Гибель парохода армения 1941. Теплоход «Армения» - ненайденная братская могила у берегов Ялты (1)

Семьдесят лет назад в Черном море произошла самая убийственная в истории нашей страны морская катастрофа. 7 ноября 1941 года у крымского побережья гитлеровская авиация отправила на дно санитарный теплоход «Армения », на котором из осажденного Севастополя эвакуировались на Кавказ раненные, врачи и жители города. Сколько людей было на борту — никто в точности не знает. Но по оценкам специалистов — от 5 до 7 тысяч человек. В 2−3 раза больше, чем на печально знаменитом «Титанике »! В живых остались лишь единицы.

Официальная советская историография сделала все, чтобы утаить подробности страшной трагедии. Концы в воду спрятаны так, что предпринятые в последние годы попытки даже с помощью американских батискафов и гидроакустической аппаратуры отыскать одну из самых крупных в мире подводных братских могил ни к чему не привели. Обнаружить остов огромной «Армении» пока не удается.

Что, собственно, известно из официальных источников? Под вечер 6 ноября 41-го санитарный транспорт в последний раз вышел из Севастополя. На борту — раненые, медперсонал и эвакуированные. Прибыл в Ялту, чтобы принять пассажиров и там. Общее число людей, оказавшихся на палубе, в каютах, коридорах и трюмах «Армении», по официальным данным, достигло 5500 человек. Все, что происходило дальше, похоже на безрассудство командира транспорта.

Неизвестно почему утром почти без прикрытия при полном господстве в воздухе гитлеровской авиации переполненный теплоход вышел из Ялты и в охранении по одним данным одного, а по другим — двух сторожевых катеров направился в сторону Кавказа. В 11 часов 25 минут на траверзе Гурзуфа крошечный конвой атаковал немецкий торпедоносец «Хейнкель-111». Сбросил две торпеды, одна из которых попала в носовую часть теплохода. Всего через четыре минуты — в 11 часов 29 минут — кормой вверх теплоход ушел на дно. Спасти удалось по одним данным, 8, по другим — 82 человека .

И это все, что содержится в мемуарах советских адмиралов на этот счет. Даже в изданной в 1983 году Министерством обороны на основе архивов Главного штаба ВМФ СССР «Боевой летописи советского Военно-морского флота в 1941—1942 гг.» о самой крупной морской трагедии той войны — ни слова . Столь вопиющая лаконичность требует объяснений. Пришлось обратиться к архивам.

Теплоход «Армения» относился к первенцам советского пассажирского судостроения — так называемым «крымчакам», сооружение которых началось в 1926 году. Названы так они были потому, что предназначались для перевозки людей между портами Крыма и Кавказа. Двухтрубные теплоходы получились удачными. Рассчитаны были почти на тысячу пассажиров. При длине в 110 метров и водоизмещении в 5770 тонн скорость имели вполне приличную — 14,5 узла. На случай несчастья имелось 16 спасательных шлюпок по 48 мест каждая. Удивительно ли, что с началом Великой Отечественной именно «крымчаков» первыми передали медицинской службе Черноморского флота для эвакуации раненных?

«Армению» и ее собратьев «Грузию», «Украину», «Аджарию» и «Крым» в плавучие госпитали превращали рабочие одесского судоремонтного завода. Под бомбами немецкой авиации в спешке ломали перегородки первоклассных кают чтобы развернуть операционную и 4 перевязочных на 11 столов каждая. Считалось, что на борт придется брать максимум по 400 раненных. 10 августа 41-го «Армению» приготовили к войне.

Сложнее было с экипажем. Опытного капитана Владимира Плаушевского переодели во флотский китель и стали именовать командиром санитарного транспорта. Главным врачом плавгоспиталя стал военврач 2 ранга Петр Дмитриевский , мобилизованный из железнодорожной больницы Одессы. На верхнюю палубу и борта нанесли огромные красные кресты, свидетельствовавшие об исключительно медицинском назначении судна. Но поскольку насчет соблюдения гитлеровцами цивилизованных правил ведения войны иллюзий и тогда никто не питал, на теплоходе, который покрасили в защитный цвет, установили зенитные пулеметы. Только научиться метко бить из них по воздушным целям гражданским морякам было некогда. Враг уже стоял у стен Одессы, раненые в ее госпитали и медсанбаты поступали потоком. Поэтому экипажу «Армении» надо было, не мешкая, приступать к их эвакуации в кавказские порты.

До своей гибели санитарный транспорт успел вывезти из Одессы и Севастополя на Большую землю 15 тысяч человек . Его последний поход начался в Туапсе ранним утром 4 ноября 1941 года. Приняв на борт маршевое пополнение для гарнизона Севастополя, «Армения» в охранении эсминца «Сообразительный» вышла к городу, осада которого только начиналась. Пришвартовалась к Угольной пристани. И вдруг Плаушевский получил приказ: в обратный путь вместе с ранеными принять на борт все без исключения медицинские учреждения флота . Что именно — позволяют уточнить воспоминания участника обороны Севастополя полковника медслужбы А.И. Власова . Вот они: «Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя ».

Вы только представьте: враг у ворот, с 29 октября Севастополь объявлен на осадном положении, бои идут в полутора десятках километров, а из города в тыл отправляют все госпитали и практически весь медицинский персонал ! Этому, полагаю, может быть лишь одно объяснение — командование Черноморским флотом в те дни не рассчитывало, что главная база ЧФ продержится хотя бы несколько дней . Полагаю, именно этот вывод, не вяжущийся с официальной версией героической обороны, все послевоенные годы политиканы и цензоры от истории старались закопать под архивными грифами «Совершенно секретно». Вот и прятали материалы о гибели «Армении».

Надо сказать — для пессимизма черноморских адмиралов фактов было достаточно. 11-я немецкая армия генерал-полковника Манштейна в считанные недели прогрызла нашу жидкую и неумело построенную оборону на узком Перекопском перешейке и в конце октября лавиной ворвалась в степной Крым. Растерявшаяся Москва так и не решила, кому следует оборонять Севастополь. В самом городе гарнизон состоял лишь из двух полков морской пехоты и местного стрелкового полка. 30−31 октября на подмогу из Новороссийска была спешно переброшена кораблями 8-я бригада морской пехоты. Но и с ней численность обороняющихся составила всего около 20 тысяч человек. Как их не расставляй — от Манштейна не отбиться.

Севастополь спас, в сущности, случай и полководческий талант командующего Приморской армией генерала Ивана Петрова . После перекопского разгрома его армия в крымских степях была брошена на произвол судьбы. Не было связи ни с Москвой, ни с командующим войсками Крыма адмиралом Гордеем Левченко, со своим штабом, отходившим к Алуште. Не было связных самолетов. Не было даже приказа куда отступать — к Керчи или к Севастополю? В маленькой татарской деревушке Экибаш командиры брошенной Приморской армии собрались на военный совет. И по своему разумению решили, что должны спасти Севастополь . Это во многом и позволило впоследствии городу стать героем. Но к нему приморцам еще надо было дойти.

Очевидцы рассказывают, что их колонны в форсированном марше по параллельным дорогам пылили наперегонки с гитлеровскими. Наши не успели. Дорогу на Бахчисарай немцы успели перерезать. Приморской армии пришлось повернуть на кружной, долгий, но единственно свободный путь к главной базе ЧФ — в горы Южного берега Крыма. И главным вопросом стал такой: кто выйдет к Севастополю первым? Приморцы или Манштейн? Манштейну было намного ближе, и его авиация в воздухе делала, что хотела.

Вот в таких незавидных условиях командующему флотом адмиралу Филиппу Октябрьскому предстояло решить, что делать с городом? Есть, во всяком случае, не одно свидетельство, что вопреки официальной версии к долгой обороне он не готовился. Более того, в начале ноября, когда на севастопольских окраинах загрохотали первые залпы, командующий флотом счел необходимым срочно отправиться на Кавказ — проверить места базирования переводимой туда эскадры . Как будто раньше он этих мест не видел.

В Севастополь командующий вернулся 10-го. А перед этим именно 7 ноября из Москвы пришла категорическая директива Ставки, после которой Октябрьскому стало ясно, что если он не станет спасать Севастополь, то не спасет и себя . Ниже — ее полный текст.

ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК № 004433 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ КРЫМА, ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ОБОРОНЫ КРЫМА

С целью сковывания сил противника в Крыму и недопуска его на Кавказ через Таманский полуостров Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

2.Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами.

3.Все три старых крейсера и старые миноносцы держать в Севастополе. Из этого состава сформировать маневренный отряд для действий в Феодосийском заливе по поддержке войск, занимающих Ак-Монайские позиции.

4.Отряду Азовской флотилии поддерживать войска Ак-Монайской позиции с севера.

5.Линкоры, новые крейсера базировать в Новороссийске, используя для операции против берега, занятого противником, и усиления отряда старых кораблей. Базирование эсминцев по Вашему усмотрению.

6.Часть ЗА из оставленных районов использовать на усиление ПВО Новороссийска.

7.Организовать и обеспечить перевозку в Севастополь и Керчь войск, отходящих в Ялту, Алушту и Судак.

8.Истребители, штурмовики и часть самолетов МБР оставить в Севастополе и Керчи, остальную авиацию использовать с аэродромов СКВО для ночных ударов по аэродромам, базам и войскам противника в Крыму.

9.Эвакуировать из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное, но не нужное для обороны.

10.Руководство обороной Севастополя возложить на командующего ЧФ т. Октябрьского с подчинением Вам. Заместителем командующего ЧФ иметь в Туапсе наштафлота.

11.Вам находиться в Керчи.

12.Для непосредственного руководства обороной Керченского полуострова назначить генерал-лейтенанта Батова.

И. СТАЛИН Б. ШАПОШНИКОВ Н. КУЗНЕЦОВ

Что оставалось Октябрьскому? Срочно возвращаться со сравнительно безопасного Кавказа в осажденный Севастополь. И адмирал Октябрьский поспешил возглавить сражение за свою главную базу.

Но и недолгое отсутствие командующего флотом в городе в самые критические минуты породило нарастающую панику. Стоит ли удивляться, что было принято решение весь медперсонал флота экстренно грузить на «Армению»? И еще много кого, даже артистов городского театра имени Луначарского. Несмотря на давку на узких трапах, стоянку «Армении» в Севастополе сократили на два часа: из Ялты сообщили, что там вместе с толпами раненых и беженцев эвакуации ожидает крупная группа партийных и советских работников Крыма . Надо было зайти и за ними.

Почему именно экипажу «Армении» поручили это безрассудное дело? Если бы не роковая остановка, при своей приличной для гражданского судна скорости транспорт вполне мог бы за ночь безопасно добраться до Туапсе : в темноте немецкие самолеты не летали. Тех, кто ждал спасения на ялтинских причалах, вполне можно было вывезти для начала в Севастополь, до которого всего пару часов хода. Кораблей и плавсредств для этого в главной базе оставалось в избытке. В конце концов, в ту самую ночь, когда «Армения» теряла драгоценные часы, швартуясь в Ялте, там же вполне благополучно прошла погрузка отходившей с Перекопа 7-й бригады морской пехоты на эсминцы «Бойкий» и «Безупречный». Корабли приняли на борт около 1800 бойцов и командиров, часть боевой техники и в 3 часа 40 минут вышли из Ялты. На рассвете они отшвартовались в Севастополе. Однако дело, видимо, в том, что эвакуация в Севастополь тогда немногим из запаниковавших влиятельных руководителей представлялась спасением. Если рвать когти от гитлеровцев, то лишь на Кавказ !

Навстречу гибели теплоход «Армения» отправился в 17 часов вечера. Почти сразу вдогонку пришел приказ штаба флота: сделать еще одну остановку на рейде Балаклавы и принять с берега некий груз. Кто, что — в короткой радиограмме не сообщалось. Застопорив ход у Балаклавы, Плаушевский тут же понял почему. К борту транспорта подошли катера с работниками НКВД. С них перетащили на палубу деревянные ящики. Как считают некоторые исследователи, это были ценные экспонаты музеев Крыма.

Как бы там ни было, еще несколько драгоценного часов было потеряно. В результате в Ялту транспорт зашел только в 2 часа ночи 7 ноября . Что ждало его у причала? Об этом вспоминает один из тех, кто очень хотел попасть на палубу «Армении», но так и не сумел этого сделать. Как оказалось, - к его счастью. Иначе бы мы не прочитали этого свидетельства. Слово — Е.С. Никулину : «С вечера мы о теплоходе „Армения“ еще ничего не знали. Ночью, часа в два, нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины. Погода была ненастная, часто шел дождь. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город ».

Не попала на «Армению» и семья Веры Чистовой , которой в ту пору было 9 лет. Она вспоминает: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе „Армения“. Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на „Армению“ мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула ».

Впоследствии в своих дневниках адмирал Октябрьский записал, что командир «Армении» нарушил его приказ дожидаться в Ялте ночи на 8 ноября, чтобы обезопасить судно от удара с воздуха . Но опытный капитан Плаушевский не был самоубийцей. Он и без командующего прекрасно знал, чем грозит ему утренний поход. Однако в Ялте царила паника, власти не было, разведка гитлеровцев беспрепятственно катила к городу от Алушты, оккупированной еще 4 ноября.

Кроме того, выполнять приказ командующего Черноморским флотом означало целый день простоять в порту, противовоздушной обороны которого никогда не было. Авиации немцев никто бы не помешал разбомбить огромную неподвижную цель прямо у причала.

Словом, Плаушевский решил не дожидаться, пока «Армению» утопят прямо в Ялте. И отдал швартовы в 8 часов утра 7 ноября .

Никакой разведки в порту немцы к тому времени наладить не успели, и «Хейнкели» охотились явно не за «Арменией». Немцы наверняка знали, что корабли черноморцев спешно переправляют с Южного берега Крыма в Севастополь войска отступающей Приморской армии. И с утра 7 ноября охотились, вероятно, за ними. А тут подвернулась почти беззащитная «Армения»… В 11 часов 25 минут теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111, принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 метров сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» ушла на дно .

Это случилось аккурат в 24-ю годовщину Октябрьской революции. В Москве на Красной площади только что завершился исторический военный парад. Только отзвучали слова Сталина :"Немецкие захватчики напрягают последние силы. Нет сомнения, что Германия не может выдержать долго такого напряжения. Еще несколько месяцев, еще полгода, может быть, годик — и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений".

Потом многие предпочли забыть этот скорбный эпизод победоносной войны. Так было удобнее. Поразительно, но в советские годы никто и не попытался обнаружить лежащее на дне судно. Первые попытки были сделаны уже на независимой Украине. В 2006 году к работам по просьбе Киева подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда . Того самого Билларда, что нашел погибшие в океанах «Титаник», линкор «Бисмар» и авианосец «Йорктаун». Экспедиция, обошедшая американцам в 2,5 миллиона долларов, прошла над предполагаемой точкой гибели советского транспорта 27 раз! Обнаружили на 300-метровой глубине даже 20-сантиметровой длины гильзы от артиллерийских снарядов. Но никаких следов «Армении» не увидали.

В 2009 году к поисковой работе привлекли украинский подводный робот «Софокл». Всего в 270 метрах от указанной на карте точки «Софокл» обнаружил старинный парусный 30-метровый корабль. Но не «Армению»! Однако ведь не иголка же в стоге сена 110-метровый санитарный транспорт? Даже если представить, что правы те, кто считает, что «Армению» затянуло толстым слоем ила, хоть какие-то магнитные возмущения такая масса металла должна же была бы дать?

В чем же дело? На мой взгляд, разумное объяснение одно — не там ищем . Место трагедии на картах зафиксированно неточно. Почему бы не рассмотреть иную версию? Владимир Плаушевский был слишком опытным капитаном, чтобы не понимать, чем грозит ему плавание на протяжении всего светового дня вдоль берегов оккупированного гитлеровцами Крыма. Самое разумное, что он мог сделать — поворачивать в Севастополь, под прикрытие зенитной артиллерии и истребителей главной базы флота .

Безусловно, без согласования со штабом флота сделать это было, конечно, невозможно. Но кто сегодня возьмется утверждать, что такого согласования не было? А что следов подобных переговоров в архивных документах нет — так ведь нет же, например, и следов приказания Плаушевскому следовать в Балаклаву. Неизвестно даже, кто отдал этот роковой приказ.

К тому же мы нынче ведь знаем, с какой тщательностью иные руководители «чистили» наши архивы от компрометирующей лично их правды. Если все, что касалось последнего рейса «Армении», решено было все послевоенные годы тщательно прятат, ь — почему бы для надежности не уничтожить и некоторые материалы штаба Черноморского флота?

Если так — тогда после выхода из ялтинского порта «Армения» должна была идти курсом не на Кавказ. Курс был обратным ! Выходит, искать ее теперь нужно вовсе не у Гурзуфа, а где-то на траверзе мыса Сарыч. Кажется, в этом есть своя логика.

Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая в апреле 1912 года унесла жизни около 1500 человек.

В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей.

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

В середине 1920-х годов, когда страна немного отошла от шока Гражданской войны, правительство задумалось о развитии гражданского судостроения. В 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде было завершено строительство теплохода «Аджария», головного корабля серии первых советских пассажирских лайнеров. В 1928 году на том же Балтийском заводе были закончены работы ещё над пятью кораблями данного проекта: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения».

«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров.

«Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.

Плавучий госпиталь

С началом Великой Отечественной войны «Армению» «призвали» на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе её срочно переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым.

10 августа 1941 года «Армения» начала исполнять свои новые обязанности. Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского . Главврач ещё недавно был лицом гражданским и работал в одной из больниц Одессы.

Обстановка на фронте складывалась удручающая. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, враг вплотную подступил к Одессе. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев. Затем «Армения» приступила к вывозу раненых из Севастополя. К началу октября судно перевезло на Большую землю около 15 тысяч человек.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.

В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии.

Тысячи беженцев и секретный груз

С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?

Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию.

Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».

Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие.

Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это было золото или ценности из музеев Крыма.

«Смелые лезли на судно по вантам»

Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова , которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».

В тот момент остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот.

Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек. И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек.

На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра.

Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.

Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов.

Теплоход затонул за 4 минуты

Прежде,чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью.

По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход - ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.

В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера-сторожевика, а в небе находились два советских истребителя И-153.

Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков. Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню».

Однако, сегодня более достоверной кажется версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии « Крым - Кавказ» .

Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода.

«Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.

Часовня в Ялте, посвящённая погибшим на теплоходе Фото: Commons.wikimedia.org

Найти не удалось

Загадки «Армении» на этом не закачиваются. Спустя 75 лет после трагедии точное место гибели судна так и не обнаружено.

Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек».

Предполагаемое место гибели теплохода изучали неоднократно. В 2006 году к поискам подключился Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». На Украине сообщали, что «Армению» вот-вот найдут, но этого не произошло. Следов погибшего судна обнаружено не было.

Есть предположение, что настоящее место гибели «Армении» не там, где указано в документах. Согласно этой версии, капитан Плаушевский направил судно не в Туапсе, а в Севастополь, под защиту ПВО базы флота, но по пути был атакован торпедоносцем.

Это, однако, только предположение, как и многое другое в истории гибели «Армении».

Раскрыть все тайны можно будет только тогда, когда последнее пристанище корабля всё-таки будет найдено.

Крушение, превзошедшее по числу жертв «Армению», произошло в конце войны. В ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием Владимира Коновалова торпедировала на выходе из Данцигской бухты фашистский транспорт «Гойя». Из более чем 7000 человек, находившихся на его борту, спаслось менее 200.

«Армения» - пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария». Был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году.

В последний рейс отправился из осажденного фашистскими войсками Севастополя, на борту имел, огромное количество раненых солдат из госпиталя, гражданское население, руководство лагеря «Артек», часть партийного руководства Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз.

7 ноября 1941 был потоплен немецким торпедоносцем вблизи побережья Крыма.
Затонул за 4 минуты. Из всех, находившихся на борту, выжило 8 человек, самостоятельно доплывших до берега.

Число погибших составило по разным оценкам от 5 000 до 7 000 человек. Возможно, что количество жертв может быть и около 10 000 человек.
Координаты места были, возможно специально искажены. на сегодняшний день известны следующие: 44°15′00″ с. ш. 34°17′00″ в. д. / 44.25° с. ш. 34.283333° в. д.
Текущее местоположение на карте, выбрано согласно последним изысканиям экспедиции 2005г,(15 км от Ялты) и многочисленным упоминаниям в самых разных источниках, - на пересечении траверзы Гурзуфа, и морского пути Ялта - Туапсе, и разумеется также весьма приблизительно.

В журнале «Нептун XXI век» №№ 1-6/2008 года даже прозвучало сенсационное заявление: «Армения» найдена уникальным поисковым комплексом:

«В 1998 году группой российских и украинских ученых был разработан специальный комплекс аппаратуры зондирования Земли и дистанционного оконтуривания под землей и под водой различных объектов и полезных ископаемых до глубин 5 ООО метров.

Южнее Ялты... район поиска был ограничен площадью акватории 100 кв. км (10x10 км)...

Работы по обнаружению корпусов затопленных судов в этом районе, определению их координат и идентификации судна «Армения» были выполнены в течение двух недель. При этом использовались новые технологии комплексного использования результатов специальной обработки и расшифровки космического фотоснимка с помощью высокочувствительной аппаратуры – стационарного геоголографического комплекса «Поиск» и активной сверхвысокочастотной аппаратуры, согласованной в автоматическом режиме с приемником ОР8-76. В результате в районе поиска площадью 100 км2 обнаружены три затопленных судна различных размеров, определены их размеры и координаты.

Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна «Армения». Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно «Армения». Судно лежит на дне под слоем 6-7 м придонного ила, его центр находится на расстоянии 250 метров от ранее предполагавшейся точки его гибели (точность обнаружения координат центра судна составляет ± (6-10) м).

На его борту (под верхней палубой в районе надстройки) дистанционно обнаружены признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов (серебро, золото, платина). Визуальная проверка с помощью обитаемого подводного аппарата в июне 2005 года подтвердила наличие плато в этом районе, характеризующего лежащее на левом борту судно соответствующих размеров, занесенное слоем ила.

Выполнение поисковых работ традиционными технологиями на больших площадях акватории в настоящее время затруднено из-за невозможности привлечения для поиска водолазов (слишком большие глубины), ограниченных возможностей гидроакустических, ультразвуковых и телепередающих средств обнаружения металлических объектов, находящихся под большим слоем грунта и на большой глубине, а также из-за высокой стоимости подводных работ.

Район расположен в Черном море в 15 км от Ялты. Глубины по мере удаления от берега – 350-1200 м. По имеющимся сведениям военных архивов, в точке торпедирования судна глубины составляют около 380 м, однако через каждые 100 м они увеличиваются на 80-120 м. ...При втором выходе в море место затопления обследовалось с помощью автономного обитаемого подводного аппарата (ПА) «Лангуст».

Наведение аппарата на точное место затопления судна «Армения» осуществлялось по расчетам операторов комплекса «Поиск», установленного на судне обеспечения. Экипаж ПА при погружении на глубину 500-520 метров визуально обнаружил каньон глубиной до 40 метров, на правом склоне каньона (практически в самом каньоне) просматривается гладкая площадка длиной около 100 метров с наклоном вглубь около 30°, глубина площадки – 540 метров. При приближении к площадке с нее поднимаются клубы ила, а со склонов начинают осыпаться большие объемы илистого грунта. Из-за опасности завала ПА илистым грунтом дальнейшее обследование дна было прекращено.

Было идентифицировано санитарное судно «Армения» по следующим параметрам:
∞ расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты);
∞ совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна;
∞ совпадение резонансных информационно-энергетических спектров образцов медных электрокабелей и кабелей с затопленного судна, затопленного фрагмента оторванной носовой части судна и этих же спектров на фотоснимке судна;
∞ надежная фиксация резонансных информационно-энергетических спектров цветного металла винтов (2 винта);
∞ четкая фиксация совпадений резонансных информационно-энергетических спектров от латунных букв на кормовой части судна (по частотам и по конфигурации букв);
∞ определение характерных размеров деревянной надстройки данного судна (только от ходового мостика до труб) и резонансных информационно-энергетических спектров сортов дерева надстройки;
∞ совпадение характерных выступов на палубе затопленного объекта с местом размещения труб на верхней палубе судна и совпадением резонансных частот информационно-энергетического спектра от их материала;
∞ совпадение резонансных спектров от металла корпуса судна;
∞ четкая фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов – под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра – во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности;
∞ фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру (на двух других затонувших судах в этом районе нет фиксации такого массового скопления человеческих останков)».
www.blackseanews.net/read/28329

Однако завеса секретности вокруг затонувшей «Армении» до сих пор не развеяна.
Историки установили, что дело № 19, касающееся этой трагедии, было изъято из ЦВМА и… уничтожено еще в 1949 году. Кем, почему – вопросы, на которые до сих пор нет ответа.

Эта катастрофа - одна из крупнейших морских катастроф за всю историю.

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

ЕРЕВАН, 7 ноя — Sputnik, Давид Галстян. Ровно 77 лет назад произошла одна из крупнейших морских трагедий Второй Мировой войны — немцы потопили советский санитарный теплоход "Армения".

"Армения" была спроектирована морскими инженерами Ленинградского Центрального бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского и спущена на воду в ноябре 1928 года. Теплоход вошел в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря, состоящей из "Абхазии", "Аджарии", "Украины", "Крыма", "Грузии" и, соответственно "Армении".

Судно имело дальность плавания 4600 миль, могла перевозить в каютах 518 пассажиров, а также до 1000 тонн груза, развивая при этом максимальную скорость 14,5 узла (около 27 км/ч). Все эти суда стали обслуживать "экспрессную линию" Одесса — Батуми — Одесса, исправно перевозя тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны корабль перенаправили на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе ее переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым. На грот-мачте был поднят большой белый флаг с изображением международного Красного Креста.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. На корабле эвакуировались не только раненые, но и гражданское население. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.

В последний рейс "Армения" отправилась с огромным количеством раненых солдат, а также гражданских лиц. На борту, кроме того, находилось партийное руководство Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз (сопровождавшийся сотрудниками НКВД).

Капитан Плаушевский знал, что только темная ночь может обеспечить скрытность плавания и не даст возможность авиации противника атаковать "Армению".

Однако судно вышло в море не ночью, а днем. Неизвестно, капитан принял решение сам, или ему был дан приказ "сверху". Такой приказ сулил гибель, и некоторые историки склонны считать, что капитана дезинформировали спецслужбы немецкого абвера. Другие источники говорят о том, что давление на него оказали сотрудники НКВД.

В своих записках командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский пишет: "Когда мне стало известно, что транспорт "Армения" собирается выходить из Ялты днем, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае не выходить до 19.00, то есть до темноты. У нас не было возможности обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надежно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11.00 он был атакован самолетами-торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты".

По официальным данным, погибло 5 тысяч человек, и лишь восемь спаслось. Вызывает много вопросов тот факт, что документы по трагическому инциденту были уничтожены в 1949 году.

По некоторым сведениям, через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего "Армению", дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришел неожиданный: "архив люфтваффе вывезен в СССР".

Трагедия "Армении" до сих пор остается одной из "белых пятен" Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

Читайте также: