят музейную экспозицию.

Аусфальские ворота находятся на пересечении Гвардейского проспекта и улицы Горной. Признать в них ворота очень сложно. С самого начала они были врезаны в вал, находились ниже уровня земли и пропускали только пешеходов. А в XX веке проход через них был закрыт и в воротах разместился пункт управления военными частями. Сейчас на Аусфальских воротах построена православная часовня.

Моя маленькая экскурсия окончена – получилось 16 километров. Я еду домой, а вы можете перейти улицу Горную, посидеть на лавочке у Астрономического бастиона, посмотреть на памятник героям Первой мировой войны и пойти по Гвардейскому проспекту до площади Победы, где вы уже точно не потеряетесь.

20 статей про Калининград:

1.
2. Продолжаем прогулки по Калининграду: восемь ворот Кёнигсберга

Читайте также: