Где были построены самые древние акведуки. Акведук – это римская задумка, воплощенная во всем мире


Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами. Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.

Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
История

Pont du Gard, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где Вавилоняне и Египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда Ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров.

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфель в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон.

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Pont du Gard в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Pont du Gard проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных Войн, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.

Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, чугун позволял строительство больших дюкеров, нагруженных бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было затмено акведуками на крайнем западе страны, наиболее примечательным был Акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу, следующему из истощения рек.

Использование воды в Римской империи

Провинция Сирия находилась под властью Рима более семи веков — с 64 года до н. э. вплоть до 637 года. Эту провинцию в VII веке завоевали арабы. В мирное время римляне тратили огромное количество воды. В одной только столице существовали тысячи фонтанов, водостоков с питьевой водой, бань и других потребителей воды. Богатые сенаторы купались в собственных бассейнах и сооружали маленькие фонтаны в своих садах. Поэтому ежедневно на человека расходовалось 500 л воды (сегодня в Европе на человека в среднем уходит около 125 л). Именно римские инженеры придумали стандартные свинцовые трубы, высокие арочные акведуки и трубопроводы, рассчитанные на давление в 15 атмосфер.

Однако когда незадолго до рождения Христа римские легионы пришли в неплодородные земли Палестины, им пришлось отказаться от своих привычек, во всяком случае на некоторое время. Завоеванная территория оказалась слишком засушливой, воды не хватало. Но это препятствие не остановило завоевателей. Вскоре они придумали, как решить вставшую перед ними проблему. В бывшей римской провинции Сирия (ныне территория Иордана) немецкие ученые уже несколько лет изучают огромную систему искусственных каналов. Часть римского трубопровода находится под землей, и длина этих туннелей составляет 106 км.

Подземный акведук

Туннель обнаружил в 2004 году Матиас Деринг (Mathias Döring), профессор гидромеханики из Дармштадтского университета прикладных наук (Германия). Изучение древнего акведука длится до сих пор. Более того, ученые только недавно смогли в общих чертах представить себе историю создания гигантского водопровода. Местные жители, которые называли акведук Qanat Firaun — «канал Фараона», считали, что в туннелях, прорытых на глубине до 80 м, спрятано золото. Деринг первым понял, что акведук имеет римские корни. Водопровод начинался у болота в Сирии, которое уже давным-давно высушено: 64 км он шел по поверхности и затем трижды исчезал под землей в туннелях длиной в 1, 11 и 94 км. Ранее ученые считали самым длинным подводным каналом Древнего мира акведук в Болонье, который имел в длину 19 км.

Методы строительства акведука

Туннели акведука оштукатурены водонепроницаемым известковым раствором, на стенах сохранились греческие надписи, а под потолком живут целые колонии летучих мышей. «Иногда нам даже приходилось прерывать работы, потому что в пещерах людям не хватало кислорода», — рассказал руководитель проекта.

Города Декаполис

Группа из десяти городов, расположенных на восточной границе Римской империи (современные Иордания, Израиль и Сирия). Эти города не представляли собой официальную лигу или политический союз, но их объединяли общий язык, культура, географическое расположение и политический статус. Города Декаполиса находились в центре регионов, где процветала семитская культура. Здесь жили набатеи, арамеи и евреи. Каждый город обладал некоторой автономией и самоуправлением. Названия этих десяти городов известны благодаря римскому писателю Плинию-старшему. По другим источникам, Декаполис насчитывал 18−19 городов.Акведук, скорее всего, строили легионеры. Солдаты выдолбили длинные коридоры и подняли на поверхность более 600 тыс. куб. м камней (в качестве эквивалента можно сравнить этот объем с одной четвертью пирамиды Хеопса). Этот колоссальные проект по водоснабжению обеспечивал запасами воды города Декаполиса. Акведук заканчивался в Гадаре— в городе с населением в 50 тыс. человек.

Расцвет Римской империи и города Гадара

Деринг вместе со своими студентами проводил исследование с помощью теодолита — геодезического инструмента, который измеряет горизонтальные и вертикальные углы, и GPS-приборов. Ученые искали новые входы, ведущие в этот подземный туннель. В конце концов исследователи смогли определить, что строительство подземных коммуникаций началось в 90 году н. э. В то время Римом правил император Домициан (81−96), и империя переживала период расцвета. Римский аристократ Секст Юлий Фронтин (40−103) руководил работами по строительству девяти каменных акведуков в Вечном городе и ввел в обиход некоторые технические новшества. Левант также находился на подъеме благодаря торговле с восточными странами. В Рим привозились тигры, вокруг трона Домициана ходил ручной лев, богатые сенаторы покупали индийские специи и носили одежды из китайского шелка. Кто угодно мог себе позволить ладан или рабов из Аравии. Торговые пути через пустыни в этот период процветали. Многие караваны подходили к воротам Гадара, который стал со временем крупным городом. Римляне построили там два театра и даже запланировали сооружение храма нимф с фонтанами и бассейном длиной в 22 м.

Дефицит воды и сложности строительства акведука

Однако местных источников не хватало, поэтому вскоре этот регион начал страдать из-за дефицита воды. Администрация города была вынуждена срочно предпринимать какие-то меры. В отдаленном регионе Сирии римляне нашли реку, от которой и начали строительство водопровода из римского бетона (лат. opus caementicium).

Канал сверху закрывали плитами, чтобы защитить от животных, птиц и грязи. Кроме того, в полной темноте в канале не росли водоросли. Первый город, через который прошел водопровод, - Адраа. Но затем путь каналу перекрыли гористые районы Северного Иордана. Первым серьезным препятствием для римских инженеров стало широкое ущелье Вади аль-Шалаль глубиной в 200 м. Через такую пропасть римляне построить мост не могли. Но тем не менее, они нашли выход из этой ситуации.

Акведук около ущелья резко поворачивает влево и идет вдоль горного региона на юг. Когда неровности ландшафта привели к тому, что прокладывать акведук по поверхности стало невозможно, римляне начали прорубать через скальные породы подземный канал, длина которого составила 11 км. Так инженеры добрались до того места, где ущелье становилось гораздо уже, и где они смогли построить мост. Сам мост до наших дней не сохранился, но каменные блоки, из которых он был построен, до сих пор покоятся на дне ущелья. Однако после ущелья дорога стала еще сложнее - на пути постоянно возникали холмы и крутые спуски. Римляне уже сталкивались с подобными проблемами около Карфагена, поэтому возвели арочный каменный акведук длиной в 19 км.

Подземное строительство

Дальше канал решили строить под землей - благодаря такому решению римлянам не нужно было воздвигать мосты через овраги и ущелья. Строители просто выдалбливали туннели под землей. Однако и здесь возникли серьезные трудности. В античности люди еще не знали компаса. Поэтому не могли ориентироваться под землей и точно знать, куда дальше прокладывать туннель и как обеспечить достаточную вентиляцию подземного канала. Пробив всего несколько метров, рабочие не могли нормально дышать — весь ход наполнялся во время строительства густой завесой пыли. Кроме того, в туннеле, высота которого составляла в среднем 2,5 м, а ширина 1,5 м, одновременно могли работать только четыре легионера. А четыре человека за день продвигались лишь на 10 см. Если бы работы шли именно такими темпами, то римляне могли бы рыть туннель до Гадара до сих пор.

Система шахт

Землемеры, инженеры и горняки совершили небольшое путешествие на восток и нашли решение этих проблем. Деринг уверен, что смог понять, как именно работали древние строители. «Мы нашли множество указаний на то, что сначала инженеры наметили путь водопровода на поверхности, а потом через некоторое расстояние, от 20 до 200 метров, строили наклонные шахты к подземному каналу». Через эти шахты вниз проникал и свежий воздух. Но самое главное — такой метод позволил одновременно работать сотням людей, которые соединяли отрезки канала между собой, продвигаясь навстречу друг другу. Легионеры работали в основном заостренным долотом, освещая туннель масляными светильниками.

Исследования современных ученых

Сегодня старые шахты позволяют ученым определить местоположение древнего подземного водопровода. «Почти все служебные входы были заделаны, чтобы животные не провалились в шахты. Некоторые шахты оказались засыпаны или наполнены строительным мусором», — объяснил Деринг. А в одной из шахт ученые нашли куриные кости. Спуск в шахты несколько сложен и сейчас - ученые вынуждены пользоваться альпинистским снаряжением. Лестницы уходят вглубь под углом в 50°, а ступени со временем поросли мхом и стали слишком скользкими, чтобы по ним можно было просто спуститься. В самом туннеле царит полная темнота, иногда исследователям не хватает воздуха. Проходы загораживают обломки блоков, в таких местах собирается дождевая вода, которая порой доходит почти до пояса.

Загадки акведука

Сегодня ученые нашли уже около 300 шахт. Но у них до сих пор осталось множество вопросов, на которые исследователи все еще не смогли получить ответы. «Например, на протяжении первых 60 километров уклон подземного канала составляет всего 0,3 на тысячу сантиметров», — объяснил глава проекта. То есть за 1 км туннель понижается всего на 30 см — это очень мало. У римлян не было нивелира, они пользовались шестиметровым инструментом под названием хоробат, который позаимствовали у персов. А также наполняли козьи кишки водой, чтобы вычислить уклон у углов сооружения. Однако существование этих примитивных инструментов не объясняет поразительную точность, с которой построен акведук.

«Сначала землемеры должны были вычислить точный многокилометровый маршрут пролегания акведука и отметить этот путь столбами», — отметил Деринг. Даже это было чрезвычайно сложно сделать при неровном ландшафте. Затем они должны были повторить этот путь глубоко под землей вплоть до последнего сантиметра. Но как именно им это удалось сделать с такой высокой точностью? Акведук невозможно было построить прямо под намеченной линией, так как шахты уходили вглубь не вертикально, а под углом. Удивительно, почему римские строители не совершали серьезных ошибок. Чтобы встретиться под землей и соединить отрезки туннеля, легионеры должны были точно знать, в какую сторону рыть. Но единственным способом связи между строительными секциями могло быть лишь перестукивание. Рабочие долбили камень, ориентируясь на этот звук, но вполне могли забрать вбок - тогда туннель имел бы зигзагообразный вид. Но все туннели абсолютно прямые.

Итог строительства

Для завершения акведука римским инженерам потребовалось 120 лет. Только после этого подземные и наземные каналы наполнила вода из отдаленной сирийской речки. Исследователи изучили минеральные отложения на стенах туннелей и пришли к выводу, что поток воды несся со скоростью от 300 до 700 л в секунду.

Однако жителей Гадара постигло разочарование. Изначально считалось, что вода соберется в высоком каменном резервуаре, который сможет снабжать городские фонтаны и запланированный к постройке храм. Но этого не произошло. Видимо, землемеры и инженеры совершили ряд серьезных ошибок. И вода, преодолев 170 км пути, прибывала в город слишком медленно, чтобы стали возможны великие планы римлян. Резервуар полностью не наполнялся, и фонтаны в городе так и не заработали. По словам Деринга, этот водопровод скрывает еще множество загадок. Поэтому ученый и его команда продолжат исследования акведука начиная с апреля 2009 года.

Термин «акведук» пришел к нам из латинского языка (aguae ductus) и в переводе означает «ведущий воду» (agua — вода, duco — веду). Что такое акведук в современном русском понимании? Это — сооружение для пропуска водных потоков на значительной высоте через пересеченную местность, включающую преграды естественного и рукотворного происхождения.

Акведук используется для обеспечения водой населенных пунктов, промышленных производств или сельскохозяйственных угодий из находящегося на возвышенности отдаленного источника воды. Принцип работы акведука заключается в свободной подаче воды по желобу, кювету, трубе под небольшим уклоном. Таким образом, используются физические законы, позволяющие без дополнительных усилий перемещать огромные потоки воды по искусственно созданным каналам.

Из истории возникновения акведуков

История возникновения акведуков берет свое начало от древних вавилонян и египтян, которые научились строить водоводы для снабжения своих жилищ водой, наблюдая за естественным течением рек — с возвышенности на более низкий участок.

Еще в VII веке до н.э. ассирийцами был возведен известняковый акведук для обеспечения водой их столицы Ниневии. Источник от столицы отделяла широкая долина. Протяженность водовода составила 80 километров, а его трехсот метровый участок над долиной достигал десятиметровой высоты.

В истории сохранились сведения об акведуках, которые сооружали племена майя и древние греки. Древнегреческий путешественник, географ и историк Геродот воспел акведук на острове Самос как одно из чудес света.

Построенные древними римлянами акведуки значительно отличались от первых сооружений по своей технологии уже в те времена для их строительства использовались такие водостойкие материалы, как пуццолановый бетон.

В возведении акведуков участвовали лучшие зодчие, производящие сложные точные расчеты. Например, акведук в Провансе Пон-дю-Гар имел разницу в высоте между источником и конечным пунктом всего 17 метров. При этом его общая длина составляла 50 километров, причем на каждый километр уклон составлял всего 34 сантиметра. Такая точность и лучшие строительные технологии обеспечили римским акведукам многовековое успешное использование — даже спустя тысячу лет после развала Римской империи акведуки не потеряли свою технологическую значимость.

В некоторых случаях при строительстве акведуков перепад поверхности составлял свыше 50 метров. Для того, чтоб обеспечить свободное прохождение водного потока, строители создавали дополнительно напорный водовод (дюкер). Эти технологии используются и сегодня, когда при прокладке водопроводов приходится пересекать места со значительными углублениями.

Современное использование акведуков

В современном понимании, определение, что такое акведук, заключается в описании сооружения, предназначенного для перемещения больших потоков воды надземным способом. Учитывая высокую себестоимость возведения и содержания акведуков по сравнению с подземными водопроводами, сегодня их строительство оправдано лишь в густонаселенных гористых странах, преимущественно там, где прокладка подземного водовода сопряжена с определенными трудностями.

Однако в ряде стран эксплуатируются акведуки, предназначенные для пропуска судов над руслом реки или над долиной. Эти мостовые конструкции позволяют соединять системы каналов, по которым могут пройти небольшие суда. Строительство их началось еще в XVII веке, и некоторые из них успешно действуют и сегодня.

Наиболее известными современными водяными мостами для судоходства являются:

Магдебургский судоходный акведук (Германия, 2003 год) длиной 918 метров, проложенный над поверхностью земли поперек реки Эльбы и соединяющий каналы Эльбе-Хафель и Миттеланд.

Акведук Понткисиллте, Врексхем (Великобритания, 1795-1805 гг). Водяной мост построен в долине реки Ди для соединения угольных шахт Денбигшира с национальными судоходными каналами посредством канала Эллесмер.

Поворотный водяной мост, Бартон (Великобритания). Он сооружен на реке Ирвелл и предназначен для переноса канала Бриджоутер через Манчестер Шип. Поворотный акведук построен в 1894 году и не имеет аналогов во всем мире.

Если в прошлом была сплошная дикость, как говорят нам исТОРики, то почему наши «дикие» предки могли строить то, что веками работало и не разрушалось? И почему мы, такие умные и цивилизованные, строим дома, которые падают всего через несколько десятков лет >КТО ПОСТРОИЛ РИМСКИЕ АКВЕДУКИ?

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод для подачи воды к населённым пунктам и оросительным системам из источников, расположенных выше них на местности. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой. Посмотрим же на некоторые, наиболее выдающиеся «римские» акведуки – настоящие чудеса архитектуры и инженерной мысли. Античные строители протягивали акведуки, как под землёй, так и по её поверхности. Там, где нужно было провести акведуки по оврагам, рекам, ущельям, строились арочные пролёты, которые имели множество ярусов, что не только красиво выглядело, но и обеспечивало прочность и долговечность всей конструкции.

Акведук Pont du Gard (букв. – «мост через Гар») находится в г. Ниме, что на юге Франции. Его длина – 275 метров, высота – 48 метров. У учёных нет однозначного ответа о времени сооружения этого акведука. Одни считают, что он был сооружён в 19 году до н.э., другие – что в середине I в н.э.

Аквведук возведён из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн, и уложены друг на друга без скрепляющего раствора. Почти 50-километровое сооружение протянуто по очень сложной местности (через высокие холмы и реки).

Акведук в части, предаставленной на фото, состоит из 3-х ярусов, расположенных друг над другом. Нижний ярус состоит из 6 арок, высота каждой – до 20 метров. На среднем ярусе – 11 арок, а над ними построено ещё 35. Уклон акведука составляет всего 34 см на километр (1:3000), и спускался он всего на 17 метров по вертикали при всей его длине в 50 км. В древние времена акведук подсоединялся к водозабору 6-метрового диаметра, от которого в 5 направлениях расходились трубы. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20 000 кубических метров воды в день.

Интересно, что к IX веку акведуком перестали пользоваться по назначению и превратили его в мост для повозок (т.е. он проработал «всего» 1000 лет!). Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. (ещё через 750 лет) неподалёку был построен современный мост, движение по Пон-дю-Гару было постепенно закрыто, а сам древний памятник по приказу Наполеона III был отреставрирован.

Очень известный и потрясающе красивый акведук сохранился в г. Сеговия (Segovia), расположенном на севере Испании. Его длина – 728 м, высота – 28 м. Он является наземным отрезком 18-километрового водопровода и состоит из 166 арок. Уклон этого акведука составляет 1%. Построен, предположительно, в I веке н.э.

Не менее величественные остатки колоссального акведука ещё сохранились в г. Мерида (Merida), расположенном на западе Испании. Его длина – 840 м, высота 25 м. Длина всего водопровода составляет почти 12 километров, и до настоящено времени сохранилось 73 столба разной степени разрушенности. Построен, предположительно, в конце I в. н.э.

Когда видишь такую красоту и монументальность, прослужившую тысячи лет, сразу возникает вопрос: кто смог спроектировать такие сложнейшие с инженерной точки зрения конструкции? Кто произвёл необходимые, сложнейшие измерения и расчёты? Кто создал технологию такого строительства? И кто смог всё это построить?! Откуда вдруг взялись многие тысячи инженеров, мастеров и рабочих высочайшей квалификации, которые смогли очень качественно, непостижимо точно и надёжно (на века!) реализовать объекты, подобные которым мы сегодня построить не в состоянии?

По версии современных историков, эти три гигантских сооружения, находящиеся друг от друга на расстоянии в тысячи километров, были построены практически одновременно. И строились они, как нам рассказывают «учёные», рабами и легионерами (солдатами). Вот так, дёшево и сердито. Главное – пригнать побольше рабов и легионеров, и сложнейшие сооружения будут расти, как грибы после дождя!

В эту незатейливую версию «учёных» может поверить лишь тот, кто практически ничего не знает, и не имеет ни о чём ни малейшего понятия, т.е. невежественный человек, которому всё это совсем не интересно! А читатели, не разучившиеся пользоваться своим разумом, сразу поймут, что здесь что-то не так! Вернее – всё не так!!
Если в прошлом была сплошная дикость, как говорят нам исТОРики, то почему наши «дикие» предки могли строить то, что веками работало и не разрушалось? И почему мы, такие умные и цивилизованные, строим дома, которые падают всего через несколько десятков лет? Кто же здесь в действительности дикий и необразованный? Почему «римские» легионеры с рабами могли строить колоссальные объекты, которые стоят по 2000 лет, а у нас плотины разрушаются через 30-40 лет? Получается, что «римские» легионеры (простые солдаты) тех времён были непотижимо умнее сегодняшних «доцентов с кандидатами»?

И ещё возникает один большой вопросик: откуда на всё это брались деньги? Какой бы большой не была «римская» Империя в рассказах исТОРиков, очень трудно поверить в то, что она была способна финансировать строительство этих махин. Мы же читаем, что «римляне» всё время воевали и якобы кого-то завоёвывали, а такие мероприятия сами по себе очень затратны! Однако, как мы уже успели увидеть, в это же время в Империи строилось множество высококачественных дорог, благоустроенных городов с банями, фонтанами, театрами и храмами, а также загородные виллы, мосты и множество других, малых и больших акведуков практически во всех завоёванных странах. Откуда же у непрерывно воюющей страны могут взяться средства на строительство по всему миру?

Давайте посмотрим ещё на некоторые акведуки (вернее, на их наземные части), расположенные, как нам говорят, в самых западных провинциях «Римской» империи. Акведук в провинции Гранада, городах Нерха (Nerja), Кордоба (Cordoba), Малага (Malaga) на юге Испании.

Очень впечатляющие акведуки сохранились в городе Севилья (Sevilla) на юге Испании, в провинциях Уэска (Huesca) и Наварра (Navarra) на севере Испании, и в городе Пласенсия (Plasencia) на западе Испании.

Акведук в городе Толедо (Toledo) в центре Испании, в городе Таррагона (Tarragona) и в провинции Валенсия (Valencia) на востоке Испании, и акведук в Португалии.

Мы здесь перечислили те замечательные гидротехнические сооружения древности (не все, конечно), которые расположены на небольшой части «Римской» империи – только на Иберийском полуострове, не рассматривая ни Северную Африку, ни Британию, ни Балканы, ни Ближний Восток. А там тоже строились акведуки. Да ещё какие! Например – Карфагенский акведук в Тунисе, длина которого была 132 км, а высота – 20 м. Он пересекал несколько долин.

Говорят, что он был построен в начале II века. Или акведук Айфель, расположенный на территории Германии и снабжавший город Кёльн водой, которую приносил с гор на расстояние 130 км.

Его датируют I веком н.э. (ещё один мега-проект I века!). Отличительной особенностью этого акведука является то, что он практически на всём своём протяжении находится под землёй. Как и во всех остальных акведуках, вода в нём движется под воздействием силы тяжести, без каких-либо дополнительных устройств (насосов тогда ещё не было!). Удивительное инженерное сооружение!

Совсем недавно немецкие учёные обнаружили ещё один «римский» акведук в Сирии, который потрясает воображение.

Он был построен на глубине десятков метров и протянулся почти на 200 км, соединяя Сирию и Иорданию. Строили его 120 лет (с 90 по 210 годы нашей эры). В лучшие времена по скрытому в горной местности туннелю переправлялось до 700 литров воды в секунду. Учёные также рассказывают, что для строительства этого акведука было вынуто около 600 000 кубических метров камня и земли, что эквивалентно одной четверти Великой пирамиды и, что строительные бригады, скорее всего, состояли из легионеров (снова легионеры! А кто же воевал всё это время?). Подробнее об этом акведуке можно прочитать на сайте Мембрана.

Глядя на эти колоссальные, сложные инженерные сооружения, в голове невольно снова возникают следующие вопросы: Откуда пресловутая «Римская империя» черпала финансовые, материальные и человеческие ресурсы, чтобы вести практически одновременные, грандиозные строительные проекты в разных концах Европы? Откуда она набирала такую ораву, во-первых, квалифицированных специалистов – руководителей, инженеров, специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, и, во-вторых, легионеров и просто рабов? Это же, какую «армию» надо было иметь, чтобы по всей Европе непрерывно строить колоссальные по сложности и размаху сооружения!

«Учёные» придумали сказку о том, что рабами было всё местное население, которое римляне безчеловечно завоевали и затем погнали на стройки века. Допустим. Тогда возникают следующие вопросы: а кто и чем кормил всю эту ораву? Кто охранял рабов, если легионеры вкалывали кирками и лопатами? И зачем было безчеловечным завоевателям, в таком случае, прилагать титанические усилия, чтобы резко улучшать условия жизни в завоёванных странах: строить акведуки, дороги, театры на десятки тысяч мест, общественные бани, канализацию и прочие блага цивилизации? Для кого были предназачены эти блага, если все местные были рабами? Для самих легионеров? Для их семей? Для «римлян»? Так они в Риме и так хорошо жили!
Что-то здесь не сходится!

Завоевание других стран «римлянами» выглядит вполне логично. Но зачем же тратить фантастические ресурсы для строительства в этих странах социальных объектов? Разве так поступают нормальные завоеватели? Знает ли кто-нибудь хоть один реальный пример того, чтобы завоеватели сами строили дороги, мосты, города, театры, водоводы, бани, канализацию? Таких примеров нет! Много ли социальных объектов построили американские «борцы за демократию» в завоёванных ими Афганистане и Ираке? А в других странах, «осчастливленных» американским присутствием? Ничего! Только смерть и разрушения!

Значит, напрашивается единственный вывод: это строили НЕ рабы и НЕ солдаты!

А кто же тогда всё это строил?

Это строили именно те, кто были единственными людьми, обладавшими необходимыми знаниями, технологиями, опытом, наукой, школой, кадрами, ресурсами и прочими необходимыми составляющими для успешной реализации подобных проектов.
В своей статье «Что там ещё за римляне?» Евгений Габович рассказывает о баварском исследователе Герноте Гайзе, который издал в 1994 году книгу «Кем были римляне на самом деле?», в которой делает вывод, что римляне – чаще всего – обычные коренные жители Европы: кельты, галлы да франки, не имеющие никакого отношения ни к Италии, ни к латинской культуре.

«…многочисленные “римские” акведуки в Галлии и Германии тоже оказались все без исключения делом рук все тех же этруссков: выяснилось, что монополия на строительсво таких сооружений прочно была в руках строительных артелей этруссков. Г. Гайзе считает, что этрусские мастера “акведукских дел” пользовались известностью по всей Европе и приглашались строить акведуки в самых разных местах…»

Все государства, которые «учёные» объявили входившими в «Римскую» империю, не находились на положении завоёванных рабов, но были равноправными членами «Союза славянских государств». Такой союз действительно существовал на той территории, которую приписывают «Римской» империи, специально придуманной, чтобы скрыть реальную картину прошлого нашей цивилизации. Об этом Союзе можно узнать, прочитав интересную книгу русского учёного, академика Валерия Чудинова «Вернём этрусков Руси», который расшифровал множество этрусских надписей (в книге приведён подробный анализ 150 артефактов с надписями). Оказалось, что знаменитое выражение «hetruscum non ligatur» (этрусское не читается), которым кормили почтеную публику на протяжении столетий, очень даже ligatur (читается), причём, по-русски.

Из книги следует, что этрусски никуда не исчезли, но подверглись принудительной ассимиляции, что их язык запретили, их историю, все документы, их касающиеся исчезли (взять хотя бы 20 томов истории этрусков «Тургеника», написанные Клавдием, который, до того, как стать императором, был женат на этрусской принцессе Ургуланилле), а их самих постепенно «ушли» с исторической арены тысячелетия тому назад.

Убедиться, что такого рода процессы происходили на самом деле, мы можем даже сегодня. Ярким примером этому являются грязные дела, которые происходят на Украине и во всех остальных странах восточной Европы и Прибалтики после насильственной демократизации. К сожалению, правящая верхушка Украины, на корню купленная иудейской финансовой мафией, делала всё возможное и невозможное, чтобы запретить русский язык, стереть русскую историю из памяти людей, и навязать свою, тут же состряпанную иудодемократами, а все победы и достижения русов либо замолчать, либо приписать исключительно себе...

Книга В. Чудинова также рассказывает о том, что этруски жили не только в Этрурии, но и на Крите и в Мизии, на Сицилии и в Элладе, и что в то время существовал мощный Союз славянских государств. В него входили Русь Славян (территория, примерно, современной России), Белая Русь, Живина Русь (Балканы), Перунова Русь (Прибалтика), Ярова Русь (Германия), Русь Вольная (Апеннинский полуостров), Горузия, а также Скифия, Сарматия и Мизия (Румыния). При этом Руси Славян не только отводилась главенствующая роль в Союзе, но она создавала города и целые государства и, вообще, решала судьбы мира. В случае войн союз собирал объединённый контингент войск, в котором участвовали этруски (с Кипра, Крита и Корсики), прибалтийские славяне, славяне из причерноморских стран – фракийцы и фригийцы, а также чехи, анты и руги.

Будет логичным предположить, что этот Союз, помимо политического и военного, также был и экономическим. В этом случае вопросы об источнике материальных и человеческих ресурсов для строительства огромного числа колоссальных объектов по всей Европе отпадают сами собой. И цели строительства становятся на место: люди строили для себя, для своих детей и внуков, а не для чужих рабов! Поэтому строили на века, на тысячелетия…

История

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке , где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э. , когда Ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию ; полная длина акведука составляла 80 километров.

Акведуки Древнего Рима

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были нпопрпными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфеля в Германии - очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры , чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон .

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы - дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

Дальнейшее развитие системы акведуков

Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века . Воду часто добывали путём рытья колодцев , хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения , когда местное водоснабжение стало загрязняться.

Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии , открытый в году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, чугун позволял строительство больших дюкеров, нагруженных бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем , Манчестер и Ливерпуль . Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах , чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было затмено акведуками на крайнем западе страны, наиболее примечательным был Акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки - несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу, следующему из истощения рек.

Акведуки в России

Ростокинский акведук в Москве

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Римский акведук" в других словарях:

    Акведук - Акведук. (Ростокинский в Москве). АКВЕДУК (от латинского aqua вода и duco веду), сооружение в виде моста или эстакады с водоводом (трубой, лотком, каналом), подающим воду к населенным пунктам, оросительным и другим системам от расположенных выше… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    акведук - >,). /> Римский акведук в Цезарее (,). Римский акведук в Цезарее (,). акведук (“проводящий воду”) водопровод (,) для снабжения населённых пунктов водой (, .). Наиболее примечательная часть водовода (), которая прокладывалась над… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    У этого термина существуют и другие значения, см. Акведук (значения). Пон дю Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции … Википедия

    - (лат., от aquae ductus, aqua вода, и duco веду). 1) водопровод, преимущественно древнеримский. 2) в технике мост, служащий не для проезда, а для пропуска воды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Карта прохождения акведука Айфель (красная линия) Акведук Айфель один из наиболее протяжённых акведуков Римской и … Википедия

    Акведук - (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде… … Архитектурный словарь

    - (Тиверий Клавдий Нерон Германик, как римский император Тиверий Клавдий Цезарь Август Германик) младший сын Нерона К. Друза, пасынка Августа; род. в Лионе в 10 г. до Р. Х. Болезненный и слабохарактерный от природы, он получил небрежное воспитание … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Удивительные творения, которые создавали люди, украшают нашу планету не одно тысячелетие и они не единожды выдерживали напоры стихий. Они вдохновляют не только меня, но и многих художников и туристов. Акведук что это такое? Строение, что было создано исключительно людьми или все-таки они использовали специальную технику? Именно эту темы мы и обсудим сегодня.

Обратим внимание на это строение и мы. Конечно же, я не являюсь древнеримским архитектором, и даже не мастером по вопросам строительства подобных сооружений. Однако, мне стало интересно, как, к примеру, могли реализоваться такие строительства. Это вообще осуществимо?

Акведук — что это такое

Пожалуй, сначала обратим внимание на то, что является отправной точкой для любого строительство: цель. Википедия говорит нам, что древние акведуки aqueduct сооружались, чтобы обеспечить город .

акведук под землей - фото римского подземного акведука

Именно так она доставлялась (самотёком) в город, для потока воды создавалось искусственное русло.

Чтобы выполнить эту задачу строители должны были обладать многими знаниями и умениями:

  • хорошо ориентироваться в местности,
  • знать все грунтовые воды,
  • уметь измерить не только длину, но и превышение рельефных точек на местности (найти правильные решения высотных задач).

Если посмотреть на существующие сооружения можно прийти к выводу, что ученые и архитекторы, что жили в те времена, нашли правильное решение поставленных задач, и их цель была достигнута. Чтобы создать необходимый уклон для водного потока, нужно было найти место для прокладывания тоннелей, и там, где не образовывались овраги, и менялось русло реки, нужно было его поднять над местностью, соорудив для этой цели акведуки.

Как вы считаете, римляне первыми придумали и соорудили акведуки? Справедливости ради необходимо отметить, что такие сооружения еще раньше возводили архитекторы дневного востока. Но, если брать во внимание масштабность проектов, то с римлянами не мог сравниться никто.


Акведук – не является всем водопроводом, это только его наземная часть, главные архитектурные и строительные секреты скрыты под водой.

Древний Рим и известный акведук Пон-дю-Гар

Давайте более детально рассмотрим схему расположения римского акведука. Самой казалось невыполнимой задачей, было провести воду над руслом реки Гар. Для этого был возведен акведук, длина нижнего яруса которого составляла больше 140 метров. Вы когда-либо видели Пон-дю-Гар в реальной жизни? Если да, то непременно обратили внимание, что грунт в месте его строительства был скальной породы. Благодаря этому сооружение смогло выстоять, несмотря на большие нагрузки.

акведук фото

Сегодня перед созданием проектов мостов, учитывается, что в будущем, из-за паводков может увеличится привычный уровень воды. Паводки могут случится раз в сотню лет, а то и чаще. В связи с тем, что раньше в реках было больше воды, то задача обеспечения ее пропуска стояла на первом месте. Именно это становится причиной того, что мы часто можем увидеть арки, которыми перекрыты практически все речные поймы.

А вы знаете, почему в древние времена именно арочные конструкции использовались для перекрытия? Ответы жду в комментариях.

Мне кажется, что материалы, из которых строились сами арки в таких конструкциях, работают исключительно на сжатии. И камень идеально справлялся с такими задачами. Именно благодаря аркам акведуки выглядели более изящно. Помимо этого, акведук пон-дю-гар имел множество ярусов, что не только делает его внешние характеристики более красивыми, но и прибавляет устойчивости всей конструкции.

А вы знаете какие еще сооружения древних римлян не имеют аналогов в архитектуре? Конечно, это — Триумфальная арка. Римляне возводили арки, чтобы прославить и увековечить в камне величественные победи своих правителей. Через главные их пролеты, под крики ликующего народа, победители въезжали в город на колесницах, держа в руках трофеи, а за ними следом шли захваченные пленники.

Ростокинский акведук

Вы считаете, что в Москве можно отправиться только на Красную площадь или пойти погулять в ВДНХ? Ошибаетесь! Если вы отправитесь в этот город на выходные, обязательно посетите Ростокинский акведук. Видео этой московской достопримечательности идет ниже:

Он является архитектурной памяткой, которая хранит в себе двухсотлетнюю историю, это единственный участок Мытищинского водовода, что сегодня сохранился. Немногие знают, что был он возведен во время правления Екатерины II. Еще одно название акведука — Миллионный мост? Как вы думаете почему? Все гениальное – просто. На его постройку из государственного бюджета было потрачено больше миллиона рублей.

Назван акведук в честь одноименной деревни Ростокино, что в переводе значит «раздвоен на несколько потоков», ведь все селяне жили по двум берегам реки.

Акведуки древнего Рима и акведук Клавдия

Если возведение акведуков началось в Риме, необходимо более детально остановиться на их рассмотрении. В древние времена городское население превышало миллиона жителей, поэтому и возникла неразрешенная проблема в снабжении города водой, которую можно было использовать не только для питья и приготовления пищи, но и других технических целей. Здесь необходимо также обратить внимание на желание правителей города создать комфортный для жизни город, в те годы также становились более популярными римские термы бани. Естественно, можно было использовать воду из колодца, но в связи с ростом потребления, необходимо было придумать как напрямую подвести ее из горных источников.

Первый римский акведук был возведен уже в IV веке по н.э. а уже через век их соорудили их больше 10. Уже через 2 века был возведен популярный и известный на весь мир акведук Клавдия, высотой в 27 метров он был значительно короче старого аналога Марция. Так, существенно (на 30 км) сократить расстояние удалось благодаря созданию систем тоннелей и мостов.

Виадук — что это такое

Готовясь по данной теме, я прочитал немало литературы, и столкнулся, что во многих сайтах эти два слова используются как синонимы, но это грубая лексическая ошибка, ведь это идентично, что утверждать, что яблоко – это груша.

Виадук - мост, который соединяет две местности с идентичным ландшафтным уровнем. Чаще всего такие пролёты прокладывают через речку или другие моментальные углубления в плоской поверхности (к примеру, это может быть овраг или ущелье).


Акведук - является водоводом (каналом, трубой) для того, чтобы вода подавалсь к населённому пункту. Если рассмотреть этот термин с другом стороны – это часть водовода, что имеет форму моста. Сооружения по своей структуре аналогичны виадукам, но они отличаются тем, что первые использовали для поставки воды, а другие, чтобы на их месте организовалась дорога или железнодорожные пути.

Мост акведук в Крыму

Не знаете куда отправиться летом, в Сочи или Крым? Хочу обратить ваше внимание, что в Севастополе есть уникальный акведук, который расположен прямо на реке Черная недалеко от деревни Черноречье. Вы когда-либо бывали там? Если нет, обязательно добавьте это место в свой список.


Акведук возвели в девятнадцатом веке, он вошел в состав одного из немногих водопроводов. Инициировал его строительство адмирал М.П. , а проектными разработками занялся инженер Джони Уптон. Акведук, который растянулся на 12 метров, сделан из известняка и по внешним характеристикам создан в соответствии со стилем античных архитектурных сооружений, отдаленно напоминая водоотводные сооружения, что возводились древними римлянами.

Акведук в Севастополе является живописным сооружением, которое дополняет некоторые пролеты с арочными сводами полукруглой формы, в верхней части расположился желоб, чтобы подавать воду. Водопровод выполнял свою прямую функции больше десятка лет, а потом во времена Крымской войны он был наполовину разрушен.

А как вы относитесь к архитектурным сооружениям? Вы удивляетесь их величием, вам нравится рассматривать каждую деталь, изучать историю, искать истину, или вы к этому равнодушны? Жду ваших комментариев.

Верю ли я, что акведуки могли построить люди без использования дополнительной техники? Наверное, да, хотя разум доказывает, что это практически невозможно. Но, существуют моменты, когда все-таки хочется поверить в то, что нереальное вполне может стать реальным. Простите за тавтологию, думаю, вы поняли, о чем я писал.

Спасибо за внимание, надеюсь, мы дали исчерпывающий ответ на вопрос — акведук что это такое! Всех, кому было интересно, приглашаю подписаться на , впереди много интересностей ждет нас, будем открывать планету вместе!

Текст — агент Q.

Вконтакте

Читайте также: