Бесов нос и муромский монастырь. Петроглифы мыса бесов нос Мыс бесов нос на карте

В рамках выезда Пикапклуба на Бесов нос, наш коллектив, ввиду активного участия в жизни этого замечательного клуба, решил очередной раз посетить этот очаг паломничества джиперов.

Фото выезда:

В преддверии выезда, оказалось, что одному нашему товарищу необходимо по дороге заехать в г.Бабаево, в местный отдел гибодд, за справкой по дааавнишнему делу о правах. В связи с этим, было принято решение пробить маршрут Бабаево-Вытегра, по лесным проселкам и вырубкам, что и было сделано. Долго мыкались, тыкались в тупики, но все-же выехали к Вытегре, причем, практически без потерь, если не считать летающего столика, незакрепленного в моем кузове, который на очередном пике высадил стекло кунга. Крепите шмурдяк крепчее!

Приехали на место лагеря Пикапклуба, возле д.Каршево, что является последней точкой цивилизованных проселочных дорог перед Бесовым.

Поели, попили, поспали, проснулись, спустили колеса и поехали на СУ Каршево-Бесов Нос:

дорога была, как обычно, интересная, в меру сухая:

и в меру мокрая:

Чем интересен Бесов нос, 17 километров дороги до него предлагают джиперу массу разнообразных препятствий, тут и лавирование меж пеньков и деревьев, и глубокие колеи с качественной грязькой, и геометрические засады с вывесом колес, и есть даже немного каменного триала.

Выбрались на берег Онеги, а там как всегда, красиво:

Встали лагерем на любимом месте - между Бесовом и Пери Носами, поставили тент

ну и накрыли стол:

Если кому интересно, то это туристический стол который есть в штатной комплектации любого автомобиля, зовут его радиатор, жаль фото не сохранилось

Много фоток самого Бесова Носа выкладывать не буду, те кто был и так знают что там есть, а кто не был - пусть лучше увидят все в живую:

Покупались, попили водки, проэвакуировали сломаную машину обратно до Каршево, погуляли на славу, пора двигать в обратную дорогу. Но, вместо обыденного рубилова Бесов-Каршево, нам захотелось проехать нетоптанным ранее маршрутом Бесов-Шальский (тот который жилой).

В заброшенном Шальском ушли строго на север, в заболоченном лесочке наткнулись на уазовода, этот человек достоин отдельного абзаца:

Путешествует он один, на стоковом уазе патриоте, без лебедки, без зип`а, без треков и без четкого понимания всех вытекающих из такой подготовленности рисков. Увидели мы его в лесу около поднятого джеком патрика, заметив колонну из 10 японских пикапов он не моргнув глазом спросил нас, нет ли у нас запасной рулевой тяги на уаз... ибо свою он погнул. Огорчившись что зипа на уазку у нас с собой нет, он посетовал, что уже 2 дня стоит сломаный, и попросился пассажиром до Шальского, решив там найти тягу и!!! механика, готового сходить с ним обратно 15км по глуши без единой тропки, дабы установить ее на уазик. Мы конечно удивились, но взяли паренька ссобой. По дороге спросили, а что если в Шальском нет рулевой тяги на Патриота и сумашедших механиков? Ну, ответил он, тогда смотаюсь в москву за тягой и инструкцией по установке. За 7 км до Шальского, в полной глуши, он решил сойти и пойти пешком напрямик, через лес. Необычный человек...

ПС. В последствии мы его вычислили через блог на драйве и узнали, что все его приключения окончились благополучно.

Но вернемся к нашей колонне, пройдя лесок вышли на берег за Пери Носом и пошли по дикому берегу:

Наш путь вел вдоль берега, с периодическими заездами в лес огибая мыс за мысом, очень понравились прибрежные горки, миновать которые не было никакой возможности: И одна из самых впечатляющих горочек:

По маршруту пару раз встречались верховые болотца и очень, очень много каменного триала на мокрых, покрытых мхом скальных языках. После триала вновь вышли на песчаную косу и последние 4 км ехали без каких либо проблем. По дороге уронили навару на дерево, замяли дверь л200, порвали пару лебедок Выйдя в Шальский, вкачались и решили без стоянки ехать до Пудожи, в гостиницу, дабы вкусить прелестей цивилизации, коих были лишены почти неделю.

Как итог поездки - разведали новую дорогу с/на Бесов Нос, она очень интересная и разнообразная, а главное, не закатанная джиперами до дыр, в отличии от пути Каршево-Бесов.

Огромная благодарность Тайге и Землемеру из Пикапклуба, которые катались с нами и активно фоткали весь процесс.

С уважением,

На этой странице:

Мыс Бесов Нос Онежского озера широкого известен в узких кругах как место, в котором должен побывать каждый уважающий себя джипер. Десятки настоящих мужчин каждое лето штурмуют прионежские леса и болота в едином порыве. В остальных кругах Бесов Нос знаменит главным образом своими петроглифами эпохи неолита, на которые мы и поехали (точнее, поплыли) посмотреть.

Поездка на Бесов Нос стала в среде любителей внедорожного говнолазания притчей во языцех. Первые же картинки по запросу «бесов нос на джипе» в гугле прекрасны:

Нет, он не сломался, это у него подвеска такая.

Ну и т.д. и т.п. Нет, это не наша машина =))

Лучше всего характеризует это увлекательнейшее времяпрепровождение диалог, вычитанный в каком-то отчете:

— Зачем вам столько бензина?

— Да у нас моторка перевернулась, весь вытек.

— Как перевернулась?

— Да так, столкнулась с УАЗиком и перевернулась.

Вопросов больше не имеем.

Особо одаренные ездят прям по берегу Онеги в Муромский монастырь — это новый шик. Там еще интереснее:

У нас хоть и оказался совершенно случайно с собой как раз всем джипам джип, но для таких заплывов совсем не подготовленный. Так что как последним лохам пришлось плыть на той самой моторке. В принципе на Бесов Нос можно дойти и пешком, по джиперской дороге до места всего 15 км.

Как добраться на Бесов Нос

Все дороги на Бесов Нос начинаются в деревне Каршево, что примерно в 40 километрах к югу от Пудожа. Половина населения этой деревни промышляет доставкой всех желающих на Бесов Нос на моторках.

Стоит это в среднем 1000 р. с человека.

Плыть по речке довольно далеко, около получаса в один конец.

Наконец речка вливается в Онегу, а мы вытряхиваемся из лодки.

От устья речки до собственно мыса Бесов Нос нужно еще пройти пешком километра три по песчаным пляжам Онеги.

На высоких мысах весь сосняк поломало ураганом 2010 года. От него по всему Северу остались участки буквально выкошенного леса.

Бесов Нос

Вот, наконец, и Бесов Нос.

Он представляет собой гранитные «лбы», полого спускающиеся в Онегу. На этом граните и нужно искать петроглифы.

Самый знаменитый из местных петроглифов — так называемый «бес»: его ножки хорошо видны на фото ниже.

А остальное видно плохо, потому что погода выдалась облачная и для разглядывания петроглифов неподходящая.

На Бесов Нос по хорошему нужно ехать в солнечную погоду: в рассеянном облаками свете петроглифы видны очень плохо. И еще не помешает гид из местных: некоторые рисунки сложно найти без посторонней помощи.

Вот так Бес выглядит, если прорисовать его контуры мелом.

Видно, что фигура выбита поверх большой трещины, расколовшей гранитный валун. Возможно, древние аборигены считали эту трещину чем-то вроде входа в иные миры.

Вообще, несмотря на то, что Бесов Нос — крупнейшее «месторождение» петроглифов во всей Фенноскандии (Скандинавии, Финляндии и Карелии), Онежские петроглифы очень плохо изучены, почти совсем не расшифрованы и толком неизвестно, кто и зачем все это выбил в камне в эпоху неолита.

Правее поверх Беса выбит православный крест. Это работа монахов находящегося неподалеку Муромского монастыря, которые собственно и обнаружили онежские петроглифы пару сотен лет назад.

Ну а вокруг Беса множество других рисунков животных, рыб и непонятных фигур.

Раньше на мысе работал маяк, теперь в эпоху GPS он никому не нужен и заброшен.

А вокруг раскинулись нетронутые сосновые леса. Места просто волшебные и ехать сюда надо конечно на недельку-другую с палаткой, а не на пару часов.

Пери Нос

Петроглифы есть не только на самом мысе Бесов Нос, но и на соседних. Ближайший из них — мыс Пери Нос в километре. Идем туда по берегу.

По дороге подкрепляемся подножным кормом. Что мне нравится на севере, так это то, что там все «дары природы» растут разом: в лесу одновременно есть и малина, и черника, и брусника, и голубика, и морошка, и грибы. Клюква, правда, попозже.

Пери Нос — это несколько выдающихся в озеро каменных мысков, на которых тоже есть петроглифы.

Здесь сюжеты и стилистика другие и вообще ничего не понятно. Кто это? Какие-то птицы.

Много просто значков и геометрических фигур.

Наш лодочник выделил нам на все про все 3 часа, и этого оказалось маловато. Еще не все посмотрели, а уже приходится идти обратно.

В середине XIX века профессор Тартуского университета геолог Константин Гревингк обнаружил на скалах на восточном берегу Онежского озера множество рисунков выбитых на камнях. С этого времени людям стало известно о существовании Онежских петроглифов - одной из главных достопримечательностей Карелии.

Наскальные рисунки в Карелии можно встретить в нескольких местах, но наиболее известны Беломорские и Онежские петроглифы. Первые располагаются недалеко от Беломорска рядом с морским побережьем, другие на восточной стороне Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Онежские петроглифы были выбиты примерно 5-6 тысяч лет назад, когда территория современной Карелии только заселялась первобытными племенами. Эти петроглифы настолько уникальны, что наравне с известнейшими Кижами включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Неизвестные художники с помощью каменного долота выбивали изображения на прибрежных скалах многие годы и даже столетия. Выбить такие рисунки на гранитной скале, которую возьмет разве что алмазное сверло, трудно и современному человеку, не говоря о наших предках из каменного века. Ученые установили, что авторы петроглифов пользовались куском кварца как зубилом, применяя второй кусок камня в качестве молота. На сегодня известно больше тысячи изображений, размером от нескольких сантиметров до четырех метров. Сосредоточены они на скальном участке побережья длиной в 20 км.

Почти половина из всех известных изображений выбита на мысах Бесов Нос и Пери Нос. Места эти удалены от проезжих дорог и популярных туристических маршрутов, поэтому посмотреть на петроглифы могут далеко не все туристы, приезжающие на отдых в Карелию.

Первобытные художники на берегу Онежского озера чаще всего изображали птиц и немного реже животных. Встречаются и изображения людей или сверхъестественных существ.Некоторые из онежских петроглифов до сих пор не расшифрованы и ученые лишь могут предполагать, что нарисовали на камнях древние люди.

Самым известным онежским петроглифом считается изображение «Беса» на Бесовом Носу. Огромная (больше 2 метров в высоту) непропорциональная фигура человекоподобного существа выбита на скале, а посередине изображения пролегла глубокая трещина. Рядом с «Бесом» выбиты изображения сома или налима и ящерицы или выдры. Несколько тысячелетий этот петроглиф оставался неизменным и лишь в 19 веке монахи местного монастыря решили его "обезвредить" и поверх его левой руки выбили изображение православного креста. В таком виде этот петроглиф и предстает сейчас перед исследователями и туристами, приезжающими в Карелию.

Зачем древние люди выбивали эти изображения на камне, ученые могут лишь предполагать. Возможно, они использовались в обрядах. Некоторые даже считают, что на Бесовом Носу могли проводиться жертвоприношения. Другие исследователи считают наших предков менее кровожадными, а петроглифы, по их версии, могли служить своеобразной обсерваторией, с помощью которой вычислялось движение небесных светил. Кстати, любоваться петроглифами стоит как раз перед появлением звезд. Лучше всего изображения видны в последних лучах закатного солнца. При таком свете рельеф скалы проступает вместе с малейшими щербинками.

Как добраться до Онежских петроглифов:

Петроглифы на Онежском озере, в отличие от Беломорских, находятся в стороне от популярных туристических маршрутов. Поэтому, немногие туристы могут воочию взглянуть на уникальные каменные письмена. Добраться до мыса Бесов Нос можно как по воде, так и по суше. В первом случае самым простым способом будет аренда катера в поселка Шальский. Поселок находится всего в 10 с небольшим километрах от Бесова Носа.

Для того, чтобы добраться до петроглифов по суше потребуется подготовленный внедорожник. Сначала надо доехать до Пудожа - это райцентр, затем туристам предстоит 35 километровый участок сначала до деревни Карашево, а потом по лесной грунтовой дороге до самого мыса. Путешествие получится довольно увлекательным, потому что по пути встречаются заброшенные деревни, а сама дорога может добавить в кровь адреналина, поэтому ехать надо на подготовленном джипе с лебедкой, несколькими домкратами и, желательно, опытом трофи-рейдов. Вообще в в этом крае много подобных непроезжих дорог и джип-туры по Карелии весьма популярны. Такой отдых позволит узнать Карелию с совершенно другой стороны и взглянуть на такие потаенные места о которых, порой, не знают сами местные жители.

Если же путь до Онежских петроглифов покажется слишком долгим, можно просто посетить Национальный музей, расположенный в самом центре Петрозаводска. В его фондах хранится кусок скалы с настоящими петроглифами, привезенный с восточного берега Онежского озера.

Что посмотреть рядом

Онежские петроглифы находятся в Пудожском районе Карелии. Долгое время он считался отдаленной территорией, находящейся на краю республики и даже добраться суда было довольно трудно. Сейчас по территории района проходит федеральная трасса, связывающая Карелию, Архангельскую и Вологодскую области. С каждым годом она будет становиться все лучше, поэтому поток туристов сюда в ближайшие годы будет только увеличиваться.

Этот край особенный. Традиционно тут селилось преимущественно русское население, быт которого обретал свои особенные черты. Обо всем этом могут рассказать в краеведческом музее района в Пудоже. Благодаря своему положению, район сумел сохранить уникальную нетронутую цивилизацией природу. Тут находится крупнейший в Европе парк дикой природы "Ведлозерский ", а паломникам будет интересно посетить Муромский монастырь , основанный еще в 14 веке.

В начале лета посетила мысль катнуть на БЕСОВ НОС. Изучив первоисточники, пообщавшись на форуме, как- то незаметно прошло время. Наступил август. Все подготовив, проверив, раним туманным утром 11 августа экспедиция в составе:Мицубиси монтеро спорт 3.5 «Бегемот», экипаж: я,жена Елизавета и дочь Александра. Автомобиль СЭЙФ КНР, собранный руками Гжельских гончаров, Китай. Экипаж: Виталий и его супруга Ирина. Мы стартанули в сторону Онеги.

Выглянуло солнышко и ехать стало веселей.

Часа через четыре сделали привал позавтракать.

Незаметно кончился бензин, и в этой ситуации в очередной раз убедились, что знакам верить низя.

Нормальная заправка через 15 км. Лукойл. Так незаметно шло время, и мы почти без приключений проехали Вологду. ГИБДД относилось с пониманием,проявляя только интерес. А вообще, согласитесь, приятно, черт подери, когда едешь и все с восхищением смотрят на твое творение.

Как я уже писал, проехав Вологду, пошли на Вытегру.

Жизнь течет, народ что-то собирает, а это значит — колхозы работают. Пейзажи за окном меняются: реки, поля, озера,лес -одним словом красота.

По дороге к Вытегре была поломка у китайца- открутился задний ам. Починили быстро и вперед.

И вот наконец ВЫТЕГРА.

Известен с 1710 как деревня Вянги и при ней Вянгинская пристань, на месте впадения в Вытегру р. Вянги (карельское vengi «ручей, небольшая речка, протока»). Через пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург . В 1773 селение преобразовано в город Вытегра по более значительной (принимающей) реке Вытегра. Этимология гидронима Вытегра не установлена, но формат -егра позволяет отнести его к числу древних фино-угорских названий, характерных для Севера европейской части России . Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX в. связано с открытием (1810) Мариинского канала Мариинской водной системы с системой шлюзов. Городок маленький, но поразило множество спортивных площадок, кафе, магазинов и магазинчиков. Заправившись правильным бензином на Лукойл, покатили в сторону г.ПУДОЖ.

Впервые упоминается в 1382 как селение Пудога, затем - Пудожский погост. Уездным городом Олонецкой губернии стал 16 мая 1785 года по указу Екатерины II . С конца XVIII в. в устье р. Водла действовало несколько стекольных заводов, с конца XIX в. - лесопильные заводы. Разработка месторождения титано-магниевых руд, гранита (Кашина Гора, известно с XIX в., - серый и розовато-серый гранит использовался при облицовке зданий и набережных Санкт-Петербургa , Москвы)

  • В центральной части Пудожа сохранились кварталы жилой застройки XIX - начала вв.
  • Многочисленные «онежские» петроглифы - наскальные изображения эпох неолита и бронзы (около 800 близ устья Водлы и на мысах Онежского озера).
  • Бесов Нос (Древние наскальные рисунки, реконструированное поселение каменного века)
  • Ильинский погост (Деревянная постройка конца XVIII в.)

Это так историческая справка. Наша цель деревня Каршево.

И вот наконец Граница.

Радостный Виталий.

(на числа внимание не обращаем это не правда)

Едем вперед.

Так как мы двигались не очень быстро: км 70-80 час, то как Вы понимаете, вечерело: где-то начало 8-го. До деревни доехали быстро и убедились в том, что карта к Бесу не нужна, так как есть направление.

Видны следы стандарта. Короче, двигаемся в нужном нам направлении.

Так как Шрайбикус — он же ребенок — снимал против света фар, получилось темновато.

а так хорошо. Проехали примерно 4 км.

Доехав до большой и, как нам показалось в темноте, страшной лужи, решили заночевать, а утром, полные сил, быстро дойти до мыса.

Разбили лагерь, быстро перекусили и спать. Утром, часов в 7, женская половина обнаружила залежи всякой полезности и принялась все это собирать и поглощать. Пока все это происходило, из ниоткуда появился велотурист, как в сказке, из под земли. Поговорили, сравнили технику и попросили передать Бесу привет и что скоро будем, на том и разошлись.

После велотуриста Виталий оказывал посильную помощь.

Позавтракав, чем бог послал, собрались, и на разведку лужи.

Изучив лужицу, приняв решение, как проехать, поехали. Штурманы вели видео- и фотосъемку.

«Напрямки поедем и усе тут», — сказал Юра, ведь велосипед прошел, значит и мы туда, Виталик задумался: «Однако, сумневаюсь».

Любимая настраивает камеру.

Легко преодолев лужицу, пошли дальше, сразу скажу- не быстро целей — — например, за 2 часа долететь — не было. Гуляли, наши девушки собирали малину,землянику и чернику. Короче говоря, отдыхали на природе, не забывая двигаться к намеченной цели.

Просто красота.

Каждую лужу изучали на предмет коряг и прочих неприятностей.

Наши боевые подруги.

Проехав 5 км по колдобинам и лужам, случилась неприятность с китайским другом. Хотя мы проходили и осматривали все лужи и засады на предмет инородных предметов, бревна, камни и прочее, где -то мы что-то пропустили, и, в результате, сломали рулевую тягу, погнули стойку стабилизатора. Встали на стоянку и приступили к ремонту китайца.

Китаец смотрится очень симпатично. В данной ситуации очень пригодился реечный домкрат, купленный накануне поездки.

Вот немного увеличенная картинка поломки.

Хорошее было бревно. Снимали-разбирали часа 2 . За это время проехал наш знакомый велотурист с Мыса и двое мототуристов. На всякий случай попросили, по возможности, местных подплыть на лодке, чтобы быстро доплыть до деревни и попробовать отремонтировать. Это не сработало.

С помощью мамы, кое -каких ключей и ручной лебеды мы сняли рулевую тягу и, поняв, что подмоги ждать неоткуда, связь не работает, поехали на «Бегемоте» в сторону деревни- искать, где отремонтировать тягу. На пристани в деревне случайно встретили Главу администрации района, и он нам посоветовал очень хорошего мастера Александра Петровича. Проживает А.П.: пос. Красноборский, у магазина; 3 больших гаража и большой частный дом белого кирпича. Напротив — два дома 2х этажных по 16 кв. телефон. +7 921 702-24-19. от Каршево мин 10 ехать.

Мы с Виталием отсутствовали 3часа (дорога туда и обратно по 45-50 мин.), остальное время -ремонт тяги. У Петровича руки просто золотые. Все сделал супер, пригласил на обратном пути заехать и проверить состояние авто. Наши девушки, пока нас ждали, поставили лагерь, приготовили ужин, просто королевский-молодцы. Вернувшись, за час собрали китайца и отдыхать.Фото внизу, где мы ремонтировались.

Утром собрались и в путь- немного осторожнее, так как смотрели на тягу- как она себя будет вести после ремонта.

Убедившись, что все в порядке с тягой, стало спокойнее. Впереди осталось 4 серьезных засады- со слов вело-, мототуристов. К первой мы и подобрались.

Изучили, посмотрели, наметили, как идти. Поползли.

При осмотре -не доглядел и пропустил поваленное дерево, результат- уперся, закопался, лебедился.

Слева вдоль- бревно, которое вытащили. Виталик скатился в старую колею и встрял,пришлось лебедить через всю болотину (в связке — 3 тросса).

Елизавете -моей жене- надоело сидеть в машине (садись,выходи,иди фоткай и пр.), сделала посох и отправилась впереди планеты всей промерять фарватер луж.

А мы ехали за ней, как за первопроходцем.

И вот, наконец, мы подъехали к ручейку.

Очень симпатичное место, как нам показалось.

Кругом следы борьбы за жизнь.

Определились, как бум ехать, только поленился я поправить бревна и добавить новых, за что и поплатился лебежением на выходе. После себя все поправили, подложили, и Виталик спокойно проехал. Все русский авось,блин.

Проехали эту бяку, выехали к деревне, точнее, что от неё осталось.

Осталось метров 400 и мы на месте.

Финишная прямая с элементами лебежения,песок почему-то очень вязкий, хуже глины.

Проехали, играючи, канаву.

Вот и все. Вот он заветный берег. Но почему-то радость очень быстро прошла,цель достигнута -грустно стало всем.С воды дул очень сильный ветер,волны и все такое.

Дальше все как у всех: подъехали к мысу, осмотрелись, подобрали место стоянки, поставили лагерь, праздничный ужин,знакомство с соседями и археологами.И до глубокой ночи у костра- благо по утру подвигов совершать не нужно,уже доказали, что можем.

Следы ранней цивилизации.

Культурная программа- просмотр синема.

Утром все мы пошли на поиски петроглифов.

Изучили все и слева и справа. Все и всех нашли, можно сказать утолили свой информационный голод, слились с природой- матушкой. Места просто обалденные, словами, как Тютчев, я сказать не ум… но есть фотик- он все и рассказывает. Немного красоты, думаю, не помешает.

и, главное, подбираемся к месту, ради которого все это было сделано и пройдено: БЕСОВ НОС и,конечно, сам БЕС.

На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы — уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV — II тысячелетия до нашей эры).

Бесов Нос - центральный и самый длинный из скалистых мысов, как бы организующий все окружающее пространство, подобно высокой церкви или колокольне в старой деревне, но только он находится в горизонтальной плоскости, на 750 м выступая в озеро. Естественно, что и омывающие его бухты более обширны. У основания мыс очень узкий, менее 100м, затем заметно расширяется, а где-то в средней части еще слегка изгибается в юго-западном направлении. На нем шапка густого леса, но на самой вершине и повсеместно вдоль уреза воды обнажаются коренные скальные породы.
Мыс служит надежным ориентиром; не случайно на его оконечности поставлен маяк. Отсюда открывается отличный вид на соседние мысы и острова. Напротив, за нешироким, но глубоким проливчиком находится безымянный гранитный остров вытянутой формы, тоже превосходное место для обзора побережья, но уже со стороны озера.

На оконечности Бесова Носа особо отчетливо ощущается стихийная мощь озера. Со страшной силой, содрогая скалу, обрушиваются сюда волны во время шторма. Здесь по-особому воспринимаются грозы, пробуждающие неуверенность, страх и беспокойство. Но чаще мыс бывает по-своему гостеприимным. Если ветер не лобовой, то в бухтах по ту или другую сторону всегда можно укрыться и переждать непогоду. На очень разное состояние мыса, то идиллически спокойное, то капризно суровое, не могли не обращать внимания и древние мастера, выбравшие его местом для своих удивительных творений.

В центральной части нижнего яруса и выбита знаменитая «триада», положившая начало всему комплексу - три гигантские по отношению ко всем остальным изображениям фигуры, пользующиеся большой известностью: выдра (ящерица), бес и, наконец, сом (налим). Длина их соответственно 2,56; 2,46 и 2,65 м. Это самые крупные изображения всего комплекса. В центре - колоритная фигура беса, рассеченная продольной трещиной почти на две пропорциональные части. Чувство большого удивления и смутного страха вызывает чудовище с квадратной контурной головой, внутри которой грубо намечены рот, нос и глаза, причем один глаз показан круглым пятном, а другой - кружочком с точкой в центре. У беса тонкая, лишь немного шире трещины, длинная шея, раскинутые в стороны и согнутые в локтях руки с пятью длинными растопыренными пальцами, массивное чурбанообразное туловище с небольшим расширением книзу, сильно расставленные и согнутые в коленях ноги, несоразмерно тонкие и короткие, как и руки. По правому боку торчит небольшой остроугольный выступ. Края знакомой нам уже трещины намеренно оббиты, возможно, еще до «рождения» беса. Из названия мыса и близлежащей деревни следует, что за образом беса закрепилось поддерживаемое веками представление о какой-то злой, нечистой силе. Не случайно левую руку беса перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны от верхнего конца и овалом над ними Его скорее всего выбили монахи Муромского монастыря, что находился в 25 км южнее по берегу, наглядно засвидетельствовавшие свое враждебное отношение к «языческому» образу беса.

Окончив осмотр мыса, и, как понимаете, отсняв следы предков,решили с Виталием покидать спиннинг, так, для удовольствия.Сказано- сделано.

Проплывающий на лодке мимо нас местный Кузьмич сказал, что много не наловим, так как меняется ветер, и погода и рыба пойдет на дальний кордон. В принципе, мы в этом очень скоро убедились, портится все начало почти на глазах. Да, чуть не забыл, улов- окушки грамм по 300-400 не пострадали и были отпущены в родную стихию, то бишь в Онегу.

Так было хорошо,а так стало немного грустно. Стали посещать тревожные мысли об обратной дороге, ежели что.

И несколько слов о лесе вдоль берега Онежи. Днем, конечно, все хорошо и красиво,но, как только опускаются сумерки, просто какая- то жуть, куда там Спилбергу и Кингу с их страшилками в павильонах, наша тайга- самая страшная в ночное время, думаю, Вы согласитесь. Гирлянды из лишайника, мха, свисающие с веток, причудливо изогнутые стволы и ветки, торчащие кусты можжевельника, и коряги при отблесках костра и свете фонаря, да при луне с переменной облачностью.

Вечером с воды начал дуть ветерок, небо все сильнее затягивали облака очень некрасивого вида с намеком, что всех ночью смоет. На юго -западе пери одически виднелись всполохи зарниц с раскатами грома. Местный Кузьмич не обманул,шаман фигов.Сидели за столом, смотрели синема, пили чай, и обсуждали завтрашний день- как да что, если дождь.А ребенок тем временем занимался обалденным закатом, вооружившись фотиком.

И еще ребенок нашел маяк, который находился в 16 км от нас.

УТРО. В часов 5 прошла сильная гроза, состоявшая из двух частей, плюс шквальный ветер. У нашего тента в определенные моменты наверное было желание улететь с 4 мя соснами, за которые он закреплен. По моим прикидкам, вылилось на нас 2-2.5 см осадков. А берег Онежи встретил нас вот так.

Просто шторм. И вдобавок ко всему- мелкий-мелкий, как 2а мешка крупа, дождик. Начали собираться часов в 10 утра, когда до конца убедились, что эта погодная аномалия надолго, и, самое главное, что дорога с каждым часом все «лучше и лучше» становится. Воду набирали для тех нужд: окошки там помыть и прочее, пригодится в дороге, решили мы.

Когда все собрали, навели порядок на планете, перекусили, и с Божией помощью двинулись в сторону дома. Дорога встретила вязкой слизью и большим количеством луж.

Лебедился один раз в болотине: влетел поперек колеи и все — на пузе. Но была еще одна засада, о которой мы узнали в той же болотине. Оказалос, что у Китая от удара сломан и шеруз, помимо повреждения рулевой тяги. В болотине это и вылезло: без нагрузки передок работал, а под нагрузкой хруст и выбивает этот привод 4х4. Одним словом жить стало веселее.

И оставшуюся часть пути,всю почти кроме прямых участков бегемот тащил китайца на веревке.

При буксировке трудности были тока на объездных дорожках: деревья и все такое скользкое, проваливается. Но мы справились с непогодой и поломкой,и достойно вышли победителями. Минус: наши девушки промокли и замерзли, в виду чего почти нет фото обратной дороги,спасибо им и за имеющиеся.Они у нас молодцы- наши боевые подруги. Нам в кайф, а они терпят и улыбаются. Вот она — последняя лужа и все, дальше почти Кутузовский,а за ним и асфальт,одним словом- цивилизация.

Прощальный взгляд.

Забираем обитателя карельской тайги.

Выехав на простор, почему то кончился дождик и стало проглядывать из-за тучек солнышко. Дружно доехав до Александра Петровича для проверки китайца. После осмотра и небольшой регулировки сход развал было сделано заключение что сваренная тяга намного круче старой. Петрович любезно пригласил нас переночевать и попарится в баньке.Огромное ему за это спасибо. Утром как не странно чистые и отдохнувшие полные сил можно сказать. Попрощавшись с семьей Петровича поехали домой до дома 870 км. . Да выложить телефон и информацию о Петровиче,предложил он сам, мол ребята ваши ездят часто мало ли что Всегда помогу. Звоните.

Едем домой

1. Дорога Москва — Вытегра — Бесов нос 2.5 суток с поломками и разгельдяйством.

2.Природа изучение окресностей Беса и отдых 2.5суток

3. Дорога Бесов нос — д. Каршево 6 часов.

4. Дорога пос. Красноборский — Москва 16 часов, с отдыхом помывкой авто,разгельдяйство.

ПОЛОМКИ АВТО.

КИТАЙ рулевая тяга, стойка стабилизатора, шурус, сломаный привод пер колес,царапины и вмятины как положено.

БЕГЕМОТ дополнительный свет бампер умер, задние суппорта клин, немного подмочили оторвалась заглушка на пузе,напоил генератор протрезвел тока 100км. от г.Вытегра, оторванные провода и трубочки на днище.

Все автомобили дошли до Москвы своим ходом. Экипажи живы и здоровы готовятся к новым путешествиям.

PS Дорогие соклубники и джиперы других клубов, огромная просьба в таких заповедных местах,да в любых,пользуйтесь корозащитой не ленитесь.И убирайте за собой мусор. Это просто пожелание.

Всего доброго удачи на просторах без дорог.

В предыдущей части мы, преодолев трехсоткилометровый участок нашего путешествия, миновав Кириллов, Ферапонтово и Вытегру, остановились на ночлег недалеко от деревни Октябрьское, что на границе Вологодской области и Республики Карелия. Дальнейший маршрут, в теории, вел нас через Пудож к Осударевой дороге - путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I . Общая протяженность дороги - приблизительно 260 км.

После отличного отдыха, который взбодрил душу и тело, мы за завтраком все как-то вдруг неожиданно решили, что вот тут у нас под боком легендарный Бесов нос и на него наверное стоит заехать по пути к Белому морю. Не то, чтобы мы были склонны к подобным взбалмошным авантюрам, но некоторый азарт заставил нас призадуматься над этим небольшим "крюком" в нашем маршруте. Еще дома я закладывал Бесов нос, как дополнительную точку интереса, способную разнообразить "рутинную" дорогу небольшим приключением.

> Утренняя походная кулинария.

В географическом смысле Бесов нос представляет собой скальный мыс, на 750 метров выступающий в Онежское озеро, находящийся между мысами Перри нос и Канин нос и являющийся частью пояса прибрежных выходов кристаллических пород. В историческом смысле мысы Бесов нос и Канин нос являются, сохранившимися до нашего времени, монументальными живописными полотнами первобытного человека. Мрачные каменные берега этих мысов несут на себе группы узоров разной сложности - петроглифы. Наборы петроглифов мысов Канин нос и Бесов нос являются одними из самых крупных на Онежском побережье, насчитывают в своем составе около 100 изображений. В петроглифах мыса Бесов особенно выделяется изображение антропоморфного существа, называемого Бесом из-за изображенных наростов на голове, напоминающих рога. Размер изображения длинной около 2 метров и оно окружено множеством более мелких изображения, на которых изображены птицы, люди, рисунки из повседневной жизни. Петроглифы являются памятникам монументального изобразительного творчества первобытной эпохи и датируются IV-III тысячелетием до нашей эры.

В джиперско-туристическом смысле Бесов нос является перевалочным пунктом для всех автопутешественников по Карелии. Дорог к мысу Бесов нос существует две. Одна через деревушку Каршево, вдоль речки Черная. Другая идет по восточному берегу Онежского озера от деревни Шальский. Большая часть дороги через Шальский проходит по песчаным онежским пляжам, несколько раз уходя в лес, для того чтобы преодолеть три небольших мыса, перерезающих береговую линию Онеги. В нашем случае наиболее оптимальным, с точки зрения логики путешествия, получался маршрут Каршево - Бесов нос - Шальский. Вспоминая многочисленные рассказы и видеоролики о героических сражениях джиперов на дорогах к Бесову носу мы отдавали себе отчет в том, что наши машины находились в недостаточно подготовленном состоянии и в случае возникновения непреодолимого препятствия нам придется возвращаться назад.

По всем раскладам получалось весьма и весьма интересно. Неожиданно после завтрака выяснилось - все уже морально готовы к рывку на Бесов и пребывают в состоянии легкой эйфории, сопровождающий начало настоящего приключения. Быстренько собрав лагерь выдвинулись в дорогу. Асфальтовая часть прошла без каких либо сложностей. В последний год дороги Карелии поднялись до нового уровня и небольшой участок, протяженностью 40 километров, преодолевается совершенно легко. Дальше был небольшой участок разбитой полевой дороги и преодолев Каршево оказались перед поднятым шлагбаумом. Далее одолев шаткий мост мы начали углубляться в чащобу.

> Дорога после последней деревни преобретает более одичалый вид.

> Мосток весьма печального вида, имеющий своей целью остановить путешественников от необдуманных поступков и ограничивающий въезд на территорию заповедник "Бесов нос".

В глухом лесу вспомнились мое первое знакомство с природой этой северной земли. Карелия, впервые, приветствовала меня северной летней погодой - сутки лил не прекращаясь дождь и задувал ветер, потом половину дня лил дождь, а половину дня было пасмурно, а на третий день было сухо, солнечно и прекрасно. Дальше цикл из трех дней повторялся и так продолжалось в течении 14 дней, которые я провел в Карелии. В следующее путешествие мы встретились как "старые" друзья и все 15 дней было солнечно и тепло, пару раз накрапывал дождь, но в остальном было сухо и прекрасно. Казалось, что местные духи проверили меня в тяжелых условиях непогоды и дискомфорта, а увидев, что я не испугался тягот милостиво допустили в свои земли. И как-то мой знакомый, родом из Петрозаводска, услышав мой рассказ о том, как я первый раз приезжал сюда, сказал такую странную фразу - Карелия, это земля, где боги ходят по земле. Почему-то эти простые слова залегли у меня в душе и с тех пор для меня карельская земля стала землей чудес.

> Местами дорога становится необычно широкой.

> Засадные места подготовленные проходят на лебедках.

> Менее подготовленные находят объезды засадных мест.

Как только оказались в лесу, то сразу пришло чувство сказочности окружающего мира - кругом высятся сосны и березы исполины, произрастающие тут не один десяток лет, кругом расстилаются нетронутые поля черники и брусники, то тут, то там виднеются колонии грибов - белые, сыроежки, подберезовики. И неотступно преследует чувство, что кто-то незримый следит за каждым шагом, словно хозяин леса всматривается в гостей, пытаясь как можно скорее понять чего от них ждать. А двигаясь все глубже и глубже понимаешь, что есть от чего взяться такой недружелюбности местного лесного хозяина. То тут, то там виднеются следы бездумных попыток проехать именно тут - деревья иссечены тросами лебедок, которыми привязывались без коразащитных строп, дорога буквально "взорвана" любителями придавить педаль газа, когда внедорожник уже очевидно беспомощно закопался в грунт, периодически встречаются стихийные миниатюрные свалочки технического мусора. Надо отметить, что вечером, перевалив Бесов нос и вставая лагерем, мы впали в прострацию увидев кругом громадные кучи мусора, большая часть которого совершенно отчетливо была оставлена тут туристами, приезжавшими сюда "культурно отдыхать". Но это было потом, а до тех пор присутствие кого-то незримого не оставляло ни на минуту.

> Дорога вьется параллельно речке Черная и потому виды на воду и осенний лес частенько мелькают сбоку.

> Чаще всего и у особо засадных мест есть объезды.

> Виды на гладь реки и багрянец осеннего леса завораживают.

> На противоположном берегу виднеется "Лысая гора" в основании горы Калья (71 метр между прочим).

> Ехать приходится аккуратно.

> Частенько приходится топтаться по лужам - определить на глаз проходимость не представляется возможным.

> Встречаются первые напоминая о бушевавшем урагане - комель поваленного дерева ощутимо выше машины.

> Дорога уходит куда-то вверх по камню. Когда едешь по такой дороге впервые испытываешь очень необычные ощущения.

Преодолевая ямы, полные грязной воды, одолевая местные болотца, дно которых состояло из белой глины мы ползли вперед. Вся команда провела на ногах практически целый день - приходилось таскать тросы, мерить броды, помогать друг другу в преодолении сложных рельефов, кружить вокруг машины когда случался слалом среди стволов деревьев и пеньков. Уже ближе к вечеру, изрядно уставшие, мы выбрались к берегу Онежского озера. Сказать по правде - не верилось ровно до тех пор, пока не спустились на песочек пляжа. Только когда плотный неподвижный воздух леса, напитанный запахами трав, деревьев, звуками птиц и зверей, сменился свежим и чистым влажным воздухом, налетевшим с Онеги - только тогда пришло понимание, что мы преодолели эту дорогу и мы вышли на берег Онеги. До Бесова носа оставался какой-то километр. Чтобы не торопится и спокойно походить-побродить, мы решили сходить погулять на мыс Кладовец, посмотреть петроглифы, отъехать немного вглубь и разбивать лагерь, чтобы осмотр Бесова носа оставить на следующее утро.

> Впереди Онего!

> Самый маленький охранник команды выскочил размять лапы после целого дня тряски в душной машине по ямам и ухабам.

> Берег Онежского озера преимущественно песчанный, местами перемежается каменными мысами.

В окрестностях мыса Кладовец встретили двух геодезистов сильно загадочного вида, проводивших какие-то наблюдения или изыскания в части рельефа местности. И кроме этих двоих еще встретили чудесного веселого лохматого собакина бежевого окраса, непонятно откуда взявшегося. Собакин ловко скакал по камням, носился среди мачтовых сосен, покрывающих мыс Кладовец и имел вид весьма радостный и довольный свои житьем. Нам показалось что в каком таком виде должен обитать местный дух леса, поэтому решили угостить его вкусняшечками, дабы не гневить своим присутствием. Дух лес оказался весьма дружелюбен и миролюбив - небо очистилось, хотя весь день на небе висели тяжелые серые тучи, вышло закатное солнышко и ветер налетающий с Онеги начал стихать. Чтобы как-то называть веселого духа леса в образе собаки, мы нарекли его Чуем. Чуй бодро скакал за нами, показывал нам петроглифы, валялся на скалах мыса.

> Вот он - бодрый дух леса Чуй.

> Петроглифы мыса Кладовец. К сожалению большая часть каменной скалы (!) растащена на сувениры.

> Петроглифы мыса Кладовец

> Петроглифы мыса Кладовец

Побродив еще немного мы вернулись к машинам и покатили ставить лагерь. Подходивший к концу день оказался богат не только на новые эмоции, но и на урожай грибов. Соорудив вкуснейший ужин решили немного посидеть, поболтать о том, о сем. Неугомонный Чуй покрутился вокруг лагеря, получил порцию вечерних вкусностей, остался ими весьма доволен и пожелав нам доброй ночи умчался куда-то в сумерки устраиваться на ночевку.

> В дали виднеется мыс Карецкий.

> Приятная усталость располагала к спокойному времяпрепровождению.

> Красный диск солнца тонул в бесконечной глади великого Онего.

> "Благородные Доны" за вечерней неторопливой беседой помогают по силовой части походной кулинарии.

Утро встретило нас чудесной погодой, располагающей к небольшой пешей прогулке. Позавтракав, на скору руку, группы энтузиастов отправилась покорять мыс Бесов нос. Дорога от материка к оконечности Бесова носа дает возможность прочуствовать силу природы и силу урагана, обрушившегося на мыс несколько лет назад - могучие сосны выворачивало из земли, высоченные, больше человека, комели сосен-гигантов виднеются то там, то тут. Пробравшись через бурелом вышли к старому неработающему маяку, увидели ниже почерневшие береговые скалы мыса и пошли по ним, акуратно переходя с одного каменюки на другую. Через некоторое время показались первые петроглифы, число которых увеличивалось с приближением к центру всей группы изображений - Бесу.

> Бурелом перекрыл дорогу к Бесову носу.

> Неработающий маяк, намекающий, что мыс Бесов нос уже близок.

> Бодрый дух Чуй сопровождал нас в этой прогулке.

> Тот самый Бес.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Монументальный холст для живописи наших пращуров.

> Чуй внимательно следил, чтобы вокруг было спокойно

В обратную дорогу до лагеря решили пойти по берегу - хотя чуть дольше, но виды чудесные. Когда мы добрались до лагеря, то уже был приготовлен второй завтрак и шли неторопливые сборы. Действительно задерживаться особо не стоило - нам предстояла неизвестная дорога на Шальский, состояние которой было неизвестным и которая могла так-же кончится непреодолимым препятствием, способным развернуть нас в обратную сторону в направлении Каршево.

> Вид из лагеря на Бесов нос.

Схематично дорогу на Шальский можно поделить на три спецучастка разделяемых пробегами по песчанной береговой линии Онеги. И хотя наш обратный путь был несколько длиннее чем заезд из Каршево, но благодаря длинным переездам по берегу Онеги мы надеялись поскорее выйти к цивилизации. Действительно пробега по береговой линии составили около 60 процентов пути, но оставшиеся 40 процентов пути мы запомнили на долго.

> Команда готова выдвигаться в путь.

Первый спецучасток начинался сразу после урочища Шальский (? во многих источниках она значится как бывшая деревня Бесоносовка) и состоял из сложной грязевой дороги, ограничивающийся тем, что она была фактически пропилена сквозь бурелом и часто меняла направления. Кстати наш бодрый дух Чуй упорно сопровождал нас до съезда на берег. Пока мы съезжали на берег, он оставался в лесу, сидя на земле и как только мы оказались на песчаном пляже Онеги он глянул на нас, помотал хвостом и, пожелав нам хорошей дороги до дома, умчался куда-то в лес по своим лесным делам. Второй спецучасток был чуть посложнее, потому что к грязевой дороге прибавились каменные пороги небольшой высоты и обилие пеньков всех мастей. Третий спецучасток начинался с горки, высотой метров 20 и подъемом в градусов 45-50, которую пришлось преодолевать на лебедках. Затем дорога сохранила все предыдущие черты - каменные пороги, пеньки, каменистые пересохшие реки, грязь и дополнительно появилось больше камней. После того, как мы вновь оказались на песчаном пляже Онеги, нас ожидали несколько километров пляжной дороги по песочку, финишем которой стал поселок Шальский.

> Дорога снова баловала видами на лес, раскрашенный золотисто-багровыми цветами.

> Появляются первые каменные пороги.

> Преодолевали такие каменные горы.

> Кругом все еще поля мха с алыми каплями брусники и кляксами черники.

> Периодически встречаются охотничьи домики, каким-то невероятным способом приютившиеся на камнях.

> Местами, чтобы ехать по пляжу, приходится преодолевать вот такие косы.

> Фотографии наглядно показывающей крутизну горки нет, поэтому просто вид глазами пилота.

> Каменные пороги стали привычными.

> Каменный триал, с определенного момента, перестал напрягать.

> Каменистые берега Онеги.

Как только мы остановились в центре поселка небо заволокли темные тяжелые свинцовые тучи (хотя это могло произойти и раньше, только мы не заметили), да и обратная дорога до цивилизации далась как-то несколько тяжело, поэтому захотелось не морочиться с ночевкой в полевых условиях. Нам оставалось немного проехать до Пудожа и там, мы решили, поискать гостевой дом с кроватями, горячим душем и чистым бельем. Пополняя запасы топлива на колонке ТНК, стоящей на выезде из города, заприметили на кассе ненавязчиво разложенные визиточки местного гостевого дома. В него-то мы и решили направиться - о чем ни разу не пожалели. Домик стоит в глубине Пудожа, на тупиковой улочке, кругом тишина и спокойствие, позади участка на котором стоит дом вьется река Водла. Припарковав наши машины во дворе, вынули особо ценные вещи, кое что из продуктов и отправились отдыхать.

> Чуть-чуть пляжной растительности.

> Асфальт и цивилизация - как будто оказался на другой планете, особенно после двух дней на едине с природой и командой.

А впереди нас ждали километры Карельского грейдера, Осударева дорога, ремонт и западный берег Онежского озера.

Читайте также: