От какого хана была возведена китайгородская стена. Великая китайская стена

Фрагмент Китайгородской стены на Театральной площади. Москва. Китайгородская стена сооружена в 1533—38 под руководством итальянского зодчего Петрока (Петра) Малого. Сложена из кирпича с внутренней каменной забутовкой на белокаменной цоколе,… … Москва (энциклопедия)

Китайгородская стена - Китайгор одская стен а (в Москве) … Русский орфографический словарь

Кремлёвская стена - У этого термина существуют и другие значения, см. Кремлёвская стена (значения) … Википедия

Белгородская стена - А. Васнецов. Лубяной торг на Трубе (на месте совр. Трубной площади) Белогородская или Белгородская стена выбеленна … Википедия

Китай-Город - Это статья об историческом районе Москвы; возможно, Вам нужна статья об одноимённой станции метро. Китай город на карте Москвы В. М. Васнецов. Улица в Китай городе. XVII век. Холст, масло, 1900 … Википедия

Китай-город - У этого термина существуют и другие значения, см. Китай город (значения). Исторический район в Москве Китай город … Википедия

Китайгородский проезд - Китайгородский проезд. Москва. Китайгородский проезд (до 1992 Китайский проезд), между и. Возможно, существовал как дорога из Киева и Смоленска на Ростов и Суздаль уже в XII в. В 1534—38 вдоль современного проезда построена стена, перед… … Москва (энциклопедия)

Москворецкая набережная - Москворецкая набережная. Москва. Москворецкая набережная на левом берегу, между и. К Москворецкой набережной ведут и. С противоположным берегом Москвы реки связана и мостами. Вдоль Москворецкой набережной шла стена (за ней параллельно… … Москва (энциклопедия)

Старая площадь (Москва) - У этого термина существуют и другие значения, см. Старая площадь. Старая площадь Москва … Википедия

ИВЕРСКАЯ ЧАСОВНЯ - (Иверской Божией Матери часовня) в Москве, в Воскресенских воротах Китай города. Одна из главных святынь русского народа. По традиции православные русские люди, пришедшие в Москву, обязательно отправлялись помолиться в часовню перед иконой… … Русская история

Книги

  • Китайгородская стена. Реставрация перед сносом , Овсянникова Елена Категория: Архитектура. Скульптура Издатель: Москва, которой нет , Купить за 1996 руб
  • Китайгородская стена. Реставрация перед сносом. Статьи, дневники, чертежи, фотографии из архива Н. Д. Виноградова , Овсянникова Елена , Книга посвящена одной из реставрационных работ московского архитектора Николая Дмитриевича Виноградова и иллюстрирована многочисленными фотографиями и чертежами. В книгу вошли статьи… Категория: Архитектура, строительство, геодезия Издатель:

Китайгородская стена – одно из древнейших сооружений Москвы, расположенное в старинном районе Китай-город. К Китаю и его жителям московские топонимы имеют весьма опосредованное отношение. В XVI в. все иностранные ткани принято было называть «китайками», кроме того, этим словом обозначали крупные торговые места.

История строительства

– второй московский посад, первым был . На этой территории селились торговцы и ремесленники, надеющиеся в случае нападения на район укрыться за кремлевскими стенами. Постепенно посад вырос, и было решено построить еще одну стену, превратив Китай-город в неприступную крепость.

Строительство было поручено итальянскому зодчему Петроку Малому, который приступил к работе в 1534 г. Уже в 1538 г. мощная кирпичная стена сомкнулась вокруг Китай-города.

Петрок использовал для строительства обожженный красный кирпич, цоколь стены был выполнен из белого камня. Общая протяженность Китайгородской стены составила 2,5 км, площадь внутреннего пространства - 63 Га, что в два раза больше, чем территория внутри Кремля.

Начало стены располагалось у кремлевской Арсенальной башни, далее она тянулась до нынешней Театральной площади, поворачивала в юго-восточном направлении, достигала Лубянки, Старой площади, Москворецкой набережной и завершалась у Беклемишевской башни.

Китайгородская стена наполовину ниже Кремлевской (7 метров против 14-16), зато превосходит ее по толщине (6-7 м против 3,5-5). Ратники могли быстро передвигаться по стене, внезапно оказываясь в любой точке внешнего кольца Китай-города.

В центральной части находилась площадка для размещения больших пушек. Боевой плацдарм был настолько велик, что по нему можно было проехать на упряжке из двух лошадей. Китайгородская стена стала настоящим прорывом в русском фортификационном искусстве – никогда ранее в стране не создавалось настолько надежных и мощных крепостей.

По всему периметру стены располагались бойницы – в нижней, верхней и средней частях вала. Такая структура позволяла приступить к отражению нападения врага с дальних подступов. Под крепостной стеной находилась сложная система подземелий, в которых хранилось продовольствие, оружие, снаряды.

Для обнаружения вражеских подкопов использовались подземные проходы – «слухи». Верхняя часть стены представляла собой забор из классических прямоугольных зубцов с бойницами внутри. Как и Кремлевская, Китайгородская стена обладала системой башен, которых было четырнадцать. Сохранились рисунки настоящих шедевров фортификационного искусства – Круглой башни, Угловой башни, Богословской башни, Четырехугольной башни, Зачатьевской башни, Многогранной башни, Глухой башни. До наших времен дошла только одна башня Китайгородской стены – Птичья.

Для проезда транспорта и прохода жителей города использовались ворота – Спасские, Неглинные, Сретенские, Варварские, Троицкие, Козьмодемьянские, Ильинские, Воскресенские и Никольские. Сейчас существуют только одни ворота – . Они расположены у главного входа на Красную площадь, рядом с Историческим музеем. Эти ворота являются точным воссозданием оригинального строения XVI в. – исторический памятник снесли в 1931 г.

В 1572 г. Китайгородская стена спасла посад от разорения. В этом году татарский князь Девлет-Гирей в очередной раз напал на Москву, но крепостной вал перед Китай-городом его войско так и не рискнуло штурмовать. В Смутное время стена сослужила москвичам дурную службу: польские захватчики использовали защитное сооружение для обороны от ополченцев Минина и Пожарского.

В XVIII в. стену перестали использовать с военными целями, часть московской общественности призывала императора Александра I снести ее. Царь отказался, напротив, он отдал распоряжение о ремонте стены, башен и ворот.

В конце XIX в. под руководством архитектора С. Родионова были проведены масштабные реставрационные работы.

Современное состояние

К сожалению, от Китайгородской стены уцелели лишь незначительные фрагменты и одна оригинальная башня. Основной удар по этому памятнику древнерусского зодчества был нанесен в 30-е г. XX в. В это время началась так называемая сталинская реконструкция города, в ходе которой предполагалось расширить центральные улицы. Сделать это планировалось за счет множества архитектурных памятников, в том числе, за счет Китайгородской стены.

В 1930 г. строительная техника уничтожила Владимирские ворота, а в 1934 г. работы по сносу стены были уже практически завершены. Уцелели лишь небольшие участки оборонительного сооружения в районе площади Революции, Театральной площади, станции метро «Китай-город», и в Китайгородском проезде.

Сохранившиеся части дают представление о масштабе Китайгородской стены. Бойницы, ливневые стоки, зубцы, парапеты: каждая деталь говорит о том, что Петроком Малым было создано эффективное оборонительное сооружение, позволяющее месяцами отбиваться от самого сильного неприятеля. По сути дела, это был широкий тракт для передвижения войск, поднятый на значительную высоту. Стена делала бойцов практически неуязвимыми, тогда как они могли свободно использовать пушки, пищали и другие виды огнестрельного оружия.

Птичья башня

Единственная из дошедших до нашего времени оригинальных башен Китайгородской стены - Птичья башня.

Несмотря на уникальность и статус объекта культурного наследия народов РФ, это сооружение древнерусского фортификационного искусства находится не в самом лучшем состоянии, особенно, изнутри.

Название башни не является историческим, топоним сформировался примерно в начале XX в. Такое наименование башня получила за внешний вид – в отличие от остальных участков стены, окантовка башни выполнена в виде зубцов типа «ласточкин хвост», как на стенах Кремля.

Башня была построена Петроком Малым в 1534 г. Это классическое полукруглое фортификационное сооружение из красного кирпича. В 1870 г. башня была удачно интегрирована в Третьяковские ворота, став их правым крылом, именно этот факт позволил строению сохраниться во время сталинской реконструкции.

Примостившись к Кремлю со стороны Красной площади и Рва, Китай-город дал название стене, окружавшей его по периметру на протяжении почти четырех столетий. Сейчас от стены остались лишь фрагменты…

Владимирские ворота Китай-города и Пантелей­моновская часовня. 1890-е
Фото РИА Новости

Как часто приходится слышать от гостей нашей столицы наивный вопрос: «А почему станция метро называется «Китай-город»? У вас что, китайский квартал здесь находится?» И такое предположение делают не только туристы, но нередко и сами москвичи.

Помимо путаницы с названием многие ошибаются и в локализации самого места под наименованием Китай-город: сегодня в московском обиходе так чаще всего обозначается район улицы Забелина, Солянки, Маросейки, Лубянского проезда, Старосадского переулка. Это веяние последних лет, возникшее из-за того, что одноименная станция метро расположена вне границ исторического Китай-города. При этом окружение Никольской улицы, Ильинки и Варварки в наши дни гораздо реже называют Китай-городом. Хотя именно здесь он и находится!

Почему же произошло такое смещение? Дело не только в неудачном переименовании станции метро, но и в почти полной утрате исторической стены, служившей границей Китай-города.

«Повелели град камен ставити Китай»

480 лет назад, в 1535 году, при малолетнем великом князе Иване IV (царем он станет через 12 лет), регентом при котором была его мать , началось возведение новой стены для московского посада. К тому времени столица великого княжества давно вышла за пределы Кремля: с его восточной стороны появился посад – густонаселенная территория, имевшая в первую очередь торговое значение и изобиловавшая храмами.

Прежде восточная граница посада, шедшая примерно по линии современного Большого Черкасского переулка, была оформлена рвом, но во второй четверти XVI века такая защитная система уже не годилась для обороны Москвы в случае атаки противника. Это стало ясно еще в правление отца Ивана IV – великого князя Василия III , который, как предполагают историки, озаботился созданием более мощных крепостных стен для посада после набега крымского хана Мехмеда Гирея в 1521 году. Поэтому к строительству новых укреплений подошли со всей серьезностью.

Елена Глинская. Реконструкция С.А. Никитина

Сначала появился «черновик» новой стены: в 1534-м по указу Елены Глинской были собраны средства для возведения земляных и деревянных стен. Сама великая княгиня пожертвовала немалую сумму на проведение работ, и ее примеру последовали московский митрополит и многие бояре. Укрепление было построено всего за год и представляло собой глубокий ров с земляным валом, на гребне которого располагался частокол, переплетенный прутьями и обложенный землей. Важно, что теперь несколько увеличилась территория посада: стена прошла уже за линией Большого Черкасского переулка, обозначив будущую границу Китай-города.

По сообщению «Пискаревского летописца»,
в 1535 году «майя в 16 день князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мати Елена повелели град камен ставити Китай»

Кстати, по одной из версий, это название, вводящее в заблуждение современных москвичей и гостей столицы, появилось именно тогда: связка жердей или прутьев, применявшихся при строительстве деревоземляных укреплений, именовалась «кита» (с ударением на последний слог), в связи с чем и посад, получивший новые рубежи, стал именоваться Китай-городом, то есть городом, окруженным китой. Впрочем, есть и другие версии – о возможном монгольском происхождении названия (по-монгольски «китай» – «средний город») и даже возникающих параллелях с европейскими аналогами («сити» в Лондоне, «ситэ» в Париже и итальянское слово cita, которое так и переводится – «город»).

Построение Китай-города. Миниатюра из Царственной книги. XVI век
Валентин Черединцев / РИА НОВОСТИ

Спешка в возведении укреплений, по-видимому, была вызвана актуальностью военной угрозы, которая для Москвы исходила прежде всего от крымских татар. Однако в том же 1535 году, когда работы были завершены, развернулось новое строительство: земляной вал с частоколом, судя по всему, задумывался как временное укрепление на случай внезапного нападения врага, с тем чтобы потом уступить место более современной и совершенной системе. Так или иначе, «Пискаревский летописец» сообщает, что в 1535 году «майя в 16 день князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мати Елена повелели град камен ставити Китай». Будущую крепость торжественно освятил митрополит Московский Даниил, который с крестным ходом прошел по линии планируемых стен, после чего мастера строительного дела установили первые камни. Три года ушло на возведение крепостной стены, оборудованной по последнему слову европейской фортификационной науки того времени.

Руководил работами приглашенный итальянец, обозначенный в русских источниках как Петрок Малый Фрязин . Ранее он уже зарекомендовал себя грандиозной работой в селе Коломенском, где под его начальством была построена церковь Вознесения Господня в честь появления у великого князя Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV (сегодня Вознесенская церковь в Коломенском является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО). Всего за три года строительство стены было завершено, а сама она получила название Китайгородской. Впрочем, москвичи нередко звали ее просто Китайской, никак не связывая при этом с крупной азиатской страной. Даже церковный сорок – единица административно-территориального деления для московских храмов – именовался здесь Китайским.

Памятник крепостного зодчества

Что же представляла собой новая стена? Она соединялась в двух местах со стеной Кремлевской: на берегу Москвы-реки, упираясь в Беклемишевскую башню, и на берегу Неглинной, упираясь в Угловую Арсенальную башню. Тем самым внутри Китайгородской стены и восточной части стены Кремлевской оказывалась территория площадью 63 гектара (то есть она более чем в два раза превышала территорию Кремля). В длину новая стена имела солидную протяженность – 2567 метров. Если прочертить линию стены по современной карте Москвы, то идти она будет вдоль площадей Революции и Театральной, у Театрального проезда, сворачивая на юго-восток на Лубянской площади, затем вдоль Новой и Старой площадей, далее по Китайгородскому проезду, а после его окончания, сделав еще один поворот, теперь по направлению к Кремлю, – по Москворецкой набережной.

Театральный проезд с Тро­ицкой башней и Пантелей­моновской часовней. Первая пол. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Как и в случае с Кремлем, стена Китай-города обнаруживала многие черты, свойственные итальянскому крепостному зодчеству, что неудивительно, поскольку ее архитектором был итальянец. Согласно некоторым предположениям, Петрок Малый мог быть знаком с техническими идеями Леонардо да Винчи , а также своих коллег из Генуи и других городов Северной Италии.

«Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества,
которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней» – так писал о Китайгородской стене в 1925 году Игорь Грабарь

В то же время Китайгородская стена не стала копией Кремлевской: она была ниже (от 6 до 8 метров вместо высоты от 10 до 19 метров в Кремле), но зато толще (свыше 6 метров), а потому оказывалась более пригодной для ведения интенсивного артиллерийского огня и его отражения. Способствовал этому и мощный белокаменный фундамент с деревянными сваями, обеспечивавший стене должную устойчивость. Для крупных пушек была создана широкая (4 метра, а местами и более) боевая площадка, по которой при необходимости можно было даже проехать на паре лошадей. Подобного русская фортификация ранее не видела!

План городской части из «Атласа столичного города Москвы». 1852–1853 годы

Китайгородская стена была оборудована средствами ведения верхнего, среднего и нижнего боя, на каждом уровне присутствовали соответствующие бойницы, и все ярусы соединялись лестницами. Существовали также подземные ходы сообщения с подвалами для хранения боеприпасов, здесь же располагались и «слухи» – специальные приспособления для выявления подкопов, сделанных неприятелем. Венчалась стена широкими прямоугольными зубцами-мерлонами, пришедшими на смену кремлевским «ласточкиным хвостам». Таким образом, крепостные сооружения позволяли вести эффективную оборону города и выдерживать длительную осаду. Сравнивая стены Кремля и Китай-города, можно было увидеть, насколько далеко вперед шагнула фортификационная мысль почти за полтора столетия. «Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней» – так писал о Китайгородской стене в 1925 году художник и реставратор Игорь Грабарь .

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) – русский советский живописец, реставратор, искусствовед

В соответствии с улицами Китай-города располагались ворота в стене: Никольские (чаще именовавшиеся Владимирскими по соседней церкви), Ильинские и Варварские. Плюс к тому в Зарядье существовали Козьмодемьянские ворота для Великой улицы (самого сердца московского речного порта и торговли), но с потерей ее значения в конце XVII века они были заложены. Наконец, двухпролетные ворота имелись на берегу рек: у Москвы-реки – Водяные (они же Спасские), у Неглинной – Воскресенские (они же Куретные, Львиные, Иверские). Стена насчитывала 14 башен – как проездных, так и глухих. Некоторые учреждения и монастыри Китай-города использовали стену еще и в качестве своей ограды (особенно это было удобно на Никольской улице): так пристроились Заиконоспасский и Никольский Греческий монастыри, а также Печатный двор (в дальнейшем Синодальная типография).

Башни, ворота, стены

К концу XVI века Москва буквально обросла новыми укреплениями – каменной стеной Белого города и земляным валом с деревянными башнями и частоколом, установившим границы Земляного города. Эти укрепления дожили до конца XVIII столетия, после чего были разобраны по ветхости, но обозначенные ими границы никуда не исчезли: стена Белого города уступила место Бульварному кольцу, а стена Земляного – Садовому. Кроме того, до 1934 года сохранялась Сухарева башня с проездными воротами, построенная на месте изначальных ворот в стене Земляного города, а несколько лет назад стало известно о фрагментах стены Белого города, которые сегодня можно увидеть на Хохловской площади.

Ильинские ворота Китай-города и Сергиев­ская часовня. Первая пол.1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Стене Китай-города повезло больше: хотя она в конце XVIII века тоже была не в идеальном состоянии, ее тогда оставили в целости и сохранности. Возможно, свою роль сыграло обилие почитаемых в народе часовен при башнях. А их было немало! Ведь над каждыми воротами по традиции издавна размещались иконы, для которых со временем стали появляться часовни.

Одна из самых известных располагалась у Варварских ворот, она была освящена во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С этой иконой связаны печальные события Чумного бунта 1770–1771 годов, который начался именно здесь после указа о прекращении молебнов перед иконой в целях недопущения распространения заразы. Позднее часовня была создана прямо внутри башни. Другая – преподобного Сергия Радонежского – находилась у Ильинских ворот с 1863 года, она принадлежала Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. У Никольских ворот еще с XVI века существовала часовня Владимирской иконы Божией Матери, вместо которой в 1691–1694 годах на средства царицы Натальи Кирилловны (матери Петра I) была построена церковь того же имени. В 1881–1883 годах напротив нее возвели огромную Пантелеймоновскую часовню. А на берегу Москвы-реки, неподалеку от сегодняшнего Васильевского спуска, стояла часовня Всемилостивого Спаса.

Уже во второй половине 1920-х,
когда шла реставрация Китайгородской стены, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен у ворот, причем их возраст не имел значения

Но ни одна из часовен не могла соперничать по популярности с Иверской у Воскресенских ворот, где с 1669 года находилась копия привезенного с Афона списка Иверской иконы Божией Матери. Свою роль в этом сыграла традиционно высокая роль Воскресенских ворот Китай-города, которые имели статус парадного въезда на Красную площадь для русских царей, а также иноземных послов. Над проездными арками ворот была устроена светелка, из которой царь и царица могли тайно наблюдать за иностранными процессиями, прибывающими в город. Со временем Воскресенские ворота стали еще и триумфальными: через них после своих первых побед в Северной войне торжественно въезжал в Москву Петр I .

Новая площадь с проломными воротами. Нач. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Конечно, по мере того как стена стала терять свое крепостное значение, ее облик менялся. Так, в 1680-х три самые крупные башни – Никольская, Ильинская и Варварская – получили декоративные шатры наподобие тех, что украсили кремлевские башни. Вскоре, однако, Китайгородской стене в последний раз довелось готовиться к несению боевого дежурства: в 1708 году во время Северной войны ожидалось нападение на Москву шведских войск Карла XII, в связи с чем по указу Петра I все московские крепостные сооружения были отремонтированы и приведены в порядок на случай длительной осады, а вдоль стены Китай-города появились земляные бастионы со рвами, дно которых было усеяно острыми деревянными кольями. Как известно, шведы на Москву не пошли.

Владимирские ворота Китай-города и церковь Владимирской иконы Божией Матери. Нач. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Облик древней стены менялся и в дальнейшем: возле тех же трех башен были пробиты новые, так называемые проломные ворота – более широкие, чем ворота в башнях. С годами таких проломных ворот становилось все больше. Исчезли земляные бастионы со рвами. В начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки были разобраны двухпролетные Водяные ворота. Кстати, после пожара Москвы 1812 года звучали предложения полностью разобрать стену и разбить на ее месте бульвар, но эту идею отверг сам император Александр I, пожелавший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде». Интересно, что в то время стене попытались придать вид более «древний», что выразилось в искажении облика нескольких башен, строительстве контрфорсов, придающих стене устойчивость, и создании на некоторых участках «ласточкиных хвостов», как в Кремле, хотя изначально таких зубцов, как мы помним, на Китайгородской стене не было. Еще позже, в 1871 году, был проложен Третьяковский проезд, соединивший Никольскую улицу с Театральным проездом, при этом архитектор Александр Каминский решил построить новые ворота в псевдостаринном русском стиле – тоже с кремлевскими зубцами и шатром.

Николь­ский тупик с проломной калиткой. 1920-е
Из архива Н.Д. Виноградова

В начале ХХ века многие башни Китайгородской стены служили хранилищами материалов Московского губернского архива. В Круглой башне, именовавшейся также Заиконоспасской по близлежащему монастырю, располагался Музей птицеводства Российского общества сельскохозяйственного птицеводства. А пространство у Никольских (Владимирских) ворот облюбовали московские букинисты.

Прясла стены, построенной в XVI веке, годами не знали ремонта и приобретали все более неряшливый вид. Торговцы использовали древние крепостные сооружения для создания лабазов – хранилищ своих товаров, которые облепили стену на многих участках (на Москворецкой набережной их стало так много, что за ними почти не было видно саму стену). Все это искажало исторический облик Китай-города, на что не раз с тревогой обращали внимание Московское археологическое общество, комиссия «Старая Москва» и другие защитники старины в Первопрестольной. Но, что важно, историческая основа стены сохранялась – словно в ожидании качественной научной реставрации.

«Никому не нужный археологический хлам»

После революции судьба, казалось бы, смилостивилась над Китайгородской стеной: новые власти не только объявили ее памятником архитектуры, но и затеяли крупномасштабные реставрационные работы, пик которых пришелся на середину и вторую половину 1920-х годов. Прежде всего стена была очищена от многочисленных инородных пристроек: торговых лавок, лабазов для хранения товаров и даже «квартир» (некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены). В результате снятия всех поздних наслоений Китайгородская стена предстала чуть ли не в первозданном виде. При этом реставраторы попытались решить и транспортный вопрос, для чего в стене были пробиты новые проезды для трамваев и автомобилей.

Между тем уже тогда, при реставрации, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен, причем их возраст не имел значения. В 1927 году слому подверглась сравнительно поздняя Сергиевская часовня у Ильинских ворот, в 1929-м – древняя, ставшая одним из символов старой Москвы Иверская часовня у ворот Воскресенских. Чуть позже настал черед и самой Китайгородской стены: в 1931 году были уничтожены Воскресенские ворота, а в 1934-м снесен участок стены от Третьяковского проезда до Варварских ворот – самый живописный, с наиболее интересными в архитектурном отношении башнями. Разбор стены был объявлен субботником, на котором трудящиеся собирали кирпич для дальнейшего вторичного его использования в городском строительстве. «Китайгородская стена обратилась по меньшей мере в никому не нужный археологический хлам, не имеющий даже ценности исторического памятника» – такой убийственный приговор был вынесен журналом «Строительство Москвы» в том же 1934 году.

Проломные ворота в конце Малого Черкасского переулка. Конец 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Разрушение продолжилось в 1950-х. Нетронутым остался лишь один участок стены, большая часть которого расположена за гостиницей «Метрополь». Он оканчивается невысокой круглой Птичьей башней – единственной подлинно сохранившейся из всей Китайгородской стены. Последний аккорд прозвучал в 1966 году, когда снесли остатки стены на Москворецкой набережной.

Но уже вскоре, как ни странно, о стене вспомнили как об историческом памятнике: в 1968–1973 годах был частично воссоздан ее участок в Китайгородском проезде, а еще позднее в переходе у станции метро «Площадь Ногина» (именно она позднее получит название «Китай-город») было вскрыто мощное белокаменное основание Варварской башни – его и сегодня можно увидеть у выхода в город в сторону Варварки. Правда, охранная табличка за последние годы сильно стерлась, а недавно и вовсе исчезла (хочется верить, что она на реставрации). Так что многочисленные прохожие даже и не догадываются, что перед ними – подлинный фрагмент крепостной стены, возведенной во времена Ивана Грозного. Участок же за гостиницей «Метрополь» с Птичьей башней до сих пор пребывает в запустении.

Варварская башня Китай-города. Конец 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Следующий всплеск интереса к Китайгородской стене пришелся на 1990-е, когда были восстановлены Воскресенские ворота с Иверской часовней. Для последней на Афоне был сделан новый список Иверской иконы Божией Матери, подаренный Москве в 1995 году. Работы проводились с использованием архивных материалов, поэтому утраченные памятники удалось воссоздать довольно точно. И наконец, у выхода из станции метро «Театральная» к единственному сохранившемуся подлинному фрагменту стены был пристроен новый ее участок с проломными воротами, ведущими на Никольскую улицу, и крупной башней, в которой разместился ресторан. Однако данные работы восстановлением назвать нельзя, так как башня построена в других формах: у нее появился шатер, которого здесь не было (его вид почти скопирован с шатра Варварской башни). Звучали и другие предложения по воссозданию башен – в конце Китайгородского проезда и на Москворецкой набережной. Не исключено, что некий подобный вариант мы увидим после завершения работ по организации парка в Зарядье.

«Китайгородская стена: реставрация перед сносом»

Книга-альбом подготовлена проектом «Москва, которой нет»

Основу книги составляют дневниковые записи реставратора Николая Дмитриевича Виноградова (1885–1980), ведавшего реставрационными работами на Китайгородской стене в 20-е годы XX века. Важным сопроводительным материалом выступают фотографии из его же архива: более 80 уникальных снимков, фиксирующих каждое прясло стены, каждую башню, прекрасные видовые фотографии Ильинских и Варварских ворот, Лубянской площади, Театрального проезда, Воскресенских ворот. Когда рассматриваешь эти снимки, трудно смириться с тем, что все эти древние постройки были утрачены, причем вовсе не из-за войны или стихийных бедствий. Поэтому новая книга стала попыткой составителей хотя бы «виртуально» восстановить ушедшее историческое наследие Москвы, счастливой возможностью показать москвичам, что можно было когда-то увидеть на хорошо известных всем площадях в центре города. Быть может, после прочтения этой книги вопросов про китайцев в Китай-городе станет меньше…

Кликабельно.


А - Иверские ворота (Воскресенские, Куретные, Львиные, Святые, Неглименские).
Б - Заиконоспасская башня (Круглая).
В - Птичья башня.
Г - Троицкие ворота (Четырёхугольная).
Д - Безымянная угловая башня.
Е - Владимирские ворота (Сретенские, Никольские).
Ж - Богословская башня.
И - Ильинские ворота.
К - Гранёная башня (Многогранная).
Л - Варварские ворота (Всехсвятские).
М - Козьмодемьянские ворота (Васильевские).
Н - Круглая угловая башня (Зачатьевская, Наугольная).
П - Николомокринская башня (Глухая).
Р - Москворецкие ворота (Спасские, Водяные).
В скобках даны варианты названий.

Во-вторых, настало время поговорить, откуда же произошло само название "Китай" -город. Однозначного объяснения этому нет. Как впрочем нет однозначных трактовок происхождения большинства московских топонимов (начиная от самых "главных": "Москва", "Яуза", "Неглинка").
Наиболее распространённая версия выводит это название от слова "киты" - так на Руси назывался плетёные частоколы из двух стенок с забутовкой, из которых были построены первые стены Китай-города. Но не сходится... Китовые стены были поставлены за год к 1535 году, как я уже писал, и тут же стали перестраиваться в камне. При этом название "Китай" упоминается уже в 1535 году - помните: "майя в 16 день князь Великий Иван Васильевич всея Руси и его Мати Елена повелели град камен ставити Китай". Прям за год это стало именем собственным. Не убедительно.
Карамзин давал такое объяснение: Китай-город - это средний город "по смыслу его имени на языке татарском". "Средний город" или "стена" (тюрк.). Убедительнее.
А можно вспомнить и английское сity, и французский ile de la cité, и т.п.
Одним из часто приводимых объяснений является и наличие в Подолии (родом откуда была Елена Глинская) городка Китай-город (населённый пункт с таким названием и сейчас на Украине имеется):

И даже с за мком. Замок, правда, не сохранился, остались только подвалы .
Но изначальное происхождение названия это всё равно не объясняет.
Вот ещё одна вполне правдоподобная версия: "В первой трети 16 века опыт быстрого строительства обширных окольных крепостей был принесён в Москву итальянскими инженерами. Поэтому, думается, происхождение термина "китай город" следует выводить из латинского "cita urbs", что переводится как "скорый город". Слово "cita" произносилось итальянцами 15-16 веков как "кита", что послужило основой для "китай"". Хотя сам я не слышал как говорили итальянцы в 15-16 веках:)
Выбирайте версию на ваш вкус!

За памятником первопечатнику Ивану Фёдорову заглянем в уютную калиточку:

Фото 1931 г. Вон эта калиточка видна.

И попадём в не менее уютный проулочек - Никольский тупик.

Фото 1910-х гг.


Фото нач. 1890-х гг.


Фото 1894 г. фотоателье "Бычков и Жданов"
На негативе написано: "Букинисты у лавки знаменитого букиниста и коллекционера А.А.Астапова у Проломных ворот в Никольском тупике". За мерлонами стены видно строящееся торговое здание наследников Хлудова в Театральном проезде.
Астапов Афанасий Афанасьевич (1840 Серпухов, - 1917, Москва), русский антиквар-букинист, библиофил, помогавший всем коллекционерам собирать редкие издания и гравюры, лубки.

Но и о памятнике Ивану Фёдорову и о никольских букинистах , поэтому, если хотите рассмотреть подробности, то пройдите по ссылке (там несколько постов).

Мы же подходим с вами к Троицкой (Четырёхугольной) башне .


Фото 1920-х гг. От billy_red .
К 19 веку это была уже глухая башня, но в стародавние времена в ней были проездные ворота. Через ров был перекинут деревянный мост на Рождественку.
Троиицкая башня получила своё название от находившейся неподалёку церкви Троицы в Полях. О храме и об этих самых Полях, как я уже обещал, мы в своё время ещё поговорим.

Фото нач.20 века. Слева Троицкая башня.


Фото 1928 г. Слева Троицкая башня.


Фото кон.1920-х гг.


Фото нач.1920-х гг. Безымянная угловая башня и Никольская башня до реставрации.
Во время исследований под поздней кладкой был обнаружен древний декор башни.


Фото кон.1920-х гг. Безымянная угловая башня после реставрации.
Башню нашли внутри поздней кладки. Если приглядеться к первому снимку, то справа можно увидеть валик. Башня видимо в какое-то время разваливалась и её подпёрли своеобразным круглым контрфорсом. Верх башни надстроили по аналогии с сохранившимися башнями (от hitrovka ).

Здесь надо сказать несколько слов о том, что в середине 1920-х была проведена очень приличная реставрация Китайгородских стен и башен, которая завершилась в 1926 году. В ходе дальнейшей прогулки будет хорошо заметно, как изменился облик крепости в процессе реставрационных работ.
Но, увы, далее всё в соответствии с поговоркой "Выкрасил - и выбросил" - отреставрировали и снесли через несколько лет...


Фото кон.1900-х гг. Владимирские проломные ворота и Безымянная угловая башня.


Фото 1920-х гг. Безымянная угловая башня и Пантелеймоновская часовня.

Левее от Безымянной угловой башни находятся Владимирские (Никольские, Сретенские) проломные ворота на Никольскую улицу и Владимирская (Никольская, Сретенская) башня. Изначально никаких проломных ворот в стенах, естественно, не было. Все проломные ворота появились уже в XVIII - XIX веках, когда крепость полностью утратила своё оборонительное значение. А при постройке ворота имелись в ряде башен. При пробивке проломных ворот ворота в башнях закладывались.

Вид на Владимирскую (Никольскую, Сретенскую) башню был, во всяком случае на мой взгляд, одним из красивейших видов Москвы.


Фото 1900-х гг.


Фото кон.19 века. Вид на Лубянскую площадь и Никольскую башню Китай-города.
(Голубой цвет Пантелеймоновской часовни могу объяснить только неудачной попыткой раскрасить снимок).


Фото кон.1910-х гг. Вид на Лубянскую площадь и Никольскую башню Китай-города.

Фото кон.19 века. Никольские ворота.


Лубянская площадь зимой. 1905. Бумага, акварель, белила. 47.2x57. Государственная Третьяковская галерея. К.Ф. Юон.


Фото нач.1890-х гг.


Фото 1890-х гг.


Фото 1890-1900-х гг. Владимирские ворота и Безымянная угловая башня.


Фото 1896 г. Коронационные торжества. Праздничное убранство Лубянской площади.


Фото 1900-х гг. Почтовая открытка изд. М.Кампель.


Фото 1900-х гг. Владимирская башня, проломные ворота и Безымянная угловая башня.


Фото 1900-х гг. Левее Никольской башни видна Лубянская трамвайная электроподстанция.


Фото 1900-1910-х гг. Лубянская электроподстанция у Никольской башни.


Фото кон.1900-х гг. Какой цветничок симпатичный был на площади. Вроде, как Страховое общество "Россия" постаралось - украсили площадь перед своими зданиями.


Фото кон.1900-х гг. А мужичок справа до чего хорош!


Фото нач. XX в.
Вид сверху из дома Московского купеческого общества в Б.Черкасском переулке. В глубине справа - многоэтажное здание телефонной станции в Милютинском переулке (ул. Мархлевского); левее - ныне существующие доходные дома. Слева, между стеной Китай-города и фасадом сохранившегося до наших дней дома - узкая Новая площадь и церковь Владимирской Богоматери у Никольской башни.
И покрупнее:


Фото 1911 г.


Фото 1910-х гг.


Фото 1920-х гг.


Фото кон.1920-х гг.

Фото 1919-1921 гг. Г.А.Брунштейна. Снимок сделан из здания страхового общества "Россия". Спасибо starr_ina .


Фото 1928 г.
На первом плане - здание Лубянской трамвайной электроподстанции.


Фото 1929 г. С.Тулеса

И виды с внутренней стороны:


Церковь Владимирской иконы Божьей Матери у Никольских ворот Китай-города. Художник К.Шульц. 1840-е гг.


Никольские ворота Китай-города и церковь иконы Владимирской Божьей Матери. Художник И.Вейс. 1852 г.


Фото 1890-х гг. B. Avanzo.


Фото 1890-х - 1900-х гг.


Фото 1910-х гг. Никольская башня Китай-города, церковь Владимирской Божией Матери и Пантелеймоновская часовня. Вид со стороны внутреннего проезда вдоль стены.


Фото кон.1910-х - нач.1920-х гг. Никольская башня Китай-города, церковь Владимирской Божией Матери и Пантелеймоновская часовня. Вид со стороны внутреннего проезда вдоль стены.

Китай-город. Ну кто о нём не слышал? Во многом, я думаю, это заслуга одноимённой станции московского метро! Первые ассоциации и догадки – была какая-то торговая слобода, активный район столицы в своё время… Отчасти данные предположения оказались правильными: к 1535 году столица великого княжества уже вышла за пределы Кремля, с его восточной стороны появился посад – густонаселенная территория, имевшая в первую очередь торговое значение, и для её защиты назад началось возведение новой стены. Китайгородская стена (в старину Китайская) – почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификации. Крепостная стена из красного кирпича вокруг московского Китай-города длиной 2 567 метров с 12 башнями строилась во времена правления Елены Глинской, в 1535–1538 годах, под руководством итальянского инженера Петрока Малого. Целью строительства была оборона московского посада от , подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 году. Возведению стены предшествовал временный частокол 1534 года.

Неделю назад мы спускались в заброшенные . Тогда во время поиска информации я наткнулся на упоминание об использовании белого камня, добываемого у берегов рек Десны, Пахры, Мочи для строительства фундаментов московских храмов и Китайгородской стены! И меня не могли не зацепить слова о буквально одном-двух сохранившихся до наших дней фрагментов древних оборонительных укреплений! Как и многие другие памятники древнерусского зодчества, Китайгородская стена была уничтожена в 30-е годы прошлого века. В 1927 году снесли Владимирские ворота, окончательный снос стены пришелся на 1934 год. От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город».

На видеоотчёте ниже я запечатлел для вас всё, что сохранилось от 2,6 км стены. А именно – два участка. Первый – за гостиницей «Метрополь», второй – вдоль Китайгородского проезда между Москвой-рекой и улицей Варваркой. Кроме того, на Театральной площади заново выстроили «крепостную» башню с рестораном, стараясь повторить облик прежнего сооружения. Последнее восстановлением назвать нельзя, так как башня построена в других формах: у нее появился шатер, которого здесь не было (его вид почти скопирован с шатра Варварской башни).

Существует множество объяснений происхождения названия «Китай-город». Один из вариантов – от итальянского читта (citta), т.е. «город». Так мог называть на родном языке крепость ее автор, итальянец Петрок Малый. Еще версии: от слова «кита» – сплетённая из хвороста и соломы веревка (или решетка), которая использовалась при строительстве укреплений; от монгольского слова «Китай» – середина, а район Китай-города как раз входил в центральную (серединную) часть города. Что же она собой представляла? Соединялась в двух местах со стеной кремлевской (на берегу Москвы-реки, упираясь в Беклемишевскую башню, и на берегу Неглинной, упираясь в Угловую Арсенальную башню). По сравнению с кремлевской стеной стены Китай-города ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты. Такие укрепления лучше приспособлены для отражения пушечного огня. Конечно, по мере того как стена стала терять свое крепостное значение, её облик менялся. Так, в 1680-х три самые крупные башни – Никольская, Ильинская и Варварская – получили декоративные шатры наподобие тех, что украсили кремлевские башни. Вскоре, однако, Китайгородской стене в последний раз довелось готовиться к несению боевого дежурства: в 1708 году во время Северной войны ожидалось нападение на Москву шведских войск Карла XII, в связи с чем по указу Петра I все московские крепостные сооружения были отремонтированы и приведены в порядок на случай длительной осады, а вдоль стены Китай-города появились земляные бастионы со рвами, дно которых было усеяно острыми деревянными кольями. Как известно, шведы на Москву не пошли. Облик древней стены менялся и в дальнейшем: возле тех же трёх башен были пробиты новые (так называемые проломные) ворота – более широкие, чем ворота в башнях. С годами таких проломных ворот становилось всё больше. Исчезли земляные бастионы со рвами. В начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки были разобраны двухпролетные Водяные ворота. Кстати, после пожара Москвы 1812 года звучали предложения полностью разобрать стену и разбить на её месте бульвар, но эту идею отверг сам император Александр I, пожелавший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде». После революции судьба, казалось бы, смилостивилась над Китайгородской стеной: новые власти не только объявили её памятником архитектуры, но и затеяли крупномасштабные реставрационные работы, пик которых пришелся на середину и вторую половину 1920-х годов. Прежде всего, стена была очищена от многочисленных инородных пристроек – торговых лавок, лабазов для хранения товаров и даже «квартир» (некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены). В результате снятия всех поздних наслоений Китайгородская стена предстала чуть ли не в первозданном виде. При этом реставраторы попытались решить и транспортный вопрос, для чего в стене были пробиты новые проезды для трамваев и автомобилей.
Между тем уже тогда, при реставрации, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен, причём их возраст не имел значения. О дальнейших событиях я уже упомянул. Последний аккорд прозвучал в 1966 году, когда снесли остатки стены на Москворецкой набережной.

Несмотря на отснятое видео, я обязательно собираюсь сюда вернуться! Во-первых, пишут о «небольшом историческом фрагменте вдоль Китайгородского проезда, на углу с Варваркой». Это как раз то, что закрыто сейчас строительными лесами на видео! Именно к этому фрагменту в 1960-е годы пристроили новодельную часть вдоль Китайгородского проезда. Старая и новая кладка (по крайней мере, раньше) были легко отличимы. Есть и ещё одно упоминание. Так, «несколько лет назад стало известно о фрагментах стены Белого города, которые сегодня можно увидеть на Хохловской площади «. Приглашаю всех неравнодушных присоединиться
Источники информации:

Читайте также: