Португалия – страна великих мореплавателей и западная окраина Европы. Отчего город Порту называют жемчужиной Португалии? Как сами португальцы называют этот город

...или один день в городе давшем название стране .
Несмотря на то, что рассказ о северной столице Португалии, городе Порту я оставил на конец, посещение этого прекрасного города было самой серединой нашего "Большого португальского автопробега ". А оставил на закуску я его потому, что Порту настолько классный, что его нужно выносить в отдельный "зал славы" и размещать на особой полочке. Если у вас достаточно времени, и вы можете позволить себе две недели на знакомство с Португалией, вы вольны сами выбирать место для этого города, но если у вас всего один день на то, что бы урвать себе кусочек Португалии, то вы должны выбрать Порту. Можно не ездить на скалы Альбуфейры, пропустить Лиссабон, не забираться на 2000 метров на Торре Сьера да Эштрела, можно даже не видеть Синтру, Эвору и Коимбру, но обойти вниманием Порту нельзя! Порту является одним из самых интересных и примечательных городов Португалии, а также вторым городом страны по количеству населения. Более того, именно Порту дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту — один из древнейших городов Европы, бывшая столица страны и нынешняя столица портвейна. Это и оживленный промышленный центр, историческая часть которого, постоянно населенная как минимум с 4 века, получила от ЮНЕСКО статус объекта Всемирного наследия в 1996 г. В отличие от других крупных городов страны, центр Порту не столько барочный, сколько гранитный и монументальный. История Порту датируется примерно 300 г. до н. э. с прото-кельтского и кельтских людей, являющихся первым известным жителей. Руины этого периода были обнаружены в нескольких областях. В районе современного Порту также существовало поселение галлеков. Римский генерал Децим Юний Брут Каллаик завоевал город примерно в 136 году до нашей эры.
Римляне назвали город Portus Cale , то есть Красивый порт. Это название позже преобразовалось в Portucale, впоследствии давшего название всей стране — Portugal.

В Порту мы ехали из дворца Бусаку, о ночи в котором я . Из-за густого тумана, мы не стали тратить время на вершине Круз Альто и были в Порту уже рано утром. В итоге на город у нас ушли ровно сутки, чего было и достаточно, и чуть чуть коротковато. Учитывая почти неделю на португальской земле, мы уже достаточно впитали в себя местный колорит, и поэтому не распылялись на тупосидение на набережной, а сразу приступили к близкому знакомству с городом.

Когда мы на скорости в 165 км.ч влетели в пригород Порту, облака еще только поднимались и с океана ощутимо тянуло свежестью. Переехав реку Дору, в долине которой выращивают виноград для знаменитого портвейна, мы свернули к центру и тут же наткнулись на стоящие вдоль скалы машины. Бесплатная стоянка в 10-ти минутах от центра. Надо бы остановится посозерцать мосты.

И мы оставили машину в пяти минутах от понте Луиша. Забегая вперед, скажу что мы её так и не перегнали, потмоу что в центре, где мы жили с парковкой совсем грустно, а подземка за 25 евро показалась дороговатой. Так машинка и заночевала на набережной между мостами.

И вот он настоящий Порту со своим колоритом, которого нет ни в одном городе Португалии.

Жителей Порту называли и продолжают называть «трипейрос» — «едоки требухи». Суп из нее до сих пор остается фирменным деликатесом города. При этом горожане в культурном смысле держатся особняком от остальной Португалии, и здесь часто можно услышать фразу: «Порту — это нация».

На противоположной стороне реки, монастырь и как бы уже другой город - Вила-Нова-ди-Гая, хотя воспринимается он как заречье, часть Порту.

Именно с Вила-Нова-ди-Гая нужно начинать знакомство с Порту. Начать лучше с набережной. Потом подняться на смотровую площадку и насладится видами города, которому уже больше 2300 лет. Мы переходим на другую сторону через мост Луиша 1-го.

Где-то там, почти в полукилометре, мы бросили свою "копеечку" и тяжелые вещи.

По мере продвижения по мосту, город начинает открываться все новыми ракурсами. Порту великолепен!

В течение семи веков, вплоть до 1956 года, вино в Вила-ова-ди-Гая перевозили на живописных плоскодонных парусниках, называемых "баркош рабелош". Сейчас это делается по железной дороге. Но лодки баркош рабелош по сей день являются символом города.

Много-много баркош рабелош на набережной Порту. Я умышленно не говорю Вилла Нова де Гая, ведь это формальность, по сути это единый город, объединенный с пригородами в большой муниципалитет с численностью населения превышающим число жителей современной Латвии. 2400 000 жителей! Поэтому я настаиваю, что Вилла Нова де Гая это район Порту, противоположная центру набережная.

О самом портвейне, его производстве и прочем я расскажу в следующей публикации, сегодня гуляем.

Вдоль набережной тянутся бесчисленные погреба, где хранится портвейн всех известных и самых неизвестных марок. В погреба можно сходить как вмузей, поглазеть на штабеля бочек.

Бочки на баркош рабелош бутафория для антуража. Каждый уважающий себя дом портвейна обязан иметь парочку лодок с бочкми у пристани. Иначе как-то не солидно. Есть там и утилитарные прогулочные.

Я дошел до самого конца набережной к дальним погребам. С виду это типичные складские ангары доисторических времен.

Самая же красота за рекой, это центр Порту, район Рибейра, где живут трипейрос. От них и пошло название района. Трипейрос- пожиратели требухи. Так уж вышло, что трудяги рыбаки всегда были бедны, и после продажи рыбы, им доставались лишь рыбьи требуха. Сейчас это уже не рыбацкий район, и лодок с сетями ты тут не встретишь, но колоритно до невозможности.

На фото ниже виден старый трамвай, которому 80 лет и номер у него первый. Других нет. Идет аж до океана, стоит поездка 4 евро. Внутри деревянный, с двумя кабинами.

Инеса поехала на смотровую площадку на фуникулере, я пошел пешком, мне важно было заснять то что меня восхищало в облике старого города.

На то, что бы подняться к монастырю на площадку, у меня ушло добрых пол часа. Крутые улочки умело запрятаны от посторонних, без навигатора в телефоне я бы не нашел путь наверх.

Но до подъема еще далеко. Пока любуемся видами Порту.

У города какая-то особая аура. Порту очаровывает, он уютный и компактный. Общественный транспорт вам не понадобится. Бросайте машину за мостами и вперед пешком.

Обратите внимание на мост Понте Луиш, он двухъярусный. Внизу машины и люди, сверху поезда ранее и метро ныне. Хотя метро больше похоже на разжиревший трамвай, но сути это не меняет. И под мостом десятки баркош рабелош.

Поглядите на цветные домики в два окошка в первом ряду на набережной. Это ли не прелесть.

На небережную той стороны мы выйдем ближе к вечеру.

Ярусная застройка невероятно живописна и фотогенична. Особенно издали. Я одел Zuiko 40-150, дабы не выкручивать блинчик на максимум.

На фото ниже мы видим сразу несколько достопримечательностей Порту. Это колокольня церкви Клеригуш, самая высокая в Португалии, и служившая еще в прошлом веке маяком и ориентиром морякам, это Кафедральный собор, и епископский дворец-резиденция. (белое здание)

Поглядите на верхний ряд окошек епископского дворца. К среднему окошку мы еще вернемся позже.

Долго ли, коротко ли, но я возвращаюсь к мосту, что бы начать свое восхождение к смотровой площадке. Мост этот не простой. Мост дона Луиша (Ponte de Dom Luis). Мост через реку Дору - один из символов Порту. Нижний ярус моста автомобильный, на верхнем по средней части идёт метро, по краям пешеходы. Метро ходит довольно редко, так что пешеходы вполне могут перейти с одной стороны моста на другую - с них разные виды. Я так и делал, кстати.

Мост длиной 385 м соединяет Порту и его южный пригород, Вила-Нова-ди-Гая. Высота моста 44 м. По конструкции это металлический арочный мост, самый длинный в мире из мостов такого типа. Он строился с 1881 по 1886 год по проекту Теофила Сейрига, партнёра и ученика Гюстава Эйфеля. Говорят сам Эйфель внес некоторые поправки в готовый проект, который победил в конкурсе на строительство за счет своей дешевизны и стал носить имя короля Луиша Первого.

Небогатый район Порту.

Ну где там моя, Нэська? Фуникулер бестолковый. 300 метров удовольствия, хотя и экономия энергии.

С верхней точки Порту ещё прекраснее.

В паре километрах, за поворотом реки, в её дельте можно встретить дельфинов. Ведь там уже начинается океан и они заплывают в пресную воду поохотиться на рыбку.

В принципе тут весь интересующий нас Порту. Он не так уж огромен и двух дней на город достаточно.

Вот то самое метро, сдвоенный вагон идущий по мосту Дона Луиша, хотя его называют и мостом Эйфеля.

Очень трудно заставить неснимающего человека, сфотографировать тебя так как ты хочешь.

Крыши погребов.

Мост весь стальной, гулкий.

Гуляем туда, гуляем обратно. Туда по нижнему ярусу, назад по верху. Мост надо пройти обязательно. Ведь в самом его конце-начале и находится смотровая площадка с прекрасным видом на город.

Идем дальше.

Спустя час или более, мы в конце концов, всступаем в исторический район Рибейра.

С набережной Дору (станция Ribeira, практически под мостом дона Луиша) можно за пару минут и €2,50 подняться на скалу. Верхняя станция Batalha находится в 300 м от вокзала и станции метро São Bento, на той же высоте. Фуникулёр выполняет роль туристического аттракциона, но, если вам не жалко денег, это довольно неплохой способ сэкономить силы и время, если вам надо от реки подняться на уровень верхнего яруса моста. По моему это скучно, да и в никуда собственно.

Пешие маршруты куда живописнее. При нас фуникулером никто не пользовался, и мы его вообще не видели.

Под мостом живут не самые богатые португальцы.

Жёлтый домик, шириной в одно окошко, сдается или продается.

В левом верхнем углу снимка можно рассмотреть площадку, от которой мы идем.

Немой вопрос.

Внизу уже виден знаменитый вокзал Сан Бенту.

Но мы осматриваем все по порядку. И сначал у нас по пути романский собор и виды от его входа.

Следующим пунктом у нас значилась колокольня Клеригуш. Тут в соборе можно купить единый билет на три локации. Собор и музей, башня Клеригуш, и епископский дворец с экскурсией. Свободного входа в него нет, надо забить время и идти с экскурсоводом.

Сначала собор. Кафедральный собор, был перестроен из старой крепости в XII-XVIII века,

В сам собор вход свободный.

Романский собор, одно из старейших и одно из самых заметных зданий Порту, строился с начала XII по XIII век. Фасад собора состоит из двух квадратных башен с необычными куполами (сделанными в 1772 году), между которыми устроено окно-розетка в романском стиле. Входной портал построен в том же 1772 году в стиле барокко. В интерьере сохранились неф и романские колонны, но практически всё внутреннее убранство барочное. К югу к собору пристроен изначально готический клуатр.

История Порту ведется от римского Портокале, существовавшего в V веке, но поселения на этом месте были гораздо раньше. В начале VIII века его захватили и разрушили мавры, а в конце X века эти земли освободил Принц Генрих Бургундский. По его приказу здесь в 982 году началось строительство кафедрального собора. В 1147 епископ Порту Дом Хуго организовал английских, немецких и флагманских крестоносцев в морской поход на Лиссабон. Они помогли Афонсо Энрикешу освободить будущую столицу Португалии от мавров. В эпоху географических открытий Португалия становится важнейшей морской и торговой державой Европы, а Порту - ее основным портом и центром судостроения.

С самого основания Порту был свободолюбивым, независимым городом. Здесь часто были бунты и восстания, и даже инквизиция не имела в Порту особой власти. В 1757 году жители восстали против винной монополии, введенной Маркизом Помбалом (на восстановление Лиссабона после землетрясения). В 1832 Порту был центром борьбы Дом Мигуэля за власть, а в 1878 здесь прошли первые республиканские выборы.

В соборе нам понравилось. Нечто среднее между крепостью, монастырем и дворцом. Своих трех евро он стоит.

Немного подвис я на этой картине. Что на тарелке? Мне тут видится собака. Объясните как-тут и что?

Ну и конечно азулежу целыми стенами.

А в такие вот комоды с множеством ящиков святейшие клали счета.

Так выглядит площадь-смотровая площадка у входа в собор, и справа тут же вход в епископский дворец, но наша экскурсия через пару часов, поэтому мы отправляемся обедать и на колокольню Клеригуш, а про дворец расскажу вам вообще в следующей публикации.

Чайки тут необычно наглые.

Для покушать, мы выбрали небольшое кафе с хозяйкой поваром, не говорящей по английски но накормившей нас вкусно и не дорого.

Собор снизу.

И Порту сверху. Прямо подо мной то самое кафе.

А потом мы побрели к церкви Клеригуш по улочкам Рибейры.

Лично я такие места просто обожаю. Настоящий нетуристический Порту с местными жителями, своим ритмом и отсутствием гламура.

Тут на узких улочках своя жизнь.

Вот оттуда от собора мы идем. Можно бродить просто по ориентирам без навигатора.

Пока петляли, набрели на "смотровую площадку", упоминающуюся где-то в сети. Случайно, но я сразу вспомнил о ней. Место неформалов, судя по всему.

Тут не очень чисто, но днем терпимо.

Хорошо от сюда видно район Вилла нова де Гая.

Но лучший вид, на мой вкус, в сторону епископского дворца и моста Дона Луиша-Эйфеля.

Тыц тыц, спиртик, водочка, сигаретки?

Да, мы тут были, Сандеман пили, требуху ели, и вообще Порту полюбили.

Какая-то сиреневая улочка....

Мы почти вышли к Клеригуш.

Тут начинается более современный район, широкие улицы, машины, трамвай, банки и офисы.

Но уникальная атмосфера Порту все равно сохраняется и тут.

И вот она Торре душ Клеригуш.

Сама церковь украшена внутри разноцветным мрамором, никаких внешних красок. Это католической церковь Клеригуш (Clerigos) с колокольней (Torre dos Clerigos), являющейся самой высокой в Португалии (76 метров) и символом Порту. Долгое время она была ориентиром для моряков. Мы отправляемся наверх.

На башню, колокольню нужно идти пешком по ооочень узкой лестнице. Двоим людям не разойтись. С рюкзаком вообще засада. Создали пару пробочек. Но на разворотах чуть шире и вжавшись в стену пропускали идущих вниз.

У башни два увровня. То есть есть повыше и пониже. Несколько туристов очень удивились, когда мы вынырнули из стены, спустившись с верхней части и тут же устремились вверх.

Отсбда Порту весь как на ладони. В принципе видов отсюда достаточно и кроме площадки на той стороне реки, больше искать ничего не надо.

Оранжевая черепица, цветные домики, пёстро и ярко.

Некоторые домушки совсем малюпутенькие и втиснуты в какие-то щели.

Вот почти вся Рибейра в одном кадре.

Это восточная часть города.

Это северная...

Вдруг вы не поверили, что мы поднялись на 70 метров по старым каменным ступеням. Так вот вам доказательство. В следующей части вечерний Порту, набережная, и портвейн, конечно же.

«Что самое главное в путешествии?

Увидеть, понять, насладится, полюбить!

Краски, формы, ароматы, вкусы складываются

в яркие картинки в памяти, чтобы потом мы

могли разглядывать их всю жизнь»

О стране, её истории и народе

Португалия — одна из старейших стран Европы с богатой историей. Португалия – это очаровательная страна, которую можно назвать тихой европейской провинцией, где девственная природа безмятежно соседствуют с развитой туристической инфраструктурой, а почтение к национальным обычаям мирно уживается с общеевропейскими традициями.

Страна великих мореплавателей Португалия расположена в западной части Пиренейского полуострова. На юге и западе она омывается водами Атлантического океана, на суше граничит с Испанией. В состав Португалии входят Азорские острова, расположенные в Атлантическом океане примерно в 1450 км к западу от Лиссабона, и остров Мадейра – в 970 км к юго-западу от Лиссабона, которые являются автономными регионами Португалии. Площадь страны вместе с островами 92,39 тыс. кв. км.

Название страны происходит от наименования римского поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье реки Дору. В 1139 году Португалия стала независимым от Испании королевством. В то время она занимала только северную треть своей современной территории. В 1249 году был изгнан последний мусульманский правитель на юге страны, и с тех пор её границы мало изменились. Эпоха завоеваний началась еще в XV веке, когда португальские морские исследователи, такие как Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернан Магеллан, путешествовали по всему миру, совершая великие географические открытия. К XVI веку открытые ими территории образовали огромную империю, которая простиралась от берегов Бразилии до Африки и Азии. Именно в эту эпоху экономика Португалии достигла наибольшего расцвета.

В 1910 году в Португалии была свергнута монархия, а в 1974 году демократически настроенная военная хунта положила конец диктаторскому режиму, существовавшему с 1926 года. Португалия одна из немногих стран Европы, которые не были оккупированы немецко-фашиcтскими войсками во время Второй мировой войны.

Принятая в 1976 году конституция провозгласила Португалию Парламентской республикой с прямыми выборами и всеобщим избирательным правом для взрослого населения.

Передав в 1999 году последнюю из своих заморских территорий, Аомынь (Макао), которой владела с 1680 года, под управление Китая, Португалия положила конец долгой и подчас неспокойной, колониальной эпохе в своей истории.

События португальской истории оказали огромное влияние на культуру страны и привнесли черты мавританского и восточного стилей в архитектуру и искусство. Традиционные народные танцы и напевы, в особенности лирические фадо, не теряют значимости и по сей день, которые можно увидеть и услышать прямо на улицах. По одной из версий название фадо – восходит к латинскому слову fatum, что означает судьба. В мелодиях песен гармонично сочетаются мавританские, африканские и бразильские напевы, через все песни проходит тема одиночества, тоски и предчувствия печальной судьбы, однако это не значит, что музыка такого типа подходит лишь для меланхоликов. Умение воспевать грусть, превращать её в предмет восхищения – одна из национальных черт португальцев, недаром же несколько столетий практически каждая семья этой страны ждала сынов и мужей, отправившихся покорять морские просторы, а путешествие могло закончиться самым непредсказуемым образом.

Население страны мононациональное, 99% из 10,8 млн. населения составляют португальцы. На Пиренейском полуострове издавна оседало много народов. Самые древние обитатели — иберы — были низкорослыми и смуглыми. На протяжении столетий облик португальцев формировался под влиянием кельтов, финикийцев, греков, римлян, арабов, а также германских племён (вестготов и алеманнов).

Португалия – моноязычная страна. Официальный язык – португальский. На нём говорят более 200 млн человек во всём мире на трёх континентах: в Евразии, Африке и Южной Америке. Этот язык имеет сходство с испанским, так как оба принадлежат к иберийско-романской подгруппе романской группы языков, однако при сходном грамматическом строе между ними имеются значительные различия в произношении. Огромное влияние на формирование языка оказали германские племена и арабы (мавры), у которых португальский язык позаимствовал многие слова, а также контакты путешественников, первооткрывателей и купцов с азиатскими народами.

Национальные особенности: не стоит ставить под сомнение историческое величие страны — португальцы гордятся своим прошлым, особенно на фоне того скромного места, которое страна занимает сегодня. Португальцы весьма болезненно воспринимают сравнения их с испанцами, несмотря на схожесть языков, характеров и национальных культур. Здесь также популярен бой быков, но, в отличие от испанской корриды, где быка убивают, в португальской животное усмиряет команда безоружных бойцов (форкадуш).

В этой стране процент сельского населения — один из самых высоких в Западной Европе, много иностранцев работают на её заводах, стройках и полях, в т. ч. из Украины. Среднегодовой доход на душу населения:22 500 USD (данные Всемирного Банка, 2011 г.). Средняя продолжительность жизни приближается к 80 годам. Как и в других странах, в Португалии женщины живут дольше, почти 82 года, а вот мужчины пока не дотягивают и до 76. Пенсионный возраст составляет 65 лет, а фактический возраст выхода на пенсию 61-62 года.

Португалия – страна великих морских путешествий, грандиозных географических открытий и терпкого портвейна. Мягкий климат, свежие лесные и луговые ароматы, лёгкий океанский бриз и бескрайние просторы Атлантики, уникальная архитектура в стиле «мануэлино» и крепкий кофе… Всё это заслуживает того, чтобы поближе познакомиться с этой интересной страной.

З накомство с Порту

О городах Португалии говорят: в Браге молятся, в Порту работают, в Лиссабоне кутят. С Порту началось моё знакомство с Португалией. Порту, второй по населению город Португалии с населением 240 тыс. жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.

Порту хорошо известен своим предпринимательским духом, характерной культурой и местной кухней. Город часто называют северной столицей Португалии. В Порту находится самый крупнейший университет в Португалии (около 29 тыс. студентов).

Одной из самых ярких достопримечательностей Порто является башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Церковь в стиле барокко была построена для братства клириков («Клеригуш») архитектором Никола Насони по римской схеме. Её строительство было начато в 1732 году и окончено в 1750 году строительством монументальной лестницы. 28 июля 1748, несмотря на то, что здание ещё не было полностью закончено, церковь была открыта для богослужения. Торре-душ-Клеригуш стала символом города Порту. Она является Национальным памятником с 1910 года.

Город славится производством разных марок портвейна. Посещаем один из старинных «домов портвейна» — Galem, знакомимся с историей и особенностями производства этого популярного напитка. И, конечно же, дегустируем некоторые сорта, а кто желает — приобретает пришедшиеся по вкусу вина. Разогрев дегустируемыми винами аппетит, начинаем своё знакомство с португальской кухней в одном из ресторанов, где с удовольствием поглощаем национальное рыбное блюдо под названием «бакалау».

Подкрепившись «бакалау» и надегустировавшись портвейнами, с удовольствием прогулялись по набережной реки Дору, на которой плавают вот такие симпатичные лодки.

Через реку Дору переброшены четыре моста, соединяющие историческую часть города с Вила-Нова-ди-Гая — небольшим городком-соседом, где находится хранилище известного на весь мир портвейна. Один из мостов (Луиша Первого) построен по проекту Густава Эйфеля: двухъярусное сооружение впечатляющих размеров кажется ажурным и лёгким.

На самой высокой точке старого города построен кафедральный собор Се. Возведенный в XII веке на гранитной скале, он первоначально выполнял роль крепости. Позже он перестраивался, однако свой суровый облик сохранил по сей день. Внутри собора не очень интересно. Впечатлить любителей декора могут роскошный серебряный алтарь, на строительство которого ушло 800 кг серебра, и внутренний дворик, выложенный знаменитой португальской плиткой азулежу.

С Соборной площади открывается прекрасный вид на город.

От кафедрального собора к реке спуск идёт через беднейший район Порту. Район фешенебельных вилл расположен у океана. Сюда можно добраться на действующем трамвае-музее, который не изменился с 1930 года. Он называется Музей электрических машин. Впрочем, каждый из трамваев Порту может служить экспонатом: внутри транспортное средство обито деревом, вагоновожатый правит им стоя, по той простой причине, что сиденье для него отсутствует. Когда трамвай достигает конечного пункта маршрута, то водитель переходит из головной части в хвостовую, где тоже есть кабина, и ведёт свою машину «обратным курсом»: рельсы в Порту заканчиваются тупиком. Самый живописный маршрут пролегает вдоль берега океана. Из окон шумных и старых трамваев видны фешенебельные виллы, облюбованные состоятельными людьми со всей Европы.

Порту, как и другие португальские города, отличается не только своеобразной архитектурой, но и тем, что многие дома облицованы разноцветной плиткой.

С раннего средневековья и до XVII века действовал закон, запрещавший аристократии не только строиться, но и находиться в городе более трёх дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции. Он гостил в Епископском дворце, построенном Николо Наззони. Это шедевр португальской барочной архитектуры XVIII века. Город-порт расположен весь на холмах, в нём множество забавных домов и улочек.

Интересным оказалось и посещение магазина и своего рода книжного музея Livraria Lell – старейшего в Португалии и одного из самых невероятно красивых книжных магазинов во всём мире. Необыкновенный, просто сказочный интерьер, который размещается на двух этажах магазина. Эффектный и массивный декор стен, потолка, всё изготовлено из благородной древесины с использованием оригинальной и необычной резьбы в сочетании с удивительно изогнутых линий красной лестницы, которая ведёт на второй этаж. Не менее впечатляюще выглядит и великолепный потолок, выполненный из дорогого витражного стекла. Книжный магазин расположен в пяти минутах ходьбы от центра города.

Наше внимание привлёк и этот симпатичный фонтан.

Нельзя не упомянуть о посещении железнодорожного вокзала Сан-Бенту. Помимо прямого назначения, вокзал Сан-Бенту интересен своими стенами-картинами, выложенными плитками азулежуш в бело-голубых тонах. Самая большая из них выполнена из 20 тысяч изразцов и украшает зал ожидания. Это панно полностью занимает одну из его стен. На картине изображены эпизоды из истории железных дорог, а также важные моменты истории Португалии.

При выезде из Порту за крепостными стенами состоялась моя первая встреча с Атлантическим океаном. По колени захожу в океан, водичка довольно прохладная, но окунуться всё же можно.

Два дня в Лиссабоне

Лиссабон — столица Португалии и крупнейший город страны. В нём проживает 570 тыс. чел. Он расположен на правом берегу реки Тежу, впадающей в Атлантический океан. Его история насчитывает около 20 веков. Построен Лиссабон на семи холмах, как Рим и Москва. Также, как и Москве, Лиссабону покровительствует Георгий Победоносец. Город стал столицей государства в 1147 году после освобождения от арабской колонизации. Обязан этим Лиссабон первому королю Португалии Альфонсо Энрикесу. Основан главный город страны был финикийцами как остановка на пересечении морских путей и назван Alis Ubbo — благословенная бухта. Город побывал под управлением Римской империи, мавров, испанцев.

Начинаем своё знакомство с центра Лиссабона — одной из главных достопримечательностей. В XVIII веке здесь проходили бои быков и публичные казни. Осматриваем парк Эдуарда VII и монумент маркизу де Помбала. Это большая зелёная поляна с аккуратно подстриженными кустиками правильной геометрической формы.

Лиссабон – современный европейский город, расположен на 15 холмах. Гуляя по нему приходится постоянно то подниматься, то опускаться с холмов. Поднимаемся на один из холмов, где с помощью экскурсовода знакомимся с мавританской крепостью Сан Жоржи. Когда-то здесь жили португальские короли, а теперь от замка осталась одна скорлупа с сосновыми рощами внутри. Зато это самая высокая точка Лиссабона и виды отсюда соответствующие. С крепостных стен видно странное сооружение — ажурные каркасы утыкающихся в небо арок. Чтобы охватить взором виды на реку Тежу и древний район Лиссабона Альфама, мы прошлись по эспланаде и поднялись на вал старой крепости. Крепость Сан Жоржи (святого Георгия) уже с древних времён была укреплением, охватывающем устье реки Тежу. В 1147 году король Альфонс Энрикиш переделал крепость в королевскую резиденцию. В 1511 году король Мануэль I построил себе дворец вне крепости, а здесь разместил склад оружия и тюрьму. При землетрясении 1755 года крепость очень сильно пострадала и лишь в 1938 году при Салазаре руины были отреставрированы, причём сохранилось лишь несколько деталей, напоминающих о первоначально мавританской Алкасаве, позднее – королевской резиденции, где Васко да Гама с помпой отпраздновал успех своего путешествия в Индию. Крепостные стены были восстановлены и теперь можно прогуляться по ним вокруг старинного квартала Санта-Круш. В крепостных башнях устроены разнообразные выставки, рассказывающие об истории крепости и всего города. С обзорных площадок открывается великолепный вид на Лиссабон.

От крепости в разные стороны разбегаются картинные улочки с домами, покрытыми расписной плиткой. Посреди каждого подъёма заботливо установлены скамейки. Большая часть улочек ведёт в Альфаму — самый старый квартал Лиссабона, который, будучи построенным на скальном грунте, пережил землетрясение без особых разрушений. Здесь когда-то находился центр римского города, а позднее — центр мавританского города. В Альфаме жили также евреи до их изгнания в XVI веке. О столичном городе там ничего не напоминает: Альфама скорее похожа на рыбацкую деревушку, где хозяйки прямо на улице чистят рыбу и строчат на допотопных швейных машинках, а верёвки с бельём привязаны к растущим прямо на ступеньках апельсиновым деревьям. Отправляясь на прогулку в Альфаму, настраивайтесь на то, что, скорее всего, заблудитесь — логике это хитросплетение улиц практически не поддаётся.

Вниз от замка спускаемся на ретро-трамвайчике, курсирующему по маршруту № 28, который напоминает транспорт начала прошлого века, и отправляемся на экскурсию по центру города. Отдаём должное тому, как наш трамвай лихо взбирается на возвышенности и с пугающим дребезгом несётся по узким извилистым улочкам. В один из моментов поездки легко достаём руками стену соседнего дома.

Выходим на остановке и перед нами открывается изумительный вид на столицу. В Лиссабоне такие обзорные террасы называются мирадору. Мы очутились на лучшей из них — Miradouro de Santa Luzia. Подходим к ограждению и замираем в восхищении. Недаром Лиссабон называют «Белый город»: перед нами целый квартал будто игрушечных, залитых солнцем белоснежных домиков с оранжевыми черепичными крышами.

В городе много интересных зданий необычной архитектуры.

Спускаемся на площадь Коммерции, которая считается одной из красивейших площадей Португалии. Здесь до землетрясения находился построенный в 1511 году Мануэлем I королевский дворец. В центре её на высоком цоколе возвышается конная статуя короля-реформатора Жозе I, министром которого был маркиз де Помбал. Величественная Триумфальная арка, украшенная барельефами и статуями известных людей и соединяющая площадь с улицей Августа, была завершена в XIX столетии. Тогда площадь и получила свое теперешнее название «Площадь Коммерции» вследствие близости к порту, являющимся главным источником торговли города. Отсюда открывается великолепный вид на реку Тежу, к которой можно спуститься по лестнице. С южной стороны площади возвышаются две квадратные башни, а с трех сторон площадь обрамляют здания министерств и банков.

Следующий пункт нашего путешествия — район Белем. Там, где Тежу впадает в океан, стоит Белемская (то есть, Вифлеемская) сторожевая башня, а чуть ближе к суше вздымается монастырь Жеронимуш — прекрасный образчик главного национального стиля — мануэлино, то есть готики, смешанной с арабской вязью, морскими узлами и астролябиями. Здесь же похоронены два всемирноизвестных португальца — Васко да Гама (который отчаливал от Белемской башни, отправляясь на поиски альтернативного пути в Индию) и Луиш Камоэнс. От Камоэнса, правда, осталась одна только гробница, сам поэт умер от чумы и похоронен в какой-то затерянной общей могиле.

Рядом находится кофейня Casa dos Pastéis de Belém, где делают лучшие в городе, а, возможно, и в стране, сладости.

Рядом с монастырем находится Вифлеемская башня (Торре де Белен), построенная в XVI веке, – символ Лиссабона. Это один из лучших образцов стиля мануэлино, башня находится под охраной ЮНЕСКО. Её украшают фонари, ажурные венецианские балконы, каменная резьба, статуя Мадонны Мореплавателей под огромным балдахином и скульптура носорога. Изнутри же башня выглядит достаточно мрачно, — раньше здесь была тюрьма. Четырехугольная Башня Белен известна как памятник португальской Эпохе Великих Географических Открытий. Башня, сооруженная в 1515-1520 г. г. и выдержанная в стиле мануэлино, является классическим символом всей Португалии. Эта башня воздвигнута в честь славного военного и морского прошлого Португалии и возвышается на том месте, где когда-то каравеллы отправлялись в далёкие страны.

Невдалеке от Башни на набережной реки Тежу по направлению к Мосту имени 25 апреля находится Памятник Мореплавателям.

Чем же запомнился Лиссабон, помимо его исторических достопримечательностей? Прежде всего, самобытной архитектурой, соединившей в себе различные стили. Полюбились нам его площади и улицы, выложенные плиткой разнообразной конфигурации и цветовой гаммы. Не оставили равнодушными и его многочисленные сувенирные магазинчики с всевозможной цветной кафельной плиткой и изделиями из неё. Ещё в городе находится один из самых больших океанариев. С удовольствием проехались по известному трамвайному маршруту № 28 по его крутым улочкам и с не меньшим удовольствием — под землей на метро в современных уютных вагонах, полюбовались своеобразным интерьером его станций.

Пришло время прощаться с гостеприимным Лиссабоном. Переезжаем через один из самых длинных мостов Европы. Через 45 месяцев после начала работ (на полгода раньше срока), 6 августа 1966 г., состоялась торжественная церемония открытия в присутствии высших лиц государства. Сооружение было названо «Мост Салазара» в честь тогдашнего диктатора Португалии. Вскоре, после Революции гвоздик, мост был переименован в честь дня, когда свершилось это событие, – Мост имени 25 апреля.

Королевская Синтра

Утром покидаем Лиссабон и направляемся в Синтру. В 27 км от Лиссабона у подножия невысоких прибрежных гор Сьерра да Синтра расположен небольшой городок Синтра, который с 1995 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сами португальцы считают его главной достопримечательностью страны, жемчужиной Португалии. Ещё в VIII веке мавры по достоинству оценили оборонительное значение этого места и построили здесь крепость. В 1147 году Афонсу I Энрикеш прогнал арабов и следующие 600 лет город был летней резиденцией португальских королей.

Среди роскошных парков, многовековых лесов, завораживающих ландшафтов, на холмах возвышаются поражающие воображение дворцы, замки, монастыри.

В самом городе расположен Национальный дворец Синтры, а в прилегающей горно-лесопарковой зоне на холме — Дворец Паласио-да-Пена и полуразрушенный Замок мавров.

Возле вокзала расположена красивейшая городская ратуша.

Перед поднятием на гору к Дворцу Паласио-да-Пена с удовольствием гуляем в городской части Синтры, застроенной старинными особнячками. Улочки прихотливо извиваются и частенько заканчиваются крутыми лестницами, ступеньки выводят на обзорные террасы, с которых открывается потрясающий вид на горы и океан. Городской пейзаж изобилует зелёными лесами, экзотическими цветами и изысканными дворцами.

В городе можно найти много замков и дворцов, сохранившихся в своей первозданности. Эти замки содержат важную историческую и художественную коллекции, что привлекает в город португальских и иностранных художников. Интересны и самобытны не только замки и дворцы, но и дома в этом сказочном городе.

Близость океана и горные хребты обеспечивают влажную, прохладную и слегка ветреную погоду, которая отлично подходит для отдыха даже в очень жаркое лето. Именно поэтому уже в XV веке летней резиденцией королевской семьи Португалии стал сказочный замок Паласио-да-Пена, который вместе со своим роскошным парком венчает один из самых высоких холмов Синтры. Расположенный на уровне 450 м над городом Синтра, относится к самым значительным образцам португальской архитектуры романтического периода. Возвышаясь на скалистом холме, он удивительным образом гармонирует с окрестными ландшафтами, сочетающими буйную растительность и скалистые утёсы.

Дворец был основан в 1839 году, когда муж португальской королевы Марии II Фердинандо II Саксен-Кобург-Гота (1816 — 1885 г. г.) приобрёл руины Иеронимского монастыря и начал перестраивать их по своему романтическому вкусу, чтобы создать здесь летнюю резиденцию. Чтобы осуществить свои фантазии, Фердинандо II обратился за помощью к знакомому немцу, барону Эшвеге, и назначил его руководителем строительства. И так как в XIX веке романтически настроенные архитекторы уже не стеснялись смешивать разные стили, то замок, как трехмерный пазл, собрали из немецких и португальских башен, мавританских арок и двориков и индийских куполов. И в довершение раскрасили все это в яркие цвета, что восхищает не только взрослых, но и детей. Причудливо-эксцентричная архитектура дворца сочетает в себе мавританские, готические и мануэлинские мотивы и дух замков Центральной Европы. Дворец стоит на вершине горы, его можно обойти по периметру по специальной дорожке. Фердинандо II также построил здесь один из самых захватывающих парков Португалии, который проектировали и засаживали растениями более 4 лет, начиная с 1846 года.

Этот самый красивый и романтический замок Португалии в шутку называют «Дворцом Белоснежки» и часто сравнивают с баварским Нойшванштайном. К Дворцу Пена можно подъехать на автобусе № 434 с центра города за 4,5 евро, но можно добраться и по тропинке пешком.

Поднимаемся на скалу, где расположена крепость, построенная маврами между IX и X веками. Во время захвата христианами крепость сдалась без боя. После XV века крепость потеряла своё стратегическое значение. Сверху открывается чудесный пейзаж: среди моря зелени видно и голубой океан и бело-красные крыши населённых пунктов и столицы.

Вниз спускаемся пешком, чтобы сильнее ощутить всю прелесть окружающей природы. Весь склон горы усеян огромными валунами, как после обвала или камнепада. Непонятно, как на этих камнях могут расти высокие деревья.

Прохожу мимо развалин старой мавританской крепости – когда-то здесь бурно протекала жизнь, а теперь лишь полуразрушенные каменные стены напоминают о её былом величии.

Королевская Синтра навсегда сохранится в памяти как одно из самих гармоничных мест мира, сочетающих в себе и прекрасные пейзажи, созданные матушкой-природой, и рукотворные дворцы и замки, созданные талантливыми архитекторами. Лорд Джордж Гордон Байрон, восхитившись красотой Синтры, назвал её райским местом, а после навсегда увековечил городок в известной поэме “Великий рай”.

Города-курорты Кашкаиш и Эшторил

После обеда направляемся к самой западной точке Европы – мысу Рока. Путь к нему пролегает по «Португальской Ривьере», с посещением городов-курортов Кашкаиш и Эшторил. Хотя Лиссабон стоит на побережье океана, в городе нет пляжей и желающие окунуться в морскую пучину или просто отдохнуть на побережье лиссабонцы выезжают в эти расположенные рядом города-курорты. Эти города очень милые и уютные.

В 15 км к западу от Лиссабона раскинулся великолепный курорт — Эшторил. Здесь уникальный микроклимат: тёплое и солнечное лето, умеренная температура в остальное время года. Именно с курорта Эшторил берёт начало туристическая индустрия Португалии. Немногим более века назад изумительной красоты природа и мягкий атлантический климат привлекли в Эшторил мировую элиту и представителей знаменитых аристократических семей. Великолепные песчаные пляжи, чистейшая вода и недоступные простому смертному отели традиционно пользуются спросом у людей немалого достатка. Любителей активного отдыха порадует невероятное разнообразие водно-спортивных развлечений, в т. ч. 8 новейших аквапарков, и прекрасные поля для гольфа.

В Эшториле часто отдыхает Её Величество Королева Англии, а небезызвестная Линда Евангелиста облюбовала себе виллу. Мы проезжаем мимо отеля, в котором отдыхал наш первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв.

Расположенный всего лишь в нескольких километрах от Эшторила и в 20 км от Лиссабона, Кашкаиш — типичный образец португальской архитектуры с яркими черепичными крышами и белыми стенами, отделанными красочными керамическими плитками.

Название Кашкаиша происходит от слова cascale — «маленький камень». Город располагает богатым историко-архитектурным ансамблем: музей истории, морской музей, церкви и часовни 15 века. На Центральной площади стоит памятник дону Педро.

В небольшом городе есть и другие памятники. Нам приглянулся этот скульптурный воин.

Очень понравился этот необычный симпатичный букет.

Весьма привлекательна прогулка по верхнему городу с прекрасно ухоженным городским парком и романтическим замком Аристократа.

Если двигаться дальше от города вдоль скалистого побережья, то попадаешь в Гиншу — царство широких дюн с нередкими штормовыми ветрами. Этот уголок нетронутой природы — настоящий рай для любителей виндсерфинга. Здесь находится живописный утёс Бока де Инфьерно («уста преисподней»): море вымыло отверстие в скале, и в этих каменных челюстях теперь постоянно кипит «адская похлебка».

Мыс Кабо де Рока

Горная дорога выводит на обрыв, с которого открывается головокружительная панорама океана и прибрежных скал. Это самая западная точка Европы, мыс Кабо де Рока, который стал достопримечательностью лишь в 1979 году. До этого «краем света» на Пиренейском полуострове считался испанский мыс Финистерре (лат. «конец земли»). Скала высотой в 140 метров, словно нос корабля, выдаётся в океан. Пренебрегая оградительным баръером, подхожу к её краю. Стоя у самого обрыва, слушаю торжественную музыку океана и наполняюсь его энергией. Наверное, великие португальские мореплаватели, стоя у западных берегов родного континента и всматриваясь в безбрежные океанские дали, задавались вопросом: «А что находится за этими далями?» и чтобы найти ответ на этот вопрос отправлялись в дальние морские путешествия.

Мы преодолели сюда нелёгкий путь на автобусе через много стран Европы от самой западной точки родной Украины закарпатского города Чоп (48º05′ с. ш., 22º08′ в. д.). Фотографируемся на память с нашим желто-голубым национальным флагом рядом с каменной стеллой, на котором высечены координаты (38º47′ с. ш., 9º30′ з. д.) и надпись «Onde a terra acaba e o mar comeca ….». Окутанное туманами или освещённое ярким солнцем, это место единственное и неповторимое, где, как сказал поэт Камоэнс: «К ончается земля и начинается океан » , — именно так звучат в переводе слова, высеченные на каменной стелле.

А это памятный камень.

В качестве свидетельства своего присутствия в таком харизматическом месте приобретаю в сервисном центре мыса именной сертификат о том, что действительно была здесь. На обратной стороне на разных языках, в том числе на русском, написаны следующие слова: «Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента, на самом краю света, «где кончается земля и начинается океан», где Дух Веры, Любви и жажда приключений, побудили португальские каравеллы отправится в путь в поисках нового мира » .

В сувенирном магазине много различной продукции о пребывании в самой западной точке Европы, особенно много сувениров с рисунками на разнообразных керамических изделиях. Выбираю магнитик на холодильник в виде маленькой керамической плитки с изображением мыса на память о посещении этого уникального места.

Но главное, что увозим из этого места, – воспоминания о том, как выглядит самая западная точка родного европейского континента. Бирюза глади Атлантики ласкает взор, а грозные скалы вызывают в воспоминаниях легенды о трагической, безответной любви.

Мы достигли самой крайней точки нашего родного континента и на этом я заканчиваю моё повествование о путешествии по Пиренейскому полуострову, мой «Пиренейский роман».

September 15th, 2012 , 02:11 am

Еще год назад было планировала это путешествие, но в прошлом году выбор пал на Канары и Португалия была отложена.
Но в этом году Португалия наконец осуществилась. Поползав по блогам и сайтам путешествий, были выбраны три города: Порту, Лиссабон и Албуфейра. Послений был выбран исключительно для пляжного отдыха, куда же летом без купания и загорания.
Первый мой рассказ будет о втором по величине городе в Португалии - Порту.


Для начала о маршруте. На мой взгляд, это оптимальная таректори для того, что бы сделать какое-то представление об этой стране.
Кстати, A=G=Лиссабон. Гугл наложил точки одну на другую и вышла такая петрушка.

О том, как мы добирались до Порту - отдельная песня. Так, как самолет приземлялся в Лиссабоне очень поздно и поездов до Порту в это время уже не было, то добираться пришось автобусом Rede Expressos . Бегом-бегом, но мы успели.
И вот вуаля - город Порту.
Наш отель находился в центре на площади Баталья. Так что утром перед нами предстал прекрасный вид на церковь Сан-Ильдефонс, улочки залитые солнцем и толпы туристов.
Я постаралась, что бы много народу не попадало в кадр, так что улицы выглядят более или менее пустынно.


Первое что поразило меня - церковь Сан-Ильдефонс, жемчужина площади. Она вся покрыта характерной для Португалии изразцовой плиткой.
Эти изразцы называются азулежуш и имеют арабское происхождение. Их количество в Порту огромно, издали очень напоминают гжель и изразцы на русских печках.
Интересно, что изображен на них не просто повторяющийся орнамент, а различные сюжеты и персонажи.
Очень радует, что азулежуш не растащили на сувениры, а то так и подмыает отколупнуть.

Проникшись Португальским духом, я без конца щелкала улочки, идущие в горку и под горку.
Такие перепады очень нетипичны для равнинного Петербурга, так что интересно посмотреть на такие диковинные ландшафты.

Путешесвствуя по Португалии нужно поминить об удобной обуви. Тротуары вымощены очень гладкой брусчаткой, а подъемы и спуски увеличивают скольжение. Ну и конечно, нужно учитывать огромные пешие расстояния. Я лишилась одной пары обуви в Порту во время прогулки и часть пути до отеля мне пришлось проделывать босиком.
Хотя выглядят тротуары бузесловно очень нарядно.

Не смотря на то, что Порту второй по величине город в Португалии, в нем не чувствуется Лиссабонского размаха.
Здесь хорошо побродить, натыкаясь на различные архитектурные памятники, не следуя карте.
Особый шик придает всюду развешанное белье. Всех цветов и размеров. В каждом доме, в центре и в переулках.
Еще меня не покидало ощущение запущенности Порту. На каждой улице несколько домов стоят обветшалыми или заброшенными, с заделанными окнами. Сложилось ощущение, что народ покидает город, хотя оно может быть обманчиво и это просто еще один "изюм" Порту.

Наверное одна из фишек Португалии, которая приходит ум - трамваи. Даже нет - трамвайчики.
Такой вот привет из прошлого. Хотя выглядят они очень даже прилично, почти как новенькие.
При желании можно совершить путешествие на этом виде транспорта. Но при взгляде на толпу, набившуюся туда, как кильки, у меня такое желание отпало.
Ну симпатичный же, правда?

Лично для меня отличной альтернативой экскурсиям, даже я бы сказала более выигрышным вариантом, в путешествиях стали автобусы Hop-on Hop-off. В них, как правило, есть аудиогид на русском, при его отсутсвии всегда в наличии на английском, бесплатный wifi и отличный вид со второго этажа. Обычно мы делаем первый кружок для ознакомления с достопримечательностями, а на втором круге выходим у понравишихся мест для фотографирования и прогулок.

Свой рейс мы начали с Праса-да-Либердади, где установлен памятник королю Дону Педро IV.
Площадь Свободы венчает здание муниципалитета. На мой взгляд, очень напоминает Вацлавскую площадь в Праге.
(Я конечно дико извиняюсь, но каждый раз, когда возникало упомниание о Доне Педро, мне вспоминался отечественный фильм "Здравствуйте, я ваша тетя!". Не удержалась, что бы не вспомнить. :))

Кстати, еще одна маленькая деталь. На площади Свободы находится один из самых шикарных Макдональдсов мною виденных. Вроде раньше там был ресторан. Орел как-то был бы более типичен для Германии. Внутри помещение тоже выдержано в имперско-торжественном стиле.

В sightseen автобусах я люблю сидеть на втором этаже, конечно. Высоко сижу, далеко гляжу + получаешь солнечные ванны. Правда в Порту на некоторых улочках деревья невысокие, приходится нагибаться.
На фото ниже слева, кстати и здание муниципалитета с 70-ти метровой колокольней.

Маршрут автобуса проходил вдоль океанского побережья, так что в Порту я впревые увидела океан, омывающий берега Португалии. Погода была довольно жаркая, так что на пляжах отдыхли туристы и местные жители. Молодежь же предпочитала более экстремальные способы охлаждения, прыгая с вертолетной площадки в устье реки Доуру, на которой стоит собственно сам Порту.

Кстати, виды на город тут открываются замечательнийшие: домики нависают один над другим и конечно же гирлянды белья на просушку.

На другой стороне реки Доуру, как нам сказали, лучшие рыбные ресторанчики. В общем, судя по количеству рыбацких лодок, рыба здесь имеется точно.

Раз вышли к реке, то невозможно не наткнуться на НЕГО! Я конечно же говорю про двухуровневый мост короля Луиша I. Он связывает район Рибейра с погребами и винными складами города Вила-Нова-ди-Гая. Ну и сооружён по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига. Собственно есть что-то общее.
Внимание, много-много фоток моста!

Мост величественен, его много. И пощелкав его днем со всех сторон, непременно нужно повторить все то же самое на закате и ночью. Кстати, в предзакатные часы свет наиболее выигрышный на мой взгляд.

Конечно же эта махина не единственный мост через Доуру.
Названия следующего не знаю (может кто подскажет?), но выглядит впечатяюще, ага.

И мост, кто бы мог подумать... Понте-де-Дона-Мария-Пиа, названный в честь супруги короля Луиша I. Романтик, шарман. Ну что же, целое семейство.

Виды можно осмотреть с бережка со стороны Рибейраю поднявшись на верх на подъемнике или с фуникулера с другой стороны.
Правда, фуникулер - ничего особенного. Окна какие-то заляпаные, вид с моста или берега с верху однозначно лучше. Лучше скопите деньги на портвейн:) .

Ну раз я произнесла это волшебное слово ("портвейн" я имею ввиду), то надо развить эту тему.
Думаю, не составить труда догадаться, что слово «портвейн» происходит от названия Порту.
Так вот, основное сосрдоточие складов и погребов с этим напитком в городе Вила-Нова-ди-Гая, на левом берегу Доуру.
Хотите продегустировать, вопросов нет - вэлкам. Да и побродить тут очень приятно. Потом сесть куда-нибудь на берегу и заточить сардин.
Честно говоря, у меня было предубеждение против портвейна, ни разу до этого не пробовала, но отрицательных отзывов слышала пердостаточно. Правда речь шла о портейне, купленном в нашем отечестве.
Оказывается существует несколько категорий портвейна tawny, brankco, ruby, vintage и т.д.
Не похвастаюсь. что попробовала все, но 3-4 сорта продегустировала.
Кстати, с определенным сортом советуют потреблять опеределенные закуски: орехи, джем, ветчину с дыней, фрукты, пирог с лимоном и т.д.

Кстати, отсюда открывается отличный вид на противоположный берег.
Места прямо созданы для фотосетов. Домики понатыканы один на другой и толпы гуляющих туристов.
Посмотрев на все это, мы скорее поспешили перейти через мост, присоединиться к вечерней суматохе.


И пару слов о том, что находится на другом берегу - Рибейра.
Этот район наполнен узкими извилистыми улочками и обветшалыми домами.
Создалось впечталение, что жизнь здесь отнюдь не процветающая и народи потихонку покидает это место.
Но есть хорошие новости - район включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и вроде его потихоньку восстанавливают.

Кстати, в Порту находится один из красивейших железнодорожных вокзалов Европы - Сан-Бенту.
Стены выложены плитками азулежуш в бело-голубых тонах. Самая большая из них выполнена из 20 тысяч изразцов и украшает зал ожидания. На картине изображены эпизоды из истории железных дорог.

Еще интересный факт: символ Португалии - петух Барселуш. Петух Барселуш жареный, поэтому всегда черный. Таких петушков всегда можно преобрести в любом сувенирном магазинчике Португалии, его изображение можно встретить практически всюду.

В заключении этой части, добавлю: что бы увидеть Португалию, все же стоит посетить Порту. В нем есть обаяние небольшого города и он совершенно не похож на другие места в Португалии.

Порту — город похожий на этнографический музей. Он дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту, фото Benjamin Gillet

Порту (Porto) – город на севере Португалии, в устье реки Дору, недалеко от Атлантического океана. По величине и значению он числится вторым после Лиссабона. Старый город Порту находится на правом берегу реки. С 1996 года он носит статус объекта ЮНЕСКО. Архитектура старого центра формировалась несколько веков и полностью сохранилась. Город по количеству достопримечательностей и красоте может соперничать со столицей.

Современный Порту – развитый промышленный центр. В городе с населением около 240 000 жителей с 2002 года действует метрополитен. Через Дору построено шесть уникальных мостов. Гавань Лейшоеш (Leixoes) – важный грузовой порт страны. В Порту работает крупнейший университет Португалии.

Как все начиналось

История города начиналась с римского поселения, в V веке. На левом берегу реки Доуру жило племя Портус, на правом – Кале, поэтому территорию назвали – Портукале (Portucale). В VIII столетии поселение было захвачено маврами. В X веке мусульман изгнали, возникло новое христианское графство – владение Генриха Бургундского (отца Афонсу Энрикеша).

В эпоху Великих открытий Порту пережил расцвет. XIII-XIV века – это время сотрудничества Португалии, Англии и других стран ганзейского союза. Порту был торговым, буржуазным и промышленным городом. Он всегда стремился к автономии от центральной власти и противостоял Лиссабону. В XV веке стал центром судостроения. Местные жители всегда отличались бунтарским характером. Здесь не раз вспыхивали восстания.

Именно в Порту была принята первая португальская Конституция.

Достопримечательности Порту

Мост Луиша I

Кафедральный собор Порту

Церковь св. Ильдефонсо

Музей современного искусства

Художественный музей

Музей электрического транспорта

Музей транспорта и связи

Музей портвейна

Кафе Мажестик

Квартал Рибейра, фото Mariana Daher

Старинный квартал Рибейра (Ribeira) на берегу реки – сердце Старого Порту. Его узкие улицы с пестрыми фасадами домов перепутаны, словно лабиринт, некоторые дома до сих пор стоят на римском фундаменте. Многие здания красиво украшены «азулежу», традиционной керамической плиткой в бело-голубых тонах. Здесь всегда шумно — многочисленные рестораны и кафе, колоритные таверны открыты до позднего вечера.

Набережная Рибейра, фото AN07

Каиш-да-Рибейра (Cais da Ribeira) – пестрая набережная вдоль реки Дору. Здесь можно увидеть фрагменты древней крепостной стены и старинные грузовые суда, которые раньше перевозили портвейн, а сейчас «служат» прогулочными кораблями. На набережной вы сделаете отличные фотографии и купите сувениры.

Мост Луиша I ученика Эйфеля

Мост Луиша Первого, фото Małgorzata Kaczor

Мост Луиша I (Ponte de D. Luís) (1886 г.) — одна из визитных карточек Порту. Это двухуровневый мост, построенный на месте старого каменного. Архитектор — ученик и компаньон Гюстава Эйфеля, Теофил Сайриг. Нижний уровень — для автомобилей, он соединяет район Рибейра с погребами и винными складами города-спутника Вила-Нова-ди-Гая (Vila Nova de Gaia). Верхний - для метро, он связывает район железнодорожного вокзала Сан-Бенту, с верхней частью Вила-Нова-ди-Гая. Пешеходы могут ходить по обоим уровням. Мост Луиша I — одна из лучших смотровых площадок в Порту. Недалеко от моста находятся фуникулер и остатки крепостной стены Фернандины (XIV в.)

Кафедральный Собор Порту

Кафедральный Собор Се, фото E Assad (Massad)

Кафедральный Собор Порту (Sé Catedral do Porto) – храм, перестроенный из романской крепости в XII веке. Массивные зубчатые стены и две внушительные башни и сегодня придают собору черты оборонительной цитадели. В одной из часовен храма находится уникальный алтарь, изготовленный из 800 кг серебра. В 1809 году защитники города уберегли его от наполеоновских солдат.

Епископальный дворец

Епископский дворец, фото rangaku1976

Епископский дворец (Paço Episcopal) находится рядом с Собором Се. Это двухэтажное романское здание XII столетия, реконструированное в духе барокко и рококо.

Церковь Святого Ильдефонсо, фото ChihPing

Церковь Санто-Ильдефонсо (Igreja de Santo Ildefonso), XIII век. Перестроена в начале XVIII в., оформлена азулежу, на покрытие стен ушло более 11 тыс. плиток. В убранстве храма сохранились восемь оригинальных витражей и орган 1811 года.

Церковь Клеригуш, фото Dan

Игрежу-душ-Клеригуш (Igreja dos Clérigos) – барочная церковь Братства Клириков, построена в 1750 году. Главный фасад и тимпан оформлены статуями и рельефами, неф здания в плане имеет овал. К церкви пристроена 76-метровая кампанила Торре-душ-Клеригуш (Torre dos Clérigos), возведенная в период 1754–63 гг. Это самая высокая колокольня страны, много лет она служила ориентиром для моряков. На шестом ярусе Торре-душ-Клеригуш оборудована превосходная смотровая площадка.

Ратуша

Городская ратуша, фото Diego Delso

Строительство городской ратуши Порту (Câmara Municipal do Porto) началось в 1920 г., но использоваться для муниципальных целей она стала лишь с 1957 г. Шестиэтажное монументальное гранитное здание имеет подвал, два внутренних дворика, башню с часами-курантами высотой 70 м, на которую можно взобраться, преодолев 180 ступеней. Внутри находятся торжественно украшенные залы. Интерьер здания выполнен из мрамора и гранита.

Площадь Свободы, фото Diego Delso

Площадь Свободы (Praça da Liberdade) – архитектурный комплекс XIX–XX вв. в южной части Порту. Здесь установлен монумент королю Педро IV, даровавшему Португалии конституцию; стоит дворец Cardosas. К площади примыкает Центральный вокзал (Estação São Bento). А саму площадь окружают банки, гостиницы, рестораны и многочисленные офисы.

Вокзал Сау-Бенту

Вокзал Сан-Бенту, фото Concierge.2C

Центральный железнодорожный вокзал Сан-Бенту (Estação São Bento) (1916 г.) – гимн красоте португальского азулежу. Из бело-голубых изразцов выложены великолепные панно на стенах здания на сюжеты из самых ярких эпизодов истории Португалии.

Национальный музей

Суариш-душ-Рейш, фото Alegna13

Суариш-душ-Рейш (Museu Nacional de Soares dos Reis) – Национальный музей, открыт в 1833 году, он занимает неоклассическое здание дворца Карранкаш (Palácio das Carrancas). Основа собрания – коллекция работ скульптора Соариша дуж Рейша. Кроме скульптур здесь представлена богатая коллекция португальской живописи XIX–XX вв., собрание живописи XVII–XVIII вв., серебро, керамика, предметы интерьера, текстиль, стекло из Португалии и стран Востока.

Для ценителей искусства и истории в Порту открыто множество самых разнообразных музеев. Наиболее интересные:
музей современного искусства (Museu de Arte Contemporânea de Serralves),
художественный музей — дом-мастерская Антонио Карнейро (Casa-oficina António Carneiro),
музей электрического транспорта (Museu do Carro Eléctrico),
музей транспорта и связи (Museu dos Transportes e Comunicações),
музей портвейна (Museu do Vinho do Porto).

Кафе Мажестик

Кафе «Мажестик», фото Lilly Darma

Кафе «Мажестик» (Majestic Café) – самое знаменитое заведение города, работает с 1921 года. Здесь помпезные интерьеры в стиле ар-деко, богатое меню, огромный ассортимент кофе и десертов. Говорят, что именно в кафе Мажестик британская писательница Джоан Роулинг начала писать о Гарри Поттере.

Португальский портвейн

Португалия – родина портвейна (Vinho do Porto), это известно всем. Именно Порту был главным центром производства и транспортировки «национального достояния» с XII века. Название вина защищено по происхождению: только ликерные вина из винограда, взращенного в долине Дору, проданные в Порту, могут именоваться «порто». Подлинность и качество португальских портвейнов охраняются государством. Происхождение напитка подтверждает гарантийная марка, выданная Португальским институтом виноделия. В городе работает множество винодельческих компаний – крупных и маленьких. Самый известный бренд портвейна выпускает семейная винодельня Calem. Фирма основала даже собственный музей – «Porto Calem».

Развлечения и праздники

В Порту любят веселье и развлечения. Карнавалы, шествия, костюмированные балы здесь проходят постоянно по любому поводу. Сопровождаются они фейерверками, обилием угощений, музыкальными представлениями.

В феврале в Порту проходит карнавал.

В июне празднуют дня Святого Антония, центром событий в эти дни становится Кафедральный собор.

В ночь на 24 июня местные жители прыгают через костер и устраивают фейерверк – так проходит католический праздник рождения Святого Иоанна (São João do Porto).

В сентябре в городе проводится Международный фестиваль театров кукол – публика приезжает со всей Европы.

Дом музыки, фото Marinhopaiva

В городе построен масштабный Дом музыки; в двух его залах возведены прозрачные стены.

Ночная жизни в Порту также насыщенная. В городе множество ночных клубов, в которых можно хорошо повеселиться и отдохнуть. Большая часть таких заведений находится на набережной Рибейра и в пригороде Матозиньюш (Matosinhos).

Любители природы и неспешных прогулок по достоинству оценят Ботанический сад, самый старый в Португалии.

Что с погодой?

Зима в Порту теплая и мягкая, температура около +14°. Лето довольно жаркое и влажное, воздух прогревается до +25°. Наибольшее количество осадков выпадает зимой. Комфортным и теплым месяцем считается август. Средняя температура воды летом — +17°.

Что типичного поесть?

Португальская кухня проста и сытна, ее еще называют «крестьянской». В ней используются рыба, морепродукты и мясо, а гарниром обычно выступает рис с овощами. Обязательно попробуйте: говяжьи потроха; фейжоаду (блюдо из мяса, риса и красной фасоли); картофельный суп-пюре с капустой; тушеную треску с горошком; запеченую форель; икру из оливок. Из экзотики: морской черт, волчий окунь, козий сыр с толстой коркой.

Сладкие блюда почти все готовятся с добавлением миндаля и корицы. Среди десертов разнообразные торты и пирожные, муссы и пудинги, хрустящее печенье и фруктовые салаты.

Сувениры

Подарки и сувениры для родных и друзей лучше покупать в магазинах на улице Santa-Katarine. Именно там находится множество сувенирных лавок, уличных базаров и антикварных магазинов.

Самый популярный подарок из Порту — бутылка португальского портвейна. Стоит обратить внимание на керамику, изделия из коры пробкового дуба, фигурки петушков, обувь и текстиль.

Транспорт в Порту

Старинный трамвай в Порту, фото Andreas Nagel

До любой городской достопримечательности, которая находится в пределах города, довезет метро, состоящее из трех линий. Это оптимальный транспорт для туристов в Пору.

По городу можно передвигаться так же на автобусах и трамваях. Работает ночной транспорт. Альтернатива общественному транспорту — такси.

Но что надо обязательно сделать в Порту, так это проехаться в старинном трамвае 1930 г. и увидеть Атлантический океан из его окна. Салон трамвая обшит деревом, водитель управляет вагоном стоя, т. к. сидений нет.

Порту — город портвейна и футбола, город высоких арочных мостов и шумных прибрежных баров, город неприглядных и грязных улиц, город давший название Португалии. Про Порту написано так много, что пытаться рассказать что-то новое — неблагодарное занятие. Но всё же попробую и рассказать, и показать.

Город расположен к северу от на правом берегу реки Доуру, протянувшейся почти на 900 километров через весь Пиренейский полуостров.

История города уходит к римлянам, как раз с тех времён Порту начал развиваться сначала как портовый, а потом как промышленный город. Причём за прошедшие два тысячелетия своего портового шарма он ничуть не растерял, но об этом чуть ниже...

Порту является вторым по величине городом Португалии, его нередко называют северной столицей.

Один из самых узнаваемых символов города — мост Понте-де-Дон-Луиш, построенный в конце XIX века Теофилом Сейригом, учеником того самого Гюстава Эйфеля. Мост соединяет два берега реки Доуру. Мост — двухуровневый: на верхнем уровне на высоте 45 метров проходит линия метро, нижний же ярус, расположенный прямо над водой, предназначен для автомобилей.

Но самый известный символ Порту — конечно же, знаменитое креплёное вино — портвейн.

Портвейном может называться только вино, произведённое на берегах реки Доуру. Это положение закреплено законодательными актами Португалии и Евросоюза. Так что советские «Три топора» и прочие аналогичные суррогатные жидкости, конечно же, не только не имеют никакого отношения к благородному сладкому напитку, но и его название позаимствовали абсолютно нелегально.

К слову, вопреки мнению большинства, портвейн производится отнюдь не в Порту — знаменитые на весь мир погреба, в которых выдерживаются дубовые бочки с вином, расположены на противоположном берегу от Порту — в городе Вила-Нова-де-Гайя.

Раньше, чтобы не тревожить вино перевозкой по неровным португальским дорогам, с виноградников до погребов его переправляли в бочках на плоскодонных грузовых лодках с квадратным парусом. В память о тех временах сегодня можно увидеть множество пришвартованных лодок, как раз напротив погребов. Некоторые из лодок переоборудованы в рестораны, за столиками которых можно бесконечно сидеть и наслаждаться свежим ветром с Атлантики под приятные сладкие нотки, сверкающего в бокале креплёного вина.

Пара слов про транспорт. В Порту, так же как и в , ходят старые дребезжащие трамваи.

Есть здесь и более современный транспорт. Например, больше похожее на трамвай городское метро.

Вдоль старой крепостной стены от берега Доуру наверх проложена линия фуникулёра.

Крепостная стена тоже появилась здесь неслучайно — в самом начале реконкисты Порту занимал пограничное положение. Граница между мусульманскими землями и только что получившим автономию португальским графством проходила как раз по реке Доуру.

Фуникулёр ходит довольно редко — оператор ждёт пока кабинка будет набита людьми под завязку, словно банка со шпротами.

Ну и, наверное, самый интересный вид городского транспорта — канатная дорога, соединяющая площадку рядом с мостом Понте-де-Дон-Луиш и набережную реки Доуру рядом с винными погребами.

Хотя, конечно, это уже не Порту, а Вила-Нова-де-Гайя, но всё равно очень интересно.

А интересно потому, что как раз с этой канатной дороги открывается лучший на мой взгляд вид на историческую часть Порту.

Над плотно сгрудившимся жилыми домиками монументально возвышается епископский дворец.

Рядом с ним на склоне холма расположен старинный район Байрру-да-Се — он является беднейшим и в то же время самым живописным кварталом Порту.

На набережной расположено множество маленьких открытых ресторанчиков, в которых, кажется, круглосуточно царит пьяное веселье.

Тем временем пришло время посмотреть на Порту сверху. Лучшее место для этого — обзорная башня церкви Клеригуш.

Её колокольня — высочайшая в Португалии. Долгое время она являлась ориентиром для прибывающих с Атлантики кораблей.

Наверх ведёт узкая лестница из 225 ступеней.

Переведём дух на одной из площадок... Мы пока всего лишь добрались до уровня крыш.

Ну вот мы и наверху.

Смотрим на Порту.

Видим красные крыши, уступами спускающиеся к берегам Доуру. Видим расположенный на дальнем берегу Вила-Нова-де-Гайя. Видим занимающие практически весь противоположный берег реки винные погреба.

Видим аккуратные новенькие крыши.

Видим, что прямо в центре Порту существуют живописные руины.

Видим, что склоны холмов, на которых расположен Порту, довольно крутые, и порой чтобы подняться по множеству ступенек, нужно хорошо попотеть.

Видим возвышающиеся вдалеке современные кварталы.

Видим, что на запад до самой Атлантики уходят огромные покрытые зелеными кронами деревьев парки и скверы.

Всё. Сверху на Порту насмотрелись. Продолжаем гулять по улицам.

Обратим внимание на то, что голубыми изразцами здесь могут быть украшены целые фасады домов.

Прочувтсвуем атмосферу квартала Байрру-да-Се, над которым словно могучий фаллос возвышается колокольня церкви Клеригуш, которую мы посетили чуть раньше.

Дома здесь высокие, а улицы узкие и грязные. Между домами душно, воздух как будто застыл, впитав в себя множество ароматов, начиная от доносящихся неизвестно откуда запахов дешёвой еды и заканчивая откровенной вонью, так знакомой по родным питерским обоссаным лифтам. Ощущение, что из цивилизованной европейской страны неожиданно попадаешь в бедную азиатскую.

На улицах развешено бельё. Периодически навстречу попадаются личности очень сомнительного вида, с которыми очень не хотелось бы встретиться на тёмной улице под покровом ночи.

В общем — настоящий портовый город. Для большего антуража не хватает только пьяных морских волков да дешёвых портовых проституток. Хотя, может я просто плохо смотрел?

Смотрю внимательнее, и начинаю понимать — что город-то восхитителен!

Читайте также: