Статуи морских божеств считаются аллегориями. Морская фигура, на месте замри! другая - указывала путь в Большую Неву

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

— это стрелка Невы, восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге. На стрелке находится Биржевой сквер.

Перед стрелкой Васильевского острова находится самое широкое место на Неве — здесь она свыше километра. В настоящее время стрелка Васильевского острова — это одна из основных достопримечательностей города, оно очень популярно у жителей города и туристов. На Биржевой площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния и концерты.

История Стрелки

Застройка стрелки началась ещё при Петре Первом. Здесь были построены здание Биржи, таможня, склады, возведен Гостиный двор, а на самой стрелке острова организован порт. Пространство стрелки долгое время пустовало и лишь в 1767 году было решено здесь организовать подковообразную площадь.

С 1783 по 1797 были построен главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза.

В 1805-1810 годах была построена новая Биржа и установлены Ростральные колонны. Здания таможни, южного и северного пакгаузов построены в 1826-1832 годах.

В 1896 году по периметру Биржевой площади был разбит сквер.

В 2003 году в сквере был установлен памятный знак «Якорь петровской эпохи», поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова составляют:

  • Здание Биржи
  • Биржевой сквер
  • Биржевая площадь
  • Ростральные колонны
  • Памятный знак «Якорь петровской эпохи»
  • Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи»
  • Набережная стрелки
  • Сквер

Статуи морских божеств на Стрелке Васильевского острова

На стрелке Васильевского острова имеются 4 скульптуры — морские божества из пудожского камня, которые являются аллегориями рек.

Всего морских божеств, обозначающих реки четыре:

  • Нева,
  • Днепр,
  • Волга,
  • Волхов.

Однако, нет ни одного исторического документа, который бы указывал на то, что морские божества являются аллегориями рек.

Category: Любопытный Петербург Tags:

19. Вид Стрелки Васильевского острова. И.В. Ческий. 1810-е гг. Государственный Эрмитаж.

20. Скульптура «морского божества» у подножия Ростральной колонны. Фото: Г.Н. Попов.

21. Один из гранитных шаров работы Суханова на открытке А.П. Остроумовой-Лебедевой, 1942 г. Илл.: babs71.livejournal.com.

Великолепный архитектурный ансамбль на Стрелке Васильевского острова – одно из красивейших и узнаваемых мест Санкт-Петербурга. Стрелкой называется восточный мыс острова, омываемый Большой и Малой Невой. Здесь с петровских времён размещался торговый морской порт, в который приходили с товарами сотни заморских кораблей.

Свой завершённый вид Стрелка получила в результате создания в 1804–1811 гг. по проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона грандиозного ансамбля в стиле классицизма: с новой Биржей, ростральными колоннами и полукруглой набережной. Все каменотёсные работы при сооружении архитектурного комплекса вела артель Самсона Суханова. Натурное обследование А.Г. Булаха показало, что здесь в большом количестве искусно использован финский крупнозернистый гранит рапакиви розового и редкого серого цветов.

Основной частью ансамбля является колоссальное здание Биржи, построенное в виде периптера – античного храма, окружённого со всех сторон колоннадой. Прямоугольное здание покоится на высоком мощном стилобате (стилобат – поверхность, на которой сооружалась колоннада) с широкой парадной лестницей. По его сторонам располагаются пологие пандусы. Каменотёсами Суханова стены стилобата облицованы крупными прямоугольными блоками из «финского морского гранита» в четыре ряда: из серого гранита – два верхних ряда, из розового – нижние ряды. Широкие ступени лестницы вытесаны из того же камня двух цветов (внизу лестницы – розовые, вверху – серые). Для колонн Сухановым высечены огромные базы диаметром около двух метров из монолитов серого «финского морского гранита». Весь «морской финский гранит» добывался в каменоломнях под Выборгом. Суханову приписывается исполнение по моделям Ж. Камберлена скульптурных групп («Нептун с двумя реками» и «Навигация и Меркурий с двумя реками») на аттике здания Биржи.

Одновременно по проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона и инженера И.К. Герарда перед Биржей сооружалась площадь с полукруглой набережной, предназначавшейся для устройства парадной пристани морского порта. Для выравнивания очертаний берега и создания пристани с глубоким фарватером были забиты в дно реки тысячи свай, насыпана огромная масса грунта, в результате чего береговая линия на 123,5 м выдвинулась в русло Невы.

Возведением и украшением двухъярусной подковообразной набережной протяжённостью 561 м, охватывающей берега Большой и Малой Невы, занималась артель Суханова.

В 1807–1808 гг. каменотёсами-гранитчиками была сложена из блоков розового «финского морского гранита» полуциркульная подпорная стенка с парапетом. Она оформлена символичным гротом в виде арки и украшена 12-ю высеченными из гранита львиными масками с бронзовыми причальными кольцами. С наружной стороны стенку огибают спуски – пандусы из уложенных с наклоном гранитных плит, плавно ведущие вниз к площадке пристани. По сторонам пристани поставлены на массивные каменные пьедесталы кубической формы огромные гранитные шары работы мастера Самсона Суханова. Созданная гранитная набережная «удивительной чистоты, прочности и красоты в отделке» гармонично вписалась в архитектурный ансамбль Стрелки.

В 1810 г. рабочими людьми Суханова было закончено возведение Ростральных колонн по сторонам полукруглой площади у спусков к Неве. Базы колонн были высечены из слегка розоватого, постаменты – из серого «финского морского гранита», а фусты (стволы) колонн римско-дорического ордера сложены из кирпича. Ростральные колонны, символизирующие морские победы и служившие маяками, были украшены металлическими рострами – носовыми частями кораблей и увенчаны светильниками-треножниками. Высота колонн достигает 32 м. У подножия колонн установлены огромные фигуры, олицетворяющие по замыслу Тома де Томона «божества моря и коммерции», а ныне считающимися по традиции аллегориями русских рек Волги, Днепра, Волхова и Невы. Они исполнены в 1810–1811 гг. Самсоном Сухановым по моделям скульпторов Ж. Тибо и Ж. Камберлена из пудостского камня. Возможно, окончательной «доводкой» занимались сами скульпторы.

При создании ансамбля Стрелки Васильевского острова архитектором особо отмечены среди подрядчиков санкт-петербургские купцы Самсон Суханов, возглавлявший артель каменотёсов, и Иван Жерихов с бригадой плотников, которые «противу протчих подрядчиков казне ощутительную в течение производства работ принесли пользу». «За создание фигур к маякам» Самсон Суханов был награждён кафтаном с золотыми позументами (позумент – плетёный шнур, кисть или бахрома, идущие на украшение одежды).

П.П. Свиньин в 1817 г. изящным слогом дал описание новой Биржи: «Бордовская Биржа, почитаемая самой великолепнейшей в Европе, должна уступить ныне в красоте и огромности новой С.-Петербургской Бирже, которая, кроме достоинств архитектуры, имеет прелестнейшее и выгоднейшее местоположение. < …> Здание состоит из продолговатого четвероугольника длиною в 55, шириной в 41, а вышиной в 14 ½ сажень. Оно обнесено рядом дорических колонн, что составило прекрасную открытую галерею вокруг, имеющую по 14 столбов с длинных сторон и по 10 с обеих фасадов. Сии последние окружены ещё сверху изваяниями, представляющими аллегорически Балтийское море и Неву. < …> Здание сие стоит на открытом месте. Со стороны Коллегий отделяется оно площадью, имеющей 148 сажень длины и 125 ширины. Пред главным же фасадом, обращённым к Неве, сделана обширная полукруглая площадь для складки товаров. Берега её выложены гранитными плитами и имеют два круглых спуска, ведущих к поверхности реки. По концам площади возвышаются два величественных столба, украшенные статуями, корабельными носами < …>, из коих замечательнее всех колоссальная фигура Нептуна с трезубцем, работы скульптора Тибо из пудостского камня. Во внутренности столбов проведены крутые лестницы, по коим можно взойти на самый верх их, заключающий довольно широкие площадки с железными перилами. Отсюда в ясную погоду представляются со всех сторон прекраснейшие виды».

Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга» .

Спасибо вам за интерес к нашему проекту.

Самым любимым музеем Ленинграда был не Эрмитаж, самым любимым музем был всегда и остается именно Центральный Военно-Морской Музей. ЦВММ - это один из старейших музеев города, это самый большой Военно-Морской музей Мира, а его теперь выселили с прежнего места и расквартировали в Крюковы казармы, расположенные рядом с Новой Голандией - место старейшего закрытого от питерских ветров порта Северной Пальмиры, Северной Венеции,Петербурга, Петрограда, Лениграда, Санкт-Петербурга.

Задуманный, как Морской храм Посейдона - с Богом морей Нептуном (Poseidon) на портике был построен архитектором Джакомо Кваренги в 1783 г.,а я уверена, что намного раньше - в середине XV века, но это теперь не вписывается в официальную Историю Флота)

В 1804 году храм был разобран инквизицией, видимо той же самой инквизицией, что и сейчас придумала выселять Военно Морской музей с почетного места - здания Морского Храма.

Ничего не найдя в замен существующему стилю, здание было вновь выстроено арх. Ж.-Ф. Тома де Томоном в 1805-1816 гг., и было приспособлено сразу под Морскую Фондовую Биржу. Старые фундаменты Северной Пальмиры сохранились и поныне, как и все нижние этажи зданий затопленной Атлантиды, выполненные из туфа.

Великолепнейший музей Военно-Морской славы на Стрелке Васильевского острова - это визитная карточка Северной Пальмиры, Северной Венеции, Петербурга, Петрограда, Ленинграда, Санкт-Петербурга и надеюсь останется для потомков на Века. И сейчас это здание очень сильно разрушается, что вызывает крайнее беспокойство моряков.

Экспонаты музея моряки с любовью начали собираться ещё в Адмиралтейской модель-камере - где с 25 мая 1708 находились чертежи кораблей Великой Греко-Российской Восточной Империи.

Модель-камера располагалась в Центральном здании Главного Адмиралтейства Империи в Петербурге.

В 1805 г. был создан «Военно-морской музеум», основой которого послужили коллекции Модель-камеры Адмиралтейства. К концу XIX в. Морской музей стал значительным русским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.

"В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя - Петра Великого." Почему тогда год основания теперь пишут 1709?

Сменив ещё целый ряд наименований, в 1924 г. Музей стал называться Центральным Военно-Морским Музеем. Были внесены соответствующие духу времени коррективы и в его экспозиции

В августе 1939 г. Центральному Военно-Морскому музею было вновь передан Морской храм Посейдона здание Биржи. Где уже В феврале 1941 г. открылась шикарная экспозиция в новых отреставрированных залах и сразу, через четыре месяца началась Великая Отечественная война.

Видимо испугались, что генная память проснется и все поймут нашу Переписанную Историю.
Город было решено стереть с лица земли.

Здание Биржи удалось спасти зенитной батареей, которая вела постоянное дежурство и обстрел подлетающих немецких самолетов к Стрелке Васильевского острова.

Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.

Работа по пропаганде флота Центральный Военно-Морской Музей получил высокую оценку в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден Орденом Красной Звезды.

С 1980-х гг. вновь, впервые после революции 1917 года началась зарубежная выставочная деятельность музея, что позволило музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом. Начался вывоз экспонатов музея. Интересно, всё завезли обратно?

"За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея хранится более 700 000 экспонатов, В том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.

Музей обладает самой богатой в мире коллекцией моделей кораблей - 2000 кораблей. В модельной коллекции наглядно отражена история русского и зарубежного военного кораблестроения.

С участием музея прошли сотни выставок в Санкт-Петербурге, Москве и городах Российской Федерации. Между ЦВММ и музеями зарубежных стран установились плодотворные творческие связи, выставки с его участием экспонировались более чем в 20 странах. Похоже теперь нашими экспонатами пополняются музеи Мира и там наш Флот уже показывают, как свой.

В апреле 2013 г. было завершено "раскулачивание" и закончен переезд коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских Казарм. В 2013 г. Начали работать выставочные комплексы из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 года была полностью открыта для посещения экспозиция в 19 залах, но туда мало кто идет, пока рядом не откроют Метро. Подход к музею намеренно крайне неудобен, чтобы, как можно меньше людей смогли добраться в музей.

А здание пустующей Биржи гниет и разрушается без человеческого тепла. Но такой объект не должен пустовать, иначе он разрушится окончательно. Надо срочно принамть мерф для спасения Биржи. Но никаких мер не предпринимается, видимо все только и ждут, что здание разрушитсяю
И я не удивлюсь, если Биржу разберут вновь и уберут с портика Нептуна нашего бога морей, так ненавистного РПЦ.

Спасти здание могут моряки, которые с удовольствием бы забрали здание себе, переделали под современный интерактивный Военно-Морской Музей с мультимедийными экспозициями, но здание Биржи почему то отдали Эрмитажу.

Я считаю, надо быстрее вернуть здание Биржи музею ЦВМФ - как головное здание Музея Военно-Морского Флота РОссии. Лучшему музею города моряков положено это место по праву. Пора вновь продолжать морские традиции в Петербурге, в городе изначально созданном, как морская Столица Европы и отмечать день Нептуна. Можно оставить выставочные площади в Крюковых Казармах, как филиалы музея. В Новой Голандии надо создать музей - Гавань кораблей. Парусники "Полтава" и "Орел", которые строят сейчас в ангарах Газпрома, можно показывать здесь зимой под стекляным куполом и там создать мир моряков с русскими пиратами Екатерины II - графами Орловыми.
А К 300 летию Подводного флота России в 2018 году в Новой Голандии надо обязательно сделать музей подводного флота и бочку - бабушку подводного флота сохранить именно в музее в Новой Голандии.
Это будет очень приятно нашим предкам и очень важно будущим морякам. ИМХО

Петербург, как и другие европейские столицы, веками мечтал о морском величии. Поэтому некоторые его уголки населены статуями водных богов, античных и русских, есть и такие. А стрелке Васильевского острова по части морских фигур под силу соперничать даже со всемирными знаменитостями:римскими фонтаном Треви и пьяцца Навона.


фонтан Треви, Италия

Вот Рим. На его улицах и проспектах, на его пьяццах и пьяцеттах, в его парках и скверах замерли, словно в детской игре, бронзовые и каменные морские фигуры: нептуны и посейдоны; тритоны и наяды; осетры и дельфины; морские коньки и морские кони; водяные змеи и водяные ящерицы; крабы и черепахи. Тон и стиль этому фигурному великолепию задал в середине XVII века скульптор Джанлоренцо Бернини. Он творил под покровительством сразу трех Римских пап, каждого из которых восславил великолепным фонтаном. А средства на строительство добывали сбором крайне непопулярных в народе налогов на хлеб и вино.

фонтан Нептун

Самый пышный водный памятник, воздвигнутый Бернини во имя папского величия - Fontana dei Fiumi (фонтан Рек) на piazza Navona . Циклопических размеров сооружение, на верхушку которого скульптор водрузил многометровый египетский обелиск, символизирует четыре главные реки, известные в то время - Ганг, Ла-Плату, Дунай и Нил. В главных ролях рек выступают мускулистые каменные мужчины с всклокоченными шевелюрами и бородами, восседающие у подножья обелиска. На площади Навона - еще два фонтана, хотя и не столь многофигурные, как центральный, но не менее выдающиеся, в том числе и яростью борений. Бернини к ним тоже приложил руку: в чаше одного могучий Нептун сражается с осьминогом, посередине другого дюжий мавр одолевает дельфина. Появлением самого знаменитого своего фонтана Рим тоже обязан гению Бернини - архитектурный комплекс на piazza Trevi построил через много лет после смерти великого скульптора Никола Салви. Салви не скрывал, что его произведение - подражание творчеству маэстро. И впрямь: Нептун и два тритона, обуздывающие водных жеребцов, относятся к тому же семейству морских фигур, что и голые мужчины с piazza Navona .

Стрелка Васильевского острова, Санкт-Петербург

А вот Петербург - город, ничуть не меньше Рима грезивший о величии. В начале XIX века швейцарский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон по заказу и во славу императора Александра I воздвиг на болотистой стрелке Васильевского острова впечатляющий комплекс, украшенный морскими фигурами. В центре ансамбля - построенное по образцу храма Посейдона в Пестуме и поэтому опоясанное дорической колоннадой здание Биржи - так сказать, храм нарождавшихся в ту эпоху торгово-рыночных отношений. С портика над фасадом выезжает к Неве запряженная гиппокампами (морскими конями) колесница Нептуна. Держа трезубец в левой руке, правую морской бог простирает над городом, и северный Петербург он сторожит так же бдительно, как южный Рим. В качестве русской свиты сторожа выступают не тритоны, а мощные фигуры Невы и Волхова. Так что у нас собственная фигурная география морей и рек.

Ростральная колонна

Перенести на Васильевский остров центр города планировал еще Петр I , да не успел. Через столетие волей императора, талантом архитектора и стараниями десятков тысяч крепостных мужиков стрелка стала еще более стрельчатой. В зыбучую почву забили без счета деревянных свай, а мыс за счет гигантских насыпных работ продвинули более чем на сто метров на восток. В итоге, архитектурный комплекс противопоставлен течению реки и словно разделяет на два рукава русло Невы. Правильность и плавность ее течения проверяют две огромные Ростральные колонны, со стволами, украшенными медными изображениями носов кораблей. Эти колонны прежде служили маяками Петербургского порта, на их верхушках жгли конопляное масло. Теперь по праздникам в чашах-светильниках зажигают газовые горелки.

фонтан Рек Ростральные колонны: Днепр и Нева

У подножий Ростральных попарно устроились морские фигуры. Четыре статуи из пудостского камня архитектор Тома де Томон считал божествами моря и коммерции, но в литературе их называют аллегорическими изображениями главных судоходных русских рек - Волги и Днепра, Невы и Волхова. Издалека фигуры выглядят не менее представительно, чем мужчины из римских фонтанов, однако при ближайшем рассмотрении величие слегка теряется. Дело в том, что денег на скульптуры в императорской казне оказалось немного, от мрамора и бронзы пришлось отказаться, обошлись камнем из окрестностей Гатчины. Непрочный и не слишком пластичный известняк легко обрабатывать, но трудно сохранять. Академического скульптора нанять не удалось, за изготовление моделей взялись мастера рангом пониже, французы Жозеф Камберлен и Франсуа Тибо. Мягкокаменные скульптуры часто приходилось реставрировать, но в ХХ веке они потеряли парадный вид. Обновляли фигуры небрежно, к юбилеям Октября попросту покрывали масляной краской; места поломок замазывали штукатуркой или гипсом; бывало даже, загоняли под ребра стальные штыри для укрепления конструкции. В конце концов от отчаяния у Невы отломилась кисть левой руки, а Волхов потерял кисть правой. Только в конце 1990-х годов фигуры отреставрировали по всей научной процедуре, и теперь они наконец выглядят свежо.
У фонтана Рек на piazza Navona часто бродят щуплые американские студенты, изучающие Рим по тексту романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Знаменитый писатель не обошел стороной и фонтан dei Fiumi , в ванне которого произошла решительная схватка главного героя Роберта Лэнгдона с религиозным фанатиком, утопившем у ног Ганга и Дуная кардинала с футбольной фамилией Баджио. На стрелке Васильевского ничего такого пока не произошло, она еще ждет своего героя и своего писателя. Нашим морским фигурам наверняка тоже найдется, о чем рассказать миру.

В пятницу в моем Блоге: Увидеть Питер - и крепко заснуть. Искусство хостелов.

Читайте также: