Македония пелла. Всё о судостроительном заводе "Пелла"

; Геродот назвал Пеллу городом, расположенным в области Боттиея, населённой племенем боттиев .

Стефан из Византия в своем географическом трактате заметил: прежде Пелла в Македонии называлась Боуномос или Боуномейя. В царствование македонского царя Александра I ( - гг. до н. э.) земли Македонии стремительно расширялись на север и восток за счёт вытеснения и поглощения фракийских и прочих племён. При сыне Александра I, царе Пердикке II , Пелла уже входила в состав Македонии, а племя боттиев переселилось на п-в Халкидику . Когда фракийский царь Ситалк вторгся в Македонию во 2-й половине V в. до н. э. , македоняне укрылись в немногочисленных крепостях, делая партизанские вылазки против врага. Возможно именно тогда Пердикка II решил сделать Пеллу, расположенную в защищённом месте, практически в центре Эматии , своей столицей.

Неизвестно, кто именно и когда перенёс столицу Македонии из священных Эг в Пеллу, но по крайней мере сын Пердикки, македонский царь Архелай ( - гг. до н. э.), построил там роскошный дворец, на роспись которого пригласил известного греческого художника Зевксиса . Здесь был погребён Еврипид .

«Консул со всем войском покинул Пидну, назавтра был он у Пеллы и поставил лагерь в миле от города, несколько дней стоял там, со всех сторон рассматривая расположение города, и убедился, что не зря здесь обосновались цари Македонии: стоит Пелла на холме, глядящем на зимний закат; вокруг неё болота, непроходимые ни летом, ни зимою, - их питают разливы рек. Крепость Факос возвышается как остров среди болот в том месте, где они подходят к городу всего ближе; стоит она на громадной насыпи, способной выдерживать тяжесть стен и не страдать от влаги болот, её облегающих. Издали кажется, что крепость соединена со стеною города, хотя на самом деле их разделяет ров с водой, а соединяет мост, так, чтобы врагу было не подступиться, а любой пленник, заточённый царем, не мог бы бежать иначе как через мост, который легче всего охранять. Там, в крепости, была и царская казна… »

После римского завоевания Македонии во II в. до н. э. Пелла какое-то время оставалась центром одного из 4 административных округов, на которые римляне поделили Македонию, но потом центр перенесли в более удобно расположенную Фессалоники , а бывшая столица македонских царей оказалась заброшенной. Лукиан в 180 году назвал Пеллу незначительным городком с малым числом жителей.

Крепость среди болот не выдержала испытаний мирного времени. В I в. до н. э. землетрясение разрушило город. Природные изменения ландшафта также способствовали забвению Пеллы. Бывшая когда-то портом на озере и имевшая выход в Эгейское море через реку Лудий, со временем Пелла оказалась сухопутным городом.

Археология

В наше время о существовании Пеллы напоминали только античные руины близ городка Айи Апостоли (греч. Άγιοι Απόστολοι ), но уверенности, что это именно тот самый город - место рождения Александра Великого - не было. В г. Айи Апостоли, расположенный в километре от развалин древнего города и в 40 км к северо-западу от Салоник (греч. Салоники или Фессалоники Θεσσαλονίκη), сменил имя на Пелла.

Раскопки в Греции на предполагаемом месте античной Пеллы начались в г. и были продолжены с г. В г. обнаружены декоративные черепицы с надписями Пелла, подтвердившие правильность предположений археологов. В процессе раскопок найдены поселение периода неолита (7-е тысячелетие до н. э.), следы дворцового комплекса площадью 6 га, крепости. От стен крепости остался только каменный фундамент, сами стены были выложены из сырцового кирпича, который с течением времени превратился в грязь, покрывшую фундамент.

Античный город площадью около 2 км² располагался к югу от дворца. В центре находилась большая площадь (агора), а сам город регулярно спланирован пересекающимися под прямым углом улицами шириной в 9-10 м. Здания (почти 500) были одно- и двухэтажные.

Мозаика

На полах некоторых зданий найдены хорошо сохранившиеся мозаики периода раннего эллинизма .

Особый интерес представляют напольные мозаики андронов т. н. «Дома Диониса» («Дионис», «Охота на льва»), и «Дома похищения Елены» («Охота на оленя» и «Похищение Елены» (сохр. фрагмент)).

На мозаике изображающей сцену охоты на оленя выложена надпись: «γνῶσις ἐποίεσεν» («Гносис сделал») - первый в истории мозаики автограф автора.

Это новый уровень мозаичного искусства, которого не знали ни мастера классической Греции и долго ещё не достигнут мастера эпохи эллинизма. Здесь впервые появляется реалистичность: пространство и объём, свободно используется цвет. В технике - тщательнейший отбор камешков не только по размеру, но и по форме, для лучшей детализации применяются новые материалы - полоски глины и свинца.

Объясняют это тем, что мастер Гносис ориентировался в своем искусстве на современную ему реалистическую живопись, тогда как другие, как ранние, так и поздние мастера ориентировали мозаику скорее на краснофигурную вазопись с её преимущественно двуцветной колористикой и плоскостной графикой.

Мозаики Пеллы - вершина искусства галечной мозаики и хотя галька ещё будет применяться в 3-2 вв. до н. э., она изживает себя как материал для художественных работ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пелла (город)"

Примечания

Ссылки

  • , Princeton Encyclopedia of Classical Sites (via Perseus)
  • , Hellenic Ministry of Culture
  • - в Либерее «Нового Геродота»

Координаты : 40°45′36″ с. ш. 22°31′09″ в. д.  /  40.76000° с. ш. 22.51917° в. д.  / 40.76000; 22.51917 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Пелла (город)

Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.

В источниках нет точной даты перенесения столицы Древней Македонии из Эг в Пеллу, равно как нет и имени того, кто это сделал. Однако, вероятнее всего, это произошло в V в. до н. э. во время правления царя Архелая. Название новой македонской столицы традиционно возводят к слову πέλλα (др.-макед. «камень»). Причиной этому, скорее всего, послужила главная гордость и достопримечатель ность города со времен его основания - высокая каменная цитадель. К началу IV в. до н.э. Пелла стала крупнейшим городом региона. Ко двору македонских правителей съезжались лучшие греческие архитекторы, художники, скульпторы, поэты, музыканты и философы. Здесь жил и обрел свое последнее пристанище Эврипид , не раз воспев в своих произведениях красоты новой столицы. Ему вторил Ксенофонт , называя Пеллу самым лучшим и большим из всех городов Македонии.

Почетное место в центре города занимала построенная в последней четверти IV века до н. э. агора, являясь архитектурной жемчужиной Пеллы, уникальной как по замыслу, так и по размеру. Агора была спроектирована знаменитым греческим архитектором Гипподамом и охватывала площадь примерно в 7 гектаров, что составляло 10 городских кварталов. Площадь агоры была окружена дорической колоннадой, за которой располагались торговые ряды и гончарные мастерские. Неподалеку были возведены храмы Афродиты, Деметры, Кибелы и Святилище нимф.

Пелла была одним из первых известных городов, которые имели централизованное водоснабжение для каждого жилого дома и утилизацию сточных вод. Стены круглых внутренних двориков были украшены фресками. Здесь также находились уникальные галечные мозаики. Среди них наиболее известны изображения льва-грифона, сражающегося с оленем, похищение Елены, Дионис верхом на леопарде, а также сцены царской охоты на оленя и льва с участием Александра и, по всей вероятности, его ближайшего друга Гефестиона. Эти мозаики украшали полы богатых домов, в особенности знаменитого дома Диониса. Уровень мастерства, с которым они выполнены, признаны неоспоримой редкостью в древнем мире.

Сам царский дворец, к оформлению которого приложил руку прославленный греческий художник Зевксис, был возведен на центральном холме и занимал значительную площадь, вероятно, около 60 тыс. квадратных метров. Он состоял из нескольких крупных архитектурных групп, расположенных в два ряда. В каждом из них вокруг центральной площади двора располагался ряд комнат. Благодаря своему расположению и высокому фундаменту дворец, при взгляде на него из города, казалось, парил в воздухе. Размеры комплекса указывают на то, что, в отличие от дворца в Эгах, дворец Пеллы был не только царской резиденцией, но и местом размещения правительства.

Единственное описание древнего города относится ко II в. до н. э.:

«Стоит Пелла на холме, глядящем на зимний закат; вокруг нее болота, непроходимые ни летом, ни зимою, - их питают разливы рек. Крепость Факос возвышается как остров среди болот в том месте, где они подходят к городу всего ближе; стоит она на громадной насыпи, способной выдерживать тяжесть стен и не страдать от влаги болот, ее облегающих. Издали кажется, что крепость соединена со стеною города, хотя на самом деле их разделяет ров с водой, а соединяет мост, так, чтобы врагу было не подступиться, а любой пленник, заточенный царем, не мог бы бежать иначе как через мост, который легче всего охранять. Там, в крепости, была и царская казна…»

(Тит Ливий)

Таким был город, давший миру человека, изменившего ход истории.

Сын македонского царя Филиппа ІІ и его жены, царицы Олимпиады , появился на свет в ночь с 20 на 21 июля 356 г. до н.э. Новорожденный царевич был назван матерью Александром.

Первые годы жизни мальчик провел в Пелле на женской половине дворца, находясь под наблюдением царицы, воспитавшей его согласно собственным убеждениям. Олимпиада привила сыну свою страсть к мистицизму и увлеченность древними культами. До семи лет царевич рос преимущественно в окружении женщин - матери и кормилицы Ланики, далее же воспитанием мальчика занялись очень основательно.

Первым воспитателем Александра стал приглашенный в Пеллу из Эпира родственник Олимпиады, Леонид . Суровый наставник всячески старался отдалить царевича от двора. Система, по которой он воспитывал мальчика, больше походила на спартанскую: регулярные вылазки в горы без запасов воды и продовольствия, каждодневные изнурительные тренировки, усвоение навыков боя и охоты и скудный обед один раз в день - таким было детство семилетнего Александра. Поблажки, сладости, украшения - все пресекалось самым решительным образом. Дошло до того, что мальчику на какое-то время было запрещено даже присутствовать за царским столом. Леонид преследовал цель сделать из царевича закаленного воина, равнодушного к богатству и роскоши, презирающего помпезность двора и умеющего обходиться без всяких радостей в жизни - как телесных, так и душевных. О результатах такого подхода к воспитанию Александра Плутарх сообщает следующее: «Еще в детские годы обнаружилась его воздержность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным». Наука грозного молосса несколько подорвала здоровье будущего царя, однако вместе с тем оказала и неоценимую пользу, воспитав в нем непреклонную стойкость.

Следующим воспитателем Александра в Пелле стал акарнанец Лисимах . Он поощрял увлеченность мальчика легендарными сказаниями и гомеровским эпосом, и на радость Александру называл его Ахиллесом, Филиппа - Пелеем, а себя - Фениксом (Фениксом звали воспитателя Ахиллеса). Полная противоположност ь жесткому Леониду, этот человек сразу полюбился царевичу. Между ними завязалась дружба настолько тесная, что по прошествии многих лет Лисимах отказался оставаться в Македонии и, несмотря на почтенный возраст, последовал за любимым воспитанником в Азию.

Среди прочих пелльских педагогов царевича памятны имена Филиска, сын которого Онисикрит наряду с другими философами сопровождал Александра в Индийском походе, и математика Менехоса - бывшего ученика Платона .

Поскольку ничего лучшего на тот момент не существовало, Александр получил в Пелле начальное образование по греческой системе: грамматика, гимнастика, музыка и рисование. В процессе обучения давались также общие знания по геометрии, астрономии и арифметике. Большое внимание уделялось атлетическому развитию, для чего часто устраивались состязания в беге, прыжках, метании копья и диска, а также борьбе. Известно, что Александр играл на кифаре и хорошо пел, причем настолько хорошо, что Филипп запретил ему это делать на людях: по его отнюдь не скромному мнению это приличествовало только актерам и евнухам.

В это же время дворец стал свидетелем дипломатической встречи царевича с персидскими послами. Персы не согласовали свой приезд с военными делами Филиппа, и когда богатое посольство прибыло в Пеллу , царя в столице не оказалось. Семилетний Александр счел единственно возможным принять почетных гостей самому. Эта встреча оставила в памяти персов неизгладимый след. И если на лучший прием и угощения они рассчитывали изначально, то беседа с сыном македонского правителя застала их врасплох: мальчик не задал им ни одного детского вопроса. Вместо этого он много расспрашивал послов о дорогах в Персии, маршруте, по которому они прибыли, о самом персидском царе, его армии, и о том, с какими странами он находится во вражде, а с какими дружен. Очевидно, персидские посланники не восприняли ребенка всерьез и только со временем поняли, что отвечая на вопросы Александра, сами рассказали все, на что потребовался бы не один десяток шпионов.

Филипп большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием сына мог заниматься разве что от случая к случаю. И хотя он понимал, что лучше него никто не преподаст царевичу науку править и воевать, возможности делать это самому у правителя не было. Однако у него было желание дать Александру самое лучшее образование и приобщить его к высокой культуре Греции. Культурное направление, в котором Александра воспитывали до этого, не слишком устраивало царя: на одних сказаниях о богах и героях далеко не уйти. Наследник его престола нуждался к наставнике не просто хорошем, а лучшем из лучших. И Филипп не колебался в выборе, пригласив в Пеллу Аристотеля. Некоторое время философ занимался с Александром в столице, однако вскоре вместе с царевичем и другими воспитанниками переехал в построенную специально для этой цели школу в Миезе.

Когда Александру исполнилось шестнадцать, Филипп решил, что сыну пора привыкать к реалиям жизни. Забрав царевича из идиллической Миезы снова в Пеллу, царь стал привлекать его к управлению государством. Отправившись в поход на Византий (340 г. до н. э.) Филипп оставил сына регентом под присмотром опытных советников, доверив ему государственную печать и вместе с ней право царской власти. В течение двух последующих лет Александр успешно справлялся с возложенной на него ответственностью, пока царь воевал в Фессалии, Фокиде, Фракии, Иллирии и Скифии.

Вступив на трон, Александр пробыл в Пелле считанные месяцы, однако в общем провел в ней чуть менее шестнадцати лет.

Оставалась столицей Македонии еще несколько столетий. Город пришел в упадок по неизвестным причинам (вероятно, вследствие землетрясения) к концу Ι в.

В сегодняшней Пелле мало что напоминает о ее былом величии. Лишь руины некогда величественного города - маленький осколок созданного Филиппом II великого царства, расцветом своего могущества обязанного его сыну Александру. Только белоснежные колонны по-прежнему устремлены вверх, поддерживая уже не потолки, а теперь, кажется, само небо. Пелла является очередным примером горькой шутки времени: будь то человек или город - чем более значимо его место в истории, тем меньше остается от него потомкам впоследствии. Только слава его продолжает жить в веках как залог бессмертия.

    Остров Сими

    Остров Сими принадлежит к числу самых красивых и наиболее посещаемых на Додеканесе. Прежде всего, поражает красотой порт, который называют самым красивым в Греции. Город взбирается террасами по склонам выходящих к берегу холмов. Построен он преимущественно в 19 в. Дома с балкончиками и черепичными крышами, окрашенные в различные тёплые цвета. Город объявлен памятником архитектуры, и перестройка старых зданий и строительство новых категорически запрещается.

    Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

    Семья в понимании греков

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Ахиллион - дворец печальной императрицы.

    Среди многочисленных достопримечательностей острова Корфу, особой жемчужиной сверкает изумительный Ахиллион. Он находится в небольшом городке Гастури в 10-ти километрах от столицы острова. Этот дворец еще называют Дворцом печальной императрицы. Кто эта императрица и почему так назван дворец, поведает вам эта статья.

История

Впервые название Пеллы прозвучало у Геродота при описании похода персидского царя Ксеркса на Грецию в 480 до н. э. ; Геродот назвал Пеллу городом, расположенным в области Боттиея, населённой племенем боттиев .

Стефан из Византия в своем географическом трактате заметил: прежде Пелла в Македонии называлась Боуномос или Боуномейя. В царствование македонского царя Александра I ( - гг. до н. э.) земли Македонии стремительно расширялись на север и восток за счёт вытеснения и поглощения фракийских и прочих племён. При сыне Александра I, царе Пердикке II , Пелла уже входила в состав Македонии, а племя боттиев переселилось на п-в Халкидику . Когда фракийский царь Ситалк вторгся в Македонию во 2-й половине V в. до н. э. , македоняне укрылись в немногочисленных крепостях, делая партизанские вылазки против врага. Возможно именно тогда Пердикка II решил сделать Пеллу, расположенную в защищённом месте, практически в центре Эматии , своей столицей.

Неизвестно, кто именно и когда перенёс столицу Македонии из священных Эг в Пеллу, но по крайней мере сын Пердикки, македонский царь Архелай ( - гг. до н. э.), построил там роскошный дворец, на роспись которого пригласил известного греческого художника Зевксиса . Здесь был погребён Еврипид .

«Консул со всем войском покинул Пидну, назавтра был он у Пеллы и поставил лагерь в миле от города, несколько дней стоял там, со всех сторон рассматривая расположение города, и убедился, что не зря здесь обосновались цари Македонии: стоит Пелла на холме, глядящем на зимний закат; вокруг неё болота, непроходимые ни летом, ни зимою, - их питают разливы рек. Крепость Факос возвышается как остров среди болот в том месте, где они подходят к городу всего ближе; стоит она на громадной насыпи, способной выдерживать тяжесть стен и не страдать от влаги болот, её облегающих. Издали кажется, что крепость соединена со стеною города, хотя на самом деле их разделяет ров с водой, а соединяет мост, так, чтобы врагу было не подступиться, а любой пленник, заточённый царем, не мог бы бежать иначе как через мост, который легче всего охранять. Там, в крепости, была и царская казна… »

После римского завоевания Македонии во II в. до н. э. Пелла какое-то время оставалась центром одного из 4 административных округов, на которые римляне поделили Македонию, но потом центр перенесли в более удобно расположенную Фессалоники , а бывшая столица македонских царей оказалась заброшенной. Лукиан в 180 году назвал Пеллу незначительным городком с малым числом жителей.

Крепость среди болот не выдержала испытаний мирного времени. В I в. до н. э. землетрясение разрушило город. Природные изменения ландшафта также способствовали забвению Пеллы. Бывшая когда то портом на озере и имевшая выход в Эгейское море через реку Лудий, со временем Пелла оказалась сухопутным городом.

Археология

В наше время о существовании Пеллы напоминали только античные руины близ городка Айи Апостоли (греч. Άγιοι Απόστολοι ), но уверенности, что это именно тот самый город - место рождения Александра Великого - не было. В г. Айи Апостоли, расположенный в километре от развалин древнего города и в 40 км к северо-западу от Салоник (греч. Салоники или Фессалоники Θεσσαλονίκη), сменил имя на Пелла.

Раскопки в Греции на предполагаемом месте античной Пеллы начались в г. и были продолжены с г. В г. обнаружены декоративные черепицы с надписями Пелла, подтвердившие правильность предположений археологов. В процессе раскопок найдены поселение периода неолита (7-е тысячелетие до н. э.), следы дворцового комплекса площадью 6 га, крепости. От стен крепости остался только каменный фундамент, сами стены были выложены из сырцового кирпича, который с течением времени превратился в грязь, покрывшую фундамент.

Античный город площадью около 2 км² располагался к югу от дворца. В центре находилась большая площадь (агора), а сам город регулярно спланирован пересекающимися под прямым углом улицами шириной в 9-10 м. Здания (почти 500) были одно- и двухэтажные.

Мозаика

Охота на льва («Дом Диониса», кон. IV в. до н. э.)

На полах некоторых зданий найдены хорошо сохранившиеся мозаики периода раннего эллинизма .

Особый интерес представляют напольные мозаики андронов т. н. «Дома Диониса» («Дионис», «Охота на льва»), и «Дома похищения Елены» («Охота на оленя» и «Похищение Елены» (сохр. фрагмент)).

На мозаике изображающей сцену охоты на оленя выложена надпись: «γνῶσις ἐποίεσεν» («Гносис сделал») - первый в истории мозаики автограф автора.

Охота на оленя («Дом похищения Елены», кон. IV в. до н. э.)

Это новый уровень мозаичного искусства, которого не знали ни мастера классической Греции и долго ещё не достигнут мастера эпохи эллинизма. Здесь впервые появляется реалистичность: пространство и объём, свободно используется цвет. В технике - тщательнейший отбор камешков не только по размеру, но и по форме, для лучшей детализации применяются новые материалы - полоски глины и свинца.

Вы, наверняка, не раз слышали о неком Македонском государстве? Во всяком случае, о его царе – великом Александе Македонском уж точно. Так вот, город Пелла древняя столица великого Македонского царства, место, где собственно и родился Александр Великий.

Во времена правления Филиппа II и Александра Македонского Пелла процветала и была самым крупным городом Македонии. Сегодня же руины древнего рода лежат в самом центре области на , в 40км от . Ежегодно множество туристов съезжаются сюда, чтобы побродить по некогда процветавшему богатому городу.

Место раскопок представляет собой огромный археологический парк и музей, на территории которых и расположены дошедшие до нас руины города. Здесь вы сможете увидеть святилище Афродиты и храм Деметры , а также знаменитые развалины дворца с мозаичными полами. Эти мозаики – одно из главных сокровищ Пеллы. Выполненные из речной гальки, они изображают картины повседневной жизни древних греков и события из мифов – похищение Елены Прекрасной, битву амазонок либо охоту на оленей. Все исследователи и специалисты в один голос заявляют, что данный уровень мастерства не только был редкостью в древнем мире, но и сама техника выполнения мозаики существенно повлияла на развития искусства в Греции – впервые изображение кажется «объемным» благодаря использованию гальки разных оттенков. Кстати, обратите внимание на то, как искусно подобраны камешки друг к другу – не только по размеру, но и по форме!

Еще одна местная достопримечательность – центральная площадь древней Пеллы — Агора, — спроектированная знаменитым греческим архитектором Гипподамом . Не смотря на древний век, на агоре имелась своя собственная система водоснабжения и канализация. Вокруг главной площади расположены руины некогда роскошных домов в дорическом и ионическом стиле, а также в центре города находится невысокий холм Акрополь и руины дворцового комплекса общей площадью почти 6га – вот уж было где развернуться!… Большая, прямоугольной формы площадь агоры была окружена дорическими портиками, за которыми находились магазины и гончарные мастерские, к северу от площади располагался храм Афродиты с ритуальными залами и Святилище нимф.

Большинство уникальных мозаик и других артефактов, найденных при раскопках, хранятся сейчас в , лежащем через дорогу от главной территории раскопок. В музее собрана коллекция из более, чем 3 тысяц экспонатов: ювелирных украшений из золота и драгоценных камней, великолепных древних экспонатов — архитектурных и топографических чертежей, ваз, статуй и статуэток, монет эллинистического и македонского периода, и многого другого.

На территории музея есть кафе, где вы сможете перекусить и выпить чашечку кофе, также здесь есть магазин сувениров. Вход на территорию археологических раскопок – 6 евро (включая посещение музея).

В этом городе родился известный правитель Александр. В древнем городе Пелла, каждый камень дышит тысячелетней историей.

Александр создал величественную империю, объединившую народы и страны. Многое с тех времен сохранилось и сегодня. Здесь все напоминает о создании цивилизации, которая и сегодня хранит многочисленные тайны и загадки.

Кто решил создать из небольшого городка царскую столицу историки не знают, но еще 2400 лет тому назад, царь Архелай построил здесь роскошный дворец, известный как один из лучших образцов древнего зодчества и изобразительного искусства. Первые упоминания звучат о городе еще со времен похода царя Дария и знаменитой битвы спартанцев.

Рост влияния македонских царей расширял и Пелла. Из небольшого города с удачным расположением, где была возможность отлично защищаться от врагов, он вырос до звания столицы грозного македонского царства.

Город царя царей

В IV веке до нашей эры город стал одним из самых крупных городов молодого и быстрорастущего царства. Здесь рождались и погибали правители Македонии, которая стала объединять большинство греческих земель. В городе родился знаменитый полководец, создатель самого крупного эллинистического государства - Александр Македонский или Александр III Великий.

Наследники Александра сделали из Пелла один из крупнейших и блистательных городов новой империи. Потом город переживал периоды расцвета и упадка, но после крупного землетрясения в начале 1 века до Рождества Христова, практически полностью был разрушен.

Восстановление памяти о Пелла

Только в начале 20-ых годов нашего века, археологи смогли начать раскопки и поиски ответа на вопрос была ли на самом деле столица Македонии в Пелла. Раскопки восхитили ученых. Здесь было найдено огромного количество хорошо сохранившихся артефактов древнегреческих времен.
Археологический музей Пелла - это сокровищница современных знаний о временах царей, подвигах героев и сражениях за свободу.

Сегодня путешественники могут часами наслаждаться общением с артефактами древнейшей эпохи. Ученые внимательно изучили все, что можно было поднять из руин и нашли остатки великолепного города.

Здесь был свой дворец, расположившийся на 6 гектарах. В центре города была большая площадь-агора для проведения собраний и праздников, торговли. Широкие улицы были тщательно спланированы. Древние жители Пелла обитали в 500-х домах с одноэтажными или двухэтажными конструкциями. Дома богато украшенны мозаиками, образцами скульптуры и живописи. Уникальная мозаика в домах Пелла сохранилась. Она считается вершинным достижением древнегреческой культуры из-за сочности и яркости образов, реалистичности изображений.

Древняя Пелла - это отражение греческой цивилизации, создавшей фундамент современной цивилизации. Сегодняшняя Пелла – богатый древностями и зрелищный город-музей под открытым небом.

Читайте также: