Перечень узких и опасных мест. Самые опасные места на планете

2.5.1. К опасным местам на контактной сети следует относить:

· врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования;

  • места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;
  • опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;
  • общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;
  • опоры, где расположены 2 и более разъединителей, разрядников;
  • прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;
  • места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;
  • места расположения электрорепеллентной (отпугивающей птиц) защиты;
  • опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

2.5.2. К опасным местам на ВЛ следует относить:

· опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6,10 кВ и до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

  • участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение выполнено с отступлением от требований правил устройства электроустановок;
  • опоры, на которых установлены 2 и более разъединителей, 2 и более кабельные муфты различных присоединений;
  • опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;
  • участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;
  • деревянные опоры с загниванием более допустимого, согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ.

2.5.3. В зависимости от местных условий, по решению руководства ЭЧ, в пределах районов контактной сети могут устанавливаться и другие опасные места.

2.5.4. Опасные места должны определяться комиссией, возглавляемой заместителем начальника ЭЧ, ведающего эксплуатацией контактной сети, в составе инженера по охране труда или инженера по контактной сети, начальника (старшего электромеханика) ЭЧК. Результаты обследования электроустановок оформляются актом, в котором указываются причины опасности. Ограждение каждого опасного места должно производиться предупреждающим знаком "Внимание! Опасное место", согласно положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.



2.5.5. Перечень опасных мест и их карточки (приложение 6 к настоящим Правилам) должны утверждаться руководством ЭЧ и находиться у энергодиспетчера и в ЭЧК. Вместо карточек энергодиспетчеру может быть выдан перечень опасных мест с указанием в нем мер безопасности при выполнении работ в каждом месте. Перечень опасных мест с мерами безопасности должен быть вывешен в уголке по технике безопасности ЭЧК.

2.5.6. Опасное место может быть исключено из перечня, если будет выполнена необходимая техническая реконструкция электроустановки, обеспечивающая безопасные условия производства работ без принятия дополнительных мер безопасности.

10.1. Перечень негабаритных и опасных мест (ворота, рампы и стены складов, опоры козловых и мостовых кранов, опоры контактной сети, осветительных установок и другие станционные обустройства), находящихся на территории эксплуатационного депо указан в настоящей Инструкции (приложение № 5).

10.2. Порядок проследования негабаритных мест.

Все негабаритные места должны иметь отличительную окраску из желто – черных полос под углом 45˚. При подъезде к негабаритному месту машинист локомотива обязан подать оповестительный звуковой сигнал, убедиться в свободности пути и отсутствии людей, проследовать негабаритное (опасное) место с особой бдительностью, скорость проследования негабаритных (опасных) мест должна быть не более 3 км/ч. При проследовании негабаритных (опасных) мест помощник машиниста, составитель поездов при нахождении на подножке подвижного состава, не доезжая негабаритного (опасного) места должен подать команду машинисту на остановку, спуститься с подвижного состава и пройти негабаритное (опасное) место пешком, с безопасного расстояния подать сигнал машинисту на движение локомотива. После проследования негабаритного (опасного) места подать сигнал машинисту на остановку локомотива и осуществить посадку на подвижной состав.

10.3. При проследовании негабаритного (опасного) места одиночным локомотивом запрещается высовываться из боковых окон кабины машиниста за пределы паравана (эркера), находиться на лестницах и подножках, и других наружных частях локомотива.

10.4. Схемы служебных проходов указаны схеме деповских путей в приложении № 1.

Охрана труда

11.1.Все работники, занятые в маневровой работе на путях эксплуатационных локомотивных депо при выполнении своих должностных обязанностей должны соблюдать все нормы и требования охраны труда, руководствоваться «Инструкцией по охране труда для локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД»
от 27 декабря 2012 г. № 2707р, «Правилами по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2753р, «Инструкцией по охране труда при экипировке локомотивов ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2757р, «Инструкцией по охране труда машинистов локомотивов, работающих без помощников машинистов при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 27 октября 2014 г. № 2517р, а также настоящей Инструкцией.



11.2.При нахождении на железнодорожных путях эксплуатационного депо, локомотивная бригада должны соблюдать следующие требования безопасности:

Находиться в сигнальном жилете со светоотражающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;

Выполнять требования показаний светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

Проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями «Служебный проход»;

Переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

Обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии, не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

Проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается посередине, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

При приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

При выходе из помещения на территорию эксплуатационного депо в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений;

В ночное время, для подачи ручных сигналов обязательно пользоваться ручным фонарем;

11.3.При нахождении на железнодорожных путях эксплуатационного депо запрещается:

Проходить внутри колеи;



Переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) движущегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска состава;

Сходить с локомотивов во время движения;

Находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

Перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

Становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

Переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе;

Располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава;

Прыгать с локомотива или с переходной площадки вагона;

Пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видео - плеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

При использовании переносных радиостанций для связи помощника машиниста с машинистом, находящимся на локомотиве, запрещено находиться в колее железнодорожного пути и в негабарите к смежному пути.

11.4. Очистку стрелочных переводов от снега на путях эксплуатационного депо необходимо производить в перерыве между производством маневровых работ. При очистке стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, заходить внутрь колеи запрещено, а в случае обдувки стрелочных переводов сжатым воздухом необходимо присутствие второго работника в качестве сигналиста.

При очистке стрелочных переводов от снега работник обязан производить работу в защитных очках, внутри колеи должен быть установлен ручной фонарь с красным огнем ночью, днем красный щит.

11.5.Во время движения локомотива запрещается высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркал заднего вида и поворотного предохранительного щитка, паравана (эркера).

11.6. Работнику локомотивной бригады, производящему маневровые передвижения, заходить в пространство между подвижным составом можно только после полной остановки подвижного состава.

Запрещается машинисту локомотива приводить подвижной состав в движение при отсутствии помощника машиниста в кабине локомотива, а также до полного убеждения в отсутствии людей в пространстве между подвижным составом.

11.7.При отсутствии визуального контроля с лицами, участвующими в маневровых передвижениях, а также при отсутствии радиосвязи, машинист локомотива обязан немедленно остановиться и выяснить их местонахождение.

11.8. Работники локомотивных бригад обязаны извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), а также о возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.

11.9.В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады другой работник обязан прекратить маневровые передвижения, оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся дежурному по эксплуатационному депо, дежурному по станции (при необходимости).

11.10. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, сдавшие квалификационные экзамены, а также прошедшие инструктажи, стажировку, проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.

11.11. В процессе работы работник должен проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке инструктажи и обучение по охране труда, пожарно – техническому минимуму, оказанию первой помощи пострадавшим, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках и дублирование.

11.12. Работник должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

Конструкцию и назначение устройств локомотивов;

Воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

Правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов, негабаритные места в зоне выполнения работ; безопасные приёмы выполнения работ;

Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

Место хранения аптечки первой помощи;

Места расположения первичных средств пожаротушения и сигналы оповещения при пожаре;

Требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности;

Химические факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров;

Физические перегрузки;

11.13. Работнику запрещается:

Приступать к выполнению работы, не пройдя в установленном порядке инструктажи по охране труда и очередную проверку знаний – требований охраны труда;

Приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от непосредственного руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

Приступать к выполнению работы без средств индивидуальной защиты, применение которых оговорено соответствующей инструкцией, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;

Находиться в местах, отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!» во время маневров подвижного состава;

Подниматься и выходить на крышу локомотива, находящегося под контактным проводом или проводами воздушной линии электропередачи и при наличии напряжения в контактной сети экипировочной позиции;

Производить какие-либо работы по экипировке подвижного состава во время производства маневров;

Заходить за защитные ограждения электрооборудования;

Прикасаться к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

Прикасаться к проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо

от того, касаются они или не касаются земли, заземленных конструкций.

Находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

Работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;

Снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;

Заходить за ограждения опасных мест;

Использовать мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание, при выполнении своих трудовых обязанностей на рабочих местах, кроме специально отведенных мест для отдыха.

11.14. Требования охраны труда во время работы.

11.14.1. После постановки на ремонтную позицию подвижной состав должен быть заторможен ручным тормозом, под его колесные пары (с внутренней стороны двухосной тележки или с двух сторон колеса средней колесной пары трехосной тележки) подложены тормозные башмаки.

11.14.2. Перед проворотом коленчатого вала или запуском дизеля машинист обязан проверить отсутствие работников в дизельном помещении, подать звуковой сигнал (свистком – один короткий), и предупредить голосом работников локомотивных бригад, экипировщиков и другой обслуживающий персонал: «Внимание! Произвожу проворот дизеля!» или «Внимание! Произвожу запуск дизеля!».

11.14.3. Вентили и краны запрещается открывать и закрывать ударами молотка.

11.14.4. При приемке тепловозов проверить наличие и исправность средств пожаротушения.

11.14.6. Заправку и слив охлаждающей воды из системы охлаждения дизелей тепловозов работник должен производить при помощи исправных трубопроводов, шлангов и других приспособлений, исключающих пролив воды.

11.14.7. Запрещается выдача охлаждающей воды и её компонентов для других целей кроме заправки систем охлаждения дизелей тепловозов.

Вниманию любознательных представлены 10 самых опасных мест на планете. Информация, использованная в статье, взята из достоверных источников.

10. Десятку самых опасных мест на планете открывает озеро Киву (Центральная Африка). Горный, ничем не отличающийся от других с виду водоём хранит в себе явную угрозу для местных жителей. Население в 2 миллиона человек живёт на «пороховой бочке» чуть ли не в буквальном смысле этого слова. Озеро имеет огромнейшие залежи метана, равные 55 миллиардам кубических метров. Небольшое землетрясение или извержение вулкана повлечёт за собой гибель всего живого на ближайших территориях. Опасение учёных вполне оправдано, ведь рядом с Киву находится действующий вулкан Китуро, последнее извержение которого в 1948 году привело к закипанию озера и гибели всей рыбы. Несмотря на это неподалеку от водоёма находятся курортные города, которые ежегодно посещают туристы. Панорамные виды здесь очень живописные, а вода в озере кристально чистая.

9. Остров Комодо (Индонезия), он же Комодский национальный парк является одним из самых опасных мест планеты для посещения. Его главными обитателями являются огромные трёхметровые комодские вараны, которые предоставляют потенциальную угрозу для жизни человека. Известны не единичные случаи нападения на местных жителей. Убивать животных запрещено местными властями, так как вид является редким и находится под охраной. Населяющие остров ящеры порой устраивают полнейший беспредел, выкапывая могилы и съедая трупы людей. По этой причине многие жители начали хоронить умерших родственников под цементными плитами. Вараны очень восприимчивы к запаху крови и могут его почувствовать на расстоянии 5 километров. Нередко их жертвами становились туристы с наличием ран, а также женщины в период менструального цикла. В 1999 году этому пленительному и в тоже время жуткому острову был посвящен фильм - «Комодо. Остров ужаса».

8. Самые опасные места на Земле были созданы не только природой, но и человеком. Таковым творением является Дорога смерти в Боливии. Транспортная артерия была возведена в начале 20 столетия парагвайскими заключёнными, протянувшись на 70 километров вперёд на высоте около 4 тысяч метров над уровнем моря. На протяжении многих лет она являлась единственным наземным транспортным путём, соединяющим столицу государства с провинцией Юнгас. Дорога со сложным рельефом, резкими перепадами и шириной чуть более 3 метров расположилась на высокогорье. Передвигаться по узкому пути с глиняным грунтовым покрытием на транспорте очень опасно. По некоторым данным ежегодно Дорога смерти уносит более сотни человеческих жизней. Во второй половине прошлого столетия были предприняты попытки реконструкции дорожного покрытия, но уже на 20 километре работы приостановились. Сейчас Дорога смерти является излюбленным местом для туристов экстремалов, готовых отправиться в рискованный путь на горных велосипедах.

7. В топ 10 самых опасных мест на планете входит Чернобыль (Украина). От случившейся катастрофы тридцатилетней давности в общей сложности пострадали около 8,5 миллиона человек. Доза радиации Чернобыля в 10 раз превосходит заражение, полученное японскими городами Хиросима и Нагасаки. Учёные, занимающиеся изучением «запретной зоны» утверждают, что радиоактивный фон будет здесь сохраняться ещё на протяжении нескольких сотен лет. Даже в защитном костюме и масках находиться здесь крайне нежелательно, так как частички радиационной пыли способны проникать через специальную одежду.

6. Болота Манчак штата Лузиана (США) занимают шестое место в списке самых опасных мест планеты. Иное название - «Болота призраков». Мистическая местность, окутанная завесой тайны, имеет дурную славу. Всё дело в том, что здесь регулярно пропадают люди. Согласно легенде, в начале 20 столетия болота были прокляты последовательницей культа Вуду, которую держали здесь в качестве пленницы. После этого на ближайшие поселения налетел невероятной силы ураган, разрушивший всё до основания. Предпринимались попытки осушить Манчак и вырубить все деревья. Операция закончилась разрушением построек, где располагались рабочие и гибелью нескольких людей. Сейчас Болота призраков - излюбленное место для туристов, которые находятся в поисках острых ощущений. Болота таят в себе реальную угрозу для жизни человека, так как буквально кишат аллигаторами.

5. Дарваза или Врата Ада входит в десятку самых опасных мест планеты. Огненный кратер диаметром 60 метров расположился посреди пустыни Каракумы в Туркменистане. Он образовался в 1971 году в результате бурения разведочной скважины в местах скопления природного газа. В ходе производимых работ земля провалилась, сформировав огромную дыру глубиной 20 метров. Чтобы от газов не смогли пострадать люди и животные, было решено поджечь кратер. Предполагалось, что горение продлится всего несколько дней. Но регулярно вырывающийся из-под земли наружу газ не даёт затихнуть пламени до сих пор. Нахождение рядом с огнедышащим кратером крайне опасно из-за высоких температур и риска обвала его краёв.

4. Долина смерти , расположенная на Камчатском полуострове, является одним из самых опасных и мистических мест на Земле. Это настоящий феномен, созданный природой, которому учёные не могут дать точное объяснение до сих пор. Всё дело в том, что долгое пребывание в Долине смерти опасно как для жизни человека, так и любого животного. Она расположилась у основания активного действующего вулкана Кихпиныч, что в переводе означает «огнедышащая гора». На его западном склоне находятся горячие источники, источающие газ. В радиусе двух километров от вулкана от удушья погибает всё живое. Причина этому - выходящие из-под земли углекислый газ и сероводород. Попав сюда без противогаза, человек начинает испытывать слабость, головокружение и сухость во рту. Если вовремя не покинуть Долину смерти, то летальный исход неизбежен. Это страшное место стало гибелью для сотни человек, а попавшие случайно сюда животные умирают ежедневно.

3. Афарская котловина или Афарский треугольник (Эфиопия) открывает тройку самых опасных мест нашей планеты. Здесь происходят регулярные тектонические движения, которые провоцируют землетрясения. В год количество землетрясений может достигать отметки 160. Из-за постоянного движения земной коры на поверхности почвы образуются огромные трещины глубиной до 8 метров. Нахождение здесь сопряжено с ежеминутной угрозой для жизни человека. Несмотря на это в Афарской котловине ранее существовало небольшое поселение Даллол, которое сейчас является необитаемым.

2. Впадина Данакиль - одно из самых опасных мест на планете, пленяющее своей обманчивой красотой. Она была случайно обнаружена в начале 20 столетия путешественниками на севере Эфиопии в одноимённой пустыне. Данакиль также считается самым жарким местом на Земле, где температура воздуха достигает отметки +63 градуса, а почвы +70. Находится впадина на 125 метров ниже уровня моря. На её территории расположились три вулкана: Аялу, Даллол и Эрта Але. Последний из них является действующим и является частью «афарского треугольника». Эрта Але не дремлет ни днём, ни ночью, выбрасывая кусочки раскалённой лавы в воздух из своего огненного озера. Вулкан Даллол, а точнее его мёртвое разноцветное озеро, ежегодно пленит и манит к себе туристов, которые находятся в поисках острых ощущений и неземных красот. Последнее извержение Даллола произошло в 20-х годах прошлого века, что способствовало образованию огромнейшего озера, наполненного серной кислотой. Высокие температуры, ядовитые газы и регулярные извержения не останавливают смельчаков, желающих посетить самое удивительное и опасное место в мире.

1. Топ самых опасных мест на планете возглавляет Кеймада-Гранди , что в переводе с португальского означает Змеиный остров (Бразилия). Расположился он неподалёку от побережья Сан-Паулу. На скалистой, небольшой по площади местности живёт один из опаснейших видов змей - островной ботропс. Яд пресмыкающихся настолько токсичен, что способен убить небольшое животное за пару секунд. Укус островного ботропса также смертелен для человека. По некоторым данным на 1 кв. метр острова приходится до 5 ядовитых особей. Этот вид змей относится к эндемикам, то есть обитает непосредственно только на этом острове. Селятся смертоносные хищники на деревьях и кустарниках, поэтому их жертвами, чаще всего, становятся птицы. Посещение острова находится под запретом по распоряжению бразильских властей. В 2002 году был снят фильм «Змеиный остров», посвященный этому месту на Земле.

Смотрите также «Самые опасные места на планете», видео


ОПАСНЫЕ МЕСТА
1. К опасным местам на контактной сети относятся:

врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.;

места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;

опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;

общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей, перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;

опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника;

прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;

места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;

места расположения электрорепеллентной защиты;

опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

2. К опасным местам на ВЛ относятся:

опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6, 10 кВ и с напряжением до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение по габаритам выполнено с отступлением от требований ПУЭ;

опоры, на которых установлены два и более разъединителя, две и более кабельные муфты различных присоединений;

опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;

участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;

деревянные опоры с загниванием более допустимого.

3. Опасные места должны быть обозначены предупреждающими знаками и плакатами "Внимание! Опасное место".

Приложение 4
УКАЗАТЕЛИ, ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ, РУЧНЫЕ СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА КОНТАКТНОЙ СЕТИ
УКАЗАТЕЛИ "ОПУСТИТЬ ТОКОПРИЕМНИК"
1. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели "Опустить токоприемник", помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 58).

Рис. 58
При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками. Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.
ПОСТОЯННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
2. В случае применения сигнальных указателей "Опустить токоприемник" перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями "Внимание! Токораздел" (рис. 59, а ). Постоянный сигнальный знак "Поднять токоприемник" с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 59, б ).

Схема установки сигнальных указателей "Опустить токоприемник" и постоянных сигнальных знаков "Поднять токоприемник" и "Внимание! Токораздел" приведена на рис. 60. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.

При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака "Поднять токоприемник" должно быть не менее 250 м.

Рис. 59


Рис. 60
3. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак - чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 61, а ).

Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 61, б ).

Рис. 61
На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

4. Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:

"Отключить ток" (рис. 62, а ) - перед нейтральной вставкой;

"Включить ток на электровозе" (рис. 62, б );

"Включить ток на электропоезде" (рис. 62, в ) - за нейтральной вставкой.

Схема установки этих знаков приведена на рис. 63.

Рис. 62


Рис. 63
Сигнальный знак "Конец контактной подвески" (рис. 64) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.

Рис. 64
ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
5. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строительных работ, когда при следовании поездов необходимо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, которые показывают:

"Подготовиться к опусканию токоприемника" (рис. 65, а );

"Опустить токоприемник" (рис. 65, б );

"Поднять токоприемник" (рис. 65, в ).

Схема установки этих знаков приведена на рис. 66.

Рис. 65

Рис. 66
Если на двухпутном участке ведутся плановые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, сигнальный знак "Опустить токоприемник" устанавливается на расстоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 66 схеме.

В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал "Опустить токоприемник" (рис. 67):

днем - повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;

ночью - повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

Рис. 67
Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение.

Приложение 5
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РУЧНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ И МОНТАЖНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ
1. Бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

2. Рукоятки молотков, кувалд и другого инструмента ударного действия должны быть изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины, кизила, граба) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих прочность и надежность в работе. Свободный конец рукоятки должен несколько утолщаться (кроме кувалд) во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом.

У кувалд рукоятка к свободному концу несколько утоньшается. Кувалду насаживают на рукоятку в сторону утолщенного конца без клиньев. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке выполняются из мягкой стали с насечками (ерши).

3. Рукоятки лопат изготавливаются из древесных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов.

4. Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов. На рабочем конце не должно быть повреждений. Длина инструмента ударного действия должна быть не менее 150 мм.

5. При работе клиньями или зубилами с помощью кувалд следует применять клинодержатели с рукояткой длиной не менее 0,7 м.

6. При работах с инструментом ударного действия работники должны пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.

7. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. Применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого запрещается.

8. Запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. Допускается удлинять рукоятки ключей дополнительными рычагами только типа "звездочка" либо применять ключи с длинными рукоятками. Во избежание падения запрещается класть инструмент на перила ограждений или на край площадки лесов, подмостей, а также вблизи открытых люков, колодцев.

9. Рабочие поверхности губок разводного ключа должны быть параллельны между собой. Допускается отклонение от параллельности, направление на уширение зева к его основанию, не превышающее 2°. При повороте червяка подвижная губка ключа должна перемещаться по всей длине зева плавно, без заеданий. В процессе эксплуатации разводного ключа должно обеспечиваться удержание червяка от самопроизвольного поворота. Не должно быть выпадения губки при разведении зева. При эксплуатации разводных ключей не допускается пользование дополнительными рычагами и использование ключа с размерами под зев свыше указанного на ключе.

10. Натяжные муфты не должны иметь изгиба винтов, люфта, винтов в направляющих гайках, трещин и заусенцев на корпусе муфты

11. Рукоятки рихтовочных ключей должны быть гладкими и не иметь заусенцев.

12. Напильники, ножовки и другие инструменты заостренным концом со стороны рукоятки должны быть насажены на деревянные рукоятки со стяжными кольцами. Работать таким инструментом без рукояток запрещается.

13. Блоки полиспастов должны иметь клеймо с указанием грузоподъемности. Ролики в полиспастах должны легко вращаться, для чего их необходимо систематически смазывать. Щеки блоков, реборды роликов, натяжной крюк и петли не должны иметь трещин, сколов и других дефектов.

Приложение 6
РАБОТА С МЕГАОММЕТРОМ
1. Измерения мегаомметром в установках напряжением выше 1000 В производят по наряду два работника, один из которых должен иметь группу IV.

В установках напряжением до 1000 В измерения выполняются по распоряжению двумя лицами, одно из которых должно иметь группу III.

Измерения мегаомметром выполняются на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

2. Испытания изоляции линии, которая может получать напряжение с двух сторон, разрешается производить только в том случае, если от оперативного персонала электроустановки, которая присоединена к другому концу этой линии, получено сообщение о том, что выключатель и разъединители отключены и вывешен плакат "Не включать. Работают люди".

3. Перед началом испытаний необходимо убедиться в отсутствии людей, работающих на той части электроустановки, к которой присоединен испытательный прибор, запретить находящимся вблизи него лицам прикасаться к токоведущим частям и, если нужно, выставить охрану.

4. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, запрещается. После окончания работы необходимо снять остаточный заряд с проверяемого оборудования посредством его кратковременного заземления.

5. Измерения мегаомметром запрещаются:

на одной из цепей двухцепных линий напряжением выше 1000 В, в то время когда другая цепь находится под напряжением;

на одноцепной линии, если она идет параллельно работающей линии напряжением выше 1000 В;

во время грозы или при ее приближении.

Приложение 7
ПЛАКАТЫ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ


Номер плаката или знака

Наименование и назначение

Исполнение, размеры, мм

Область применения

ПЛАКАТЫ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ

1.

"Не включать. Работают люди".

Для запрещения подачи напряжения на рабочее место


Красные буквы на белом фоне.

Кайма красная шириной 13 и 5 мм.

Плакат переносный


В электроустановках напряжением до и выше 1000 В. Вывешиваются на приводах разъединителей, отделителей, выключателях нагрузки, на ключах и кнопках дистанционного управления, на коммутационной аппаратуре до 1000 В (в автоматах, рубильниках, выключателях), при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на рабочее место. На присоединениях до 1000 В, не имеющих в схеме коммутационных аппаратов, плакат вывешивают у снятых предохранителей

2.

"Не включать. Работа на линии".

Для запрещения подачи напряжения на линию, на которой работают люди


Белые буквы на красном фоне.

Плакат переносный


То же, но вывешивают на приводах, ключах и кнопках управления тех коммутационных аппаратов, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на ВЛ или КЛ, на которой работают люди

ЗНАКИ И ПЛАКАТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ

3.


По ГОСТ 12.4.026-76 (знак № 2.5).

Фон желтый, кайма и стрела черные.

Сторона треугольника:

360 на дверях помещений

100 для оборудования и тары

Знак постоянный


В электроустановках напряжением до и выше 1000 В.

Укрепляются на внешней стороне входных дверей РУ за исключением дверей комплектного распределительного устройства и КТП, расположенных в этих устройствах; наружных дверей камер выключателей и трансформаторов; ограждений токоведущих частей, расположенных в производственных помещениях; дверей щитов и сборок напряжением до 1000 В


То же

То же

В населенной местности*.

Укрепляется на опорах ВЛ выше 1000 В на высоте 2,5-3 м от земли, при пролетах менее 100 м укрепляется через опору, при пролетах более 100 м и переходах через дороги - на каждой опоре. При переходах через дороги знаки должны быть обращены в сторону дороги, в остальных случаях - сбоку опоры поочередно с правой и левой стороны. Плакаты крепят на металлических и деревянных опорах


4.

"Осторожно! Электрическое напряжение".

Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


Размеры те же, что и у знака № 3.

Кайма и стрела наносятся посредством трафарета на поверхность бетона несмываемой черной краской.

Фоном служит поверхность бетона.

Знак постоянный


То же, но только на железобетонных опорах ВЛ

5.

"Стой! Напряжение".

Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


Черные буквы на белом фоне.

Кайма красная шириной 21 мм.

Плакат переносный


В электроустановках до и выше 1000 В.

В ЗРУ вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением (когда снято постоянное ограждение); на временных ограждениях, устанавливаемых в проходах, куда не следует заходить; на постоянных ограждениях камер, соседних с рабочим местом.

В ОРУ вывешивается при работах, выполняемых с земли, на канатах и шнурах, ограждающих рабочее место; на конструкциях, вблизи рабочего места на пути к ближайшим токоведущим частям, находящимся под напряжением


6.

"Испытание. Опасно для жизни".

Для предупреждения об опасности поражения электрическим током при проведении испытаний повышенным напряжением


Черные буквы на белом фоне.

Кайма красная шириной 21 мм.

Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76. 280210


Вывешивается надписью наружу на оборудовании и ограждениях токоведущих частей при подготовке рабочего места для проведения испытания повышенным напряжением

7.

"Не влезай. Убьет!"

Для предупреждения об опасности подъема по конструкциям, при котором возможно приближение к токоведущим частям, находящимся под напряжением


Черные буквы на белом фоне. Кайма красная шириной 21 мм.

Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76.

Плакат переносный


В РУ вывешивается на конструкциях, соседних с той, которая предназначена для подъема персонала к рабочему месту, расположенному на высоте

8.

"Внимание! Опасное место".

Фон желтый, кайма и стрела черные

В опасных местах на конструкциях РУ тяговых подстанций, на контактной сети

9.

"Осторожно! Негабаритное место"

Фон желтый, кайма и восклицательный знак внутри каймы черные

Устанавливается на границах зон, где пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава не обеспечивает безопасность работающих

ПЛАКАТЫ ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ

10.

"Работать здесь".

Для указания рабочего места


Белый круг диаметром 168 и 68 мм на зеленом фоне.

Буквы черные внутри круга.

Кайма белая шириной 5 и 2 мм. 250250;

Плакат переносный


В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на рабочем месте. В ОРУ при наличии защитных ограждений рабочего места вывешивают в месте прохода за ограждение

11.

"Влезать здесь".

Для указания безопасного пути подъема к рабочему месту, расположенному на высоте


То же

Вывешивают на конструкциях или стационарных лестницах, по которым разрешен подъем к расположенному на высоте рабочему месту

ПЛАКАТ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ

12.

"Заземлено".

Для указания о недопустимости подачи напряжения на заземленный участок электроустановки


Черные буквы на синем фоне.

Кайма белая шириной 13 и 5 мм.

8050


В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на приводах разъединителей, отделителей и выключателей нагрузки, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на заземленный участок электроустановки, и на ключах и кнопках дистанционного управления ими

На дистанциях электроснабжения проводят работу по выявлению опасных мест контактной сети. Перечни и фотографии этих мест с указанием необходимых мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, утвержденные руководством дистанции электроснабжения, находятся у энергодиспетчера и в районе контактной сети, где вывешиваются в помещениях дежурных пунктов, в уголке по охране труда, а карточки производства работ в этих местах вручают руководителю работ вместе с нарядом-допуском на работу.

К опасным местам на контактной сети относят следующие (рис. 12.5).

  • 1. Врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышево- го оборудования и т.п. (рис. 12.5, а).
  • 2. Места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций (рис. 12.5, г).
  • 3. Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м (рис. 12.5, ж).
  • 4. Общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м (рис. 12.5, ё).
  • 5. Опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник (рис. 12.5, в).
  • 6. Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами (рис. 12.5, б).
  • 7. Места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин (рис. 12.5, д).

Рис. 12.5. Опасные места на контактной сети и схемы расстановки знаков-указателей: а - врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.; б - прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами; в - опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник; г - места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций; д - места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин; е - общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м; ж - опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м; з - места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц; и - опоры с роговыми разрядниками

  • 8. Места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц. Длина антенны должна быть 180-190 м, расстояние до проводов контактной подвески не менее 2,5 м, кроме того, для защиты изоляторов от птиц должны применять специальные конструкции с двух сторон от изолятора (рис. 12.5, з).
  • 9. Опоры с роговыми разрядниками, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к контактной сети другого пути или фидера. Роговые разрядники, смонтированные на жесткой поперечине, кроме роговых разрядников, шлейфы которых подключены к ближайшим от опоры путям (рис. 12.5, и).

Примечания.

Перечень опасных мест может быть дополнен руководством дистанции электроснабжения, исходя из местных условий.

Наряд на выполнение работы в опасном месте должен иметь отличие: красную полосу по диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла. Такая же полоса должна быть и на карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. В правом верхнем углу наряда должен быть проставлен номер технологической карты.

На контактной сети опасные места обозначают предупреждающими знаками-указателями (красная стрела) и плакатами «Внимание! Опасное место».

Контрольные вопросы

  • 1. Как заземляют контактную сеть для производства работ?
  • 2. Какие имеются группы по электробезопасности?
  • 3. Каковы условия выполнения работ на контактной сети и в чем их сущность?
  • 4. Какие устройства на контактной сети относятся к опасным местам?
  • 5. Что такое наведенное напряжение?
  • 6. Как осуществляется контроль за соблюдением правил безопасности?
  • 7. Каков порядок работы с изолирующих съемных вышек и рабочих площадок автомотрис и дрезин?
  • 8. Кто имеет право выдавать распоряжения, наряд-допуск?
  • 9. Кто является ответственным за безопасное производство работ?
  • 10. Какая обязанность у наблюдающего?
  • 11. Какая обязанность у производителя работ?
  • 12. Как производятся комбинированные работы?
  • 13. Какие имеются организационные и технические мероприятия?

Читайте также: