Самый большой океанский круизный лайнер. Самый большой в мире океанский лайнер

Самые большие круизные лайнеры по размерам превышают обычную девятиэтажку, но таких кораблей в мире всего пара десятков. В нашем рейтинге - самые огромные и роскошные.

Harmony of the Seas

Американский лайнер Harmony of the Seas ходит в круизы из Рима и Барселоны. Четырёхдневная поездка на Harmony of the Seas стоит 650 долларов. На лайнере 18 палуб с развлечениями для пассажиров, есть и необычный бар, где барменами работают роботы.

Круизный лайнер Quantum of the Seas

348-метровый лайнер Quantum of the Seas вмещает почти 5 000 пассажиров. Корабль курсирует в основном по Азии. Пятидневный круиз стоит 800 долларов. Путешественники могут любоваться океаном со специальной смотровой палубы и с 90-метровой вышки. Также на лайнере есть автодром, СПА, бассейн с кинотеатром, казино.

Oasis of the Seas

На лайнере Oasis of the Seas могут путешествовать 6 000 пассажиров одновременно. На корабле есть 150-метровые двухэтажные каюты, поле для гольфа, скалодромы и другие развлечения. Девятидневная поездка обойдётся минимум в 1500 долларов.

Allure of the Seas

Плавающий отель Allure of the Seas также рассчитан на 6 000 пассажиров. Корабль ходит в основном между Багамами, Карибами и Мексикой. За недельный круиз нужно заплатить около 600 долларов.

Norwegian Epic

Лайнер Norwegian Epic вмещает почти 5 200 человек. По опросам путешественников, это самый роскошный корабль в мире. Помимо обычных развлечений вроде бассейнов, спортплощадок, ресторанов и кафе, здесь есть собственный аквапарк с крутыми горками.

Independence of the Seas

Лайнер Independence of the Seas ходит вокруг Европы и Карибских островов. Трёхдневное путешествие стоит около 300 долларов. На корабле есть водный парк для сёрферов, бассейн с горячей водой и даже каток.

Queen Mary 2

Океанский лайнер Queen Mary 2 курсирует вокруг Европы и экзотических островов. Двухдневная поездка в обычной каюте стоит не менее 345 долларов. Для 3 000 пассажиров во время круизов работают планетарий, 3D-кинотеатр, библиотека.

Norwegian Breakaway

324-метровый лайнер Norwegian Breakaway катает 4 000 пассажиров между Багамами и Карибами. Недельный круиз обойдётся в 700 долларов. На Norwegian Breakaway мишленовский ресторан, пассажирам показывают мюзиклы и шоу фокусников.

Royal Princess

На открытии лайнера Royal Princess присутствовала Кейт Миддлтон. Герцогиня Кембриджская дала и имя этому роскошному кораблю. Пассажиров здесь развлекают в уличном кинотеатре, на палубе даже организовано шоу танцующих фонтанов.

MSC Preziosa

MSC Preziosa ходит по Средиземному морю и Атлантическому океану. Лайнер рассчитан почти на 4 000 пассажиров. На борту, помимо обычных развлечений, можно поиграть в «Формулу 1» и посмотреть кино в 4D-кинотеатре.

Путешествовать на таких роскошных лайнерах - одно удовольствие. Необычная обстановка и масса развлечений на борту, бескрайний простор вокруг и удивительная атмосфера.

В настоящее время почти 400 круизных лайнеров бороздят морские просторы. Они могут принять на борт около 650.000 пассажиров. Их комфорт обеспечивают 222.000 членов экипажей. Их средний тоннаж составляет 57.200 т. Для сравнения, тоннаж легендарного «Титаника» составлял 40.000 т. В ближайшие 10 лет 36 круизных компаний на 17 верфях заказали ещё 118 лайнеров стоимостью 66,5 млрд.$ , средний тоннаж которых составит 97.726 тонн, а вместимость - 2440 пассажиров.

По размеру круизные лайнеры делятся на:

Очень большие. Тоннаж свыше 130.000 т. Это настоящие гиганты. Таких лайнеров всего 36, запланировано строительство ещё 23. Рекордсменом является Symphony of the Seas класса Oasis компании Royal Caribbean водоизмещением 228.081 т - в настоящее время самое большое судно в мире. Он может принять на борт до 6500 пассажиров. Ни одна компания в мире пока не планирует строить суда ещё большего размера.



Большие. Тоннаж от 50.000 до 130.000 тонн. Самый массовый размер. Таких лайнеров 125. Важным параметром этих лайнеров является ширина. У большинства из них (88) она не превышает 32м. Это позволяет им проходить через Панамский канал.

Средние. Тоннаж от 25 до 50 тыс. тонн. Лайнеры этого размера характерны для компаний премиум и люкс класса. У популярных компаний класса стандарт их практически нет.

Малые. Тоннаж от 5 до 25 тыс. тонн. Такие суда в основном эксплуатируют экспедиционные и люксовые компании. У последних такие лайнеры часто называют «бутик-лайнер». Из-за малого количества пассажиров и высокого уровня сервиса.

Очень маленькие. Водоизмещением до 5000 т. Этот размер характерен для экспедиционных и парусных компаний. Их трудно назвать лайнерами. По сути это яхты, рассчитанные на несколько десятков пассажиров.

Круизные суда могут быть как уникальные, построенные в одном экземпляре, так и массовой серии (проекта). Самым многочисленным проектом в настоящее время является Grand class, суда которого составляют костяк флота компании Princess Cruises (9 лайнеров). Ещё 2 лайнера этого проекта есть у компании P&O Cruises .

Очень похожи внешне и конструктивно лайнеры проектов Destiny, Conquest, Concordia . Компании Carnival Cruise Lines и Costa Cruises в сумме эксплуатируют 15 таких лайнеров. 11 лайнеров класса Vista плавают под флагами Holland America , Cunard , Costa , P&O Cruises .

Подсказка – если вам не хватает информации по лайнеру, рекомендуем посмотреть описание других судов этого проекта. Обычно каюты и планировка идентичны. Интерьеры могут немного отличаться.

Как и компании, которым они принадлежат, круизные суда по уровню сервиса делятся на классы:

  • стандарт
  • премиум
  • люкс.

Ещё есть промежуточный класс Upper Premium , к которому относят лайнеры компаний Oceania , Azamara и Viking Ocean Cruises .

Причём суда одного проекта (одинаковые конструктивно) могут быть разного класса. Например, Queen Elizabeth относится к классу премиум, а Arcadia - к классу стандарт. Хотя это идентичные лайнеры.

У круизных лайнеров нет официальной звёздности . Если на каком-либо сайте вы видите «звёзды» у лайнеров, это не более чем маркетинговый ход.

Коэффициент сервиса – количество пассажиров делится на количество членов экипажа.

Считается, что чем меньше пассажиров приходится на 1 члена команды, тем сервис должен быть выше. Наилучший сервис на лайнерах, где на 1 члена команды не более 2х пассажиров.

У большинства лайнеров находится в диапазоне 2-3 и не превышает 4. Это достаточно спорный коэффициент, т.к. самые новые лайнеры за счёт автоматизации и внедрения новых технологий имеют меньшее количество экипажа. Но это не значит, что сервис на них хуже, чем на судах более ранней постройки. Примером может служить инновационный современный Quantum of the Seas , коэффициент сервиса которого 3,22.

Узнать, какие порты посетил лайнер за последнее время и какие суда заходили в порт, можно на сайтах

Представьте себе квартал Лас-Вегаса, который плывет из города в город. Представьте корабль на 7500 человек, из которых 2500 - сотрудники и персонал. Добавьте к ним ледовый каток, волейбольные и баскетбольные площадки, поле для гольфа, зал для боулинга, стены для скалолазания, фитнесс центр, спа-салон, бесконечные бассейны и вы получите самый большой круизный лайнер в мире - Allure of the Seas.

Круизный лайнер - это, по сути, несколько независимых друг от друга предприятий. Одна команда занимается навигацией, другая отелем и размещением, третья кормит ежедневно тысячи человек, четвертая устраивает и проводит развлечения и так далее. Жизнедеятельность такого морского монстра очень сложна и интересна. Об этом я и хочу рассказать в сегодняшнем посте...

Это был мой 15-й или 16-й круиз. Помню, даже на больших кораблях меня иногда укачивало. Здесь же вообще нет ощущения, что находишься в открытом море. Махина настолько огромна, что никакой качки вообще не чувствуется. Мы шли в шестибальный шторм, волны были высотой 4,2 метра. Корабль был неподвижен, словно египетская пирамида:

3.

На каждом этаже и в каждом лобби стоят оригинальные схемы и указатели. Все что выделено белым - отель, фиолетовые зоны - общественные:

4.

Верхняя палуба:

5.

Общественных мест очень много. Обойти всё сразу невозможно:

6.

Лайнер представляет собой два параллельных дома, соединенных между собой перемычками - спереди и сзади. Между ними пустое пространство с зеленой зоной. На крышах "домов" бассейны и лежаки:

7.

Бассейнов очень много, на любой вкус и цвет. Есть взрослые, детские, с горками, фонтанами, джакузи и т.д.:

8.

Мини-гольф:

9.

Баскетбольная и волейбольная площадка:

10.

Есть несколько зон со столами для пинг-понга:

11.

Zip Line - скоростной спуск по тросу с одной стороны корабля на другую:

12.

Есть две "волны", на которых можно кататься на серфе. Одна для новичков, другая для более-менее продвинутых:

13.

14.

На верхней палубе имеются "крылья", которые выступают из корпуса лайнера в стороны. В крыльях по 2 больших джакузи. Лежишь в теплой воде на высоте 18 этажа над морем, и смотришь на волны под тобой. Очень круто:

15.

Нос корабля. Несколько палуб отданы под общественные зоны. Конструкция навесов такова, что максимально защищает от ветра, сохраняя при этом ощущение открытого пространства:

16.

На носу корабля три бассейна:

17.

18.

Теперь давайте посмотрим, что находится между "домами" этого лайнера. На корме имеется карусель, бар, парк, вдалеке кинотеатр:

19.

Вечером в кинотеатре выступают акробаты шоу вроде Цирка Дю Солей. Очень прикольно. Я думал зайти и сделать пару фотографий для отчета, но так и просидел открыв рот до конца шоу:

20.

В другую сторону Central Park - открытое пространство с деревьями и растениями на уровне 8 этажа:

21.

Зеленая зона разделена перемычкой на два участка:

22.

Давайте спустимся на 8 этаж:

23.

Стеклянные крыши предусмотрены для прогулочной зоны, которая расположена тремя этажами ниже. Здесь есть улочки, поют птицы - полное ощущение, что гуляешь в городе:

24.

В этой зоне находятся известные международные рестораны и магазины. Мы еще к ним вернемся в следующем посте:

25.

Корма корабля. Есть две стены для занятиях альпинизмом. Альпинизмом, Карл!

26.

Бары в Central Park:

27.

Кинотеатр:

28.

Палуба на уровне пятого этажа выходит к спасательным шлюпкам. Она идет по всему лайнеру, и сюда выводят людей при внештатных ситуациях. Чтобы место не пропадало зря, его используют как беговую дорожку. Так часто поступают пассажиры больших кораблей, но только здесь специально разметили дорожки для бега и спортивной ходьбы. Согласовано даже направление, чтобы не сталкиваться друг с другом. Полный круг 700 метров:

29.

Нос корабля занят вертолетной площадкой, пассажиров туда не пускают. Разыграть сцену из "Титаника" не получится:

30.

Пятый этаж под Central Park. Магазины, бары с караоке, даже Старбакс:

31.

Раритетный автомобиль для придания пространству шика и роскоши:

32.

Четвертый этаж - казино и ночные клубы. Азартные заведения открываются только тогда, когда лайнер покидает территориальные воды того или иного государства. В порту не работает:

33.

Центральный зал для шоу и концертов:

34.

На капитанский мостик нет экскурсии, но мне повезло плыть вместе с группой испанских журналистов. Их визит был согласован и мне удалось примазаться к этой компании. Капитанский мостик выглядит пустовато. Огромная площадь, но органы управления занимают лишь небольшой участок по центру:

35.

Кораблем управляет не капитан, а первый офицер. Он нам и проводил экскурсию. Офицера зовут Геннадий. Он из Одессы. Наш хлопчик.

У корабля нет штурвала. Три винта двигателя вращаются на 360 градусов, их выставляют либо вручную с помощью трех вращалок (на переднем плане фотографии), либо с помощью компьютера. Система следит за курсом и подруливает:

36.

37.

38.

39.

40.

Командный штаб расположен рядом и может отгораживаться от капитанской рубки перегородкой. Тут продублированы все органы управления лайнером:

41.

Когда корабль швартуется в порту, офицер использует выходы на "крыльях" влево и вправо:

42.

Тут тоже есть система управления:

43.

Отсюда отлично виден борт лайнера и это позволяет "парковаться" без инцидентов:

44.

В следующем посте расскажу какие на судне есть рестораны, шоу и развлечения. Посмотрим их поближе. Stay Tuned!

Harmony of the Seas

Длина: 362 метра

Вместимость: более 6000 пассажиров

Маршруты : трансатлантический круиз; 22 мая лайнер отправится в свой первый круиз из Саутгемптона (Англия); в июне намечен недельный круиз из Бармелоны, в июле — из Рима.

Стоимость круиза: от $650 за четыре ночи

Harmony of the Seas — круизный лайнер американской компании Royal Caribbean International класса «Оазис». Для пассажиров на лайнере доступно 18 палуб, в том числе палубы с видом на океан, и самые разные развлечения — три водные горки, Bionic Bar с роботами-барменами, и высокоскоростной интернет, не говоря о стандартных для лайнеров Royal Caribbean спа и казино.

Quantum of the Seas

Длина: 348 метров

Вместимость: до 4905 пассажиров

Маршруты : трансатлантический круиз; все лето Quantum of the seas будет совершать круизы из азиатских портов.

Стоимость круиза: от $800 за пять ночей

Oasis of the Seas

Длина: 362 метра

Вместимость: до 6296 пассажиров

Маршруты : на ближайший год в расписании стоят круизы по Карибам и Багамским островам

Стоимость круиза: от $1564 за 9 ночей

Allure of the Seas

Длина: 362 метра

Вместимость: до 6296 пассажиров

Маршруты : Карибские острова, Багамы, Мексика

Стоимость круиза: от $558 за семь ночей

Длина: 330 метров

Вместимость: до 5183 пассажиров

Маршруты : Карибские острова чередуются с круизами по Средиземноморью и Канарам

Стоимость круиза: от $495 за четыре ночи

Согласно недавнему итальянскому исследованию , Norwegian Epic — самый любимый среди путешественников и самый роскошный круизный лагерь: Allure of the Seas уступает ему на 21%. Главная особенность этого лайнера — помимо традиционных кают, Norwegian Epic предлагает студии для одиноких туристов, с особым дизайном, доступом в собственный лаунж и специальной ценой. На лайнере есть множество развлечений, постоянно играет живая музыка и регулярно выступает перформанс-группа Blue Man Group.

Independence of the Seas

Длина: 339 метров

Вместимость: до 4375 пассажиров

Маршруты : основные маршруты — из Форт-Лодердейл по Карибам и из Саутгемптона по Европе

Стоимость круиза: от $278 за три ночи

До строительства Oasis of the Seas самыми большими лайнерами в мире были лайнеры класса Freedom: Independence of the Seas , Freedom of the Seas (первый рейс — 4 июня 2006 года) и Liberty of the Seas (первый рейс — 19 мая 2007 года). На всех трех лайнерах, одинаковых по тоннажу, длине и вместимости, есть огромный тематический аквапарк, каток, парк для серфинга и боксерский ринг. На Independence of the Seas есть также и бассейн с подогревом. В мае этого года лайнер был арестован в порту норвежского Олесунна за неуплату сборов. Впрочем, Royal Caribbean в течение часа заплатила необходимые 600 000 крон (примерно €72 150), и лайнер продолжил свой путь.

Длина: 345 метров

Вместимость: до 3090 пассажиров

Маршруты : Трансатлантика, круизы по европейским портам, Карибским островам и не только

Стоимость круиза: от $345 за две ночи

Norwegian Breakaway

Длина: 324 метра

Вместимость: до 3988 пассажиров

Маршруты : Багамские и Карибские острова

Стоимость круиза: от $699 за семь ночей

Длина: 330 метров

Вместимость: до 4100 пассажиров

Маршруты : Карибские острова, Европа, британские острова

Стоимость круиза: от $465 за пять ночей

Длина: 333 метра

Вместимость: до 3959 пассажиров

Маршруты : Средиземноморье и немного Трансатлантики (8 ноября лайнер отправляется из Венеции в бразильский Салвадор)

Стоимость круиза: от €560 за семь ночей

Путешествие по океану на белоснежном гигантском корабле – мечта миллионов. Для комфортного отдыха пассажиров судостроительные компании создают поистине шедевры. В мире существуют десятки лайнеров, которые в разы превосходят своих собратьев по размеру. На таком исполине мечтает поплавать каждый любитель морского бриза.

Чтобы привлечь больше посетителей, проектировщики создают «невозможное». Частое явление на таких кораблях – теннисные корты, крупные бассейны и рестораны, тренажерные залы и СПА-салоны, кинотеатры, библиотеки и, даже ботанические сады с собственными аквапарками.

Один из крупнейших и дорогих пассажирских круизных лайнеров, построенных компанией Royal Caribbean International. На момент запуска был самым большим в мире. С 2009 года радует путешественников своим красивым и комфортным интерьером.

Новое поколение судов Genesis стало воплощением комфорта, безопасности и высокотехнологичного оснащения с нотками роскоши.

Технические характеристики:

  • Лайнер состоит из 16 палуб и 2704 каюты для 6880 пассажиров и 2200 человек экипажа;
  • Длина 360 м, ширина по ватерлинии 47 м, а максимальная высота 72 м;
  • Двигатели дизельный, фирмы Wartsila – 3 штуки 12V46D и 3 шт – 16V46D, общей мощностью 132 тысячи лошадиных сил;
  • Максимальная скорость 42 км/ч;
  • Водоизмещение 225282 брт.

Вся эта роскошь вылилась владельцам судна в немаленькую сумму – 1,24 миллиарда долларов. Но и билет на десятидневный круиз стоит от 1500 евро.

«Оазис» побил предыдущий рекорд, который длительное время сохранялся за пассажирским лайнером Queen Mary II. Размеры Королевы Марии в два раза меньше. Также современный рекордсмен в 5 раз больше печально известного Титаника.

Инфраструктура

Развлекательная программа предусмотрена и продумана для пассажиров разного достатка, интересов и возраста. Здесь найдут занятия по душе и миллионеры, и обычные люди. Для любителей активных видов отдыха предусмотрены спортивные площадки – баскетбольная, волейбольная, для скалолазания и гольфа, ледовый каток.

Достояние «Оазиса» – амфитеатр под открытым небом на воде, вмещающий 750 зрителей. Расположился на корме корабля-гиганта и повторяет внешний вид древнегреческого собрата. Театр в помещении рассчитан на 1300 посетителей, находится в другом конце судна.

Для приверженцев спокойного и размеренного отдыха предлагается на выбор десяток бассейнов, в том числе с детскими зонами, оснащенными горками и другими развлечениями.

Любители серфинга могут найти для себя занятие на верхней палубе в виде водоема с искусственными волнами. Для их создания непрерывно работают мощные насосы, перекачивая тысячи литров воды в минуту.

Для обеспечения питанием на корабле функционируют кафе и рестораны. Блюда готовятся 300 поварами на большом камбузе. Каждый выбирает свой вид обслуживания – заказы по меню или Шведский стол. Там же хранятся запасы сырья на общую сумму около 2 миллионов долларов. Чтобы бесперебойно готовить еду, на корабль сразу загружается 14000 мяса и продукции из него, 22000 килограмм картофеля и такие же невероятные объемы других продуктов. После полной погрузки судно дает значительную осадку.

Для охраны здоровья на борту предусмотрена группа врачей и среднего медицинского персонала. Даже есть собственный морг, на случай гибели кого-то из пассажиров.

Интересно!

Вечером загораются десятки тысяч ламп, освещающие круизный лайнер, на всех площадках начинаются развлечения. Большим достоянием корабля является программа знаменитого Cirque du Soleil. Акробаты радуют посетителей сложными трюками.

На ледовом катке так же каждый день разыгрываются представления, захватывающие дух. Любители роскошного отдыха могут провести вечер в понравившемся ресторане из 20 на выбор. На борту имеется 37 баров, караоке и ночные клубы.

Технические нововведения и правила

Еще одна новинка в сфере IT-технологий – это ключи-идентификаторы в виде браслетов, подключающиеся к Айфонам, на которые загружена подробная карта лайнера. Таким образом, человек может безошибочно отыскать потерявшегося друга или узнать, где находится ребенок. При желании на такой браслет можно подать сигнал, который дойдет до адресата по сети wifi, и тот начнет вибрировать.

Технологическое новшество пользуется популярностью на борту корабля, площадь которого несколько тысяч гектаров, не только среди пассажиров, но и у персонала. Ведь при потребности разыскать человека без подобного устройства, придется потратить минимум несколько часов.

Для запоминающегося отдыха пассажиров на борту работает около 2500 человек, которые ежеминутно обеспечивают безопасность и комфорт. Персоналу запрещено свободно передвигаться по местам, отведенным для гостей круиза.

Интересно!

Для скрытого перемещения экипажа в глубине судна по всей его длине разработана система тайных ходов, по которым сотрудники беспрепятственно и быстро попадают к месту назначения.

На пассажирском лайнере есть зоны, в которые строго запрещается входить отдыхающим и даже персоналу, не имеющему доступ. Например, камбуз – во избежание возможного распространения инфекции по кораблю. Также на капитанский мостик и в технический отсек попадают только «избранные» члены экипажа, которые участвуют в управлении океанским гигантом. Эти объекты самые охраняемые.

Технические характеристики:

  • Длина – 362 м;
  • Высота – 70 м;
  • Водоизмещение – 227 тыс. тонн;
  • Вместимость – 6780 пассажиров и 2100 членов экипажа.

Круизный гигант состоит из 18 палуб, на которых расположились развлечения на любой вкус. Посетителям предлагается отдохнуть в уникальном Бионическом баре, где напитки подают механизированные роботы. Есть необычный Летающий бар, который плавно передвигается между несколькими палубами, при этом люди могут спокойно расслабиться, наблюдая за окружающей обстановкой.

Достопримечательность водного исполина, которая отличает его от других лайнеров компании, аквапарк. Здесь расположились самые длинные и высокие горки, занимающие высоту десяти палуб. Для детей есть свой небольшой водный парк.

По типу Оазиса на Гармонии есть ледовый каток, на котором каждый вечер происходят невероятные шоу с участием акробатов, артистов и фигуристов. В глубоком бассейне посетителей также развлекают водными шоу со световыми спецэффектами.

На огромном лайнере 2747 кают разной планировки и интерьера. Для богатых клиентов на выбор предлагаются комнаты, расположенные сразу на двух палубах, а также с длинными балконами с видом на океан. Для людей с более скромным достатком есть двухместные каюты, которые оборудованы всем необходимым. Можно выбрать номер для отдыха с окнами или без, что существенно скажется на цене билета.

На нем расположились казино, баскетбольная площадка, аквапарк, десятки ресторанов и баров, ночных клубов и СПА-салонов. Отдых будет незабываемым даже для избалованных и, повидавших многое, гостей.

На одной из палуб, около бассейна предусмотрено место для загара под солнцем, которое оснащено шезлонгами и затеняющими щитами. Корабль делится на семь зон, оборудованных под разную тематику интересов посетителей.

Для любителей экстремального и активного отдыха, созданы бассейны с искусственными волнами для плавания на серфе, скалодромы. Для детей есть свои зоны отдыха с веселыми аниматорами и развлечениями.

Интересно!

Основная часть посетителей Очарования Морей – это люди в почтительном возрасте. Чтобы создать для них незабываемую и уютную атмосферу праздника, на лайнере есть Старбакс, где каждый день проходят тематические вечеринки в стиле 1930-х годов.

Crystal Cerenity

На момент спуска на воду в 2003 году был самым завораживающим кораблем класса Люкс. Билеты на него могли позволить себе только люди с достатком выше среднего. Позже его затмили другие круизные лайнеры, но Кристальная Безмятежность продолжает радовать любителей прогулок на чистом океанском воздухе до сих пор.

Интересно!

Судно несколько раз становилось на реставрацию и доработку, которая обошлась компании в 16 миллионов долларов. Сейчас на круизном лайнере с комфортом размещаются в 550 каютах 1070 пассажиров.

Для развлечения предусмотрены спортивные площадки с тренажерами, теннисные столы, зона для игры в гольф и корты для большого тенниса. СПА-центры, бутики с модной одеждой и аксессуарами, бассейны под открытым небом обязательно порадуют женщин. Мужчины же предпочтут казино, бары с элитными сортами алкогольных напитков, игровые автоматы.

Читайте также: