Древние инки. Инки

Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на южноамериканском континенте. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик и покорившую множество народов.

Сами Инки свою империю называли Тауантинсуйу (Четыре стороны света), потому что из Куско в разных направлениях выходили 4 дороги.

Индейцы своего правителем называли Инка, что значит «повелитель», «король». Потом «Инками» стали называть всех представителей властвующего класса, а с вторжением завоевателей — и все индейское население империи Тауантинсуйу.

Создание Великой империи Инков

Благодаря находкам археологов, очевидно, что цивилизация Инков возникла в 1200-1300 гг. В конце XI века из-за засухи, свирепствующей в Андах более 100 лет, соседние, более сильные племена утратили свою мощь в схватках за воду и пищу.

Окрыленные успехом, правители инков обратили взоры на изобильный край — просторное плато с . И Пачакутек-Инка-Юпанки, один из великих правителей Инков, в XV веке предпринял военный поход на юг.

Население приозерных государств составляло около 400 тысяч человек. Склоны гор пронизаны золотыми и серебряными жилами, на цветущих лугах паслись тучные стада лам и альпака. Ламы и альпака – это мясо, шерсть и кожа, то есть военные пайки и обмундирование.

Пачакутек покорял южных правителей одного за другим, раздвигая границы своих владений, ставших одной из крупнейших империй планеты. Численность подданных империи достигало около 10 миллионов человек.

Победы на военном поприще стали лишь первой стадией на пути к могуществу, после воинов к делу приступили чиновники, строители и ремесленники.

Инки: Мудрое правление

Если в какой-то провинции Инков вспыхивало восстание, правители предпринимали переселение людей: переселяли жителей отдаленных деревень в новые города, расположенные возле выстроенных дорог. Им приказывали строить вдоль дорог склады для регулярных войск, которые заполнялись подданными необходимым провиантом. Правители Инки были гениальными организаторами.

Цивилизация Инков достигла небывалого расцвета. Каменотесы возводили архитектурные шедевры, инженеры превращали разрозненные дороги в единую систему, связующую все части империи. Создавались ирригационные каналы, на склонах гор разбивались земледельческие террасы, там выращивали около 70 видов культур и закладывали в хранилища значительные запасы провизии. Наместники прекрасно овладели инвентаризацией: они были в курсе содержимого каждого хранилища огромной империи, ведя учет, используя кипу — аналог компьютерного кода инков – связки разноцветных нитей с особыми комбинациями из узелков.

Властителями Инки были довольно суровыми, но справедливыми: покоренным народам они позволяли сохранять свои традиции. Главной общественной единицей являлась семья. Каждая группа из 20 семей имела вожака, который подчинялся вышестоящему, возглавлявшему уже 50 семей, и так далее — до Правителя Инки.

Общественное устройство цивилизации

Империя Инков имела такое общественное устройство: здесь все работали, за исключением самых юных и глубоких стариков. У каждой семьи имелся свой обрабатываемый земельный надел. Люди ткали, шили себе одежду, башмаки или сандалии, мастерили посуду и украшения из золота и серебра.

У жителей империи личной свободы не было, правители решали за них все: чем питаться, какую носить одежду и где работать. Инки были замечательными земледельцами, они соорудили грандиозные акведуки для полива полей водой из горных рек, выращивая множество ценных культур.

Множество зданий, возведенных инками, стоят по сей день. Инки создали множество оригинальных мостов из ивовых прутьев и виноградных лоз, свитых в толстые канаты. Инки были прирожденными гончарами и ткачами:
они из хлопка ткали тончайшие ткани, такие, что испанцы считали их шелком. Еще Инки умели прясть шерсть, мастеря красивую и теплую шерстяную одежду.

Мумия — правитель Инков

В середине XV века на престол взошел Уайна Капак — новый правитель Инков. Тогда представлялось, что династия Инков — всемогущая. Люди даже могли изменять природу невероятными способами: при строительстве резиденции Уайны Капака, рабочие сравняли с землей холмы, осушили болота, а русло (исп. Rio Urubamba) сдвинули в южную часть долины, чтобы посадить хлопок, кукурузу, перец чили и арахис, а в центре «новой» территории из кирпича и камня возвести дворец — Киспигуанка.

Примерно в 1527 году от неизвестной болезни умер Уайна Капак. Приближенные, мумифицировав тело, перевезли его в Куско, а члены царской семьи навещали усопшего, прося совета и внимая ответам, изрекаемым сидящим рядом оракулом. Даже после смерти, Уайна Капак оставался хозяином поместья Киспигуанки. Весь урожай с полей шел на то, чтобы содержать в роскоши мумию правителя, его жен, потомков и слуг.

Традиции наследования у Инков были таковыми, что и после смерти правителей все чертоги оставались в их собственности. Поэтому каждый Инка, только взойдя на престол, начинал строительство нового городского дворца и загородной резиденции. Археологами обнаружены руины до дюжины царских резиденций, возведенных, по меньшей мере, для шестерых властелинов.

Инки — Завоевание испанцами

В 1532 году на побережье нынешнего Перу высадился отряд из 200 иноземных завоевателей под предводительством . Они были в стальных доспехах и вооружены огнестрельным оружием. По пути продвижения к армии присоединялись недовольные господством Инков. Инки упорно противостояли завоевателям, но империя была ослаблена междоусобной войной и тем, что большое количество инков-воинов погибло от завезенных испанцами оспы и кори.

Испанцы дошли до северного города Кахамарки, казнили правителя , водворив на престол свою марионетку.

Куско, столица инков, был завоеван испанцами в 1536 году. Захватчики присваивали себе дворцы, цветущие загородные поместья, женщин и девушек из царского рода. Когда , последний правитель Инков, был обезглавлен в 1572 году, это означило конец империи Тауантинсуйу. Культура инков была разрушена, государство – разграблено. Обширная сеть дорог, храмов и дворцов постепенно пришли в упадок.

В западной половине Южной Америки под линией экватора на обширных равнинах между Андами жил трудолюбивый народ, создавший большую цивилизованную империю. Цари его, называвшиеся инками, вели свой род от солнца. Рассказывали, что, сжалившись над бедственной жизнью дикарей страны Перу, солнце послало своих детей Манко Капака и его сестру, бывшую и его женою, собрать их в благоустроенное общество, научить земледелию, искусству прясть и ткать и другим ремеслам, надобным для удобной жизни.

Первыми частями страны, в которых ввели образованность Манко Капак и его сестра, были окрестности озера Титикаки, на островах которого стояли впоследствии колоссальные храмы солнца и луны, окруженные священными маисовыми полями. Народ инков ходил в эти храмы на богомолье. Севернее стоял в прекрасной долине Анд священный город Куско, защищенный удивительно крепкими стенами. Он был столицей царя инков; в нем находился великолепный храм солнца, куда также приходили на богомолье благочестивые перуанцы из всех концов царства. Подобно ацтекам , жители Перу не знали железа, но они умели сооружать громадные каменные постройки. Это были правительственные сооружения. Царь созывал народ строить их. Масса населения находилась в рабстве у аристократии, члены которой, собственно и называвшиеся инками, считались принадлежащими к одному роду. Главой этого рода был царь, сан которого переходил по наследству к старшему сыну или, если не было сыновей, то к ближайшему родственнику, имевшему отцом и матерью людей царской фамилии.

Рост империи инков в царствования различных её государей

Цари инков

Цари инков, сыновья солнца, считались священными. Они имели неограниченную власть, назначали всех правителей и судей, устанавливали налоги и законы, были первосвященниками и главнокомандующими. Вельможи, высший разряд которых составляли инки, члены царской фамилии, соблюдали в сношениях с царем формы особого благоговения. У перуанской аристократии был обряд, подобный возведению в рыцарский сан : молодой человек знатного происхождения становился перед царем на колена; царь прокалывал ему ухо золотой иглой. В торжественных случаях царь инков являлся народу в великолепной одежде, сотканной из нежной шерсти викуньи, украшенной золотом и дорогими камнями. Он часто путешествовал по государству; его несли в богатом паланкине; его сопровождала многочисленная блестящая свита.

Во всех областях государства цари имели великолепные дворцы. Любимой их резиденцией был Юкай, сельский дворец в живописной долине неподалеку от Куско. Когда царь инков «отходил в жилище своего отца», всё население империи соблюдало установленные формы траура. В гробницу царя клали драгоценные сосуды, дорогие уборы и на гробе его приносили в жертву любимых его слуг и наложниц; число этих жертв доходило, как говорят, до нескольких тысяч человек. Дорогие вещи клали также и в гробы вельмож; на их похоронах тоже приносились в жертву жены и слуги.

Общественное устройство империи инков

Вся земля перуанской империи считалась собственностью инки. Она была разделена между людьми всех сословий; величина участков была соразмерна сословным надобностям, но возделывало землю только низшее сословие. В тех селениях, которые принадлежали непосредственно правительству, третья доля всех продуктов сельского хозяйства и промышленности принадлежала царю и его фамилии; другая треть шла на содержание храмов и многочисленного духовенства; остальная треть ежегодно делилась в каждой сельской общине между домохозяевами пропорционально числу душ в семействе. Земледелие находилось под покровительством царя. Произведения сельского хозяйства и промышленности, в том числе прекрасные ткани из шерсти викуньи, хранились в царских магазинах и раздавались по мере надобности.

Налоги и натуральные повинности лежали только на простолюдинах; дворянство и духовенство были свободны от них. Простолюдин в империи инков был обязан трудиться, как рабочее животное, исправно исполнять назначенную ему работу, не улучшая тем своего положения, но был обеспечен от нужды. Народ усердно работал под надзором смотрителей, земля была превосходно возделана, рудники доставляли много серебра и золота; по большим дорогам были возведены мосты, каменные гати. Многие из этих сооружений были громадны; дороги заботливо ремонтировались; все области государства были соединены ими с Куско; по ним ходила почта.

Город инков Мачу-Пикчу

Завоевания инков

Империя инков была миролюбива. Её цари не забывали заботиться о хорошем устройстве войска, но любили покорять соседние племена не оружием, а влиянием цивилизации, промышленности, путем убеждения; в тех случаях, когда делали завоевания, они поступали с покоренными милостиво. Целью завоеваний было распространение перуанского богослужения и общественного устройства. В покоренных областях строились храмы солнца; при храмах поселялось многочисленное духовенство; земля делилась на участки, вводился перуанский порядок работ; грубые наречия покоренных мало-помалу заменялись языком инков. В тех областях, население которых упорно сопротивлялось этому влиянию, основывались многочисленные колонии инков, а прежние жители массами переселялись в другие области.

Ученые, которых называли амаута , заведовали школами и вели летописи событий посредством особого способа «узелковой письменности», называвшегося кипу . Племена, жившие около первоначально небольшого царства инков, были некогда враждебны ему, но мало-помалу слились с перуанцами в один народ, усвоив перуанский язык и покорившись порядкам, введенным у них инками.

Образец «узелкового письма» кипу

Служение солнцу

Служение солнцу в империи инков было великолепно и почти совершенно чисто от человеческих жертвоприношений; они производились лишь изредка и в небольшом размере. Обыкновенно приносились солнцу только животные, плоды, цветы, благовонные курения. Людоедство исчезло у перуанцев. Главною пищею их были маис, бананы и кассава; из молодых стволов маиса они приготовляли опьяняющий напиток, который очень любили. Другим любимым их наслаждением было жевать листья коки, производящие действие, подобное опиуму.

В храмах солнца горел вечный священный огонь, который поддерживали девы солнца, жившие подобно монахиням. Их было очень много. Некоторые из них удостаивались чести поступать в число жен царя-инки. Царю и вельможам было позволено многоженство; но, кажется, только одна жена считалась законной.

Империя инков перед появлением испанцев

Такова была империя инков, когда приплыли испанцы во главе с Писарро , чтобы поработить его. Они дивились заботливо возделанным нивам перуанцев, прекрасным изделиям их промышленности, хорошо построенным домам, имевшим обычно лишь один этаж, для предотвращения вреда от землетрясений, но обширным и удобным; дивились огромным великолепным храмам, прочным стенам крепостей; видели народ трудолюбивый, воздержный, безропотно повинующийся законам, которые считались постановлениями божества.

Теократическое устройство придавало государству характер организма, в котором все происходит по закону необходимости; каждому перуанцу было определено его место в той или иной касте, и он оставался в ней с покорностью судьбе. Простолюдины жили по правилам, наложенным на них высшими кастами, но за недостаток свободы были вознаграждены обеспеченностью от нужды.

Считается, что Инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в. государству инков принадлежало всего несколько горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света». Однако цивилизация Инков наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном к югу от Куско.

В 1470 г. армии Инков подступили к столице . После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую при-брежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере.

Но наследие империи Чиму не пропало. Иперия Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций. Многовековая культура индейцев Перу стала основой древней цивилизацией.

От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали - и получили-в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца » много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов. Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном свя-тилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

Архитектура

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга. Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.

Великие дороги Инков

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог . Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины. На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м. Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты - два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях. Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности. Крупнейший мост подобной конструкции через реку Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи , раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных склонов Анд. Уже само название государства претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа означает«четыре соединённые между собой страны света». По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г, и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты централизованной империи.

Общество

Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных. В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками.

Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Письменность

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем реформатором Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча. Грабившие столицу древней цивилизации Инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.

Известно о нескольких цивилизациях, существовавших на территории Южной Америки, однако наиболее значимой считается цивилизация инков. В пятнадцатом веке её население составляло не менее шести миллионов человек, живших на огромной территории. Во главе Империи стоял сын Солнца Инка – божественный правитель. Экономика основывалась на земледелии. Все подданные месяц в году были обязаны отработать на общественных работах, строя объекты государственного назначения: крепости, каналы, мосты, дороги. Государством регламентировались все стороны жизни граждан, включая личную жизнь. Инками созданы легенды, мифы, религиозные гимны, эпические поэмы и даже драматические произведения. Настоящей письменности эта цивилизация не имела, поэтому от её культурного наследия мало что сохранилось. Империя инков пала с приходом завоевателей из Европы в середине шестнадцатого века.

Импе́рия И́нков (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсу́йу, Тавантинсу́йу, Тавантинсу́йю) - крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI-XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в Империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века).

Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура Мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом Империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке - аймара), Чиму (центр - город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»).

Название страны на кечуа, Тауантинсуйу, можно перевести как четыре объединённых провинции (Tawantin - «группа из четырёх предметов» (tawa «четыре» с суффиксом -ntin, означающим «совокупность»); suyu - «страна», «область» или «провинция»). Как указывает кечуанский лингвист Деметрио Тупак Юпанки: «-ntin - „весь интегрированный“, „всё, составляющие одно целое“. Предыдущие части исчезают, чтобы дать место одной отличной интеграции - одному целому. Оно создаёт то, что по прихоти мы называем „юридическим лицом“, субъект и несущий ответственность отличаются своими составными частями. Как если бы было одно предприятие, в котором юридическое лицо берет на себя ответственность, освобождая тем самым составные части».

Такое название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу (кечуа Kunti Suyu) , Кольясуйу (кечуа Qulla Suyu), Антисуйу (кечуа Anti Suyu) и Чинчасуйу (кечуа Chinchay suyu). Кроме того, из Куско (кечуа Qusqu) в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела.

В Андской области и прилегающем к ней побережье в 1-м тыс. до н. э. - 1-м тыс. н. э. возникли развитые земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако и др. В XII веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка - верховный правитель. Он переселяется в новую столицу - Куско и распространяет своё влияние на огромной территории, охватывающей к XV-XVI вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, Аргентины, а также небольшой район Колумбии.

Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал столицу - город Куско, на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

После создания территория страны постоянно расширялась. В особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско - обычным городком. Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой - Уайна Капаком. Правители Уаскар и Атауальпа были сыновьями Уайны Капака. После его смерти они начали изнурительную междоусобную войну. К приходу испанцев победителем в войне стал Атауальпа.

При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли своё положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.

Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса - инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие - полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.

На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

В 1521 году Эрнан Кортес завоевал ацтеков. Это завоевание вдохновило Франсиско Писарро. Согласно докладу Хуана де Самано, секретаря Карла V, впервые достоверно о Перу стало известно в 1525 году в связи с завершением первой Южной экспедиции Франсиско Писарро и Диего де Альмагро. Экспедиция вышла из Панамы 14 ноября 1524 года, но вынуждена была вернуться в 1525 году. После этого было осуществлено ещё два похода. В 1532 году Писарро прибывает на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Обманом Писарро смог захватить и казнить Великого инку Атауальпу, после этого сопротивление в течение 2 лет возглавлял военачальник Руминьяви. Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. Инка Манко Инка Юпанки с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет. В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена.

В книге «Хроника Перу» Сьеса де Леон первым из европейцев задался вопросом о причине столь лёгкого покорения Империи инков:

Таким образом, хоть я и изобразил Перу как три пустынные и заселенные Кордильеры, из них самих, как я поведал, по воле Господа, выступают долины и реки, за пределами которых никоим образом люди не смогли бы выжить: вот та причина, почему местные жители были так легко завоеваны и почему они служат, не поднимая на восстаний, поскольку, если бы они на это пошли, то погибли бы все от голода и холода. Потому что (как я сказал), за исключением заселенной ими земли, большая часть - не заселена, это сплошные заснеженные горы и поразительной высоты вершины.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава XXXVI.

Покоренные инки вошли в состав народности кечуа. Результат испанского завоевания чётко подметил тот же хронист Сьеса де Леон:

Я не одобряю свержения власти никоим образом, но всё же оплакиваю вымогательства и дурное обращение, учиненные испанцами над индейцами, порабощенных жестокостью, не взирая на их знатность и столь высокое достоинство их народа. Из-за этого все эти долины сейчас уже почти пустынны, в прошлом бывшие густонаселёнными, как многим то ведомо.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXI.

Империя делилась на 4 части: Чинчайсуйу - ей соответствовал красный цвет, Кольасуйу - синий цвет, Антисуйу - зелёный цвет, и Кунтисуйу - жёлтый цвет, в свою очередь каждая такая часть состояла из провинций:

к северу от Куско находились: Вилькас (Vilcas), Хауха (Xauxa), Бомбон (Bombon), Кахамарка (Caxamalca), Гуанкабамба (Guancabamba), Томебамба (Tomebamba), Латакунга (Latacunga), Кито (Quito), Каранке (Carangue);

по другую сторону от Куско, к Югу: Атункана (Hatuncana), Атункольа (Hatuncolla), Айявире (Ayavire), Чукиабо (Chuquiabo), Чукуито (Chucuito), Париа (Paria) и другие, протянувшиеся до Чили.

В каждой провинции имелась своя столица, куда стекался сбор податей, где находился храм Солнца, литейни и ювелирные мастерские, гарнизон, крупные постоялые дворы, склады, а также представитель Двора - губернатор.

Отдельно в административном делении, как столица, выделялся город Куско. Он обозначался жёлтым цветом. Каждое же селение, являвшееся столицей провинции, имело свою цифру. Например, для обозначения того, что «Манко Капак, первый правитель Инка, завоевал первую столицу провинции, в нить вводился один большой узел, вторую - два больших узла, и так - со всеми остальными. Известно, что у Куско, столицы Империи, было три, или четыре узла, один над другим». Известно также, что удаленность провинции от столицы империи Куско часто ставилась в зависимость от порядкового счисления: например, чем ближе провинция, тем она или её представитель-курака ближе в службах, походах, ритуалах, церемониях к правителю инке.

Для определения провинций Империи Тавантинсуйу в письменности кипу каждая провинция имела свою смесь цветных нитей. На нити, в свою очередь, могла размещаться (вставляться) красная нить для обозначения погибших в своём войске «из/в такой-то провинции». Также использование цвета нитей для провинций Империи встречалось в кипу, связанных со статистикой и налогообложением таких провинций. Эта же система распространялась на отчёты о географическом и экономическом описании Империи.

Педро де Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» сообщал о небывалой точности учёта с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки , и с помощью этих узлов они вели исчисление и учёт необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами; и с помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчет[ы]; и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить».

Сьеса де Леон приводил сведения о количестве должностей кипукамайоков в отдельно взятой территориальной единице: «и в каждой долине этот учёт имеется и сегодня, и всегда в постоялых дворах столько счетоводов, сколько в ней [долине] управителей, и каждые четыре месяца они предоставляют свои отчеты вышеупомянутым способом». Для провинций устанавливался срок подачи отчётности - 1 год, поскольку «в конце года каждая провинция приказывала внести в кипу по количеству его узлов всех людей, как умерших там в тот год, так и, соответственно, тех, кто родился. И к началу года, в который вступали, они приходили в Куско с кипу, по которым становилось понятно, сколько в тот год родилось, и сколько умерло»

В окрестностях селения Котапачи в Кочабамбе существовало 2076 колька (хранилище округлой формы), что составляет 22,09 % складских построек из известных ныне 9395 единиц в империи инков, то есть это был один из стратегических районов империи, где происходили заготовка и складирование провизии. Средний диаметр хранилищ в Котапачи составлял 3,5 м, а приблизительная высота - 2 м, следовательно, объём округлых хранилищ в долине Кочабамбе мог составлять 45000 м3 (практически весь объём заполнялся провизией), что было очень значительной цифрой даже по отношению к другим провинциальным центрам империи инков. В современных величинах это сопоставимо с 1360 TEU (20-футовыми контейнерами), что могло бы поместиться на контейнеровозе класса Handymax Class (1000-1700 TEU). В целом масштабы складского хозяйства инков были столь велики, что вполне сопоставимы с нашими современными.

Отсутствие выделявшегося слоя свободных ремесленников и связанное с этим слабое развитие частного обмена, отсутствие торговли и каких бы то ни было торговых посредников - особенность общества инков в отличие от ацтеков. Она объясняется тем, что в Перу рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд общинников, оставляя им мало излишков для обмена.

Монеты
В целом, монеты не использовались во внутренней торговле, но во внешней имели обращение раковины мульу, листья коки, одежда, а также медные топорики. Индейцы культуры Чонос (Эквадор) ещё в XV-XVI веках выплавляли медь с содержанием 99,5 % и употребляли её в качестве монеты в виде топориков 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной. Данная монета ходила по всему западному побережью Южной Америки, в том числе и в государстве Инков в провинции Чинча, где проживало 6000 торговцев.

Инки — малочисленное южноамериканское племя, сумевшее подняться на самую вершину власти и создать могущественную империю, которая покорила множество народов и изменила облик Анд.

Они сумели, превратится из малочисленного безвестного племени из долины Куско, в правителей Анд. И создать великую империю Инков, построенную на точнейшем учете продовольствия и поразившую пришельцев из Европы грандиозными сооружениями.

Империя Инков стала крупнейшим по площади и численности населения государством в Южной Америке в XI-XVI вв. Территория их империи протянулась от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили и включила в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора и частично Чили, Аргентины и Колумбии.

Инки называли свою империю – Тауантинсуйу (четыре соединенные стороны света). Такое название произошло из-за того, что из долины Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела.

Правителем этих обширных территорий являлся Инка, так своего правителя называли индейцы. Дословно «Инка» означает «правитель», «повелитель», «король». А само слово “Инка” являлось неотъемлемой частью имени вождя империи. Со временем «инками» стали называть не только правителя империи, но и других представителей господствующего класса. А с появлением завоевателей, понятие «инка» или «инки» распространилось на все племя индейцев, населявших империю Тауантинсуйу.

Образование Великой империи Инков.

Долгое время считалось: великую империю инков создал один-единственный гений. Блистательный Пачакутек-Инка-Юпанки, первый правитель инков, этакий местный Александр Македонский, как предполагалось, в начале XV века превратил горстку глинобитных хижин в могущественную империю на протяжении жизни одного лишь поколения.

Но археолог из Чикагского Университета Брайан Бауэр уверен, что корни династии инков уходят глубже XV века. Прибыв в 1980-м году в Перу, вместе со своим коллегой Р. Аланом Кови, ныне археологом университета в Далласе, и командой помощников-перуанцев он в течение четырех полевых сезонов вдоль и поперек прочесывал крутые горные склоны – и в итоге обнаружил тысячи неизвестных памятников инкской культуры. Стало очевидно: государство инков возникло между 1200 и 1300 годами. А могуществом их одарило… изменение климата. Более сильные соседние племена, к началу XII века постепенно утратили свою власть. Отчасти это произошло из-за засухи, которая, свирепствуя в Андах более ста лет и привела к голоду и смуте.

Во всех уголках Перуанского нагорья происходили стычки за скудные запасы воды и еды. Толпы беженцев устремились в горы, т.к. лишь на холодных, открытых всем ветрам вершинах Анд можно было укрыться от набегов.

А вот у инков в плодородной долине Куско недостатка в источниках воды не было – и земледельцы из племени инков с места не двинулись. Пока менее удачливые соседи истребляли друг друга, процветающие селения инков объединились в маленькое государство, способное защитить себя от вражеских набегов. И между 1150 и 1300 годами, когда климат в Андах значительно потеплел, инки из Куско сумели этим потеплением воспользоваться.

По мере роста температуры они постепенно поднимались по горным склонам на 250–300 метров, сооружая многоярусные земледельческие террасы для предохранения почв от эрозии, орошая поля с помощью каналов, свидетельствующих о высоком уровне инженерной мысли и собирая рекордные урожаи кукурузы. Переизбыток урожаев позволил инкам «освободить большое количество людей для других видов деятельности – например, строительства дорог или поддержания крупной армии». И вот настал день, когда Инка смог призвать больше воинов и обеспечить оружием и продовольствием более многочисленную армию, чем любой другой из вождей-соседей.

Создав регулярную армию, инкские владыки начали заглядываться на чужие земли и богатства. Они стали заключать династические союзы с вождями соседних племен и расточать дары новым союзникам. При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к их империи. Если же соседи не велись на дипломатию – их усмиряли силой. И постепенно сформировалось мощное государство со столицей – священным городом Куско основанным на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

Окрыленные успехом своих завоеваний, инкские правители обратили свои взоры дальше – на богатые земли на юго-востоке, где на высоте 3840 м находилось обширное плато с озером Титикака. В XV веке один из величайших правителей инков, Пачакутек-Инка-Юпанки, замыслил военный поход на юг.

Надменные владыки приозерных государств имели без малого 400 тысяч подданных. Их изобильный край манил к себе. Горные склоны прорезали золотые и серебряные жилы, а на сочных зеленых лугах паслись стада альпака и лам. Военные успехи в Андах во многом зависели именно от них: лама, единственное животное на всем континенте, могла перенести на спине груз весом 30 килограммов. Кроме того, ламы, а также альпака, – это мясо, кожа и шерсть. Военные пайки, обмундирование, передвижение армии – все зависело от наличия лам. И если бы правителю инков не удалось покорить владык, которым принадлежали эти стада, пришлось бы с трепетом ожидать дня, когда самим придется сдаться на милость победителю.

Пачакутек подчинял одного южного правителя за другим, все больше расширяя границы своей империи, которая на пике своего существования стала одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи инков достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

Однако военные победы стали лишь первым шагом на пути к величию. Если империя Александра Македонского развалилась сразу после его смерти, то наследие правителя инков Пачакутек-Инка-Юпанки оказалось куда более живучим. Потому что здесь после воинов за дело взялись чиновники и строители.

Мудрое правление Инков.

Когда в какой-либо из провинций вспыхивало восстание, инкские правители устраивали переселение народов: разбавляли местное население верными подданными, а непокорных забирали поближе к столице. Жителей отдаленных, окруженных высокими стенами деревень переселяли в новые города, которые располагались вдоль построенных инками дорог, – дороги обеспечивали быстрое продвижение войск. Наместники инков приказывали строить придорожные склады для этих войск, а подданные должны были заполнять склады провиантом и другими необходимыми запасами. Предусмотрено было все, и шансы на восстание стали ничтожны. Инки были гениями организации.

Андская цивилизация достигла расцвета. Инженеры превратили разрозненные группы дорог в единую систему, связавшую все уголки империи. Крестьяне создавали ирригационные каналы, разбивали высокогорные земледельческие террасы, где выращивали около семи десятков различных культур, и запасали в хранилищах столько продовольствия, что на нем можно было продержаться от трех до семи лет. Чиновники в совершенстве овладели инвентаризацией. Они знали о содержимом всех хранилищ на территории бескрайней империи, ведя учет с помощью андской формы компьютерного кода – связок из разноцветных нитей с комбинацией узелков под названием кипу. Каменотесы возводили шедевры архитектуры.

Уайна-Капак мертвый правитель Инков.

Около 1493 года на престол взошел новый правитель инков – Уайна-Капак. В то время казалось, что династии инков подвластно все на свете. При строительстве новой столицы в Эквадоре рабочие, не знавшие колеса, перетащили каменные глыбы из долины Куско на расстояние 1,6 тысячи километров по горной дороге. Для этих работ Уайна-Капак согнал более 4,5 тысячи бунтующих подданных.

А маленькая армия из мужчин и женщин изменяла природу – удивительным по тем временам способом. При создании царской резиденции Уайны-Капака (территория размером с семь футбольных полей) рабочие передвинули русло реки Урубамбы в южную часть долины, сровняли с землей холмы и осушили болота, чтобы посадить кукурузу, хлопок, арахис и перец чили. В центре «новой земли» из камней и кирпичей возвели загородный дворец Уайны-Капака – Киспигуанка.

В просторных чертогах, окруженных парками, возделываемыми полями и садами, Уайна-Капак принимал гостей, играл в азартные игры с приближенными. Иногда отправлялся на охоту. Для этого не нужно было выезжать за пределы поместья: в распоряжении правителя были уединенный охотничий домик и лес, где в изобилии водились олени и другие дикие звери.

Около 1527 года Уайна-Капак умер в Эквадоре от какой-то загадочной болезни – но власти при этом не лишился. Приближенные мумифицировали его тело, перевезли обратно в Куско, и члены царской семьи часто посещали усопшего монарха, прося у него совета по важным вопросам и внимая ответам, которые изрекал восседающий рядом оракул. И после своей смерти Уайна-Капак оставался владельцем Киспигуанки и поместья: весь урожай со здешних полей должен был идти на то, чтобы веки вечные содержать в роскоши его мумию, слуг, жен и потомков.

Поскольку традиции наследования были столь странны, что все чертоги оставались в собственности у правителей и после их смерти, неудивительно, что каждый Инка, взойдя на престол, строил для себя и своих потомков новый городской дворец и новую загородную резиденцию. На сегодняшний день археологи и историки обнаружили руины дюжины царских резиденций, построенных по меньшей мере шестью правителями.

Покорение инков испанцам.

В 1532 году на побережье современного Перу высадились иноземные завоеватели во главе с Франсиско Писарро. Который прибыл с 200 пешими воинами, закованными в стальные доспехи и вооруженными смертоносным огнестрельным оружием и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Испанцы дошли до Кахамарки, северного города инков, где взяли в плен правителя Атауальпу. Восемь месяцев спустя они казнили своего царственного пленника, и их предводитель, Франсиско Писарро, посадил на престол марионетку – юного принца Манко-Инка-Юпанки.

Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. В последующие несколько месяцев испанские завоеватели присваивали себе дворцы Куско и обширные загородные поместья и брали в жены и любовницы девушек из царской семьи. Разгневанный Манко-Инка-Юпанки поднял восстание и в 1536 году попытался прогнать чужестранцев со своих земель. Когда его армия потерпела поражение, он с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет.

В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена. Обширная сеть инкских дорог, хранилищ, храмов и дворцов мало-помалу пришла в упадок.

Читайте также: