Летний дворец елизаветы петровны. Культурная жизнь столицы во времена правления Елизаветы Петровны

Времена правления Елизаветы I ознаменовались новым этапом развития зодчества в государстве, зарождением елизаветинского (русского) барокко. Построенные под руководством главного зодчего императрицы Р.Ф. Бартоломео памятники архитектуры имели явное европейское влияние, однако, им был присущ российский размах и монументальность. Одним из таких шедевров являлся Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге, который по стилю, легкости архитектурных форм и богатству убранства сравнивали с французским королевским дворцом в Версале.

Географическое расположение и архитектурные особенности Летнего дворца Елизаветы

О том, как выглядел Летний дворец Елизаветы, мы можем получить представление по картинам и гравюрам, а также воспоминаниям современников. Императорская резиденция располагалась на участке между ул. Итальянской, Екатерининским каналом, реками Мойка и Фонтанка. Дворец был построен в 3-м Летнем саду, там, где сегодня расположен Михайловский (известные еще как Инженерный) замок.

По проекту дворец предусматривал наличие двух фасадов, выходящих на Мойку (главный) и в направлении Невского проспекта. Перед главным входом в здание был разбит регулярно действующий парк с деревьями и фигурными цветочными клумбами, скамейками и фонтанами. Во внутренний двор посетители проходили через кованые ворота.

Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли имел второе название – Деревянный дворец. Только цоколь и стены первого этажа были каменными, второй – полностью из дерева. Наружные стены в розово-серой расцветке выглядели элегантно и светло. Внутри помещения украшала богатая лепнина с позолотой, скульптуры и большое количество зеркал. Роскошный и нарядный дворец включал более 160 помещений, в том числе зал для торжественных приемов и галереи.

Любимая резиденция Елизаветы Петровны

Весь двор Елизаветы I перебирался в Летний дворец из Зимнего дворца как только теплело: в апреле – мае. Переезд обставлялся торжественно, с пушечным салютом и оркестром, при сопровождении гвардейского полка. Возвращение в зимнюю резиденцию в конце сентября проходило не менее помпезно.

Елизавета любила свой Летний дворец. В нем регулярно проходили официальные приемы и балы. Будущий император Павел I появился на свет именно здесь.

Летний дворец Елизаветы: история строительства

Задумка возведения летней императорской резиденции появилась еще при Анне Леопольдовне – регентше при малолетнем Иване VI, к которому перешел трон после Анны Иоанновны. Чертежи архитектор начал разрабатывать еще в конце 1740 года, а в июле 1741 года были начаты строительные работы. В том же году произошел переворот и к власти пришла Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого. Новая императрица одобрила продолжение строительства дворца и работы выполнялись с 1741 по 1744 годы. Исторически сложилось, что строительство велось не точно по проекту. Так, по указанию Елизаветы через р. Мойку была сооружена крытая галерея для перехода из дворца во 2-й Летний сад.

После смерти Елизаветы I дворец оставался имперской резиденцией, здесь проходили праздничные мероприятия по окончанию семилетней войны с Пруссией, а Екатерина II в нем принимала официальные поздравления по поводу коронации от иностранных послов, хотя основное время она проводила в Царском Селе. Указом Павла I Летний дворец был разрушен в 1797 году (официально – по причине обветшалости), а на его месте был построен известный нам современный Михайловский замок, ставший резиденцией императора.

В XVIII веке императорские фавориты были очень значимыми людьми в государстве, нередко они влияли на политику и участвовали в дворцовых интригах. Фаворитам дарили дорогие подарки, в том числе дворцы, которые строили лучшие архитекторы Петербурга. «Культура.РФ» вспомнила самые интересные особняки императорских любимцев .

Аничков дворец

Фотография: A.Savin

Строить Аничков дворец начал сразу после коронации императрицы Елизаветы Михаил Земцов , а заканчивал строительство Бартоломео Растрелли . Роскошный особняк в стиле барокко императрица подарила своему фавориту - Алексею Разумовскому. Среди современников ходили толки (впрочем, не подтвержденные историками), что Разумовский был тайным мужем Елизаветы и отцом ее незаконнорожденного сына. Свое название Аничков дворец получил спустя годы, когда неподалеку построили Аничков мост .

Позже особняк не раз передаривали. А Екатерина II выкупила здание у родственников Разумовского и презентовала его своему фавориту - Григорию Потемкину. Также она подарила Потемкину 100 тысяч рублей на перестройку дворца, которую поручили Ивану Старову. Архитектор сделал дворец более строгим и монотонным, как диктовал модный в те годы классицизм . Позже здание перестраивали еще много раз: Джакомо Кваренги по указу Александра I , Карл Росси - для Николая I . Здесь жили Александр II и Александр III . Сегодня в Аничковом дворце находится Дворец творчества юных .

Особняк Шувалова

Фотография: Florstein

Особняк другого фаворита Елизаветы Петровны, Ивана Шувалова, расположен неподалеку от Аничкова дворца. От обоих построек можно было быстро добраться до Летнего дворца императрицы. Особняк Шувалова спроектировал в 1749 году Савва Чевакинский. Он построил трехэтажное барочное здание, про которое Екатерина II писала: «Снаружи этот дом, хотя и очень огромный, напоминал своими украшениями манжеты из Алансонских кружев, так много на нем было разных украшений» . Впоследствии зданием владели князь Иван Барятинский и генерал-прокурор Александр Вяземский, который распорядился перестроить его в классическом стиле. Позже особняк принадлежал разным государственным ведомствам, а сегодня здесь размещается Музей гигиены .

Мраморный дворец

Фотография: A.Savin

Григорий Орлов был одним из фаворитов Екатерины II, он стал отцом ее внебрачного сына графа Алексея Бобринского. Императрица дарила Орлову множество подарков, одним из которых стал дворец. В 1768 году Екатерина II приказала архитектору Антонио Ринальди возвести его неподалеку от императорской резиденции .

Позже дворец получил название Мраморный : при его оформлении строители использовали 32 сорта этого камня - на внешних фасадах и в интерьерах. Стены одного из самых красивых залов были облицованы итальянским, греческим, карельским и уральским мрамором, а также лазуритом. Из серебристого мрамора была выполнена Парадная лестница и ее декор - скульптуры работы Федота Шубина.

Григорий Орлов умер еще до окончания строительства, и Екатерина подарила дворец своему внуку Константину Павловичу. Впрочем, один из фаворитов Екатерины все же жил в этом дворце, уже после смерти императрицы. В 1797–1798 годах здесь поселился бывший польский король Станислав Август Понятовский.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея .

Гатчинский дворец

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

Большое количество дворцовых построек, богатство и роскошь их отделки преображают архитектурный облик Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Ведь именно этот город славится уникальными дворцами крупных чиновников, аристократов и других знатных персон. Достоин огромного внимания Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Более подробно о нем вы узнаете, прочитав эту статью.

Культурная жизнь столицы во времена правления Елизаветы Петровны

С восшествием на престол новой императрицы в государстве стартовал очередной этап становления культурных сфер. Этот период расцвета оказал влияние и на столицу. Город значительно преображался. В эпоху культурного развития Петербурга предпочтение отдавалось возведению архитектурных памятников. Заслуживает особого внимания Летний Санкт-Петербурга по сегодняшний день радуют взор жителей города и туристов.

Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 - 1761) сооружение дворцов имело особое значение. Тогда воздвижением настоящих шедевров занимался Франческо один из лучших архитекторов в истории государства. К числу его работ относится и Летний дворец Елизаветы Петровны. Его нельзя не отметить как лучшую работу архитектора.

Общая характеристика сооружения

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге возведен Б. Ф. Растрелли в период с 1741 по 1744. По словам зодчего, здание включало около 160 апартаментов, среди которых была церковь и галереи. Дворец украшали многочисленные скульптуры, фонтаны и сад. Со временем резиденция ощутила на себе целый ряд изменений, связанных с неудовлетворенностью архитектора своей работой. На протяжении нескольких лет здесь продолжались строительные мероприятия.

Летний дворец Елизаветы Петровны: история строительства

Территория, на которой расположен Михайловский замок, в первой половине XVIII века относилась к Летнему саду - царской усадьбе Петра I. На этом участке императрицей Анной Иоанновной было велено начать сооружение дворца. Строительство поручили архитектору Растрелли-младшему. Но зодчий так и не успел приступить к работе при жизни императрицы.

В 1740 году власть перешла к которая решила реализовать проект, основанный ее предшественницей. Но через некоторое время происходит в результате которого императорская власть переходит к младшей дочери Петра I, Елизавете. Цесаревна отдает Ф. Б. Растрелли приказ на возведение Летнего дворца. Императрице настолько понравился результат работы архитектора, что она повысила его жалование в два раза.

Точная дата закладки строения до сих пор остается спорной. По мнению некоторых историков, данное событие припадает на 24 июля 1741. Причем начало закладки происходило в присутствии императрицы Анны, её мужа, а также некоторых придворных и членов гвардии.

Особенности архитектурного стиля

Летний дворец Елизаветы Петровны относится к стилю русское барокко. Так называлась совокупность архитектурных направлений, сформировавшихся на территории Российской империи и Русского государства в XII - XIII столетиях. Сооружения этого периода характеризовались:

  • пышностью и затейливостью архитектурных форм;
  • роскошной отделкой;
  • использованием лепки;
  • применением живописи и позолоты.

Среди стилей данной эпохи выделяют которое возникло благодаря строениям не только соотечественников, но и архитекторов из Западной Европы. Они были приглашены Петром I, чтобы облагородить новую столицу, Санкт-Петербург.

Наиболее характерными чертами Петровского барокко были:

  • отказ от византийской манеры;
  • простота и практичность;
  • фасады в красно-белых оттенках;
  • наличие симметрии форм;
  • мансардные крыши;
  • арочные проемы окон.

Как выглядел Летний дворец

Многие из гравюр и рисунков, сохранившиеся с той эпохи, практически в точности отображают внешний вид дворца. Основой для первого этажа был выбран камень, для второго - дерево. Сооружение было окрашено в светло-розовые оттенки, что примечательно для стиля барокко. Цокольный этаж сделали из гранита в серо-зеленом цвете. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны имел два фасада: главный фасад выходил на Мойку, в сторону Летнего сада, а другой - на Невскую перспективу.

По всему периметру располагались служебные постройки, что имитировало своеобразную замкнутость.

Вдоль Фонтанки была проложена широкая дорога, которая сопровождалась оранжереями и фруктовыми деревьями. Часть этой территории была занята Слоновым двором, обитатели которого при желании купались в Фонтанке.

Вход к дворцу был огражден широкими воротами, на которых переливались позолоченные двуглавые орлы. Ворота украшала ажурная решетка. За ограждением находился большой парадный двор.

Вид главного фасада загораживали большие цветники и деревья, из которых получился своеобразный парк.

Центральный корпус занимал Большой парадный зал. Его украшали богемские зеркала, скульптуры из мрамора и произведения живописи, написанные знаменитыми художниками. У западной стороны зала возвышался царский трон. Гостиные, украшенные резьбой из позолоты, вели прямо в парадный зал. Снаружи к помещению подходили фигурные лестницы.

По направлению к Мойке красовались цветочные партеры. Здесь также располагались три фонтанных бассейна, имеющие сложные очертания.

Дальнейшие преображения дворца

В течение года была достроена крытая галерея, через которую можно было совершить прогулку к Летнему саду. На стенах такой галереи были развешаны картины известных живописцев. Здесь же была спроектирована терраса с висячим садом, пролегающим на уровне бельэтажа, где находился Эрмитаж и фонтан. Контур террасы был огражден золоченой решеткой. Позже к этому участку была пристроена дворцовая церковь.

Спустя некоторое время возле дворца был высажен декоративный парк. Через него проходил огромный лабиринт, боскеты и беседки. В центр парка были помещены качели и карусели.

На территории, прилегающей к дворцу, был построен комплекс водонапорных башен, так как прежнее водоснабжение фонтанов не имело необходимого напора. Подобные водонапорные башни были облагорожены с помощью дворцовой росписи.

Архитектора Растрелли не удовлетворяла его работа. По этой причине спустя десятилетие он доводил деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны до настоящего шедевра. Растрелли регулярно переделывал некоторые части здания. Так, позже стены преобразились с помощью фигурных наличников окон и атлантов. В качестве их украшения также служили львиные маски и маскароны.

Предназначение

Летняя резиденция - это первый собственный дом Елизаветы. До императрицы в этом здании никто не проживал. Цесаревна занимала восточное крыло резиденции. Западное крыло выделялось для придворных.

Царица Елизавета восхищалась роскошью Летнего дворца. Каждый год, в апреле, императрица уезжала из Зимнего дворца, чтобы на время поселиться в летнем. С ней переселялся и весь двор. Это событие превратилось в настоящую церемонию, которую сопровождал оркестр и артиллерийская пальба. В сентябре Елизавета переезжала обратно.

Дальнейшая судьба летней резиденции

В 1754 Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге стал местом рождения Павла I, в скором времени пришедшего к власти.

В 1762 здесь проводились пиршества по случаю мирного соглашения с Пруссией.

Как только новый император Павел I пришел к власти, он тут же отдал приказ о сносе сооружения. На его месте был возведен замок, известный на сегодняшний день как Михайловский. Именно в этой резиденции закончилась жизнь Павла I.

Согласно одной из легенд, Михайловский замок был возведен не случайно на месте Летнего дворца. Император пожелал провести остаток своей жизни в том месте, где был рожден. Другая же легенда гласит, что караульному явился архангел Михаил и приказал построить храм на территории, где располагался Летний дворец Елизаветы Петровны. После этого случая император велел начать сооружение нового дворца и церкви во имя архистратига Михаила. Таким образом, Михайловский замок получил свое название по аналогии с храмом Михаила Архангела.

Летний дворец.

Летний дворец Елизаветы Петровны

Летний дворец Елизаветы Петровны. М. И. Махаев (1756 г.).

разрушен

Координаты: 59°56?26 с. ш. 30°20?15 в. д. / 59.940694° с. ш. 30.337639° в. д. / 59.940694; 30.337639 (G) (O) (Я)

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге, построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок. Снесён в 1796 году.

История строительства

В 1712 году на южном берегу Мойки там, где ныне павильон Михайловского сада, для Екатерины Алексеевны построен небольшой усадебный дом, завершенный башенкой с золочёным шпилем, носивший претенциозное название «Золотые хоромы». По нему Большой луг (будущее Марсово поле) на противоположном берегу получил наименование Царицын луг: именно оно будет употребляться чаще всего в XVIII, да и в начале XIX в.. Территорию у дворца называют 3-м Летним садом. Камер-юнкер герцога голштинского Берхгольц 11 июля 1721 года, осмотрев усадьбу, записал:

«Сад разведён недавно и поэтому в нём ничего ещё нет, кроме уже довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому столу».

В оранжереях царицы садовник Эклибэн выращивал редкие для северных широт плоды: ананасы, бананы и др..

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект 1716-1717 гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон. На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером, обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

При Анне Иоанновне 3-й Летний сад превращается в «ягд-гартен» - сад для «гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галерея для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби». «Овощной огород» при этом перенесли на Литейную улицу, где впоследствии построят Мариинскую больницу .

В начале 1740-х гг. Б. Ф. Растрелли приступил к сооружению одного из примечательнейших зданий развитого русского барокко - Летнего дворца в 3-м Летнем саду для правительницы Анны Леопольдовны.

Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна. К 1744 г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены» .

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля, что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами. Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде. Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как нередко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, 1747 г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки. На западном фасаде появляются эркеры-фонарики .

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На бергу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники, оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова, построенный Саввой Чевакинским, экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома, отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

20 сентября 1754 г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает . Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину . Катастрофическое наводнение в сентябре 1777 г. разрушило фонтанную систему Летнего сада . Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в феврале 1796 г. «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни . И сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха) да великолепные рисунки М. И. Махаева напоминают об исчезнувшей постройке.

С приходом к власти в России императора Петра I в государстве началась грандиозная эпоха преобразований, которая стала толчком к изменениям в градостроительстве и архитектуре.

«Золотые хоромы» Екатерины

В 1703 году император основывает новый город - Санкт-Петербург, а уже спустя 9 лет начинается строительство небольшого дома для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги монарха. Он располагался на южном берегу Мойки и представлял собой небольшой дом с башенкой, которая завершалась золоченым шпилем. Строение получило название «Золотые хоромы». Впоследствии эта местность получила название Царицын Луг и стала частью Летнего Сада - большой царской усадьбы. На её территории для императрицы выращивались экзотические фрукты: ананасы и бананы.

Спустя несколько лет после постройки было принято решение возвести грандиозный дворец, который бы венчал четырехгранный купол, однако замысел реализован не был.

Неудавшееся строительство

В 1730-1740 гг. у власти находилась императрица Анна Иоанновна, которая за несколько лет до смерти поручила архитектору Бартоломео Растрелли построить на Царицыном Лугу дворец, причем сделать это следовало в кратчайшие сроки. Однако смерть императрицы не дала архитектору приступить к исполнению ее приказа. Ее преемница, Анна Леопольдовна, также захотела построить на этом месте свой дворец, строительство было поручено все тому же Растрелли. Архитектор в феврале 1741 года подготовил необходимые чертежи, однако представить их государыне не получилось: в марте был совершён государственный переворот, и к власти пришла императрица Елизавета Петровна.

Бартоломео Франческо Растрелли

Создал Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли - величайший архитектор 18 века. Он происходил из итальянской аристократической семьи и носил титул графа. Его отцом был скульптор Карло Растрелли, долгое время работающий при дворе французского Короля-Солнца Людовика, а после кончины последнего приглашенный русским императором в Россию.

Бартоломео с ранних лет привлекался отцом к работе над различными проектами, выезжал на обучение в Европу. Первой документально подтверждённой работой Растрелли в России стал трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира, построенные в стиле петровского барокко.

В 1730-х Растрелли занимается постройкой Рундальского дворца и дворца в Митаве, которые он строит по приказу герцога Курляндского. Именно по рекомендации Бирона Курляндского Растрелли становится придворным архитектором.

Архитектурный стиль Растрелли

Бартоломео создал неповторимый стиль в архитектуре. Так, он стал использовать полуциркульные завершения окон на фасадах, а полуколонны обычно собирал в пары и пучки. Наружные колонны обычно не играли конструктивной роли, а предназначались лишь для декора. Для его дворцов были характерны огромные парадные залы, охватывающие всю глубь этажа, а при оформлении интерьеров он старался избегать кривых линий. Всем его постройкам присущи кричащая мощь, величие и торжественность, даже помпезность. Растрелли отказался от традиционных для того времени ленточных фундаментов, предпочитая платформы из кирпича и камня на основе свай, что, в свою очередь, позволяло частично перераспределять нагрузки, а это было очень важно для слабых грунтов Петербурга.

Творения великого зодчего

Великим архитектором, кроме Рундальского и Митавского дворцов, были построены такие сооружения, ставшие достопримечательностями:

  1. Большой Петергофский дворец.
  2. Андреевская церковь в Киеве.
  3. Смольный собор в Санкт-Петербурге.
  4. Воронцовский дворец.
  5. Эрмитаж.
  6. Зимний дворец.
  7. Царский дворец в Киеве и др.

Утраченные строения архитектора

Некоторые из его строений на данный момент утрачены:

  • Кантемировский дворец.
  • Тронный зал на Яузе.
  • Зимний дворец Анны Иоанновны.
  • Зимний Кремлёвский дворец.
  • Летний дворец Елизаветы Петровны.
  • Путевой Среднерогатский дворец.

История строительства Летнего дворца Елизаветы Петровны

Точной даты закладки фундамента дворца не сохранилось. Согласно одной из версий, во время закладки фундамента в июле 1941 года присутствовала Анна Леопольдовна с супругом принцем Антоном Ульрихом, согласно другой, закладка произошла месяцем ранее. Однако проживать супругам в новом дворце не судилось.

Растрелли получил приказ окончить начатый дворец от цесаревны Елизаветы Петровны, ставшей императрицей. Строительство было окончено в 1743 году - это был первый дворец императрицы, построенный лично для нее, и он настолько понравился государыне, что та подняла жалованье архитектору в два раза - до 2500 рублей в год.

Императрица пользовалась летней резиденцией с мая по сентябрь ежегодно, это время она посвящала своему отдыху, почти не занимаясь важными государственными делами. В 1754 году именно здесь появился на свет великий князь Павел, сын Екатерины Алексеевны, здесь же Елизавета Петровна устроила торжества по поводу завершения семилетней войны и заключения мира с Пруссией. Затем государыня все реже стала бывать во дворце, проводя больше времени в Царском Селе, и дворец постепенно начал ветшать.

Летний дворец Елизаветы Петровны: описание

Архитектура Летнего дворца такова, что не заметить, что автор проекта пребывал под впечатлением от французского Версаля, просто невозможно. Зданию присуща традиционная для барокко замкнутость ансамбля парадного двора перед дворцом. Подробного описания детища Растрелли не осталось, но кое-какие воспоминания об императорской усадьбе удалось отыскать.

Так, летняя резиденция Елизаветы Петровны состояла из 160 апартаментов, здесь были как личные покои царицы, так и многочисленные залы, галереи и даже церковь. Для того чтобы попасть на территорию дворца, нужно было пройти через широкие ажурные ворота из решеток, венчали их позолоченные орлы. По словам зодчего, «всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены».

Помещение имело два фасада. Основной был обращен к Мойке, перед ним были размешены цветники и аккуратные деревья, что превращала эту территорию в парк. Второй фасад был обращен в сторону Невского проспекта, где по приказу Бартоломео проложили широкую дорогу, вдоль которой располагались многочисленные оранжереи с цветами и деревьями.

Первый этаж Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны был выполнен из камня, а вот второй был полностью деревянным. Здание выдержано в розовых тонах, а цокольные помещения - в серых. Цокольный этаж был облицован зеленым гранитом. Внутри дворца все помещения были украшены богемскими зеркалами, скульптурами из мрамора и полотнами знаменитых художников. На уровне первого этажа был построен Эрмитаж, где хранились картины религиозного и библейского содержания, некоторые из них сохранились и до наших дней.

В основном корпусе располагался Большой парадный зал, у западной стены которого располагался царский трон. Для того чтобы попасть в Тронный зал, необходимо было миновать череду гостиных и огромную парадную лестницу, украшенную золоченой резьбой. Тронный зал поражал своим величием, которое еще больше подчеркивалось хитрым расположением канделябров и люстр, благодаря чему создавалось впечатление двухсветного объема. К Тронному залу также вели несколько фигурных лестниц со стороны сада, каждая из которых дополнялась пандусами. Императорские покои располагались в восточном крыле дворца, а в западном крыле жили придворные. Каждое из помещений дворца было щедро украшено разнообразными статуями и вазами. Фасад здания венчали многочисленные баллюстрады.

Дворцовый парк

Вся территория дворцового комплекса была окружена декоративным парком. На территории сада также располагались великолепные фонтаны, а сам парк представлял собой сложный лабиринт из зеленых насаждений. На территории комплекса Растрелли создал три необычных фонтанных бассейна сложных очертаний. По всему парку были оборудованы небольшие беседки и лавочки, а в центре располагались карусели, качели и горки. Также по задумке зодчего были созданы два искусственных трапециевидных полукруглых пруда, которые, кстати, сохранились до наших дней.

Последующие изменения

Франческо Растрелли на протяжении многих лет продолжал работу над летней резиденцией императрицы. Так, он занимался украшением стен фигурными наличниками, атлантами и львиными масками, через 9 лет после окончания строительства он пристроил с северо-восточной стороны дворца новый галерейный зал. Императрицу такие постоянные изменения только радовали, при этом владелицу архитектурная цельность здания мало интересовала. Главное, чтобы новые постройки были максимально роскошными.

В 1745 году по приказу императрицы была построена крытая галерея для перехода из дворца в Летний сад, её стены были щедро украшены художественными полотнами. В 1747 году архитектор создаёт террасу с фонтаном в центре, располагавшуюся на одном уровне с павильоном Эрмитажа. По всему периметру она была ограждена золоченой решеткой.

Немного позже на территории летнего дворца появляется церковь, что расширяет дворцовый комплекс со стороны Фонтанки, а с западной стороны на фасаде появляются эркеры.

На территории дворца Растрелли построил и водовзводные башни с акведуками, которые также были щедро декорированы росписью.

Екатерининский период

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге стал местом триумфа Екатерины II. Именно здесь она устроила официальный прием для иностранных дипломатов после своего вступления на престол, здесь же узнала о смерти Петра III. Не проживая в резиденции, Екатерина пожаловала её сначала Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

В 1777 году произошло наводнение, которое очень сильно повредило и без того обветшавший дворец. Восстанавливать поврежденный водомет никто не стал, и акведук разобрали.

Летний дворец Елизаветы Петровны снесен в 1797 году по приказу императора Павла I. Через несколько недель после восшествия на престол он отдал приказ о постройке на месте уже обветшалого здания нового неприступного замка-крепости, так как жить в Зимнем дворце император вовсе не желал. Существует легенда, согласно которой одному из караульных солдат явился архангел Михаил, который приказал, чтобы царю поведали о необходимости построить на месте дворца церковь, которая и вошла в комплекс Михайловского замка. Именно так на месте елизаветинской летней резиденции в 1800 году вырос Михайловский замок. Убранство летней резиденции Елизаветы было аккуратно сложено и вывезено в другие царские усадьбы.

Как добраться к Летнему дворцу Елизаветы Петровны? Он, к сожалению, не сохранился. На месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2) в данный момент расположен Михайловский, или Инженерный замок. Для того чтобы добраться до замка, достаточно воспользоваться метрополитеном, выйти нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор».

Читайте также: