Дворец потала. Дворец Потала в Тибете

Лхаса - «место обитания богов», оно было выбрано тибетскими королями как столица государства. До сих пор исследователи Центральной Азии не могут разгадать все тайны города до конца. К загадкам Лхасы относится и многовековое сооружение - дворец Потала. Своей красотой и величием он поражает людей ни одну сотню лет. Ежегодно в это место паломничества буддистов стремятся тысячи туристов.

Город Лхаса. Дворец Потала - главная достопримечательность

Китайский город Лхаса расположился в долине прекрасной реки Джичу, которая течет по Над уровнем моря Лхаса находится на высоте 3680 метров. Долгие годы здесь находилась резиденция Далай-Ламы. Лишь в 1979 году город стал доступен для посещения туристам, до этого времени вход иностранцам сюда был закрыт. Улица Баркхор проходит вкольцевую через центр. Если верить преданиям, в центре этого кольца было озеро, в нем обитала Для того чтобы горожане жили спокойно, озеро засыпали, а на этом месте выстроили монастырь Джокханг. В Старом городе Лхаса находится множество ценных памятников истории: монастыри Сера, Дрепунг, Ганден, но самым значительным можно назвать тибетский дворец Потала. Многие годы он удивляет посетителей своей необычностью, редкой архитектурой, великолепным стилем. Чтобы полюбоваться красотой и уникальностью дворца, в Тибет приезжают тысячи путешественников. Потала - - находится на Красном холме, который окружен Лхаской долиной.

Дворец Потала, Тибет: история сооружения

Как гласит легенда, первоначально дворец Потала еще в VII веке возвел царь Сронцзангамбо. Сооружение строилось для принцессы Вэньчэн, его будущей жены. Здание раскинулось от подножия до вершины горы, объединило оно тысячи построек, выполненных в тибетском стиле. Во времена военных действий тех лет Туфаньская династия пала, а многие залы дворца были попросту разрушены. Со временем природные катаклизмы также плохо повлияли на состояние стен сооружения. Реконструкцию начали только в 1645 году. В то время цинское правительство определило правителя Тибета - Далай-Ламу Пятого. Дворец и стал его резиденцией.

Состоял дворец Потала из двух частей - Белой и Красной. Белый дворец был построен в 1653 году, а в 1694 году закончили возведение Красного. Полная высота сооружения из земли, камня, дерева составила 117 метров. Ширина дворца - 335 метров. Тринадцать этажей занимают более 130 тысяч квадратных метров, сейчас вся площадь занимает 360 тысяч квадратных метров. Дворец включает в себя более 1100 комнат и залов, 200 тысяч самых разных скульптур, более 10 тысяч часовен.

Описание дворца Потала

Рассмотрим подробнее, как выглядит дворец Потала. Как уже упоминалось выше, он состоит из дух частей - Белой и Красной. В Белом дворце расположены покои Далай-Ламы, Красный дворец служит местом проведения служб. Во внутреннем дворе построены хозяйственные помещения и кельи монахов. Лучше всего начать осмотр Красного дворца с верхних помещений, в частности с часовни Майтрейи. Входы в часовни расположены на самом нижнем ярусе. Западная часть занята гробницами Далай-Лам, здесь же находятся служебные помещения правительства. В Солнечном павильоне жил, трудился, писал священные тексты Далай-Лама, занимался управлением. Большой павильон использовали для официальных церемоний. Зал Пабалакан и Пещера Фа-Вана, которая считается особой частью, остались еще от сооружений VII века.

Поднятие на Поталу. Интересные места

Священным местом у буддистов является Дворец Потала, Тибет ежегодно принимает тысячи паломников. Поднятие ко дворцу начинается у подножия горы с пробельной стены. Извилистая каменная дорожка приведет к восточным воротам, на которых изображены четыре алохани. В павильон можно попасть через дворцовую стену, высота её составляет четыре метра.

На середине пути взорам предстает огромная терраса, её площадь составляет 1600 квадратных метров. Отсюда Далай-Лама обращался к собравшимся здесь верующим. Далее по коридору можно подняться в самый большой павильон - Почжангабо Цоцинься. Именно здесь в 1653 году проводились религиозные торжественные церемонии, когда император Шуньчжи жаловал Далай-Ламу Пятого золотой печатью и грамотой. Тогда же и произошло его возведение в ранг святых.

Всюду, где изображен дворец Потала, видна та часть, где находятся восемь усыпальниц, так называемых пагод-ступ. Самой роскошной и крупной является пагода Далай-Ламы Пятого. Покрыта она листовым золотом, израсходовано его было 3721 кг. Инкрустирована усыпальница редкими драгоценными камнями.

Самая крупная и самая древняя части дворца

Самый крупный павильон Почжанмабо хранит на которой оставлены надписи цинским императором Цяньлуном и удивительные занавеси, подаренные императором Канси. Предание гласит: для того, чтобы соткать эти занавески, была выстроена специальная мастерская, на изготовление их ушел целый год. Самой древней частью дворца считается павильон Сноягал. Именно здесь долгие годы хранятся скульптуры великого царя Сронцзангамбо, всех сановников и принцессы Вэньчэн. Сасронланцзе - самый высокий павильон, здесь приносились жертвы поминальным табличкам и изображению императора Цяньлуна.

Красота дворца Потала

Дворец Потала предстает пред взором путешественников как величественное, неописуемой красоты сооружение. Золотые крыши, гранитные стены, изящные карнизы с золочеными украшениями придают строению сказочный, фантастический образ. На цветных настенных росписях - рисунки Будд и алоханей, правдивое воспроизведение жизни, деятельности Далай-Ламы Пятого. Также здесь отражено торжественное вступление принцессы Вэньчэн в Тибет. Росписи отражают всё развитие буддизма, древней тибетской культуры. Древнейший архитектурный ансамбль - дворец Потала - является нерушимым символом Тибета, плодом ума, таланта китайского народа. Он свидетельствует о культурном единении между ханьцами и тибетцами.

Дворец Потала - это огромный религиозно-административный комплекс в Лхасе, автономном районе южного Тибета, Китай. Он расположен на Мар-По-ри (Красная гора), на высоте 130 метров над долиной реки Лхаса и резко поднимается со своего скалистого основания.

Потранг Карпо (Белый дворец), завершенный в 1648 г. когда-то служил местом правления тибетского правительства и главной резиденцией Далай-ламы; с середины 18-го века он использовался как зимний дворец. В Потранге Марпо (Красный дворец), построенном в 1694 году находятся несколько часовень, священные статуи и гробницы восьми Далай-лам; он остается основным местом паломничества для тибетских буддистов.

История

Тибетский король Срон-брцан-сгам-по поручил построить дворец в Лхасе в VII веке. Значительно меньший и менее сложный, чем его преемник размером 13 км2, он был назван Поталой ("Чистая Земля" или "Высокое Небесное Царство") по причинам, которые исторически не документированы, хотя гора Потала в Индии кажется вероятным источником. Тибетские буддисты признают Далай-ламу воплощением Авалокитешвары (Китай: Гуаньинь), бодхисаттвы, дом которой находился на горе Потала.

Впоследствии дворец был разрушен, а в 1645 году пятый Далай-лама приказал построить новый замок, который мог бы обеспечить его роль как религиозного, так и государственного лидера. Лхаса была вновь выбрана в качестве места паломничества из-за ее важности и близости к трем основным буддийским монастырям: Сэра, Дрепунг и Ганден. Новый дворец Потала был построен на Мар-По-ри для безопасности, обеспечиваемой возвышенным положением. Вплоть до середины 18-го века, Потала был крупной тибетской военной крепостью.

Из более чем 1000 комнат в Потале самыми святыми считаются - Чогьял Друбхук и Факпа Лхаханг, остатки первоначального дворца Срон-брцан-сгам-по; в последней находится священная статуя Арья Локешвара (Авалокитешвара). В священном комплексе расположено более 200 000 статуй и 10 000 алтарей. Его ценность была признана Комиссией по культурным реликтам Китая, а дворец был спасен во время Культурной революции.

Как символ Тибета, дворец Потала имеет много вещей, которые стоит посмотреть, архитектуру всего сооружения, великолепные хорошо сохранившиеся произведения искусства и различные виды религиозных ценностей.

Тибетская архитектура

Дворец Потала - одно из самых ярких архитектурных сооружений, стоящих на обрывистом холме. Имея величественный экстерьер в 13 ярусов общей высотой 117 метров, весь дворец был построен из дерева и камней. Стены были выложены гранитом толщиной 2-5 метров.

Крыша и карнизы сделаны из дерева с красивой резьбой по буддизму. Дворец можно разделить на две основные части: Белый дворец вокруг и Красный дворец в центре. Белый дворец был жилым кварталом Далай-ламы и офисом для решения политических и буддийских дел. А Красный дворец является главным зданием, состоящим из сложной планировки различных буддийских залов, часовен и библиотек.

Великолепные Произведения Искусства

Внутри величественного дворца находится настоящая сокровищница великолепных произведений искусства. Самым выдающимся искусством являются 698 настенных росписей на стенах и вдоль коридоров, которые описывают некоторые важные события, произошедшие во время тибетской истории, такие как принцесса Вэньчэн в Тибете, и истории жизни известных буддийских мастеров, таких как 5-й Далай-Лама.

Помимо настенных фресок, здесь также можно найти большое количество изысканных росписей на шелке, ткани или бумаге, обрамленных цветным атласом, которые в основном рассказывают об истории Тибета, религиозных деятелях и буддийских учениях. Кроме того, есть множество видов ремесленных произведений, дающих возможность представить тибетскую местную жизнь.

Религиозные Сокровища

Дворец Потала является одним из самых священных зданий тибетского буддизма. Это дворец лидера тибетского буддизма Далай-ламы. В древности Потала открыла буддийскую школу для обучения буддизму. Что еще более важно, во Дворце Потала находится множество ступ прошлых Далай-Лам.

И в Красном дворце и в Белом дворце есть много ценных статуй, особенно статуя Цонг Хапа (в Восточной Часовне) высотой 2 метра, серебряная статуя Падмасамбхавы (в Южной Часовне) и статуи Сакьямуни, Далай-ламы и Будды Медицины (в Северной Часовне).

В 1994 году дворец Потала был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Два других места - храм Цуглагханг(Джокханг), одно из самых священных мест в тибетском буддизме, и Норбуглингка (Драгоценный дворец), бывшая летняя резиденция Далай-ламы - были добавлены к объектам Всемирного наследия в 2000 и 2001 годах, соответственно.

В буддийской мифологии рай, где живут бодисатвы Авалокитешвара и Тара (соответствует китайскому раю Путо) … Большой Энциклопедический словарь

- (санскр. potala, potalaka, pautalaka), в буддийской мифологии название рая, где обитают Авалокитешвара и Тара. По индийским и тибетским источникам, находится на вершине горы на побережье Индийского океана, в китайском буддизме на острове в… … Энциклопедия мифологии

ПОТАЛА, в буддийской мифологии рай, где живут бодхисатвы (см. БОДХИСАТТВА) Авалокитешвара (см. АВАЛОКИТЕШВАРА) и Тара (см. ТАРА (в мифологии)) (соответствует китайскому раю Путо) … Энциклопедический словарь

- (санскр.) 1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция далай ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары … Буддизм

Потала - в будд. миф. назв. рая, где обитают Авалокитешвара и Тара. По инд. и тибетским источ., находится на вершине горы на побережье Индийского океана … Древний мир. Энциклопедический словарь

потала - и, ж. З їдання, знищення. || Лихоліття, лихо, біда. Віддавати на поталу … Український тлумачний словник

потала - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

Координаты: 29°39′35″ с. ш. 91°07′01″ в. д. / 29.659722° с. ш. 91.116944° в. д. … Википедия

Город на Ю. З. Китая, ц. Тибетского авт. р на. Является главным религиозным центром ламаизма (одной из форм буддизма) в Азии, что и отражено в названии: тибет. лха бог, са земля, т. е. божественная, священная земля. Географические названия… … Географическая энциклопедия

Город Лхаса 拉薩, 拉萨, Lāsà Страна КитайКитай Статус … Википедия

Книги

  • Самые знаменитые места мира , К. Альенде, Ф. Амальфи, Т. Гомес. Романтический Тадж-Махал, таинственный Стоунхендж, древние пирамиды Гизы, священная гора Кайлас, затерянные города инков и майя, святой город Иерусалим, жемчужинаВостока Самарканд,…
  • История Рампы , Т. Лобсанг Рампа. "Брат мой, мы должны донести до ведома многих истину о том, что одна личность может добровольно покинуть свое тело и позволить другой личности занять и оживить покинутое тело. Твоя задача…

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


В городе Лхасе в Тибете - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-ламы.
Вплоть до бегства Далай-ламы XIV в Дармасалу (Индия) после вторжения Китая в Тибет в 1959.
Располжен на высоком холме, господствующем над городом. Общая площаль дворцового комплекса составляет 360 тыс. кв. м.



Сейчас дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах.
Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.



Потала расположена на 3700 метрах над уровнем моря, ее высота составляет 115 метров, разделенных на 13 этажей, общая площадь которых более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет "где-то более тысячи", и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все.



Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 по инициативе Далай-ламы V. В 1648 был завершён Белый дворец (Потранг Карпо), и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец (Потранг Марпо) был достроен между 1690 и 1694.



Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Из-за террас, площадок на крышах и храмов, он не производит впечатления крепости (дзонга). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников.
Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору - ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.



Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.



Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника Далай-ламы, и служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.



Красный дворец служил в большей степени местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ,в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам.



Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, боддхисатвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии - пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, сложная система росписи на стенах.


Отрывок из книги Его Святейшества Далай-ламы XIV "Моя страна и мой народ"

"Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город.



Однако помимо того, что здание это использовалось как офис, храм, школа и жилище, Потала также была и громадным складом. Здесь были комнаты, наполненные тысячами бесценных свитков-икон, тханок. Некоторые из них были написаны тысячу лет назад. Были комнаты, наполненные золотыми регалиями древних царей Тибета, также имевшими возраст более 1000 лет, и различными дарами, полученными от китайских и монгольских императоров, а также сокровищами Далай-лам, которые правили страной после царей. Здесь же хранились доспехи и оружие периода всей тибетской истории.


В библиотеках находились летописи тибетской культуры и религии, около семи тысяч громадных томов. Некоторые, как говорят, весили около 80 фунтов, а иные были написаны на пальмовых листьях, привезённых из Индии 1000 лет назад. Две тысячи просветляющих томов священных писаний были написаны чернилами, составленными из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. Каждая строка была написана чернилами другого цвета."


Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.
Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок






Читайте также: